Османский флот
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2010 г. ) |
Османский флот | |
---|---|
Английский : Османский флот | |
![]() | |
Активный | 1323–1922 |
Страна | ![]() |
Верность | ![]() |
Тип | Военно-морской |
Гарнизон/штаб | Морское министерство , Константинополь |
Помолвки | |
Командиры | |
Капудан Паша (1567–1867) |
|
Министр военно-морского флота (1867–1922) |
|
Командующий флотом (1877–1922) |
|
Военные Османская империя |
---|
![]() |
Османский флот ( турецкий : Osmanlı Donanması ) или Императорский флот ( османский турецкий : Donanma-yı Humâyûn ), также известный как Османский флот , был военно-морским оружием Османской империи . Он был основан после того, как османы впервые вышли к морю в 1323 году, захватив Пренетос (позже названный Карамюрзель в честь основателя Османского флота), место расположения первой османской военно-морской верфи и ядра будущего военно-морского флота.
За время своего долгого существования Османский флот участвовал во многих конфликтах и подписал ряд морских договоров. Оно сыграло решающую роль в завоевании Константинополя и последующей экспансии на Средиземное и Черное моря. На пике своего развития в 16 веке военно-морской флот распространился до Индийского океана , отправив экспедицию в Индонезию в 1565 году, а к началу 17 века действовал до Атлантики . Соразмерно упадку и модернизации империи в конце 18 века, Османский флот находился в застое, хотя и оставался одним из крупнейших в мире: имея почти 200 военных кораблей, в том числе 21 линкор, он занимал третье место после британского и французского флотов. [ 1 ]
На протяжении большей части своей истории военно-морским флотом руководил Капудан-паша (гросс-адмирал; буквально «капитан-паша»); эта должность была упразднена в 1867 году, когда ее заменили военно-морской министр ( турецкий : Bahriye Nazırı ) и ряд командующих флотом ( турецкий : Donanma Komutanları ).
После распада Османской империи и провозглашения Турецкой Республики в 1923 году традиция ВМФ была продолжена в составе современных ВМС Турции .
История
[ редактировать ]Доосманский турецкий флот
[ редактировать ]Первый турецкий военно-морской флот в Анатолии , состоявший из 33 парусных и 17 весельных кораблей, был сформирован в порту Смирна ( Измир ) Цахасом в 1081 году после завоевания им Смирны, Вурлы ( Урлы ), Кысоса ( Чешме ), Фокея ( Фоча ) и Теос ( Сыгаджик ) на Эгейское побережье Анатолии в том же году. Флот Цахаса совершил набег на Лесбос в 1089 году и Хиос в 1090 году, а затем разгромил византийский флот у островов Инуссес у Хиоса 19 мая 1090 года, что ознаменовало первую крупную морскую победу анатолийских турок в морском сражении. В 1091 году флот Цахаса совершил набег на острова Самос и Родос в Эгейском море , но затем был разбит и изгнан византийскими адмиралами Константином Далассеносом и Иоанном Дукой . В 1095 году флот Цахаса совершил набег на стратегический портовый город и залив Адрамиттиум ( Эдремит ) на Эгейском побережье Анатолии и город Абидос в проливе Дарданеллы . [ нужна ссылка ]
Сельджукский султан Рум Кайкубад I завоевал Алайе ( Аланью ) и сформировал там военно-морской арсенал. Аланья стала портом приписки сельджукского флота в Средиземном море . Позже Кайкубад I сформировал флот на Черном море, базирующийся в Синопе ( Синопе ), который под командованием амира Чупана завоевал часть Крымского полуострова и Сугдака на Азовском море (1220–1237). [ нужна ссылка ]
Взлет (1299–1453)
[ редактировать ]Экспансия в Эгейское, Черное, Ионическое и Адриатическое моря.
[ редактировать ]

Завоевание острова Калолимно ( остров Имралы ) в Мраморном море в 1308 году ознаменовало первую морскую победу Османской империи. Османский флот совершил первую высадку во Фракии в 1321 году. Первая османская крепость в Европе была построена в 1351 году, а анатолийские берега стратегического пролива Босфор недалеко от Константинополя в 1352 году, а также оба берега столь же стратегического пролива Дарданеллы были завоеваны Османский флот.
В 1373 году были произведены первые высадки и завоевания Эгейского побережья Македонии , за которыми последовала первая османская осада Салоников в 1374 году. Первое османское завоевание Салоников и Македонии было завершено в 1387 году. Между 1387 и 1423 годами османский флот внес свой вклад. территориальной экспансии Османской империи на Балканском полуострове и черноморском побережье Анатолии. Вслед за первыми завоеваниями венецианских территорий в Морее началась первая Османско-венецианская война (1423–1430).
Тем временем османский флот продолжал способствовать расширению Османской империи в Эгейском и Черном морях, завоевав Синоп (1424 г.), Смирну (1426 г.) и отвоевав Салоники у венецианцев (1430 г.). Албания была отвоевана османским флотом с высадкой десанта между 1448 и 1479 годами.
Рост (1453–1683)
[ редактировать ]В 1453 году османский флот участвовал в исторических завоеваниях Константинополя , Гёкчеады , Лемноса и Тасоса . Завоевание Афинского герцогства и Морейского деспотата было завершено между 1458 и 1460 годами, после чего последовало завоевание Трапезундской империи и генуэзской колонии Амасра в 1461 году, что положило конец последним остаткам Византийской империи. . В 1462 году османский флот завоевал генуэзские острова в северной части Эгейского моря, которыми управляла семья Гаттилузио , включая их столицу Митилини на острове Лесбос . За этим последовала Османско-венецианская война 1463–1479 годов .

В последующий период османский флот завоевал большую территорию в Эгейском море и в 1475 году ступил в Крым на северном берегу Черного моря . До 1499 года за этим последовала дальнейшая экспансия на побережье Черного моря (например, завоевание Грузии в 1479 году) и на Балканском полуострове (например, окончательное завоевание Албании в 1497 году и завоевание Черногории в 1499 году). Потеря венецианских фортов в Черногории, недалеко от стратегического Кастельнуово , спровоцировала Османско-венецианскую войну 1499–1503 годов , в ходе которой турецкий флот Кемаля Рейса разгромил венецианские войска в битве при Зонкьо (1499) и битве при Модоне ( 1500). К 1503 году османский флот совершил набег на северо-восточное Адриатическое побережье Италии и полностью захватил венецианские земли на Морее , побережье Ионического моря и юго-восточное побережье Адриатического моря .
По словам Катипа Челеби, типичный османский флот в середине 17 века состоял из 46 судов (40 галер и 6 маон), экипаж которых составлял 15 800 человек, примерно две трети (10 500) были гребцами, а остальные (5300) истребители. [ 2 ]
Экспансия в Левант и Магриб, операции в Западном Средиземноморье.
[ редактировать ]


Начиная с завоевания Сирии в 1516 году, османский флот Селима I начал расширять османские территории в направлении Леванта и средиземноморского побережья Северной Африки . Между 1516 и 1517 годами Алжир был завоеван у Испании войсками Оруча Рейса , который заявил о своей верности Османской империи, за чем последовало завоевание Египта и конец Империи мамлюков в 1517 году. В 1522 году стратегический остров Родос , тогдашняя резиденция рыцарей Святого Иоанна , была завоевана военно-морским флотом Куртоглу Муслихиддина Рейса. ; Сулейман I позволил рыцарям покинуть остров, и они переместили свою базу сначала на Сицилию, а затем на Мальту.
В 1527 османский флот участвовал в завоевании Далмации , Хорватии , Славонии и Боснии . В 1529 году османский флот под командованием Салиха Рейса и Айдына Рейса уничтожил испанский флот Родриго Портундо возле острова Форментера . За этим последовало первое завоевание Туниса у Испании и отвоевание Мореи силами Хайреддина Барбароссы , чей флот позже в 1537 году завоевал острова, принадлежавшие герцогству Наксос. После этого османский флот осадил венецианский остров Корфу и высадились на побережьях Калабрии и Апулии , что вынудило Венецианскую республику и Габсбургскую Испанию, управляемую Карлом V, попросить Папа создал Священную лигу, состоящую из Испании, Венецианской республики, Генуэзской республики , Папской области и Мальтийских рыцарей . Объединенным флотом командовал ведущий адмирал Карла V Андреа Дориа . Священная лига и османский флот под командованием Хайреддина Барбароссы встретились в сентябре 1538 года в битве при Превезе , которую часто считают величайшей морской победой Турции в истории. В 1543 году османский флот вместе с французскими войсками участвовал в осада Ниццы , которая в то время входила в состав Савойского герцогства. После этого Франциск I из Франции позволил османскому флоту перезимовать во французской гавани Тулона . Эта уникальная зимовка османов в Тулоне (иногда ошибочно называемая оккупацией; османы просто перезимовали и не навязывали населению никакой формы управления) позволила османам атаковать испанские и итальянские порты Габсбургов (врагов Франции); они покинули Тулон в мае 1544 года. Матракчи Насух XVI века , османский янычар , эрудит и мастер меча , как сообщается, участвовал в зимовке в Тулоне. [ нужна ссылка ]
В 1541, 1544, 1552 и 1555 годах испано-итальянский флот Карла V под командованием Андреа Дориа потерпел поражение соответственно в Алжире , Неаполе , Понце и Пьомбино .
Операции в Индийском океане и окончательные завоевания Северной Африки
[ редактировать ]

Тем временем османский флот в Индийском океане, базирующийся в Суэце и Басре , наносил поражение португальским несколько раз войскам вблизи Аравийского полуострова , захватывая Аден и Йемен (1538–1539 гг.), которые были важными португальскими портами, наряду с Джиддой и Джибути на Красного моря Побережье . Османская осада Диу в 1538 году, направленная на изгнание португальцев из Индии , не достигла этой цели.
Между 1547 и 1548 годами Йемен был отвоеван у португальцев, а в Персидском заливе и Аравийском море другие важные португальские порты, такие как Оман и Катар, были завоеваны в 1552 году. [ 3 ] но османам не удалось захватить остров Ормуз , и поэтому контроль над Персидским заливом остался в руках Португалии. [ 4 ]
В 1565 году султанат Ачех на Суматре ( Индонезия ) объявил о верности Османской империи, а в 1569 году османский флот Куртоглу Хызыра Рейса отплыл в новые порты, такие как Дебал , Сурат , Джанджира, и, наконец, ступил в Ачех с хорошо оснащенным флотом. флот из 22 кораблей , что ознаменовало самую восточную территориальную экспансию Османской империи.
Победа османского флота в битве при Превезе в 1538 году и битве при Джербе в 1560 году обеспечила османское господство в Средиземном море на несколько десятилетий, пока османы не потерпели свое первое военное поражение от европейцев в битве при Лепанто. (1571) . Но поражение при Лепанто, несмотря на то, что его широко праздновали в Европе, было лишь временной неудачей: оно не смогло обратить вспять османское завоевание Кипра , и в течение года османы построили столь же большой флот, который в 1574 году отвоевал Тунис у Испании. Это завершило османское завоевание Северной Африки после операций османского флота под командованием Тургута Рейса , который ранее завоевал Ливию (1551 г.); и флота под командованием Салиха Рейса , который завоевал побережье Марокко за Гибралтарским проливом в 1553 году.
Операции в Атлантическом океане
[ редактировать ]С начала 17 века османский флот начал выходить в Атлантический океан (ранее Рейс отплыл на Канарские острова в 1501 году, а флот Мюрата Рейса Старшего захватил Лансароте Канарский Кемаль в 1585 году). [ 5 ] В 1617 году османский флот захватил Мадейру в Атлантическом океане, а затем в августе 1625 года совершил набег на Сассекс , Плимут , Девон , Хартленд-Пойнт , Корнуолл и другие графства западной Англии. [ 5 ] В 1627 году османские военные корабли в сопровождении берберийских корсаров под предводительством Мюрата Рейса Младшего захватили остров Ланди в Бристольском проливе , который в течение следующих пяти лет служил главной базой для османских военно-морских и каперских операций в Северной Атлантике. . [ 6 ] Они совершили набеги на Шетландские острова , Фарерские острова , Данию-Норвегию , Исландию и Вестманнаэйяр . [ 5 ] [ 7 ] [ 8 ] Между 1627 и 1631 годами те же самые османские войска совершали набеги на побережья Ирландии и Швеции . [ 5 ] [ 9 ] [ 10 ] Позже османские корабли появились у восточных побережий Северной Америки, особенно в английских колониях, таких как Ньюфаундленд и Вирджиния . [ 5 ]
Черноморские операции
[ редактировать ]

До османов сельджукский султан Рума Алаеддин Кейкубад I сформировал Черноморский флот, базирующийся в Синопе , который под командованием Амира Чупана завоевал части Крымского полуострова и Сугдака на Азовском море между 1220 и 1220 годами. 1237.
В годы, последовавшие за завоеванием Константинополя в 1453 году, турки-османы доминировали в Средиземноморье флота с помощью своего галерного . В 1475 году османский султан Мехмед II использовал 380 галер под командованием Гедика Ахмет-паши , чей флот завоевал греческое княжество Феодоро вместе с генуэзцами управляемыми крымскими портовыми городами Чембало , Солдая и Каффа («Кефе» на тюркских языках). .) [ 11 ] В результате этих завоеваний, начиная с 1478 года, Крымское ханство стало вассальным государством и протекторатом Османской империи, просуществовавшим до 1774 года.
Провал осады Мальты в 1565 году и победа флотов Священной лиги над османами в битве при Лепанто в 1571 году показали, что маятник начал качаться в другую сторону. [ 12 ] но Черное море какое-то время считалось «турецким озером». [ 13 ] На протяжении более ста лет османское военно-морское господство на Черном море опиралось на три столпа: турки-османы контролировали турецкие проливы и устье Дуная ; ни одно из государств региона не могло собрать эффективные военно-морские силы; и фактическое отсутствие пиратства на Черном море. [ 13 ] Однако после 1550-х годов начало частых морских набегов запорожских казаков ознаменовало серьезные изменения в контроле над Черным морем. [ 13 ] Безкилевые гребные лодки казаков, называвшиеся «чайками» , вмещали до семидесяти человек и были оснащены пушечными орудиями и представляли собой грозные морские суда. У них было преимущество перед османскими галерами в том, что они были небольшими и низкорасположенными в воде, их было трудно обнаружить и они были очень маневренными. В начале 1600-х годов казаки смогли собрать флот из 300 таких лодок и отправить их в любой уголок Черного моря. [ 13 ] Они начали нападать на крупные города, такие как Каффа , Варна , Трабзон и даже пригороды Константинополя . [ 14 ]
Гийом Левассер де Боплан , французский военный инженер, из первых рук рассказал об операциях казаков и их тактике против турецких кораблей и городов на побережье Черного моря. [ 13 ] [ 15 ] Пик казачьих набегов наступил в 1637 году, когда большая группа запорожских и донских казаков осадила Азовскую крепость . После двухмесячного сухопутного и морского сражения крепость была взята казаками. [ 13 ]
Османский флот также участвовал в блокаде западного побережья Грузии в шестнадцатом и семнадцатом веках, чтобы принудить к подчинению местные королевства.
Застой (1683–1827)
[ редактировать ]Однако в оставшуюся часть 17 и 18 веков действия османского флота в основном ограничивались Средиземным , Черным , Красным морями , Персидским заливом и Аравийским морем . Длительная османско-венецианская война 1645–1669 годов закончилась победой Османской империи и завершением завоевания Крита , что ознаменовало территориальный зенит Империи. В 1708 году была достигнута еще одна долгосрочная цель — завоевание Орана (последнего испанского оплота в Алжире ).

XVIII век был периодом тупика для османского флота: многочисленные победы сопровождались столь же многочисленными поражениями. Важные военно-морские победы Османской империи в этот период включали отвоевание Молдавии и Азова у русских в 1711 году. Османско-венецианская война 1714–1718 годов привела к отвоеванию Мореи у венецианцев и уничтожению последних венецианских островных опорных пунктов в Эгейском море.
На протяжении большей части XVIII века, в течение периода в восточном Средиземноморье, известного некоторыми как Pax Ottomana, османский военно-морской флот был сосредоточен как на определении и защите своих территориальных вод от соперничающих государств, так и на укреплении своей власти над ними. все больше внимания уделяется защите международных торговых путей и защите своей морской торговли от постоянной проблемы пиратства. [ 16 ]
Однако во время русско-турецкой войны 1768–1774 годов османский флот был уничтожен в Чесменском сражении (1770). Следующая русско-турецкая война (1787–1792) снова привела к многочисленным морским поражениям от русского Черноморского флота под командованием адмирала Федора Ушакова .
Во время греческой войны за независимость (1821–1829 гг.) греческий повстанческий флот, состоящий из переоборудованных торговых судов, первоначально бросил вызов османскому военно-морскому превосходству в Эгейском море, блокируя османские форты в Морее и способствуя их захвату греческими сухопутными войсками. После вмешательства османского эялета в Египет в 1824 году значительно превосходящий османско-египетский флот под командованием Ибрагим-паши одержал верх и успешно вторгся на Крит и Морею, пока не прибыл объединенный британско - французско - российский флот, который уничтожил большая часть османско-египетских военно-морских сил в битве при Наварине в 1827 году.
Размер экипажа османских кораблей в 1699 и 1738 годах. [ 17 ] | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Размер экипажа | корабли в 1699 году | корабли в 1738 году | ||||||||||||||||||
1500 | - | 1 | ||||||||||||||||||
1300 | - | 1 | ||||||||||||||||||
1100 | - | 1 | ||||||||||||||||||
1000 | - | 1 | ||||||||||||||||||
800 | - | 6 | ||||||||||||||||||
750 | - | 5 | ||||||||||||||||||
650 | - | 4 | ||||||||||||||||||
600 | 1 | - | ||||||||||||||||||
500 | - | 1 | ||||||||||||||||||
450 | - | 7 | ||||||||||||||||||
400 | 2 | 3 | ||||||||||||||||||
350 | 3 | 1 | ||||||||||||||||||
300 | 8 | 1 | ||||||||||||||||||
250 | 3 | 1 | ||||||||||||||||||
200 | 3 | - | ||||||||||||||||||
Общий | 20 | 33 | ||||||||||||||||||
Примечание. Между 1699 и 1738 годами османский флот начал использовать больше парусных кораблей, которым требовалось больше экипажа на каждом корабле, вместо галер с меньшим количеством людей. |
Дунайский флот
[ редактировать ]Численность Дунайского флота Османского флота на момент Великой турецкой войны в конце 17 века составляла 52 судна (4 галиота , 28 фрегатов и 20 плоскодонных речных катеров) с экипажем в 4070 человек. [ 18 ]
Упадок (1827–1908)
[ редактировать ]



В XIX веке военно-морская мощь Османской империи продолжала снижаться, несмотря на периодическое восстановление. После поражения объединенного британско-французско-русского флота в битве при Наварине в 1827 году султан Махмуд II отдал приоритет развитию сильных и современных османских военно-морских сил. Первые паровые корабли Османского флота были приобретены в 1828 году. В 1829 году самый большой в мире военный корабль за многие годы - кадем 201 х 56 (1 кадем = 37,887 см). [ 22 ] ) или 76,15 м × 21,22 м (249,8 футов × 69,6 футов) линейный корабль Mahmudiye , имевший 128 пушек на 3 палубах и несший на борту 1280 моряков, был построен для Османского флота в Императорском арсенале на Золотом Роге в Константинополе. . В 1830-е годы в османский флот было набрано около 2500 моряков-христиан (в основном армян и греков). Это вызвало негативную реакцию со стороны христианских общин. Многие греки с Родоса и Хиоса бежали на соседние более мелкие острова. В 1847 году моряки-христиане потребовали иметь на военных кораблях собственных священников и часовни, в чем было отказано по шариату. Великий адмирал и великий визирь поддержали требования христиан, но шейхуль-ислам заявил, что христианские службы на борту приравниваются к строительству новых церквей и поэтому запрещены религиозным законом. [ 23 ]
В 1875 году, во время правления султана Абдулазиза , Османский флот имел 21 линкор и 173 других типа военных кораблей, занимая третий по величине военно-морской флот в мире после британского и французского флотов. Но огромные размеры военно-морского флота были слишком тяжелым бременем для разрушающейся османской экономики . Абдул-Хамид II осознавал, что империи нужен флот, чтобы защитить себя от постоянно растущей российской угрозы. Однако османский экономический кризис 1875 года и дополнительное финансовое бремя катастрофической русско-турецкой войны (1877–1878) лишили Османскую империю финансовых ресурсов и экономической независимости для содержания и модернизации большого флота. Вторая половина XIX века была периодом прорывов в области военно-морской техники. Османский флот быстро устаревал, и ему приходилось раз в десятилетие заменять все свои военные корабли, чтобы идти в ногу с темпами технического прогресса, что, учитывая плачевное состояние экономики, было явно невозможным.
«Норденфельт» Османская подводная лодка класса «Абдул Хамид» (1886 г.) была первой подводной лодкой в истории, выпустившей торпеду , находясь под водой. [ 24 ] Две подводные лодки этого класса, Nordenfelt II ( Abdül Hamid , 1886) и Nordenfelt III ( Abdül Mecid , 1887) были построены для ВМС Османской империи. Они были построены по частям компаниями Des Vignes (Чертси) и Vickers (Шеффилд) в Англии и собраны на военно-морской верфи Ташкизак в Константинополе (Стамбул). Эти подводные лодки были попыткой получить преимущество над греческим флотом (у которого была только одна подводная лодка «Норденфельт», меньшая и старая версия). Однако быстро стало понятно, что, как и другие подводные лодки Nordenfelt, заказанные Россией, они страдают от проблем с остойчивостью и их слишком легко затопить на поверхности. Турки не смогли найти экипаж, готовый служить на примитивных подводных лодках. Абдул Хамид в конечном итоге гнил в доке, а Абдул Медид так и не был достроен до конца. [ 25 ]
Роспуск (1908–1922)
[ редактировать ]

После младотурецкой революции 1908 года Комитет Союза и Прогресса , который фактически взял под свой контроль страну, стремился создать сильные военно-морские силы Османской империи. Плохое состояние флота стало очевидным во время Османского военно-морского парада 1910 года, и османское правительство учредило Фонд Османского военно-морского флота для приобретения новых кораблей за счет общественных пожертвований. Те, кто сделал пожертвования, получили медали разных видов в зависимости от размера пожертвований.
В 1910 году Османский флот приобрел у Германии два линкора до дредноута : SMS Weissenburg и его однотипный корабль SMS Kurfürst Friedrich Wilhelm . Эти корабли были переименованы в «Тургут Рейс» и «Барбарос Хайреддин» соответственно.
Итало -турецкая война 1911–1912 годов и Балканские войны 1912–1913 годов оказались катастрофическими для Османской империи. В первом случае итальянцы оккупировали Османскую Триполитанию (современная Ливия ) и острова Додеканес в Эгейском море, а Регия-Марина разгромила османские легкие военно-морские силы в сражениях при Превезе , Бейруте и заливе Кунфуда . В последнем случае меньший греческий флот успешно вступил в бой с османскими линкорами в морских стычках у Элли и Лемноса . Лучшее состояние греческого флота в Эгейском море во время Балканских войн привело к освобождению всех контролируемых Османской империей островов Эгейского моря, за исключением тех, что находятся на оккупированном Италией Додеканесе. Это также помешало османским подкреплениям и снабжению участвовать в сухопутных сражениях на Балканском полуострове, где Балканский союз вышел победителем. Единственными военно-морскими успехами Османской империи во время Балканских войн стали рейдовые действия легкого крейсера «Хамидие» под командованием Рауфа Орбая .


После Балканских войн османы продолжали спорить о суверенитете островов Северного Эгейского моря с Грецией. В 1913–1914 годах последовала военно-морская гонка, когда Османский флот заказал большие дредноуты линкоры- , такие как «Султан Осман-и Эввел» и «Решадие», на основе вышеупомянутых общественных пожертвований, сделанных в Фонд военно-морского флота Османской империи. Хотя османское правительство полностью завершило оплату обоих линкоров и направило турецкую делегацию в Соединенное Королевство , чтобы забрать их после завершения ходовых испытаний, британское правительство конфисковало их в начале Первой мировой войны в августе 1914 года и переименовало их как HMS Agincourt и HMS Erin . Это вызвало значительное недовольство Британией среди османской общественности, и Германская империя воспользовалась ситуацией, когда линейный крейсер СМС Гебен и легкий крейсер СМС Бреслау прибыли в Дарданеллы и поступили на службу в Османский флот как Явуз Султан Селим и Мидилли . соответственно. Эти события в значительной степени способствовали Порты Решение вступить в Первую мировую войну на стороне Центральных держав . Однако Германия и османы уже подписали секретный союз, Османско-германский союз , 2 августа 1914 года, еще до британского военно-морского захвата.
Первая мировая война и ее последствия
[ редактировать ]Первой военной акцией османов в Первой мировой войне стал черноморский рейд , который представлял собой внезапное нападение османского флота на российское побережье Черного моря 29 октября 1914 года. Военно-морской рейд побудил Россию и ее союзников, Великобританию и Францию, совершить объявить войну Османской империи в ноябре 1914 года. Во время Первой мировой войны Османский флот вступил в бой с державами Антанты в Средиземном и Черном морях.


В 1915 году в битве при Галлиполи британский французский и Нусрет флот не смогли пройти через пролив Дарданеллы ( Чанаккале Богазы ) из-за тяжелых турецких укреплений, окружающих пролив, минирования турецкими минными заградителями, такими как , и ожесточенных боев турецких солдат на суше. , море и воздух. [ 26 ] [ нужна страница ] Во время боя британская подводная лодка HMS E11 потопила Барбароса Хайреддина 8 августа 1915 года .
В последний год Первой мировой войны, возвращаясь с бомбардировки союзного порта Мудрос на греческом острове Лемнос , Мидилли 20 января 1918 года наткнулся на минное поле между Лемносом и Гёкчеадой и затонул после того, как был серьезно поврежден пятью последовательные попадания в мины. В ходе миссии Мидилли вместе с Явузом Султаном Селимом сумел потопить британские военные корабли HMS Raglan и HMS M28 , а также 2000-тонный транспортный корабль, а также подверг бомбардировке порт Мудрос вместе с постами связи и воздушным транспортом. поля Антанты в других частях Лемноса. Линейный крейсер «Явуз Султан Селим» стал одним из самых активных османских военных кораблей на протяжении Первой мировой войны; она бомбардировала многочисленные порты на Черном и Эгейском морях , вступая в бой с российскими -дредноутами линкорами «Императрица Мария» класса и потопив ряд российских и британских военных кораблей и транспортных судов. [ нужна ссылка ]

После окончания Первой мировой войны победившая Антанта распустила Османский флот, а большие корабли османского флота были отбуксированы на Принцевы острова в Мраморном море под контролем военных кораблей союзников или заперты внутри Золотого Рога . Некоторые из них были списаны [ нужна ссылка ] .
независимости После обретения Турецкой Республикой в 1923 году оставшиеся крупные военные корабли бывшего Османского флота, такие как линейный крейсер TCG Yavuz , преддредноутный линкор TCG Turgut Reis , защищенные крейсеры TCG Hamidiye и TCG Mecidiye , торпедные крейсеры Berk-i Сатвет и Пейк-и Шевкет , эсминцы TCG Samsun , TCG Basra и TCG Taşoz , а также торпедные катера TCG Burak Reis , TCG Kemal Reis , TCG Îsâ Reis и TCG Sakız прошли капитальный ремонт, ремонт и модернизацию в 1920-е годы, а с начала 1930-х годов приобретались новые корабли и подводные лодки.
Адмиралы
[ редактировать ]
Среди знаменитых османских адмиралов:
- Кемаль Рейс , дважды разгромивший венецианский флот в Первой битве при Лепанто в 1499 году и Второй битве при Лепанто в 1500 году.
- Хайреддин Барбаросса , разгромивший флот Священной лиги Карла V под командованием Андреа Дориа у острова Пеньон в 1531 году, битвы при Превезе в 1538 году и Алжире в 1541 году.
- Тургут Рейс как Драгут (известный на Западе ), завоевавший Ливию в 1551 году и разгромивший флот Карла V под командованием Андреа Дориа в битве при Понце в 1552 году.
- Пияле-паша , разгромивший Священную лигу Филиппа II Испании под командованием Джованни Андреа Дориа в битве при Джербе в 1560 году.
- Арудж , установивший османское присутствие в Северной Африке, продолжавшееся четыре столетия.
- Салих Рейс , завоевавший Марокко в 1553 году и расширивший территорию Османской империи до Атлантического океана.
- Улуч (Кылыч) Али Рейс , восстановивший османское господство в Средиземноморье после Третьей битвы при Лепанто в 1571 году и отвоевавший Тунис у Испании в 1574 году.
- Мюрат Рейс , который сражался с португальцами в Индийском океане между 1552 и 1554 годами и захватил Лансароте на Канарских островах в Атлантическом океане в 1585 году.
- Сейди Али Рейс (известный на Западе как Сиди Али Рейс), сражавшийся с португальцами в Индийском океане в 1554 году и известный своими книгами о путешествиях, которые были переведены на многие языки.
- Куртоглу Муслихиддин Рейс (известный на Западе как Куртоголи ), сыгравший важную роль в завоевании Египта в 1517 году и Родоса в 1522 году, а также основавший Османский флот в Индийском океане, базирующийся в Суэце , которым позже командовал его сын Куртоглу Хызыр Рейс. , который возглавил османскую военно-морскую экспедицию в Ачех (1568–1569), которая ознаменовала самое восточное территориальное расширение Османская империя
Османский адмирал и картограф Пири Рейс создал карты и книги по навигации, в том числе свою первую карту мира (1513 г.) , которая является одной из старейших сохранившихся карт Америки и, возможно, самой старой сохранившейся картой Антарктиды . Первая карта мира (1513 г.) и вторая карта мира (1528 г.) Пири Рейса сегодня хранятся в библиотеке дворца Топкапы в Стамбуле . Другие работы Пири Рейса хранятся в морском музее Стамбула Военно - . [ 27 ]
Стамбульский военно-морской музей
[ редактировать ]Стамбульский военно-морской музей расположен в районе Бешикташ в Стамбуле , Турция . Он был основан в 1897 году министром -морским военно османским Бозджаадали Хасаном Хюсню-пашой . [ 32 ] [ 33 ]
В музее хранится важная коллекция военных артефактов, относящихся к Османскому флоту. [ 32 ] В морской сфере это крупнейший музей Турции с огромным разнообразием коллекций. В его коллекции представлено около 20 000 экспонатов, в том числе галера Османского флота конца 16 или начала 17 века, известная как Тарихи Кадырга , построенная в период между правлением султана Мурада III (1574–1595) и султана Мехмеда IV (1648–1687). , [ 28 ] [ 29 ] о чем свидетельствуют радиоуглеродное датирование AMS и дендрохронологические исследования . [ 29 ] Это единственная сохранившаяся оригинальная галера в мире. [ 28 ] [ 30 ] и имеет старейший в мире постоянно обслуживаемый деревянный корпус. [ 31 ]
Будучи связанным с командованием военно-морских сил Турции, это также первый военный музей страны. [ 34 ]
В начале XXI века было построено новое выставочное здание. Строительство началось в 2008 году, а здание было вновь открыто 4 октября 2013 года. Оно имеет два надземных этажа и один цокольный этаж, общая площадь которых составляет 20 000 м². 2 (220 000 кв. футов). [ 34 ]
Подвал состоит из разнообразных предметов, таких как носовые фигуры , украшения военных кораблей, модели кораблей и фрагменты византийской цепи, которая использовалась для блокирования входа в Золотой Рог во время османского завоевания Константинополя (Стамбула) в 1453 году. большое количество императорских и других каиков на вторых этажах выставлено .
Многие экспонаты выставки прошли специальные реставрационные и консервационные работы из-за деформации сырья, вызванной жарой, светом, влажностью, атмосферными условиями, вандализмом и другими факторами. [ 34 ]
Галерея
[ редактировать ]-
«Гёке» (1495 г.) был флагманом Кемаля Рейса.
-
Бозджаадали Хасан Хюсню-паша (1890)
-
Али Осман-паша
-
Халил-паша (1910)
-
Фуат Хюсню Каякан
-
Военно-морская форма (1909–1916)
-
Военно-морская форма (1909–1916)
-
Военно-морская форма (1916–1925)
-
Военно-морская форма (1916–1925)
-
Музаффер Адиль бей
Корабли
[ редактировать ]- Список линкоров Османской империи
- Список крейсеров Османского флота
- Список основных надводных кораблей османского парового флота
- Список кораблей минной борьбы Османского парового флота
- Список небоевых кораблей Османского парового флота
- Список патрульных кораблей Османского парового флота
- Список парусных фрегатов Османской империи
- Список линейных кораблей Османской империи
- Список потерпевших крушение или потерянных кораблей османского парового флота
См. также
[ редактировать ]- Список османских осад и высадок
- Список командующих флотом Османского флота
- Список Капудан-пашей
- ВМС Турции
- Османы: мусульманские императоры Европы
Ссылки и источники
[ редактировать ]- ^ Сучу, Питер (5 марта 2022 г.). «Турция снова может стать военно-морской державой в Европе» . Национальный интерес . Проверено 9 марта 2022 г.
- ^ Османская война 1500–1700, Роудс Мерфи, 1999, стр. 23
- ^ Питер Малкольм Холт, Энн К.С. Лэмбтон, Бернард Льюис Кембриджская история ислама 1977.
- ^ Соучек, Сват (июнь 2013 г.), «Пири Рейс. Его уникальность среди картографов и гидрографов эпохи Возрождения» , в Ваньоне, Эммануэль; Хофманн, Кэтрин (ред.), Морские карты: от техники к культуре. Материалы конференции от 3 декабря 2012 г. , ЦФК, с. 135–144, заархивировано из оригинала (PDF) 27 июня 2018 г. , получено 21 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Официальный сайт ВМС Турции: «Турецкое морское судоходство в Атлантике» [ постоянная мертвая ссылка ] Szkk.tsk.tr
- ^ Констам, Ангус (2008). Пиратство: полная история . Издательство Оспри. п. 91. ИСБН 978-1-84603-240-0 .
- ^ Турецкий рейд - юбилейная выставка на островах Вестман в 17:00. Архивировано 22 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ «Откройте для себя Южную Исландию — Вестманнаэйяр, острова Вестман» . Архив.is . 24 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 24 июля 2008 г. Проверено 20 июля 2011 г.
- ^ «Барберийские пираты в Ирландии: Разграбление Балтимора, Ко (...)» . Divainternational.ch . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ «О'Брайен Пресс - Украденная деревня - Балтимор и берберийские пираты Дес Экин» . Обрайен.ie . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Габор Агостон. Малая Азия и за ее пределами: Османы. Великие империи Азии. Эд. Джим Масселос. Беркли, Калифорния: University of California Press, 2010. с. 121 ISBN 978-0-520-26859-3
- ^ «Османский флот» . Военно-морское историческое общество Австралии . 6 сентября 1978 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Чарльз Кинг, Черное море: история , Oxford University Press, 2004 г. ISBN 978-0-19-924161-3 стр. 125, 131, 133–134
- ^ Энциклопедия Османской империи , Габор Агостон, Брюс Алан Мастерс (ред.) Infobase Publishing, 2009 г. ISBN 978-0-8160-6259-1 стр. 450
- ^ «Гийом Ле Вассер де Боплан. Описание Украины, представляющей собой несколько провинций Царства Польского» . Litopys.org.ua . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Талбот, Майкл (31 июля 2017 г.). «Защита Средиземноморья: реакция Османской империи на насилие на море, 1718–1770» . Журнал ранней современной истории . 21 (4): 283–317. дои : 10.1163/15700658-12342524 . Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ Вооружение государства: военный призыв на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, Эрик Дж. Цурчер, с. 45
- ^ Османская война 1500-1700 гг., Роудс Мерфи, 1999, с. 235
- ^ Сондхаус, Лоуренс (2001). Морская война, 1815–1914 гг . Лондон: Рутледж. п. 17. ISBN 978-0-415-21478-0 .
- ^ Jump up to: а б Дейли, Джон СК (1991). Русская морская мощь и «восточный вопрос» 1827–1841 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. п. 69. ИСБН 1557507260 .
- ^ «Центр подводного наследия - подводная история Барроу-ин-Фернесс» . Submarineheritage.com . Архивировано из оригинала 4 июля 2007 года . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ kadem , что переводится как «фут», часто ошибочно интерпретируется как эквивалент по длине одному имперскому футу , отсюда и неправильно преобразованные размеры «201 x 56 футов или 62 x 17 м» в некоторых источниках.
- ^ Мехмет Хаджисалихоглу, «Включение и исключение: воинская повинность в Османской империи», Журнал современной европейской истории , Vol. 5, № 2 (2007), стр. 266, 269.
- ^ «Центр подводного наследия - подводная история Барроу-ин-Фернесс» . Submarineheritage.com . Архивировано из оригинала 4 июля 2007 года . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ «Изобретение подводной лодки» . Архивировано из оригинала 19 декабря 2012 года . Проверено 6 июля 2007 г.
- ^ См. Мэсси, Стальные замки.
- ^ «Военно-морской музей Турции - Главная страница» . Архивировано из оригинала 26 февраля 2009 года . Проверено 20 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Историческая галера» . denizmuzesi.dzkk.tsk.tr . 24 ноября 2021 года. Архивировано из оригинала 8 октября 2021 года.
- ^ Jump up to: а б с д «Лифшиц, Н., 2014. Галера Кадирга в Стамбуле - Кайке турецкого султана: дендроисторическое исследование. В: Окружающая среда и экология в Средиземноморском регионе II (ред. Р. Эфе и М. Озтюрк). Cambridge Scholars Pub. Стр. .39-48. Кембридж» .
- ^ Jump up to: а б «Журнал «Рог изобилия» . www.cornucopia.net . Проверено 16 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Центр морской археологии и охраны природы - Техасский университет A&M» . nautarch.tamu.edu . Проверено 24 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Мир обучения 2004 Майкл Зальцман стр.1670
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2012 года . Проверено 30 августа 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с «Главная страница» . Дениз Мюзелери. Архивировано из оригинала 11 ноября 2014 года . Проверено 11 ноября 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- Э. Гамильтон Карри, Морские волки Средиземноморья (Лондон, 1910). ISBN 978-1500883430
- Боно, Сальваторе: в Средиземном море ( Корсары Перуджа, Oscar Storia Mondadori, 1993); Корсары Средиземноморья: Повелители удачи. Интернет-база данных на итальянском языке, основанная на книге Сальваторе Боно.
- Брэдфорд, Эрнл, Адмирал султана: Жизнь Барбароссы (Лондон, 1968). ISBN 978-1845117931
- Вольф, Джон Б., Берберийское побережье: Алжир под турками (Нью-Йорк, 1979). ISBN 978-0393012057
- Мелис, Никола, «Важность Ормуза для португальско-османской политики, ориентированной на Персидский залив, в 16 веке: некоторые наблюдения, основанные на современных источниках», в Р. Лоурейро-Д. Коуто (ред.), «Возвращаясь к Ормузу – взаимодействия Португалии в регионе Персидского залива в период раннего Нового времени» (Висбаден, Харрассовиц, 2008, 107–120 (Maritime Asia, 19).
- Тунджай Зорлу, Инновации и империя в Турции: султан Селим III и модернизация османского флота (Лондон, IB Tauris, 2011). ISBN 978-1848857827
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Османы: полная и подробная онлайн-хронология истории Османской империи на английском языке.
- Официальный сайт ВМС Турции: Историческое наследие ВМС Турции (на турецком языке)
- Официальный сайт ВМС Турции: Турецкие моряки в Атлантическом океане (на турецком языке)
- Официальный сайт Стамбульского военно-морского музея
- История Османского флота
- См. список кораблей времен Первой мировой войны на сайте Battleships-Cruisers.co.uk .
Представления в популярной культуре
[ редактировать ]- Османский флот и адмирал Хайреддин Барбаросса изображены в романе «Адмирал султана: Барбаросса: пират и строитель империи» Эрнла Брэдфорда .
- Османский флот, адмирал Тургут Рейс и осада Мальты изображены в романе Религия» « Тима Уиллокса .
- Османский флот и адмирал Кемаль Рейс изображены в романе «Рулевой султана» . Роберта Колберна