Jump to content

МАС (моторная лодка)

(Перенаправлено с лодки MAS )

Замаскированный MAS времен Второй мировой войны в Средиземном море

Motoscafo Armato silurante (моторная лодка с торпедным вооружением), альтернативно Motoscafo antisommergibili (противолодочная моторная лодка) и обычно сокращаемая как MAS , представляла собой класс быстрых судов с торпедным вооружением, использовавшихся Regia Marina (Королевский флот Италии) во время Первой мировой войны и Мировой войны. Вторая война . Первоначально «MAS» относилось к motobarca Armata SVAN (вооруженная моторная лодка SVAN), Società Veneziana Automobili Navali (Военно-морское автомобильное общество Венеции ). [ 1 ]

МАС представляли собой бензиновые глиссеры водоизмещением 20–30 тонн (в зависимости от класса), экипажем из 10 человек и вооружением, состоящим из двух торпед , крупнокалиберных пулеметов и иногда 37-мм или 20-мм пушки .

В контексте названия подразделения Flottiglia MAS штурмовых кораблей ( флотилия ; самой известной из которых была Decima MAS времен Второй мировой войны), термин «MAS» является аббревиатурой от Mezzi d'Assalto (штурмовой корабль).

Первая мировая война

[ редактировать ]
Ранний MAS из журнальной статьи, опубликованной в январе 1917 года.
Итальянский моряк с скорострельным орудием , 1-фунтовой (37-мм) Гочкисс , на МАС, 1917 год.

MAS широко использовались Regia Marina во время Первой мировой войны в 1915–1918 годах. Используемые модели были заимствованы из компактных гражданских моторных лодок, оснащенных компактными и надежными бензиновыми двигателями (характеристики, которые не были распространены в то время). Они использовались не только в качестве противолодочного патруля, но и для дерзких атак на основные соединения австро -венгерского флота .

Значительный успех пришел в декабре 1917 года, когда катеру MAS удалось потопить в гавани Триеста линкор SMS Wien, который еще не был дредноутом . Самым большим успехом итальянского MAS стало потопление австро-венгерского линкора SMS Szent István у Пулы 10 июня 1918 года лодкой под командованием Луиджи Риццо . Лодки MAS позже участвовали во Второй битве при Дураццо в октябре 1918 года.

Основной австрийский флот оставался надежно на якоре в гавани Полы (ныне Пула в Хорватии ), защищенной несколькими слоями оборонительных бонов , непроходимых для обычных лодок MAS. К 1918 году была разработана специальная версия, Grillo гусеничная торпедная моторная лодка класса или Barchino Saltatore (Прыгающие лодки), официально классифицированная как Tank Marino (морской танк) или MAS Speciale . [ 2 ] Судно имело пару непрерывных гусениц с шипами , которые позволяли им карабкаться по стрелам, которые поддерживались большими деревянными балками. Лодки имели электродвигатель для бесшумного захода на посадку и несли две торпеды. Четыре были построены; первые два были затоплены, когда их медленные моторы не смогли доставить их к боновым заграждениям в Поле до рассвета, а во время второй операции другая лодка издала такой громкий грохот, поднимаясь по боновым заграждениям, что ее заметили и уничтожили артиллерийским огнем. [ 3 ]

Межвоенный период и гражданская война в Испании

[ редактировать ]

В 1926 году для Королевского военно-морского флота Албании были построены и закуплены четыре лодки MAS . Их назвали Тирана , Саранда , Дуррес и Влёра . Во время итальянского вторжения в Албанию они были захвачены и приняты на вооружение итальянскими войсками. Все пережили Вторую мировую войну и в 1945 году были возвращены в Албанию. Четыре подразделения были переданы Националистическому флоту во время гражданской войны в Испании в 1938 году: Sicilia (LT-18), бывший MAS 100 ; Наполес (LT-19), бывший MAS 223 ; Кандидо Перес (LT-16), бывший MAS 435 ; и Хавьер Кирога (LT-17), бывший MAS 436 . [ 4 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Итальянский MAS продолжал совершенствоваться после окончания Первой мировой войны благодаря наличию двигателей Isotta Fraschini . MAS времен Второй мировой войны имел максимальную скорость 45 узлов (52 миль в час; 83 км / ч) и имел две 450-мм (18 дюймов) торпеды и один Breda 13,2-мм пулемет . Isotta-Fraschini производила серию судовых двигателей ASM 180 для MAS с 1933 по 1955 год. Стандартным двигателем во время Второй мировой войны был ASM 184, 18-цилиндровая машина, способная развивать мощность 1500 л.с. (1100 кВт) при 2000 об/мин. [ 5 ]

В 1940 году в наличии было 48 единиц MAS 500. Старые агрегаты использовались во второстепенных театрах, таких как Итальянская Восточная Африка . Известные военные действия, совершенные MAS, включают торпедирование крейсера HMS Capetown -й эскадрильей Королевского флота 213 MAS, работавшей в составе флотилии Красного моря у Массауа , Эритрея ; и неудавшийся рейд на Гранд-Харбор Мальты в июле 1941 года, в результате которого были потеряны две моторные лодки , MAS 451 и MAS 452 , последняя была возвращена британцами, введена в эксплуатацию в качестве тендера и переименована в XMAS . [ 6 ] Пять MAS были затоплены в Массаве в первую неделю апреля 1941 года в рамках итальянского плана по разрушению гавани Массауа перед лицом наступления британцев. MAS 204 , 206 , 210 , 213 и 216 были затоплены в гавани; четыре лодки нуждались в механическом ремонте и не могли быть эвакуированы. [ 7 ]

24 июля 1941 года под шквальным огнем эскорта MAS 532 торпедировал и вывел из строя транспорт «Сидней Стар» , сопровождаемый эсминцем «Казак» и частью операции «Субстанция» (Конвой GM 1). Пароходу удалось дохромать до Мальты при помощи эсминца HMAS Nestor . [ 8 ]

1 декабря 1941 года два итальянских катера MAS открыли торпедный и пулеметный огонь по советскому ледоколу «Анастас Микоян» , следовавшему из Дарданелл в Суэц , вынудив его сесть на мель у турецкого побережья у Кастелоризо . [ 9 ] Спасательная шлюпка ледокола была повреждена и взорвана после падения за борт, а сам корабль получил пробоины около 150 пулеметных выстрелов. Четыре торпеды, выпущенные по советскому кораблю, не попали в цель. [ 10 ] Несмотря на то, что советское судно было снято с мели и на следующий день прибыло в Хайфу для ремонта, это вынудило турецкое правительство интернировать восемь советских кораблей, которые должны были повторить то же путешествие. [ 9 ] Также в Эгейском море, 27 апреля 1942 года, недалеко от Кастелоризо, флотилия MAS спасла моторно-парусное судно с еврейскими беженцами из Румынии . [ 11 ] 15 марта 1943 года MAS 545 и 559 захватили греческий парусный моторный корабль «Агиос Димитрос», который был захвачен абордажной группой британской армии с греческой подводной лодки «Папаниколос» и направлялся в турецкие воды. Небольшое судно перевозило немецкие боеприпасы. Британский экипаж и греческий морской офицер попали в плен. [ 12 ]

MAS 554 , 554 и 557 потопили три грузовых судна союзников в ночь на 13 августа 1942 года у мыса Бон в ходе операции «Пьедестал » общим тоннажем 48 500 тонн. [ 13 ] 29 августа 1942 года лодка МАС меньшего типа, MTSM , торпедировала британский эсминец «Эридж» у Эль-Дабы, Египет , выведя его из строя на оставшуюся часть войны. [ 14 ]

Итальянский миноносец MAS 528 на Ладожском озере в июне 1942 года во время блокады Ленинграда .

Флотилия МАС служила по просьбе Германии в качестве подкрепления на Черном море для запланированного нападения на Севастополь в июне 1942 года. Эскадрилья МАС подверглась интенсивному воздушному нападению со стороны советских истребителей-бомбардировщиков и торпедных катеров, но показала хорошие результаты. Они потопили 5000-тонный пароход «Абхазия» и вывели из строя 10000-тонный транспорт «Фабрициус» , впоследствии уничтоженный немецкими «Штука» пикирующими бомбардировщиками . Катера МАС уничтожили баржи с войсками и повредили советские военные корабли. Командир катера MAS младший лейтенант Этторе Бизаньо погиб в бою. Один МАС был уничтожен и три повреждены истребителями-бомбардировщиками в сентябре 1942 года во время сильного налета на Ялту . Рано утром 3 августа 1942 года три катера МАС торпедировали и вывели из строя советский крейсер «Молотов» к юго-западу от Керчи . [ 15 ]

В мае 1943 года семь катеров МАС на Чёрном море были переданы Кригсмарине . В августе того же года они были переданы ВМС Румынии . Эти семь лодок имели деревянные корпуса водоизмещением 25 тонн каждая. Максимальная скорость составляла 42 узла и обеспечивалась бензиновыми двигателями, приводящими в движение два вала. Они были вооружены одним 13-мм крупнокалиберным пулеметом или одной 20-мм зенитной пушкой, шестью глубинными бомбами и двумя 450-мм торпедами. [ 16 ]

Другая флотилия из четырех МАС, XII Squadriglia MAS , была переброшена на Ладожское озеро в апреле 1942 года для поддержки блокады Ленинграда . Они заявляют о потоплении советской канонерской лодки класса "Бира", грузового судна водоизмещением 1300 тонн и нескольких барж. [ 17 ] Советские источники сообщают, что канонерская лодка « Селемджа » получила лишь легкие повреждения в результате взрыва торпеды на дне озера, на борту находились двое раненых. [ 18 ]

После подписания Кассибилского соглашения катера MAS потопили немецкий миноносец TA11 (бывший французский L'Iphigénie ) в Пьомбино 11 сентября 1943 года. [ 19 ]

Устаревание построенными небольших MAS стало очевидным во время конфликта, и они все чаще заменялись более крупными югославскими электролодками, в Германии, а также новыми улучшенными версиями, классифицированными «MS» ( Moto Siluranti ) как Regia Marina .

Тип противолодочного корабля на основе конструкции MAS был разработан ВМС Италии во время Второй мировой войны. Это была vedetta anti sommergibile , или «VAS», оснащенная большим количеством противолодочного оборудования, учитывая ее небольшие размеры. [ 20 ]

Культурное наследие

[ редактировать ]

Итальянский поэт Габриэле д'Аннунцио , который использовал MAS в некоторых своих приключениях во время Первой мировой войны , использовал аббревиатуру MAS для своего латинского девиза: Memento audere semper («всегда помни, чтобы дерзать»). [ 21 ]

Сохранившиеся примеры

[ редактировать ]
MAS 15 хранится в Витториано в Риме.

До наших дней сохранились только два полных экземпляра.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Военно-морское вооружение: итальянские торпедные катера MAS
  2. ^ Баньяско, Эрминио (1969). МАС и итальянские торпедные катера . ВМФ, Генеральный штаб – Историческое управление.
  3. ^ Сондхаус, Лоуренс (1996). Военно-морская политика Австро-Венгрии, 1867–1918: военно-морской подход, промышленное развитие и политика дуализма . Издательство Университета Пердью. п. 334. ИСБН  978-1557530349 .
  4. ^ Родригес Гонсалес, Агустин Рамон. «Положение испанской армады в конце гражданской войны» (PDF) . Цифровая библиотека Университета CEU-Сан-Пабло : 317–30.
  5. ^ Пирс, Уильям (5 апреля 2019 г.). «Авиационные и морские двигатели Isotta Fraschini W-18» . Старый машинный пресс . Проверено 6 апреля 2024 г.
  6. ^ Николсон, Артур (2015). Особые корабли: быстрые минные заградители класса «Абдиэль» времен Второй мировой войны . Сифорт. п. 68. ИСБН  978-1848322356 .
  7. ^ Велека, Винченцо (1 августа 2011 г.). «Скапа-Флоу Красного моря» (PDF) . cornodafrica.it (на итальянском языке).
  8. ^ Браун, Дэвид (2002). Королевский флот и Средиземноморье: ноябрь 1940 г. – декабрь 1941 г., Том II . Рутледж, стр. 147–148. ISBN   0-7146-5205-9
  9. ^ Перейти обратно: а б Джордан, Джон (2009). «Итальянские быстрые прибрежные войска: развитие, доктрина и кампании 1914–1986». Военный корабль : 71.
  10. ^ «Ледокол Микоян. Боевая история ледокола Анастас Микоян» . ik-ptz.ru . Проверено 6 апреля 2024 г.
  11. ^ "ИСТОРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК ВЕРХОВНОГО КОМАНДОВАНИЯ ТОМ VI ТОМО1 - ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ по Военной Библиотеке - Issuu" . issuu.com . 1 ноября 2019 г. с. 1105 . Проверено 8 мая 2024 г.
  12. ^ Чернуски (2022) , с. 76
  13. ^ Грин, Джек и Массиньяни, Алессандро (1998). Морская война в Средиземноморье, 1940–1943 гг ., Chatham Publishing, стр. 253–255. ISBN   1-86176-057-4
  14. ^ HMS Eridge (L68)
  15. ^ Росселли, Альберто (9 июня 2010 г.). «МАС и сверхмалые подводные лодки в Черном море» . Comando Supremo: Италия во Второй мировой войне . Проверено 16 марта 2020 г.
  16. ^ Все боевые корабли мира Конвея 1922–1946 , Conway Maritime Press, 1980, стр. 313–314.
  17. ^ Операции МАС на Ладожском озере (на итальянском языке)
  18. ^ «Канонерские лодки СССР во Второй мировой войне» . wio.ru. ​Проверено 29 июля 2018 г.
  19. ^ «FR L'Iphigénie ВМС Франции – французский торпедный катер класса La Melpoméne – военные корабли союзников времен Второй мировой войны» . uboat.net . Проверено 28 декабря 2015 г.
  20. ^ MAS, VAS, and MS
  21. ^ Хьюз-Халлетт, Люси (20 августа 2013 г.). Габриэле д'Аннунцио: поэт, соблазнитель и проповедник войны . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN  978-0-385-34970-3 .
  22. ^ Йомен. «Ваш самый полный источник информации о кораблях-музеях по всему миру!» . Museumships.us . Проверено 13 июля 2021 г.
  23. ^ «МАС 96 – Группа военно-морской культуры» . www.культуранавале.it . Проверено 13 июля 2021 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a73782e4681326b477a29ea0c7ecda08__1722600780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/08/a73782e4681326b477a29ea0c7ecda08.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
MAS (motorboat) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)