Конгрегационалистская мечеть
Конгрегационная мечеть или пятничная мечеть ( арабский : мечеть Джами , Масджид Джами' , или просто: мечеть , Джами' ; турецкий : Ками ), или иногда великая мечеть или большая мечеть ( арабский : великая мечеть , Джами' Кабир ; турецкий : Улу Ками ) — мечеть для проведения пятничных полуденных молитв, известных как Джумуа . [3] Здесь также можно проводить праздничные молитвы в ситуациях, когда поблизости нет мусаллы или эйдги , где можно было бы провести молитвы. В ранней исламской истории количество общинных мечетей в одном городе было строго ограничено. По мере того как города и население со временем росли, во многих мечетях стало более распространенным проводить пятничные молитвы в одном и том же районе. [4] [5]
Этимология
[ редактировать ]Полный арабский термин для обозначения этого типа мечети — масджид Джами ( مَسْجِد جَامِع ), который обычно переводится как «мечеть собрания» или «конгрегационная мечеть». [4] «Конгрегационалистский» используется для перевода джами ( جَامِع ), который происходит от арабского корня «ج - م - ع», который имеет значение «собирать вместе» или «объединять» (глагольная форма: جمع и يجمع ). [6] [4] В арабском языке этот термин обычно упрощается до просто «джами» ( جَامِع ). Аналогично, в турецком языке термин cami ( Турецкое произношение: [d͡ʒami] ) используется с той же целью. [7] Поскольку в новейшей истории различие между «конгрегациональной мечетью» и другими мечетями уменьшилось, арабские термины «масджид» и «джами» стали более взаимозаменяемыми. [8] [9]
В неарабских мусульманских странах слово джами («то, что собирает, объединяет или собирает») часто путают с другим словом от того же корня, джума ( арабский : جُمُعَة , букв. «собрание, сбор»), термин, который относится к пятничным полуденным молитвам ( арабский : صَلَاة الْجُمُعَة , латинизированный : ṣalāṫ al-jumu'ah , букв. «Молитва собрания») или самой пятнице ( арабский : يَوْم الْجُمُعَة , латинизированный : йам аль-джума , букв. «день собрания»). [10]
История
[ редактировать ]С ранних периодов ислама существовало функциональное различие между большими центральными мечетями, построенными и контролируемыми государством, и небольшими местными мечетями, построенными и обслуживаемыми населением в целом. [11] В первые годы ислама, при халифах Рашидуна и многих халифах Омейядов , в каждом городе обычно была только одна соборная мечеть, где проводились пятничные молитвы, в то время как в местных кварталах строились мечети меньшего размера для регулярных молитв. Фактически, в некоторых частях исламского мира, например, в Египте , пятничные службы изначально были запрещены в деревнях и других районах за пределами главного города, где стояла общинная мечеть. [12] Правитель или губернатор города обычно строил свою резиденцию ( дар аль-имара ) рядом с общинной мечетью, и в этот ранний период правитель также произносил хутбу (пятничную проповедь) во время пятничной молитвы. [11] [13] Эта практика была унаследована от примера Мухаммеда и передана халифам после него. В провинциях местные губернаторы, правившие от имени халифа, должны были проводить хутбу для своей местной общины. [13] Минбар традиционно , своего рода кафедра, с которой проводилась хутба , также стал стандартной особенностью конгрегационалистских мечетей к началу периода Аббасидов (конец восьмого века). [14] [15] До появления медресе как отдельного учреждения в XI веке общинная мечеть также была основным местом религиозного образования, где проводились халки (учебные кружки). [16]
В последующие столетия, когда исламский мир все больше разделялся между различными политическими государствами, по мере роста мусульманского населения и городов, а также по мере того, как новые правители хотели оставить свой знак покровительства, стало обычным явлением иметь несколько конгрегационалистских мечетей в одном и том же городе. [11] [12] В Багдаде , столице Аббасидского халифата , к концу IX века было всего две конгрегационалистские мечети: Великая мечеть аль-Мансура , расположенная в первоначальном Круглом городе на западном берегу реки Тигр , и мечеть аль-Махди. , в пристроенном квартале Русафа на восточном берегу реки. [16] В 10 веке количество общинных мечетей выросло до шести по сравнению с сотнями других местных регулярных мечетей. Халифы Аббасидов, потерявшие к середине X века всю политическую власть, сохранили за собой привилегию назначать общинные мечети в городе и назначать их проповедников. [16] К XI веку арабский писатель и путешественник Ибн Джубайр отмечает в городе одиннадцать общинных мечетей. [12]
В другом примере Фустат , предшественник современного Каира , был основан в седьмом веке всего с одной конгрегационалистской мечетью ( мечеть Амра ибн аль-Аса ), но к 15 веку, при мамлюках , возникла городская агломерация Каира и В Фустате было 130 конгрегационалистских мечетей. [11] Фактически, город стал настолько насыщен конгрегационалистскими мечетями, что к концу 15 века его правители редко могли строить новые. [17] Подобное распространение конгрегационалистских мечетей произошло в городах Сирии , Ирака , Ирана и Марокко , а также в недавно завоеванном Константинополе ( Стамбуле ) под властью Османской империи. [11]
Архитектура и функции
[ редактировать ]Конгрегационалистские мечети функционируют как общественное пространство. [18] Как общественное пространство, оно позволяет молиться и общаться. [19] Конгрегационалистские мечети играют решающую роль в исламских практиках общин. [18] В Коране не указаны архитектурные параметры соборной мечети, и в результате между соборными мечетями разных регионов существуют как различия, так и сходства. [20] [ нужна страница ] Поскольку ожидается, что все члены общины мужского пола будут присутствовать на пятничной молитве, [3] конгрегационные мечети должны быть достаточно большими, чтобы вместить их, и поэтому их размер варьируется от общины к общине. Коран подчеркивает, что молитвенный зал должен вмещать население общины. [21] [ нужна страница ] Почти во всех конгрегационалистских мечетях есть минбар — возвышение, на котором читается пятничная проповедь. Минбар (стены , обычно располагается возле стены киблы стоящей в направлении молитвы) и михраба . [14] [15]
См. также
[ редактировать ]- Салат , официальное поклонение в исламе.
- Списки мечетей
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хью Годфри; Мэтьюрин Уильямсон; Роберт Г. Хойланд (2018). Оксфордская иллюстрированная история Святой Земли (в твердом переплете) . Издательство Оксфордского университета . п. 340. ИСБН 9780198724391 . Проверено 24 апреля 2024 г.
- ^ Рози Бшир (2020). Архив Войн Историческая политика в Саудовской Аравии . Издательство Стэнфордского университета . ISBN 9781503612587 . Проверено 24 апреля 2024 г.
Масджид аль-Харам Джами Масаджид Мекка? «[Молится ли где-нибудь в Мекке
- ^ Jump up to: а б Видеть:
- М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). "Мечеть". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 548–549. ISBN 9780195309911 .
Ислам не требует физического сооружения для действительной молитвы, которую можно совершать где угодно, а минимальная мечеть («место поклонения») может состоять только из линий, отмеченных на земле, но предпочтительнее здание, построенное специально для этой цели, в частности для совместная молитва в пятницу в полдень, основная еженедельная служба. Такое здание может называться мечетью или джами (тюрк. cami ), от masjid al-jāmi῾ (перс. masjid-i jāmi῾ ; урду jāmi῾ masjid ), что означает «соборная мечеть». Этот термин часто переводится на английский язык как «большая мечеть» или «пятничная мечеть», перевод masjid-i juma῾ . персидского варианта
- Уурлу, А. Хилал; Ялман, Сюзан (2020). "Введение" . Пятничная мечеть в городе: пограничность, ритуал и политика . Интеллектуальные книги. ISBN 978-1-78938-304-1 .
Английский термин «мечеть» происходит от арабского «масджид», термина, обозначающего место простирания, тогда как термин «джами», который по-разному переводится как «пятничная мечеть», «большая мечеть» или «соборная мечеть», происходит от арабского термина «джама», что означает собирать.
- Бирман, Пери (2014). «Масджид Джами». В Эмад Эль-Дине, Шахин (ред.). Оксфордская энциклопедия ислама и политики . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199739356 .
Пятничная молитва ( салат аль-джума ), которая является обязательной для каждого взрослого мужчины-мусульманина (шиитский ислам делает исключение, если нет имама), стала проводиться в большой общинной мечети, известной как масджид джами (< Ар джамаа . «собираться»), или пятничная мечеть В ранний исламский период в общине разрешалась только одна пятничная мечеть, поскольку обращение к прихожанам должно было проводиться правителем этой общины. Однако с ростом мусульманского населения это становилось все более несостоятельным.
- Кэнби, Шейла Р.; Беязит, Дениз; Руджади, Мартина; Пикок, ACS (27 апреля 2016 г.). «Глоссарий» . Двор и космос: Великая эпоха сельджуков . Метрополитен-музей. ISBN 978-1-58839-589-4 .
масджид-и джами (турецкий, Улу Джами ) Конгрегационная мечеть, где мужская мусульманская община совершает пятничную молитву, во время которой произносится хутба; также известная как Великая мечеть или Пятничная мечеть.
- Петерсен, Эндрю (1996). «Джами или Джами Масджид». Словарь исламской архитектуры . Рутледж. п. 131. ИСБН 9781134613663 .
Соборная мечеть, которую может использовать вся община для пятничных молитв.
- Эспозито, Джон Л., изд. (2009). "Мечеть". Оксфордская энциклопедия исламского мира . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195305135 .
Джами — обозначение общинной мечети, посвященной пятничной общей молитве; в наше время оно используется как синоним мечети .
- Флит, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). «Пятничная молитва». Энциклопедия ислама, Три . Брилл. ISSN 1873-9830 .
Все школы, кроме ханбалитских, требуют, чтобы пятничные молитвы проводились в физическом здании; Ханбалиты считают, что их можно совершать в палатке или на открытой местности. Школы права различаются по количеству участников, необходимых для составления действительного собрания для пятничной молитвы: шафиитам и ханбалитам требуется сорок, маликитам двенадцать, а ханафитам только двое или трое молящихся позади имама (в каждом случае считая только людей). обязан совершить намаз). Такие ограничения имели серьезные практические последствия, например, когда ханафитские власти Бухары воспрепятствовали совершению пятничных коллективных молитв в общинной мечети ( джами ), построенной в значительной общине региона в пятом/одиннадцатом веке, и в конечном итоге снесли это здание (Уитли, 235). Шафииты также требовали, чтобы пятничные молитвы проводились только в одном месте в каждом поселении. До четвертого/десятого века количество пятничных мечетей (называемых общинными мечетями с кафедрой) было строго ограничено даже в крупных мегаполисах; в последующие века пятничные мечети стали быстро распространяться, чтобы удовлетворить потребности городского населения (Уитли, 234–235).
- Эттингхаузен, Ричард; Грабарь Олег; Дженкинс, Мэрилин (2001). Исламское искусство и архитектура: 650–1250 (2-е изд.). Издательство Йельского университета. п. 20. ISBN 9780300088670 .
Таким образом, они были не только религиозными зданиями, но и главными социальными и политическими центрами, о чем свидетельствует конструкция аль-масджид аль-джамих , обычно переводимая как общинная мечеть.
- Хаттштейн, Маркус; Делиус, Питер, ред. (2011). «Глоссарий». Ислам: искусство и архитектура . хфулльманн. п. 610. ИСБН 9783848003808 .
Мечеть (ар.: masjid, тюрк.: cami, англ.: «место земного поклона»). Общий термин «масджид» относится к мечетям, которыми можно пользоваться каждый день. Особенно важные пятничные (или общинные) мечети, где проводится общее пятничное богослужение, называются масджид-и джами или -и джума.
- М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). "Мечеть". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 548–549. ISBN 9780195309911 .
- ^ Jump up to: а б с Бирман, Пери (2014). «Масджид Джами». В Эмад Эль-Дине, Шахин (ред.). Оксфордская энциклопедия ислама и политики . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199739356 .
Пятничная молитва ( салат аль-джума ), которая является обязательной для каждого взрослого мужчины-мусульманина (шиитский ислам делает исключение, если нет имама), стала проводиться в большой общинной мечети, известной как масджид джами (< Ар джамаа . «собираться»), или пятничная мечеть В ранний исламский период в общине разрешалась только одна пятничная мечеть, поскольку обращение к прихожанам должно было проводиться правителем этой общины. Однако с ростом мусульманского населения это становилось все более несостоятельным.
- ^ Флит, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). «Пятничная молитва». Энциклопедия ислама, Три . Брилл. ISSN 1873-9830 .
Все школы, кроме ханбалитских, требуют, чтобы пятничные молитвы проводились в физическом здании; Ханбалиты считают, что их можно совершать в палатке или на открытой местности. Школы права различаются по количеству участников, необходимых для составления действительного собрания для пятничной молитвы: шафиитам и ханбалитам требуется сорок, маликитам двенадцать, а ханафитам только двое или трое молящихся позади имама (в каждом случае считая только людей). обязан совершить намаз). Такие ограничения имели серьезные практические последствия, например, когда ханафитские власти Бухары воспрепятствовали совершению пятничных коллективных молитв в общинной мечети ( джами ), построенной в значительной общине региона в пятом/одиннадцатом веке, и в конечном итоге снесли это здание (Уитли, 235). Шафииты также требовали, чтобы пятничные молитвы проводились только в одном месте в каждом поселении. До четвертого/десятого века количество пятничных мечетей (называемых общинными мечетями с кафедрой) было строго ограничено даже в крупных мегаполисах; в последующие века пятничные мечети стали быстро распространяться, чтобы удовлетворить потребности городского населения (Уитли, 234–235).
- ^ Митиас, Майкл Х.; Аль-Джасми, Абдулла (2018). «Форма и функции конгрегационалистской мечети» . Эстетика: Центральноевропейский журнал эстетики . 55 (1): 25–44. дои : 10.33134/eeja.169 .
- ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). "Мечеть". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 548–549. ISBN 9780195309911 .
Ислам не требует физического сооружения для действительной молитвы, которую можно совершать где угодно, а минимальная мечеть («место поклонения») может состоять только из линий, отмеченных на земле, но предпочтительнее здание, построенное специально для этой цели, в частности для совместная молитва в пятницу в полдень, основная еженедельная служба. Такое здание может называться мечетью или джами (тюрк. cami ), от masjid al-jāmi῾ (перс. masjid-i jāmi῾ ; урду jāmi῾ masjid ), что означает «соборная мечеть». Этот термин часто переводится на английский язык как «большая мечеть» или «пятничная мечеть», перевод masjid-i juma῾ . персидского варианта
- ^ Педерсен, Дж.; Хилленбранд, Р.; Бертон-Пейдж, Дж.; Эндрюс, Пенсильвания; Пайпер, Г.Ф.; Кристи, АХ; Форбс, ADW; Фриман-Гринвилл, GSP; Самб, А. (1991). «Масджид». В Босворте, CE; ван Донзель, Э.; Льюис, Б.; Пеллат, Ч.; Генрихс, В.П.; Дийкема, Ф.Т.; Нурит, С. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том. 6. Брилл. стр. 655–656.
Лингвистическое использование несколько менялось с течением времени в зависимости от условий. Во времена Умара в каждом городе была только одна масджид дджами для пятничной службы. Но когда община перестала быть военным лагерем и ислам заменил прежнюю религию народа, неизбежно возникла необходимость в нескольких мечетях для пятничной службы. Это требовало наличия мечетей для пятничной службы в стране, в селах, с одной стороны, и нескольких пятничных мечетей в городе, с другой. В обоих случаях это означало нововведение по сравнению со старыми условиями, и, таким образом, возникла некоторая степень неопределенности. Пятничную службу должен был проводить правитель общины, но в каждой провинции был только один правитель; с другой стороны, трудно было сопротивляться требованиям времени, и, кроме того, христиане, принявшие ислам, привыкли к торжественному еженедельному богослужению. (...) Большое распространение пятничных мечетей отразилось и на языке. Хотя в надписях 8-14 веков все еще упоминаются довольно большие мечети. masd̲j̲id , в 9/15-м большинстве из них называются d̲j̲āmiʿ (ср. по всему вопросу, van Berchem, CIA, i, 173-4); и хотя теперь медресе [см.] начинает преобладать и иногда его также называют d̲j̲āmiʿ , использование слова masd̲j̲id становится ограниченным. Хотя, вообще говоря, это слово может означать любую мечеть (например, аль-Махризи, iv, 137, мечети Мухайядов), но в большей степени оно используется в отношении небольших, неважных мечетей.
- ^ Эспозито, Джон Л., изд. (2009). "Мечеть". Оксфордская энциклопедия исламского мира . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195305135 .
Джами — обозначение общинной мечети, посвященной пятничной общей молитве; в наше время оно используется как синоним мечети .
- ^ Коран 62: 9–11 , Коран 62: 10–11.
- ^ Jump up to: а б с д и Эспозито, Джон Л., изд. (2009). "Мечеть". Оксфордская энциклопедия исламского мира . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195305135 .
- ^ Jump up to: а б с Педерсен, Дж.; Хилленбранд, Р.; Бертон-Пейдж, Дж.; Эндрюс, Пенсильвания; Пайпер, Г.Ф.; Кристи, Ага; Форбс, ADW; Фриман-Гринвилл, GSP; Самб, А. (1991). «Масджид» В Босворте, CE; ван Донзель, Э.; Льюис, Б.; Пеллат, Ч.; Генрихс, В.П.; Дийкема, Ф.Т.; Нурит, С. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание Том. 6. Брилл. стр. 100-1 644–706.
- ^ Jump up to: а б Эспозито, Джон Л., изд. (2009). «Хутба». Оксфордская энциклопедия исламского мира . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195305135 .
- ^ Jump up to: а б Петерсен, Эндрю (1996). «минбар». Словарь исламской архитектуры . Рутледж. стр. 191–192.
- ^ Jump up to: а б М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Минбар». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Jump up to: а б с Эль-Хибри, Тайеб (2021). Аббасидский халифат: история . Кембриджская историческая пресса. п. 185. ИСБН 9781316634394 .
- ^ Беренс-Абусейф, Дорис (2008). «Город мамлюков: от Фустата до аль-Кахиры». В Джайюси, Сальма К. (ред.). Город в исламском мире (Том 1) . Брилл. стр. 295–316. ISBN 9789004171688 .
- ^ Jump up to: а б Митиас, Майкл Х.; Аль-Джасми, Абдулла (2018). «Форма и функции конгрегационалистской мечети» . Эстетика: Европейский журнал эстетики . 55 (1): 25. дои : 10.33134/eeja.169 . ISSN 2571-0915 .
- ^ Треватан, Идрис; Альджалхами, Здесь; Маклауд, Мердок; Мансур, Здесь, ред. (2020). Искусство ориентации: исследование мечети через предметы . Мюнхен, Германия: Издательство Hirmer. стр. 100-1 20–21. ISBN 978-3-7774-3593-0 . OCLC 1229090641 .
- ^ Имбри, Джай, изд. (2017). Мечети: великолепие ислама Риццоли Нью-Йорк. ISBN 978-0-8478-6035-7 . OCLC 975133976 .
- ^ Фришман, Мартин; Хан, Хасан-Уддин, ред. (1994). Мечеть: история, архитектурное развитие и региональное разнообразие . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-34133-8 . OCLC 31758698 .