Jump to content

Королевский балет Камбоджи

(Перенаправлено с Робам Теп Апсара )
Королевский балет Камбоджи
Королевский балет
Королевский балет Камбоджи
Страна Камбоджа
Домены Исполнительское искусство
Ссылка 553
Область Азия и Тихоокеанский регион
История надписи
Надпись 7 ноября 2003 г. (18-я сессия)
Список Включен в 2008 г. (3.COM) в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества (первоначально объявленный в 2003 г.).

Королевский балет Камбоджи ( кхмерский : របាំព្រះរាជទ្រព្យ , Робам Преа Рич Троп , букв. « Танец королевского богатства » ) — классический кхмерский танец, известный своими замысловатыми движениями рук и тщательно продуманными костюмами. Исторически связанный с кхмерским двором, он исполнялся на различных королевских церемониях, таких как коронации, свадьбы, похороны и кхмерские праздники. В репертуаре различные древние кхмерские легенды. [1]

Балет находился на грани исчезновения во время режима красных кхмеров в 1970-х годах, но продолжает оставаться важным культурным наследием Камбоджи , отражая традиционные ценности утонченности, уважения и духовности кхмерского народа . [1] С 2003 года он внесен в списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Этимология

[ редактировать ]

Западные названия этой танцевальной традиции, такие как камбоджийский придворный танец , часто относятся к королевскому двору, поскольку эту традицию исполняли и поддерживали служители королевских дворцов. [2] [3] официально называют его Королевским балетом Камбоджи ( le Ballet royal du Cambodge на французском языке) . Как исполнительское искусство, ЮНЕСКО , Крават, Брэндон и другие представители академической сферы [1] [4] [5] хотя этот термин может также относиться к Национальной танцевальной труппе Камбоджи. Термин «Кхмерский классический танец» также используется наряду с «Королевским балетом Камбоджи» в публикациях ЮНЕСКО и вышеупомянутых авторов. [1]

На кхмерском языке он официально известен как Робам Преах Рич Троп ( របាំ ព្រះរាជទ្រព្យ , букв. «Танцы королевского богатства») или Лакхон Преа Рич Троп ( ល្ខោន រាជទ្រព្យ , букв. «театр царского богатства»). [унвер. 1] Его также называют Лакхон Луонг ( ល្ខោន ហ្លួង , букв. «Королевский театр»). [6] [7] Во время режима Лон Нола в Камбодже танцевальная традиция называлась Лакхон Кбах Боран Кхмер ( ល្ខោន ក្បាច់ បូរាណ ខ្មែរ , букв. «Кхмерский театр древнего стиля»), термин, отдающий ее от ее королевского наследия. [7] [8]

часто называют танцорами апсары непрофессионалами Кхмерских классических танцоров в целом ; такое использование было бы неверным в современной форме танца, поскольку апсара — это всего лишь один тип персонажей среди других в репертуаре. Несмотря на это, романтизированная связь традиции с апсарами и деватами руин Ангкора все еще сохраняется.

Ангкор и доангкорская эпоха

[ редактировать ]
Танцующие фигуры на барельефе в Ангкоре, демонстрирующие традиционные кхмерские танцевальные жесты (12 век)
Раскрашенный барельеф с изображением танцующей фигуры в Ангкор-Вате (12 век).

Одна из самых ранних записей о танцах в Камбодже относится к VII веку, когда представления использовались в качестве погребального обряда королей. [9] В период Ангкора в храмах ритуально исполнялись танцы. [7] Храмовых танцоров стали считать апсарами, которые служили развлекателями и посланниками божеств. [10] Древние каменные надписи описывают тысячи танцоров апсар, приписанных к храмам и исполняющих божественные обряды, а также для публики. [7] Традиция храмовых танцоров пришла в упадок в 15 веке, когда сиамское королевство Аюттхая совершило набег на Ангкор. Когда Ангкор пал, его ремесленники, брахманы и танцоры были увезены в плен в Аюттайю. [7]

Французская колониальная эпоха

[ редактировать ]
Королевская танцевальная труппа короля Сисовата, начало 1900-х годов.

Камбоджа стала французским протекторатом в 1863 году. С тех пор танцоры начали выступать перед иностранными сановниками и публикой в ​​день рождения монарха. Таким образом, танец пропагандировался как национальная идентичность. [11]

Придворные танцоры короля Сисовата были выставлены на Колониальной выставке 1906 года в Марселе по предложению Жоржа Буа, представителя Франции при камбоджийском дворе. [12] Огюст Роден был очарован камбоджийскими танцорами и создал не менее 150 акварельных картин с изображением танцоров. [13] Он сопровождал кхмерских артистов балета из Парижа в Марсель и их возвращения в Пномпень . [14] Роден интерпретировал спектакль как балетный танец. [13] [15]

Огюст Роден рисует классический танец Камбоджи, 1906 год.

Постнезависимая Камбоджа

[ редактировать ]

Королева Сисоват Коссамак стала покровителем Королевского балета Камбоджи. Под руководством королевы в королевском балете было проведено несколько реформ, в том числе хореографии. Продолжительность танцевальных драм резко сократилась с ночных представлений до одного часа. [16] Принц Нородом Сианук использовал в своих фильмах танцы королевского балета. Хотя изначально в Королевском балете не было мужчин из-за того, что танцоры-мужчины не выступали с утонченностью женщин, в современных спектаклях мужчины играют более живые роли, такие как обезьяна и Мони Эй-Сей.

Фреска с изображением Индры и его танцоров, Серебряная пагода , Королевский дворец Камбоджи.

Культурная дипломатия

[ редактировать ]

В период Сангкума Камбоджа претерпела культурную и художественную трансформацию, возглавляемую принцем (впоследствии королем) Нородомом Сиануком . Коронованный в 1941 году, когда страна еще находилась под французским протекторатом, он стал свидетелем Второй мировой войны и последующего краха французского колониализма. Поддерживая нейтралитет новых постколониальных стран в начале холодной войны , он осознавал, что Камбоджа зависела от иностранной помощи. В качестве дипломатического замысла он продвигал символы национальной культуры страны, вошедшие в сознание людей всего мира: храмы и балет. [17]

После обретения Камбоджей независимости в 1953 году королева Сисоват Коссамак начала обновлять балет, учитывая вкусы и склонности международной публики. Она заказала новые короткие танцевальные номера, специально созданные для дипломатического мероприятия. В основном они были взяты из длинных традиционных представлений, таких как Теп Монором (Приветственный танец), Апсара, Чхун Пор (Танец благословения), Мони Мекхала и Реам Эйсо. Во время выступлений западным гостям были предоставлены буклеты с пояснениями на их языках. [17]

В 1959 году королева Сисоват Коссамак посетила Соединенные Штаты, чтобы представить кхмерскую национальную культуру посредством показательных выступлений балета кхмеро-американской дружбы, первоначально называвшегося «Балет кхмеро-американской дружбы 1959». [18] В следующем году программа культурного посла продолжилась в Китае под аналогичным названием «Балет кхмерско-китайской дружбы 1960». [19] Когда король посетил Францию ​​в 1964 году, танец впервые был исполнен в Парижской опере после обретения колониальной независимости. [20] На протяжении многих лет балетные постановки были важной частью маршрута визитов глав международных государств в страну. В список вошли премьер-министр Индии Неру , президент Индонезии Сукарно , президент Югославии Тито , президент Франции де Голль . Среди других известных личностей были принцесса Маргарет и Жаклин Кеннеди . [17]

Нородом Бупфа Деви , внучка королевы и дочь короля Нородома Сианука , уже была возведена в ранг главной танцовщицы балета в 1958 году. Когда в 1961 году ей исполнилось восемнадцать, ее назначили ведущей танцовщицей на роли принцессы. Тем самым она провела несколько дипломатических мероприятий. [17]

Красные кхмеры

[ редактировать ]

Танцевальная традиция потерпела неудачу во время режима красных кхмеров , во время которого многие танцоры были казнены в результате геноцида . [унвер. 2] 90 процентов всех камбоджийских классических художников погибли в период с 1975 по 1979 год из-за казней, пыток, голода и истощения. [11] После того, как вьетнамцы вытеснили красных кхмеров в 1979 году, танцоры собрались, чтобы коллективно реконструировать репертуар. [11] Те, кто выжил, вышли из укрытий, нашли друг друга и сформировали «колонии», чтобы возродить свои священные традиции, под руководством бывшей прима-балерины Воан Савай . [унвер. 3]

Настоящее время

[ редактировать ]

Обучение кхмерскому классическому танцу было возрождено в лагерях беженцев на востоке Таиланда, где выжили лишь немногие кхмерские танцоры. Многие танцы и танцевальные драмы были воссозданы также в Королевском университете изящных искусств Камбоджи.

В 2003 году он был внесен в списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО .

В 2023 году режиссер Ксавье де Лозанн выпустил Идеальное движение 86-минутный документальный фильм о танцевальной форме « » («La beauté du geste» на французском языке и «Tep Hattha» на кхмерском языке). Он следует двум сюжетным линиям: шоу «Метаморфозы», созданному принцессой Нородом Бупфа Деви , и прослеживает историю Королевского балета с 1906 года. [21]

Церемония приветствия учителя в Королевском балете

[ редактировать ]

Церемония приветствия учителей, проводимая перед выходом танцевальной труппы на сцену, является данью уважения педагогам, которые их обучали, и посвящена духу, который управляет духом каждого из персонажей Королевского балета, призывая их следить за тем, чтобы их выступления были плавно, уверенно и беспрепятственно. Эта церемония берет свое начало от древнего предшественника, когда королевская танцевальная труппа должна была принести благословение, прежде чем выйти на сцену. [22] [23] [24]

Три группы Королевского балета Камбоджи.

[ редактировать ]

В кхмерском классическом танце существуют четыре основных типа ролей: ней Ронг (мужчина), неанг (женщина), йек ( ракшаса ) и сва (обезьяны). [25] Эти четыре основные роли содержат подклассы для обозначения ранга персонажа; Ней Ронг Эк , например, будет главной мужской ролью, а Неанг Камнан (или Филиенг ) будет служанкой. [25] Все подклассы четырех основных ролей исполняют тот же тип танцевального стиля, что и класс, к которому они принадлежат. Однако йехени , или женский Йик, исполняется в феминизированном танцевальном стиле мужского аналога. Другие типы женских персонажей, такие как апсара, киннари или русалка, следуют тому же танцевальному стилю, что и роль неанг , но с небольшими различиями в жестах; главное отличие - костюм. Тип персонажа нго , хотя и мужской, представлен в танцевальном стиле, отличном от нэй рон .

Большинство ролей исполняют танцовщицы, но роль обезьян была передана мужчинам под руководством королевы Сисоват Коссамак. Другие роли, исполняемые мужчинами, включают отшельников и животных, таких как лошади и мифические львы.

Актерский состав разделен на две формы: Неанг как женский персонаж и Неай Ронг как мужской персонаж, который описывается следующим образом:

Ищем персонажа Неанг или женский персонаж
Персонаж Неанг представляет женщину, которая разделена на восемь категорий:
  • Неанг Эк ( кхмерский : នាងឯក ): главная женская роль, главная героиня или один из главных героев пьесы, фильма, романа и т. д.

- обычно занимает преимущественное положение; божества, королевы или принцессы (например , Сита и Робам Мони Мекхала )

  • Неанг Пи-Леанг ( кхмерский : នាង ភី លាង ): служанки.
  • Неанг Комнан ( кхмерский : នាង កំណាន់ ): любовница (и), внебрачные любовники.
  • Неанг Мэй ( кхмерский : នាង ម៉ែ ): мать
  • Неанг Киннорей ( кхмер : Неанг Киннари, санскрит : किन्नर? ): Киннари ; полуптица-получеловек мифологическое существо

- эти мифические существа живут на горе Хем-Пин (на кхмерском языке) означает глубоко в Лесных горах Гималаев (например, Робам Кенорей ).

Персонаж Нэй Ронг Нэй Ронг или мужской персонаж
Персонаж Нэй Ронг представляет мужчину, разделенного на одиннадцать категорий:
  • Неай Ронг Эк ( кхмерский : នាយរងឯក ) : главный герой, главный герой мужского пола или один из главных героев пьесы, фильма, романа и т. д.

- обычно занимает преимущественное положение; божества, короли или принцы (например, Рама )

  • Неай Ронг Бав Преав ( кхмерский : នាយរង បាវ ប្រៀ វ ) : слуги-мужчины.
  • Неай Ронг Сена Эк ( кхмерский : នាយរង សេនា អេក ) : командир батальона или генерал
  • Неай Ронг Пол Сена ( кхмерский : នាយរង ពល សេនា ) : солдаты, имперская гвардия
  • Неай Ронг Чао Нго ( кхмерский : នាយរង ) : персонаж с проблемами памяти и нежелательной внешностью служит фарсом.
  • Неай Ронг Овпуок ( кхмерский : នាយ រង⁇ ពុក ) : отец
  • Неай Ронг Мони Эйси ( кхмерский : នាយរង មោ នី អ៊ី សី ) : мудрый мудрец / отшельник, обычно хозяин (учитель) главного героя мужского пола.
  • Неай Ронг Крот ( кхмерский : នាយ រង គ្រុ ដ санскрит : गरुड़ ) : Гаруда ; птичье мифологическое существо (например, Джатаю )
  • Неай Ронг Як ( кхмерский : នាយ រង យក្ស санскрит : राक्षस ) : ракшасы ; в основном выступают в роли злодеев (например, Равана )
  • Неай Ронг Сва ( кхмерский : នាយរង ស្វា ) : человекоподобные обезьяноподобные мифологические существа (например, Хануман ).
  • Животное Неай Ронг ( кхмерский : នាយរងសត្វ ) : божественные животные служат различными второстепенными персонажами, такими как лошади, олени и т. д. (например, «Говорящий пегас» Путисена - Мони Кео)

Pin Peat Музыкальный ансамбль

[ редактировать ]
Пин Торф Музыка Пин Торфяной Музыкант
Открытка Пьера Дьелефилса 1662 г.Vong Phleng Pin Peat или Pin Peat Musician имеет в Королевском балете 34 трека, которые делятся на два типа. Первый — это Оркестр Мохоари (стиль малых барабанов), а второй — Королевский театр (стиль большого барабана).

Музыку, используемую в кхмерском классическом танце, исполняет торфяной ансамбль. Этот тип оркестра состоит из нескольких типов ксилофонов , барабанов , гобоев , гонгов и других музыкальных инструментов . Хор состоит из нескольких певцов, которые в основном поют в отсутствие музыки. Тексты песен написаны в поэтической форме и поются с вкраплениями грамматических частиц EU [əː], Eung [əːŋ] и Ery [əːj] в различных шаблонах.

Музыкальные инструменты

[ редактировать ]
  • Roneat ek : ведущий ксилофон с клавишами из бамбука или тикового дерева.
  • Roneat Thung : ксилофон с клавишами из бамбука или тикового дерева; низкий
  • Roneat dek : Металлофон с медными клавишами.
  • Стринги Roneat : металлофон (сейчас используется редко).
  • Конг Том : набор из 16 гонгов, расположенных по кругу.
  • Конг Тох : как гонги выше, но меньшего размера.
  • Чинг : пара цимбал для пальцев.
  • Крап : пара деревянных хлопушек (сейчас используются редко).
  • Сралай : разновидность шаума; есть два размера
  • Хлой : разновидность бамбуковой флейты (сейчас используется редко).
  • Скор Том : пара барабанов, на которых играют ударным молотком.
  • Самфо : разновидность барабана, на котором играют руками.

Музыкальные произведения

[ редактировать ]

Кхмерский классический танец использует определенные музыкальные произведения для определенных событий, например, когда танцор входит или покидает сцену, или выполняет определенные действия, например полет или ходьбу. Эти музыкальные произведения составлены в виде сюиты. Новые музыкальные произведения создаются редко.

Ниже приводится избранный список музыкальных произведений, использованных в репертуаре:

  • Сатукар : ( សាធុការ ) песня благословения, используемая для умилостивления , часто используемая в начале выступления.
  • Крао най : ( ក្រៅ ណៃ ), также известный как сантеук кнонг ( សន្ធឹក ក្នុង ), увертюра к персонажам- йкам (людоедам), демонстрация силы, когда они вступают в бой или битву.
  • Смау : ( ស្មើ ) используется для представления персонажа или группы танцоров в сцене.
  • Леа : ( លា ) используется для обозначения ухода персонажа со сцены; уходя со сцены
  • Cheut ching : ( ជើតឈិង ) букв., благозвучный ching ; музыка, характеризующаяся постоянной перкуссией барабанов и маленьких чашеобразных тарелок; [унвер. 4] используется для представления действия, например начала путешествия или полета
  • Lo : ( លោ ) музыка, используемая для отдыха на воде (например, танцоры имитируют греблю на лодке ).
  • Длинная песня пн : ( លងស៊ងមន ) букв., «королевское купание пн » ; песня, в которой изображался персонаж, наряжающийся в свою внешность
  • Пхья деун : ( Пья деун ); также известное как ponhea daeur ( ព ញ្ញា ដើរ ), музыкальное произведение, используемое для представления марширующих танцоров (например, начало робам теп монором )
  • Клом : ( ក្លុម ) используется, чтобы показать изящество и красоту персонажа, владеющего своим оружием.
  • Синуон : ( ស៊ីនួន ) - букв., «кремовый цвет», в отношении цвета лица, мягкая и медленная женская мелодия.
  • Саламар : ( សលមារ ) — музыка, характеризующаяся сралай , часто используемая для определенных действий, таких как бой, но не ограничиваясь ими.
  • Преа Тонг ( Преа Тонг )
  • Бао បោលុតЛут
  • Сарак សរៈប៊ុរងБуронг
  • Balim (បលិមБалим

Певческая группа

[ редактировать ]
Королевский балетный хор Певческий коллектив Королевского балета Камбоджи.
Певческая группа разделена на три группы: женщины поют Неангу в роли женского персонажа, а мужчины поют Неай Ронгу в роли мужского персонажа, подпевая выступлениям Королевского балета, третья группа - это командный певец припева песни. все певцы поют, в том числе с языком тела танцора Королевского балета.

Производительность

[ редактировать ]
Принцесса Бупфа Деви исполняет танец умилостивления (ок. 1965 г.) в роли неанг Ронг . Обратите внимание на танцоров низших рангов ( филиенг ), которые выражают почтение .

Во времена французского протектората Камбоджи и раньше для гостей королевского дворца было принято видеть представление королевского балета. [12] В церемониях умилостивления ( បួងសួង , buong suong ) его исполняли в Ват Пном , а также в Серебряной пагоде и Тронном зале Королевского дворца . [унвер. 5] Для развлечения представления часто устраивались в павильонах королевских дворцов. [12]

В Пномпене Павильон Лунного света был построен и до сих пор иногда используется для представлений классического танца. В настоящее время площадки для выступлений Королевского балета включают театр Ченла и конференц-зал Чактомук, спроектированный архитектором Ванном Моливанном в эпоху Сангкум Реастр Ниюм . [унвер. 6] Туристические рестораны в Камбодже, особенно в Сиемреапе , также служат местом проведения классических танцевальных представлений любительских трупп. [унвер. 7]

Сегодня некоторые танцоры связаны с правительством и работают в Королевском университете изящных искусств преподавателями Министерства культуры и изящных искусств (Камбоджа) и Средней школе изящных искусств. Департамент исполнительских искусств также привлекает танцоров для выступлений во время государственных визитов. Многие танцоры работают в сфере туризма, искусства и корпоративного сектора. [11]

Сцена и реквизит

[ редактировать ]

Традиционная сцена для классических танцевальных драматических представлений представляет собой стол с декоративной подушкой, иногда положенной на восточный ковер или ковер. [унвер. 8] Этот стол невысокого роста, называемый краэ ( គ្រែ , букв. «кровать»), остается постоянным на протяжении всего спектакля и, таким образом, используется как опора, обозначающая множество мест и вещей (кровать, трон, жилые помещения и т. д.). . [унвер. 9]

Во многих танцевальных драмах персонажи часто владеют таким оружием, как луки, мечи, посохи и дубинки. [унвер. 10] В некоторых танцах танцоры держат в качестве дани такие предметы, как цветочные гирлянды, веера, золотые и серебряные цветы ( см. Бунга Мас ). [унвер. 11] Представления робам макар ( танец макара ) включают в себя танцы дэвов на досуге и использование вееров, изображающих весы мифической макары, в то время как богиня Манимекхала возглавляет мимикрию со своим хрустальным шаром магии. [унвер. 12]

Движения и жесты

[ редактировать ]

Кхмерские классические танцоры используют стилизованные движения и жесты , чтобы передать смысл и рассказать историю. Эти жесты часто расплывчаты и абстрактны, хотя некоторые из них можно легко понять. Танцоры не поют и вообще не разговаривают, за исключением некоторых танцевальных драм, где танцоры имеют краткие речи.

Жесты рук в кхмерском классическом танце называются кбах (что означает «стиль»). Эти жесты рук образуют своего рода алфавит и представляют собой различные предметы природы, такие как фрукты, цветы и листья. Они используются в разных комбинациях и переходах с сопровождающим движением ног и ступней для передачи разных мыслей и представлений. [7] То, как представлены жесты, положение руки и положение руки относительно руки могут влиять на их значение. Жесты выполняются по-разному в зависимости от типа персонажа.

Костюм апсары на барельефе в Ангкор-Вате (12 век) и современный танцевальный наряд.

Классические танцевальные костюмы очень богато украшены и обильно расшиты, иногда с блестками и даже полудрагоценными камнями. Считается, что большинство костюмов отражают то, что носят божества, что отражено в художественном стиле постангкорского периода. Различные части костюма (например, рубашки) приходится пришивать к танцорам для плотного прилегания.

Женский костюм

[ редактировать ]
Современная кхмерская корона, известная как Мокут, изображенная в Бенг Меалеа , 12 век.

Типичный женский костюм, или неанг , состоит из сампота сарабапа (или чарабаба ), разновидности тканого полотна с двумя контрастирующими шелковыми нитями и металлической нитью (золотого или серебряного цвета). Сампот оборачивается вокруг нижней части тела , как саронг, затем складывается в полоску спереди и закрепляется золотым или латунным поясом. В современном стиле часть плиссированной парчовой ленты свисает над поясом с левой стороны пряжки, что является явным отличием от костюмов тайского классического танца, где эта плиссированная лента заправляется за пояс справа от пряжки. . Через левое плечо носят одежду, похожую на шаль , называемую сбай (также известную как робанг кнанг , буквально «задняя крышка»); это самая декоративная часть женского костюма, обильно расшитая мелким бисером и пайетками. Обычный узор вышивки сбая в наши дни представляет собой ромбовидный цветочный узор, но в прошлом было больше вариаций цветочного узора. Под сбаем находится шелковая нижняя рубаха или лиф с коротким рукавом, открытым на левой руке. На шее имеется вышитый воротник, называемый сранг кар .

Украшения для женской роли включают большой филигранный квадратный кулон, который подвешивается за угол, различные типы браслетов и браслетов на лодыжку и запястье , браслет на правую руку и нательные цепочки различных стилей.

Плохой костюм

[ редактировать ]
Танцующая мужская фигура на перемычке из Самбора Прей Кука (7 век) и современный костюм кхмерского рама.

Персонажи мужского пола носят костюмы более сложные, чем женские, поскольку во время надевания им нужно сшить детали, например рукава. Они одеты в сампот-сарабап, как и их коллеги-женщины; однако его носят по-другому. Мужчины, или ней ронг , сампот носят способом чан кбен , при котором передняя часть складывается и подтягивается между ног, затем заправляется сзади, а оставшаяся длина складки пришивается к сампоту самому , чтобы сформируйте драпировку «веер» сзади. Под низ надеваются брюки длиной до колена с широким вышитым краем вокруг колен. В качестве верха они носят рубашки с длинными рукавами и богатой вышивкой, а также воротник, или сранг кар , на шее. На конце их плеч находится своего рода эполет , который выгибается вверх, как интану лук Индры (известный как ) . Другими составляющими мужского костюма являются три богато вышитых знамени, которые носят вокруг пояса спереди. Центральная часть известна как робанг мук, а две боковые части известны как Чей Кренг ; Обезьяны и персонажи-якши носят на спине еще одну деталь, называемую робанг краой .

Резьба мужской фигуры в короне из Баконг . храма

Персонажи мужского пола также носят X-образный ремень вокруг тела, называемый сангвар ; он может быть сделан из шелка золотого цвета или из золотых цепочек с квадратным орнаментом, причем последний предназначен для более важных персонажей. Мужчины носят те же украшения на лодыжке и запястье, что и женщины, но с добавлением дополнительного набора браслетов на запястье и без нарукавников. Они также носят украшение в форме воздушного змея, называемое слок по (названное в честь листа дерева бо ), которое служит центральной точкой их сангвара .

Головной убор

[ редактировать ]
Различные типы кхмерских корон на барельефах Ангкор-Вата 12 века.

Существует несколько типов корон , обозначающих ранги персонажей. обычно носят женские персонажи самого низкого ранга Кбанг ; его также носят персонажи-брамины с украшениями вокруг пучка волос. Божества и царские персонажи высших рангов носят высокую одношпильную корону, называемую мокот ксатом для мужских персонажей и мокот ксатре для женских персонажей. Панчурет сена (Грослиер латинизирует это как panntiereth ), предназначенный для принцев и генералов ( ) , представляет собой корону, похожую на обруч, с искусственным узлом сзади. Крысиное клао носят принцессы и часто девушки, имеющие значение в танце, если они не имеют королевского ранга. Головные уборы некоторых персонажей включают не только серьги, но и ушные украшения. Такие персонажи, как яки и обезьяны, носят маски. Яки и обезьяны царского ранга носят маски с прикрепленным мокотом .

Цветочные украшения

[ редактировать ]

Танцоров традиционно украшают ароматными цветами, хотя иногда живые цветы заменяют искусственными. Цветочная кисточка традиционно изготавливается из жасмина самбака, связанного вместе с цветами Michelia , будь то Michelia × alba или Michelia champaca . Неанг роль (женская) роль носит розу над правым ухом и цветочную кисточку, прикрепленную к левой стороне макушки, а Ней Ронг (мужская) носит розу на левом ухе и цветочную кисточку на правой стороне. Иногда танцоры носят жасминовые гирлянды на запястьях. Роль апсары чаще всего украшается цветами Plumeria obtusa или белыми сортами Plumeria Rubra ; иногда плюмерии завязывают на затылке.

Репертуар

[ редактировать ]

Согласно «Кембриджскому путеводителю по азиатскому театру» (1997), в репертуаре Королевского балета было около 40 танцев и 60 танцевальных драм. После восстановления Королевского балета в 1979 году часть старого репертуара была воссоздана, а также было создано несколько новых танцев, в первую очередь «Робам моносанчеттана» покойного Чеа Сами . В последние годы Королевским балетом созданы новые танцевальные драмы, такие как «Апсара Мера» . Софилин Чим Шапиро также представила новый репертуар кхмерского классического танца, хотя они не являются частью традиционного королевского репертуара и в основном исполняются на западных площадках. Среди ее работ такие драмы, как «Самритечак» , экранизация , Шекспира «Отелло» и «Памина Деви» , экранизация Моцарта » «Волшебной флейты .

Танцевальные драмы

[ редактировать ]

Репертуар танцевальных драм ( រឿង , roeung ) состоит из множества историй, в отличие от « лакхон хола» , который ограничивается только « Рамаяной» . Многие танцевальные драмы имеют аналоги в танцевальном жанре лакхон най в Таиланде, но не имеют той же хореографии или точной сюжетной линии. Во времена королевы Коссамак несколько танцевальных драм были переставлены и сокращены, например, Roeung Preah Thong-Neang Neak ; эта драма, среди прочих, будет воссоздана в 2003 году.

Сюжеты многих танцевальных драм часто касаются мужского персонажа, спасающего попавшую в беду девушку или сужденную любовь, столкнувшуюся с препятствиями. Традиционный репертуар изображает мифологию или традиционные сказки и иногда может включать религиозные концепции, такие как карма .

Продолжительность: 2 минуты 43 секунды.
Танец дани, использованный в танцевальной драме « Преа Кет Милеа» , около 1965 года.

Выберите репертуар танцевальных драм

[ редактировать ]
  • Реамкер ( Рамакерти , រាម កេ រ្តី ): Рамаяна
  • Преа Сотон-Неанг Монореа - : Джатака, ранее называвшаяся Кайлас 2003 году. Судхана , воссозданная в
  • Край Тонг ( ក្រៃ ថង )
  • Инао : ): Панджи
  • Какей - Джатака : Какати
  • Преа Анорут- Уса Неанг : Анируддха
  • Утечка Софеака ( Sopheak ): Читралекха
  • Преа Самот ( Морской Бог )
  • Сованнахонг ( Сованнахонг )
  • Преа Санг ( ព្រះ សង ្⁇ )

В отличие от танцевальных драм, существуют более короткие танцы, известные как робам . Они могут служить нескольким целям, таким как почитание, ритуальные функции (например, обеспечение удачи и процветания королевства) и благословение. Не все эти танцы, продолжающиеся несколько минут или около того, имеют сюжетные линии, хотя многие робам действительно представляют собой отрывки из танцевальных драм, таких как робам мекхала-реамсо и робам сован мачха (последний из « Римкера »).

Сегодняшний «танец апсара» был создан под руководством королевы Коссамак Неириат. Его костюм основан на барельефе апсар на руинах храма, но большая часть его, включая музыку и жесты, не уникальна от других классических кхмерских танцев, которые, вероятно, не относятся к периоду Ангкора .

Выберите репертуар танцев

[ редактировать ]

Глоссарий

[ редактировать ]
кбах ( ក្បា ច )
(букв. «стиль» или «мотив»), относящийся к позе или жесту, используемому в кхмерском классическом танце.
лакхон ( ល្ខោន )
(букв. «театр»; также латинизируется как лахаон и лхаон ), относящиеся к разным жанрам театральных представлений.
Лакхон Преа Рич Троп ( ល្ខោន ព្រះរាជទ្រព្យ )
(букв. «Театр королевского богатства»), кхмерское название главной классической танцевальной драмы Камбоджи; королевский балет Камбоджи, в данном случае термин лакхон можно заменить на робам
Робам ( танец )
(букв. «танец»), термин, используемый для обозначения танцев и, в некоторых контекстах, всех классических танцев.
Робам Кбах Боран ( традиционный танец )
(букв. «танец древнего стиля») — термин, относящийся к классическому танцу, который используется в таких жанрах театра, как лакхон хол , лакхон поль срей и лакхон преах рич троп . Не путать с термином, придуманным в эпоху Лон Нола.
Рёнг ( соответственно )
(букв. «рассказ»); имея в виду танцевальные драмы
да ( Як )
якша ; класс персонажей, представляющих асуров и огров , обычно переводимый как «гиганты».
Внешние изображения
значок изображения Два танцора выступают как пара гаруды и киннари. (1928)
значок изображения Пара танцоров сидит на крае . (1931)
значок изображения Равана с Ситой в плену. (1928)
значок изображения Танцовщица сидит на крае над двумя слугами. (1928)
значок изображения Танец умилостивления с изображением морской богини Манимекхалы. (2006)
значок изображения Танцоры выступают на коронации короля Сиамони. (2004)

Научная литература

[ редактировать ]
  • Крават, Пол (2008). Земля в цветке: Божественная тайна камбоджийской танцевальной драмы , DatAsia Press
  • Грослиер, Джордж и др. (2011). Камбоджийские танцоры – древние и современные , DatAsia Press
  • Хейвуд, Дениз (2009). Камбоджийский танец «Празднование богов» , River Books
  • Ловини, Кристоф (2003). Апсары Ангкора , Сипар: Джазовые издания
  • Мейер, Чарльз (2009). Сарамани: камбоджийский танец , DatAsia Press
  • Ли, Жанна М. (1994). Тихий Лотос , Фаррар, Штраус и Жиру
  • Лорд, Майкл (2006). Little Sap и Monsieur Rodin , Lee & Low Books

Избранная дискография

[ редактировать ]
  • Музыкальные источники - Королевская музыка Камбоджи (1971) Жака Брюне; содержит сокращенную запись танцевальной драмы Буонг Суонг с участием богини Манимекхала.
  • Хомронг: Классическая музыка из Камбоджи (2004) Чама Нгека; содержит музыкальные пьесы и сюиты, используемые в королевском балете.

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]

Примечания в этом разделе взяты из приведенной выше библиографии.

  1. ^ Перейти обратно: а б с д ЮНЕСКО: Королевский балет Камбоджи – нематериальное наследие
  2. ^ Банхэм 1995 , с. 154, «исполнителями были жены, наложницы и родственники правителя»
  3. ^ Брэндон 1967 , с. 59 «Камбоджийский придворный танец»
  4. ^ Крават 1968 упоминает вариацию: «Королевский камбоджийский балет».
  5. ^ Брэндон 1967 упоминает «Королевский камбоджийский балет».
  6. ^ Крават ; латинизировано как лакхон люэн («королевские танцоры»)
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Флетчер 2001 , с. 306
  8. ^ Сасагава 2005 , с. 437
  9. ^ Брэндон 1967 , с. 20
  10. ^ Беккер 1998 , с. 330
  11. ^ Перейти обратно: а б с д Роджерс, Аманда (2020). «Трансформация национального тела: хореополитика и инвалидность в современном камбоджийском танце» . Культурная география . 27 (4): 527–543. Бибкод : 2020CuGeo..27..527R . дои : 10.1177/1474474019892000 . ISSN   1474-4740 . S2CID   213746487 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с Якобсен , с. 156
  13. ^ Перейти обратно: а б Огюст Роден (1906). Роден и камбоджийские танцоры: его последняя страсть . Editions du musée Rodin, 2006. с. 179. ИСБН  2901428959 .
  14. ^ Труди Якобсен (2008). Потерянные богини: отрицание женской власти в истории Камбоджи, выпуск 4 журнала «Гендерная политика Азии» . НИАС Пресс. п. 179. ИСБН  978-8776940010 .
  15. ^ «РОДЕН И КАМБОДЖИЙСКИЕ ТАНЦОРЫ» . musee-rodin.fr . С 16 ИЮНЯ ПО 17 СЕНТЯБРЯ 2006 ГОДА.
  16. ^ В процессе 2005 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Нут, Суппья Элен; Ли, Борет (2020). «Принцесса Нородом Бупфа Деви (1943–2019): Жизнь в танце» . Азиатский театральный журнал . 37 (2): 311–327. дои : 10.1353/atj.2020.0031 . ISSN   1527-2109 . S2CID   243049795 .
  18. ^ Журнал городских исследований, ящик 311 Национального архива.
  19. ^ Тони Шапиро (1994). Танец и дух Камбоджи . Корнеллский университет, 2008 г. Мичиганский университет. п. 470. ИСБН  978-0804845168 .
  20. ^ Фальсер, Майкл С. (17 ноября 2014 г.). «От колониального возрождения к постколониальному наследию и мировому товару: представление и реконструкция Ангкор-Вата и Королевского кхмерского балета» . Международный журнал исследований наследия . 20 (7–8): 702–723. дои : 10.1080/13527258.2013.794746 . ISSN   1352-7258 . S2CID   161766914 .
  21. ^ Ольшевский, Питер (5 апреля 2023 г.). «Фильм усиливает любовь к Королевскому балету» . Кхмер Таймс . Проверено 23 июня 2024 г.
  22. ^ Мартин Бэнхэм, Джеймс Р. Брэндон (1995). Кембриджский путеводитель по театру . Издательство Кембриджского университета. п. 1233. ИСБН  9780521434379 .
  23. Церемония в честь учителя танцев королевы Сисовата Коссамака в храме Чанчая в Королевском дворце, 1957 г. Запись Франции
  24. ^ Кхмерское классическое танцевальное радио Франции rfi.fr.kh 11.05.2018
  25. ^ Перейти обратно: а б Вуд , с. 4
  26. ^ «Камбоджа переориентирует свои методы инвентаризации живого наследия – нематериального наследия – Сектора культуры – ЮНЕСКО» . ich.unesco.org . Проверено 1 августа 2017 г.
  27. ^ «Поиск на веб-сайте ЮНЕСКО ICH – нематериальное наследие – Сектор культуры – ЮНЕСКО» . ich.unesco.org . Проверено 1 августа 2017 г.

Непроверенные заметки

[ редактировать ]

Примечания в этом разделе: справочные материалы, созданные непрофессионалами, или справочные материалы, которые обычно не считаются законным источником по рассматриваемой теме. Они не проверены и не рецензированы.

  1. ^ ЮНЕСКО упоминает lakhaon preah reach troap это также пишется как «របាំ ព្រះរាជទ្រព្យ» ( robam preah reach trop , хотя на веб-сайтах правительства Камбоджи, включая Министерство культуры и изящных искусств, ). Например, см.: < «Королевский балет |» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 г. Проверено 10 июня 2011 г. >
  2. ^ jumpcut.com Танцы при королевском дворе Камбоджи . Проверено 21 июля 2007 г. [ мертвая ссылка ]
  3. ^ Альянс традиционных искусств Калифорнии, классический камбоджийский танец Софилин Чим Шапиро и Сочеата Хенг . Проверено 21 июля 2007 г. Архивировано 8 июля 2007 г. в Wayback Machine.
  4. ^ Роберт К. Хедли 1997, камбоджийско-английский словарь
  5. ^ Это можно отметить на старинных фотографиях и пленках. Видеопрезентация Королевского балета Камбоджи, организованная ЮНЕСКО, изображает современную церемонию умилостивления в Ват Пном.
  6. ^ Эти места упоминались в новостных лентах камбоджийских новостных программ. Пример см. в этой статье: http://www.phnompenhpost.com/index.php/2011031447331/Lifestyle/discover-classic-dance-outdoors-by-chaktomuk.html .
  7. ^ Это можно увидеть на многих фотографиях, размещенных на Flickr, и видеороликах на Youtube. Рестораны включают «Жасмин Ангкор» и «Коулен». У Canby Publications есть соответствующий раздел по адресу < http://www.canbypublications.com/siemreap/srothersr.htm#PerformSR >.
  8. ^ Как видно на этой фотографии: < https://www.flickr.com/photos/13476480@N07/5374895656/ > и как показано на других фотографиях и видео.
  9. ^ Крават латинизирует этот термин как kré . На этой фотографии Reamker File:Cambodian dance Reamker.png части краэ можно увидеть позади основной группы танцоров.
  10. ^ Это заметно во многих средствах массовой информации, предоставленных непрофессионалами в Интернете, а также на фотографиях, представленных в этой статье. См. http://www.jiras.se/preahsamuth/index.html , где показана танцевальная драма «Преа Самут» и персонажи, владеющие луками и посохами.
  11. ^ См. [File:Cambodian_Classical_Dance_of_Tribute.ogv] как пример того, как танцоры держат золотые цветы в качестве дани.
  12. ^ Как видно из видео кхмерского классического танца, размещенного на этой веб-странице: < http://danceinteractive.jacobspillow.org/dance/dance-spirit-cambodia > и многих других.
[ редактировать ]

Общая информация

[ редактировать ]

Галереи изображений

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7535643765bff92ad225efa96dc7dcc3__1720493760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/75/c3/7535643765bff92ad225efa96dc7dcc3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Royal Ballet of Cambodia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)