Renault 12
Renault 12 | |
---|---|
Обзор | |
Производитель | Renault |
Также называется | Renault 1,4 литр (Австралия) [ 1 ] Renault Virage (Австралия) [ 2 ] Renault Toros (Турция) Dacia 1300 (Румыния) |
Производство |
|
Модель лет | 1971–1995 (Аргентина) |
Сборка | Boulogne-Billancourt , Франция Guarda , Португалия Санта -Изабель , Аргентина ( ИКА ) Гейдельберг , Австралия Сен-Бруно-де-Монтарвилль , Квебек , Канада (Сома) Novo Mesto , Yugoslavia ( IMV ) Лос -Андс, Чили [ 3 ] Дуитама и Envigado , Колумбия Сахагун Сити , Мексика Мионьи , Румыния Валладолид , Испания ( Phasa-Renault ) Бурса , Турция ( Ояк-Рен ) (Телец) Мариара , Венесуэла Харен - Вилвоорде , Бельгия ( ребра ) Темза, Новая Зеландия Аин Себа , Марокко ( Сомака ) |
Тело и шасси | |
Сорт | Большой семейный автомобиль ( D-сегмент ) Маленький фургон |
Стиль тела |
|
Макет | Mayout FF |
Связанный | |
Трансмиссия | |
Двигатель | |
Размеры | |
Колесная база | 2440 мм (96,1 дюйма) |
Длина | |
Ширина | 1616 мм (63,6 дюйма) { |
Высота | 1435 мм (56,5 дюймов) (пусто) |
Хронология | |
Предшественник | Renault 8 и 10 |
Преемник | Renault 18 |
Renault 12 -это семейный автомобиль среднего размера, представленный французским автопроизводителем Renault на автосалоне Paris в октябре 1969 года. [ 4 ] и произведенный во Франции до 1980 года. Доступно в качестве салона ( Берлина ) и поместья ( перерыв ), он также был произведен по лицензии во многих странах мира в начале 21 -го века.
В первые несколько лет 12 получили похвалу от европейской прессы за свой просторный, удобный интерьер, его стиль, его производительность и низкое расход топлива. Однако в североамериканской прессе было хуже: в тесте модели 1974 года Road & Track критиковал «навязчивый» шум двигателя и назвал тяжелый, не работающий рулевым управлением «серьезным недостатком дизайна». Они также дали ему «очень плохие следы» для системы вентиляции.
Производство и продажи Renault 12 закончились в Западной Европе в 1980 году, но модель продолжала производиться и продаваться филиалами Renault в других местах. Последний R12 был произведен в 2000 году в Турции, в то время как румынский автопроизводитель Dacia R12 продолжал производить салон и поместье 1310 на основе R12 до 2004 года и дистанцию Dacia до декабря 2006 года.
Коммерчески Renault 12 был успешным автомобилем, который продал 2,5 миллиона единиц. [ 5 ]
Проект
[ редактировать ]В январе 1964 года Центр стиля начал дизайн модели 117. [ 6 ] Это была новая модель, чтобы преодолеть разрыв между Renault 8 и Renault 16 . Требования к проекту 117 были:
- "Автомобиль должен был быть экономичным, не очень сложным. У него должен был быть вместительный интерьер и большой багаж I.
Тело
[ редактировать ]Дизайн Renault 12 восходит к генезису Renault 16; Действительно, некоторые начальные концептуальные конструкции R16 напоминают R12 больше, чем конечный дизайн R16. Тем не менее, R12 технически сильно отличался от R16 или меньшего размера Renault 4 . Как и все новые ресниницы в то время (и, как и сейчас, с более чем 60% автомобилей, производимых во Франции) у автомобиля был передний привод , [ 7 ] Но R12 имел совершенно другой макет от существующих моделей FWD Renault. Двигатель был помещен продольно впереди передних колес, в то время как он находился за колесами на R4 и R16.
На момент запуска в октябре 1969 года на парижском автосалоне Renault 12 был доступен только в виде 4-дверного салона , в спецификациях L и TL. Более дорогой TL включал два отдельных передних сиденья, вместо одного переднего сиденья , подлокотников на дверях , светильника в багажнике и перчаточном ящике , нагретое заднее стекло и дополнительные предупреждающие огни.
Двигатель
[ редактировать ]Было бы простой вопрос, чтобы установить легкий двигатель из Renault 16 в Renault 12, и это было позже сделано для некоторых высоких версий. Однако с 1945 года Renault успешно построил европейскую долю рынка, агрессивно конкурируя по цене. тщательно оспариваемой категории 1300 куб В . [ 4 ] Вместо этого Renault указал увеличенную версию блока Iron Cléon , используемой с 1962 года в Renault 8/10 . [ 4 ] Размер двигателя был увеличен до 1289 куб. См для использования в 12. [ 4 ] Перечисленная выходная мощность составляла 60 пс (44 кВт; 59 л.с.) SAE (54 пс (40 кВт; 53 л.с.) DIN), что обеспечило респектабельную максимальную скорость 145 км/ч (90 миль в час). [ 4 ]
Новая версия пятирежного двигателя, первоначально установленная на Renault 12, сохранила съемные цилиндрические вкладыши, которые Renault уже давно предпочитал. [ 4 ] Он отклонил размеры цилиндров «за границей», которые стали модными с некоторыми европейскими автопроизводителями в 1960-х годах. [ 4 ] Многие компоненты, такие как масляный насос и дистрибьютор, не изменились, в то время как другие, включая головку цилиндров, шестерен клапана и сам блок двигателя, были лишь минимально обновлены. [ 4 ] Единственными полностью переработанными элементами были цилиндрические лайнеры, шатуны, сами поршни и коленчатый вал. [ 4 ] В версии двигателя 1962 года цилиндры были неравномерно расположены в двух группах двух, но в этом новом применении они были равноудаленными, чтобы обеспечить диаметр цилиндра, здесь увеличилось до 73 мм, чтобы быть сочетающимися с пространством для достаточного охлаждения. Циркулировать вокруг цилиндров. [ 4 ]
Продольное размещение двигателя, большая часть его массы, расположенного перед передними колесами, позволило R12 иметь очень простую конструкцию передачи, который был помещен на пол автомобиля, [ 4 ] и не на приборной панели, как с R4 или на рулевой колонке, как с R16. На ранних автомобилях ручка для работы ручного тормоза была помещена под приборную панель. Позже ручной тормоз был перемещен в положение между двумя передними сиденьями.
Приостановка
[ редактировать ]Подвеска R12 также отличалась от суспензий R4 и R16, используя жесткую (но легкую) заднюю ось , в отличие от независимой подвески с полным колесом. Многие комментаторы считают, что использование жесткой задней оси от производителя, который отстаивал всестороннюю независимую подвеску в течение двадцати пяти лет в качестве ретроградного шага. [ 7 ]
Более поздние события
[ редактировать ]


В 1970 году были введены два новых варианта. что и в салоне, и была представлена высокопроизводительная модель Renault 12 , оснащенная блоком All- Aluminum 1565 куб. Gordini Поместье было запущено с теми же уровнями отделки и двигателями , (92 кВт; 123 л.с.), усиленный коленчатый вал , пятиступенчатая коробка передач , вентилируемые дисковые тормоза на передних колесах и обычные дисковые тормоза на задних колесах, а также настроенная подвеска. Гордини смог достичь 185 км/ч (115 миль в час) и был продан с схемами краски, составляющими сплошной пастельный цвет (их было несколько на выбор) с добавленными двойными белыми полосами, самой известной комбинацией является французский синий цвет с полосками. 2225 Renault 12 Gordinis были проданы в 1971 году, но после этого продажи начали свободно. Renault прекратил производство Гордини в 1974 году после продажи 5188 (по сравнению с 11 607 Renault 8 Gordinis). [ 8 ]
В октябре 1972 года был представлен более популярный R12 TS. Он использовал тот же двигатель 1289 куб. ) Эстетически, автомобиль отличался от других R12 с его специальными колесами в стиле Гордини, хромированной полосой вдоль стороны автомобиля, а в некоторых странах-двумя дополнительными фарами . В TS также были встроенные подголовники, тахометр и датчик температуры охлаждения. Октябрь 1972 года также был, когда рычаг ручного тормоза был перемещен из позиции перед водителем в место, установленное на полу между передними сиденьями. [ 9 ] Это стало возможным, потому что теперь, даже на базовой версии автомобиля «L», после того, как сиденье передней скамейки было заменено двумя отдельными сиденьями. [ 9 ]
В октябре 1973 года на автосалоне Paris появился R12 TR. Эта модель проходила между TL и TS и имела автоматическую коробку передач в стандартной комплектации. Этот трехступенчатый конвертер-конвертер был разработан самим Renault и был известен тем, что контролировался в электронном виде (а не гидравлически). [ 10 ] Он уже был доступен в Renault 16 в течение нескольких лет, и в 15/17 купе с нескольких месяцев назад. [ 10 ]
Весь ассортимент был поднят в 1975 году с упрощенной решеткой, новыми задними лампами и приборной панелью. Преемник Renault 12, Renault 18 , был запущен в 1978 году, но французское производство Renault 12 продолжалось еще два года, несмотря на мгновенную популярность своего преемника.
По всему миру
[ редактировать ]12 был глобальным автомобилем, построенным не менее дюжиной стран и продавался на всех континентах. Это была даже основа для GNW Duiker, мертворожденного спортивного кабриолета с телом из стекловолокна, предназначенным как начало родезийского национального автомобильного проекта. Банкиры не согласились, и заглушка была выведена в конце 1972 года. Похоже, что несколько примеров были построены.
Румыния
[ редактировать ]Dacia приобрела инструменты и базовые дизайны Renault 12 и изготовила его в различных стилях тела в Румынии, как Dacia 1300, между 1969 и 1979 годами. Кроме того, преемник этого автомобиля под названием Dacia 1310 был основан на Dacia 1300. Производство 1310 началось в 1979 году и остановилось в 2004 году.
В 35-летнем производстве производство было выпущено в общей сложности 1 959 730 автомобилей плюс, в период с 1975 по 2006 год, в общей сложности 318 969 транспортных средств, принадлежащих к диапазону, который стал известен под общим названием Dacia Pickup . [ 11 ]
Турция
[ редактировать ]
Автомобиль на базе Renault 12 был сделан в Турции Oyak-Renault в период с 1971 по 2000 год. Более ранние модели были аналогичны первоначальному R12, а затем автомобиль подвергся подтяжке лица в 1989 году и продавался под названием Renault Toros , пока он не был прекращен. к более строгим европейским стандартам выбросов вступают в силу. Название «Торос» имеет двойную этимологию: одно - это горы Тельца ( Турции : Торос Даглари ), а другое - обозначение подмодели. Проданный как седан или универсал (TSW), он имеет 1,4-литровый карбюратор C1J (CLéon) с 61,5 л.с. (45 кВт; 61 л.с.) и поставлялся с четырех- или пятиступенчатой коробкой передач. [ 12 ]
Renault 12 является первым турецким автомобилем, который экспортируется за границей, и начал экспортировать в Ливан в 1973 году. [ 13 ] Турецкие Renault 12S также экспортировали в Алжир , Азербайджан , Конго , Габон , Кот-Кот , Мали , Мавритания , Марокко , Северный Кипр , Нигер , Сенегал , Того , Тунис и Верхняя Вольта . [ 13 ] [ 14 ]
Австралия
[ редактировать ]
Renault 12 выиграл награду австралийского журнала Wheels Car of the Year в 1970 году. Она была построена на заводе Australia Australia в пригороде в Мельбурне Гейдельберга из комплектов CKD . Различные компоненты, такие как места, были получены на месте.
Австралийский ассортимент обычно следовал за моделями Великобритании, включая Feepleftift (которая прибыла в 1976 году), но примерно с 1971 года, когда были введены новые австралийские правила дизайна , должен был иметь специальный локальный механизм стеклоочистителей с обычной схемой правой руки (парковка на пассажирская сторона). Это также повлияло на местные модели Peugeot 504 и Triumph 2.5. К середине 1970-х годов содержание местных деталей увеличилось до пятидесяти процентов.
В октябре 1976 года двигатель 1289 куб. [ 15 ] Новая модель продавалась как Renault 1,4 литра , иногда называемая просто «Renault 1.4». [ 1 ] [ 16 ] Эта модель включала в себя ту же подтяжку лица, представленную во Франции в начале года, с новой решеткой и приборной панелью. Двигатель 1.4 до сих пор был зарезервирован для шведских и канадских рынков и был оснащен различным оборудованием для управления выбросами, что позволяет ему соответствовать новым требованиям к выбросам ADR27A . Несмотря на то, что Power также тяжелее 1,3-литровой Renault 12xl, также увеличилась примерно на десять процентов, при этом крутящий момент вырос на 13 процентов. Он произвел скромный 49 кВт (66 л.с.) при 5750 об / мин, с максимальной скоростью 150 км / ч и вернул около 9 литров / 100 км при смешанном вождении. [ 16 ] Салон Renault 1.4 весил 920 кг (2028 фунтов), а универсал был несколько тяжелее.
В мае 1978 года он был снова переименован и стал Renault Virage . [ 17 ] Это было идентично 12, без изменений в двигателе или производительности, но включало два круглых фар. Производство в Австралии закончилось в 1980 году.
Новая Зеландия
[ редактировать ]Renault 12 был собран из комплектов CKD на собственном заводе Amporter Campbell Group Group в Темзе, Новая Зеландия, которая впоследствии стала фабрикой Toyota NZ и в настоящее время используется для восстановления подержанных автомобилей, импортированных из Японии. В Campbell, построенные 12, имели около 50 процентов местного контента (стекло, обивка, шины, ковер, краска, радиатор, батарея и т. Д.). Был доступен один уровень отделки, и были сделаны как седаны, так и вагоны.
Югославия
[ редактировать ]В 1972 году Renault заключил стратегическое партнерство с югославским производителем IMV от Novo Mesto , SR Slovenia , который ранее производил несколько моделей Austin Motor Company , чтобы начать производить, кроме Renault 4 , также Renault 12, Renault 16 , Renault 18 и Renault 5 5 для югославского рынка. [ 18 ]
Северная Америка
[ редактировать ]В Канаде Renault 12 был собран локально Soma в Квебеке из комплектов CKD с 1970 года до лета 1973 года. В первые два года производство у автомобилей имели небольшие боковые маркерные огни, прямоугольные фары Cibié и 60 -сильный Sae Gross 1289 CC двигатель с одиночным с одним двигателем с одиночным с одиночным двигателем с одиночным с одиночным двигателем с одиночным двигателем с одиночным двигателем с одиночным двигателем с одиночным с одиночным двигателем. бочонок SOLEX CARB. Газета La Presse сообщила в 1970 году, что несколько 12 Гордини также были импортированы в Канаду до того, как начались более строгие элементы управления выбросами в 1972 году. С тех пор Renault 12 был импортирован полностью из Франции и оснащен 1647 CC All Aluminum Engine и 4 150 мм запечатанных лучевых фаров. Начиная с конца 1977 года, Канада получила 1,4-литровый двигатель, такой же, как и в Швеции, для соответствия более строгим стандартам выбросов, чем те, которые использовались на большинстве европейских рынков. Мощность составляла 66,5 л.с. (50 кВт; 67 пс) SAE Gross при 5000 об / мин. R12, проданный в Канаде, был доступен в версиях Base, L, TL или GTL, а также в универсале (в основном эквивалентно отделке TL). L, TL и универсал также были доступны с автоматической коробкой передач. [ 19 ] В общей сложности 25 662 Renault 12 были проданы в Канаде: 1477 базовых моделей 1973-1976 гг.; 3935 12L модели между 1970 и 1976 годами; 10 270 12 моделей TL/GTL между 1970 и 1976 годами; 1731 12L Автоматика между 1971 и 1976 годами; 2004 12TL Автоматика между 1971 и 1976 годами; 4029 R12 Станции Вагоны в период с 1971 по 1976 год; 1300 R12 Автоматические вагоны между 1971 и 1976 годами; и, наконец, только 916 R12 северных седанов и вагонов станций в 1977-1979 годах. Вышеуказанные данные от MC Fertey, бывшего руководителя Renault Canada Ltée, не включают цифры по модели 1978 года, но примерно 900 R12 скандателей, вероятно, были проданы в этом году. Специальное издание только для Канады «Северная» была доступна в 1978 и 1979 годах и сыграла общие черты между канадскими и скандинавскими рынками. [ 19 ] Период в рекламе упоминался об общем 1,4-литровом двигателе и предлагающем скандинавском рыночном оборудовании, таком как фара, и финские алюминиевые фронтальные крылья. Эта версия была доступна только в Metallic Blue, с отделкой из макета на модели универсала. Продажи в последние несколько лет были неискренничными: 654 Renault 12S продано в Канаде в 1979 году, 225 в 1980 году, а последние 37 автомобилей были доставлены в 1981 году. [ 20 ]
Рено-рынок Соединенных Штатов Renault 12 был представлен в Bois de Boulogne в мае 1971 года, за которой последовала презентация для американских дилеров Renault в Doral Country Club , недалеко от Майами, вскоре после этого. [ 21 ] Федерализованный R12 изначально был только как седан TL или универсал (первый универсал, который был продан Renault в США), но позже была добавлена простая базовая версия и линии обрезки 12 л. Они находились в цене от вступительной суммы 2195 долл. США до 4498 долл. США за окончательный универсал. [ 22 ] США модели отличаются по своим четырехмазму фарам и боковым маркерным огням, а также, имея удар в капоте, чтобы очистить больший двигатель и связанное с ним оборудование для выбросов. [ 21 ]
12 был немного большим автомобилем, чем большинство европейских импортов, а продольная компоновка переднего колеса контрастировала с большинством. Двигатель, полностью алюминиевый блок 1565 куб. См со стальными цилиндрами, был разделен с Renault 16 и был специфичен для американского рынка, хотя 12 получили двухсочечный карбюратор SOLEX и немного большую мощность. [ 23 ] Первоначально мощность составляла 73 л.с. (54 кВт; 74 пс) SAE при 5000 об / мин с соотношением сжатия 8,6: 1. [ 23 ] В 1973 году двигатель был обновлен до более крупной версии 1647 CC с одним карбюратором с одним стволом, с полусферическими головками , хотя мощность уменьшилась до 69 л.с. (51 кВт; 70 пс) на той же скорости двигателя, что и правила выбросов были сжаты. В 1974 году коэффициент сжатия был сброшен до 7,5: 1, при этом мощность снизилась до 65 л.с. (48 кВт; 66 пс). [ 24 ] Для модельного года 1976 года карбюратор с двумя стволами и несколько более высокий коэффициент сжатия означал, что было предложено 72 л.с. (54 кВт; 73 пс), в то время как более роскошная модель GTL превзошла линейку. [ 22 ] Продажи были незначительными из -за растущей популярности японского импорта, благодаря их растущей репутации надежности и экономически эффективной работы. Renault 12 был представлен в конце модельного года 1971 года, и продажи продолжались до 1977 года. [ 22 ]
Южная Америка
[ редактировать ]
В Бразилии версия 12 была продана как Ford Corcel , а затем Ford Del Rey, когда Ford Do Brasil приобрел фабрику и права на строительство автомобиля из Willys-Overland , которая совместно разработала бразильскую версию с Renault в Конец 1960 -х годов. [ 25 ] Corcel фактически был запущен в Бразилии в 1968 году, прежде чем Renault 12 был запущен во Франции. [ 26 ] [ 27 ]
Renault 12 был популярен в Аргентине и Колумбии [ Цитация необходима ] , в 1970 -х и 1980 -х годах. В Колумбии этот автомобиль был собран на заводе Renault Dofasa в период с 1973 по 1981 год, из CKD, которые пришли из Аргентины и Франции. В Аргентине местные версии, производимые на заводе «Санта -Изабель» Рено Аргентины в провинции Кордоба. Производство проходило с ноября 1971 года до того же месяца 1994 года. [ 28 ] Перерыв был построен с 1973 по 1992 год; Общая сумма обоих стилей тела составляла около 450 000 единиц.
Вопросы начались как 1289 куб. См, эффективно переключаясь на 1397 куб. В Бразилии Ford предложила аналогичную версию 1555 куб. Коробки передач были четырехступенчатыми руководствами до 1988 года, и после этого пятиступенчатые коробки. R12 имел немного более высокий статус в этой стране, чем в других местах, учитывая тот факт, что в то время состав Argentine Renault Cars был узким ( R4 , R6 и Renault Torino ). Это заставило фабрику добавить дополнительные данные, такие как кондиционирование воздуха и качественная обивка, чтобы сократить разрыв между этим автомобилем и Турином до прибытия R18 в 1982 году. По этой же причине практически все модели недвижимости (перерыв) были построены с Механические и комфортные особенности TS.
Аргентинский Renault 12 также увидел успех в конкуренции в Южной Америке с знаменитым классом (до 1600 куб. Recalde закончилась перед какими-либо из автомобилей в двухлитровой категории, а Renault 12 занял первые шесть позиций в своей категории. [ 29 ]

- Renault 12 Alpine
Alpine R12 была спортивной версией, предназначенной для улучшения изображения марки на местном ралли . Основными функциями были двигатель 1397 куб. См от Alpine R5 (построенный локально с импортированными частями), выпуклый капот из стекловолокна, подвеска, настроенная на конкуренцию и индивидуальные схемы краски. Двигатель выпустил 110 пс (81 кВт; 108 л.с.), что дает альпийцу максимальную скорость около 175 км/ч (109 миль в час). Новая подвеска была также такой же хорошей, как и электростанция, оценивалась в то время как «выдающееся» и «идет на рельсы» (журнал Corsa) . Renault не интересовался объемным производством, и в период с 1977 по 1980 год было сделано только 493 единиц (продано с 1978 года). Кроме того, процесс строительства и импортируемых деталей альпийских обозначений обошлось примерно на 40% дороже, чем основная версия TL. Альпийские детали R12 иногда использовались путем сплочения R12 TS, так как они давали автомобиль вполне желательными характеристиками, но, как и сам Alpine R12, эти части были редкими.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный Реклама для Renault 1,4 -литрового журнала Wheels, январь 1978 г.
- ^ Красная книга, октябрь 1989 г., стр. 171
- ^ "Лос -Андс - Чили" .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k «Автомобили». Все французские автомобили 1970 (Салон [Октябрь] 1969) . 31 Париж: История и коллекции: страницы 40, 44–47. 2004.
- ^ Робертс, Эндрю (3 сентября 2007 г.). "Классический автомобиль: Renault 12" . Независимый . Архивировано с оригинала 9 апреля 2018 года.
- ^ Стиль Авто 2/70
- ^ Jump up to: а беременный «Автомобили». Все французские автомобили 1970 (Салон [Oct] 1969): «... многие наблюдатели (техники или простые посетители шоу [Paris, 1969]) не включают, даже на переднюю тягу, принятие жесткого приема задней оси Производитель, который в течение двадцати пяти лет создал свою репутацию на независимых четырехколесных автомобилях. Полем 31 Париж: История и коллекции: страницы 5. 2004.
- ^ Глон, Ронан (23 марта 2010 г.). «От дофина до Твинго: работа Амеде Гордини с ресторанами» . www.ranwhenparked.net. Архивировано из оригинала 26 марта 2012 года . Получено 9 апреля 2018 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Автомобили». Все французские автомобили 1973 (Салон [Октябрь] 1972) . 92 Париж: История и коллекции: 51. 2008.
- ^ Jump up to: а беременный Фрер, Пол (январь 1974 г.). «Paris Show представляет V-8 Dino & 4-Rotor Corvette». Дорога и трек . Тол. 25, нет. 5. CBS Consumer Publishing Division. п. 42
- ^ «Dacia производила свой последний коммерческий автомобиль, полученный из модели Renault R12» . Daciagroup.com. 8 декабря 2006 года. Архивировано с оригинала 8 сентября 2010 года . Получено 6 ноября 2010 года .
- ^ Озенен, Хакан, изд. (Декабрь 1996 г.). «Технические данные автомобилей на турецком рынке» [Технические данные для автомобилей турецкого рынка]. Авто Капитал (на турецком) (1). Стамбул, Турция: Hürgüç Journalism Inc.: 113.
- ^ Jump up to: а беременный Levent Köprülü (18 сентября 2021 г.). «Они выстроились в очередь, чтобы купить! Никто не спал» . Milliyet (на турецком). Архивировано из оригинала 14 апреля 2023 года . Получено 2 мая 2023 года .
- ^ "Renault 12 Ve Renault Toros Efsanesi Neden Bitti?" Полем bilgigetir.com . 15 сентября 2021 года. Архивировано с оригинала 27 ноября 2022 года . Получено 2 мая 2023 года .
- ^ Руководство по цене и модели зеленой книги, сентябрь - октябрь 1984 г., стр. 73
- ^ Jump up to: а беременный Дэвис, Педр (1976-12-28). «Ускорение мощности для маленького Renault» . Канберра времена . Канберра: 7 . Получено 2020-11-27 -через Trove .
- ^ Дэвис, Педр (1986), Словарь Macquarie of Motoring , The Macquarie Library, p. 402, ISBN 9780949757357
- ^ Мартович, Раджко (2015-12-23). "Sfry Four -Headeds: Что ездили и ездили Yugoslavs?" [Sfry Automobile: Что создали и ездят югославы?]. N1 (в боснском). Архив от оригинала 2019-07-01.
- ^ Jump up to: а беременный «Построен в Канаде» . Losange Magazine . № 6. Лето 2019. Архивировано с оригинала 2020-11-06.
- ^ Мэйс, Джеймс С. (2011-02-20). «1978 и 1979 год Renault 12 Nordic» . Старые автомобили Канада . Архивировано из оригинала 2020-11-27.
- ^ Jump up to: а беременный «La Renault 12, Voiture à Призвание Internationale ...» [Renault 12, автомобиль с международным призванием ...]. Renault-5.net (по-французски). C. Billequé. Архивировано с оригинала 2019-09-09.
- ^ Jump up to: а беременный в Flamship, James M. (1994). Стандартный каталог импортированных автомобилей, 1946-1990 . Иола, WI: Krause Publications, Inc. стр. 530-531. ISBN 0-87341-158-7 .
- ^ Jump up to: а беременный Ламм, Джон (август 1971). «Французская запись». Моторная тенденция . п. 73.
- ^ Уэйкфилд, Рон, изд. (Январь 1974). «Технические характеристики R & T 1974». Дорога и трек . Тол. 25, нет. 5. CBS Consumer Publishing Division. п. 98
- ^ Castings, Фрэнсис (21 окт 21, 2003). «Страницы истории - французский R12, мировой успех » . www.bestcars.com.br (на португальском языке). Архивировано из оригинала 25 декабря 2011 года . Получено 16 марта 2009 г.
- ^ Кастингы, Фрэнсис (2000). Фабрисио, Самаха (ред.). «Автомобили прошлого - бразильская лошадь» . www.bestcars.com.br (на португальском языке). Архивировано из оригинала 7 декабря 2000 года . Получено 15 марта 2009 г.
- ^ Фрэнсис Кастингс; Фабрисио Самаха (4 марта 2016 г.). «Форд Корсел: семья, которая служила многим другим » . www.bestcars.com.br (на португальском языке). Архивировано с оригинала 5 марта 2016 года . Получено 9 апреля 2018 года .
- ^ "Pruebas Classic: Renault 12" [Classic Tests: Renault 12]. Автофацил (на испанском). IberoAmericana Luike из журналов. 2008-06-02. Архивировано из оригинала 2012-10-12.
- ^ "Vuelta a la américa del sur" (на испанском). Клуб Renault 12. Архивировано с оригинала 30 декабря 2012 года . Получено 23 сентября 2012 года .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Renault 12 обзор (на английском языке)
- Renault 12 Fansite Gordini (на французском языке)
- Рено 12 фан -сайт Турции (на турецком)