Jump to content

Супермарин-атакующий

(Перенаправлено с Supermarine Attacker F.1 )

Злоумышленник
Роль Морской истребитель
Национальное происхождение Великобритания
Производитель Супермарин
Первый полет 27 июля 1946 г.
Введение август 1950 г.
Ушедший на пенсию ФАУ: 1954 г.
РНВР: 1957 г.
ПАФ: 1964 г.
Основные пользователи Королевский флот
Королевский военно-морской добровольческий резерв
Пакистанские ВВС
Количество построенных 182 + 3 прототипа
Развитый в Супермарин Тип 510

Supermarine Attacker — британский одноместный военно-морской реактивный истребитель, разработанный и производимый авиастроительной компанией Supermarine для флота Королевского авиации флота (FAA). Это был первый реактивный истребитель, поступивший на вооружение ФАУ. [ 1 ]

Чтобы быстро ввести реактивные самолеты на вооружение ВМФ, Supermarine предложила использовать крыло, разработанное для их самой совершенной конструкции с поршневым двигателем Supermarine Spiteful , с новым фюзеляжем для двигателя Rolls-Royce Nene . Совершив свой первый полет 27 июля 1946 года, этап летных испытаний разработки был затянут из-за ряда проблем, включая трудности с управлением. Первые «Атакующие» поступили на службу ФАУ в августе 1951 года.

Как и большинство других реактивных истребителей первого поколения , Attacker имел относительно короткий срок службы до замены; это произошло из-за того, что в 1950-х и 1960-х годах быстро развивались все более совершенные самолеты, использующие реактивные двигатели. Несмотря на то, что ФАУ списало его с передовой службы в 1954 году, всего через три года после его появления, Attacker будет принят на вооружение недавно сформированных ВВС Пакистана , которые продолжат эксплуатировать этот тип, возможно, даже в 1964 году.

Разработка

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

Истоки Attacker можно проследить до военного времени, проекта истребителя реализованного по поручению Королевских ВВС (RAF). Многие из ключевых особенностей конструкции и требований к характеристикам были предусмотрены в Спецификации E.10/44 (буква E означает «экспериментальный»), выпущенной Министерством авиации в 1944 году, которая призывала к разработке реактивного истребителя, оснащенного крылом с ламинарным обтеканием и один реактивный двигатель. [ 2 ] В ответ британский производитель самолетов Supermarine решил выпустить собственную разработку, которая включала разработку совершенно нового фюзеляжа с раздвоенными воздухозаборниками для обеспечения потока воздуха к двигателю Rolls-Royce Nene, турбореактивному приводящему в действие этот тип. Этот фюзеляж был соединен с ранее существовавшими прямыми крыльями с ламинарным потоком, которые были разработаны для Supermarine Spiteful , истребителя с поршневым двигателем , который должен был заменить Supermarine Spitfire . [ 2 ]

Джо Смит представил на рассмотрение Type 392, и были заказаны три прототипа (TS409, TS413 и TS416). До того, как проект получил официальное название Attacker , самолет назывался «Jet Spiteful», а военно-морская версия — «Jet Seafang». [ 3 ] [ 4 ]

E.10/44 (выпущен в феврале 1945 г.) [ 4 ] ) указана максимальная скорость от 550 миль в час (885 км/ч) до 30 000 футов (9 100 м). [ 4 ]

Первоначально предполагалось, что Type 392 станет временным реактивным истребителем для оснащения Королевских ВВС, в то время как разработка другого самолета, Gloster E.1/44 , также оснащенного тем же двигателем Rolls-Royce Nene, завершилась; [ а ] Ожидалось, что, поскольку крыло уже спроектировано, оставшиеся работы, необходимые для самолета, будут завершены быстро. 30 августа 1944 года Supermarine разместила заказ на три прототипа; было оговорено, что второй и третий прототипы должны были отправиться в море . [ 6 ] 7 июля 1945 года поступил последующий заказ на 24 предсерийных самолета, шесть для ВВС Великобритании и оставшиеся 18 (согласно спецификации E1/45). [ 4 ] ) для авиации флота (FAA). [ 7 ] [ 8 ]

Решение проблем с прототипом Spiteful задержало разработку версии с реактивным двигателем, что привело к остановке предсерийного заказа на 24 экземпляра, хотя работа над тремя прототипами продолжалась. В январе 1945 года компании Supermarine было приказано прекратить работу над спасательной амфибией Seagull и отдать максимальный приоритет Типу 392. Из-за задержки ФАУ вместо этого заказало партию из 18 самолетов de Havilland Vampire Mk. 20-х годов с целью приобретения опыта управления реактивной авиацией. [ 9 ] [ 10 ] После оценки как Jet Spiteful, так и E.1/44, ВВС Великобритании решили отклонить обе конструкции, поскольку ни один из самолетов не предлагал какого-либо заметного преимущества в летно-технических характеристиках перед современными истребителями, такими как Gloster Meteor и de Havilland Vampire, которые были первыми двумя боевыми самолетами Королевских ВВС. реактивный самолет. [ 11 ]

Второй штурмовик Type 398 (TS413) в полете, 1947 год.

После отклонения проекта ВВС Великобритании Supermarine решила обратиться в Адмиралтейство с предложением разработать военно-морскую версию проекта. 27 июля 1946 года первый полет этого типа выполнил на прототипе Type 392 с серийным номером TS409 , наземной версии летчик-испытатель Джеффри Квилл . [ 12 ] Министерство авиации выпустило спецификацию E.1/45. [ нужны разъяснения ] для прикрытия серийных самолетов; удовлетворение различных требований потребовало внесения ряда обширных модификаций в конструкцию, включая пересмотренное расположение киля и хвостового оперения, а также увеличение внутреннего запаса топлива. Соответственно, был принят большой внешний подфюзеляжный топливный бак, а также удлиненный спинной плавник и складные законцовки крыла. [ 2 ]

Летные испытания в основном проводились на недавно созданном экспериментальном предприятии Supermarine на территории бывшего авиабазы ​​британских ВВС в Чилболтоне . [ 13 ] У Attacker было несколько недостатков, одним из которых было использование шасси с хвостовым колесом Spiteful вместо шасси с носовым колесом, конфигурация, из-за которой Attacker было значительно сложнее приземлиться на авианосец . По словам автора авиации Билла Ганстона, эта ходовая часть с хвостовым тягачом означала, что при работе с травяных аэродромов выхлоп реактивной струи создавал длинную борозду в земле, в которой «могли лечь три человека». [ 14 ] Однако, по данным авиационного журнала Flight , утверждения о выжженных или вспаханных поверхностях, даже траве, были преувеличены. [ 15 ] Attacker не был ни единственным, ни первым реактивным самолетом, оснащенным такой ходовой частью, которая также использовалась на экспериментальном Heinkel He 178 и нескольких ранних Messerschmitt Me 262 самолетах . Главный конструктор Vickers-Supermarine г-н Дж. Смит заявил, что испытания подтвердили, что ходовая часть с хвостовым тягачом признана приемлемой. [ 15 ]

17 июня 1947 года первый морской прототип Type 398 TS413 совершил свой первый полет под управлением летчика-испытателя Майка Литгоу ; [ 16 ] произошло через четыре года после того, как «Метеор» совершил свой первый полет. В ноябре 1949 года Supermarine получила заказы на производство от имени ФАУ. [ нужна ссылка ] 5 мая 1950 года первый серийный вариант самолета, получивший обозначение Attacker F.1 , совершил свой первый полет; год спустя начались поставки этого типа. [ 2 ]

Attacker FB2 на земле, август 1952 года.

Supermarine Attacker — морской реактивный истребитель, первый самолет с реактивным двигателем, поступивший на вооружение ФАУ. [ 2 ] Первоначально он был разработан с учетом требований военного времени для британских ВВС, но не был представлен до начала 1950-х годов и в конечном итоге был разработан для использования на борту авианосцев . Для реактивного самолета конструкция Attacker была необычной: шасси с хвостовым тягачом, сдвоенными хвостовыми колесами, а также нестреловидным крылом . [ 2 ] Органы управления полетом были относительно традиционными, основанными на органах управления Spiteful. Переднее расположение кабины было хорошо встречено и обеспечивало пилоту исключительно хороший обзор. [ 17 ]

Attacker имел относительно прочную конструкцию, в которой широко использовались толстостенные материалы, в основном алюминиевые сплавы , которые использовались в конструкции с напряженной обшивкой и поддерживались 24 близко расположенными стрингерами и шпангоутами . [ 18 ] Нос имел необычную структуру, напоминающую клешню омара , состоящую из толстых ламинированных листов алюминиевого сплава сверху и снизу без элементов жесткости; он обеспечивал бронезащиту пилоту и нес на себе герметизирующую нагрузку. Кончик носа был съемным для размещения орудийной камеры или балласта ; между ним и кабиной находился отсек авионики. В кормовой части кабины располагался топливный бак полумонокока , за ним следовал моторный отсек. [ 17 ]

С точки зрения аэродинамики Attacker был хорошо обтекаемым, и Флайт описал его как «возможно, более совершенный, чем любой другой истребитель». [ 17 ] Фюзеляж имел непрерывную изогнутую форму, без прямых линий. Его форма имела некоторые характеристики ламинарного обтекания крыла, и его линии прерывались только обтекаемым фонарем кабины и воздухозаборниками двигателей по обе стороны кабины. [ 18 ] Воздухозаборники отводили пограничный слой передней части фюзеляжа , чтобы предотвратить его попадание в двигатель; испытания с обтекателями отклонителей показали снижение характеристик двигателя, включая тягу. [ 18 ]

Кабина экипажа авианосца Королевского флота HMS Eagle ; на переднем плане несколько истребителей Attacker FB.2; на заднем плане — Fairey Firefly FR.4 , около 1953 года.

Конструкция крыла практически не изменилась по сравнению с Spiteful, за исключением того, что оно было немного увеличено, чтобы соответствовать более крупному Attacker. [ 19 ] Он использовал разделенные закрылки вдоль задней кромки , а также элероны с электроприводом с прорезями и триммеры . Имея один основной лонжерон и один вспомогательный лонжерон, крыло крепилось болтами непосредственно к коротким лонжеронам, поскольку не было центроплана. [ 19 ] Наружные обшивки были приклепаны заподлицо и изготовлены с особой тщательностью, чтобы добиться ламинарного потока, предсказанного по результатам испытаний в аэродинамической трубе. Флайт объяснил, что крыло с ламинарным потоком позволило Attacker превысить максимальную скорость Spiteful более чем на 100 миль в час. [ 20 ] Однако в других сообщениях утверждается, что крыло «Атакующего» аэродинамически уступало исходному эллиптическому крылу «Спитфайра», обладая такими неблагоприятными характеристиками, как более низкое критическое число Маха .

Attacker был оснащен одним автомобилем Rolls-Royce Nene Mk. 101 турбореактивный двигатель; в то время «Нене» был самым мощным реактивным двигателем в мире с тягой 5000 фунтов. [ 21 ] Двигатель поддерживался тяжелым задним лонжероном коробчатого сечения, который спереди и сзади крепился к основному лонжерону. Поскольку водометная труба была относительно длинной, во время запуска двигателя использовалось регулируемое выпускное отверстие с ручным управлением, чтобы предотвратить резонансы водометной трубы и чрезмерную температуру турбины. [ 21 ] Наружная обшивка вокруг воздухозаборника имела несколько жалюзи для регулирования давления во время запуска; они автоматически закрываются, чтобы герметизировать моторный отсек после запуска. В моторном отсеке была установлена ​​управляемая система пожаротушения . [ 21 ] Хотя система автоматической подачи топлива изначально не была предусмотрена, опыт работы с первоначальными прототипами привел к ее внедрению. [ 22 ]

Что касается вооружения, Attacker F.1 имел четыре 20-мм (0,79 дюйма) Hispano Mk. V-пушка ; в то время это считалось стандартным вооружением фронтового истребителя Королевских ВВС. [ 23 ] Эти пушки стреляли из установок Maxifiux-Star с электронным управлением. Максимальная боекомплект внутренней пушки составляла 167 снарядов каждая, а подвесной — до 145 снарядов каждая. Внешние запасы включали две 1000-фунтовые бомбы или четыре 300-фунтовые ракеты . [ 24 ]

Операционная история

[ редактировать ]
Атакующий FB.2 из 1831-й эскадрильи RNVR приземлился в RNAS Stretton в 1956 году.

Британия

[ редактировать ]

В августе 1951 года Attacker поступил на вооружение ФАУ; Первой эскадрильей, получившей серийные самолеты, стала 800-я военно-морская авиационная эскадрилья , базирующаяся на авиабазе RNAS Ford . [ 2 ] После появления Attacker F.1 для ФАУ были разработаны и произведены еще два варианта самолета. Attacker FB.1 представлял собой истребитель-бомбардировщик, мало отличавшийся от исходной модели F.1, за исключением того, что он должен был действовать как штурмовик . Третьим и последним вариантом был Attacker FB.2 , оснащенный более мощной моделью двигателя Nene, сопровождавшейся различными модификациями его конструкции. [ 2 ] На этой модели Supermarine Attacker имел в общей сложности восемь подкрыльевых узлов подвески , которые могли нести пару бомб массой 1000 фунтов (454 кг) или максимум восемь неуправляемых ракет . [ нужна ссылка ]

Всего по трем вариантам, которые будут приняты на вооружение ФАУ, на вооружение будет поставлено в общей сложности 146 серийных самолетов Attacker. [ 2 ] У него была относительно короткая карьера в ФАУ, ни один из его вариантов не участвовал в боевых действиях в течение срока службы в ФАУ и не был выведен из эксплуатации в 1954 году. [ нужна ссылка ] Этот тип был заменен в передовых эскадрильях несколькими более мощными истребителями с реактивными двигателями, включая Hawker Sea Hawk и de Havilland Sea Venom . В течение следующих нескольких лет Attacker оставался на вооружении эскадрилий Королевского военно-морского добровольческого резерва (RNVR), и в начале 1957 года этот тип был окончательно выведен из резерва. [ нужна ссылка ]

Пакистан

[ редактировать ]
Пакистанские нападавшие на супермарины

В начале 1950-х годов Королевские ВВС Пакистана (RPAF) (позже ВВС Пакистана (PAF) ) стремились приобрести свой первый в истории самолет с реактивным двигателем. Сочетание нехватки средств и политического давления, оказанное британскими поставщиками, убедило службу приобрести вариант Attacker, известный как Type 538 , который, по сути, был «деморальным» вариантом самолета, используемого ФАУ. [ нужна ссылка ]

Супермарины-штурмовики 11-й эскадрильи ВВС Пакистана

Пакистан получил своих первых «Атакующих» в 1951 году. [ 25 ] с поставками в конечном итоге достигнут 36 единиц. Этими самолетами когда-либо была оснащена только одна эскадрилья — перехватчик, 11-я эскадрилья . [ 26 ] [ 27 ] Атакующие также экипируют первую воздушную демонстрационную группу ВВС «Пакетные ведомости». [ 28 ] «Атакеры» 11-й эскадрильи оставались в эксплуатации в течение семи лет, последние экземпляры были сняты с вооружения в 1956 году, когда их заменили североамериканские F-86F Sabre . [ 29 ] Официально «Атакующие» оставались на вооружении Пакистана до 1958 года. [ 27 ] хотя некоторые источники утверждают, что Attackers использовались PAF вплоть до 1964 года. [ 2 ]

Варианты

[ редактировать ]
Тип 392
Прототип сухопутной версии по спецификации E.10/44, заказанный как один из трех прототипов 30 августа 1944 года, один построен и совершил первый полет 27 июля 1946 года. [ 30 ]
Тип 398
Прототип морского варианта заказан 30 августа 1944 года, один построен и совершил первый полет 17 июня 1947 года. [ 30 ]
Тип 510
Прототип со стреловидными крыльями и хвостовым оперением, разработка которого привела к созданию Supermarine Swift .
Тип 513
Прототип второго военно-морского прототипа по спецификации E.1/45, заказанного 30 августа 1943 года, один построен и совершил первый полет 24 января 1950 года. [ 30 ]
Тип 398 Атакующий Ф.1
Серийный вариант с двигателем Nene 3, 63 заказаны 29 октября 1948 года и построены в Южном Марстоне , 50 построены как F1, два из них были отменены, а последние 11 построены как FB.1. Первый полет серийного F.1 состоялся 4 апреля 1950 года. [ 30 ]
Атакующий ФБ.1
Последние 11 серийных F 1 были построены как FB 1 плюс дополнительный самолет, заказанный 27 марта 1950 года для замены одного самолета, уничтоженного во время серийного испытательного полета. [ 30 ] FB1 был модифицирован по сравнению с первоначальной конструкцией, чтобы позволить ему нести ракетные снаряды или бомбы под крыльями.
Атакующий ФБ.2
Обновленный вариант истребителя-бомбардировщика с двигателем Nene 102, 24 заказаны 21 ноября 1950 г., 30 заказаны 16 февраля 1950 г. и еще 30 заказаны 7 сентября 1950 г., все 84 построены в Южном Марстоне. [ 30 ]
Тип 538 Атакующий
наземного базирования Вариант истребителя-бомбардировщика с двигателем Rolls-Royce Nene 4 , созданный специально для экспорта Королевским ВВС Пакистана , построено 36 самолетов, первый из которых был поставлен в 1953 году. [ 1 ]

Операторы

[ редактировать ]
 Пакистан
 Великобритания

Аварии и происшествия

[ редактировать ]
  • 23 мая 1950 года летчик-испытатель Vickers Лес Колкухун управлял первым серийным Attacker F.1 WA469 . Он проводил скоростные испытания, когда во время одного из испытаний внешняя часть правого крыла сложилась и элероны заблокировались. Колкухун решил не катапультироваться и сумел совершить высокоскоростную посадку в Чилболтоне, в ходе которой он использовал все взлетно-посадочную полосу, кроме последних 100 ярдов (90 м), и лопнул шину. [ 42 ] Неповрежденный самолет был осмотрен, чтобы выяснить причину инцидента. Колкухун был награжден медалью Джорджа за усилия по спасению самолета. [ 43 ]
  • 5 февраля 1953 года штурмовик FB.1 WA535 из RNAS Stretton разбился недалеко от Уинвика, Чешир , в результате чего погиб пилот г-н Рой Эдвин Коллингвуд.
  • 21 июля 1953 года Attacker FB.2 WP293 (803 NAS) из RNAS Ford разбился на ферме Норт-Сток, недалеко от Арундела, Сассекс, в результате чего погиб пилот-лейтенант Уильям Т. Р. Смит.
  • 10 ноября 1955 года авария с участием Attacker FB.2 WP281 унесла жизнь главного летного инструктора, лейтенанта-коммандера Чарльза Джеймса Лавендера DSC, когда он пытался избежать столкновения с Percival Sea Prince возле RNAS Stretton . [ 44 ]
  • 26 июня 1956 года Attacker FB.1 WK328, отрабатывающий приземление на палубу авианосца Форд, разбился возле приходской церкви в Климпинге , Западный Суссекс. Пилот, лейтенант Джек Стэннер Вятт из эскадрильи 1832 года (RNVR), погиб. Позже его похоронили на кладбище, рядом с которым он разбился. [ 45 ]
  • 6 июля 1956 года Attacker WP275 врезался в Ла-Манш у берегов Литтлхэмптона, Западный Суссекс, после того, как в полете сложилось крыло; пилот благополучно катапультировался. Части самолета были подняты на поверхность дноуглубительным судном в 2005 году. [ 46 ] [ 47 ]
  • 15 июля 1956 г. WP283 , штурмовик FB2, эскадрилья 1833 г. остановился на подходе к британским ВВС Хонили и разбился на дороге, в результате чего погиб мирный житель. [ 48 ]

Выживший самолет

[ редактировать ]
Штурмовик F.1 WA473 представлен Музею авиации флота (2011 г.)

После вывода из эксплуатации в 1956 году Attacker F.1 с серийным номером WA473 был выставлен на обозрение на воротах авиабазы ​​RNAS Abbotsinch . Построенный на заводе VA в Южном Марстоне в июле 1951 года, он служил в составе 702-й и 736-й военно-морских эскадрилий. В конце 1961 года его перевезли в Музей авиации флота в Сомерсете . [ 49 ] [ 50 ]

Технические характеристики (Ф.1)

[ редактировать ]
Чертеж Supermarine Attacker, 3 вида

Данные из Иллюстрированной энциклопедии самолетов. [ 51 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 37 футов 6 дюймов (11,43 м)
  • Размах крыльев: 36 футов 11 дюймов (11,25 м)
  • Высота: 9 футов 11 дюймов (3,02 м)
  • Площадь крыла: 226 кв. футов (21 м 2 )
  • Пустой вес: 8434 фунтов (3826 кг)
  • Полная масса: 12 211 фунтов (5 339 кг)
  • Силовая установка: 1 Rolls-Royce Nene турбореактивный двигатель , тяга 5000 фунтов силы (22 кН).

Производительность

  • Максимальная скорость: 590 миль в час (950 км/ч, 512 узлов)
  • Диапазон: 590 миль (950 км, 510 миль)
  • Практический потолок: 45 000 футов (13 700 м)
  • Скорость набора высоты: 6350 футов/мин (32,3 м/с).

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ E.1/44 имел низкий приоритет, и в Gloster не было энтузиазма по поводу этого проекта. Дизайн Глостера создавался в двух вариантах: один с de Havilland Ghost , другой с Nene. Заказ на производство F.23/46 от сентября 1945 г. позже был отменен. [ 5 ]
  1. ^ Jump up to: а б Бингэм 2004, с. 109.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Первый реактивный истребитель, поступивший на службу в эскадрилью Королевского флота». BAE Systems , дата обращения: 16 июля 2019 г.
  3. ^ Баттлер 2010, стр. 54, 56.
  4. ^ Jump up to: а б с д Баттлер 2004 стр.208
  5. ^ Баттлер стр. 199
  6. ^ Баттлер 2010, с. 54.
  7. ^ Эндрюс и Морган 1989, с. 269.
  8. ^ Баттлер 2010, стр. 56–57.
  9. ^ Эндрюс и Морган 1987, стр. 269–270.
  10. ^ Мейсон 1992, стр.350.
  11. ^ Тейлор 1969, стр. 432–433.
  12. ^ Эндрюс и Морган 1987, с. 270.
  13. Рейс , 15 мая 1947 г., стр. 446, ч.
  14. ^ Ганстон 1975, с. 130.
  15. ^ Jump up to: а б Рейс , 15 мая 1947 г., с. 446.
  16. ^ Эндрюс и Морган 1987, с. 271.
  17. ^ Jump up to: а б с Рейс , 15 мая 1947 г., стр. хо.
  18. ^ Jump up to: а б с Рейс , 15 мая 1947 года, тел.
  19. ^ Jump up to: а б Рейс , 15 мая 1947 г., с. 447.
  20. ^ Рейс , 15 мая 1947 г., с. 446-447.
  21. ^ Jump up to: а б с Рейс , 15 мая 1947 г., с. 448.
  22. ^ Рейс , 15 мая 1947 г., с. 449.
  23. ^ Рейс , 15 мая 1947 г., стр. 449-450.
  24. ^ Рейс , 15 мая 1947 г., с. 450.
  25. ^ «ВИНТЫ В ЭПОХУ РЕАКТИВНЫХ СРЕДСТВ (1951-1960)» . Музей ВВС Пакистана, Карачи . В июне 1951 года ВВС США вступили в эпоху реактивных самолетов, когда истребитель Super Marine Attacker стал оснащением первой реактивной эскадрильи растущих ВВС.
  26. ^ «ПОСЛЕДНИЕ НАПАДИТЕЛИ ПАКИСТАНА» . FlightGlobal.com . Архивировано из оригинала 14 января 2012 года.
  27. ^ Jump up to: а б «ДГПР ВВС Пакистана» . Инстаграм (Пресс-релиз). 26 августа 2020 г.
  28. ^ «Пакетная группа высшего пилотажа» . AerobaticTeams.net .
  29. ^ «СУПЕРМОРСКОЙ АТАКУЕР В ВВС ПАКИСТАНА» .
  30. ^ Jump up to: а б с д и ж Стуртивант 2004, стр. 562–572.
  31. ^ Тетфорд 1978, стр. 336–337.
  32. ^ Стертивант и Балланс 1994 , с. 58.
  33. ^ Стертивант и Балланс 1994 , с. 125.
  34. ^ Стертивант и Балланс 1994 , с. 138.
  35. ^ Стертивант и Балланс 1994 , с. 317.
  36. ^ Стертивант и Балланс 1994 , с. 343.
  37. ^ Стертивант и Балланс 1994 , с. 345.
  38. ^ Стертивант и Балланс 1994 , с. 347.
  39. ^ Стертивант и Балланс 1994 , с. 348.
  40. ^ Стертивант и Балланс 1994 , с. 349.
  41. ^ Балланс 2016 , с. 411.
  42. ^ Бингхэм 2004, с. 101.
  43. ^ «№38982» . Лондонская газета (Приложение). 1 августа 1950 г. с. 3949.
  44. Отчет МО РФ о происшествии № 01005/4, 22 ноября 1955 г.
  45. ^ Описание происшествия в Сети авиационной безопасности.
  46. ^ Описание происшествия в Сети авиационной безопасности.
  47. ^ «Восстановленные из моря 1» . Места крушения самолетов в море . Уэссекская археология. 2 октября 2007 года . Проверено 21 августа 2022 г.
  48. ^ «Потери британской военной авиации» . www.ukserials.com . Проверено 14 апреля 2024 г.
  49. ^ "Атакующий супермарин". Архивировано 22 апреля 2008 года в Wayback Machine Музее авиации флота . Проверено: 27 февраля 2008 г.
  50. ^ Стуртивант 2004, с. 563.
  51. ^ Орбис 1985, с. 2980

Библиография

[ редактировать ]
  • Эндрюс, К.Ф. и Э.Б. Морган. Супермарины с 1914 года . Лондон: Патнэм, 1987. ISBN   0-85177-800-3 .
  • «Атакующий» . Полет . 15 мая 1947 г., стр. 446–450. Архивировано из оригинала 11 марта 2016 года.
  • Балланс, Тео (2016). Эскадрильи и части авиации флота . Эйр-Британия. ISBN  978-0-85130-489-2 .
  • Бингэм, Виктор. Супермариновый истребитель . Рамсбери, Великобритания: The Crowood Press, 2004. ISBN   1-86126-649-9 .
  • Бертлз, Филип. Supermarine Attacker, Swift и Scimitar (послевоенный военный самолет 7) . Лондон: Ян Аллан, 1992. ISBN   0-7110-2034-5 .
  • Браун, капитан Эрик (CBE, DFC, AFC, RN). «Атакующий – запоздалое начало». Air International , май 1982 г., с. 233. ISSN 0306-5634.
  • Баттлер, Тони. «База данных: Злоумышленник-супермарин». Самолет . Том. 38, № 8, выпуск 448, август 2010 г., стр. 54–71. Лондон: МПК.
  • Ганстон, Билл. «Истребители пятидесятых: атакующий Виккерс-Супермарин». Airplane Monthly , март 1975 г.
  • Иллюстрированная энциклопедия самолетов (частичная работа, 1982–1985 гг.). Лондон: Издательство Орбис, 1985.
  • Мейсон, Фрэнсис К. Британский истребитель с 1912 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1992. ISBN   1-55750-082-7 .
  • Куилл, Джеффри (ОБЕ, AFC, FRAES). «Спитфайр» — история летчика-испытателя . Лондон: Книги Стрелы, 1989. ISBN   0-09-937020-4 .
  • Стертивант, Рэй; Балланс, Тео (1994). Эскадрильи авиации флота . Эйр-Британия. ISBN  9780851302232 .
  • Стертивант, Рэй. Самолеты авиации флота с 1946 года . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Historians) Ltd. , 2004 г. ISBN   0-85130-283-1 .
  • Тейлор, Джон В.Р. «Атакующий супермарин». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма, 1969. ISBN   0-425-03633-2 .
  • Тейлор, Майкл Дж. Х., изд. «Атакующий супермарин». Энциклопедия авиации Джейнса , Vol. 5. Дэнбери, Коннектикут: Образовательная корпорация Гролье, 1980. ISBN   0-7106-0710-5 .
  • Тетфорд, Оуэн. Британские военно-морские самолеты с 1912 года . Лондон: Патнэм, четвертое издание, 1978. ISBN   0-370-30021-1 .
  • Баттлер, Тони (2004). Истребители и бомбардировщики 1935-1950 гг . Британские секретные проекты 3. Midland Publishing.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3e70c62affac8f8d810ec467c91ab1bb__1721713140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3e/bb/3e70c62affac8f8d810ec467c91ab1bb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Supermarine Attacker - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)