Арматолы
Арматолы боснийский ( греческий : арматолой , латинизированный : арматоли ; албанский : арматоле ; арматоле : арматоли ; называемом : арматоли ), или арматоле в единственном числе, были нерегулярными солдатами, или ополчением , уполномоченным османами обеспечивать соблюдение власти султана в административном округе, арматолики , ( арматолики в единственном числе, арматоликия арматоликия во множественном числе). [ 3 ] В греческих регионах Османской империи они состояли из греков , которые были либо бывшими клефтами , либо деревенскими стойкими приверженцами, которые подняли оружие против клефтов, защищая свой район. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Греческие арматолы имели полунезависимый статус на всей территории Греческого полуострова . [ 6 ] и арматоликии были созданы в районах с высоким уровнем разбоя (т. е. клефты ) или в регионах, которыми османским властям было трудно управлять из-за недоступной местности, таких как горы Аграфа в Фессалии , где первые арматолики были созданы в 15 век. Со временем роли арматолов и клефтов стали размытыми, и оба поменяли свои роли и пристрастия, как того требовала ситуация, при этом сохраняя хрупкий статус-кво с османскими властями. Это были вооруженные люди, которые следили за соблюдением закона в соответствии со своими желаниями силой своих орудий, арматы, поскольку власть Османской империи была очень ограничена в тех областях, где они действовали, поскольку Османская империя, где присутствовали арматоли, была государство несостоявшееся . [ 7 ] Албанские арматолесы использовались османскими властями, и, в частности, во второй половине 18 века, во время правления османского албанского правителя Али-паши все более независимого пашалика Янины , он заменил греческих арматолесов, в результате чего арматолесы в регионах были почти исключительно албанскими. Свергнутые таким образом греческие арматоли стали клефтами, и их последующая антиарматолийская деятельность была не только разбоем, но и формой сопротивления османскому владычеству. [ 5 ]
Во время греческой войны за независимость греческие арматолы вместе с клефтами составляли ядро греческих боевых сил и играли заметную роль на протяжении всей ее продолжительности. Яннис Макрияннис называл их и клефты «дрожжами свободы» ( μαγιά της λευτεριάς ). [ 8 ] Несмотря на свою неэффективность, они были единственной жизнеспособной военной силой временного правительства в период 1821–1827 годов. За этот период времени было предпринято три попытки создания регулярной армии, и одной из причин их неудачи было сопротивление вождей клефтов и арматолов. [ 9 ] Их мотивом борьбы с османами была скорее личная выгода, чем национальные устремления; [ 9 ] [ 10 ] они не знали о национальных проектах, заключали союзы с османами и грабили христиан не меньше, чем мусульман. [ 11 ] [ 12 ]
Были также несколько боснийских арматолесов, набранных из местного мусульманского населения. [ 5 ] [ 13 ] [ 14 ] а также некоторые арумынские арматоли, многие из которых сотрудничали с проболгарскими комитетами . [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Были также меглено-румынские арматоли. [ 18 ]
Этимология
[ редактировать ]Слово «арматол» впервые появилось в 15 веке во времена венецианцев . Оно происходит от средневекового заимствования от латинского Arma («оружие»), вероятно, через греческий αρματολόγος («тот, кто занимается оружием», «вооруженный человек») → αρματολόος → αρματολός. Согласно более старой гипотезе, на развитие этого слова могло также повлиять объединение со схожим по звучанию αμαρτωλός («грешник»; ср. hamartia ), которое могло быть связано с темой вооруженных банд через такие фразы, как «αμαρτωλοί/αρματολοί και κλέφτες» (значение «грешники и воры», но также «арматолы и клефты »). Из-за параллелизма с «αμαρτωλός» это слово также иногда писалось как «αρματωλός» с буквой омега. [ 19 ]
Происхождение и структура
[ редактировать ]Военно-полицейская организация арматолесов, известная как арматолисмос , берет свое начало в византийский период греческой истории. [ 3 ] Арматолизмос был разновидностью феодализма , при котором полицейские и военные функции предоставлялись в обмен на титулы на землю. [ 3 ] Как учреждение, арматолы впервые появляются в Аграфе , Фессалия, во время правления султана Мурада II (годы правления 1421–1451). Оттуда они распространились на другие части Греции, кроме Пелопоннеса . [ 20 ]
Административные округа, известные как арматоликия, были созданы в районах Греции с высоким уровнем разбоя (т. е. клефты ) или в регионах, которыми османским властям было трудно управлять из-за недоступной местности. Арматоликами командовал капитанниос, часто бывший капитан- клефт , которого нанял правящий османский паша для борьбы или, по крайней мере, сдерживания бандитских группировок, действующих в регионе. В большинстве случаев капитан получил бы известность как клефт, чтобы заставить османов дать ему амнистию и привилегии, которые давали арматолики. Поэтому неудивительно, что отряды арматолеев были организованы во многом так же, как и клефты , с капитаном, которому помогал лейтенант по имени протопаликаро , который обычно был родственником, а остальные силы состояли из арматолесов. Многие капитаны управляли своими арматоликиями как своими личными вотчинами, неся тяжелые потери вымогательствами и насилием над местным крестьянством.
Греческие арматоли
[ редактировать ]Как упоминалось ранее, арматолесы были организованы на основе феодальной системы, согласно которой они выполняли свои военные/полицейские обязанности в обмен на титулы на землю. [ 3 ] Когда османы завоевали Грецию в 15 веке, они заключили договоры с арматолами, чтобы те могли выполнять свои военные/полицейские функции. [ 3 ] У османов были бы отряды арматолесов или капетаниоев (καπετάνιοι, капитаны), которые выполняли бы функции миротворцев на территориях вблизи труднопроходимой местности (например, горных перевалов) или в районах, где сопротивление иностранному правлению влекло за собой воровство со стороны клефтов. Большинство арматолов были бывшими клефтами, получившими амнистию. [ 9 ] Они были выбраны по согласованию между местным пашой и представителями мусульманской и христианской общины (местными приматами). Им платили местные жители, и они использовали силу для сбора налогов. Это вызвало конфликты между арматолами и представителями общины. Были также случаи сотрудничества между ними для уничтожения конкурирующих группировок. [ 22 ]
Арматолы были в основном сосредоточены в Македонии , Фессалии , Эпире , Акарнании и Этолии (в частности, в Аграфе ). На Пелопоннесе арматолисмос развивался не так, как в Румели и Эпире. На Пелопоннесе капои (κάποι) и мейнтаниды (μεϊντάνηδες) были похожи на арматолов. Если в отдельных регионах институт арматолисмоса не вводился, территории делились на арматоликии (αρματολίκια) или протакты (προτάκτα). территории простирались от Амбракийского до Аксиос залива вплоть и реки до залива Коринфского Эти . Капетаниои часто имели власть над этими территориями посредством наследования / преемственности. Одинокий капитан сначала был вынужден подчинить свою власть паше, контролировавшем периферию. Позднее все капетании были вынуждены подчиниться Дерведжи-паше ( Δερβετζή πασά ).
В 18 веке насчитывалось около семнадцати арматолиций. Десять из них располагались в Фессалии и восточных областях Центральной Греции , четыре — в Эпире, Акарнании и Этолии и три — в Македонии. У каждого капитана были свои рядовые солдаты, известные как паликарии (παλικάρια, от древнегреческого палликса ), а руководители отделений среди этих паликарий были известны как протопаликары (πρωτοπαλίκαρα). [ 23 ] Паликария ежедневно тренировалась со своим оружием.
Основным оружием паликарии были кариофили (καριοφίλι). [ 24 ] Стрельба была пресловутой отличительной чертой паликарии. Они также были очень мобильны и способны устраивать засады . Паликарии были устойчивы к жажде, голоду и даже к болезненным трудностям при встречах с клефтами.
Термин клефтополемос ( κλεφτοπόλεμος ) использовался для обозначения стратегий/тактик, которые использовали как клефты, так и арматолы. Эта тактика используется сегодня для нетрадиционных военных кампаний небольшими партизанскими группами. Арматолы проводили кампании в ночное время. Эта стратегия была известна как «выход в язычество» (έβγαιναν στην παγάνα). Арматолы обычно делали это, когда клефты выходили из своих логовищ. Арматолы защищались в импровизированных фортах (называемых метеризией ; μετερίζια ) от партизанской тактики, используемой клефтами (в частности, известной как клефтурия ; κλεφτουριά). Общая наступательная кампания арматолей была известна как гиуруси (γιουρούσι). Во время одной из таких кампаний арматолы эффективно использовали мечи и боевые кличи.
Греческая война за независимость
[ редактировать ]В течение десятилетия 1810-1820 годов греческие арматолесы во многом зависели от поддержки, которой они пользовались со стороны османского албанского правителя Али-паши и все более независимого пашалика Янины . Из-за этого они не имели большого влияния со стороны греческой националистической организации Филики Этерия и имели сомнения по поводу участия в греческой войне за независимость. Ситуация изменилась после смерти Али-паши, и их будущее стало менее определенным. [ 22 ] Большинство арматолов приобрели свои военные навыки среди христианских албанских сулиотов и других албанских групп, имевших известные традиции нерегулярной войны. [ 25 ] Клефты и арматолы сыграли ключевую роль во время греческой войны за независимость. Несмотря на свою неэффективность, они были единственной жизнеспособной военной силой временного правительства в период 1821–1827 годов. За этот период времени было предпринято три попытки создания регулярной армии, и одной из причин их неудачи было сопротивление вождей клефтов и арматолов. [ 9 ] Среди лидеров арматолесов были Одиссеас Андруцсос , Георгиос Караискакис , Афанасиос Диакос , Маркос Боцарис и Яннис Статас . [ 26 ]
Вопреки общепринятой греческой истории, многие клефты и арматолы участвовали в греческой войне за независимость в соответствии со своими милитаристскими условиями покровителя-клиента. Они рассматривали войну как экономическую и политическую возможность расширить районы своих действий. [ 9 ] [ 10 ] Балканские бандиты, такие как клефты и арматолы, прославленные в националистической историографии как национальные герои, на самом деле руководствовались экономическими интересами, не знали о национальных проектах, заключали союзы с османами и грабили христиан не меньше, чем мусульман. [ 11 ] [ 12 ]
Албанские арматоли
[ редактировать ]Албанские арматолесы были наняты османскими властями. [ 13 ] [ 14 ] [ 27 ] Во время австро-турецкой войны (1716–1718) албанское частное ополчение, похожее на арматоле, вызвало проблемы в Кавале, что привело к его отмене Ахмедом III в 1721 году; однако он продолжал существовать незаконно еще 100 лет. [ 28 ] Христианские албанские сулиоты и другие албанские воинские группы с известными традициями нерегулярной войны наполнили большинство арматолев своим военным искусством. [ 25 ]
Албанские арматолесы использовались османскими властями, особенно во второй половине 18 века. Во время правления османского албанского правителя Али-паши все более независимого пашалика Янины греческие арматолы были заменены албанцами, в результате чего арматолесы региона были почти исключительно албанскими. Свергнутые греческие арматоли стали клефтами, и их последующая деятельность была не только разбоем, но и формой сопротивления османскому владычеству. [ 5 ]
Али-паша назначил под своим непосредственным руководством ряд арматолиев и клефтов, которые были ему верны и использовались в качестве его собственных военных войск в Янине и на территориях, находящихся под его управлением. [ 29 ] Поражение Али-паши от Османской империи в 1820 году и последующая вспышка греческой революции создали вакуум власти в регионе, особенно до 1823 года. Первоначально арматоли, ранее сражавшиеся на стороне Али-паши, пытались сохранить свою независимость и военное лидерство. но когда их зоны контроля перешли под власть греческого революционного руководства, они попытались сохранить свою власть в этом новом контексте. [ 30 ]
Али-паша позиционировал арванита Одиссея Андроутсоса как арматола Ливадеи на востоке центральной Греции в 1816 году. В 1818 году Андруцос стал членом Филики Этерия вместе с Афанасиосом Диакосом , организацией, стремившейся к независимости Греции, и после поражения Али-паши Андроутсоса. вступил в греческую революционную армию. [ 31 ] В 1825 году он навсегда сменил присягу и присоединился к армии османского албанского правителя Омера Вриони , паши Янины, после чего был схвачен и казнен греческими революционерами. [ 32 ]
Другие арматоли
[ редактировать ]Арумынские арматолесы
[ редактировать ]Были также этнические арумынские бойцы-арматолеты. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Многие из них часто сотрудничали с проболгарскими комитетами, такими как Тайная Македо-Адрианополитская революционная организация (ТМОРО). [ 15 ]
Боснийские арматоли
[ редактировать ]В Боснии арматолы в основном были заимствованы у местного мусульманского населения. [ 5 ] Согласно документам, в 1485–1490 годах этим боснийским арматолам было поручено охранять турецкие форты на берегах Далмации , подвергавшиеся атакам венецианцев . [ 33 ]
Меглено-румынские арматолисы
[ редактировать ]Траян Кукуда, мегленорумын , [ 18 ] был в свое время соответствующим арматольским воеводой . [ 15 ]
Знаменитые арматолесы
[ редактировать ]Сулиоты
[ редактировать ]Греко-албанский
[ редактировать ]арумыны
[ редактировать ]греки
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Музей Бенаки , изд. (1936). Гид . п. 100.
– №№ 744 и 745, акварели немецкого художника Карла Хаага (род. 1820), изображающие греческую крестьянскую девушку и Арматола (регулярного солдата).
- ^ Балта, Евангелие ; Уиттман, Ричард (2019). «Исторические комментарии к иллюстрациям в Гарвардском альбоме литографий Фульгенци (1836-38)» В Колласо, Гвендолин (ред.). Гравюры и гравюры из Османской Смирны: Коллекция гражданских и военных костюмов, популярных сцен и видов из альбома Малой Азии (1836-38) в Библиотеке изящных искусств Гарвардского университета . Мемуары: второстепенные источники по истории, относящиеся к Османской империи. Том. 4. Фонд Макса Вебера. п. 76.
Изображение арванитского воина, сделанное Карлом Хаагом в 1861 году в музее Бенаки в Афинах, является лишь одним из наиболее известных подобных изображений.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «арматола» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc., 2014 г. Проверено 8 октября 2014 г.
- ^ Вакалопулос, Апостолос (1975). Греческая нация, 1453–1669: культурная и экономическая основа современного греческого общества . Издательство Университета Рутгерса. п. 212. ИСБН 978-0-8135-0810-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и Флеминг, Кентукки (2021). «Арматолой». В Спике, Грэм (ред.). Энциклопедия Греции и эллинской традиции . Рутледж. стр. 169–170. ISBN 978-1-135-94206-9 .
- ^ Афина: Американский журнал эллинской мысли . Том. 22. Афина Энтерпрайзис, Инкорпорейтед. 1961. с. 53.
- ^ Арматол . Книги Пелеканоса. 2014. ISBN 9789604009268 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Вакалопулос 1961 , с. 333: «Ядро его боевых сил составляют возничие и воры... составляющие «закваску свободы», как образно говорит боец 21 Яннис Макригианнис».
- ^ Jump up to: а б с д и Дэвис, Делавэр (2003). Нерегулярные вооруженные силы и их роль в политике и государственном формировании . Издательство Кембриджского университета. п. 154.
- ^ Jump up to: а б Кронин, С. (2008). Подчиненные и социальный протест: история снизу на Ближнем Востоке и в Северной Африке . Рутледж. п. 264.
- ^ Jump up to: а б Малешевич, С. (2013). Национальные государства и национализмы: организация, идеология и солидарность . Политическая пресса. п. 111.
- ^ Jump up to: а б Холл, Дж.А.; Малешевич, С. (2013). Национализм и война . Издательство Кембриджского университета. п. 258.
- ^ Jump up to: а б Коронель, Фердинанд; Скурски, Джули (2006). Состояния насилия Издательство Мичиганского университета. п. 227. ИСБН 978-0-472-06893-7 .
- ^ Jump up to: а б Галлант, Томас В. (21 января 2015 г.). Эдинбург История греков с 1768 по 1913 год . Издательство Эдинбургского университета. п. 45. ИСБН 978-0-7486-3607-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Крегулеску, Владимир (2016). «Мемуары Кола Никеи: тематическое исследование дискурсивного построения идентичности аромынских арматолесов в Македонии начала 20 века» . Res Historica . 41 : 125–150. дои : 10.17951/rh.2016.41.125 .
- ^ Jump up to: а б Богдан, Георге (2011). Память, идентичность, типология: междисциплинарная реконструкция влахской этноистории . Университет Северной Британской Колумбии . ISBN 978-0-494-87572-8 .
- ^ Jump up to: а б «Орлы Пинда – 13. Бои сокольничих с антартийцами» . Арматолии (на румынском языке). Архивировано из оригинала 13 сентября 2021 года.
- ^ Jump up to: а б Орлы Пинда – Важный визит в Балту.
- ^ Бабиниотис 1998 .
- ^ Вакалопулос 1976 , с. 211: «Самое раннее происхождение арматолов теряется во мраке истории. Однако в моей книге « Происхождение греческой нации » анализ различных источников, ранее не проанализированных каким-либо тщательным образом, позволил предположить, что этот институт впервые появился в Фессалии во время правления Мурада II (1421–1451), особенно в Аграфе, Фессалии. Оттуда оно впоследствии распространилось на другие части эллинского мира, но не на весь эллинский мир. Пелопоннес».
- ^ Дакин 1973 , с. 232 (Сноска № 1): «[Димитриос] Макрис, арматол Зигоса, был одним из героев Месолонги. Он приобрел много богатства, грабя турок Врачори, и он хорошо заработал на доходы от Английские кредиты».
- ^ Jump up to: а б Китромилидес, премьер-министр (2021). Греческая революция: критический словарь . Издательство Гарвардского университета. п. 89.
- ^ Вакалопулос 1976 , с. 212: «Округ, на который распространялась власть арматоликов, назывался арматолики . Командиры были известны как capetanos или capetanios (от итальянского capitano ), рядовые - как палликарии (от древнегреческого pallix , -ikos ), а секция - как палликария. вожди как протопалликара ».
- ^ Ружье с фронтальным заряжанием от Cario & Figlio, производителя таких ружей XVIII века.
- ^ Jump up to: а б Изабелла 2023 , с. 178.
- ^ Оренч, А.Ф. Первая драма на Балканах: забытые турки Пелопоннеса и Греция от государственности к независимости . Издательство Бабяли Кюльтюр. п. 35.
- ^ Beissinger 1991 : «Румынский haiduc (множественное число, haiduci) находит балканские параллели в сербско-хорватском hajduk , болгарском haiduk , греческом клефте и албанском арматоле ».
- ^ Кольцо, Труди; Уотсон, Ноэль; Шеллингер, Пол (2013). Южная Европа: Международный словарь исторических мест . Рутледж. ISBN 978-1-134-25958-8 . Проверено 15 декабря 2019 г.
- ^ Изабелла 2023 , стр. 178–179.
- ^ Изабелла 2023 , с. 179.
- ^ Делигианнис, Периклис (2009). «Одиссей Андроутсос: Битва при Гравии (8 мая 1821 г.)» [Одиссей Андроутсос: Битва при Гравии (8 мая 1821 г.)]. Военная история (на греческом языке). Перископ («Перископио») (151): стр. 13–14.
- ^ Изабелла 2023 , стр. 180–181.
- ^ Васдравеллес, Иоаннес К. (1968). Борьба Греции за независимость: македонцы в революции 1821 года . Институт балканских исследований. п. 2.
- ^ Jump up to: а б Изабелла 2023 , с. 178: «Большинство из них научились военному искусству среди сулиотов (албанцев-христиан, которые часто враждовали с Али-пашой) и других албанских групп с почтенными традициями нерегулярной войны».
- ^ Boime 2004 , стр. 193–194: «И Philiki Etairía, и националистические фанариоты зависели от клефтов и арматолов в качестве пушечного мяса, и большая часть реальных боевых действий велась бывшими региональными военачальниками и лидерами бандитов, такими как Маркос Ботзарис, который возглавлял племя албанцев, известное как сулиоты»;
- ^ Рикс, Дэвид (2022). «Выстрел, услышанный во всем мире: наследие греческой революции в поэзии». В Янни Картледж, Андрекос Варнава (ред.). Новые взгляды на греческую войну за независимость: мифы, реальность, наследие и размышления . Спрингер Природа. п. 312. ИСБН 9783031108495 .
- ^ Магливерас, Симеон (2009). Онтология различия: национализм, локализм и этническая принадлежность в греческой арванитской деревне (PDF) (доктор философии). Даремский университет. п. 55.
- ^ Стабакис, Никос (2010). Сюрреализм в Греции: Антология . Серия «Сюрреалистическая революция». Издательство Техасского университета. п. 348. ИСБН 9780292773424 .
- ^ Джон С. Колиопулос; Танос М. Веремис (27 октября 2009 г.). Современная Греция: история с 1821 года . Джон Уайли и сыновья. стр. 21–. ISBN 978-1-4443-1483-0 . OCLC 1037469979 .
- ^ Найджел Паттен (8 июня 2021 г.). Байрон: Пьеса в трех действиях . Агентство стратегического книгоиздания и прав. ISBN 978-1-68235-455-1 . OCLC 1258219244 .
- ^ Филип де Соуза (19 мая 2013 г.). Кристофер Мэтью; Мэтью Трандл (ред.). За огненными вратами: новые перспективы битвы при Фермопилах . Издательство «Каземат». ISBN 978-1-78346-910-9 . OCLC 1047705748 .
- ^ Томас В. Галлант (21 января 2015 г.). Эдинбург История греков, 1768–1913 гг . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-3607-5 . OCLC 1062180277 .
- ^ Ян Ф.В. Беккет (26 июля 2001 г.). Современные повстанческие движения и борьба с повстанцами: партизаны и их противники с 1750 года . Рутледж. стр. 9–. ISBN 978-1-134-55394-5 .
- ^ Кувата, Дина (2001). Sriitori Armăneshtsă (PDF) (на арумынском языке). Союз культуры аромунов Македонии. п. 22.
- ^ Каль, Теде (2003). «Арумыны в Греции: меньшинство или греки, говорящие на влахском языке?» . Ежегодники по истории и культуре Юго-Восточной Европы . 5 : 213.
Действительно, список примеров арумын в греческой истории весьма впечатляет: [...] Георгакис Олимпиос (1772-1821, член «Филики Этерия», участник революции 1821 г.)
Источники
[ редактировать ]- Бабиниотис, Джордж Д. (1998). Словарь новогреческого языка (на греческом языке). Афины, Греция: Kentro Lexikologias. ISBN 978-9-60-861900-5 .
- Бейсингер, Маргарет Х. (1991). Искусство Лэутара: Эпическая традиция Румынии . Серия «Фольклор и устные традиции». Гирлянда. ISBN 9780824028978 .
- Бойме, Альберт (2004). Искусство в эпоху контрреволюции, 1815-1848 гг . Социальная история современного искусства. Том. 3. Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226063379 .
- Дакин, Дуглас (1973). Борьба Греции за независимость, 1821–1833 гг . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-02342-0 .
- Изабелла, Маурицио (2023). Южная Европа в эпоху революций . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691246192 .
- Вакалопулос, Апостолис (1961). История неоэллинизма [История неоэллинизма] . Том. 2. А.Е. Вакалопулос.
- Вакалопулос, Апостолис (1976). Греческая нация, 1453–1669 гг . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса. ISBN 9780813508108 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брюэр, Дэвид (2011). Греческая война за независимость: борьба за свободу от османского гнета . Нью-Йорк и Лондон: Оверлук/Дакворт. ISBN 978-0-71-564161-3 .
- Парулакис, Питер Гарольд (1984). Греки: их борьба за независимость . Дарвин, Северная территория (Австралия): Hellenic International Press. ISBN 978-0-95-908940-0 .