МАС (моторная лодка)
Motoscafo Armato silurante (моторная лодка с торпедным вооружением), альтернативно Motoscafo antisommergibili (противолодочная моторная лодка) и обычно сокращаемая как MAS , представляла собой класс быстрых судов с торпедным вооружением, использовавшихся Regia Marina (Королевский флот Италии) во время Первой мировой войны и Мировой войны. Вторая война . Первоначально «MAS» относилось к motobarca Armata SVAN (вооруженная моторная лодка SVAN), Società Veneziana Automobili Navali (Военно-морское автомобильное общество Венеции ). [ 1 ]
МАС представляли собой бензиновые глиссеры водоизмещением 20–30 тонн (в зависимости от класса), экипажем из 10 человек и вооружением, состоящим из двух торпед , крупнокалиберных пулеметов и иногда 37-мм или 20-мм пушки .
В контексте названия подразделения Flottiglia MAS штурмовых кораблей ( флотилия ; самой известной из которых была Decima MAS времен Второй мировой войны), термин «MAS» является аббревиатурой от Mezzi d'Assalto (штурмовой корабль).
Первая мировая война
[ редактировать ]MAS широко использовались Regia Marina во время Первой мировой войны в 1915–1918 годах. Используемые модели были заимствованы из компактных гражданских моторных лодок, оснащенных компактными и надежными бензиновыми двигателями (характеристики, которые не были распространены в то время). Они использовались не только в качестве противолодочного патруля, но и для дерзких атак на основные соединения австро -венгерского флота .
Значительный успех пришел в декабре 1917 года, когда катеру MAS удалось потопить в гавани Триеста линкор SMS Wien, который еще не был дредноутом . Самым большим успехом итальянского MAS стало потопление австро-венгерского линкора SMS Szent István у Пулы 10 июня 1918 года лодкой под командованием Луиджи Риццо . Лодки MAS позже участвовали во Второй битве при Дураццо в октябре 1918 года.
Основной австрийский флот оставался надежно на якоре в гавани Полы (ныне Пула в Хорватии ), защищенной несколькими слоями оборонительных бонов , непроходимых для обычных лодок MAS. К 1918 году была разработана специальная версия, Grillo гусеничная торпедная моторная лодка класса или Barchino Saltatore (Прыгающие лодки), официально классифицированная как Tank Marino (морской танк) или MAS Speciale . [ 2 ] Судно имело пару непрерывных гусениц с шипами , которые позволяли им карабкаться по стрелам, которые поддерживались большими деревянными балками. Лодки имели электродвигатель для бесшумного захода на посадку и несли две торпеды. Четыре были построены; первые два были затоплены, когда их медленные моторы не смогли доставить их к боновым заграждениям в Поле до рассвета, а во время второй операции другая лодка издала такой громкий грохот, поднимаясь по боновым заграждениям, что ее заметили и уничтожили артиллерийским огнем. [ 3 ]
Межвоенный период и гражданская война в Испании
[ редактировать ]В 1926 году для Королевского военно-морского флота Албании были построены и закуплены четыре лодки MAS . Их назвали Тирана , Саранда , Дуррес и Влёра . Во время итальянского вторжения в Албанию они были захвачены и приняты на вооружение итальянскими войсками. Все пережили Вторую мировую войну и в 1945 году были возвращены в Албанию. Четыре подразделения были переданы Националистическому флоту во время гражданской войны в Испании в 1938 году: Sicilia (LT-18), бывший MAS 100 ; Наполес (LT-19), бывший MAS 223 ; Кандидо Перес (LT-16), бывший MAS 435 ; и Хавьер Кирога (LT-17), бывший MAS 436 . [ 4 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Итальянский MAS продолжал совершенствоваться после окончания Первой мировой войны благодаря наличию двигателей Isotta Fraschini . MAS времен Второй мировой войны имел максимальную скорость 45 узлов (52 миль в час; 83 км / ч) и имел две 450-мм (18 дюймов) торпеды и один Breda 13,2-мм пулемет . Isotta-Fraschini производила серию судовых двигателей ASM 180 для MAS с 1933 по 1955 год. Стандартным двигателем во время Второй мировой войны был ASM 184, 18-цилиндровая машина, способная развивать мощность 1500 л.с. (1100 кВт) при 2000 об/мин. [ 5 ]
В 1940 году в наличии было 48 единиц MAS 500. Старые агрегаты использовались во второстепенных театрах, таких как Итальянская Восточная Африка . Известные военные действия, совершенные MAS, включают торпедирование крейсера HMS Capetown -й эскадрильей Королевского флота 213 MAS, работавшей в составе флотилии Красного моря у Массауа , Эритрея ; и неудавшийся рейд на Гранд-Харбор Мальты в июле 1941 года, в результате которого были потеряны две моторные лодки , MAS 451 и MAS 452 , последняя была возвращена британцами, введена в эксплуатацию в качестве тендера и переименована в XMAS . [ 6 ] Пять MAS были затоплены в Массаве в первую неделю апреля 1941 года в рамках итальянского плана по разрушению гавани Массауа перед лицом наступления британцев. MAS 204 , 206 , 210 , 213 и 216 были затоплены в гавани; четыре лодки нуждались в механическом ремонте и не могли быть эвакуированы. [ 7 ]
24 июля 1941 года под шквальным огнем эскорта MAS 532 торпедировал и вывел из строя транспорт «Сидней Стар» , сопровождаемый эсминцем «Казак» и частью операции «Субстанция» (Конвой GM 1). Пароходу удалось дохромать до Мальты при помощи эсминца HMAS Nestor . [ 8 ]
1 декабря 1941 года два итальянских катера MAS открыли торпедный и пулеметный огонь по советскому ледоколу «Анастас Микоян» , следовавшему из Дарданелл в Суэц , вынудив его сесть на мель у турецкого побережья у Кастелоризо . [ 9 ] Спасательная шлюпка ледокола была повреждена и взорвана после падения за борт, а сам корабль получил пробоины около 150 пулеметных выстрелов. Четыре торпеды, выпущенные по советскому кораблю, не попали в цель. [ 10 ] Несмотря на то, что советское судно было снято с мели и на следующий день прибыло в Хайфу для ремонта, это вынудило турецкое правительство интернировать восемь советских кораблей, которые должны были повторить то же путешествие. [ 9 ] Также в Эгейском море, 27 апреля 1942 года, недалеко от Кастелоризо, флотилия MAS спасла моторно-парусное судно с еврейскими беженцами из Румынии . [ 11 ] 15 марта 1943 года MAS 545 и 559 захватили греческий парусный моторный корабль «Агиос Димитрос», который был захвачен абордажной группой британской армии с греческой подводной лодки «Папаниколос» и направлялся в турецкие воды. Небольшое судно перевозило немецкие боеприпасы. Британский экипаж и греческий морской офицер попали в плен. [ 12 ]
MAS 554 , 554 и 557 потопили три грузовых судна союзников в ночь на 13 августа 1942 года у мыса Бон в ходе операции «Пьедестал » общим тоннажем 48 500 тонн. [ 13 ] 29 августа 1942 года лодка МАС меньшего типа, MTSM , торпедировала британский эсминец «Эридж» у Эль-Дабы, Египет , выведя его из строя на оставшуюся часть войны. [ 14 ]
Флотилия МАС служила по просьбе Германии в качестве подкрепления на Черном море для запланированного нападения на Севастополь в июне 1942 года. Эскадрилья МАС подверглась интенсивному воздушному нападению со стороны советских истребителей-бомбардировщиков и торпедных катеров, но показала хорошие результаты. Они потопили 5000-тонный пароход «Абхазия» и вывели из строя 10000-тонный транспорт «Фабрициус» , впоследствии уничтоженный немецкими «Штука» пикирующими бомбардировщиками . Катера МАС уничтожили баржи с войсками и повредили советские военные корабли. Командир катера MAS младший лейтенант Этторе Бизаньо погиб в бою. Один МАС был уничтожен и три повреждены истребителями-бомбардировщиками в сентябре 1942 года во время сильного налета на Ялту . Рано утром 3 августа 1942 года три катера МАС торпедировали и вывели из строя советский крейсер «Молотов» к юго-западу от Керчи . [ 15 ]
В мае 1943 года семь катеров МАС на Чёрном море были переданы Кригсмарине . В августе того же года они были переданы ВМС Румынии . Эти семь лодок имели деревянные корпуса водоизмещением 25 тонн каждая. Максимальная скорость составляла 42 узла и обеспечивалась бензиновыми двигателями, приводящими в движение два вала. Они были вооружены одним 13-мм крупнокалиберным пулеметом или одной 20-мм зенитной пушкой, шестью глубинными бомбами и двумя 450-мм торпедами. [ 16 ]
Другая флотилия из четырех МАС, XII Squadriglia MAS , была переброшена на Ладожское озеро в апреле 1942 года для поддержки блокады Ленинграда . Они заявляют о потоплении советской канонерской лодки класса "Бира", грузового судна водоизмещением 1300 тонн и нескольких барж. [ 17 ] Советские источники сообщают, что канонерская лодка « Селемджа » получила лишь легкие повреждения в результате взрыва торпеды на дне озера, на борту находились двое раненых. [ 18 ]
После подписания Кассибилского соглашения катера MAS потопили немецкий миноносец TA11 (бывший французский L'Iphigénie ) в Пьомбино 11 сентября 1943 года. [ 19 ]
Устаревание построенными небольших MAS стало очевидным во время конфликта, и они все чаще заменялись более крупными югославскими электролодками, в Германии, а также новыми улучшенными версиями, классифицированными «MS» ( Moto Siluranti ) как Regia Marina .
Тип противолодочного корабля на основе конструкции MAS был разработан ВМС Италии во время Второй мировой войны. Это была vedetta anti sommergibile , или «VAS», оснащенная большим количеством противолодочного оборудования, учитывая ее небольшие размеры. [ 20 ]
Культурное наследие
[ редактировать ]Итальянский поэт Габриэле д'Аннунцио , который использовал MAS в некоторых своих приключениях во время Первой мировой войны , использовал аббревиатуру MAS для своего латинского девиза: Memento audere semper («всегда помни, чтобы дерзать»). [ 21 ]
Сохранившиеся примеры
[ редактировать ]До наших дней сохранились только два полных экземпляра.
- MAS 15 хранится в военно-морском музее Сакрарио-делле-Бандьере, расположенном в Витториано в Риме . В июне 1918 года именно этот корабль потопил судно «Смс Сент Иштван» . [ 22 ]
- MAS 96 хранится в Витториале дельи итальяни на Гардоне Ривьера на берегу озера Гарда . В феврале 1918 года именно на лодке Габриэле д’Аннунцио участвовал в рейде « Издевательство над Бакаром ». [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Военно-морское вооружение: итальянские торпедные катера MAS
- ^ Баньяско, Эрминио (1969). МАС и итальянские торпедные катера . ВМФ, Генеральный штаб – Историческое управление.
- ^ Сондхаус, Лоуренс (1996). Военно-морская политика Австро-Венгрии, 1867–1918: военно-морской подход, промышленное развитие и политика дуализма . Издательство Университета Пердью. п. 334. ИСБН 978-1557530349 .
- ^ Родригес Гонсалес, Агустин Рамон. «Положение испанской армады в конце гражданской войны» (PDF) . Цифровая библиотека Университета CEU-Сан-Пабло : 317–30.
- ^ Пирс, Уильям (5 апреля 2019 г.). «Авиационные и морские двигатели Isotta Fraschini W-18» . Старый машинный пресс . Проверено 6 апреля 2024 г.
- ^ Николсон, Артур (2015). Особые корабли: быстрые минные заградители класса «Абдиэль» времен Второй мировой войны . Сифорт. п. 68. ИСБН 978-1848322356 .
- ^ Велека, Винченцо (1 августа 2011 г.). «Скапа-Флоу Красного моря» (PDF) . cornodafrica.it (на итальянском языке).
- ^ Браун, Дэвид (2002). Королевский флот и Средиземноморье: ноябрь 1940 г. – декабрь 1941 г., Том II . Рутледж, стр. 147–148. ISBN 0-7146-5205-9
- ^ Перейти обратно: а б Джордан, Джон (2009). «Итальянские быстрые прибрежные войска: развитие, доктрина и кампании 1914–1986». Военный корабль : 71.
- ^ «Ледокол Микоян. Боевая история ледокола Анастас Микоян» . ik-ptz.ru . Проверено 6 апреля 2024 г.
- ^ "ИСТОРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК ВЕРХОВНОГО КОМАНДОВАНИЯ ТОМ VI ТОМО1 - ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ по Военной Библиотеке - Issuu" . issuu.com . 1 ноября 2019 г. с. 1105 . Проверено 8 мая 2024 г.
- ^ Чернуски (2022) , с. 76
- ^ Грин, Джек и Массиньяни, Алессандро (1998). Морская война в Средиземноморье, 1940–1943 гг ., Chatham Publishing, стр. 253–255. ISBN 1-86176-057-4
- ^ HMS Eridge (L68)
- ^ Росселли, Альберто (9 июня 2010 г.). «МАС и сверхмалые подводные лодки в Черном море» . Comando Supremo: Италия во Второй мировой войне . Проверено 16 марта 2020 г.
- ^ Все боевые корабли мира Конвея 1922–1946 , Conway Maritime Press, 1980, стр. 313–314.
- ^ Операции МАС на Ладожском озере (на итальянском языке)
- ^ «Канонерские лодки СССР во Второй мировой войне» . wio.ru. Проверено 29 июля 2018 г.
- ^ «FR L'Iphigénie ВМС Франции – французский торпедный катер класса La Melpoméne – военные корабли союзников времен Второй мировой войны» . uboat.net . Проверено 28 декабря 2015 г.
- ^ MAS, VAS, and MS
- ^ Хьюз-Халлетт, Люси (20 августа 2013 г.). Габриэле д'Аннунцио: поэт, соблазнитель и проповедник войны . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-0-385-34970-3 .
- ^ Йомен. «Ваш самый полный источник информации о кораблях-музеях по всему миру!» . Museumships.us . Проверено 13 июля 2021 г.
- ^ «МАС 96 – Группа военно-морской культуры» . www.культуранавале.it . Проверено 13 июля 2021 г.