Супермарин-атакующий
Злоумышленник | |
---|---|
![]() | |
Роль | Морской истребитель |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Супермарин |
Первый полет | 27 июля 1946 г. |
Введение | август 1950 г. |
Ушедший на пенсию | ФАУ: 1954 г. РНВР: 1957 г. ПАФ: 1964 г. |
Основные пользователи | Королевский флот Королевский военно-морской добровольческий резерв Пакистанские ВВС |
Количество построенных | 182 + 3 прототипа |
Развитый в | Супермарин Тип 510 |
Supermarine Attacker — британский одноместный военно-морской реактивный истребитель, разработанный и производимый авиастроительной компанией Supermarine для флота Королевского авиации флота (FAA). Это был первый реактивный истребитель, поступивший на вооружение ФАУ. [ 1 ]
Чтобы быстро ввести реактивные самолеты на вооружение ВМФ, Supermarine предложила использовать крыло, разработанное для их самой совершенной конструкции с поршневым двигателем Supermarine Spiteful , с новым фюзеляжем для двигателя Rolls-Royce Nene . Совершив свой первый полет 27 июля 1946 года, этап летных испытаний разработки был затянут из-за ряда проблем, включая трудности с управлением. Первые «Атакующие» поступили на службу ФАУ в августе 1951 года.
Как и большинство других реактивных истребителей первого поколения , Attacker имел относительно короткий срок службы до замены; это произошло из-за того, что в 1950-х и 1960-х годах быстро развивались все более совершенные самолеты, использующие реактивные двигатели. Несмотря на то, что ФАУ списало его с передовой службы в 1954 году, всего через три года после его появления, Attacker будет принят на вооружение недавно сформированных ВВС Пакистана , которые продолжат эксплуатировать этот тип, возможно, даже в 1964 году.
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Истоки Attacker можно проследить до военного времени, проекта истребителя реализованного по поручению Королевских ВВС (RAF). Многие из ключевых особенностей конструкции и требований к характеристикам были предусмотрены в Спецификации E.10/44 (буква E означает «экспериментальный»), выпущенной Министерством авиации в 1944 году, которая призывала к разработке реактивного истребителя, оснащенного крылом с ламинарным обтеканием и один реактивный двигатель. [ 2 ] В ответ британский производитель самолетов Supermarine решил выпустить собственную разработку, которая включала разработку совершенно нового фюзеляжа с раздвоенными воздухозаборниками для обеспечения потока воздуха к двигателю Rolls-Royce Nene, турбореактивному приводящему в действие этот тип. Этот фюзеляж был соединен с ранее существовавшими прямыми крыльями с ламинарным потоком, которые были разработаны для Supermarine Spiteful , истребителя с поршневым двигателем , который должен был заменить Supermarine Spitfire . [ 2 ]
Джо Смит представил на рассмотрение Type 392, и были заказаны три прототипа (TS409, TS413 и TS416). До того, как проект получил официальное название Attacker , самолет назывался «Jet Spiteful», а военно-морская версия — «Jet Seafang». [ 3 ] [ 4 ]
E.10/44 (выпущен в феврале 1945 г.) [ 4 ] ) указана максимальная скорость от 550 миль в час (885 км/ч) до 30 000 футов (9 100 м). [ 4 ]
Первоначально предполагалось, что Type 392 станет временным реактивным истребителем для оснащения Королевских ВВС, в то время как разработка другого самолета, Gloster E.1/44 , также оснащенного тем же двигателем Rolls-Royce Nene, завершилась; [ а ] Ожидалось, что, поскольку крыло уже спроектировано, оставшиеся работы, необходимые для самолета, будут завершены быстро. 30 августа 1944 года Supermarine разместила заказ на три прототипа; было оговорено, что второй и третий прототипы должны были отправиться в море . [ 6 ] 7 июля 1945 года поступил последующий заказ на 24 предсерийных самолета, шесть для ВВС Великобритании и оставшиеся 18 (согласно спецификации E1/45). [ 4 ] ) для авиации флота (FAA). [ 7 ] [ 8 ]
Решение проблем с прототипом Spiteful задержало разработку версии с реактивным двигателем, что привело к остановке предсерийного заказа на 24 экземпляра, хотя работа над тремя прототипами продолжалась. В январе 1945 года компании Supermarine было приказано прекратить работу над спасательной амфибией Seagull и отдать максимальный приоритет Типу 392. Из-за задержки ФАУ вместо этого заказало партию из 18 самолетов de Havilland Vampire Mk. 20-х годов с целью приобретения опыта управления реактивной авиацией. [ 9 ] [ 10 ] После оценки как Jet Spiteful, так и E.1/44, ВВС Великобритании решили отклонить обе конструкции, поскольку ни один из самолетов не предлагал какого-либо заметного преимущества в летно-технических характеристиках перед современными истребителями, такими как Gloster Meteor и de Havilland Vampire, которые были первыми двумя боевыми самолетами Королевских ВВС. реактивный самолет. [ 11 ]
В полет
[ редактировать ]
После отклонения проекта ВВС Великобритании Supermarine решила обратиться в Адмиралтейство с предложением разработать военно-морскую версию проекта. 27 июля 1946 года первый полет этого типа выполнил на прототипе Type 392 с серийным номером TS409 , наземной версии летчик-испытатель Джеффри Квилл . [ 12 ] Министерство авиации выпустило спецификацию E.1/45. [ нужны разъяснения ] для прикрытия серийных самолетов; удовлетворение различных требований потребовало внесения ряда обширных модификаций в конструкцию, включая пересмотренное расположение киля и хвостового оперения, а также увеличение внутреннего запаса топлива. Соответственно, был принят большой внешний подфюзеляжный топливный бак, а также удлиненный спинной плавник и складные законцовки крыла. [ 2 ]
Летные испытания в основном проводились на недавно созданном экспериментальном предприятии Supermarine на территории бывшего авиабазы британских ВВС в Чилболтоне . [ 13 ] У Attacker было несколько недостатков, одним из которых было использование шасси с хвостовым колесом Spiteful вместо шасси с носовым колесом, конфигурация, из-за которой Attacker было значительно сложнее приземлиться на авианосец . По словам автора авиации Билла Ганстона, эта ходовая часть с хвостовым тягачом означала, что при работе с травяных аэродромов выхлоп реактивной струи создавал длинную борозду в земле, в которой «могли лечь три человека». [ 14 ] Однако, по данным авиационного журнала Flight , утверждения о выжженных или вспаханных поверхностях, даже траве, были преувеличены. [ 15 ] Attacker не был ни единственным, ни первым реактивным самолетом, оснащенным такой ходовой частью, которая также использовалась на экспериментальном Heinkel He 178 и нескольких ранних Messerschmitt Me 262 самолетах . Главный конструктор Vickers-Supermarine г-н Дж. Смит заявил, что испытания подтвердили, что ходовая часть с хвостовым тягачом признана приемлемой. [ 15 ]
17 июня 1947 года первый морской прототип Type 398 TS413 совершил свой первый полет под управлением летчика-испытателя Майка Литгоу ; [ 16 ] произошло через четыре года после того, как «Метеор» совершил свой первый полет. В ноябре 1949 года Supermarine получила заказы на производство от имени ФАУ. [ нужна ссылка ] 5 мая 1950 года первый серийный вариант самолета, получивший обозначение Attacker F.1 , совершил свой первый полет; год спустя начались поставки этого типа. [ 2 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Supermarine Attacker — морской реактивный истребитель, первый самолет с реактивным двигателем, поступивший на вооружение ФАУ. [ 2 ] Первоначально он был разработан с учетом требований военного времени для британских ВВС, но не был представлен до начала 1950-х годов и в конечном итоге был разработан для использования на борту авианосцев . Для реактивного самолета конструкция Attacker была необычной: шасси с хвостовым тягачом, сдвоенными хвостовыми колесами, а также нестреловидным крылом . [ 2 ] Органы управления полетом были относительно традиционными, основанными на органах управления Spiteful. Переднее расположение кабины было хорошо встречено и обеспечивало пилоту исключительно хороший обзор. [ 17 ]
Attacker имел относительно прочную конструкцию, в которой широко использовались толстостенные материалы, в основном алюминиевые сплавы , которые использовались в конструкции с напряженной обшивкой и поддерживались 24 близко расположенными стрингерами и шпангоутами . [ 18 ] Нос имел необычную структуру, напоминающую клешню омара , состоящую из толстых ламинированных листов алюминиевого сплава сверху и снизу без элементов жесткости; он обеспечивал бронезащиту пилоту и нес на себе герметизирующую нагрузку. Кончик носа был съемным для размещения орудийной камеры или балласта ; между ним и кабиной находился отсек авионики. В кормовой части кабины располагался топливный бак полумонокока , за ним следовал моторный отсек. [ 17 ]
С точки зрения аэродинамики Attacker был хорошо обтекаемым, и Флайт описал его как «возможно, более совершенный, чем любой другой истребитель». [ 17 ] Фюзеляж имел непрерывную изогнутую форму, без прямых линий. Его форма имела некоторые характеристики ламинарного обтекания крыла, и его линии прерывались только обтекаемым фонарем кабины и воздухозаборниками двигателей по обе стороны кабины. [ 18 ] Воздухозаборники отводили пограничный слой передней части фюзеляжа , чтобы предотвратить его попадание в двигатель; испытания с обтекателями отклонителей показали снижение характеристик двигателя, включая тягу. [ 18 ]

Конструкция крыла практически не изменилась по сравнению с Spiteful, за исключением того, что оно было немного увеличено, чтобы соответствовать более крупному Attacker. [ 19 ] Он использовал разделенные закрылки вдоль задней кромки , а также элероны с электроприводом с прорезями и триммеры . Имея один основной лонжерон и один вспомогательный лонжерон, крыло крепилось болтами непосредственно к коротким лонжеронам, поскольку не было центроплана. [ 19 ] Наружные обшивки были приклепаны заподлицо и изготовлены с особой тщательностью, чтобы добиться ламинарного потока, предсказанного по результатам испытаний в аэродинамической трубе. Флайт объяснил, что крыло с ламинарным потоком позволило Attacker превысить максимальную скорость Spiteful более чем на 100 миль в час. [ 20 ] Однако в других сообщениях утверждается, что крыло «Атакующего» аэродинамически уступало исходному эллиптическому крылу «Спитфайра», обладая такими неблагоприятными характеристиками, как более низкое критическое число Маха .
Attacker был оснащен одним автомобилем Rolls-Royce Nene Mk. 101 турбореактивный двигатель; в то время «Нене» был самым мощным реактивным двигателем в мире с тягой 5000 фунтов. [ 21 ] Двигатель поддерживался тяжелым задним лонжероном коробчатого сечения, который спереди и сзади крепился к основному лонжерону. Поскольку водометная труба была относительно длинной, во время запуска двигателя использовалось регулируемое выпускное отверстие с ручным управлением, чтобы предотвратить резонансы водометной трубы и чрезмерную температуру турбины. [ 21 ] Наружная обшивка вокруг воздухозаборника имела несколько жалюзи для регулирования давления во время запуска; они автоматически закрываются, чтобы герметизировать моторный отсек после запуска. В моторном отсеке была установлена управляемая система пожаротушения . [ 21 ] Хотя система автоматической подачи топлива изначально не была предусмотрена, опыт работы с первоначальными прототипами привел к ее внедрению. [ 22 ]
Что касается вооружения, Attacker F.1 имел четыре 20-мм (0,79 дюйма) Hispano Mk. V-пушка ; в то время это считалось стандартным вооружением фронтового истребителя Королевских ВВС. [ 23 ] Эти пушки стреляли из установок Maxifiux-Star с электронным управлением. Максимальная боекомплект внутренней пушки составляла 167 снарядов каждая, а подвесной — до 145 снарядов каждая. Внешние запасы включали две 1000-фунтовые бомбы или четыре 300-фунтовые ракеты . [ 24 ]
Операционная история
[ редактировать ]
Британия
[ редактировать ]В августе 1951 года Attacker поступил на вооружение ФАУ; Первой эскадрильей, получившей серийные самолеты, стала 800-я военно-морская авиационная эскадрилья , базирующаяся на авиабазе RNAS Ford . [ 2 ] После появления Attacker F.1 для ФАУ были разработаны и произведены еще два варианта самолета. Attacker FB.1 представлял собой истребитель-бомбардировщик, мало отличавшийся от исходной модели F.1, за исключением того, что он должен был действовать как штурмовик . Третьим и последним вариантом был Attacker FB.2 , оснащенный более мощной моделью двигателя Nene, сопровождавшейся различными модификациями его конструкции. [ 2 ] На этой модели Supermarine Attacker имел в общей сложности восемь подкрыльевых узлов подвески , которые могли нести пару бомб массой 1000 фунтов (454 кг) или максимум восемь неуправляемых ракет . [ нужна ссылка ]
Всего по трем вариантам, которые будут приняты на вооружение ФАУ, на вооружение будет поставлено в общей сложности 146 серийных самолетов Attacker. [ 2 ] У него была относительно короткая карьера в ФАУ, ни один из его вариантов не участвовал в боевых действиях в течение срока службы в ФАУ и не был выведен из эксплуатации в 1954 году. [ нужна ссылка ] Этот тип был заменен в передовых эскадрильях несколькими более мощными истребителями с реактивными двигателями, включая Hawker Sea Hawk и de Havilland Sea Venom . В течение следующих нескольких лет Attacker оставался на вооружении эскадрилий Королевского военно-морского добровольческого резерва (RNVR), и в начале 1957 года этот тип был окончательно выведен из резерва. [ нужна ссылка ]
Пакистан
[ редактировать ]
В начале 1950-х годов Королевские ВВС Пакистана (RPAF) (позже ВВС Пакистана (PAF) ) стремились приобрести свой первый в истории самолет с реактивным двигателем. Сочетание нехватки средств и политического давления, оказанное британскими поставщиками, убедило службу приобрести вариант Attacker, известный как Type 538 , который, по сути, был «деморальным» вариантом самолета, используемого ФАУ. [ нужна ссылка ]

Пакистан получил своих первых «Атакующих» в 1951 году. [ 25 ] с поставками в конечном итоге достигнут 36 единиц. Этими самолетами когда-либо была оснащена только одна эскадрилья — перехватчик, 11-я эскадрилья . [ 26 ] [ 27 ] Атакующие также экипируют первую воздушную демонстрационную группу ВВС «Пакетные ведомости». [ 28 ] «Атакеры» 11-й эскадрильи оставались в эксплуатации в течение семи лет, последние экземпляры были сняты с вооружения в 1956 году, когда их заменили североамериканские F-86F Sabre . [ 29 ] Официально «Атакующие» оставались на вооружении Пакистана до 1958 года. [ 27 ] хотя некоторые источники утверждают, что Attackers использовались PAF вплоть до 1964 года. [ 2 ]
Варианты
[ редактировать ]- Тип 392
- Прототип сухопутной версии по спецификации E.10/44, заказанный как один из трех прототипов 30 августа 1944 года, один построен и совершил первый полет 27 июля 1946 года. [ 30 ]
- Тип 398
- Прототип морского варианта заказан 30 августа 1944 года, один построен и совершил первый полет 17 июня 1947 года. [ 30 ]
- Тип 510
- Прототип со стреловидными крыльями и хвостовым оперением, разработка которого привела к созданию Supermarine Swift .
- Тип 513
- Прототип второго военно-морского прототипа по спецификации E.1/45, заказанного 30 августа 1943 года, один построен и совершил первый полет 24 января 1950 года. [ 30 ]
- Тип 398 Атакующий Ф.1
- Серийный вариант с двигателем Nene 3, 63 заказаны 29 октября 1948 года и построены в Южном Марстоне , 50 построены как F1, два из них были отменены, а последние 11 построены как FB.1. Первый полет серийного F.1 состоялся 4 апреля 1950 года. [ 30 ]
- Атакующий ФБ.1
- Последние 11 серийных F 1 были построены как FB 1 плюс дополнительный самолет, заказанный 27 марта 1950 года для замены одного самолета, уничтоженного во время серийного испытательного полета. [ 30 ] FB1 был модифицирован по сравнению с первоначальной конструкцией, чтобы позволить ему нести ракетные снаряды или бомбы под крыльями.
- Атакующий ФБ.2
- Обновленный вариант истребителя-бомбардировщика с двигателем Nene 102, 24 заказаны 21 ноября 1950 г., 30 заказаны 16 февраля 1950 г. и еще 30 заказаны 7 сентября 1950 г., все 84 построены в Южном Марстоне. [ 30 ]
- Тип 538 Атакующий
- наземного базирования Вариант истребителя-бомбардировщика с двигателем Rolls-Royce Nene 4 , созданный специально для экспорта Королевским ВВС Пакистана , построено 36 самолетов, первый из которых был поставлен в 1953 году. [ 1 ]
Операторы
[ редактировать ]- ВВС Пакистана , 36 самолетов.
- Авиация флота , [ 31 ] 146 самолетов.
- Королевский военно-морской добровольческий резерв
- Группа требований к флоту [ 41 ]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 23 мая 1950 года летчик-испытатель Vickers Лес Колкухун управлял первым серийным Attacker F.1 WA469 . Он проводил скоростные испытания, когда во время одного из испытаний внешняя часть правого крыла сложилась и элероны заблокировались. Колкухун решил не катапультироваться и сумел совершить высокоскоростную посадку в Чилболтоне, в ходе которой он использовал все взлетно-посадочную полосу, кроме последних 100 ярдов (90 м), и лопнул шину. [ 42 ] Неповрежденный самолет был осмотрен, чтобы выяснить причину инцидента. Колкухун был награжден медалью Джорджа за усилия по спасению самолета. [ 43 ]
- 5 февраля 1953 года штурмовик FB.1 WA535 из RNAS Stretton разбился недалеко от Уинвика, Чешир , в результате чего погиб пилот г-н Рой Эдвин Коллингвуд.
- 21 июля 1953 года Attacker FB.2 WP293 (803 NAS) из RNAS Ford разбился на ферме Норт-Сток, недалеко от Арундела, Сассекс, в результате чего погиб пилот-лейтенант Уильям Т. Р. Смит.
- 10 ноября 1955 года авария с участием Attacker FB.2 WP281 унесла жизнь главного летного инструктора, лейтенанта-коммандера Чарльза Джеймса Лавендера DSC, когда он пытался избежать столкновения с Percival Sea Prince возле RNAS Stretton . [ 44 ]
- 26 июня 1956 года Attacker FB.1 WK328, отрабатывающий приземление на палубу авианосца Форд, разбился возле приходской церкви в Климпинге , Западный Суссекс. Пилот, лейтенант Джек Стэннер Вятт из эскадрильи 1832 года (RNVR), погиб. Позже его похоронили на кладбище, рядом с которым он разбился. [ 45 ]
- 6 июля 1956 года Attacker WP275 врезался в Ла-Манш у берегов Литтлхэмптона, Западный Суссекс, после того, как в полете сложилось крыло; пилот благополучно катапультировался. Части самолета были подняты на поверхность дноуглубительным судном в 2005 году. [ 46 ] [ 47 ]
- 15 июля 1956 г. WP283 , штурмовик FB2, эскадрилья 1833 г. остановился на подходе к британским ВВС Хонили и разбился на дороге, в результате чего погиб мирный житель. [ 48 ]
Выживший самолет
[ редактировать ]
После вывода из эксплуатации в 1956 году Attacker F.1 с серийным номером WA473 был выставлен на обозрение на воротах авиабазы RNAS Abbotsinch . Построенный на заводе VA в Южном Марстоне в июле 1951 года, он служил в составе 702-й и 736-й военно-морских эскадрилий. В конце 1961 года его перевезли в Музей авиации флота в Сомерсете . [ 49 ] [ 50 ]
Технические характеристики (Ф.1)
[ редактировать ]
Данные из Иллюстрированной энциклопедии самолетов. [ 51 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 37 футов 6 дюймов (11,43 м)
- Размах крыльев: 36 футов 11 дюймов (11,25 м)
- Высота: 9 футов 11 дюймов (3,02 м)
- Площадь крыла: 226 кв. футов (21 м 2 )
- Пустой вес: 8434 фунтов (3826 кг)
- Полная масса: 12 211 фунтов (5 339 кг)
- Силовая установка: 1 Rolls-Royce Nene турбореактивный двигатель , тяга 5000 фунтов силы (22 кН).
Производительность
- Максимальная скорость: 590 миль в час (950 км/ч, 512 узлов)
- Диапазон: 590 миль (950 км, 510 миль)
- Практический потолок: 45 000 футов (13 700 м)
- Скорость набора высоты: 6350 футов/мин (32,3 м/с).
Вооружение
- Орудия: 4 20-мм пушки Hispano № 3 Mark 5.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- де Хэвилленд Морской Вампир - ( Великобритания )
- Хоукер Си Хоук - ( Великобритания )
- Макдоннелл Ф.Х. Фантом – ( США )
- Североамериканский FJ-1 Fury - ( США )
- Воут F6U Пират – ( США )
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ E.1/44 имел низкий приоритет, и в Gloster не было энтузиазма по поводу этого проекта. Дизайн Глостера создавался в двух вариантах: один с de Havilland Ghost , другой с Nene. Заказ на производство F.23/46 от сентября 1945 г. позже был отменен. [ 5 ]
- ^ Jump up to: а б Бингэм 2004, с. 109.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Первый реактивный истребитель, поступивший на службу в эскадрилью Королевского флота». BAE Systems , дата обращения: 16 июля 2019 г.
- ^ Баттлер 2010, стр. 54, 56.
- ^ Jump up to: а б с д Баттлер 2004 стр.208
- ^ Баттлер стр. 199
- ^ Баттлер 2010, с. 54.
- ^ Эндрюс и Морган 1989, с. 269.
- ^ Баттлер 2010, стр. 56–57.
- ^ Эндрюс и Морган 1987, стр. 269–270.
- ^ Мейсон 1992, стр.350.
- ^ Тейлор 1969, стр. 432–433.
- ^ Эндрюс и Морган 1987, с. 270.
- ↑ Рейс , 15 мая 1947 г., стр. 446, ч.
- ^ Ганстон 1975, с. 130.
- ^ Jump up to: а б Рейс , 15 мая 1947 г., с. 446.
- ^ Эндрюс и Морган 1987, с. 271.
- ^ Jump up to: а б с Рейс , 15 мая 1947 г., стр. хо.
- ^ Jump up to: а б с Рейс , 15 мая 1947 года, тел.
- ^ Jump up to: а б Рейс , 15 мая 1947 г., с. 447.
- ^ Рейс , 15 мая 1947 г., с. 446-447.
- ^ Jump up to: а б с Рейс , 15 мая 1947 г., с. 448.
- ^ Рейс , 15 мая 1947 г., с. 449.
- ^ Рейс , 15 мая 1947 г., стр. 449-450.
- ^ Рейс , 15 мая 1947 г., с. 450.
- ^ «ВИНТЫ В ЭПОХУ РЕАКТИВНЫХ СРЕДСТВ (1951-1960)» . Музей ВВС Пакистана, Карачи .
В июне 1951 года ВВС США вступили в эпоху реактивных самолетов, когда истребитель Super Marine Attacker стал оснащением первой реактивной эскадрильи растущих ВВС.
- ^ «ПОСЛЕДНИЕ НАПАДИТЕЛИ ПАКИСТАНА» . FlightGlobal.com . Архивировано из оригинала 14 января 2012 года.
- ^ Jump up to: а б «ДГПР ВВС Пакистана» . Инстаграм (Пресс-релиз). 26 августа 2020 г.
- ^ «Пакетная группа высшего пилотажа» . AerobaticTeams.net .
- ^ «СУПЕРМОРСКОЙ АТАКУЕР В ВВС ПАКИСТАНА» .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Стуртивант 2004, стр. 562–572.
- ^ Тетфорд 1978, стр. 336–337.
- ^ Стертивант и Балланс 1994 , с. 58.
- ^ Стертивант и Балланс 1994 , с. 125.
- ^ Стертивант и Балланс 1994 , с. 138.
- ^ Стертивант и Балланс 1994 , с. 317.
- ^ Стертивант и Балланс 1994 , с. 343.
- ^ Стертивант и Балланс 1994 , с. 345.
- ^ Стертивант и Балланс 1994 , с. 347.
- ^ Стертивант и Балланс 1994 , с. 348.
- ^ Стертивант и Балланс 1994 , с. 349.
- ^ Балланс 2016 , с. 411.
- ^ Бингхэм 2004, с. 101.
- ^ «№38982» . Лондонская газета (Приложение). 1 августа 1950 г. с. 3949.
- ↑ Отчет МО РФ о происшествии № 01005/4, 22 ноября 1955 г.
- ^ Описание происшествия в Сети авиационной безопасности.
- ^ Описание происшествия в Сети авиационной безопасности.
- ^ «Восстановленные из моря 1» . Места крушения самолетов в море . Уэссекская археология. 2 октября 2007 года . Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ «Потери британской военной авиации» . www.ukserials.com . Проверено 14 апреля 2024 г.
- ^ "Атакующий супермарин". Архивировано 22 апреля 2008 года в Wayback Machine Музее авиации флота . Проверено: 27 февраля 2008 г.
- ^ Стуртивант 2004, с. 563.
- ^ Орбис 1985, с. 2980
Библиография
[ редактировать ]- Эндрюс, К.Ф. и Э.Б. Морган. Супермарины с 1914 года . Лондон: Патнэм, 1987. ISBN 0-85177-800-3 .
- «Атакующий» . Полет . 15 мая 1947 г., стр. 446–450. Архивировано из оригинала 11 марта 2016 года.
- Балланс, Тео (2016). Эскадрильи и части авиации флота . Эйр-Британия. ISBN 978-0-85130-489-2 .
- Бингэм, Виктор. Супермариновый истребитель . Рамсбери, Великобритания: The Crowood Press, 2004. ISBN 1-86126-649-9 .
- Бертлз, Филип. Supermarine Attacker, Swift и Scimitar (послевоенный военный самолет 7) . Лондон: Ян Аллан, 1992. ISBN 0-7110-2034-5 .
- Браун, капитан Эрик (CBE, DFC, AFC, RN). «Атакующий – запоздалое начало». Air International , май 1982 г., с. 233. ISSN 0306-5634.
- Баттлер, Тони. «База данных: Злоумышленник-супермарин». Самолет . Том. 38, № 8, выпуск 448, август 2010 г., стр. 54–71. Лондон: МПК.
- Ганстон, Билл. «Истребители пятидесятых: атакующий Виккерс-Супермарин». Airplane Monthly , март 1975 г.
- Иллюстрированная энциклопедия самолетов (частичная работа, 1982–1985 гг.). Лондон: Издательство Орбис, 1985.
- Мейсон, Фрэнсис К. Британский истребитель с 1912 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1992. ISBN 1-55750-082-7 .
- Куилл, Джеффри (ОБЕ, AFC, FRAES). «Спитфайр» — история летчика-испытателя . Лондон: Книги Стрелы, 1989. ISBN 0-09-937020-4 .
- Стертивант, Рэй; Балланс, Тео (1994). Эскадрильи авиации флота . Эйр-Британия. ISBN 9780851302232 .
- Стертивант, Рэй. Самолеты авиации флота с 1946 года . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Historians) Ltd. , 2004 г. ISBN 0-85130-283-1 .
- Тейлор, Джон В.Р. «Атакующий супермарин». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма, 1969. ISBN 0-425-03633-2 .
- Тейлор, Майкл Дж. Х., изд. «Атакующий супермарин». Энциклопедия авиации Джейнса , Vol. 5. Дэнбери, Коннектикут: Образовательная корпорация Гролье, 1980. ISBN 0-7106-0710-5 .
- Тетфорд, Оуэн. Британские военно-морские самолеты с 1912 года . Лондон: Патнэм, четвертое издание, 1978. ISBN 0-370-30021-1 .
- Баттлер, Тони (2004). Истребители и бомбардировщики 1935-1950 гг . Британские секретные проекты 3. Midland Publishing.
Внешние ссылки
[ редактировать ]