Jump to content

Renault 12

(Перенаправлено из Renault Virage )
Renault 12
Обзор
Производитель Renault
Также называется Renault 1,4 литр (Австралия) [ 1 ]
Renault Virage (Австралия) [ 2 ]
Renault Toros (Турция)
Dacia 1300 (Румыния)
Производство
  • 1969–1980 (Франция)
  • 1969–2006 (Румыния)
  • 1971–1994 (Аргентина)
  • 1971–2000 (Турция)
Модель лет 1971–1995 (Аргентина)
Сборка Boulogne-Billancourt , Франция
Guarda , Португалия
Санта -Изабель , Аргентина ( ИКА )
Гейдельберг , Австралия
Сен-Бруно-де-Монтарвилль , Квебек , Канада (Сома)
Novo Mesto , Yugoslavia ( IMV )
Лос -Андс, Чили [ 3 ]
Дуитама и Envigado , Колумбия
Сахагун Сити , Мексика
Мионьи , Румыния
Валладолид , Испания ( Phasa-Renault )
Бурса , Турция ( Ояк-Рен ) (Телец)
Мариара , Венесуэла
Харен - Вилвоорде , Бельгия ( ребра )
Темза, Новая Зеландия
Аин Себа , Марокко ( Сомака )
Тело и шасси
Сорт Большой семейный автомобиль ( D-сегмент )
Маленький фургон
Стиль тела
Макет Mayout FF
Связанный
Трансмиссия
Двигатель
Размеры
Колесная база 2440 мм (96,1 дюйма)
Длина
Ширина 1616 мм (63,6 дюйма) {
Высота 1435 мм (56,5 дюймов) (пусто)
Хронология
Предшественник Renault 8 и 10
Преемник Renault 18

Renault 12 -это семейный автомобиль среднего размера, представленный французским автопроизводителем Renault на автосалоне Paris в октябре 1969 года. [ 4 ] и произведенный во Франции до 1980 года. Доступно в качестве салона ( Берлина ) и поместья ( перерыв ), он также был произведен по лицензии во многих странах мира в начале 21 -го века.

В первые несколько лет 12 получили похвалу от европейской прессы за свой просторный, удобный интерьер, его стиль, его производительность и низкое расход топлива. Однако в североамериканской прессе было хуже: в тесте модели 1974 года Road & Track критиковал «навязчивый» шум двигателя и назвал тяжелый, не работающий рулевым управлением «серьезным недостатком дизайна». Они также дали ему «очень плохие следы» для системы вентиляции.

Производство и продажи Renault 12 закончились в Западной Европе в 1980 году, но модель продолжала производиться и продаваться филиалами Renault в других местах. Последний R12 был произведен в 2000 году в Турции, в то время как румынский автопроизводитель Dacia R12 продолжал производить салон и поместье 1310 на основе R12 до 2004 года и дистанцию ​​Dacia до декабря 2006 года.

Коммерчески Renault 12 был успешным автомобилем, который продал 2,5 миллиона единиц. [ 5 ]

В январе 1964 года Центр стиля начал дизайн модели 117. [ 6 ] Это была новая модель, чтобы преодолеть разрыв между Renault 8 и Renault 16 . Требования к проекту 117 были:

"Автомобиль должен был быть экономичным, не очень сложным. У него должен был быть вместительный интерьер и большой багаж I.

Дизайн Renault 12 восходит к генезису Renault 16; Действительно, некоторые начальные концептуальные конструкции R16 напоминают R12 больше, чем конечный дизайн R16. Тем не менее, R12 технически сильно отличался от R16 или меньшего размера Renault 4 . Как и все новые ресниницы в то время (и, как и сейчас, с более чем 60% автомобилей, производимых во Франции) у автомобиля был передний привод , [ 7 ] Но R12 имел совершенно другой макет от существующих моделей FWD Renault. Двигатель был помещен продольно впереди передних колес, в то время как он находился за колесами на R4 и R16.

На момент запуска в октябре 1969 года на парижском автосалоне Renault 12 был доступен только в виде 4-дверного салона , в спецификациях L и TL. Более дорогой TL включал два отдельных передних сиденья, вместо одного переднего сиденья , подлокотников на дверях , светильника в багажнике и перчаточном ящике , нагретое заднее стекло и дополнительные предупреждающие огни.

Двигатель

[ редактировать ]

Было бы простой вопрос, чтобы установить легкий двигатель из Renault 16 в Renault 12, и это было позже сделано для некоторых высоких версий. Однако с 1945 года Renault успешно построил европейскую долю рынка, агрессивно конкурируя по цене. тщательно оспариваемой категории 1300 куб В . [ 4 ] Вместо этого Renault указал увеличенную версию блока Iron Cléon , используемой с 1962 года в Renault 8/10 . [ 4 ] Размер двигателя был увеличен до 1289 куб. См для использования в 12. [ 4 ] Перечисленная выходная мощность составляла 60 пс (44 кВт; 59 л.с.) SAE (54 пс (40 кВт; 53 л.с.) DIN), что обеспечило респектабельную максимальную скорость 145 км/ч (90 миль в час). [ 4 ]

Новая версия пятирежного двигателя, первоначально установленная на Renault 12, сохранила съемные цилиндрические вкладыши, которые Renault уже давно предпочитал. [ 4 ] Он отклонил размеры цилиндров «за границей», которые стали модными с некоторыми европейскими автопроизводителями в 1960-х годах. [ 4 ] Многие компоненты, такие как масляный насос и дистрибьютор, не изменились, в то время как другие, включая головку цилиндров, шестерен клапана и сам блок двигателя, были лишь минимально обновлены. [ 4 ] Единственными полностью переработанными элементами были цилиндрические лайнеры, шатуны, сами поршни и коленчатый вал. [ 4 ] В версии двигателя 1962 года цилиндры были неравномерно расположены в двух группах двух, но в этом новом применении они были равноудаленными, чтобы обеспечить диаметр цилиндра, здесь увеличилось до 73 мм, чтобы быть сочетающимися с пространством для достаточного охлаждения. Циркулировать вокруг цилиндров. [ 4 ]

Продольное размещение двигателя, большая часть его массы, расположенного перед передними колесами, позволило R12 иметь очень простую конструкцию передачи, который был помещен на пол автомобиля, [ 4 ] и не на приборной панели, как с R4 или на рулевой колонке, как с R16. На ранних автомобилях ручка для работы ручного тормоза была помещена под приборную панель. Позже ручной тормоз был перемещен в положение между двумя передними сиденьями.

Приостановка

[ редактировать ]

Подвеска R12 также отличалась от суспензий R4 и R16, используя жесткую (но легкую) заднюю ось , в отличие от независимой подвески с полным колесом. Многие комментаторы считают, что использование жесткой задней оси от производителя, который отстаивал всестороннюю независимую подвеску в течение двадцати пяти лет в качестве ретроградного шага. [ 7 ]

Более поздние события

[ редактировать ]
Break, Post 1975 Factiftift
Рено 12 Гордини.
«Сервис» (VAN) Версия

В 1970 году были введены два новых варианта. что и в салоне, и была представлена ​​высокопроизводительная модель Renault 12 , оснащенная блоком All- Aluminum 1565 куб. Gordini Поместье было запущено с теми же уровнями отделки и двигателями , (92 кВт; 123 л.с.), усиленный коленчатый вал , пятиступенчатая коробка передач , вентилируемые дисковые тормоза на передних колесах и обычные дисковые тормоза на задних колесах, а также настроенная подвеска. Гордини смог достичь 185 км/ч (115 миль в час) и был продан с схемами краски, составляющими сплошной пастельный цвет (их было несколько на выбор) с добавленными двойными белыми полосами, самой известной комбинацией является французский синий цвет с полосками. 2225 Renault 12 Gordinis были проданы в 1971 году, но после этого продажи начали свободно. Renault прекратил производство Гордини в 1974 году после продажи 5188 (по сравнению с 11 607 Renault 8 Gordinis). [ 8 ]

В октябре 1972 года был представлен более популярный R12 TS. Он использовал тот же двигатель 1289 куб. ) Эстетически, автомобиль отличался от других R12 с его специальными колесами в стиле Гордини, хромированной полосой вдоль стороны автомобиля, а в некоторых странах-двумя дополнительными фарами . В TS также были встроенные подголовники, тахометр и датчик температуры охлаждения. Октябрь 1972 года также был, когда рычаг ручного тормоза был перемещен из позиции перед водителем в место, установленное на полу между передними сиденьями. [ 9 ] Это стало возможным, потому что теперь, даже на базовой версии автомобиля «L», после того, как сиденье передней скамейки было заменено двумя отдельными сиденьями. [ 9 ]

В октябре 1973 года на автосалоне Paris появился R12 TR. Эта модель проходила между TL и TS и имела автоматическую коробку передач в стандартной комплектации. Этот трехступенчатый конвертер-конвертер был разработан самим Renault и был известен тем, что контролировался в электронном виде (а не гидравлически). [ 10 ] Он уже был доступен в Renault 16 в течение нескольких лет, и в 15/17 купе с нескольких месяцев назад. [ 10 ]

Весь ассортимент был поднят в 1975 году с упрощенной решеткой, новыми задними лампами и приборной панелью. Преемник Renault 12, Renault 18 , был запущен в 1978 году, но французское производство Renault 12 продолжалось еще два года, несмотря на мгновенную популярность своего преемника.

По всему миру

[ редактировать ]

12 был глобальным автомобилем, построенным не менее дюжиной стран и продавался на всех континентах. Это была даже основа для GNW Duiker, мертворожденного спортивного кабриолета с телом из стекловолокна, предназначенным как начало родезийского национального автомобильного проекта. Банкиры не согласились, и заглушка была выведена в конце 1972 года. Похоже, что несколько примеров были построены.

1973 Dacia 1300

Dacia приобрела инструменты и базовые дизайны Renault 12 и изготовила его в различных стилях тела в Румынии, как Dacia 1300, между 1969 и 1979 годами. Кроме того, преемник этого автомобиля под названием Dacia 1310 был основан на Dacia 1300. Производство 1310 началось в 1979 году и остановилось в 2004 году.

В 35-летнем производстве производство было выпущено в общей сложности 1 959 730 автомобилей плюс, в период с 1975 по 2006 год, в общей сложности 318 969 транспортных средств, принадлежащих к диапазону, который стал известен под общим названием Dacia Pickup . [ 11 ]

Турецкий Renault 12tsw Toros (универсал)

Автомобиль на базе Renault 12 был сделан в Турции Oyak-Renault в период с 1971 по 2000 год. Более ранние модели были аналогичны первоначальному R12, а затем автомобиль подвергся подтяжке лица в 1989 году и продавался под названием Renault Toros , пока он не был прекращен. к более строгим европейским стандартам выбросов вступают в силу. Название «Торос» имеет двойную этимологию: одно - это горы Тельца ( Турции : Торос Даглари ), а другое - обозначение подмодели. Проданный как седан или универсал (TSW), он имеет 1,4-литровый карбюратор C1J (CLéon) с 61,5 л.с. (45 кВт; 61 л.с.) и поставлялся с четырех- или пятиступенчатой ​​коробкой передач. [ 12 ]

Renault 12 является первым турецким автомобилем, который экспортируется за границей, и начал экспортировать в Ливан в 1973 году. [ 13 ] Турецкие Renault 12S также экспортировали в Алжир , Азербайджан , Конго , Габон , Кот-Кот , Мали , Мавритания , Марокко , Северный Кипр , Нигер , Сенегал , Того , Тунис и Верхняя Вольта . [ 13 ] [ 14 ]

Австралия

[ редактировать ]
Renault Virage Wagon (Австралия)

Renault 12 выиграл награду австралийского журнала Wheels Car of the Year в 1970 году. Она была построена на заводе Australia Australia в пригороде в Мельбурне Гейдельберга из комплектов CKD . Различные компоненты, такие как места, были получены на месте.

Австралийский ассортимент обычно следовал за моделями Великобритании, включая Feepleftift (которая прибыла в 1976 году), но примерно с 1971 года, когда были введены новые австралийские правила дизайна , должен был иметь специальный локальный механизм стеклоочистителей с обычной схемой правой руки (парковка на пассажирская сторона). Это также повлияло на местные модели Peugeot 504 и Triumph 2.5. К середине 1970-х годов содержание местных деталей увеличилось до пятидесяти процентов.

В октябре 1976 года двигатель 1289 куб. [ 15 ] Новая модель продавалась как Renault 1,4 литра , иногда называемая просто «Renault 1.4». [ 1 ] [ 16 ] Эта модель включала в себя ту же подтяжку лица, представленную во Франции в начале года, с новой решеткой и приборной панелью. Двигатель 1.4 до сих пор был зарезервирован для шведских и канадских рынков и был оснащен различным оборудованием для управления выбросами, что позволяет ему соответствовать новым требованиям к выбросам ADR27A . Несмотря на то, что Power также тяжелее 1,3-литровой Renault 12xl, также увеличилась примерно на десять процентов, при этом крутящий момент вырос на 13 процентов. Он произвел скромный 49 кВт (66 л.с.) при 5750 об / мин, с максимальной скоростью 150 км / ч и вернул около 9 литров / 100 км при смешанном вождении. [ 16 ] Салон Renault 1.4 весил 920 кг (2028 фунтов), а универсал был несколько тяжелее.

В мае 1978 года он был снова переименован и стал Renault Virage . [ 17 ] Это было идентично 12, без изменений в двигателе или производительности, но включало два круглых фар. Производство в Австралии закончилось в 1980 году.

Новая Зеландия

[ редактировать ]

Renault 12 был собран из комплектов CKD на собственном заводе Amporter Campbell Group Group в Темзе, Новая Зеландия, которая впоследствии стала фабрикой Toyota NZ и в настоящее время используется для восстановления подержанных автомобилей, импортированных из Японии. В Campbell, построенные 12, имели около 50 процентов местного контента (стекло, обивка, шины, ковер, краска, радиатор, батарея и т. Д.). Был доступен один уровень отделки, и были сделаны как седаны, так и вагоны.

Югославия

[ редактировать ]

В 1972 году Renault заключил стратегическое партнерство с югославским производителем IMV от Novo Mesto , SR Slovenia , который ранее производил несколько моделей Austin Motor Company , чтобы начать производить, кроме Renault 4 , также Renault 12, Renault 16 , Renault 18 и Renault 5 5 для югославского рынка. [ 18 ]

Северная Америка

[ редактировать ]

В Канаде Renault 12 был собран локально Soma в Квебеке из комплектов CKD с 1970 года до лета 1973 года. В первые два года производство у автомобилей имели небольшие боковые маркерные огни, прямоугольные фары Cibié и 60 -сильный Sae Gross 1289 CC двигатель с одиночным с одним двигателем с одиночным с одиночным двигателем с одиночным с одиночным двигателем с одиночным двигателем с одиночным двигателем с одиночным двигателем с одиночным с одиночным двигателем. бочонок SOLEX CARB. Газета La Presse сообщила в 1970 году, что несколько 12 Гордини также были импортированы в Канаду до того, как начались более строгие элементы управления выбросами в 1972 году. С тех пор Renault 12 был импортирован полностью из Франции и оснащен 1647 CC All Aluminum Engine и 4 150 мм запечатанных лучевых фаров. Начиная с конца 1977 года, Канада получила 1,4-литровый двигатель, такой же, как и в Швеции, для соответствия более строгим стандартам выбросов, чем те, которые использовались на большинстве европейских рынков. Мощность составляла 66,5 л.с. (50 кВт; 67 пс) SAE Gross при 5000 об / мин. R12, проданный в Канаде, был доступен в версиях Base, L, TL или GTL, а также в универсале (в основном эквивалентно отделке TL). L, TL и универсал также были доступны с автоматической коробкой передач. [ 19 ] В общей сложности 25 662 Renault 12 были проданы в Канаде: 1477 базовых моделей 1973-1976 гг.; 3935 12L модели между 1970 и 1976 годами; 10 270 12 моделей TL/GTL между 1970 и 1976 годами; 1731 12L Автоматика между 1971 и 1976 годами; 2004 12TL Автоматика между 1971 и 1976 годами; 4029 R12 Станции Вагоны в период с 1971 по 1976 год; 1300 R12 Автоматические вагоны между 1971 и 1976 годами; и, наконец, только 916 R12 северных седанов и вагонов станций в 1977-1979 годах. Вышеуказанные данные от MC Fertey, бывшего руководителя Renault Canada Ltée, не включают цифры по модели 1978 года, но примерно 900 R12 скандателей, вероятно, были проданы в этом году. Специальное издание только для Канады «Северная» была доступна в 1978 и 1979 годах и сыграла общие черты между канадскими и скандинавскими рынками. [ 19 ] Период в рекламе упоминался об общем 1,4-литровом двигателе и предлагающем скандинавском рыночном оборудовании, таком как фара, и финские алюминиевые фронтальные крылья. Эта версия была доступна только в Metallic Blue, с отделкой из макета на модели универсала. Продажи в последние несколько лет были неискренничными: 654 Renault 12S продано в Канаде в 1979 году, 225 в 1980 году, а последние 37 автомобилей были доставлены в 1981 году. [ 20 ]

Рено-рынок Соединенных Штатов Renault 12 был представлен в Bois de Boulogne в мае 1971 года, за которой последовала презентация для американских дилеров Renault в Doral Country Club , недалеко от Майами, вскоре после этого. [ 21 ] Федерализованный R12 изначально был только как седан TL или универсал (первый универсал, который был продан Renault в США), но позже была добавлена ​​простая базовая версия и линии обрезки 12 л. Они находились в цене от вступительной суммы 2195 долл. США до 4498 долл. США за окончательный универсал. [ 22 ] США модели отличаются по своим четырехмазму фарам и боковым маркерным огням, а также, имея удар в капоте, чтобы очистить больший двигатель и связанное с ним оборудование для выбросов. [ 21 ]

12 был немного большим автомобилем, чем большинство европейских импортов, а продольная компоновка переднего колеса контрастировала с большинством. Двигатель, полностью алюминиевый блок 1565 куб. См со стальными цилиндрами, был разделен с Renault 16 и был специфичен для американского рынка, хотя 12 получили двухсочечный карбюратор SOLEX и немного большую мощность. [ 23 ] Первоначально мощность составляла 73 л.с. (54 кВт; 74 пс) SAE при 5000 об / мин с соотношением сжатия 8,6: 1. [ 23 ] В 1973 году двигатель был обновлен до более крупной версии 1647 CC с одним карбюратором с одним стволом, с полусферическими головками , хотя мощность уменьшилась до 69 л.с. (51 кВт; 70 пс) на той же скорости двигателя, что и правила выбросов были сжаты. В 1974 году коэффициент сжатия был сброшен до 7,5: 1, при этом мощность снизилась до 65 л.с. (48 кВт; 66 пс). [ 24 ] Для модельного года 1976 года карбюратор с двумя стволами и несколько более высокий коэффициент сжатия означал, что было предложено 72 л.с. (54 кВт; 73 пс), в то время как более роскошная модель GTL превзошла линейку. [ 22 ] Продажи были незначительными из -за растущей популярности японского импорта, благодаря их растущей репутации надежности и экономически эффективной работы. Renault 12 был представлен в конце модельного года 1971 года, и продажи продолжались до 1977 года. [ 22 ]

Южная Америка

[ редактировать ]
Позднее Renault 12 Estate в Аргентине

В Бразилии версия 12 была продана как Ford Corcel , а затем Ford Del Rey, когда Ford Do Brasil приобрел фабрику и права на строительство автомобиля из Willys-Overland , которая совместно разработала бразильскую версию с Renault в Конец 1960 -х годов. [ 25 ] Corcel фактически был запущен в Бразилии в 1968 году, прежде чем Renault 12 был запущен во Франции. [ 26 ] [ 27 ]

Renault 12 был популярен в Аргентине и Колумбии [ Цитация необходима ] , в 1970 -х и 1980 -х годах. В Колумбии этот автомобиль был собран на заводе Renault Dofasa в период с 1973 по 1981 год, из CKD, которые пришли из Аргентины и Франции. В Аргентине местные версии, производимые на заводе «Санта -Изабель» Рено Аргентины в провинции Кордоба. Производство проходило с ноября 1971 года до того же месяца 1994 года. [ 28 ] Перерыв был построен с 1973 по 1992 год; Общая сумма обоих стилей тела составляла около 450 000 единиц.

Вопросы начались как 1289 куб. См, эффективно переключаясь на 1397 куб. В Бразилии Ford предложила аналогичную версию 1555 куб. Коробки передач были четырехступенчатыми руководствами до 1988 года, и после этого пятиступенчатые коробки. R12 имел немного более высокий статус в этой стране, чем в других местах, учитывая тот факт, что в то время состав Argentine Renault Cars был узким ( R4 , R6 и Renault Torino ). Это заставило фабрику добавить дополнительные данные, такие как кондиционирование воздуха и качественная обивка, чтобы сократить разрыв между этим автомобилем и Турином до прибытия R18 в 1982 году. По этой же причине практически все модели недвижимости (перерыв) были построены с Механические и комфортные особенности TS.

Аргентинский Renault 12 также увидел успех в конкуренции в Южной Америке с знаменитым классом (до 1600 куб. Recalde закончилась перед какими-либо из автомобилей в двухлитровой категории, а Renault 12 занял первые шесть позиций в своей категории. [ 29 ]

R12 Alpine
Renault 12 Alpine

Alpine R12 была спортивной версией, предназначенной для улучшения изображения марки на местном ралли . Основными функциями были двигатель 1397 куб. См от Alpine R5 (построенный локально с импортированными частями), выпуклый капот из стекловолокна, подвеска, настроенная на конкуренцию и индивидуальные схемы краски. Двигатель выпустил 110 пс (81 кВт; 108 л.с.), что дает альпийцу максимальную скорость около 175 км/ч (109 миль в час). Новая подвеска была также такой же хорошей, как и электростанция, оценивалась в то время как «выдающееся» и «идет на рельсы» (журнал Corsa) . Renault не интересовался объемным производством, и в период с 1977 по 1980 год было сделано только 493 единиц (продано с 1978 года). Кроме того, процесс строительства и импортируемых деталей альпийских обозначений обошлось примерно на 40% дороже, чем основная версия TL. Альпийские детали R12 иногда использовались путем сплочения R12 TS, так как они давали автомобиль вполне желательными характеристиками, но, как и сам Alpine R12, эти части были редкими.

  1. ^ Jump up to: а беременный Реклама для Renault 1,4 -литрового журнала Wheels, январь 1978 г.
  2. ^ Красная книга, октябрь 1989 г., стр. 171
  3. ^ "Лос -Андс - Чили" .
  4. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k «Автомобили». Все французские автомобили 1970 (Салон [Октябрь] 1969) . 31 ​Париж: История и коллекции: страницы 40, 44–47. 2004.
  5. ^ Робертс, Эндрю (3 сентября 2007 г.). "Классический автомобиль: Renault 12" . Независимый . Архивировано с оригинала 9 апреля 2018 года.
  6. ^ Стиль Авто 2/70
  7. ^ Jump up to: а беременный «Автомобили». Все французские автомобили 1970 (Салон [Oct] 1969): «... многие наблюдатели (техники или простые посетители шоу [Paris, 1969]) не включают, даже на переднюю тягу, принятие жесткого приема задней оси Производитель, который в течение двадцати пяти лет создал свою репутацию на независимых четырехколесных автомобилях. Полем 31 ​Париж: История и коллекции: страницы 5. 2004.
  8. ^ Глон, Ронан (23 марта 2010 г.). «От дофина до Твинго: работа Амеде Гордини с ресторанами» . www.ranwhenparked.net. Архивировано из оригинала 26 марта 2012 года . Получено 9 апреля 2018 года .
  9. ^ Jump up to: а беременный «Автомобили». Все французские автомобили 1973 (Салон [Октябрь] 1972) . 92 ​Париж: История и коллекции: 51. 2008.
  10. ^ Jump up to: а беременный Фрер, Пол (январь 1974 г.). «Paris Show представляет V-8 Dino & 4-Rotor Corvette». Дорога и трек . Тол. 25, нет. 5. CBS Consumer Publishing Division. п. 42
  11. ^ «Dacia производила свой последний коммерческий автомобиль, полученный из модели Renault R12» . Daciagroup.com. 8 декабря 2006 года. Архивировано с оригинала 8 сентября 2010 года . Получено 6 ноября 2010 года .
  12. ^ Озенен, Хакан, изд. (Декабрь 1996 г.). «Технические данные автомобилей на турецком рынке» [Технические данные для автомобилей турецкого рынка]. Авто Капитал (на турецком) (1). Стамбул, Турция: Hürgüç Journalism Inc.: 113.
  13. ^ Jump up to: а беременный Levent Köprülü (18 сентября 2021 г.). «Они выстроились в очередь, чтобы купить! Никто не спал» . Milliyet (на турецком). Архивировано из оригинала 14 апреля 2023 года . Получено 2 мая 2023 года .
  14. ^ "Renault 12 Ve Renault Toros Efsanesi Neden Bitti?" Полем bilgigetir.com . 15 сентября 2021 года. Архивировано с оригинала 27 ноября 2022 года . Получено 2 мая 2023 года .
  15. ^ Руководство по цене и модели зеленой книги, сентябрь - октябрь 1984 г., стр. 73
  16. ^ Jump up to: а беременный Дэвис, Педр (1976-12-28). «Ускорение мощности для маленького Renault» . Канберра времена . Канберра: 7 . Получено 2020-11-27 -через Trove .
  17. ^ Дэвис, Педр (1986), Словарь Macquarie of Motoring , The Macquarie Library, p. 402, ISBN  9780949757357
  18. ^ Мартович, Раджко (2015-12-23). "Sfry Four -Headeds: Что ездили и ездили Yugoslavs?" [Sfry Automobile: Что создали и ездят югославы?]. N1 (в боснском). Архив от оригинала 2019-07-01.
  19. ^ Jump up to: а беременный «Построен в Канаде» . Losange Magazine . № 6. Лето 2019. Архивировано с оригинала 2020-11-06.
  20. ^ Мэйс, Джеймс С. (2011-02-20). «1978 и 1979 год Renault 12 Nordic» . Старые автомобили Канада . Архивировано из оригинала 2020-11-27.
  21. ^ Jump up to: а беременный «La Renault 12, Voiture à Призвание Internationale ...» [Renault 12, автомобиль с международным призванием ...]. Renault-5.net (по-французски). C. Billequé. Архивировано с оригинала 2019-09-09.
  22. ^ Jump up to: а беременный в Flamship, James M. (1994). Стандартный каталог импортированных автомобилей, 1946-1990 . Иола, WI: Krause Publications, Inc. стр. 530-531. ISBN  0-87341-158-7 .
  23. ^ Jump up to: а беременный Ламм, Джон (август 1971). «Французская запись». Моторная тенденция . п. 73.
  24. ^ Уэйкфилд, Рон, изд. (Январь 1974). «Технические характеристики R & T 1974». Дорога и трек . Тол. 25, нет. 5. CBS Consumer Publishing Division. п. 98
  25. ^ Castings, Фрэнсис (21 окт 21, 2003). «Страницы истории - французский R12, мировой успех » . www.bestcars.com.br (на португальском языке). Архивировано из оригинала 25 декабря 2011 года . Получено 16 марта 2009 г.
  26. ^ Кастингы, Фрэнсис (2000). Фабрисио, Самаха (ред.). «Автомобили прошлого - бразильская лошадь» . www.bestcars.com.br (на португальском языке). Архивировано из оригинала 7 декабря 2000 года . Получено 15 марта 2009 г.
  27. ^ Фрэнсис Кастингс; Фабрисио Самаха (4 марта 2016 г.). «Форд Корсел: семья, которая служила многим другим » . www.bestcars.com.br (на португальском языке). Архивировано с оригинала 5 марта 2016 года . Получено 9 апреля 2018 года .
  28. ^ "Pruebas Classic: Renault 12" [Classic Tests: Renault 12]. Автофацил (на испанском). IberoAmericana Luike из журналов. 2008-06-02. Архивировано из оригинала 2012-10-12.
  29. ^ "Vuelta a la américa del sur" (на испанском). Клуб Renault 12. Архивировано с оригинала 30 декабря 2012 года . Получено 23 сентября 2012 года .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1a2691bdd89e08b82937b3458da5d8e6__1726850400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1a/e6/1a2691bdd89e08b82937b3458da5d8e6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Renault 12 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)