Купольный вагон
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2013 г. ) |

Вагон с куполом — это тип железнодорожного пассажирского вагона со стеклянным куполом в верхней части вагона, по которому пассажиры могут ездить и видеть во всех направлениях вокруг поезда. Он также может включать в себя характеристики автобуса , вагона-салона , вагона-ресторана , спального вагона или смотрового вагона . Начиная с 1945 года, вагоны с куполом в основном использовались в США и Канаде , хотя небольшое их количество было построено в Европе для Trans Europ Express службы .
В Северной Америке купольные вагоны производили компании Budd Company , Pullman Standard и American Car & Foundry . Компания Southern Pacific Railroad построила собственные купольные вагоны в своих в Сакраменто, штат Калифорния магазинах . В 1990-х годах Colorado Railcar начала производить купольные вагоны. Как правило, сиденья в куполе считались «недоходными», как и сиденья в салоне автомобиля.
Конфигурация
[ редактировать ]
Часть автомобиля, обычно расположенная в центре автомобиля, но смещенная к одному концу, разделена на два уровня. Смещение приводит к тому, что планы этажей имеют «длинный конец» и «короткий конец» на основном уровне. Затем лестница поднимается к куполу и спускается на нижний уровень, при этом нижний уровень под куполом обычно предлагает туалеты или небольшую зону отдыха, а верхняя часть обычно представляет собой карету или салон для сидения внутри «пузыря» стекла на кузове автомобиля. крыша. Пассажиры в верхней части купола могут видеть во всех направлениях с точки обзора над линией крыши поезда.
В Соединенных Штатах компания Union Pacific Railroad эксплуатировала вагоны-рестораны с куполом. В этих вагонах в коротком конце была кухня, а в половине пространства под куполом — кладовая. Другая половина пространства под куполом представляла собой отдельную столовую для небольших групп. Между кладовой и кухней располагался кухонный лифт для перемещения предметов между кухней и обеденной зоной в купольной части вагона. [ 1 ] «Длинный конец» был главной обеденной зоной.
Железная дорога Чикаго , Берлингтона и Куинси управляла вагонами среднего поезда с куполом-общежитием-буфетом на своих California Zephyr , Kansas City Zephyr и American Royal Zephyr , а также вагонами с куполом-общежитием-кофейней на своем Denver Zephyr . Помещения общежития использовались бортовыми экипажами поездов, например персоналом вагона-ресторана.
Несколько железных дорог эксплуатировали купольные спальные вагоны. У Северо-Тихоокеанской железной дороги было четыре спальни в «длинном конце», четыре комнаты в «коротком конце» и четыре двухуровневых одноместных номера под куполом. [ нужна ссылка ]
Железная дорога Вабаш и железная дорога Чикаго, Берлингтона и Куинси управляли вагонами с купольным салоном для первоклассного дневного обслуживания. Вабаша Blue Bird включала в себя смотровую комнату с куполом Бадда как часть своего первоначального состава, а позже добавила вагон с купольной гостиной Pullman-Standard. CB&Q эксплуатировала автомобили наблюдения с купольным салоном на Twin Zephyr , Kansas City Zephyr и Denver Zephyr .
На нескольких железных дорогах использовались купольные смотровые вагоны, обычно расположенные в задней части поезда. Эти автомобили имеют купол наверху автомобиля с закругленной или плоской задней «смотровой» секцией (на первом этаже), где пассажиры могут сидеть и смотреть на удаляющийся пейзаж. Эти вагоны часто имеют дополнительные спальные отсеки под куполом и/или в «коротком конце», а также бар и/или дополнительные места для отдыха.
Первоначальная компания California Zephyr , частично эксплуатируемая железной дорогой Чикаго, Берлингтона и Куинси (CB&Q), называла свой вагон этого типа спальным салоном-смотровой комнатой Vista-Dome, в котором была одна гостиная и три спальни с двуспальными кроватями, а также купол и смотровая площадка. Канадская Тихоокеанская железная дорога оснастила Canadian 1955 года купольными наблюдательными аппаратами серии «Park», большая часть которых до сих пор находится в эксплуатации у Via Rail Canada .
Вариации
[ редактировать ]Хотя вагоны с частичным куполом были наиболее распространенными, был разработан ряд вариаций вагонов с куполом (обычно называемых «наблюдательными» вагонами). полноразмерный купольный вагон, купольный салон В частности , выделяются , а также «переходный» вагон. В первом случае смотровой купол простирался на всю длину автомобиля, а на нижнем уровне располагалась гостиная или бар. Этот тип вагона широко использовался на железных дорогах Атчисона, Топики и Санта-Фе , а также Чикаго, Милуоки, Сент-Пола и Пасифик-Рэйлроуд (Милуоки-Роуд).
В 1956 году компания Santa Fe представила автомобили высокого уровня в своем кресельном поезде El Capitan. Они были построены как купольные вагоны, с высокими полами по всей длине и низкой секцией между тележками. На нижнем уровне находились низкие входные двери и туалеты в вагонах-креслах, кухни в закусочных и бар с раковиной в вагонах-салонах «Top of the Cap» (которые были единственными вагонами группы, которые можно было назвать вагонами с куполом). Большинство вестибюлей находились на верхнем уровне. Переходные вагоны были похожи на полноразмерные кресельные вагоны, за исключением одного аспекта. Эти вагоны предназначались для перехода от обычного подвижного состава к двухэтажному составу. Для облегчения этого один тамбур вагона был расположен ниже, а другой - на высоте верхнего тамбура двухпалубного стапеля. Компания Amtrak какое-то время использовала эти вагоны, в первую очередь в ситуациях, когда автомобили, унаследованные от других железных дорог, составляли основную часть подвижного состава Amtrak. Все эти автомобили El Capitan активно использовались на заре существования Amtrak и послужили образцом, когда Amtrak начала закупать или производить свои собственные двухэтажные автомобили. Большинство переходных вагонов было списано, хотя некоторые остались в эксплуатации и переоборудованы в более «традиционные» двухэтажные вагоны с высоким вестибюлем.
Купольный салон
[ редактировать ]
Купольный зал — это тип купольного пассажирского вагона, который включает в себя гостиную, кафе, столовую или другое помещение на верхнем или обоих уровнях вагона. Примеры включают как короткие (примерно половину длины автомобиля, с куполом, расположенным впереди или позади центра автомобиля), так и полные (занимающие почти всю длину автомобиля). Некоторые примеры включают спальные отсеки или сиденья для тренеров.
Классические залы с куполом (построенные в эпоху стримлайнеров в США и Канаде) включают: « Super Dome Полноразмерные вагоны » были построены компанией Pullman-Standard в 1952 году для маршрутов Чикаго, Милуоки, Сент-Пол и Пасифик , также известных как Милуоки-роуд, и эксплуатировались в парке пассажирских поездов железной дороги Гайавата . [ 2 ] Первоначально было построено десять автомобилей, один из которых сошел с рельсов во время испытательного пробега, а затем был восстановлен с использованием новых деталей и деталей, утилизированных от первоначального разрушенного автомобиля.
« Большой купол Полноразмерные вагоны », построенные компанией Budd в 1954 году для Атчисона, Топики и Санта-Фе для парка пассажирских поездов железной дороги. Четырнадцать из них были построены двумя группами, одна группа из которых включала общежития для экипажа на нижнем уровне.
« Великий купол Полноразмерные вагоны », построенные компанией Budd в 1956 году для Великой Северной железной дороги для поезда Empire Builder . [ 3 ] : 112 Шесть из них были построены; один из них фактически принадлежал компании Chicago, Burlington & Quincy , по которой курсировал поезд между Чикаго и городами-побратимами . Один бывший автомобиль Great Northern номер 1391, Ocean View , остается в Amtrak . собственности [ 4 ] [ 5 ]
Вагоны с коротким куполом Pleasure Dome , построенные компанией Pullman-Standard в 1950 году для Атчисона, Топики и Санта-Фе для поезда Super Chief . [ 6 ] В шести вагонах были как гостиная, так и столовая, в том числе уникальная «Бирюзовая комната», небольшая обеденная зона, обозначенная бирюзовым медальоном коренных американцев , выставленным на одной из стен комнаты. [ 7 ] [ 8 ]
, Вагоны с коротким куполом Vista Dome построенные компанией Budd Company для Чикаго, Берлингтона и Куинси для пассажирских поездов Zephyr. Примеры включают две смотровые площадки с куполом, построенные в 1947 году для Twin Zephyrs ; шесть залов-буфетов под куполом и шесть смотровых площадок под куполом, построенных в 1949 году для отеля California Zephyr ; [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] два зала-буфета с куполом и два смотровых зала с куполом, построенные в 1953 году для отеля Kansas City Zephyr ; а также два зала-буфета с куполом и два смотровых зала с куполом, построенные в 1956 году для отеля Denver Zephyr . В число вагонов California Zephyr входили вагоны, построенные для Денвера и Рио-Гранде Вестерн и Западной части Тихого океана , которые были партнерами CB&Q на маршруте поезда между Чикаго и районом залива Сан-Франциско.
Вагоны с коротким куполом « Vista Dome », построенные для железной дороги Вабаш . В 1950 году компания Budd построила смотровую площадку с куполом для железнодорожной станции Blue Bird ; В 1952 году компания Pullman-Standard построила для того же поезда салон-купол.
American Car Вагоны с коротким куполом Astra Dome, построенные компанией & Foundry в 1955 году для Union Pacific Railroad и эксплуатируемые в городах Лос-Анджелес , Портленд и других пассажирских поездах UP. Железная дорога приобрела 15 купольных смотровых площадок.
« Скайлайн Купольные залы-буфеты » и купольные смотровые площадки « Парк », построенные компанией Budd в 1955 году для Канадско-Тихоокеанской железной дороги . Компания CPR закупила по 18 вагонов каждого типа для своих пассажирских поездов Canadian и Dominion .
Вагоны « Лестница к звездам », построенные Южно-Тихоокеанской железной дорогой. [ 12 ] для своих дневных пассажирских поездов. [ 13 ] Железная дорога построила семь вагонов в собственных цехах, используя компоненты от старых вагонов и компоненты купола, поставленные компанией Budd. Точнее, эти автомобили представляли собой купола длиной в три четверти, поскольку уровень купола составлял более половины длины автомобиля, но не простирался на всю длину.
Уходящие годы первоначального использования пассажирских поездов
[ редактировать ]Большинство этих вагонов оставались в эксплуатации у своих первоначальных владельцев до прекращения эксплуатации частных пассажирских поездов в Северной Америке в 1970-х годах. В США большинство автомобилей перешло на компанию Amtrak. [ 9 ] [ 14 ] или операторам, таким как Auto Train . Некоторые остались обслуживать служебные автомобили на своих первоначальных железных дорогах. В Канаде весь канадский Тихоокеанский флот перешел на Via Rail . [ 15 ]
История
[ редактировать ]

![]() | Примеры и перспективы в этом разделе могут не отражать мировую точку зрения на предмет . ( Март 2013 г. ) |
Хотя конструкцию купольного вагона можно сравнить с башенным камбузом , разработка купольного вагона не имеет к этому прямого отношения. Самый ранний задокументированный предшественник купольного автомобиля был впервые разработан в 1880-х годах; известный в то время как «вагон с птичьей клеткой», он использовался в обзорной экскурсии 1882 года по железной дороге Чикаго, Берлингтона и Куинси . В 1891 году Ти Джей Макбрайд получил патент на конструкцию автомобиля, получившего название «спальное место для наблюдения»; На иллюстрациях дизайна в журнале Scientific American того времени была изображена машина с тремя смотровыми куполами. [ 16 ] Канадская Тихоокеанская железная дорога использовала «туристические вагоны» с поднятыми стеклянными смотровыми куполами в своих поездах через канадские Скалистые горы в 1920-х годах.
Эти конструкции купольных автомобилей не оказались успешными, и дальнейшее усовершенствование этой идеи появилось лишь через несколько десятилетий. Первые успешные автомобили с куполом были изобретены Сайрусом Осборном из электромоторного подразделения General Motors (EMD). , построенном EMD, В 1944 году, путешествуя на локомотиве Denver & Rio Grande Western через каньон Гленвуд в Колорадо, он увидел чудесные виды, которыми пассажиры могли наслаждаться с панорамного купола. Его идея заключалась в том, чтобы обеспечить полный обзор на 360 градусов сверху поезда в недавно построенных вагонах «Виста-Доум». [ 16 ]
Г-н Осборн поделился этой идеей с железной дорогой Чикаго, Берлингтона и Куинси (CB&Q). Компания CB&Q взяла автобус из нержавеющей стали, построенный Баддом , и перестроила его в своих мастерских в Авроре, штат Иллинойс , с куполом Vista Dome, придуманным и набросанным Сайрусом Осборном. В зоне купола были расположены сиденья, расположенные вдоль кабины лицом к окнам с двойным остеклением, предназначенным для улучшения изоляции. Этот первый купол Vista назывался соответственно « Серебряный купол» . 23 июля 1945 года машина прошла испытания в составе Twin Cities Zephyr . [ 16 ] Vista Domes быстро нашли свое применение во многих составах Burlington Zephyr , кульминацией которых стало открытие в 1949 году California Zephyr .
Вскоре после того, как Silver Dome был введен в эксплуатацию, менеджеры железных дорог и руководители пассажирских поездов встретились, чтобы обсудить достоинства конструкции купольного вагона. В Соединенных Штатах купола можно было легко использовать только на железных дорогах к западу от Миссисипи из-за меньших зазоров в туннелях на востоке США. (В Канаде Canadian Pacific будет прокладывать свои купола от побережья до побережья.) Менеджеры также отметили, что пространство для перевозки пассажиров рассматривалось как некоммерческое пространство, поскольку менеджеры считали, что пассажиры не захотят проводить всю свою поездку в куполах. Эти факторы, а также дополнительные затраты на строительство вагонов, связанные с добавлением лестниц, двухуровневых полов вагонов и кондиционированием воздуха, увеличили затраты для железных дорог, которые решили эксплуатировать вагоны с куполом. [ 17 ]
Несмотря на связанные с этим затраты, компания Pullman GM завершила первые четыре серийных вагона с куполом для «Поезда завтрашнего дня» в 1947 году. Четыре вагона, получившие название Astra Liners, включали автобус, закусочную, спальный вагон и смотровую площадку для отдыха. Они были похожи на Silver Dome и были выставлены напоказ. прессе о многочисленных частных чартерах и публике на Чикагских железнодорожных ярмарках в 1948 и 1949 годах, прежде чем они были проданы Union Pacific Railroad для использования между Портлендом, Орегон и Сиэтл, Вашингтон . [ 17 ] Другие производители легковых автомобилей вскоре построили свои собственные модели автомобилей с куполом, чтобы конкурировать с Pullman; Первые купола Бадда Берлингтона , завершенные осенью 1947 года, были первыми, в которых было использовано изогнутое стекло и эффект полной обтекаемости куполов, и поступили на вооружение на судне Twin Zephyrs между Чикаго и Миннеаполис-Сент. Пол . [ 17 ] Железная дорога Чесапика и Огайо была первой, которая начала эксплуатировать купольные вагоны к востоку от Чикаго в 1948 году на маршрутах района Пере-Маркетт между Западным Мичиганом и Чикаго, а в 1949 году железная дорога Балтимора и Огайо стала первой железной дорогой, которая эксплуатировала купольные вагоны на восточном побережье, когда она представила построенные Pullman автобусы Strata-Dome в составе нового состава Балтимор -Чикаго Columbian . [ 18 ] B&O также зашла так далеко, что установила прожекторы на крышах своих купольных вагонов, чтобы освещать пейзажи во время ночных путешествий. [ 19 ]
14 сентября 1950 года в Гленвуд-Каньоне был установлен памятник. Этот памятник, названный «Памятником идее», прославляет купол Vista в том месте, где он впервые был вдохновлен. [ 20 ] В конце 1980-х годов памятник был перенесен в Музей железной дороги Колорадо в Голдене, штат Колорадо , чтобы освободить место для расширения межштатной автомагистрали 70 . [ 21 ]
Первые десять куполов в полный рост были построены Пулманом для Милуоки-Роуд Чикаго-Сиэтл на олимпийской Гайаваты . Милуоки-Роуд заплатила по 320 000 долларов за каждый из своих « Супер-Доумов » и использовала их на этом маршруте до 1961 года, после чего четыре автомобиля остались в эксплуатации между Чикаго и городами-побратимами; эти последние четыре были проданы компании Amtrak после ее создания в 1971 году. Как и большинство куполов Пулмана , купола Милуоки имели высоту 15 футов 6 дюймов (4720 мм), а не стандартные 15 футов 10 дюймов (4830 мм) в высоту. Санта -Фе и Great Northern также покупали полноразмерные купола у Бадда в 1954 и 1955 годах. Все автомобили Санта-Фе, кроме одного, были проданы компании Auto-Train в 1971 году. [ 22 ]
Поскольку в конце 1950-х годов пассажиропоток на железных дорогах снизился, некоторые железные дороги сняли купольные вагоны из-за затрат на техническое обслуживание. Другие железные дороги, которые не приобретали новые купольные вагоны, покупали их подержанные. Например, Illinois Central приобрела несколько автомобилей у Missouri Pacific, а Canadian National купила несколько автомобилей у Milwaukee Road. Из-за огромного использования герметичных стекол для охлаждения автомобилей требовались огромные мощности кондиционирования воздуха. Обслуживание и ремонт этих автомобилей были дорогостоящими. Поломка системы кондиционирования на дороге даже зимой может привести автомобиль в негодность.
С 1980-х годов вагоны с куполом стали редкостью, поскольку компания Amtrak представила Superliner двухуровневые легковые автомобили , высота которых по длине автомобиля составляет 16 футов (4,9 м). Купольные вагоны очень популярны на туристических железных дорогах и в частных чартерных железнодорожных перевозках. В некоторых железнодорожных музеях сохранилось несколько купольных вагонов. Эти автомобили очень нравятся посетителям, которые часто вспоминают захватывающие поездки, которые они совершили на этих автомобилях.
Хотя купольные вагоны в основном характерны для Северной Америки, некоторые из них также эксплуатируются в живописных районах Европы. Федеральные железные дороги Германии построили пять низкопрофильных купольных вагонов в начале-середине 1960-х годов для поездов Rheingold и Rheinpfeil . С июня 1973 года по май 1976 года Трансъевропейский экспресс « Эразмус» также перевозил купольные вагоны. [ 23 ] После вывода из регулярной эксплуатации эти автомобили эксплуатировались в экскурсионных и чартерных рейсах по всей Европе.
Текущее использование
[ редактировать ]Большинство залов купола сохранились по состоянию на 2023 год. Некоторые из них курсируют в экскурсионных поездах или поездах с ужином, [ 24 ] а другие выставлены в музеях. Некоторые остаются в сервисе бизнес-автомобилей. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] Большинство оригинальных вагонов Canadian Pacific остаются в эксплуатации на трансконтинентальных канадских поездах, которыми управляет компания Via Rail Canada. [ 15 ]




Канада
[ редактировать ]Компания Via Rail Canada управляет самым большим парком (28) вагонов с настоящим куполом в классическом смысле этого слова, поскольку они предлагают обзор на 360°. Все они были построены Баддом для Канадско-Тихоокеанской железной дороги в 1954–1955 годах и переданы на службу Via в 1978 году, где продолжают эксплуатироваться.
Железная дорога Онтарио Нортленд управляет вагонами с куполом на Экспрессе Белого Медведя от Кокрейна до Мусони .
Канадская национальная железная дорога имеет в своем парке автомобилей бизнес-класса бывший вагон Great Northern Dome.
В 2018 году компания Canadian Pacific приобрела бывший компании Southern Pacific купольный вагон № 3605 . Он был перестроен и перекрашен в тосканскую красно-золотую ливрею Canadian Pacific и переименован в «Селкирк», сохранив при этом свой дорожный номер. В настоящее время автомобиль используется в бизнес-поездах, а также в экскурсионном поезде Royal Canadian Pacific . [ 28 ]
Обеденный/экскурсионный поезд Orford Express , который курсирует из Шербрука, Квебек, Канада, включает в себя бывший Северной части Тихого океана спальный купол .
Индия
[ редактировать ]Индийские железные дороги (IR) в настоящее время используют 41 вагон Vistadome в различных железнодорожных зонах страны. IR планировала ввести еще 49 автобусов Vistadome к концу 2021 года, чтобы удовлетворить растущий спрос туристов. [ 29 ]
Панама
[ редактировать ]Железная дорога Панамского канала эксплуатирует старинный купольный вагон 1950-х годов, первоначально построенный в южной части Тихого океана, на маршруте между Панама-Сити и Колоном вдоль Панамского канала .
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Компании-производители, такие как Colorado Railcar, построили современные вагоны с куполом с обновленными версиями оригинальной конструкции купола, которые используются компаниями American Orient Express, Holland America , Princess Tours, Alaska Railroad , Royal Caribbean , Via Rail Canada и Rocky Mountaineer Railtours. Некоторые из частных вагонов, доступных для чартера и перечисленных на веб-сайте Американской ассоциации частных владельцев вагонов, имеют купола.
Новое поколение залов ожидания с куполом в настоящее время работает на круизных поездах на Аляске. [ 30 ] и Канада. В них не обязательно используется традиционная конструкция купола, но они больше похожи на двухуровневую конструкцию, впервые появившуюся в пригородных вагонах-галереях на железных дорогах США в 1950-х годах и в вагонах «высокого уровня», построенных компанией Budd. в 1956 году для поезда Атчисон, Топика и Санта-Фе- Эль-Капитан . [ 31 ]
Большинство этих вагонов было построено компанией Colorado Railcar Company из Форт-Луптона , штат Колорадо . Некоторые ранние версии были построены компанией Tillamook Railcar из Тилламука, штат Орегон , которая работала в старом ангаре для дирижаблей ВМС США в аэропорту Тилламук. Владелец Tillamook Railcar позже основал Colorado Railcar. Эти ранние версии были реконструированы из вышедших из эксплуатации пригородных «галерейных» автомобилей . Более поздние модели были построены новыми, и некоторые из них длиннее и выше классических легковых автомобилей.
Компания Amtrak эксплуатировала один вагон с куполом № 10031. Это полноразмерный купольный вагон Бадда, бывшая Великая Северная железная дорога № 1391 «Вид на океан» до 2019 года. Окрашенный краской фазы III , он используется на специальных рейсах, таких как Окленд - Рино «Reno Fun Train» или из Сиэтла в Ливенворт «Снежный поезд» . Компания Amtrak также эксплуатировала этот автомобиль в осенней листве на маршруте Нью-Йорк-Монреаль «Адирондак» и на нескольких региональных поездах, базирующихся в Чикаго. Летом купольный вагон № 10031 используется в одноуровневом составе поездов Pacific Surfliner . Другой вагон с куполом, который использовала Amtrak (больше не находится в эксплуатации), находился на Capitol Limited, возможно, его сняли, когда поезд перешел на вагоны Superliner I и II. Купольный вагон Ocean View с тех пор был продан компании Paxrail. [ 32 ]
Кроме того, следующие железные и туристические железные дороги имеют один или несколько куполов:
- Серебряный купол выставлен в Музее Мэд-Ривер и железной дороги НКП в Белвью, штат Огайо . [ 33 ]
- Железная дорога Гранд-Каньона управляет купольными вагонами между Уильямсом, штат Аризона , и южным краем Гранд-Каньона . Это бывшие автомобили Great Northern, Northern Pacific и Denver & Rio Grande Western. Здесь также есть бывший зал с куполом Great Northern в полный рост из бывшего флота American Orient Express .
- Музей железной дороги Западной части Тихого океана в Портоле, штат Калифорния , хранит несколько вагонов Vista-Dome, построенных Баддом, из оригинального поезда California Zephyr . Они реставрируются в рамках музейного проекта «Зефир», программы по воссозданию опыта Чехии.
- Винный поезд долины Напа Super Dome 1952 года выпуска, управляет залом Pullman-Standard первоначально построенным для Милуоки-роуд , который он использует в качестве одной из обеденных зон во время своих ежедневных рейсов.
- Железная дорога Аляски использует в нескольких поездах старые традиционные вагоны с куполом, а также новые вагоны Ultra Dome , изготовленные по индивидуальному заказу , которые можно найти в поезде Denali Star между Анкориджем и Фэрбенксом.
- Union Pacific Railroad использует несколько традиционных вагонов с куполом в своем парке деловых и экскурсионных автомобилей. В число этих вагонов входят купольные вагоны, купольные вагоны-рестораны и купольные салоны, и все они когда-то были частью знаменитого парка пассажирских поездов «Город». Эти вагоны часто появляются в специальных поездах, запряженных двумя исторически сохранившимися паровозами железной дороги: 4-8-4 «Северный» № 844 и 4-8-8-4 «Большой мальчик» № 4014.
- В парке бизнес-автомобилей Берлингтонской Северной железной дороги Санта-Фе (BNSF) есть два вагона-салона с куполом: бывший вагон Санта-Фе «Bay View» и бывший вагон Great Northern «Glacier View». Bay View часто появляется на экскурсиях по случаю признательности сотрудников, которые проводятся в каждом операционном подразделении BNSF каждые несколько лет, а Glacier View используется как зал для деловых встреч и специальных мероприятий для офицеров. Glacier View был перестроен с большим смотровым окном в задней части, очень похожим на салон-вагон «Уильям Барстоу Стронг».
- Железная дорога Royal Gorge Route и Rio Grande Scenic Railroad эксплуатируют бывшие полноразмерные купола Санта-Фе, Грейт-Норт и Милуоки-роуд в экскурсионном обслуживании на своих маршрутах в центральном и южном Колорадо. Уникальная особенность сервиса Rio Grande Scenic – возможность прокатиться в современном купольном вагоне за старинным паровозом.
- Железная дорога Маунт-Худ управляет бывшим залом с куполом Санта-Фе в своих экскурсионных поездах, отправляющихся из реки Худ, штат Орегон.
- имеет Южная железная дорога Канзас-Сити в своем парке бизнес-автомобилей два бывших купола Union Pacific: автобус и вагон-ресторан.
- Брэнсонская владеет несколькими бывшими куполами CB&Q и использует живописная железная дорога в Миссури купольный вагон на всех экскурсиях.
- Компания Conway Scenic Railroad в Нью-Гэмпшире управляет бывшим купольным вагоном Великой Северной железной дороги на поезде Кроуфорд Нотч .
- В состав поезда с ужином Cafe Lafayette в Нью-Гэмпшире входит бывший вагон Missouri Pacific Dome.
- Железная дорога Делавэра и Ольстера управляет бывшим вагоном-куполом штата Миссури Пасифик в поезде с ужином «Рип Ван Винкль Флаер» в горах Катскилл в Нью-Йорке .
- Компания Reading, Blue Mountain and Northern Railroad управляет двумя бывшими залами ожидания Milwaukee Road Super Dome и бывшим автомобилем Super Dome Санта-Фе (бывший SLRG) в своем парке бизнес-автомобилей/экскурсий.
- Железная дорога Арканзаса и Миссури бывшего купольного вагона Western Pacific Budd управляет экскурсионным обслуживанием . Этот вагон был первоначально построен для компании California Zephyr , а затем использовался в оригинальном автопоезде , как часть поезда Pacific Starlight Dinner Train на Британской железной дороге и для железной дороги Онтарио Нортленд .
- Железная дорога Саратога и Норт-Крик управляет несколькими купольными залами бывшего Санта-Фе-Бадд для пассажирских перевозок между Саратога-Спрингс и Норт-Крик, штат Нью-Йорк .
- Железная дорога Санта-Крус и Монтерей-Бей управляла бывшим купольным залом Санта-Фе Бадд во время своих экскурсий «На поезде в рождественский город» в 2012 году между Уотсонвиллем и Санта-Крузом, Калифорния, а также управляла бывшей закусочной Union Pacific в своих поездках в 2013 году. Закусочная под куполом, а также бывший зал ожидания под куполом на Милуоки-Роуд и бывший зал ожидания под куполом Атчисон, Топика и Санта-Фе являются частью бывшего состава поезда с ужином Spirit of Washington , который был приобретен материнской компанией железной дороги.
- Iowa Pacific Holdings является материнской компанией компаний Saratoga & North Creek и Santa Cruz & Monterey Bay, а также Mount Hood Railroad и Rio Grande Scenic Railroad , двух других операторов купольных дорог, перечисленных здесь.
- Iowa Pacific также управляет поездами Pullman Rail Journeys на маршруте Amtrak City of New Orleans между Чикаго и Новым Орлеаном. В этот состав входит бывший купольный салон Santa Fe Budd, предназначенный для обслуживания обедов, а также у компании есть бывший Northern Pacific, доступный для этой услуги. купольный зал
- Компания Pan Am Railways использует в своем поезде бизнес-вагонов бывший Wabash . купольный вагон
- Железнодорожный музей « Сердце Дикси» управляет вагоном купола планетария Missouri Pacific Railroad на своей железной дороге Калера и Шелби. Автобус был построен как MP 892 в 1948 году, нумерация изменена на MP 592 в 1968 году. После покупки Illinois Central ему был присвоен номер 2202. В 1972 году музей приобрел автомобиль для паровых экскурсий, сохранив номер 2202, но заменив Illinois Central на маршруте. доски с надписью «Сердце Дикси». В 2015 году Железнодорожный музей «Сердце Дикси» восстановил внешний вид автомобиля до исходных цветов и нумерации MP 892. [ 34 ]
- Южная железная дорога Норфолка управляет полным куполом своего поезда для руководителей (OCS). Бывший ATSF, купол в последний раз принадлежал Conrail для собственного поезда OCS и был приобретен NS во время приобретения Conrail. [ 35 ]
- Компания Министерством транспорта Индианы , финансируемая Hoosier State и управляемая Amtrak , до начала 2018 года использовала оборудование, предоставленное Iowa Pacific , в том числе купольный зал Budd ex-Santa Fe.
Документальный фильм
[ редактировать ]Путешествие по железной дороге Dome было освещено в , вышедшей на канале PBS программе Dome Car Magic . Продюсированный удостоенным наград Ричардом Лакиным , рассказанный актером Майклом Гроссом , он рассказывает историю железнодорожных экскурсионных вагонов, от «Серебряного купола» Берлингтона 1945 года до полноразмерных моделей, работающих сегодня на Аляске и в Канаде .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Уайт, Джон Х. (1985) [1978]. Пассажирский вагон американской железной дороги . Том. 1. Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса . ISBN 978-0-8018-2722-8 .
- ^ Подобный кухонный лифт иногда можно встретить в двухэтажных междугородных поездах, таких как голландский IRM .
- ^ «Милуоки получает первые полноразмерные автомобили с купольным салоном» (PDF) . Железнодорожный возраст : 68–74. 8 декабря 1952 года . Проверено 4 сентября 2013 г.
- ^ Вегман, Марк (2008). Иллюстрированные американские пассажирские поезда и локомотивы . Миннеаполис, Миннесота: Voyageur Press . ISBN 978-0-7603-3475-1 .
- ^ «Полноразмерный салонный вагон с куполом Amtrak Heritage № 10031» . TrainWeb . Проверено 4 сентября 2013 г.
- ^ Джордан, Дэвид П. (25 ноября 2011 г.). «Последний автомобиль Amtrak с полным куполом посетил Центральный Иллинойс» . Станция Пеория . Архивировано из оригинала 4 сентября 2013 года . Проверено 4 сентября 2013 г.
- ^ Грейс, Майкл Л. «Супершеф — «Поезд звезд» » . Социальный дневник Нью-Йорка . Проверено 4 сентября 2013 г.
- ^ Канзасское историческое общество. « Супер Шеф «Купол Лаундж вагон» . Канзасская память . Проверено 4 сентября 2013 г.
- ^ «Купола удовольствий Супер Шеф» . Оптимизатор воспоминаний . 21 ноября 2012 года . Проверено 4 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «История Серебряного солярия: Вид-купол-спальня-гостиная-купол-столовая» . Железнодорожные перевозки на запад . 2002–2009 гг . Проверено 4 сентября 2013 г.
- ^ «Общежитие Vista Dome со шведским столом» . Музей калифорнийского зефира онлайн . 2003–2013 гг . Проверено 4 сентября 2013 г.
- ^ Амтрак. «Переделанный купольный автомобиль времен стримлайнеров» . Техасский орел . Архивировано из оригинала 25 августа 2013 года . Проверено 4 сентября 2013 г.
- ^ «Домелайнеры в США и Канаде» . Журнал «Поезда» . Издательство Калмбах. 22 декабря 2010 года . Проверено 4 сентября 2013 г.
- ^ Южно-Тихоокеанская железная дорога (12 декабря 1956 г.). «Во время вашей следующей поездки в Калифорнию... (платная реклама)» . Deseret News и Telegram . стр. 2Б . Проверено 4 сентября 2013 г.
- ^ Амтрак. «Ужин в вагоне-салоне Dome» . Проверено 4 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Через Rail Canada (1995–2013). «Служебные автомобили – купольный автомобиль Skyline» . Проверено 4 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Уайт, стр. 197.
- ^ Jump up to: а б с Уайт, стр. 198.
- ^ Уайт, стр. 199.
- ^ Уайт, стр. 306.
- ^ Шафер, Майк ; Уэлш, Джо (2002). Оптимизаторы: история железнодорожной иконы . Сент-Пол, Миннесота: MBI. п. 58. ИСБН 0-7603-1371-7 . OCLC 51069308 .
- ^ Валлийский, Джо; Бойд, Джим; Хоуз, Уильям Ф. (2006). Американская железная дорога: работа на благо нации . Издательская компания МБИ. п. 83. ИСБН 0-7603-1631-7 . Проверено 14 августа 2008 г.
- ^ Уайт, стр. 200.
- ^ Мертенс, Морис; Маласпина, Жан Пьер (2009). TEE: История Trans Europ Express [ TEE: История Trans Europ Express ] (на немецком языке). Дюссельдорф: Публикация Альба. стр. 244–245. ISBN 978-3-87094-199-4 .
- ^ Железнодорожный музей долины Теннесси. «Хивасси Премиум Сервис» . Проверено 4 сентября 2013 г.
- ^ «Creative Charters Dome Lounge Уоррен Р. Генри» . Расписание Колорадо . 1 августа 2009 года. Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года . Проверено 4 сентября 2013 г.
- ^ Барлоу, Том (14 ноября 2011 г.). «Частные вагоны поездов — лучший способ увидеть Америку» . Форбс . Проверено 4 сентября 2013 г.
- ^ Кэрролл, Джон (1993). «Список деловых и экскурсионных автомобилей УПРР» . Историческое общество Юнион-Тихоокеанского региона. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 4 сентября 2013 г.
- ^ «Канадский тихоокеанский купольный вагон «Селкирк» пополнился парком легковых автомобилей | Журнал Trains» . Архивировано из оригинала 20 августа 2019 г. Проверено 20 августа 2019 г.
- ^ «На графике: еще 49 автобусов Vistadome» .
- ^ Комбс, Джон (1999–2013). «ARR Легковые автомобили» . Аляскинские рельсы . Проверено 4 сентября 2013 г.
- ^ Американский Восточный экспресс. «Вагоны американского Восточного экспресса» . Проверено 4 сентября 2013 г.
- ^ «Последний« Великий купол »Амтрака спасен» . 18 августа 2020 г.
- ^ Музей, Мэд-Ривер и железная дорога НКП. «Безумная река и железнодорожный музей НКП» . madrivermuseum.org . Проверено 23 августа 2015 г.
- ^ "Вагон 892 с куполом планетария Миссури Пасифик" . Сердце железнодорожного музея Дикси . Проверено 5 января 2016 г.
- ^ Сайт AltoonaWorks.info , ссылка на 5 августа 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]