Jump to content

Варахамихира

(Перенаправлено с Варахи Михиры )

Варахамихира
Рожденный в. 20-21 марта 505 г. н. э. [ а ]
возможно, Капиттака (отождествляется с Каятхой или Санкиссой )
Умер возможно, 587 г. н.э. (оспаривается; см. раздел «Дата» )
Занятие астролог-астроном
Известные работы Панча-сиддхантика , Брихат-самхита , Брихаджатака

Варахамихира (6 век н. э., возможно, ок. 505 – ок. 587), также известный как Вараха или Михира , был астрологом-астрономом или его окрестностях , который жил в Удджайне на территории современного Мадхья-Прадеша , Индия.

В отличие от других выдающихся древнеиндийских астрономов , Варахамихира не называет свою дату. [ 1 ] Однако, основываясь на намеках в его работах, современные ученые датируют его VI веком нашей эры; возможно, он также жил в последние годы V века. [ 2 ]

В своей Панча-сиддхантике Варахамихира упоминает 427 год Шака -калы (также Шакендра-кала или Шака-бхупа-кала ). Отождествление этой календарной эры с эрой Шака относит Варахамихиру к 505 году нашей эры. Альтернативные теории отождествляют эту календарную эпоху с другими эрами, помещая его до V века нашей эры. Однако эти теории неточны, поскольку Варахамихира, должно быть, жил после Арьябхаты (родившегося в 476 г. н.э.), на работы которого он ссылается. Подробности даты, упомянутой Варахамихирой - Шукла пратипада месяца Чайтра 427 года Шака - точно совпадают с 20-21 марта 505 года нашей эры. Аль-Бируни также относит Варахамихиру к 505 году нашей эры. [ 3 ]

В соответствии с современной традицией, 505 г. н. э., скорее всего, был годом, когда Варахамихира составил Панча-Сиддхантаку или начал ее планировать. [ 1 ] Однако некоторые ученые полагают, что это был год рождения Варахамихиры или другого важного события в его жизни. Это связано с тем, что, согласно Амарадже, автору комментария к Брахмагупты » «Кханда-кхьяке , Варахамихира умер в 587 году нашей эры (509 год Шака). Если Варахамихира написал свою работу в 505 году нашей эры, даже в молодом возрасте 25 лет, на момент его смерти ему должно было быть более 105 лет, что кажется этим ученым исключительно высоким. [ 4 ] Следовательно, эти ученые считают, что продолжительность жизни Варахамихиры приходится на 505–587 годы нашей эры. [ 5 ] Другие ученые сомневаются в точности утверждения Амараджи, поскольку он жил через тысячу лет после Варахамихиры. [ 4 ]

Согласно исторически неточной традиции, Варахамихира был связан с легендарным императором первого века до нашей эры Викрамадитьей . [ 6 ] [ 7 ] Эта традиция основана на «Джйотирвид-абхаране» , работе, приписываемой Калидасе , в которой говорится, что Варахамихира (вместе с Калидасом) был одним из наваратн («девяти драгоценностей») при дворе Викрамадитьи. Однако этот текст является литературной подделкой и датируется по-разному — XII-XVIII веками. [ 1 ] [ 8 ] Варахамихира определенно не жил в том же веке, что и некоторые из предполагаемых «Наваратн», такие как гораздо более старый Калидаса . [ 9 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Рукопись Брихаджатаки 1399 г. н.э.
Рукопись Брихат -самхиты 1279 г. н.э.

Большая часть бесспорных сведений о жизни Варахамихиры взята из строф его «Брихадж-джатаки» . Согласно этой строфе, он был жителем Аванти , был сыном Адитья-даса и учился в Капиттхаке по милости бога Солнца. [ 10 ]

Родословная

[ редактировать ]

Отец Варахамихиры Адитья-дас, вероятно, обучил его джйотише (индийской астрологии и астрономии ), как предполагает строфа «Брихаджатака» и вступительная строфа «Панча-сиддхантики» . [ 10 ]

Комментатор Варахамихиры Утпала называет его «Магадха-двиджа». По одной из интерпретаций, это означает, что Варахамихира был брахманом ( двиджа ), предки которого принадлежали к региону Магадха . [ 11 ] [ 12 ]

Согласно другой теории, слово «Магадха» в этом контексте относится к культу поклоняющихся солнцу магов , частью которого был Варахамихира. В своей «Брихат-самхите» Варахамихира упоминает, что маги были единственным народом, подходящим для освящения изображения бога Солнца. Маги, как их стали называть в Индии, произошли от жрецов - волхвов империи Ахеменидов . Историк Аджай Митра Шастри цитирует отрывок из Бхавишья Пураны , согласно которому термин «Магадха» является синонимом слова «Мага» и относится к «тех, кто размышляет о Маге». По словам Шастри, Утпала использовала слово «Магадха» для обозначения магов, которые были приняты в индийском обществе как шака-двипи (мага) брахманы. [ 13 ]

Шастри предполагает, что «Вараха-михира» может быть санскритской формой иранского имени «Вараза-Михр» и может относиться к легенде, упомянутой Михр Яште Авесты в . Согласно этой легенде, бог Веретрагна в образе вепря ( вараза ) предшествует Михру в его походе. V века Шастри отмечает, что сасанидский монарх Бахрам V носил имя Мирвараза, которое очень похоже на Варахамихру. Академик Дж. Э. Санджана предполагает, что Варахамихира произошел от иранского жреца-волхва. [ 14 ]

Некоторые ученые, такие как М.Т. Патвардхан и А.Н. Упадхье, отождествляли Варахамихиру с Базурджмехром, упомянутым в трудах Фиришты как министр сасанидского царя Хосрова Нуширвана (годы правления 531-578). Однако А.М. Шастри отвергает эту теорию как неубедительную. [ 15 ]

Существует несколько исторически неточных легенд о происхождении Варахамихиры:

  • Джайнские писатели Мерутунга (14 век) и Раджашекхара-Сури утверждают, что его настоящее имя было Вараха, и он был братом джайнского патриарха Бхадрабаху . Он получил знания благодаря милости Солнца, из-за чего к его имени был добавлен суффикс «Михира» («Солнце»). [ 16 ] Авторы-джайны, похоже, сфабриковали эту историю, чтобы доказать превосходство джайнской астрологии над брахманической астрологией. [ 17 ]
  • Другая легенда 20-го века, предположительно основанная на «каком-то старом гуджаратском тексте», утверждает, что жену Адитья-даса звали Сатья-вати, псевдоним Инду-мати: Варахамихира родился у них, когда им было за пятьдесят, по милости Солнца. Первоначально он был известен как Михира, и царь Викрамадитья дал ему приставку «Вараха», когда он правильно предсказал, что вепрь ( вараха на санскрите) убьет царского сына. [ 18 ]
  • Традиция связывает Варахамихиру с Берачампой в Западной Бенгалии , где расположен курган под названием «Дом Варахамихиры». Судя по всему, это результат попытки связать местность с известной личностью. Легенда из Бенгальского региона утверждает, что Вараха и Михира были дуэтом отца и сына при дворе Викрамадитьи, а поэтесса Хана была женой Михиры. Эта легенда не имеет исторической ценности. [ 19 ] «Вараха» и «Михира» были альтернативными именами одного и того же человека — Варахамихиры, о чем свидетельствуют более поздние астрономические работы. [ 10 ]
  • Другая легенда утверждает, что Мимамсы у учителя Шабара-свамина было четыре жены, по одной от каждой варны , а Варахамихира был его сыном от жены-брахманки. Некоторые ученые, такие как С. К. Дикшит, предположили, что Адитья-даса (или Адитья-дева) было еще одним именем Шабара-свамина, но никакие исторические свидетельства не подтверждают эту традицию. [ 17 ]

Место рождения

[ редактировать ]

Капиттака, где учился Варахамихира, вероятно, была местом его рождения. [ 12 ] [ 10 ] Хотя «Капиттака» является наиболее популярным прочтением названия места, несколько вариантов этого названия встречаются в различных рукописях, включая Кампильяку, [ б ] Kapilaka, Kapishthala, and Kapishkala. [ 10 ] Утпала предполагает, что в этой деревне был храм Солнца. По одной из теорий, Капиттака — это современная Каята , археологический памятник недалеко от Удджайна. статуи солнечного божества Сурьи Здесь были найдены капитхи (которому поклонялся Варахамихира), датированные 600-900 гг. н.э., а в Каятхе и вокруг нее много деревьев . Однако ни один исторический источник не предполагает, что Капиттака было другим именем Каяты. По другой теории, Капиттака — это то же самое, что Санкисса (древняя Санкашья) в современном Уттар-Прадеше: по словам китайского путешественника VII века Сюаньцзана , этот город также был известен как Ках-пи-та. Историк Аджай Митра Шастри отмечает, что Ках-пи-та фонетически похож на Капитху или Капиттхаку. [ 21 ]

Основываясь на термине «Магадха-двиджа» (см. выше), Судхакара Двиведи предполагает, что Варахамихира родился и вырос в Магадхе, а затем мигрировал в Удджайн. [ 22 ] Аджай Митра Шастри оспаривает это, отмечая, что Утпала описывает его как «Авантикачарья» ( Ачарья Аванти (Брахман ) ) и «Магадха-двиджа»: эти два термина не могут быть согласованы, если «Магадха-двиджа» интерпретируется как « Двиджа Магадхи». ; вместо этого «Магадха» здесь означает Мага , о чем свидетельствует Бхавишья Пурана . [ 11 ]

Резиденция

[ редактировать ]

Помимо вышеупомянутой строфы, связь Варахамихиры с Аванти подтверждается и другими свидетельствами: в Панча-сиддхантике он называет себя Авантьякой («Аванти»), а более поздние комментаторы, такие как Утпала и Махидхара, описывают его как Авантикачарья ачарья Аванти ») . Аванти»). [ 10 ] Утпала также описывает сына Варахамихиры Притху-яшаса как Авантикачарью в своем комментарии к Шат-панчашике . [ 23 ]

Историк Аджай Митра Шастри , опираясь на Утпалу, считает, что «Аванти» здесь относится к городу Уджайини в регионе Аванти в центральной Индии. [ 10 ] Ученый Даниэль Балог, однако, отмечает, что Аванти здесь может относиться к городу Уджайини или региону Аванти в целом: нет никаких конкретных доказательств того, что Варахамихира жил в городе; возможно, он жил где-то в Аванти. [ 24 ]

Королевский покровитель

[ редактировать ]

Варахамихира, вероятно, жил в королевстве Ауликара , поскольку Ауликары правили Аванти в VI веке нашей эры. [ 25 ] [ 26 ] Варахамихиры В «Брихат-самхите» говорится, что по теме предзнаменований ( шакуна ) одним из трудов, к которым он обращался, была работа Дравья-вардханы, царя Аванти. [ 27 ] Дравья-вардхана, вероятно, принадлежал к династии Ауликара, некоторые из членов которой носили имена, оканчивающиеся на -вардхана . [ 25 ]

Историк Аджай Митра Шастри отмечает, что Дравья-вардхана - единственный человек, для которого Варахамихира использует почетное обращение Шри , хотя он упоминает несколько других известных людей. Более того, он упоминает работу Дравья-вардхана раньше, чем упоминает таких известных авторитетов, как Саптариши и Гарга . По мнению Шастри, это, в сочетании с тем фактом, что и Дравья-вардхана, и Варахамихира жили в Аванти, позволяет предположить, что Дравья-вардхана был царским покровителем Варахамихиры. [ 27 ] Шастри предполагает, что Дравья-вардхана был преемником Яшодхармана по прозвищу Вишну-вардхана, который, возможно, также был покровителем Варахамихиры. [ 28 ]

Некоторые другие историки отождествляют Дравья-вардхану с более ранним правителем Ауликара Драпа-вардханой . Шастри оспаривает это, утверждая, что Варахамихира описывает Дравья-вардхану как махараджадхираджа (императора), в то время как надпись Риштала описывает Драпа-вардхану как сенапати (полководца). Балог не согласен с Шастри, отмечая, что Варахамихира на самом деле использует термин нрпо махараджадхираджа-ках ( нрипа или правитель, «связанный с императором») для обозначения короля, который Шастри неправильно понял как махараджадхираджа (император). Только в одной рукописи написано «Махараджадхираджа» , которую можно выбросить, поскольку она не соответствует размеру; у троих других есть махараджхираджа-джа . Таким образом, настоящий титул Драпа-вардхана был нрипа , что по статусу гораздо ближе к сенапати . Утпала также интерпретирует термин махараджадхираджа-ках как означающий «рожденный в династии (или) императора». [ 29 ] Ханс Баккер интерпретирует этот термин как махараджадхираджа-ках как губернатора, назначенного в Уджайини современным императором Гупта. [ 26 ] Балог считает, что Дравья-вардхана, вероятно, была тем же, что и Драпа-вардхана: «Дравья» может быть вариантом, возникшим в результате ошибки в средневековом манускрипте, который является источником более поздних рукописей. [ 26 ]

Балог оспаривает утверждение Шастри о том, что Варахамихира проявляет особенно почтительное отношение к королю, и даже если он это сделал, это не является доказательством того, что эти двое были современниками. Варахамихира сверился с работой короля, а не с оригинальной работой Бхарадваджи, на которой она была основана; по мнению Балога, это на самом деле делает более вероятным, что король жил в эпоху раньше, чем Варахамихира, у которого не было доступа к более старым работам Бхарадваджи. [ 30 ]

По словам Балога, Варахамихира, вероятно, жил во время правления царей Ауликара Пракаша-дхармана, Яшодхармана или неизвестного преемника Яшодхармана. Однако, в отличие от Шастри, Балог считает, что у Варахамихиры не было царского покровителя. [ 26 ]

Некоторые ученые предполагают, что Варахамихира происходил из брахманизированной , поклонявшихся солнцу семьи жрецов- волхвов (см. «Происхождение» выше). [ 31 ] [ 13 ] Он был поклонником бога Солнца Савитура и заявлял, что все свои знания получил по милости этого бога. [ 32 ] Например, в «Брихадж-джатаке » он утверждает, что смог составить текст благодаря милости Солнца. [ 28 ] Хотя он упоминает и другие божества, Солнцу он посвящает гораздо большее количество стихов. [ 11 ] Его комментатор Утпала приписывает его острый интеллект дару Солнца. [ 28 ] Некоторые более поздние писатели описывают его как воплощение бога Солнца. [ 18 ] Утпала, например, утверждает, что Солнце снизошло на землю в образе Варахамихиры, чтобы спасти джйотиша-шастру от разрушения. [ 33 ] Субхашита -ратна-коша цитирует строфы, восхваляющие Варахамихиру как воплощение Вишну и Солнца, предположительно из-за двух частей его имени ( вараха относится к аватару Вишну, а михира означает солнце). [ 23 ]

Поклонение Солнцу, похоже, было религией его семьи, поскольку имя его отца Адитья-даса буквально означает «раб (или слуга) Солнца». [ 28 ] [ 34 ] В «Кутухула-манджари» , более позднем тексте, предполагается, что Варахамихира родился у Адитья-даса по благословению Солнца. Сын Варахамихиры Притху-яшас также взывает к Солнцу во вступительной строфе своего произведения «Шатпанчашиха» . [ 28 ]

Варахамихира хорошо знал ведическую традицию . [ 35 ] Он рекомендует выполнять несколько древних индуистских ритуалов, таких как Пуньяхама и пение ведических гимнов . [ 36 ]

Варахамихира восхваляет Вишну в главах 42 и 104 «Брихат-самхиты», что заставляет ANS Айянгар и KVR Айянгар предположить, что он вступил в контакт со святыми Шриваишнавами (Альварами); однако А. М. Шастри отвергает эту теорию, назвав восхваление Вишну примером религиозного эклектизма. [ 37 ]

В «Брихат-самхите » Варахамихира обсуждает иконографию нескольких брахманических божеств, среди которых Вишну , Баладева , Эканамша , Шамба , Прадьюмна , супруги Шамбы и Прадьюмны, Брахма , Сканда , Индра , Шива , Сурья, божественные матери ( Матрики ), Реванта , Яма , Варуна и Кубера . [ 38 ] Вероятно, это были популярные боги, которым поклонялись в его период. Он также описывает иконографию двух небрахманических вер: Будды и Джинов . Похоже, он был религиозно либералом, поскольку почитал Будду как «отца мира» и посвящал целую строфу иконологии Будды (по сравнению с более короткими описаниями нескольких брахманических божеств). [ 39 ] Стих в «Брихат-самхите» описывает иконографию Ганеши , но этот стих появляется только в одной или двух рукописях и, вероятно, является более поздней интерполяцией. Точно так же стих Тиканика-ятры , в котором автор почитает Ганешу (среди других божеств), вероятно, является поддельным; этот стих встречается только в одной рукописи. [ 40 ]

Работает

[ редактировать ]

Варахамихире приписывают написание нескольких авторитетных текстов по астрономии и астрологии . Он также был известен своими поэтическими способностями, а писатель XI века Кшемендра описывает его как великого поэта. [ 2 ]

Судя по всему, он написал комплекс из двух работ — подробного и краткого — по следующим направлениям: [ 41 ]

Область Детальная работа Короткая работа
Математическая астрономия ( тантра ) Панча-сиддхантика Сейчас утерян, известно из комментария Утпалы.
Гороскоп ( хора ): Рождество Брихадж-джатака Лагху-джатака
Гороскопия: брак Брихад-виваха-патала Свалпа-виваха-патала
Гороскопия: путешествия Брихад-ятра и Йога-ятра Свалпа-ятра
Общая астрология ( самхита ) Брихат Самхита Самаса-самхита

Хронологический порядок некоторых из этих работ можно определить на основе внутренних свидетельств и комментариев Утпалы. В порядке убывания или от самого позднего это следующие работы: [ 42 ]

  • Панча-сиддхантика
  • Брихадж-джатака
  • Брихад-Ятра
  • Йога-ятра (по мнению Утпалы, Вараха-михира написал это, потому что был недоволен Брихад-ятрой )
  • Брихад-виваха-патала
  • Брихат Самхита

Лагху-джатака утверждает, что она была написана после «Брихадж-джатаки» , а комментарий Утпалы утверждает, что она была написана после сокращенной версии «Панча-сиддхантики» . Однако его порядок относительно других произведений не определен. [ 42 ]

Более поздние авторы также упоминают или цитируют некоторые другие произведения Вараха-михиры. Существуют рукописи некоторых других произведений, приписываемых Вараха-михире, но их авторство носит сомнительный характер. [ 42 ]

« Ромака Сиддханта» («Учение римлян») и «Паулиса Сиддханта» были двумя произведениями западного происхождения, которые повлияли на мысль Варахамихиры. « Паулиша Сиддханту» часто ошибочно считают единым произведением и приписывают Павлу Александрийскому (ок. 378 г. н.э.). [ 43 ] Однако это представление было отвергнуто другими учеными в этой области, в частности Дэвидом Пингри , который заявил, что «... отождествление Паулюса Александрина с автором Паулиша Сиддханты совершенно ложно». [ 44 ] Ряд его сочинений имеют сходство с более ранними текстами, такими как Веданга Джйотиша . [ 45 ]

Некоторые ученые считают Варахамихиру сильным кандидатом на роль того, кто понял и представил знаки зодиака, предсказания благоприятных церемоний и астрологические вычисления в Индии. [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ]

Работы Варахамихиры содержат 35 санскритских греческих астрономических терминов, и он демонстрирует хорошее понимание греческой астрономии. [ 49 ] Он хвалил греков ( яванов ) за то, что они «хорошо обучены наукам», хотя и нечисты в ритуальном порядке. [ 50 ]

Наследие

[ редактировать ]

Варахамихира после своей смерти приобрел репутацию самого выдающегося писателя о джйотише , и его работы затмили почти все более ранние индийские тексты в этой области. Несколько более поздних индийских астрологов-астрономов высоко отзываются о нем и признают его работы одними из своих основных источников. [ 51 ] Писатель XI века Аль-Бируни также очень восхищается им, называя его превосходным астрономом. [ 52 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Дата рождения оспаривается, см. #Date.
  2. Судхакара Двиведи, прочитав «Кампильяку», определил, что местом рождения Варахамихиры является современный Калпи в Уттар-Прадеше. Однако эта идентификация неверна: древнее название Кальпи было Калаприя, а не Кампильяка. [ 20 ]
  1. ^ Jump up to: а б с А. М. Шастри 1991 , с. 3.
  2. ^ Jump up to: а б А. М. Шастри 1991 , с. 1.
  3. ^ AM Шастри 1991 , стр. 3–4.
  4. ^ Jump up to: а б А. М. Шастри 1991 , с. 4.
  5. ^ Эванс, Брайан (24 февраля 2014 г.). Развитие математики на протяжении веков: краткая история в культурном контексте . Джон Уайли и сыновья. п. 61. ИСБН  978-1118853979 . Варахамихира, математик, родившийся около 505 г. н.э. и умерший в 587 г. н.э., который также был известен своими инновациями в области треугольника Паскаля.
  6. ^ История индийской литературы . Публикации Мотилала Банарсидасса. 2008. с. 46.
  7. ^ Гопал, Рам (1984). Калидаса: его искусство и культура . Концептуальное издательство. п. 15.
  8. ^ М. Шринивасачариар (1974). История классической санскритской литературы . Мотилал Банарсидасс. стр. 94–111. ISBN  9788120802841 .
  9. ^ Винтерниц, Мориц (1985). История индийской литературы . Мотилал Банарсидасс. стр. 45–47. ISBN  978-81-208-0056-4 .
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г А. М. Шастри 1991 , с. 5.
  11. ^ Jump up to: а б с А. М. Шастри 1991 , с. 10.
  12. ^ Jump up to: а б Т. К. Путтасвами (2012). Математические достижения досовременных индийских математиков . п. 141. ИСБН  9780123979131 .
  13. ^ Jump up to: а б А. М. Шастри, 1991 , стр. 10–11.
  14. ^ AM Шастри 1991 , с. 13.
  15. ^ AM Шастри 1991 , стр. 17–18.
  16. ^ AM Шастри 1991 , стр. 8–9.
  17. ^ Jump up to: а б А. М. Шастри 1991 , с. 17.
  18. ^ Jump up to: а б А. М. Шастри 1991 , с. 9.
  19. ^ AM Шастри 1991 , с. 248.
  20. ^ AM Шастри 1969 , с. 15.
  21. ^ AM Шастри 1991 , с. 6.
  22. ^ AM Шастри 1991 , с. 27.
  23. ^ Jump up to: а б А. М. Шастри 1991 , с. 24.
  24. ^ Даниэль Балог 2019 , с. 142-143.
  25. ^ Jump up to: а б А. М. Шастри 1991 , с. 51.
  26. ^ Jump up to: а б с д Даниэль Балог 2019 , с. 143.
  27. ^ Jump up to: а б А. М. Шастри, 1991 , стр. 43–45.
  28. ^ Jump up to: а б с д и А. М. Шастри 1991 , с. 8.
  29. ^ Дэниел Балог, 2019 , стр. 141–142.
  30. ^ Даниэль Балог 2019 , с. 142.
  31. ^ Авраам Эрали (2014). «Жемчуг и камешки» . Первая весна. Часть 2: Культура Золотого века Индии . Пингвин. ISBN  9789351186465 . Он принадлежал, как указывает его имя, к брахманизированной семье волхвов, зороастрийских жрецов, поклонявшихся солнцу, и в более поздние времена его самого стали считать воплощением бога Солнца.
  32. ^ Б. Сурьянараян Рао, изд. (1986). Брихат Джатака Шри Вараха Михиры . Мотилал Банарсидасс. п. 612.ISBN  9788120813953 .
  33. ^ AM Шастри 1969 , с. 1.
  34. ^ М.Р. Бхатт 1996 , с. 572.
  35. ^ М-Р Бхатт 1996 , стр. 638.
  36. ^ М.Р. Бхатт 1996 , с. 570.
  37. ^ AM Шастри 1969 , с. 21.
  38. ^ AM Шастри 1991 , стр. 100–120.
  39. ^ AM Шастри 1991 , стр. 120–121.
  40. ^ AM Шастри 1991 , с. 121.
  41. ^ AM Шастри 1991 , стр. 19–20.
  42. ^ Jump up to: а б с А. М. Шастри 1991 , с. 20.
  43. ^ МакЭвилли, Томас (ноябрь 2001 г.). Форма древней мысли: сравнительные исследования греческой и индийской философии . Олворт Пресс. п. 385. ИСБН  978-1-58115-203-6 .
  44. ^ Пингри, Дэвид (1978). Яванаджатака Схуджидхваджи . Гарвардская восточная серия . Том. 2. С. 437–438.
    Пингри, Дэвид (1969). Поздняя Паулиша Сиддханта . Центавр 14. стр. 172–241.
  45. ^ Веландай Гопала Айер. Хронология древней Индии: начало Сат-юги, Двапера, Треты и Кали-юги с датой Махабхараты . Санджай Пракашан. п. 63.
  46. ^ Винтерниц, Мориц (1985). История индийской литературы . Мотилал Банарсидасс. стр. 685–697. ISBN  978-81-208-0056-4 .
  47. ^ Пингри, Дэвид (1963). «Астрономия и астрология в Индии и Иране». Исида . 54 (2). Издательство Чикагского университета: 229–246. дои : 10.1086/349703 . JSTOR   228540 . S2CID   128083594 .
  48. ^ Сарма, КВ (2008). «Варахамихира» . В Хелейн Селин (ред.). Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . Дордрехт: Springer Нидерланды. стр. 2184 –2185. дои : 10.1007/978-1-4020-4425-0_9604 . ISBN  978-1-4020-4559-2 .
  49. ^ AM Шастри 1991 , с. 18.
  50. ^ Чаудхури, Кирти Нараян (1990). Азия до Европы Экономика и цивилизация Индийского океана от возникновения ислама до 1750 года . Издательство Кембриджского университета. п. 54. ИСБН  0521316812 .
  51. ^ AM Шастри 1969 , стр. 1–3.
  52. ^ AM Шастри 1969 , с. 4.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0693dbaf7984c9b5e853b002f049bf0b__1717446240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/06/0b/0693dbaf7984c9b5e853b002f049bf0b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Varāhamihira - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)