Королевский балет Камбоджи
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Королевский балет Камбоджи Королевский балет | |
---|---|
Страна | Камбоджа |
Домены | Исполнительское искусство |
Ссылка | 553 |
Область | Азия и Тихоокеанский регион |
История надписи | |
Надпись | 7 ноября 2003 г. (18-я сессия) |
Список | Включен в 2008 г. (3.COM) в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества (первоначально объявленный в 2003 г.). |
Королевский балет Камбоджи ( кхмерский : របាំព្រះរាជទ្រព្យ , Робам Преа Рич Троп , букв. « Танец королевского богатства » ) — классический кхмерский танец, известный своими замысловатыми движениями рук и тщательно продуманными костюмами. Исторически связанный с кхмерским двором, он исполнялся на различных королевских церемониях, таких как коронации, свадьбы, похороны и кхмерские праздники. В репертуаре различные древние кхмерские легенды. [1]
Балет находился на грани исчезновения во время режима красных кхмеров в 1970-х годах, но продолжает оставаться важным культурным наследием Камбоджи , отражая традиционные ценности утонченности, уважения и духовности кхмерского народа . [1] С 2003 года он внесен в списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Этимология
[ редактировать ]Западные названия этой танцевальной традиции, такие как камбоджийский придворный танец , часто относятся к королевскому двору, поскольку эту традицию исполняли и поддерживали служители королевских дворцов. [2] [3] официально называют его Королевским балетом Камбоджи ( le Ballet royal du Cambodge на французском языке) . Как исполнительское искусство, ЮНЕСКО , Крават, Брэндон и другие представители академической сферы [1] [4] [5] хотя этот термин может также относиться к Национальной танцевальной труппе Камбоджи. Термин «Кхмерский классический танец» также используется наряду с «Королевским балетом Камбоджи» в публикациях ЮНЕСКО и вышеупомянутых авторов. [1]
На кхмерском языке он официально известен как Робам Преах Рич Троп ( របាំ ព្រះរាជទ្រព្យ , букв. «Танцы королевского богатства») или Лакхон Преа Рич Троп ( ល្ខោន រាជទ្រព្យ , букв. «театр царского богатства»). [унвер. 1] Его также называют Лакхон Луонг ( ល្ខោន ហ្លួង , букв. «Королевский театр»). [6] [7] Во время режима Лон Нола в Камбодже танцевальная традиция называлась Лакхон Кбах Боран Кхмер ( ល្ខោន ក្បាច់ បូរាណ ខ្មែរ , букв. «Кхмерский театр древнего стиля»), термин, отдающий ее от ее королевского наследия. [7] [8]
часто называют танцорами апсары непрофессионалами Кхмерских классических танцоров в целом ; такое использование было бы неверным в современной форме танца, поскольку апсара — это всего лишь один тип персонажей среди других в репертуаре. Несмотря на это, романтизированная связь традиции с апсарами и деватами руин Ангкора все еще сохраняется.
История
[ редактировать ]Ангкор и доангкорская эпоха
[ редактировать ]Одна из самых ранних записей о танцах в Камбодже относится к VII веку, когда представления использовались в качестве погребального обряда королей. [9] В период Ангкора в храмах ритуально исполнялись танцы. [7] Храмовых танцоров стали считать апсарами, которые служили развлекателями и посланниками божеств. [10] Древние каменные надписи описывают тысячи танцоров апсар, приписанных к храмам и исполняющих божественные обряды, а также для публики. [7] Традиция храмовых танцоров пришла в упадок в 15 веке, когда сиамское королевство Аюттхая совершило набег на Ангкор. Когда Ангкор пал, его ремесленники, брахманы и танцоры были увезены в плен в Аюттайю. [7]
Французская колониальная эпоха
[ редактировать ]Камбоджа стала французским протекторатом в 1863 году. С тех пор танцоры начали выступать перед иностранными сановниками и публикой в день рождения монарха. Таким образом, танец пропагандировался как национальная идентичность. [11]
Придворные танцоры короля Сисовата были выставлены на Колониальной выставке 1906 года в Марселе по предложению Жоржа Буа, представителя Франции при камбоджийском дворе. [12] Огюст Роден был очарован камбоджийскими танцорами и создал не менее 150 акварельных картин с изображением танцоров. [13] Он сопровождал кхмерских артистов балета из Парижа в Марсель и их возвращения в Пномпень . [14] Роден интерпретировал спектакль как балетный танец. [13] [15]
Постнезависимая Камбоджа
[ редактировать ]Королева Сисоват Коссамак стала покровителем Королевского балета Камбоджи. Под руководством королевы в королевском балете было проведено несколько реформ, в том числе хореографии. Продолжительность танцевальных драм резко сократилась с ночных представлений до одного часа. [16] Принц Нородом Сианук использовал в своих фильмах танцы королевского балета. Хотя изначально в Королевском балете не было мужчин из-за того, что танцоры-мужчины не выступали с утонченностью женщин, в современных спектаклях мужчины играют более живые роли, такие как обезьяна и Мони Эй-Сей.
Культурная дипломатия
[ редактировать ]В период Сангкума Камбоджа претерпела культурную и художественную трансформацию, возглавляемую принцем (впоследствии королем) Нородомом Сиануком . Коронованный в 1941 году, когда страна еще находилась под французским протекторатом, он стал свидетелем Второй мировой войны и последующего краха французского колониализма. Поддерживая нейтралитет новых постколониальных стран в начале холодной войны , он осознавал, что Камбоджа зависела от иностранной помощи. В качестве дипломатического замысла он продвигал символы национальной культуры страны, вошедшие в сознание людей всего мира: храмы и балет. [17]
После обретения Камбоджей независимости в 1953 году королева Сисоват Коссамак начала обновлять балет, учитывая вкусы и склонности международной публики. Она заказала новые короткие танцевальные номера, специально созданные для дипломатического мероприятия. В основном они были взяты из длинных традиционных представлений, таких как Теп Монором (Приветственный танец), Апсара, Чхун Пор (Танец благословения), Мони Мекхала и Реам Эйсо. Во время выступлений западным гостям были предоставлены буклеты с пояснениями на их языках. [17]
В 1959 году королева Сисоват Коссамак посетила Соединенные Штаты, чтобы представить кхмерскую национальную культуру посредством показательных выступлений балета кхмеро-американской дружбы, первоначально называвшегося «Балет кхмеро-американской дружбы 1959». [18] В следующем году программа культурного посла продолжилась в Китае под аналогичным названием «Балет кхмерско-китайской дружбы 1960». [19] Когда король посетил Францию в 1964 году, танец впервые был исполнен в Парижской опере после обретения колониальной независимости. [20] На протяжении многих лет балетные постановки были важной частью маршрута визитов глав международных государств в страну. В список вошли премьер-министр Индии Неру , президент Индонезии Сукарно , президент Югославии Тито , президент Франции де Голль . Среди других известных личностей были принцесса Маргарет и Жаклин Кеннеди . [17]
Нородом Бупфа Деви , внучка королевы и дочь короля Нородома Сианука , уже была возведена в ранг главной танцовщицы балета в 1958 году. Когда в 1961 году ей исполнилось восемнадцать, ее назначили ведущей танцовщицей на роли принцессы. Тем самым она провела несколько дипломатических мероприятий. [17]
Красные кхмеры
[ редактировать ]Танцевальная традиция потерпела неудачу во время режима красных кхмеров , во время которого многие танцоры были казнены в результате геноцида . [унвер. 2] 90 процентов всех камбоджийских классических художников погибли в период с 1975 по 1979 год из-за казней, пыток, голода и истощения. [11] После того, как вьетнамцы вытеснили красных кхмеров в 1979 году, танцоры собрались, чтобы коллективно реконструировать репертуар. [11] Те, кто выжил, вышли из укрытий, нашли друг друга и сформировали «колонии», чтобы возродить свои священные традиции, под руководством бывшей прима-балерины Воан Савай . [унвер. 3]
Настоящее время
[ редактировать ]Обучение кхмерскому классическому танцу было возрождено в лагерях беженцев на востоке Таиланда, где выжили лишь немногие кхмерские танцоры. Многие танцы и танцевальные драмы были воссозданы также в Королевском университете изящных искусств Камбоджи.
В 2003 году он был внесен в списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО .
В 2023 году режиссер Ксавье де Лозанн выпустил Идеальное движение 86-минутный документальный фильм о танцевальной форме « » («La beauté du geste» на французском языке и «Tep Hattha» на кхмерском языке). Он следует двум сюжетным линиям: шоу «Метаморфозы», созданному принцессой Нородом Бупфа Деви , и прослеживает историю Королевского балета с 1906 года. [21]
Церемония приветствия учителя в Королевском балете
[ редактировать ]Церемония приветствия учителей, проводимая перед выходом танцевальной труппы на сцену, является данью уважения педагогам, которые их обучали, и посвящена духу, который управляет духом каждого из персонажей Королевского балета, призывая их следить за тем, чтобы их выступления были плавно, уверенно и беспрепятственно. Эта церемония берет свое начало от древнего предшественника, когда королевская танцевальная труппа должна была принести благословение, прежде чем выйти на сцену. [22] [23] [24]
Три группы Королевского балета Камбоджи.
[ редактировать ]В кхмерском классическом танце существуют четыре основных типа ролей: ней Ронг (мужчина), неанг (женщина), йек ( ракшаса ) и сва (обезьяны). [25] Эти четыре основные роли содержат подклассы для обозначения ранга персонажа; Ней Ронг Эк , например, будет главной мужской ролью, а Неанг Камнан (или Филиенг ) будет служанкой. [25] Все подклассы четырех основных ролей исполняют тот же тип танцевального стиля, что и класс, к которому они принадлежат. Однако йехени , или женский Йик, исполняется в феминизированном танцевальном стиле мужского аналога. Другие типы женских персонажей, такие как апсара, киннари или русалка, следуют тому же танцевальному стилю, что и роль неанг , но с небольшими различиями в жестах; главное отличие - костюм. Тип персонажа нго , хотя и мужской, представлен в танцевальном стиле, отличном от нэй рон .
Большинство ролей исполняют танцовщицы, но роль обезьян была передана мужчинам под руководством королевы Сисоват Коссамак. Другие роли, исполняемые мужчинами, включают отшельников и животных, таких как лошади и мифические львы.
В ролях
[ редактировать ]Актерский состав разделен на две формы: Неанг как женский персонаж и Неай Ронг как мужской персонаж, который описывается следующим образом:
Ищем персонажа | Неанг или женский персонаж |
Персонаж Неанг представляет женщину, которая разделена на восемь категорий:
- обычно занимает преимущественное положение; божества, королевы или принцессы (например , Сита и Робам Мони Мекхала )
- эти мифические существа живут на горе Хем-Пин (на кхмерском языке) означает глубоко в Лесных горах Гималаев (например, Робам Кенорей ).
|
Персонаж Нэй Ронг | Нэй Ронг или мужской персонаж |
Персонаж Нэй Ронг представляет мужчину, разделенного на одиннадцать категорий:
- обычно занимает преимущественное положение; божества, короли или принцы (например, Рама )
|
Pin Peat Музыкальный ансамбль
[ редактировать ]Пин Торф Музыка | Пин Торфяной Музыкант |
---|---|
Vong Phleng Pin Peat или Pin Peat Musician имеет в Королевском балете 34 трека, которые делятся на два типа. Первый — это Оркестр Мохоари (стиль малых барабанов), а второй — Королевский театр (стиль большого барабана). Музыку, используемую в кхмерском классическом танце, исполняет торфяной ансамбль. Этот тип оркестра состоит из нескольких типов ксилофонов , барабанов , гобоев , гонгов и других музыкальных инструментов . Хор состоит из нескольких певцов, которые в основном поют в отсутствие музыки. Тексты песен написаны в поэтической форме и поются с вкраплениями грамматических частиц EU [əː], Eung [əːŋ] и Ery [əːj] в различных шаблонах. |
Музыкальные инструменты
[ редактировать ]- Roneat ek : ведущий ксилофон с клавишами из бамбука или тикового дерева.
- Roneat Thung : ксилофон с клавишами из бамбука или тикового дерева; низкий
- Roneat dek : Металлофон с медными клавишами.
- Стринги Roneat : металлофон (сейчас используется редко).
- Конг Том : набор из 16 гонгов, расположенных по кругу.
- Конг Тох : как гонги выше, но меньшего размера.
- Чинг : пара цимбал для пальцев.
- Крап : пара деревянных хлопушек (сейчас используются редко).
- Сралай : разновидность шаума; есть два размера
- Хлой : разновидность бамбуковой флейты (сейчас используется редко).
- Скор Том : пара барабанов, на которых играют ударным молотком.
- Самфо : разновидность барабана, на котором играют руками.
Музыкальные произведения
[ редактировать ]Кхмерский классический танец использует определенные музыкальные произведения для определенных событий, например, когда танцор входит или покидает сцену, или выполняет определенные действия, например полет или ходьбу. Эти музыкальные произведения составлены в виде сюиты. Новые музыкальные произведения создаются редко.
Ниже приводится избранный список музыкальных произведений, использованных в репертуаре:
- Сатукар : ( សាធុការ ) песня благословения, используемая для умилостивления , часто используемая в начале выступления.
- Крао най : ( ក្រៅ ណៃ ), также известный как сантеук кнонг ( សន្ធឹក ក្នុង ), увертюра к персонажам- йкам (людоедам), демонстрация силы, когда они вступают в бой или битву.
- Смау : ( ស្មើ ) используется для представления персонажа или группы танцоров в сцене.
- Леа : ( លា ) используется для обозначения ухода персонажа со сцены; уходя со сцены
- Cheut ching : ( ជើតឈិង ) букв., благозвучный ching ; музыка, характеризующаяся постоянной перкуссией барабанов и маленьких чашеобразных тарелок; [унвер. 4] используется для представления действия, например начала путешествия или полета
- Lo : ( លោ ) музыка, используемая для отдыха на воде (например, танцоры имитируют греблю на лодке ).
- Длинная песня пн : ( លងស៊ងមន ) букв., «королевское купание пн » ; песня, в которой изображался персонаж, наряжающийся в свою внешность
- Пхья деун : ( Пья деун ); также известное как ponhea daeur ( ព ញ្ញា ដើរ ), музыкальное произведение, используемое для представления марширующих танцоров (например, начало робам теп монором )
- Клом : ( ក្លុម ) используется, чтобы показать изящество и красоту персонажа, владеющего своим оружием.
- Синуон : ( ស៊ីនួន ) - букв., «кремовый цвет», в отношении цвета лица, мягкая и медленная женская мелодия.
- Саламар : ( សលមារ ) — музыка, характеризующаяся сралай , часто используемая для определенных действий, таких как бой, но не ограничиваясь ими.
- Преа Тонг ( Преа Тонг )
- Бао បោលុតЛут
- Сарак សរៈប៊ុរងБуронг
- Balim (បលិមБалим
Певческая группа
[ редактировать ]Королевский балетный хор | Певческий коллектив Королевского балета Камбоджи. |
---|---|
Певческая группа разделена на три группы: женщины поют Неангу в роли женского персонажа, а мужчины поют Неай Ронгу в роли мужского персонажа, подпевая выступлениям Королевского балета, третья группа - это командный певец припева песни. все певцы поют, в том числе с языком тела танцора Королевского балета. |
Производительность
[ редактировать ]Во времена французского протектората Камбоджи и раньше для гостей королевского дворца было принято видеть представление королевского балета. [12] В церемониях умилостивления ( បួងសួង , buong suong ) его исполняли в Ват Пном , а также в Серебряной пагоде и Тронном зале Королевского дворца . [унвер. 5] Для развлечения представления часто устраивались в павильонах королевских дворцов. [12]
В Пномпене Павильон Лунного света был построен и до сих пор иногда используется для представлений классического танца. В настоящее время площадки для выступлений Королевского балета включают театр Ченла и конференц-зал Чактомук, спроектированный архитектором Ванном Моливанном в эпоху Сангкум Реастр Ниюм . [унвер. 6] Туристические рестораны в Камбодже, особенно в Сиемреапе , также служат местом проведения классических танцевальных представлений любительских трупп. [унвер. 7]
Сегодня некоторые танцоры связаны с правительством и работают в Королевском университете изящных искусств преподавателями Министерства культуры и изящных искусств (Камбоджа) и Средней школе изящных искусств. Департамент исполнительских искусств также привлекает танцоров для выступлений во время государственных визитов. Многие танцоры работают в сфере туризма, искусства и корпоративного сектора. [11]
Сцена и реквизит
[ редактировать ]Традиционная сцена для классических танцевальных драматических представлений представляет собой стол с декоративной подушкой, иногда положенной на восточный ковер или ковер. [унвер. 8] Этот стол невысокого роста, называемый краэ ( គ្រែ , букв. «кровать»), остается постоянным на протяжении всего спектакля и, таким образом, используется как опора, обозначающая множество мест и вещей (кровать, трон, жилые помещения и т. д.). . [унвер. 9]
Во многих танцевальных драмах персонажи часто владеют таким оружием, как луки, мечи, посохи и дубинки. [унвер. 10] В некоторых танцах танцоры держат в качестве дани такие предметы, как цветочные гирлянды, веера, золотые и серебряные цветы ( см. Бунга Мас ). [унвер. 11] Представления робам макар ( танец макара ) включают в себя танцы дэвов на досуге и использование вееров, изображающих весы мифической макары, в то время как богиня Манимекхала возглавляет мимикрию со своим хрустальным шаром магии. [унвер. 12]
Движения и жесты
[ редактировать ]Кхмерские классические танцоры используют стилизованные движения и жесты , чтобы передать смысл и рассказать историю. Эти жесты часто расплывчаты и абстрактны, хотя некоторые из них можно легко понять. Танцоры не поют и вообще не разговаривают, за исключением некоторых танцевальных драм, где танцоры имеют краткие речи.
Жесты рук в кхмерском классическом танце называются кбах (что означает «стиль»). Эти жесты рук образуют своего рода алфавит и представляют собой различные предметы природы, такие как фрукты, цветы и листья. Они используются в разных комбинациях и переходах с сопровождающим движением ног и ступней для передачи разных мыслей и представлений. [7] То, как представлены жесты, положение руки и положение руки относительно руки могут влиять на их значение. Жесты выполняются по-разному в зависимости от типа персонажа.
Костюм
[ редактировать ]Классические танцевальные костюмы очень богато украшены и обильно расшиты, иногда с блестками и даже полудрагоценными камнями. Считается, что большинство костюмов отражают то, что носят божества, что отражено в художественном стиле постангкорского периода. Различные части костюма (например, рубашки) приходится пришивать к танцорам для плотного прилегания.
Женский костюм
[ редактировать ]Типичный женский костюм, или неанг , состоит из сампота сарабапа (или чарабаба ), разновидности тканого полотна с двумя контрастирующими шелковыми нитями и металлической нитью (золотого или серебряного цвета). Сампот оборачивается вокруг нижней части тела , как саронг, затем складывается в полоску спереди и закрепляется золотым или латунным поясом. В современном стиле часть плиссированной парчовой ленты свисает над поясом с левой стороны пряжки, что является явным отличием от костюмов тайского классического танца, где эта плиссированная лента заправляется за пояс справа от пряжки. . Через левое плечо носят одежду, похожую на шаль , называемую сбай (также известную как робанг кнанг , буквально «задняя крышка»); это самая декоративная часть женского костюма, обильно расшитая мелким бисером и пайетками. Обычный узор вышивки сбая в наши дни представляет собой ромбовидный цветочный узор, но в прошлом было больше вариаций цветочного узора. Под сбаем находится шелковая нижняя рубаха или лиф с коротким рукавом, открытым на левой руке. На шее имеется вышитый воротник, называемый сранг кар .
Украшения для женской роли включают большой филигранный квадратный кулон, который подвешивается за угол, различные типы браслетов и браслетов на лодыжку и запястье , браслет на правую руку и нательные цепочки различных стилей.
Плохой костюм
[ редактировать ]Персонажи мужского пола носят костюмы более сложные, чем женские, поскольку во время надевания им нужно сшить детали, например рукава. Они одеты в сампот-сарабап, как и их коллеги-женщины; однако его носят по-другому. Мужчины, или ней ронг , сампот носят способом чан кбен , при котором передняя часть складывается и подтягивается между ног, затем заправляется сзади, а оставшаяся длина складки пришивается к сампоту самому , чтобы сформируйте драпировку «веер» сзади. Под низ надеваются брюки длиной до колена с широким вышитым краем вокруг колен. В качестве верха они носят рубашки с длинными рукавами и богатой вышивкой, а также воротник, или сранг кар , на шее. На конце их плеч находится своего рода эполет , который выгибается вверх, как интану лук Индры (известный как ) . Другими составляющими мужского костюма являются три богато вышитых знамени, которые носят вокруг пояса спереди. Центральная часть известна как робанг мук, а две боковые части известны как Чей Кренг ; Обезьяны и персонажи-якши носят на спине еще одну деталь, называемую робанг краой .
Персонажи мужского пола также носят X-образный ремень вокруг тела, называемый сангвар ; он может быть сделан из шелка золотого цвета или из золотых цепочек с квадратным орнаментом, причем последний предназначен для более важных персонажей. Мужчины носят те же украшения на лодыжке и запястье, что и женщины, но с добавлением дополнительного набора браслетов на запястье и без нарукавников. Они также носят украшение в форме воздушного змея, называемое слок по (названное в честь листа дерева бо ), которое служит центральной точкой их сангвара .
Головной убор
[ редактировать ]Существует несколько типов корон , обозначающих ранги персонажей. обычно носят женские персонажи самого низкого ранга Кбанг ; его также носят персонажи-брамины с украшениями вокруг пучка волос. Божества и царские персонажи высших рангов носят высокую одношпильную корону, называемую мокот ксатом для мужских персонажей и мокот ксатре для женских персонажей. Панчурет сена (Грослиер латинизирует это как panntiereth ), предназначенный для принцев и генералов ( ) , представляет собой корону, похожую на обруч, с искусственным узлом сзади. Крысиное клао носят принцессы и часто девушки, имеющие значение в танце, если они не имеют королевского ранга. Головные уборы некоторых персонажей включают не только серьги, но и ушные украшения. Такие персонажи, как яки и обезьяны, носят маски. Яки и обезьяны царского ранга носят маски с прикрепленным мокотом .
Цветочные украшения
[ редактировать ]Танцоров традиционно украшают ароматными цветами, хотя иногда живые цветы заменяют искусственными. Цветочная кисточка традиционно изготавливается из жасмина самбака, связанного вместе с цветами Michelia , будь то Michelia × alba или Michelia champaca . Неанг роль (женская) роль носит розу над правым ухом и цветочную кисточку, прикрепленную к левой стороне макушки, а Ней Ронг (мужская) носит розу на левом ухе и цветочную кисточку на правой стороне. Иногда танцоры носят жасминовые гирлянды на запястьях. Роль апсары чаще всего украшается цветами Plumeria obtusa или белыми сортами Plumeria Rubra ; иногда плюмерии завязывают на затылке.
Репертуар
[ редактировать ]Согласно «Кембриджскому путеводителю по азиатскому театру» (1997), в репертуаре Королевского балета было около 40 танцев и 60 танцевальных драм. После восстановления Королевского балета в 1979 году часть старого репертуара была воссоздана, а также было создано несколько новых танцев, в первую очередь «Робам моносанчеттана» покойного Чеа Сами . В последние годы Королевским балетом созданы новые танцевальные драмы, такие как «Апсара Мера» . Софилин Чим Шапиро также представила новый репертуар кхмерского классического танца, хотя они не являются частью традиционного королевского репертуара и в основном исполняются на западных площадках. Среди ее работ такие драмы, как «Самритечак» , экранизация , Шекспира «Отелло» и «Памина Деви» , экранизация Моцарта » «Волшебной флейты .
Танцевальные драмы
[ редактировать ]Репертуар танцевальных драм ( រឿង , roeung ) состоит из множества историй, в отличие от « лакхон хола» , который ограничивается только « Рамаяной» . Многие танцевальные драмы имеют аналоги в танцевальном жанре лакхон най в Таиланде, но не имеют той же хореографии или точной сюжетной линии. Во времена королевы Коссамак несколько танцевальных драм были переставлены и сокращены, например, Roeung Preah Thong-Neang Neak ; эта драма, среди прочих, будет воссоздана в 2003 году.
Сюжеты многих танцевальных драм часто касаются мужского персонажа, спасающего попавшую в беду девушку или сужденную любовь, столкнувшуюся с препятствиями. Традиционный репертуар изображает мифологию или традиционные сказки и иногда может включать религиозные концепции, такие как карма .
Выберите репертуар танцевальных драм
[ редактировать ]- Реамкер ( Рамакерти , រាម កេ រ្តី ): Рамаяна
- Преа Сотон-Неанг Монореа - : Джатака, ранее называвшаяся Кайлас 2003 году. Судхана , воссозданная в
- Край Тонг ( ក្រៃ ថង )
- Инао : ): Панджи
- Какей - Джатака : Какати
- Преа Анорут- Уса Неанг : Анируддха
- Утечка Софеака ( Sopheak ): Читралекха
- Преа Самот ( Морской Бог )
- Сованнахонг ( Сованнахонг )
- Преа Санг ( ព្រះ សង ្⁇ )
Танцы
[ редактировать ]В отличие от танцевальных драм, существуют более короткие танцы, известные как робам . Они могут служить нескольким целям, таким как почитание, ритуальные функции (например, обеспечение удачи и процветания королевства) и благословение. Не все эти танцы, продолжающиеся несколько минут или около того, имеют сюжетные линии, хотя многие робам действительно представляют собой отрывки из танцевальных драм, таких как робам мекхала-реамсо и робам сован мачха (последний из « Римкера »).
Сегодняшний «танец апсара» был создан под руководством королевы Коссамак Неириат. Его костюм основан на барельефе апсар на руинах храма, но большая часть его, включая музыку и жесты, не уникальна от других классических кхмерских танцев, которые, вероятно, не относятся к периоду Ангкора .
Выберите репертуар танцев
[ редактировать ]- Робам Апсара (Танец Апсара)
- Робам Теп Монором (Танец Теп Монором)
- Робам Чун Пор (Танец благословения)
- Робам Макар (Танец)
- Робам Сованн Мачча (Танец Сованнамча)
- Робам Мони Мекхала или Мекхала-Реамесор (Робам Мони Мекхала)
Глоссарий
[ редактировать ]- кбах ( ក្បា ច )
- (букв. «стиль» или «мотив»), относящийся к позе или жесту, используемому в кхмерском классическом танце.
- лакхон ( ល្ខោន )
- (букв. «театр»; также латинизируется как лахаон и лхаон ), относящиеся к разным жанрам театральных представлений.
- Лакхон Преа Рич Троп ( ល្ខោន ព្រះរាជទ្រព្យ )
- (букв. «Театр королевского богатства»), кхмерское название главной классической танцевальной драмы Камбоджи; королевский балет Камбоджи, в данном случае термин лакхон можно заменить на робам
- Робам ( танец )
- (букв. «танец»), термин, используемый для обозначения танцев и, в некоторых контекстах, всех классических танцев.
- Робам Кбах Боран ( традиционный танец )
- (букв. «танец древнего стиля») — термин, относящийся к классическому танцу, который используется в таких жанрах театра, как лакхон хол , лакхон поль срей и лакхон преах рич троп . Не путать с термином, придуманным в эпоху Лон Нола.
- Рёнг ( соответственно )
- (букв. «рассказ»); имея в виду танцевальные драмы
- да ( Як )
- якша ; класс персонажей, представляющих асуров и огров , обычно переводимый как «гиганты».
СМИ
[ редактировать ]Галерея
[ редактировать ]- Принцесса Бупфа Деви исполняет танец в Королевском дворце Камбоджи .
Научная литература
[ редактировать ]- Крават, Пол (2008). Земля в цветке: Божественная тайна камбоджийской танцевальной драмы , DatAsia Press
- Грослиер, Джордж и др. (2011). Камбоджийские танцоры – древние и современные , DatAsia Press
- Хейвуд, Дениз (2009). Камбоджийский танец «Празднование богов» , River Books
- Ловини, Кристоф (2003). Апсары Ангкора , Сипар: Джазовые издания
Вымысел
[ редактировать ]- Мейер, Чарльз (2009). Сарамани: камбоджийский танец , DatAsia Press
- Ли, Жанна М. (1994). Тихий Лотос , Фаррар, Штраус и Жиру
- Лорд, Майкл (2006). Little Sap и Monsieur Rodin , Lee & Low Books
Избранная дискография
[ редактировать ]- Музыкальные источники - Королевская музыка Камбоджи (1971) Жака Брюне; содержит сокращенную запись танцевальной драмы Буонг Суонг с участием богини Манимекхала.
- Хомронг: Классическая музыка из Камбоджи (2004) Чама Нгека; содержит музыкальные пьесы и сюиты, используемые в королевском балете.
См. также
[ редактировать ]- Театр Камбоджи
- Танец в Камбодже
- Робам Апсара
- Робам Мони Мекхала
- Робам Сованн Макча
- Танец в Таиланде
- Земля в цветке
- Кхмерский театр теней [26]
- Списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО [27]
Ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Банхэм, Мартин (1995). Кембриджский путеводитель по театру , Издательство Кембриджского университета
- Беккер, Элизабет (1998). Когда война закончилась: Камбоджа и революция красных кхмеров , PublicAffairs
- Вуд, Джордж (1913). Камбоджийские танцоры во Франции , Imprimerie d'Extrême-Orient
- Бауэрс, Фабион. (1956). Театр на Востоке , Нью-Йорк Т. Нельсон
- Брэндон, Джеймс Р. (1967). Театр Юго-Восточной Азии . Издательство Гарвардского университета
- Крават, Пол (1968). Ритуальные истоки классической танцевальной драмы Камбоджи , Asian Theater Journal, Vol. 3, № 2 (осень 1986 г.), стр. 179–203.
- Флетчер, Питер (2001). Мировая музыка в контексте: комплексный обзор основных мировых музыкальных культур , Оксфордский университет.
- Якобсен, Труди (2008). Потерянные богини: отрицание женской власти в истории Камбоджи , Северный институт азиатских исследований
- Сасагава, Хидео (2005). Пост/колониальные дискурсы о камбоджийском придворном танце , Исследования Юго-Восточной Азии, Vol. 42, № 4, март 2005 г.
- Фальсер, Майкл (2013). От колониального возрождения к постколониальному наследию и глобальному товару: представление и реконструкция Ангкор-Вата и Королевского кхмерского балета , Международный журнал исследований наследия, май 2013 г.
Примечания
[ редактировать ]Примечания в этом разделе взяты из приведенной выше библиографии.
- ^ Перейти обратно: а б с д ЮНЕСКО: Королевский балет Камбоджи – нематериальное наследие
- ^ Банхэм 1995 , с. 154, «исполнителями были жены, наложницы и родственники правителя»
- ^ Брэндон 1967 , с. 59 «Камбоджийский придворный танец»
- ^ Крават 1968 упоминает вариацию: «Королевский камбоджийский балет».
- ^ Брэндон 1967 упоминает «Королевский камбоджийский балет».
- ^ Крават ; латинизировано как лакхон люэн («королевские танцоры»)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Флетчер 2001 , с. 306
- ^ Сасагава 2005 , с. 437
- ^ Брэндон 1967 , с. 20
- ^ Беккер 1998 , с. 330
- ^ Перейти обратно: а б с д Роджерс, Аманда (2020). «Трансформация национального тела: хореополитика и инвалидность в современном камбоджийском танце» . Культурная география . 27 (4): 527–543. Бибкод : 2020CuGeo..27..527R . дои : 10.1177/1474474019892000 . ISSN 1474-4740 . S2CID 213746487 .
- ^ Перейти обратно: а б с Якобсен , с. 156
- ^ Перейти обратно: а б Огюст Роден (1906). Роден и камбоджийские танцоры: его последняя страсть . Editions du musée Rodin, 2006. с. 179. ИСБН 2901428959 .
- ^ Труди Якобсен (2008). Потерянные богини: отрицание женской власти в истории Камбоджи, выпуск 4 журнала «Гендерная политика Азии» . НИАС Пресс. п. 179. ИСБН 978-8776940010 .
- ^ «РОДЕН И КАМБОДЖИЙСКИЕ ТАНЦОРЫ» . musee-rodin.fr . С 16 ИЮНЯ ПО 17 СЕНТЯБРЯ 2006 ГОДА.
- ^ В процессе 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Нут, Суппья Элен; Ли, Борет (2020). «Принцесса Нородом Бупфа Деви (1943–2019): Жизнь в танце» . Азиатский театральный журнал . 37 (2): 311–327. дои : 10.1353/atj.2020.0031 . ISSN 1527-2109 . S2CID 243049795 .
- ^ Журнал городских исследований, ящик 311 Национального архива.
- ^ Тони Шапиро (1994). Танец и дух Камбоджи . Корнеллский университет, 2008 г. Мичиганский университет. п. 470. ИСБН 978-0804845168 .
- ^ Фальсер, Майкл С. (17 ноября 2014 г.). «От колониального возрождения к постколониальному наследию и мировому товару: представление и реконструкция Ангкор-Вата и Королевского кхмерского балета» . Международный журнал исследований наследия . 20 (7–8): 702–723. дои : 10.1080/13527258.2013.794746 . ISSN 1352-7258 . S2CID 161766914 .
- ^ Ольшевский, Питер (5 апреля 2023 г.). «Фильм усиливает любовь к Королевскому балету» . Кхмер Таймс . Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ Мартин Бэнхэм, Джеймс Р. Брэндон (1995). Кембриджский путеводитель по театру . Издательство Кембриджского университета. п. 1233. ИСБН 9780521434379 .
- ↑ Церемония в честь учителя танцев королевы Сисовата Коссамака в храме Чанчая в Королевском дворце, 1957 г. Запись Франции
- ^ Кхмерское классическое танцевальное радио Франции rfi.fr.kh 11.05.2018
- ^ Перейти обратно: а б Вуд , с. 4
- ^ «Камбоджа переориентирует свои методы инвентаризации живого наследия – нематериального наследия – Сектора культуры – ЮНЕСКО» . ich.unesco.org . Проверено 1 августа 2017 г.
- ^ «Поиск на веб-сайте ЮНЕСКО ICH – нематериальное наследие – Сектор культуры – ЮНЕСКО» . ich.unesco.org . Проверено 1 августа 2017 г.
Непроверенные заметки
[ редактировать ]Примечания в этом разделе: справочные материалы, созданные непрофессионалами, или справочные материалы, которые обычно не считаются законным источником по рассматриваемой теме. Они не проверены и не рецензированы.
- ^ ЮНЕСКО упоминает lakhaon preah reach troap это также пишется как «របាំ ព្រះរាជទ្រព្យ» ( robam preah reach trop , хотя на веб-сайтах правительства Камбоджи, включая Министерство культуры и изящных искусств, ). Например, см.: < «Королевский балет |» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 г. Проверено 10 июня 2011 г. >
- ^ jumpcut.com Танцы при королевском дворе Камбоджи . Проверено 21 июля 2007 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Альянс традиционных искусств Калифорнии, классический камбоджийский танец Софилин Чим Шапиро и Сочеата Хенг . Проверено 21 июля 2007 г. Архивировано 8 июля 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Роберт К. Хедли 1997, камбоджийско-английский словарь
- ^ Это можно отметить на старинных фотографиях и пленках. Видеопрезентация Королевского балета Камбоджи, организованная ЮНЕСКО, изображает современную церемонию умилостивления в Ват Пном.
- ^ Эти места упоминались в новостных лентах камбоджийских новостных программ. Пример см. в этой статье: http://www.phnompenhpost.com/index.php/2011031447331/Lifestyle/discover-classic-dance-outdoors-by-chaktomuk.html .
- ^ Это можно увидеть на многих фотографиях, размещенных на Flickr, и видеороликах на Youtube. Рестораны включают «Жасмин Ангкор» и «Коулен». У Canby Publications есть соответствующий раздел по адресу < http://www.canbypublications.com/siemreap/srothersr.htm#PerformSR >.
- ^ Как видно на этой фотографии: < https://www.flickr.com/photos/13476480@N07/5374895656/ > и как показано на других фотографиях и видео.
- ^ Крават латинизирует этот термин как kré . На этой фотографии Reamker File:Cambodian dance Reamker.png части краэ можно увидеть позади основной группы танцоров.
- ^ Это заметно во многих средствах массовой информации, предоставленных непрофессионалами в Интернете, а также на фотографиях, представленных в этой статье. См. http://www.jiras.se/preahsamuth/index.html , где показана танцевальная драма «Преа Самут» и персонажи, владеющие луками и посохами.
- ^ См. [File:Cambodian_Classical_Dance_of_Tribute.ogv] как пример того, как танцоры держат золотые цветы в качестве дани.
- ^ Как видно из видео кхмерского классического танца, размещенного на этой веб-странице: < http://danceinteractive.jacobspillow.org/dance/dance-spirit-cambodia > и многих других.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Общая информация
[ редактировать ]- Камбоджийский классический танец Чамроына Инь
- Фонд Нгинн-Карет преподает священный танец в Бантей-Срее
- Язык кхмерского классического танца | Камбоджа Дейли
- Камбоджийский классический танец находится на грани исчезновения | Центр исследований Юго-Восточной Азии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе
- Проект кхмерского танца
- Нью-Йорк Таймс | Огюст Роден и Королевский балет Камбоджи
- Кхмерское искусство | Основана Софилин Чим Шапиро.
Галереи изображений
[ редактировать ]- Андерс Хирас | Фотосъемка камбоджийских танцевальных представлений
- Земля в цветке | Фотогалерея из 186 фотографий камбоджийских танцев, упорядоченных по хронологии и темам.
- Камбоджийские танцоры | 1913 года. Историческая справка и 169 оригинальных гравюр из книги Джорджа Грослира «Камбоджиенские танцы»