Jump to content

Владимир Маяковский

(Перенаправлено с Маяковского )

Владимир Маяковский
Маяковский в 1920 году.
Маяковский в 1920 году.
Рожденный Vladimir Vladimirovich Mayakovsky
19 июля [ OS 7 июля] 1893 г.
Багдати , Кутаиси , Российская империя.
Умер 14 апреля 1930 г. ( 1930-04-14 ) (36 лет)
Москва, Советский Союз
Альма-матер Строганова , Московское училище живописи, ваяния и зодчества
Жанр Поэзия
Предмет Новый советский человек
Литературное движение Русский Футуризм
Кубофутуризм
Годы активности 1912–1930
Подпись

Владимир Владимирович Маяковский ( русский : Влади́мир Влади́мирович Маяковский , ВЛИЯНИЕ: [məjɪˈkofskʲɪj] ; 19 июля [ OS 7 июля] 1893 — 14 апреля 1930) — советский русский поэт, драматург, художник и актёр. В ранний, дореволюционный период своей жизни, вплоть до 1917 года, Маяковский стал известен как видный деятель русского футуристического движения. Он подписал футуристический манифест « Пощечина общественному вкусу» (1913) и написал такие стихотворения, как « Облако в брюках » (1915) и « Флейта-позвоночник » (1916). За свою карьеру Маяковский произвел большой и разнообразный труд: он писал стихи, писал и режиссировал пьесы, снимался в кино, редактировал художественный журнал «ЛЕФ» и выпускал агитплакаты в поддержку Коммунистической партии во время Гражданской войны в России. 1917–1922 гг.

Хотя работы Маяковского регулярно демонстрировали идеологическую и патриотическую поддержку идеологии большевиков и сильное восхищение Владимиром Лениным , [ 1 ] [ 2 ] его отношения с советским государством всегда были сложными и часто бурными. Маяковский часто оказывался вовлеченным в конфронтацию с растущим участием советского государства в культурной цензуре и разработке государственной доктрины социалистического реализма . Произведения, критиковавшие или высмеивающие аспекты советской системы, такие как стихотворение «Разговор с налоговиком о поэзии» (1926), пьесы «Клоп» (1929) и «Баня» (1929), встретили презрение со стороны советского государства и литературное заведение.

В 1930 году Маяковский покончил с собой. Даже после смерти его отношения с советским государством оставались неустойчивыми. Хотя Маяковский ранее подвергался резкой критике со стороны советских правительственных органов, таких как Российская ассоциация пролетарских писателей , премьер-министр Иосиф Сталин после его смерти назвал Маяковского «лучшим и самым талантливым поэтом нашей советской эпохи». [ 3 ]

Жизнь и карьера

[ редактировать ]
Дом в Грузии, где родился Маяковский

Владимир Владимирович Маяковский родился в 1893 году в Кутаисской Багдати губернии , Грузия , тогда входившая в состав Российской империи , в семье Александры Алексеевны (урожденной Павленко), домохозяйки, и Владимира Маяковского, местного лесника. Его отец принадлежал к дворянскому роду и приходился дальним родственником писателю Григорию Данилевскому . У Владимира Владимировича было две сестры, Ольга и Людмила , и брат Константин, который умер в трехлетнем возрасте. [ 4 ] Семья имела русское и запорожское казачье происхождение по отцовской линии и украинское по материнской линии. [ 5 ]

Маяковские в Кутаиси.

Дома семья говорила по-русски. С друзьями и в школе Маяковский говорил по-грузински . «Я родился на Кавказе, мой отец — казак, моя мать — украинка. Мой родной язык — грузинский. Таким образом, во мне объединены три культуры», — рассказал он пражской газете Prager Presse в интервью 1927 года. [ 6 ] Для Маяковского Грузия была вечным символом красоты. «Я знаю, это вздор, Эдем и Рай, но раз о них пели // Должно быть, именно Грузию, радостную землю, имели в виду эти поэты», - писал он позже. [ 4 ] [ 7 ]

В 1902 году Маяковский поступил в Кутаисскую гимназию . Позже, уже 14-летним, он принял участие в социалистических демонстрациях в городе Кутаиси . [ 4 ] Его мать, зная о его деятельности, видимо, не возражала. «Люди вокруг предупреждали нас, что мы даем мальчику слишком много свободы. Но я видела, как он развивается в соответствии с новыми тенденциями, сочувствовала ему и потворствовала его стремлениям», — вспоминала она позже. [ 5 ] Его отец внезапно умер в 1906 году, когда Маяковскому было тринадцать. (Отец уколол палец о ржавую булавку, собирая бумаги, и умер от заражения крови .) Его овдовевшая мать перевезла семью в Москву, продав все движимое имущество. [ 4 ] [ 8 ]

В июле 1906 года Маяковский поступил в 4-й класс 5-й Московской классической гимназии и вскоре увлекся марксистской литературой. «Никогда не интересовался художественной литературой. Для меня это была философия, Гегель , естественные науки, но прежде всего марксизм. Для меня не было более высокого искусства, чем « Предисловие » Маркса », — вспоминал он в 1920-е годы в своей автобиографии. Я, Сам . [ 9 ] В 1907 году Маяковский стал членом подпольного кружка социал-демократов своей гимназии, принимая участие в многочисленных мероприятиях Российской социал-демократической рабочей партии , в которой он, получив прозвище «Товарищ Константин», [ 10 ] присоединился в том же году. [ 11 ] [ 12 ] В 1908 году мальчика исключили из гимназии, так как его мать уже не могла платить за обучение. [ 13 ] Два года он учился в Строгановском художественно-промышленном училище, где несколькими годами ранее начала учиться его сестра Людмила. [ 8 ]

Маяковский в 1910 году

Будучи молодой большевистской активисткой, Маяковский распространял пропагандистские листовки, владел пистолетом без лицензии, а в 1909 году занимался контрабандой вывоза из тюрьмы женщин-политических активисток. Это привело к серии арестов и, наконец, к 11-месячному тюремному заключению. [ 10 ] Именно в одиночном заключении московской Бутырской тюрьмы Маяковский впервые начал писать стихи. [ 14 ] «Революция и поэзия переплелись в моей голове и слились воедино», — писал он в «Я сам» . [ 4 ] Будучи несовершеннолетним, Маяковский избежал серьезного тюремного заключения (с сопутствующей депортацией) и в январе 1910 года был освобожден. [ 13 ] Надзиратель конфисковал у молодого человека блокнот. Спустя годы Маяковский признал, что все было к лучшему, но всегда называл 1909 год годом начала своей литературной карьеры. [ 4 ]

Выйдя из тюрьмы, Маяковский остался ярым социалистом, но осознал свою несостоятельность как серьезного революционера. Покинув партию (чтобы никогда больше в нее не вступить), он сосредоточился на образовании. «Я прекратил партийную деятельность. Сел и начал учиться… Теперь моим намерением было заняться социалистическим искусством», — вспоминал он позже. [ 15 ]

В 1911 году Маяковский поступил в Московское художественное училище . В сентябре 1911 года короткая встреча с однокурсником Давидом Бурлюком (которая чуть не закончилась дракой) привела к прочной дружбе и имела исторические последствия для зарождающегося русского футуристического движения. [ 11 ] [ 14 ] представителем) группы Гилея » « Маяковский стал активным членом (а вскоре и ( «Гилея» ), которая стремилась освободить искусство от академических традиций: ее участники читали стихи на углах улиц, обливали зрителей чаем и делали Публичные выступления раздражают художественный истеблишмент . [ 8 ]

Бурлюк, услышав стихи Маяковского, объявил его «гениальным поэтом». [ 13 ] [ 16 ] Позднее советские исследователи пытались преуменьшить значение этого факта, но даже после того, как их дружба закончилась и их пути разошлись, Маяковский продолжал отдавать должное своему наставнику, называя его «мой замечательный друг». «Это Бурлюк превратил меня в поэта. Он читал мне французов и немцев. Он навязывал мне книги. Он приходил и говорил без конца. Он не давал мне уйти. Он субсидировал меня 50 копейками. каждый день, чтобы я писал и не был голоден», — писал Маяковский в «Я, Сам». [ 10 ]

Литературная карьера

[ редактировать ]
Маяковский (в центре) с товарищами по группе футуристов.

17 ноября 1912 года Маяковский дал свое первое публичное выступление в «Бродячей собаке», художественном подвале Санкт-Петербурга. [ 11 ] В декабре того же года »» появились его первые опубликованные стихотворения «Ночь» ( Ночь ) и «Утро» ( Утро в «Манифесте футуристов « Пощечина общественному вкусу ) . [ 17 ] подписанный Маяковским, а также Велемиром Хлебниковым , Давидом Бурлюком и Алексеем Крученых , призывающий, среди прочего... «сбросить Пушкина , Достоевского , Толстого и т. д. и т. п. с парохода современности». [ 11 ] [ 13 ]

В октябре 1913 года Маяковский выступил в кафе «Розовый фонарь», прочитав свое новое стихотворение «Возьмите!» ( Нате! ) впервые. На концерте в петербургском Луна-парке состоялась премьера поэтической монодрамы «Владимир Маяковский» с автором в главной роли, декорации созданы Павлом Филоновым и Иосифом Школьником. [ 11 ] [ 14 ] первый поэтический сборник Маяковского « Я» ( Я В 1913 году вышел ), оригинальный ограниченный тираж которого составил 300 экземпляров, напечатанный литографическим способом . Этот цикл из четырех стихотворений, написанный от руки и иллюстрированный Василием Чекрыгиным и Львом Шектелем, позже составил первую часть сборника 1916 года «Просто как мычание» . [ 13 ]

В декабре 1913 года Маяковский вместе со своими товарищами по группе футуристов отправился в турне по России, в ходе которого они посетили 17 городов, включая Симферополь , Севастополь , Керчь , Одессу и Кишинев . [ 4 ] Это было буйное дело. Публика сходила с ума, и часто полиция останавливала чтения. Поэты одевались диковинно, а Маяковский, «постоянный скандалист», по его собственным словам, появлялся на сцене в самодельной желтой рубашке, ставшей символом его раннего сценического образа. [ 10 ] Гастроли завершились 13 апреля 1914 года в Калуге. [ 11 ] и стоило Маяковскому и Бурлюку образования: оба были исключены из Художественного училища, их публичные выступления были признаны несовместимыми с академическими принципами училища. [ 11 ] [ 13 ] Об этом они узнали еще в Полтаве от местного начальника полиции, который использовал этот случай как предлог для запрета футуристам выступать на сцене. [ 5 ]

Выиграв в лотерею 65 рублей, Маяковский в мае 1914 года отправился в Куоккалу под Петроградом. Здесь он завершал « Облако в штанах» , бывал на Корнея Чуковского , даче сел на Ильи Репина сеансы живописи встретился с Максимом Горьким . и впервые [ 18 ] Когда началась Первая мировая война , Маяковский вызвался добровольцем, но его отвергли как «политически ненадежного». Работал в компании «Лубок сегодня», выпускавшей патриотические картинки- лубки , и в газете «Новь », опубликовавшей несколько его антивоенных стихотворений («Мать и вечер, убитый немцами», «Война объявлена»). , «Я и Наполеон» и др.). [ 5 ] Летом 1915 года Маяковский переехал в Петроград, где начал сотрудничать с журналом «Новый Сатирикон» , сочиняя в основном юмористические стихи в духе Саши Черного , одного из бывших приверженцев журнала. Впоследствии Максим Горький пригласил поэта работать в своем журнале « Летопись» . [ 4 ] [ 15 ]

В июне того же года Маяковский влюбился в замужнюю женщину Лилю Брик , которая охотно взяла на себя роль « музы ». Ее муж Осип Брик, казалось, не возражал и стал близким другом поэта; позже он опубликовал несколько книг Маяковского и использовал свои предпринимательские таланты для поддержки футуристического движения. Этот роман, а также его идеи о Первой мировой войне и социализме сильно повлияли на самые известные произведения Маяковского: «Облако в штанах» (1915), [ 19 ] его первое крупное стихотворение значительной длины, за которым последовали «Флейта позвоночника» (1915), «Война и мир» (1916) и «Человек» (1918). [ 11 ]

Когда осенью 1915 года наконец пришла мобилизационная форма, Маяковский обнаружил, что не желает идти на фронт. При содействии Горького он поступил в Петроградскую военную автошколу рисовальщиком и учился там до начала 1917 года. [ 11 ] В 1916 году издательство «Парус» (снова возглавляемое Горьким) опубликовало сборник стихов Маяковского « Просто, как мычание» . [ 4 ] [ 11 ]

Фото с. 1914 год (подпись: «Футурист Владимир Маяковский»)

Маяковский всем сердцем поддержал большевистскую русскую революцию и какое-то время даже работал в Смольном в Петрограде, где видел Владимира Ленина . [ 11 ] «Принимать или не принимать, такого вопроса не было… [Это была] моя революция», — писал он в «Я сам» . автобиографии [ нужна ссылка ] В ноябре 1917 года он принял участие в санкционированном Центральным комитетом Коммунистической партии собрании писателей, художников и театральных деятелей, выразивших свою преданность новому политическому режиму. [ 11 ] В декабре того же года в Военно-морском театре состоялась премьера «Левого марша» ( 1918 ) со зрителями-моряками. [ 15 ]

В 1918 году Маяковский основал недолговечную «Футуристическую газету» . Он также снялся в трех немых фильмах, снятых на студии «Нептун» в Петрограде, для которых он написал сценарии. Единственный сохранившийся из них, «Дама и хулиган» , был основан на опере La maestrina degli Operai ( «Молодая рабочая учительница» ), опубликованной в 1895 году Эдмондо Де Амичисом и поставленной Евгением Славинским. Два других, «Рожденный не ради денег» и «В кандалах кино», были сняты Никандром Туркиным и считаются утерянными . [ 11 ] [ 20 ]

пьесы Маяковского « Мистерия-буфф» . 7 ноября 1918 года в Петроградском музыкально-драматическом театре состоялась премьера [ 11 ] изображающая всемирный потоп и последующий радостный триумф «Нечистого» (пролетариата) над «Чистым» ( буржуазией ), пользовалась еще большим признанием публики. Переработанная версия этой сатирической драмы 1921 года, [ 14 ] [ 15 ] Однако попытка автора экранизировать пьесу не удалась, ее язык был признан «непонятным для масс». [ 8 ]

участвовал В декабре 1918 года Маяковский вместе с Осипом Бриком в переговорах с Выборгской районной партийной школой Российской коммунистической партии (большевиков) (РКП(б)) о создании футуристической организации, связанной с партией. Организация под названием «Комфут» была формально основана в январе 1919 года, но была быстро распущена после вмешательства Анатолия Луначарского . [ 21 ]

В марте 1919 года Маяковский вернулся в Москву, где Собрание сочинений Владимира Маяковского 1909–1919» было выпущено « . В том же месяце он начал работать в Российском государственном телеграфном агентстве ( РОСТА ), создавая — как графические, так и текстовые — сатирические агитационные плакаты, направленные главным образом на информирование преимущественно неграмотного населения страны о текущих событиях. [ 11 ] В культурном климате раннего Советского Союза его популярность быстро росла, хотя среди членов первого большевистского правительства только Анатолий Луначарский его поддерживал ; другие относились к футуристическому искусству более скептически. Стихотворение Маяковского 1921 года « 150 000 000» не произвело впечатления на Ленина, который, видимо, видел в нем не более чем формальный футуристический эксперимент. Более благосклонно советский лидер воспринял его следующую книгу «Re Conferences», вышедшую в апреле. [ 11 ]

Энергичный представитель Коммунистической партии, Маяковский выражал свои мысли разными способами. Сотрудничая одновременно с многочисленными советскими газетами, он публиковал актуальные пропагандистские стихи и писал дидактические буклеты для детей, одновременно читая лекции и декламируя по всей России. [ 14 ]

В мае 1922 года после выступления в Доме издательства на благотворительном аукционе по сбору денег для жертв поволжского голода он впервые выехал за границу, посетив Ригу , Берлин и Париж , где его пригласили в мастерские Фернана Леже. и Пикассо . [ 8 ] несколько книг, в том числе циклы «Запад» и «Париж» (1922–1925). В результате было создано [ 11 ]

Японские писательницы Тамизи Наито , Борис Пастернак , Сергей Эйзенштейн , Ольга Третьякова, Лиля Брик , Владимир Маяковский, Арсений Вознесенский и переводчик из Японии на встрече с Тамизи Наито, 1924 год.

С 1922 по 1928 год Маяковский был видным членом Левого художественного фронта (ЛЕФ), который он помог основать (и создать его кредо «литература фактов, а не вымысла») и какое-то время определял свое творчество как коммунистический футуризм ( комфут ). [ 13 ] Вместе с Сергеем Третьяковым и Осипом Бриком он редактировал журнал «ЛЕФ» , заявленной целью которого было «пересмотр идеологии и практики так называемого левого искусства, отказ от индивидуализма и повышение ценности искусства для развивающегося коммунизма». [ 12 ] В первом номере журнала за март 1923 года было опубликовано стихотворение Маяковского » « Про это . [ 11 ] Считавшаяся манифестом ЛЕФа , она вскоре вышла в виде книги, иллюстрированной Александром Родченко , который также использовал фотографии Маяковского и Лили Брик. [ 22 ]

В мае 1923 года Маяковский выступил на массовом митинге протеста в Москве после убийства Вацлава Воровского . В октябре 1924 года он провел многочисленные публичные чтения эпоса Владимира Ильича Ленина, состоящего из 3000 строк , написанного по случаю смерти советского коммунистического лидера. В феврале следующего года она вышла книгой, изданной Госиздатом. Пять лет спустя исполнение Маяковским третьей части стихотворения на вечере Ленинского мемориала в Большом театре завершилось 20-минутной овацией. [ 14 ] [ 23 ] В мае 1925 года вторая поездка Маяковского привела его в несколько городов Европы, затем в США , Мексику. [ 24 ] и Куба . В США он посетил Нью-Йорк , Кливленд , Детройт , Чикаго , Питтсбург и Филадельфию , а также планировал поездку в Бостон , которая так и не была реализована. [ 25 ] Его книга эссе «Мое открытие Америки» вышла позже в том же году. [ 11 ] [ 13 ]

В январе 1927 года вышел первый номер журнала «Новый ЛЕФ» , снова под руководством Маяковского, теперь посвященного документальному искусству. Всего вышло 24 номера. [ 16 ] В октябре 1927 года Маяковский прочитал свое новое стихотворение « Все в порядке!» ( Хорошо! ) для аудитории активистов Московской партийной конференции в Красном зале Москвы. [ 11 ] спектакля « 25-й» (по стихотворению « Все в порядке!» В ноябре 1927 года в Ленинградском Малом оперном театре состоялась премьера ). Летом 1928 года, разочаровавшись в ЛЕФ, он покинул и организацию, и ее журнал. [ 11 ]

Маяковский на выставке «20 лет творчества», 1930 год.

В 1929 году издательство Гослитиздат выпустило «Сочинения В. В. Маяковского» в 4-х томах. В сентябре 1929 года под председательством Маяковского собралось первое собрание вновь образованной группы РЭФ. [ 11 ] Но за этим фасадом отношения поэта с советским литературным истэблишментом быстро ухудшались. И организованная РЭФ выставка творчества Маяковского, посвященная 20-летию его литературной деятельности, и параллельное мероприятие в Доме писателей «20 лет творчества» в феврале 1930 года были проигнорированы членами РАПП и, что еще более важно, Партийное руководство, особенно Сталин , присутствия которого он очень ждал. Становилось очевидным, что такое экспериментальное искусство больше не приветствуется режимом, а самый известный поэт страны все больше теряет расположение в высших эшелонах партии. [ 5 ]

Две сатирические пьесы Маяковского, написанные специально для театра Мейерхольда, «Клоп» (1929) и (в частности) «Баня» (1930) вызвали бурную критику со стороны Российского союза пролетарских писателей. [ 12 ] В феврале 1930 года Маяковский вступил в РАПП, но 9 марта в «Правде» ведущий член РАПП Владимир Ермилов написал «со всей авторитетностью 23-летнего парня, не видевшего пьесу, но прочитавшего часть сценария». [ 26 ] отнес Маяковского к числу «мелкобуржуазной революционной интеллигенции», добавив, что «мы слышим в Маяковском ложную «левую» ноту, ноту, которая известна нам не только из литературы...». [ 27 ] Это было потенциально смертельное политическое обвинение, поскольку оно подразумевало интеллектуальную связь между Маяковским и левой оппозицией , возглавляемой Львом Троцким , сторонники которой находились в ссылке или тюрьме. (Известно, что Троцкий восхищался поэзией Маяковского). [ 28 ] Маяковский в ответ создал огромный плакат, высмеивающий Ермилова, но РАПП приказало ему снять его. В предсмертной записке Маяковский написал: «Скажите Ермилову, что мы должны были закончить спор». [ 29 ]

Клеветническая кампания в советской прессе продолжалась со спортивными лозунгами типа «Долой Маяковщину!» 9 апреля 1930 года Маяковский, читавший свое новое стихотворение «Во весь голос», был раскритикован студенческой публикой как «слишком непонятный». [ 4 ] [ 30 ]

12 апреля 1930 года Маяковского в последний раз видели публично: он принял участие в обсуждении на заседании Совнаркома проекта закона об авторском праве. [ 11 ] 14 апреля 1930 года его нынешняя партнерша, актриса Вероника Полонская , выходя из квартиры, услышала выстрел за закрытой дверью. Она ворвалась и нашла поэта лежащим на полу; он, очевидно, выстрелил себе в сердце. [ 11 ] [ 31 ] Рукописная предсмертная записка гласила: «Всем вам. Я умираю, но никого в этом не вините и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойный ужасно не любил такие вещи. Мать, сестры, товарищи, простите меня – это нехороший метод (другим не рекомендую), но для меня другого выхода нет, Лиля, любите меня, товарищ Правительство, моя семья состоит из Лили Брик, мамы, моих сестер и Вероники Витолдовны Полонской. Вы можете обеспечить им достойную жизнь, спасибо. Отдайте стихотворение, которое я начал, Брикам. Они разберутся. [ нужна ссылка ] «Неоконченное стихотворение» в его предсмертной записке, в частности, гласило: «И вот говорят – «происшествие растворилось» / лодка любви разбилась / на тоскливой рутине. / Я покончил с жизнью / и [нам] следует освободи / от взаимных обид, невзгод и ханжи». [ 32 ] На похоронах Маяковского 17 апреля 1930 года присутствовало около 150 000 человек, что стало третьим по величине событием общественного траура в советской истории, уступившим только похоронам Владимира Ленина и Иосифа Сталина . [ 3 ] [ 33 ] Похоронен на Московском Новодевичьем кладбище . [ 12 ]

Споры вокруг смерти

[ редактировать ]
Прощальное письмо Маяковского.

Самоубийство Маяковского произошло после ссоры с Полонской, с которой у него был краткий, но нестабильный роман. Полонская, влюбленная в поэта, но не желавшая оставлять мужа, была последней, кто видел Маяковского живым. [ нужна ссылка ] Но, как заявила в своих воспоминаниях Лиля Брик, «идея самоубийства была внутри него как хроническая болезнь, и, как всякая хроническая болезнь, она обострялась при обстоятельствах, для него нежелательных…» [ 10 ] По словам Полонской, Маяковский упомянул о самоубийстве 13 апреля, когда они оба были у Валентина Катаева , но она подумала, что он пытается ее эмоционально шантажировать, и "ни на секунду отказывалась поверить, что [он] может сделать такое". [ 31 ]

Обстоятельства смерти Маяковского стали предметом длительных споров. Оказалось, что предсмертная записка была написана за два дня до его смерти. Вскоре после смерти поэта Лилю и Осипа Бриков спешно отправили за границу. Пуля, извлеченная из его тела, не соответствовала модели его пистолета, а его соседи позже сообщили, что слышали два выстрела. [ 10 ] Десять дней спустя офицер, расследовавший самоубийство поэта, был убит, что породило предположения о природе смерти Маяковского. [ 12 ] Такие предположения, часто намекающие на подозрения в убийстве со стороны государственных служб, особенно усилились в периоды первой хрущевской десталинизации , позднее гласности и перестройки , когда советские политики стремились ослабить репутацию Сталина (или Брика и, по ассоциации, Сталина). [ нужна ссылка ] и позиции современных оппонентов. По словам Шанталь Сундарам:

О том, насколько широко распространялись слухи об убийстве Маяковского, говорит тот факт, что еще в конце 1991 года они побудили Государственный музей Маяковского назначить экспертизу медико-криминологической экспертизы хранящихся в музее вещественных доказательств его смерти: фотографии, рубашка со следами выстрела, ковер, на который упал Маяковский, и подлинность предсмертной записки. Возможность подделки, предложенная [Андреем] Колосковым, сохранилась как теория с различными вариантами. Но результаты подробного почерковедческого анализа установили, что предсмертная записка, несомненно, была написана Маяковским, а также содержали вывод о том, что ее нарушения «представляют собой диагностический комплекс, свидетельствующий о влиянии… в момент исполнения… «сбивающего с толку» факторов, среди которых наиболее вероятным является психофизиологическое состояние, связанное с возбуждением». Хотя результаты вряд ли удивительны, это событие свидетельствует об увлечении противоречивыми отношениями Маяковского с советской властью, которые сохранились до эпохи перестройки, несмотря на то, что в то время на него нападали и отвергали его политический конформизм. [ 3 ]

Частная жизнь

[ редактировать ]

Маяковский познакомился с мужем и женой Осипом и Лилей Брик в июле 1915 года на их даче в Малаховке под Москвой. Вскоре после этого сестра Лили, Эльза Триоле , у которой до этого был короткий роман с поэтом, пригласила его в петроградскую квартиру Бриков. В то время пара не проявляла интереса к литературе и была успешными торговцами кораллами. [ 34 ] В тот вечер Маяковский прочитал еще не опубликованное стихотворение «Облако в штанах» и объявил его посвященным хозяйке («Для тебя, Лиля»). «Это был самый счастливый день в моей жизни», — так он описал этот эпизод в своей автобиографии много лет спустя. [ 4 ] По воспоминаниям Лили Брик, ее муж тоже влюбился в поэта («Как же я могла не влюбиться в него, если Ося его так любил?» – рассуждала она однажды), [ 35 ] тогда как «Володя не просто влюбился в меня, он напал на меня, это было нападение. Два с половиной года у меня не было ни минуты покоя. Я сразу поняла, что Володя гений, но я не он мне не нравился, я не любил крикливых людей... мне не нравилось, что он был такой высокий и люди на улице глазели на него, меня раздражало, что он любил слушать собственный голос, я не мог; Я даже не терплю имени Маяковского... так похоже на дешевый псевдоним». [ 10 ] И настойчивое обожание Маяковского, и грубый вид ее раздражали. Якобы в угоду ей Маяковский пошел к дантисту, начал носить галстук-бабочку и ходить с тростью. [ 8 ]

Lilya Brik and Vladimir Mayakovsky

Вскоре после того, как Осип Брик в сентябре 1915 года опубликовал «Облако в штанах» , Маяковский поселился в гостинице «Палас Роял» на Пушкинской улице в Петрограде, недалеко от места, где они жили. Он познакомил пару со своими друзьями-футуристами, и квартира Бриков быстро превратилась в современный литературный салон. С тех пор Маяковский посвящал все свои большие стихотворения (за очевидным исключением Владимира Ильича Ленина ) Лиле; такие посвящения позже начали появляться даже в текстах, которые он написал до их встречи, к ее большому неудовольствию. [ 10 ] Летом 1918 года, вскоре после того, как Лиля и Владимир снялись в фильме «В пленке» (от которого сохранились лишь фрагменты), Маяковский и Брики съехались. В марте 1919 года все трое приехали в Москву и в 1920 году поселились в квартире в Гондриковом переулке на Таганке . [ 36 ]

В 1920 году у Маяковского случился краткий роман с Лилей Лавинской, художницей, также сотрудничавшей с РОСТА. Она родила Глебу сына Лавинского ( 1921–1986 Никиту ), впоследствии советского скульптора. [ 37 ] В 1922 году Лиля Брик влюбилась в Александра Краснощекова , главу советского Промбанка . Результатом этого романа стал трехмесячный разлад, который в некоторой степени нашел отражение в стихотворении «Про это» (1923). Отношения Брика и Маяковского закончились в 1923 году, но они так и не расстались. «Теперь я свободен от плакатов и любви», — признавался он в стихотворении «К юбилею» (1924). Однако когда в 1926 году Маяковский получил казенную квартиру в Гендриковом переулке в Москве, все трое въехали туда и прожили там до 1930 года, превратив это место в штаб-квартиру ЛЕФа. [ 30 ]

Маяковский продолжал исповедовать свою преданность Лиле, которую считал членом семьи. Именно Брик в середине 1930-х годов обратился к Сталину с личным письмом, которое изменило отношение к наследию поэта с тех пор в СССР. И все же у нее было много недоброжелателей (среди них Людмила Маяковская , сестра поэта), которые считали ее бесчувственной роковой женщиной и циничной манипуляторкой, никогда по-настоящему не интересовавшейся ни Маяковским, ни его поэзией. [ нужна ссылка ] «Для меня она была своего рода чудовищем. Но Маяковский, видимо, любил ее такой, вооружённой кнутом», — вспоминал поэт Андрей Вознесенский, знавший Лилю Брик лично. [ 36 ] Литературный критик и историк Виктор Шкловский, который возмущался тем, что, по его мнению, Брики эксплуатировали Маяковского как при его жизни, так и после его смерти, однажды назвал их «семьей торговцев трупами». [ 35 ]

Летом 1925 года Маяковский отправился в Нью-Йорк, где встретил русскую эмигрантку Элли Джонс, урожденную Елизавету Петровну Зиберт, переводчицу, свободно говорившую на русском, французском, немецком и английском языках. Они полюбили друг друга, три месяца были неразлучны, но решили сохранить свой роман в тайне. Вскоре после возвращения поэта в Советский Союз Элли родила дочь Патрицию . Маяковский видел девочку всего один раз, в Ницце , Франция, в 1928 году, когда ей было три года. [ 10 ]

Tatyana Yakovleva

Патрисия Томпсон, профессор философии и женских исследований в Леман-колледже в Нью-Йорке, является автором книги «Маяковский на Манхэттене» , в которой она рассказала историю любовной связи своих родителей, опираясь на неопубликованные мемуары матери и их личные воспоминания. разговоры перед ее смертью в 1985 году. Томпсон поехала в Россию после распада Советского Союза в поисках своих корней, была встречена там с уважением и с тех пор начала использовать свое русское имя - Елена Владимировна Маяковская. [ 10 ]

В 1928 году в Париже Маяковский познакомился с русской эмигранткой Татьяной Яковлевой. [ 11 ] 22-летняя модель, работающая в доме моды Chanel, племянница художника Александра Яковлева . Он безумно влюбился и написал ей два стихотворения: «Письмо товарищу Кострову о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Некоторые утверждали, что, поскольку их познакомила именно Эльза Триоле (сестра Лили), связь могла быть результатом интриги Брика, направленной на то, чтобы помешать поэту сблизиться с Элли Джонс и особенно с дочерью Патрисией, но сила этой страсти видимо, застал ее врасплох. [ 36 ]

Маяковский пытался уговорить Татьяну вернуться в Россию, но она отказалась. В конце 1929 года он предпринял попытку поехать в Париж, чтобы жениться на ее возлюбленной, но ему впервые было отказано в визе, опять-таки, как многие полагали, из-за того, что Лиля в полной мере использовала свои многочисленные «связи». Стало известно, что она «случайно» зачитала Маяковскому письмо из Парижа, в котором утверждалось, что Татьяна выходит замуж, при этом, как вскоре выяснилось, свадьба последней в тот самый момент не стояла на повестке дня. [ нужна ссылка ] Лидия Чуковская утверждала, что именно "всесильный Яков Агранов , еще один любовник Лили", помешал Маяковскому получить визу по ее просьбе. [ 38 ]

В конце 1920-х годов у Маяковского было еще два романа, со студенткой (впоследствии редактором Гослитиздата ) Натальей Брюханенко (1905–1984) и с Вероникой Полонской (1908–1994), молодой актрисой МХАТ , тогда женой актера Михаила Яншина . [ 39 ]

Именно нежелание Вероники развестись с последним привело к ее ссорам с Маяковским, последняя из которых предшествовала самоубийству поэта. [ 40 ] Однако, по словам Натальи Брюханенко, он тосковал не по Полонской, а по Яковлевой. «В январе 1929 года Маяковский [сказал мне], что он… пустил бы себе пулю в мозг, если бы не увидел эту женщину в ближайшее время», - вспоминала она позже. Что он и сделал 14 апреля 1930 года. [ нужна ссылка ]

Работы и критический прием

[ редактировать ]
Image from Mayakovsky's Как делать стихи ("How to Make Poems").
Поэзию Маяковского можно узнать по уникальному отступу.
Литературные мемы Маяковского типа вертикальной расстановки букв

Ранние стихи Маяковского сделали его одним из наиболее оригинальных поэтов русского футуризма, движения, отвергающего традиционную поэзию в пользу формальных экспериментов и приветствующего социальные перемены, обещанные современными технологиями. Его стихи 1913 года, сюрреалистические, на первый взгляд бессвязные и бессмысленные, основанные на сильных ритмах и преувеличенных образах со словами, разбитыми на части и шаткими по странице, приправленные уличной лексикой, в то время в литературных кругах считались непоэтическими. [ 12 ] В то время как конфронтационная эстетика поэзии его коллег-футуристов сводилась по большей части к формальным экспериментам, идея Маяковского заключалась в создании нового, «демократического языка улиц». [ 15 ]

его первое большое произведение — авангардная трагедия «Владимир Маяковский» В 1914 году вышло . Жесткая критика городской жизни и капитализма в целом была в то же время гимном современной индустриальной державе, где главный герой жертвует собой ради будущего счастья людей. [ 4 ] [ 13 ]

В сентябре 1915 года «Облако в штанах» . вышло [ 19 ] Первое крупное стихотворение Маяковского значительной длины; в нем изображены темы любви, революции, религии и искусства, написанные с точки зрения отвергнутого любовника. Языком произведения был язык улиц, и Маяковский приложил немало усилий, чтобы развенчать идеалистические и романтизированные представления о поэзии и поэтах.

«Хребтовая флейта» (1916) возмутила современных критиков. Его автора называют «бездарным шарлатаном», отвергающим «пустые слова больного малярией»; некоторые даже рекомендовали его «немедленно госпитализировать». [ 10 ] Оглядываясь назад, можно сказать, что это новаторская вещь, открывающая новые формы выражения социального гнева и личного разочарования. [ 15 ]

Агитационный плакат Маяковского
Агитационный плакат Маяковского

Период с 1917 по 1921 год был плодотворным для Маяковского, который приветствовал большевистскую революцию рядом поэтических и драматических произведений, начиная с «Оды революции» (1918) и «Левого марша» (1918), гимна пролетарская мощь, призывающая к борьбе с «врагами революции». [ 15 ] «Мистерия-буфф» (1918; переработка 1921), первая советская пьеса, рассказывала историю нового Ноева ковчега , построенного «нечистыми» (рабочими и крестьянами), отличавшимися «нравственной чистотой» и «объединенными классовой солидарностью». " [ 12 ] [ 15 ]

С 1919 по 1921 год Маяковский работал в Российском телеграфном агентстве (РОСТА). Рисуя плакаты и карикатуры, он снабжал их рифмами и лозунгами (смешивая ритмику, разные стили набора, используя неологизмы), описывающими текущие события в динамике. [ 8 ] [ 14 ] За три года он выпустил около 1100 изделий, которые назвал «Окна РОСТА». [ 15 ]

В 1921 году вышло стихотворение Маяковского « 150 000 000» , в котором восхвалялась миссия русского народа в разжигании мировой революции, но не произвело впечатления на Ленина. Последний высоко оценил стихотворение 1922 года « Прозаседавшиеся » — резкую сатиру на зарождающуюся советскую бюрократию, начинающую поедать явно несовершенную государственную систему. [ 5 ]

Поэзия Маяковского была пропитана политикой, но тема любви в начале 1920-х годов также стала заметной, главным образом в «Люблю» (1922) и «Про это» (1923), посвященных Лиле Брик, которую он считал членом семьи даже после того, как они разошлись. отдельно, в 1923 году. [ 14 ] В октябре 1924 года появилось письмо Владимира Ильича Ленина о смерти советского коммунистического вождя. [ 11 ] [ 14 ] В то время как газеты сообщали об весьма успешных публичных выступлениях, у советских литературных критиков были свои сомнения: Г. Лелевич назвал его «мозговым и риторическим», Виктор Перцов назвал его многословным, наивным и неуклюжим. [ 41 ]

Результатом обширных зарубежных поездок Маяковского стали книги стихов ( «Запад» , 1922–1924; Париж , 1924–1925: «Стихи об Америке» , 1925–1926), а также сборник аналитических сатирических очерков. [ 5 ]

В 1926 году Маяковский написал и опубликовал «Разговор с налоговиком о поэзии», первое из серии произведений, критикующих новое советское мещанство, результат новой экономической политики . [ 16 ] Его эпопея 1927 года « Все в порядке!» стремился соединить героический пафос с лиризмом и иронией. Превознося новую большевистскую Россию как «весну человечества», Луначарский восхвалял ее как «Октябрьскую революцию, оправленную в бронзу». [ 14 ] [ 15 ]

За последние три года своей жизни Маяковский написал две сатирические пьесы: «Клоп» (1929) и «Баня» , высмеивающие бюрократическую глупость и оппортунизм. [ 14 ] Последнюю превозносил Всеволод Мейерхольд , причисляя ее к лучшим произведениям Мольера , Пушкина и Гоголя и называя ее «величайшим явлением в истории русского театра». [ 23 ] Жесткая критика, которой обе пьесы были встречены в советской прессе, была преувеличена и политически окрашена, но тем не менее, оглядываясь назад, творчество Маяковского 1920-х годов считается неоднородным, даже Владимир Ильич Ленин и «Ладно!» уступая его страстным и новаторским работам 1910-х годов. Некоторые авторы, в том числе Валентин Катаев и близкий друг Борис Пастернак , упрекали его в том, что он растрачивает огромный потенциал на мелкую пропаганду. Марина Цветаева в своем эссе 1932 года «Искусство в свете совести» оставила особенно резкую оценку смерти Маяковского: «Двенадцать лет Маяковский-человек уничтожал Маяковского-поэта. На тринадцатом году Поэт восстал и убил человека. … Его самоубийство длилось двенадцать лет, ни на мгновение он не нажал на курок». [ 42 ]

Наследие

[ редактировать ]

После смерти Маяковского руководство Товарищества пролетарских писателей добилось отмены публикаций произведений поэта и прекращения упоминаний самого его имени в советской печати. В своем письме Иосифу Сталину в 1935 году Лиля Брик бросила вызов своим оппонентам, прося лично советского лидера о помощи. Резолюция Сталина, начертанная на этом послании, гласила:

Товарищ Ежов , пожалуйста, возьмите на себя письмо Брика. Маяковский — лучший и талантливейший поэт нашей советской эпохи. Безразличие к его культурному наследию приравнивается к преступлению. Жалобы Брика, на мой взгляд, обоснованы... [ 43 ]

Эффект этого письма был поразительным. Маяковского сразу же провозгласили советским классиком, и он оказался единственным представителем художественного авангарда начала 20-го века, вошедшим в советский мейнстрим. Место его рождения Багдати в Грузии было переименовано в Маяковский в его честь. В 1937 году в Москве были открыты музей (и библиотека) Маяковского. [ 15 ] Триумфальная площадь в Москве стала площадью Маяковского. [ 16 ] В 1938 году станция метро «Маяковская» была открыта для посещения. Николай Асеев получил Сталинскую премию в 1941 году за стихотворение «Здесь начинается Маяковский», прославившее его как поэта революции. [ 8 ] В 1974 году в центре Москвы в здании, где Маяковский проживал с 1919 по 1930 год, открылся Российский государственный музей Маяковского. [ 44 ]

В результате для советского читателя Маяковский стал просто «поэтом революции». Его наследие подвергалось цензуре, более интимные и противоречивые фрагменты игнорировались, строки вырывались из контекста и превращались в лозунги (вроде вездесущего «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить вечно»). Главный бунтарь своего поколения был превращен в символ репрессивного государства. Санкционированная Сталиным канонизация привела Маяковского ко второй смерти, по словам Бориса Пастернака, поскольку коммунистические власти «начали навязывать его насильственно, как Екатерина Великая сделала с картошкой». [ 45 ] В конце 1950-х — начале 1960-х годов популярность Маяковского в Советском Союзе снова начала расти: новое поколение писателей признало его как проводника творческой свободы и смелых экспериментов. «Лицо Маяковского запечатлено на алтаре века», — писал тогда Пастернак. [ 10 ] Молодые поэты, привлеченные авангардным искусством и активизмом, которые часто противоречили коммунистическим догмам, выбрали статую Маяковского в Москве для своих организованных поэтических чтений. [ 14 ]

Среди советских авторов, на которых он оказал влияние, были Валентин Катаев , Андрей Вознесенский (назвавший Маяковского учителем и любимым поэтом и посвятивший ему стихотворение под названием « Маяковский в Париже »). [ 46 ] [ 47 ] and Yevgeny Yevtushenko . [ 48 ] В 1967 году театр на Таганке поставил поэтический спектакль « Слушай сюда!» ( Послушайте! ), основанный на произведениях Маяковского, в главной роли Владимир Высоцкий , который также был очень вдохновлен поэзией Маяковского. [ 49 ]

Российская монета номиналом 1 рубль 1993 года, посвященная 100-летию со дня рождения Маяковского.

Маяковский стал известен и учился за пределами СССР . Такие поэты, как Назим Хикмет , Луи Арагон и Пабло Неруда, признали, что находились под влиянием его творчества. [ 15 ] Он был самым влиятельным футуристом в Литве , и его поэзия помогла сформировать там движение «Четыре ветра» . [ 50 ] Маяковский оказал значительное влияние на американского поэта Фрэнка О'Хара . Стихотворение О'Хары 1957 года «Маяковский» (1957) содержит множество отсылок к жизни и творчеству Маяковского. [ 51 ] [ 52 ] в дополнение к «Правдивому рассказу о разговоре с Солнцем на Огненном острове» (1958), вариации на тему «Необычайного приключения, случившегося с Владимиром Маяковским однажды летом на даче» Маяковского (1920). [ 53 ] В 1986 году английский певец и автор песен Билли Брэгг записал альбом Talking with the Taxman about Poetry , названный в честь одноименного стихотворения Маяковского. В 2007 году сценическая биодрама Крейга Волка «Маяковский выходит на сцену» (по его сценарию «Во весь голос ») получила литературную премию ПЕН-США за лучшую сценическую драму. [ 54 ]

В последние годы существования Советского Союза существовала сильная тенденция рассматривать работы Маяковского как устаревшие и незначительные; раздавались даже призывы исключить его стихи из школьных учебников. И все же на основе его лучших произведений репутация Маяковского была возрождена. [ 14 ] предпринимались попытки (такими авторами, как Юрий Карабчиевский) воссоздать объективную картину его жизни и наследия. Маяковского считали радикальным реформатором русского поэтического языка, создавшим собственную лингвистическую систему, наполненную новым видом экспрессионизма, во многом повлиявшим на развитие советской и мировой поэзии. [ 15 ] «Бешеный бык русской поэзии», «волшебник рифм», «индивидуалист и бунтарь против устоявшихся вкусов и стандартов», Маяковский рассматривается многими в России как революционная сила и гигантский бунтарь в русской литературе ХХ века. . [ нужна ссылка ]

Бернд Алоис Циммерманн включил свои стихи в свой молодому поэту» «Реквием , завершенный в 1969 году.

В Кыргызстане, в бывшем советском санатории недалеко от столицы Бишкека, есть памятник Маяковскому.

Поэт Егор Летов посвятил своему самоубийству стихотворение «Самоуход» и включил его стихи в свои стихи.

Библиография

[ редактировать ]

Стихотворные циклы и сборники

[ редактировать ]
  • The Early Ones ( Первое , 1912–1924, 22 poems)
  • Я ( Я , 1914, 4 стихотворения)
  • Сатира. 1913–1927 (23 стихотворения, в том числе «Возьми!», 1914).
  • Война ( февраль 1914–1916, 8 стихотворений)
  • Lyrics ( Лирика , 1916, Лирика , 1916, 3 poems)
  • Революция ( Революция , 1917–1928, 22 стихотворения, в том числе «Ода революции», 1918; «Левый марш», 1919)
  • Повседневная жизнь ( Быт , 1921–1924, 11 стихотворений, в том числе «О дряни», 1921, «Пересовещания», 1922)
  • Искусство коммуны ( Искусство коммуны , 1918–1923, 11 стихотворений, в том числе «Приказ Армии искусств», 1918).
  • Агитстихотворения ( Филиппины , 1923, 6 стихотворений, в том числе «Галерея Маяковского»)
  • Запад ( Запад , 1922–1925, 10 стихотворений, в том числе «Как работает Демократическая республика?» и Парижский цикл из 8 стихотворений)
  • The American Poems ( Стихи об Америке , 1925–1926, 21 poems, including "The Brooklyn Bridge")
  • О поэзии ( О поэзии , 1926, 7 стихотворений, в том числе «Разговор с налоговиком о поэзии», «Сергею Есенину»)
  • Сатиры. 1926 ( Сатира , 1926. 14 стихотворений)
  • Тексты песен. 1918–1924 ( Слова . 12 стихотворений, в том числе «Люблю», 1922)
  • Publicism ( Публицистика , 1926, 12 poems, including "To Comrade Nette, a Steamboat and a Man", 1926)
  • Детская комната ( Детская , 1925–1929. 9 стихотворений для детей, в том числе «Что такое хорошо и что такое плохо»)
  • Стихи. 1927–1928 (56 стихотворений, в том числе «Ленин с нами!»)
  • Satires. 1928 ( Сатира . 1928, 9 poems)
  • Cultural Revolution ( Культурная революция , 1927–1928, 20 poems, including "Beer and Socialism")
  • Агит… ( Агит… , 1928, 44 стихотворения, в том числе «Жид»)
  • Roads ( Дороги , 1928, 11 poems)
  • The First of Five ( Первый из пяти , 1925, 26 poems)
  • Туда и обратно ( Туда и обратно , 1928–1930, 19 стихотворений, в том числе «Стихотворение о советском паспорте»)
  • Грозный смех ( Грозный смех , 1922–1930; более 100 стихотворений, опубликовано посмертно, 1932–1936)
  • Стихи, 1924–1930 ( Стихи . 1924–1930, в том числе «Письмо т. Кострову о сущности любви», 1929)
  • Кем мне стать? ( Кем быть , Кем быть?, опубликовано посмертно 1931, стихотворение для детей, с иллюстрациями Н. А. Шифрина)

Очерки и зарисовки

[ редактировать ]
  • My Discovery of America ( Мое открытие Америки , 1926), in four parts
  • How to Make Verses ( Как делать стихи , 1926)

Фильмография

[ редактировать ]

Переводы

[ редактировать ]
  • Маяковский Владимир. Клоп и избранные стихи . Эд. с вступлением. Патрисия Блейк. Пер. Макс Хейворд и Джордж Риви. Нью-Йорк: Meridian Books, 1960. Перепечатка: Indiana University Press, 1975.
  • Маяковский Владимир. Маяковский: Играет . Пер. Гай Дэниелс. (Издательство Северо-Западного университета, Эванстон, Иллинойс, 1995 г.). ISBN   0-8101-1339-2 .
  • Маяковский Владимир. Для голоса (Британская библиотека, Лондон, 2000).
  • Маяковский, Владимир (ред. Бенгт Янгфельдт, пер. Джулиан Граффи). Любовь - сердце всего: переписка Владимира Маяковского и Лили Брик 1915–1930 (Polygon Books, Эдинбург, 1986).
  • Маяковский, Владимир (сост. и пер. Герберта Маршалла). Маяковский и его поэзия (Текущий книжный дом, Бомбей, 1955).
  • Маяковский Владимир. Избранные произведения в трех томах ( Радуга , Москва, 1985).
  • Маяковский Владимир. Избранная поэзия. (Иностранные языки, Москва, 1975).
  • Маяковский, Владимир (ред. Бенгт Янгфельдт и Нильс Аке Нильссон). Владимир Маяковский: Мемуары и очерки (Almqvist & Wiksell Int., Стокгольм, 1975).

Литература

[ редактировать ]
  • Aizlewood, Robin. Verse form and meaning in the poetry of Vladimir Maiakovsky: Tragediia, Oblako v shtanakh, Fleita-pozvonochnik, Chelovek, Liubliu, Pro eto (Modern Humanities Research Association, London, 1989).
  • Браун, Э. Дж. Маяковский: поэт революции (Princeton Univ. Press, 1973).
  • Чартерс, Энн и Сэмюэл. Я люблю: история Владимира Маяковского и Лили Брик (Фаррар Штраус Жиру, Нью-Йорк, 1979).
  • Хумесский, Ася. Маяковский и его неологизмы (Rausen Publishers, Нью-Йорк, 1964).
  • Янгфельдт, Бенгт. Маяковский и футуризм 1917–1921 (Almqvist & Wiksell International, Стокгольм, 1976).
  • Лаврин, Янко . От Пушкина до Маяковского: исследование эволюции литературы. (Сильван Пресс, Лондон, 1948).
  • Novatorskoe iskusstvo Vladimira Maiakovskogo (trans. Alex Miller). Vladimir Mayakovsky: Innovator (Progress Publishers, Moscow, 1976).
  • Нойес, Джордж Рапалл (ред.). Шедевры русской драматургии . Том. 2 (Dover Pub., Нью-Йорк, 1961 [1933]).
  • Нюка-Нилюнас, Альфонсас. Литературное движение «Четыре ветра» и его участники , Айдай , 1949, № 1. 24. (на литовском языке)
  • Ругл, Чарльз. Трое россиян рассматривают Америку: Америка в произведениях Максима Горького, Александра Блока и Владимира Маяковского (Almqvist & Wiksell International, Стокгольм, 1976).
  • Шкловский Виктор Борисович. (ред. и перевод Лили Фейлер). Маяковский и его окружение (Додд, Мид, Нью-Йорк, 1972).
  • Стапанян, Джульетта. Кубофутуристическое видение Маяковского (Rice University Press, 1986).
  • Террас, Виктор. Владимир Маяковский (Туэйн, Бостон, 1983).
  • Вальехо, Сезар (перевод Ричарда Шаафа) Дело Маяковского (Curbstone Press, Willimantic, CT, 1982).
  • Волк, Крейг, «Маяковский выходит на сцену» (полнометражная драма), 2006 г. и «Во весь голос» (полнометражный сценарий), 2002 г.
  • Вахтель, Майкл. Развитие русского стиха: метр и его значения (Cambridge University Press, 1998).
  1. ^ Маяковский, Владимир (1985). «Разговор с товарищем Лениным» . Избранные произведения в трех томах . Том. 1 (Избранный стих). Английское стихотворение пер. Ирина Железнова. СССР: Издательство «Радуга». стр. 238 . ISBN  5-05-00001 7-3 . На заснеженных землях / и жнивных полях, / в дымных заводах / и на фабричных площадках, / с тобой в сердце, / Товарищ Ленин, / думаем, / дышим, / живем, / строим, / и мы драться!
  2. ^ Маяковский, Владимир (1960). «Во весь голос». Клоп и избранные стихи . пер. Макс Хейворд и Джордж Риви. Нью-Йорк: Книги Меридиана. стр. 231–235. ISBN  978-0253201898 . Когда я предстану / перед ЦКК / грядущих / светлых лет, / в виде большевистского партбилета, / подниму / над головами / шайку своекорыстных / поэтов и жуликов, / всю сотню тома / моих / коммунистических книг.
  3. ^ Jump up to: а б с Сундарам, Шанталь (2000). Производственная культура: советское государство и легенда о Маяковском 1930–1993 гг . Оттава, Канада: Национальная библиотека Канады: Приобретения и библиографические услуги. стр. 71, 85. ISBN.  0-612-50061-6 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Iskrzhitskaya, I.Y. (1990). "Vladimir Vladimirovich Mayakovsky" . Russian Writers. Biobibliographical dictionary. Vol.2 . Prosveshchenye . Retrieved 13 January 2015 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Mikhaylov, Al. (1988). "Mayakovsky" . Lives of Distinguished People. Molodaya Gvardiya . Retrieved 13 January 2015 .
  6. ^ "ФЭБ: Маяковский. Из беседы с сотрудником газеты «Прагер пресс». — 1961" . feb-web.ru. Archived from the original on 25 July 2018 . Retrieved 26 August 2022 .
  7. ^ Я знаю: / глупость – эдемы и рай! / Но если / пелось про это, // должно быть, / Грузию, радостный край, / подразумевали поэты.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Люкконен, Петри. «Владимир Маяковский» . Книги и писатели (kirjasto.sci.fi) . Финляндия: Куусанкоски Публичная библиотека . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года.
  9. ^ Я, сам (автобиография). Сочинения Владимира Маяковского в 6 томах. Библиотека «Огонек». Издательство «Правда». Москва, 1973. Том I, с.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Бешеный бык русской поэзии» . Гаарец . Проверено 13 января 2015 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С "Биография В. В. Маяковского. Хронология" . Серия «Жизни выдающихся людей». Выпуск №700. Молодая Гвардия, Москва. 1988 год . Проверено 13 января 2015 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Владимир Маяковский» . www.poets.org . Проверено 13 января 2014 г.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Владимир Маяковский. Биография» . Новая Литературная сеть . Проверено 13 января 2014 г.
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Владимир Владимирович Маяковский» . Британская энциклопедия . Проверено 13 января 2014 г.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Владимир Владимирович Маяковский. Биография» . Сайт Маяковского . Проверено 13 января 2014 г.
  16. ^ Jump up to: а б с д «Биография Владимира Маяковского. Хронология» . max.mmlc.northwestern.edu . Проверено 13 января 2015 г.
  17. ^ Лоутон, Анна (1988). Русский футуризм в его манифестах, 1912–1928 . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. стр. 51–52. ISBN  0-8014-9492-3 .
  18. ^ Комментарии к автобиографии (Я, сам). Сочинения Владимира Маяковского в 6 томах. Библиотека «Огонек». Издательство «Правда». Москва, 1973. Том I, с.455.
  19. ^ Jump up to: а б «Облако в штанах (часть 1) Владимира Маяковского» . vmlinux.org. Архивировано из оригинала 21 июня 2008 года . Проверено 7 апреля 2010 г.
  20. ^ Петрич, Влада. Конструктивизм в кино: Человек с киноаппаратом: кинематографический анализ . Издательство Кембриджского университета. 1987. Страница 32. ISBN   0-521-32174-3
  21. ^ Янгфельдт, Бенгт (1976). Маяковский и футуризм 1917-21 (PDF) . Стокгольм: Альмквист и Wiksell International . Проверено 23 декабря 2018 г.
  22. ^ Arutcheva, V., Paperny, Z. "Commentaries to About That" . The Complete V.V.Mayakovsky in 13 volumes. Khudozhestvennaya Literatura. Moscow, 1958. Vol. 4 . Retrieved 13 January 2015 . {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  23. ^ Jump up to: а б Февральский, А. (1958). "Комментарии к Баня (Баня) " Полное собрание сочинений В.В.Маяковского в 13 томах. Художественная литература. Москва, 1957. Том. 11 . Получено 13 января.
  24. ^ Маяковский, Владимир (1925). « Мексика ». Пер. Адам Халбур и Андрей Крижановский.
  25. ^ Шакарян, Пьетро А. «Маяковский в Кливленде: открытие лесного города пламенным футуристом» . Кливленд Исторический . Проверено 27 апреля 2023 г.
  26. ^ МакСмит, Энди (2015). Страх и муза сторожили, Русские мастера - от Ахмативы и Пастернака до Шостаковича и Эйзенштейна - при Сталине . Нью-Йорк: Нью Пресс. п. 49. ИСБН  978-1-59558-056-6 .
  27. ^ Ворошильский, Виктор (1971). Жизнь Маяковского . Нью-Йорк: Орион Пресс. стр. 438–84.
  28. ^ МакСмит, Энди (2015). Страх и муза сторожили, Русские мастера - от Ахмативы и Пастернака до Шостаковича и Эйзенштейна - при Сталине . Нью-Йорк: Нью Пресс. п. 44. ИСБН  978-1-59558-056-6 .
  29. ^ Ворошильский, Виктор (1971). Жизнь Маяковского . Нью-Йорк: Орион Пресс. п. 527.
  30. ^ Jump up to: а б Katanyan, Vasily (1985). "Mayakovsky. The Chronology, 1893–1930 // Маяковский: Хроника жизни и деятельности" . Moscow. Sovetsky Pisatel Publishers . Retrieved 1 May 2015 .
  31. ^ Jump up to: а б Polonskaya, Veronika (1938). "Remembering V. Mayakovsky" . Izvestia (1990) . Retrieved 13 January 2015 .
  32. ^ Belyayeva Dina. "B. Маяковский-Любовная лодка разбилась о быт... En" [V. Mayakovsky – The Love Boat smashed up on the dreary routine ... En]. poetic translations (in Russian and English). Stihi.ru – national server of modern poetry . Retrieved 7 April 2010 .
  33. ^ Коткин, Стивен (6 ноября 2014 г.). Сталин: Том I: Парадоксы власти, 1878–1928 гг . Пингвин. ISBN  9780698170100 . Проверено 8 мая 2015 г.
  34. ^ "Владимир Маяковский. Лишний вышел. Премьера Первого канала" . Архивировано из оригинала 22 июля 2013 года.
  35. ^ Jump up to: а б "The Briks. The Little 'Swede' Family / Брик Лиля и Брик Осип. Шведская семейка. Quotes" . ArtMisto . Retrieved 13 January 2015 .
  36. ^ Jump up to: а б с Обоймина Е., Таткова А. «Лиля Брик и Владимир Маяковский» . Русские биографии. Архивировано из оригинала 27 июня 2015 года . Проверено 13 января 2015 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  37. ^ «Московские могилы. Лавинский Н.А.» . Архивировано из оригинала 3 мая 2013 года.
  38. ^ Chukovskaya, Lydia. Notes on Akhmatova . 1957–1967. P. 547
  39. ^ «Маяковский в памяти подруг. Составитель, под редакцией Василия Катаняна» . Дружба Народов . Проверено 13 января 2015 г.
  40. ^ "The Very Veronika Polonskaya". Sovetsky Ekran (Soviet Screen) magazine interview, No. 13, 1990
  41. ^ Катанян, Василий. Хронология жизни и работы, 1893–1930 гг. Год 1925 . Москва. Советский Писатель (5-е издание).
  42. ^ Зайцев, С. (2012). «Лирический выстрел» . Татьянин Ден . Проверено 13 января 2015 г.
  43. Катанян, Василий (1998) Мемуары . п. 112
  44. ^ «Музей» . Маяковский.info.
  45. ^ Зайцев, С. (2012). «Вторая смерть Маяковского» . Татьянин Ден . Проверено 13 января 2015 г.
  46. ^ Андрей Вознесенский. Маяковский в Париже [Андрей Вознесенский. Маяковский в Париже] (на русском языке). Рутения.ру . Проверено 13 июля 2012 г.
  47. ^ Огонек: Как Нам Было Страшно! [Искра: Как это было ужасно!] (на русском языке). Огонек.com. Архивировано из оригинала 12 февраля 2012 года . Проверено 13 июля 2012 г.
  48. ^ Евгений Евтушенко: "Как поэт я хотел соединить Маяковского и Есенина" | Культура – Аргументы и Факты [Евгений Евтушенко: «Как поэт я хотел бы соединить Маяковского и Есенина»] (на русском). Aif.ru. 23 апреля 2008. Проверено 13 июля 2012 .
  49. ^ Театр на Таганке: Высоцкий и другие [Театр на Таганке: Высоцкий и другие] (на русском языке). Таганка.театр.ру . Проверено 13 июля 2012 г.
  50. ^ «текстай» . Текстай.lt . Проверено 13 июля 2012 г.
  51. ^ «Маяковский Фрэнка О'Хары: Фонд поэзии» . www.poetryfoundation.org . Проверено 8 мая 2015 г. Я стою в ванне и плачу. Мама, мама» «Это смешно! у меня на груди кровь / о да, я таскал кирпичи / какое смешное место, где можно лопнуть! «с кровавыми ударами по голове. / Обнимаю тучу, / но когда взлетел / пошел дождь.
  52. ^ Маяковский, Владимир (2008). «Облако в штанах, я звоню». Хребетовая флейта: Избранные стихи Владимира Маяковского . пер. Андрей Кнеллер. Бостон: Независимая издательская платформа CreateSpace. ISBN  978-1438211640 . Мать? / Мать! / У вашего сына чудесная болезнь! / Мать!» «Я шла дальше, терпя боль в груди. / Моя грудная клетка дрожала от напряжения.» «Не мужчина – а облако в штанах.
  53. ^ «Брэд Гуч: О «Правдивом рассказе о разговоре с Солнцем на Файер-Айленде» | Современная американская поэзия» . www.modernamericanpoetry.org . Проверено 8 мая 2015 г.
  54. ^ «Лауреаты литературной премии ПЕН-центра США» . Архивировано из оригинала 15 ноября 2017 года . Проверено 3 апреля 2012 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eca02e7acd292abdfcc0e2af346b4012__1722659760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ec/12/eca02e7acd292abdfcc0e2af346b4012.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vladimir Mayakovsky - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)