Владимир Маяковский
Владимир Маяковский | |
---|---|
Рожденный | Vladimir Vladimirovich Mayakovsky 19 июля [ OS 7 июля] 1893 г. Багдати , Кутаиси , Российская империя. |
Умер | 14 апреля 1930 г. Москва, Советский Союз | (36 лет)
Альма-матер | Строганова , Московское училище живописи, ваяния и зодчества |
Жанр | Поэзия |
Предмет | Новый советский человек |
Литературное движение | Русский Футуризм Кубофутуризм |
Годы активности | 1912–1930 |
Подпись | |
Владимир Владимирович Маяковский ( русский : Влади́мир Влади́мирович Маяковский , ВЛИЯНИЕ: [məjɪˈkofskʲɪj] ; 19 июля [ OS 7 июля] 1893 — 14 апреля 1930) — советский русский поэт, драматург, художник и актёр. В ранний, дореволюционный период своей жизни, вплоть до 1917 года, Маяковский стал известен как видный деятель русского футуристического движения. Он подписал футуристический манифест « Пощечина общественному вкусу» (1913) и написал такие стихотворения, как « Облако в брюках » (1915) и « Флейта-позвоночник » (1916). За свою карьеру Маяковский произвел большой и разнообразный труд: он писал стихи, писал и режиссировал пьесы, снимался в кино, редактировал художественный журнал «ЛЕФ» и выпускал агитплакаты в поддержку Коммунистической партии во время Гражданской войны в России. 1917–1922 гг.
Хотя работы Маяковского регулярно демонстрировали идеологическую и патриотическую поддержку идеологии большевиков и сильное восхищение Владимиром Лениным , [ 1 ] [ 2 ] его отношения с советским государством всегда были сложными и часто бурными. Маяковский часто оказывался вовлеченным в конфронтацию с растущим участием советского государства в культурной цензуре и разработке государственной доктрины социалистического реализма . Произведения, критиковавшие или высмеивающие аспекты советской системы, такие как стихотворение «Разговор с налоговиком о поэзии» (1926), пьесы «Клоп» (1929) и «Баня» (1929), встретили презрение со стороны советского государства и литературное заведение.
В 1930 году Маяковский покончил с собой. Даже после смерти его отношения с советским государством оставались неустойчивыми. Хотя Маяковский ранее подвергался резкой критике со стороны советских правительственных органов, таких как Российская ассоциация пролетарских писателей , премьер-министр Иосиф Сталин после его смерти назвал Маяковского «лучшим и самым талантливым поэтом нашей советской эпохи». [ 3 ]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Владимир Владимирович Маяковский родился в 1893 году в Кутаисской Багдати губернии , Грузия , тогда входившая в состав Российской империи , в семье Александры Алексеевны (урожденной Павленко), домохозяйки, и Владимира Маяковского, местного лесника. Его отец принадлежал к дворянскому роду и приходился дальним родственником писателю Григорию Данилевскому . У Владимира Владимировича было две сестры, Ольга и Людмила , и брат Константин, который умер в трехлетнем возрасте. [ 4 ] Семья имела русское и запорожское казачье происхождение по отцовской линии и украинское по материнской линии. [ 5 ]
Дома семья говорила по-русски. С друзьями и в школе Маяковский говорил по-грузински . «Я родился на Кавказе, мой отец — казак, моя мать — украинка. Мой родной язык — грузинский. Таким образом, во мне объединены три культуры», — рассказал он пражской газете Prager Presse в интервью 1927 года. [ 6 ] Для Маяковского Грузия была вечным символом красоты. «Я знаю, это вздор, Эдем и Рай, но раз о них пели // Должно быть, именно Грузию, радостную землю, имели в виду эти поэты», - писал он позже. [ 4 ] [ 7 ]
В 1902 году Маяковский поступил в Кутаисскую гимназию . Позже, уже 14-летним, он принял участие в социалистических демонстрациях в городе Кутаиси . [ 4 ] Его мать, зная о его деятельности, видимо, не возражала. «Люди вокруг предупреждали нас, что мы даем мальчику слишком много свободы. Но я видела, как он развивается в соответствии с новыми тенденциями, сочувствовала ему и потворствовала его стремлениям», — вспоминала она позже. [ 5 ] Его отец внезапно умер в 1906 году, когда Маяковскому было тринадцать. (Отец уколол палец о ржавую булавку, собирая бумаги, и умер от заражения крови .) Его овдовевшая мать перевезла семью в Москву, продав все движимое имущество. [ 4 ] [ 8 ]
В июле 1906 года Маяковский поступил в 4-й класс 5-й Московской классической гимназии и вскоре увлекся марксистской литературой. «Никогда не интересовался художественной литературой. Для меня это была философия, Гегель , естественные науки, но прежде всего марксизм. Для меня не было более высокого искусства, чем « Предисловие » Маркса », — вспоминал он в 1920-е годы в своей автобиографии. Я, Сам . [ 9 ] В 1907 году Маяковский стал членом подпольного кружка социал-демократов своей гимназии, принимая участие в многочисленных мероприятиях Российской социал-демократической рабочей партии , в которой он, получив прозвище «Товарищ Константин», [ 10 ] присоединился в том же году. [ 11 ] [ 12 ] В 1908 году мальчика исключили из гимназии, так как его мать уже не могла платить за обучение. [ 13 ] Два года он учился в Строгановском художественно-промышленном училище, где несколькими годами ранее начала учиться его сестра Людмила. [ 8 ]
Будучи молодой большевистской активисткой, Маяковский распространял пропагандистские листовки, владел пистолетом без лицензии, а в 1909 году занимался контрабандой вывоза из тюрьмы женщин-политических активисток. Это привело к серии арестов и, наконец, к 11-месячному тюремному заключению. [ 10 ] Именно в одиночном заключении московской Бутырской тюрьмы Маяковский впервые начал писать стихи. [ 14 ] «Революция и поэзия переплелись в моей голове и слились воедино», — писал он в «Я сам» . [ 4 ] Будучи несовершеннолетним, Маяковский избежал серьезного тюремного заключения (с сопутствующей депортацией) и в январе 1910 года был освобожден. [ 13 ] Надзиратель конфисковал у молодого человека блокнот. Спустя годы Маяковский признал, что все было к лучшему, но всегда называл 1909 год годом начала своей литературной карьеры. [ 4 ]
Выйдя из тюрьмы, Маяковский остался ярым социалистом, но осознал свою несостоятельность как серьезного революционера. Покинув партию (чтобы никогда больше в нее не вступить), он сосредоточился на образовании. «Я прекратил партийную деятельность. Сел и начал учиться… Теперь моим намерением было заняться социалистическим искусством», — вспоминал он позже. [ 15 ]
В 1911 году Маяковский поступил в Московское художественное училище . В сентябре 1911 года короткая встреча с однокурсником Давидом Бурлюком (которая чуть не закончилась дракой) привела к прочной дружбе и имела исторические последствия для зарождающегося русского футуристического движения. [ 11 ] [ 14 ] представителем) группы Гилея ( «Гилея» ), которая стремилась освободить искусство от академических традиций: ее участники читали стихи на углах улиц, обливали зрителей чаем и делали Публичные выступления раздражают художественный истеблишмент . [ 8 ]
Бурлюк, услышав стихи Маяковского, объявил его «гениальным поэтом». [ 13 ] [ 16 ] Позднее советские исследователи пытались преуменьшить значение этого факта, но даже после того, как их дружба закончилась и их пути разошлись, Маяковский продолжал отдавать должное своему наставнику, называя его «мой замечательный друг». «Это Бурлюк превратил меня в поэта. Он читал мне французов и немцев. Он навязывал мне книги. Он приходил и говорил без конца. Он не давал мне уйти. Он субсидировал меня 50 копейками. каждый день, чтобы я писал и не был голоден», — писал Маяковский в «Я, Сам». [ 10 ]
Литературная карьера
[ редактировать ]17 ноября 1912 года Маяковский дал свое первое публичное выступление в «Бродячей собаке», художественном подвале Санкт-Петербурга. [ 11 ] В декабре того же года »» появились его первые опубликованные стихотворения «Ночь» ( Ночь ) и «Утро» ( Утро в «Манифесте футуристов « Пощечина общественному вкусу ) . [ 17 ] подписанный Маяковским, а также Велемиром Хлебниковым , Давидом Бурлюком и Алексеем Крученых , призывающий, среди прочего... «сбросить Пушкина , Достоевского , Толстого и т. д. и т. п. с парохода современности». [ 11 ] [ 13 ]
В октябре 1913 года Маяковский выступил в кафе «Розовый фонарь», прочитав свое новое стихотворение «Возьмите!» ( Нате! ) впервые. На концерте в петербургском Луна-парке состоялась премьера поэтической монодрамы «Владимир Маяковский» с автором в главной роли, декорации созданы Павлом Филоновым и Иосифом Школьником. [ 11 ] [ 14 ] первый поэтический сборник Маяковского « Я» ( Я В 1913 году вышел ), оригинальный ограниченный тираж которого составил 300 экземпляров, напечатанный литографическим способом . Этот цикл из четырех стихотворений, написанный от руки и иллюстрированный Василием Чекрыгиным и Львом Шектелем, позже составил первую часть сборника 1916 года «Просто как мычание» . [ 13 ]
В декабре 1913 года Маяковский вместе со своими товарищами по группе футуристов отправился в турне по России, в ходе которого они посетили 17 городов, включая Симферополь , Севастополь , Керчь , Одессу и Кишинев . [ 4 ] Это было буйное дело. Публика сходила с ума, и часто полиция останавливала чтения. Поэты одевались диковинно, а Маяковский, «постоянный скандалист», по его собственным словам, появлялся на сцене в самодельной желтой рубашке, ставшей символом его раннего сценического образа. [ 10 ] Гастроли завершились 13 апреля 1914 года в Калуге. [ 11 ] и стоило Маяковскому и Бурлюку образования: оба были исключены из Художественного училища, их публичные выступления были признаны несовместимыми с академическими принципами училища. [ 11 ] [ 13 ] Об этом они узнали еще в Полтаве от местного начальника полиции, который использовал этот случай как предлог для запрета футуристам выступать на сцене. [ 5 ]
Выиграв в лотерею 65 рублей, Маяковский в мае 1914 года отправился в Куоккалу под Петроградом. Здесь он завершал « Облако в штанах» , бывал на Корнея Чуковского , даче сел на Ильи Репина сеансы живописи встретился с Максимом Горьким . и впервые [ 18 ] Когда началась Первая мировая война , Маяковский вызвался добровольцем, но его отвергли как «политически ненадежного». Работал в компании «Лубок сегодня», выпускавшей патриотические картинки- лубки , и в газете «Новь », опубликовавшей несколько его антивоенных стихотворений («Мать и вечер, убитый немцами», «Война объявлена»). , «Я и Наполеон» и др.). [ 5 ] Летом 1915 года Маяковский переехал в Петроград, где начал сотрудничать с журналом «Новый Сатирикон» , сочиняя в основном юмористические стихи в духе Саши Черного , одного из бывших приверженцев журнала. Впоследствии Максим Горький пригласил поэта работать в своем журнале « Летопись» . [ 4 ] [ 15 ]
В июне того же года Маяковский влюбился в замужнюю женщину Лилю Брик , которая охотно взяла на себя роль « музы ». Ее муж Осип Брик, казалось, не возражал и стал близким другом поэта; позже он опубликовал несколько книг Маяковского и использовал свои предпринимательские таланты для поддержки футуристического движения. Этот роман, а также его идеи о Первой мировой войне и социализме сильно повлияли на самые известные произведения Маяковского: «Облако в штанах» (1915), [ 19 ] его первое крупное стихотворение значительной длины, за которым последовали «Флейта позвоночника» (1915), «Война и мир» (1916) и «Человек» (1918). [ 11 ]
Когда осенью 1915 года наконец пришла мобилизационная форма, Маяковский обнаружил, что не желает идти на фронт. При содействии Горького он поступил в Петроградскую военную автошколу рисовальщиком и учился там до начала 1917 года. [ 11 ] В 1916 году издательство «Парус» (снова возглавляемое Горьким) опубликовало сборник стихов Маяковского « Просто, как мычание» . [ 4 ] [ 11 ]
1917–1927
[ редактировать ]Маяковский всем сердцем поддержал большевистскую русскую революцию и какое-то время даже работал в Смольном в Петрограде, где видел Владимира Ленина . [ 11 ] «Принимать или не принимать, такого вопроса не было… [Это была] моя революция», — писал он в «Я сам» . автобиографии [ нужна ссылка ] В ноябре 1917 года он принял участие в санкционированном Центральным комитетом Коммунистической партии собрании писателей, художников и театральных деятелей, выразивших свою преданность новому политическому режиму. [ 11 ] В декабре того же года в Военно-морском театре состоялась премьера «Левого марша» ( 1918 ) со зрителями-моряками. [ 15 ]
В 1918 году Маяковский основал недолговечную «Футуристическую газету» . Он также снялся в трех немых фильмах, снятых на студии «Нептун» в Петрограде, для которых он написал сценарии. Единственный сохранившийся из них, «Дама и хулиган» , был основан на опере La maestrina degli Operai ( «Молодая рабочая учительница» ), опубликованной в 1895 году Эдмондо Де Амичисом и поставленной Евгением Славинским. Два других, «Рожденный не ради денег» и «В кандалах кино», были сняты Никандром Туркиным и считаются утерянными . [ 11 ] [ 20 ]
пьесы Маяковского « Мистерия-буфф» . 7 ноября 1918 года в Петроградском музыкально-драматическом театре состоялась премьера [ 11 ] изображающая всемирный потоп и последующий радостный триумф «Нечистого» (пролетариата) над «Чистым» ( буржуазией ), пользовалась еще большим признанием публики. Переработанная версия этой сатирической драмы 1921 года, [ 14 ] [ 15 ] Однако попытка автора экранизировать пьесу не удалась, ее язык был признан «непонятным для масс». [ 8 ]
участвовал В декабре 1918 года Маяковский вместе с Осипом Бриком в переговорах с Выборгской районной партийной школой Российской коммунистической партии (большевиков) (РКП(б)) о создании футуристической организации, связанной с партией. Организация под названием «Комфут» была формально основана в январе 1919 года, но была быстро распущена после вмешательства Анатолия Луначарского . [ 21 ]
В марте 1919 года Маяковский вернулся в Москву, где Собрание сочинений Владимира Маяковского 1909–1919» было выпущено « . В том же месяце он начал работать в Российском государственном телеграфном агентстве ( РОСТА ), создавая — как графические, так и текстовые — сатирические агитационные плакаты, направленные главным образом на информирование преимущественно неграмотного населения страны о текущих событиях. [ 11 ] В культурном климате раннего Советского Союза его популярность быстро росла, хотя среди членов первого большевистского правительства только Анатолий Луначарский его поддерживал ; другие относились к футуристическому искусству более скептически. Стихотворение Маяковского 1921 года « 150 000 000» не произвело впечатления на Ленина, который, видимо, видел в нем не более чем формальный футуристический эксперимент. Более благосклонно советский лидер воспринял его следующую книгу «Re Conferences», вышедшую в апреле. [ 11 ]
Энергичный представитель Коммунистической партии, Маяковский выражал свои мысли разными способами. Сотрудничая одновременно с многочисленными советскими газетами, он публиковал актуальные пропагандистские стихи и писал дидактические буклеты для детей, одновременно читая лекции и декламируя по всей России. [ 14 ]
В мае 1922 года после выступления в Доме издательства на благотворительном аукционе по сбору денег для жертв поволжского голода он впервые выехал за границу, посетив Ригу , Берлин и Париж , где его пригласили в мастерские Фернана Леже. и Пикассо . [ 8 ] несколько книг, в том числе циклы «Запад» и «Париж» (1922–1925). В результате было создано [ 11 ]
С 1922 по 1928 год Маяковский был видным членом Левого художественного фронта (ЛЕФ), который он помог основать (и создать его кредо «литература фактов, а не вымысла») и какое-то время определял свое творчество как коммунистический футуризм ( комфут ). [ 13 ] Вместе с Сергеем Третьяковым и Осипом Бриком он редактировал журнал «ЛЕФ» , заявленной целью которого было «пересмотр идеологии и практики так называемого левого искусства, отказ от индивидуализма и повышение ценности искусства для развивающегося коммунизма». [ 12 ] В первом номере журнала за март 1923 года было опубликовано стихотворение Маяковского » « Про это . [ 11 ] Считавшаяся манифестом ЛЕФа , она вскоре вышла в виде книги, иллюстрированной Александром Родченко , который также использовал фотографии Маяковского и Лили Брик. [ 22 ]
В мае 1923 года Маяковский выступил на массовом митинге протеста в Москве после убийства Вацлава Воровского . В октябре 1924 года он провел многочисленные публичные чтения эпоса Владимира Ильича Ленина, состоящего из 3000 строк , написанного по случаю смерти советского коммунистического лидера. В феврале следующего года она вышла книгой, изданной Госиздатом. Пять лет спустя исполнение Маяковским третьей части стихотворения на вечере Ленинского мемориала в Большом театре завершилось 20-минутной овацией. [ 14 ] [ 23 ] В мае 1925 года вторая поездка Маяковского привела его в несколько городов Европы, затем в США , Мексику. [ 24 ] и Куба . В США он посетил Нью-Йорк , Кливленд , Детройт , Чикаго , Питтсбург и Филадельфию , а также планировал поездку в Бостон , которая так и не была реализована. [ 25 ] Его книга эссе «Мое открытие Америки» вышла позже в том же году. [ 11 ] [ 13 ]
В январе 1927 года вышел первый номер журнала «Новый ЛЕФ» , снова под руководством Маяковского, теперь посвященного документальному искусству. Всего вышло 24 номера. [ 16 ] В октябре 1927 года Маяковский прочитал свое новое стихотворение « Все в порядке!» ( Хорошо! ) для аудитории активистов Московской партийной конференции в Красном зале Москвы. [ 11 ] спектакля « 25-й» (по стихотворению « Все в порядке!» В ноябре 1927 года в Ленинградском Малом оперном театре состоялась премьера ). Летом 1928 года, разочаровавшись в ЛЕФ, он покинул и организацию, и ее журнал. [ 11 ]
1929–1930
[ редактировать ]В 1929 году издательство Гослитиздат выпустило «Сочинения В. В. Маяковского» в 4-х томах. В сентябре 1929 года под председательством Маяковского собралось первое собрание вновь образованной группы РЭФ. [ 11 ] Но за этим фасадом отношения поэта с советским литературным истэблишментом быстро ухудшались. И организованная РЭФ выставка творчества Маяковского, посвященная 20-летию его литературной деятельности, и параллельное мероприятие в Доме писателей «20 лет творчества» в феврале 1930 года были проигнорированы членами РАПП и, что еще более важно, Партийное руководство, особенно Сталин , присутствия которого он очень ждал. Становилось очевидным, что такое экспериментальное искусство больше не приветствуется режимом, а самый известный поэт страны все больше теряет расположение в высших эшелонах партии. [ 5 ]
Две сатирические пьесы Маяковского, написанные специально для театра Мейерхольда, «Клоп» (1929) и (в частности) «Баня» (1930) вызвали бурную критику со стороны Российского союза пролетарских писателей. [ 12 ] В феврале 1930 года Маяковский вступил в РАПП, но 9 марта в «Правде» ведущий член РАПП Владимир Ермилов написал «со всей авторитетностью 23-летнего парня, не видевшего пьесу, но прочитавшего часть сценария». [ 26 ] отнес Маяковского к числу «мелкобуржуазной революционной интеллигенции», добавив, что «мы слышим в Маяковском ложную «левую» ноту, ноту, которая известна нам не только из литературы...». [ 27 ] Это было потенциально смертельное политическое обвинение, поскольку оно подразумевало интеллектуальную связь между Маяковским и левой оппозицией , возглавляемой Львом Троцким , сторонники которой находились в ссылке или тюрьме. (Известно, что Троцкий восхищался поэзией Маяковского). [ 28 ] Маяковский в ответ создал огромный плакат, высмеивающий Ермилова, но РАПП приказало ему снять его. В предсмертной записке Маяковский написал: «Скажите Ермилову, что мы должны были закончить спор». [ 29 ]
Клеветническая кампания в советской прессе продолжалась со спортивными лозунгами типа «Долой Маяковщину!» 9 апреля 1930 года Маяковский, читавший свое новое стихотворение «Во весь голос», был раскритикован студенческой публикой как «слишком непонятный». [ 4 ] [ 30 ]
Смерть
[ редактировать ]12 апреля 1930 года Маяковского в последний раз видели публично: он принял участие в обсуждении на заседании Совнаркома проекта закона об авторском праве. [ 11 ] 14 апреля 1930 года его нынешняя партнерша, актриса Вероника Полонская , выходя из квартиры, услышала выстрел за закрытой дверью. Она ворвалась и нашла поэта лежащим на полу; он, очевидно, выстрелил себе в сердце. [ 11 ] [ 31 ] Рукописная предсмертная записка гласила: «Всем вам. Я умираю, но никого в этом не вините и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойный ужасно не любил такие вещи. Мать, сестры, товарищи, простите меня – это нехороший метод (другим не рекомендую), но для меня другого выхода нет, Лиля, любите меня, товарищ Правительство, моя семья состоит из Лили Брик, мамы, моих сестер и Вероники Витолдовны Полонской. Вы можете обеспечить им достойную жизнь, спасибо. Отдайте стихотворение, которое я начал, Брикам. Они разберутся. [ нужна ссылка ] «Неоконченное стихотворение» в его предсмертной записке, в частности, гласило: «И вот говорят – «происшествие растворилось» / лодка любви разбилась / на тоскливой рутине. / Я покончил с жизнью / и [нам] следует освободи / от взаимных обид, невзгод и ханжи». [ 32 ] На похоронах Маяковского 17 апреля 1930 года присутствовало около 150 000 человек, что стало третьим по величине событием общественного траура в советской истории, уступившим только похоронам Владимира Ленина и Иосифа Сталина . [ 3 ] [ 33 ] Похоронен на Московском Новодевичьем кладбище . [ 12 ]
Споры вокруг смерти
[ редактировать ]Самоубийство Маяковского произошло после ссоры с Полонской, с которой у него был краткий, но нестабильный роман. Полонская, влюбленная в поэта, но не желавшая оставлять мужа, была последней, кто видел Маяковского живым. [ нужна ссылка ] Но, как заявила в своих воспоминаниях Лиля Брик, «идея самоубийства была внутри него как хроническая болезнь, и, как всякая хроническая болезнь, она обострялась при обстоятельствах, для него нежелательных…» [ 10 ] По словам Полонской, Маяковский упомянул о самоубийстве 13 апреля, когда они оба были у Валентина Катаева , но она подумала, что он пытается ее эмоционально шантажировать, и "ни на секунду отказывалась поверить, что [он] может сделать такое". [ 31 ]
Обстоятельства смерти Маяковского стали предметом длительных споров. Оказалось, что предсмертная записка была написана за два дня до его смерти. Вскоре после смерти поэта Лилю и Осипа Бриков спешно отправили за границу. Пуля, извлеченная из его тела, не соответствовала модели его пистолета, а его соседи позже сообщили, что слышали два выстрела. [ 10 ] Десять дней спустя офицер, расследовавший самоубийство поэта, был убит, что породило предположения о природе смерти Маяковского. [ 12 ] Такие предположения, часто намекающие на подозрения в убийстве со стороны государственных служб, особенно усилились в периоды первой хрущевской десталинизации , позднее гласности и перестройки , когда советские политики стремились ослабить репутацию Сталина (или Брика и, по ассоциации, Сталина). [ нужна ссылка ] и позиции современных оппонентов. По словам Шанталь Сундарам:
О том, насколько широко распространялись слухи об убийстве Маяковского, говорит тот факт, что еще в конце 1991 года они побудили Государственный музей Маяковского назначить экспертизу медико-криминологической экспертизы хранящихся в музее вещественных доказательств его смерти: фотографии, рубашка со следами выстрела, ковер, на который упал Маяковский, и подлинность предсмертной записки. Возможность подделки, предложенная [Андреем] Колосковым, сохранилась как теория с различными вариантами. Но результаты подробного почерковедческого анализа установили, что предсмертная записка, несомненно, была написана Маяковским, а также содержали вывод о том, что ее нарушения «представляют собой диагностический комплекс, свидетельствующий о влиянии… в момент исполнения… «сбивающего с толку» факторов, среди которых наиболее вероятным является психофизиологическое состояние, связанное с возбуждением». Хотя результаты вряд ли удивительны, это событие свидетельствует об увлечении противоречивыми отношениями Маяковского с советской властью, которые сохранились до эпохи перестройки, несмотря на то, что в то время на него нападали и отвергали его политический конформизм. [ 3 ]
Частная жизнь
[ редактировать ]Маяковский познакомился с мужем и женой Осипом и Лилей Брик в июле 1915 года на их даче в Малаховке под Москвой. Вскоре после этого сестра Лили, Эльза Триоле , у которой до этого был короткий роман с поэтом, пригласила его в петроградскую квартиру Бриков. В то время пара не проявляла интереса к литературе и была успешными торговцами кораллами. [ 34 ] В тот вечер Маяковский прочитал еще не опубликованное стихотворение «Облако в штанах» и объявил его посвященным хозяйке («Для тебя, Лиля»). «Это был самый счастливый день в моей жизни», — так он описал этот эпизод в своей автобиографии много лет спустя. [ 4 ] По воспоминаниям Лили Брик, ее муж тоже влюбился в поэта («Как же я могла не влюбиться в него, если Ося его так любил?» – рассуждала она однажды), [ 35 ] тогда как «Володя не просто влюбился в меня, он напал на меня, это было нападение. Два с половиной года у меня не было ни минуты покоя. Я сразу поняла, что Володя гений, но я не он мне не нравился, я не любил крикливых людей... мне не нравилось, что он был такой высокий и люди на улице глазели на него, меня раздражало, что он любил слушать собственный голос, я не мог; Я даже не терплю имени Маяковского... так похоже на дешевый псевдоним». [ 10 ] И настойчивое обожание Маяковского, и грубый вид ее раздражали. Якобы в угоду ей Маяковский пошел к дантисту, начал носить галстук-бабочку и ходить с тростью. [ 8 ]
Вскоре после того, как Осип Брик в сентябре 1915 года опубликовал «Облако в штанах» , Маяковский поселился в гостинице «Палас Роял» на Пушкинской улице в Петрограде, недалеко от места, где они жили. Он познакомил пару со своими друзьями-футуристами, и квартира Бриков быстро превратилась в современный литературный салон. С тех пор Маяковский посвящал все свои большие стихотворения (за очевидным исключением Владимира Ильича Ленина ) Лиле; такие посвящения позже начали появляться даже в текстах, которые он написал до их встречи, к ее большому неудовольствию. [ 10 ] Летом 1918 года, вскоре после того, как Лиля и Владимир снялись в фильме «В пленке» (от которого сохранились лишь фрагменты), Маяковский и Брики съехались. В марте 1919 года все трое приехали в Москву и в 1920 году поселились в квартире в Гондриковом переулке на Таганке . [ 36 ]
В 1920 году у Маяковского случился краткий роман с Лилей Лавинской, художницей, также сотрудничавшей с РОСТА. Она родила Глебу сына Лавинского ), впоследствии советского скульптора. [ 37 ] В 1922 году Лиля Брик влюбилась в Александра Краснощекова , главу советского Промбанка . Результатом этого романа стал трехмесячный разлад, который в некоторой степени нашел отражение в стихотворении «Про это» (1923). Отношения Брика и Маяковского закончились в 1923 году, но они так и не расстались. «Теперь я свободен от плакатов и любви», — признавался он в стихотворении «К юбилею» (1924). Однако когда в 1926 году Маяковский получил казенную квартиру в Гендриковом переулке в Москве, все трое въехали туда и прожили там до 1930 года, превратив это место в штаб-квартиру ЛЕФа. [ 30 ]
Маяковский продолжал исповедовать свою преданность Лиле, которую считал членом семьи. Именно Брик в середине 1930-х годов обратился к Сталину с личным письмом, которое изменило отношение к наследию поэта с тех пор в СССР. И все же у нее было много недоброжелателей (среди них Людмила Маяковская , сестра поэта), которые считали ее бесчувственной роковой женщиной и циничной манипуляторкой, никогда по-настоящему не интересовавшейся ни Маяковским, ни его поэзией. [ нужна ссылка ] «Для меня она была своего рода чудовищем. Но Маяковский, видимо, любил ее такой, вооружённой кнутом», — вспоминал поэт Андрей Вознесенский, знавший Лилю Брик лично. [ 36 ] Литературный критик и историк Виктор Шкловский, который возмущался тем, что, по его мнению, Брики эксплуатировали Маяковского как при его жизни, так и после его смерти, однажды назвал их «семьей торговцев трупами». [ 35 ]
Летом 1925 года Маяковский отправился в Нью-Йорк, где встретил русскую эмигрантку Элли Джонс, урожденную Елизавету Петровну Зиберт, переводчицу, свободно говорившую на русском, французском, немецком и английском языках. Они полюбили друг друга, три месяца были неразлучны, но решили сохранить свой роман в тайне. Вскоре после возвращения поэта в Советский Союз Элли родила дочь Патрицию . Маяковский видел девочку всего один раз, в Ницце , Франция, в 1928 году, когда ей было три года. [ 10 ]
Патрисия Томпсон, профессор философии и женских исследований в Леман-колледже в Нью-Йорке, является автором книги «Маяковский на Манхэттене» , в которой она рассказала историю любовной связи своих родителей, опираясь на неопубликованные мемуары матери и их личные воспоминания. разговоры перед ее смертью в 1985 году. Томпсон поехала в Россию после распада Советского Союза в поисках своих корней, была встречена там с уважением и с тех пор начала использовать свое русское имя - Елена Владимировна Маяковская. [ 10 ]
В 1928 году в Париже Маяковский познакомился с русской эмигранткой Татьяной Яковлевой. [ 11 ] 22-летняя модель, работающая в доме моды Chanel, племянница художника Александра Яковлева . Он безумно влюбился и написал ей два стихотворения: «Письмо товарищу Кострову о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Некоторые утверждали, что, поскольку их познакомила именно Эльза Триоле (сестра Лили), связь могла быть результатом интриги Брика, направленной на то, чтобы помешать поэту сблизиться с Элли Джонс и особенно с дочерью Патрисией, но сила этой страсти видимо, застал ее врасплох. [ 36 ]
Маяковский пытался уговорить Татьяну вернуться в Россию, но она отказалась. В конце 1929 года он предпринял попытку поехать в Париж, чтобы жениться на ее возлюбленной, но ему впервые было отказано в визе, опять-таки, как многие полагали, из-за того, что Лиля в полной мере использовала свои многочисленные «связи». Стало известно, что она «случайно» зачитала Маяковскому письмо из Парижа, в котором утверждалось, что Татьяна выходит замуж, при этом, как вскоре выяснилось, свадьба последней в тот самый момент не стояла на повестке дня. [ нужна ссылка ] Лидия Чуковская утверждала, что именно "всесильный Яков Агранов , еще один любовник Лили", помешал Маяковскому получить визу по ее просьбе. [ 38 ]
В конце 1920-х годов у Маяковского было еще два романа, со студенткой (впоследствии редактором Гослитиздата ) Натальей Брюханенко (1905–1984) и с Вероникой Полонской (1908–1994), молодой актрисой МХАТ , тогда женой актера Михаила Яншина . [ 39 ]
Именно нежелание Вероники развестись с последним привело к ее ссорам с Маяковским, последняя из которых предшествовала самоубийству поэта. [ 40 ] Однако, по словам Натальи Брюханенко, он тосковал не по Полонской, а по Яковлевой. «В январе 1929 года Маяковский [сказал мне], что он… пустил бы себе пулю в мозг, если бы не увидел эту женщину в ближайшее время», - вспоминала она позже. Что он и сделал 14 апреля 1930 года. [ нужна ссылка ]
Работы и критический прием
[ редактировать ]Ранние стихи Маяковского сделали его одним из наиболее оригинальных поэтов русского футуризма, движения, отвергающего традиционную поэзию в пользу формальных экспериментов и приветствующего социальные перемены, обещанные современными технологиями. Его стихи 1913 года, сюрреалистические, на первый взгляд бессвязные и бессмысленные, основанные на сильных ритмах и преувеличенных образах со словами, разбитыми на части и шаткими по странице, приправленные уличной лексикой, в то время в литературных кругах считались непоэтическими. [ 12 ] В то время как конфронтационная эстетика поэзии его коллег-футуристов сводилась по большей части к формальным экспериментам, идея Маяковского заключалась в создании нового, «демократического языка улиц». [ 15 ]
его первое большое произведение — авангардная трагедия «Владимир Маяковский» В 1914 году вышло . Жесткая критика городской жизни и капитализма в целом была в то же время гимном современной индустриальной державе, где главный герой жертвует собой ради будущего счастья людей. [ 4 ] [ 13 ]
В сентябре 1915 года «Облако в штанах» . вышло [ 19 ] Первое крупное стихотворение Маяковского значительной длины; в нем изображены темы любви, революции, религии и искусства, написанные с точки зрения отвергнутого любовника. Языком произведения был язык улиц, и Маяковский приложил немало усилий, чтобы развенчать идеалистические и романтизированные представления о поэзии и поэтах.
Вашу мысль |
Ваши мысли, |
— Из пролога «Облака в штанах» . |
«Хребтовая флейта» (1916) возмутила современных критиков. Его автора называют «бездарным шарлатаном», отвергающим «пустые слова больного малярией»; некоторые даже рекомендовали его «немедленно госпитализировать». [ 10 ] Оглядываясь назад, можно сказать, что это новаторская вещь, открывающая новые формы выражения социального гнева и личного разочарования. [ 15 ]
Период с 1917 по 1921 год был плодотворным для Маяковского, который приветствовал большевистскую революцию рядом поэтических и драматических произведений, начиная с «Оды революции» (1918) и «Левого марша» (1918), гимна пролетарская мощь, призывающая к борьбе с «врагами революции». [ 15 ] «Мистерия-буфф» (1918; переработка 1921), первая советская пьеса, рассказывала историю нового Ноева ковчега , построенного «нечистыми» (рабочими и крестьянами), отличавшимися «нравственной чистотой» и «объединенными классовой солидарностью». " [ 12 ] [ 15 ]
С 1919 по 1921 год Маяковский работал в Российском телеграфном агентстве (РОСТА). Рисуя плакаты и карикатуры, он снабжал их рифмами и лозунгами (смешивая ритмику, разные стили набора, используя неологизмы), описывающими текущие события в динамике. [ 8 ] [ 14 ] За три года он выпустил около 1100 изделий, которые назвал «Окна РОСТА». [ 15 ]
В 1921 году вышло стихотворение Маяковского « 150 000 000» , в котором восхвалялась миссия русского народа в разжигании мировой революции, но не произвело впечатления на Ленина. Последний высоко оценил стихотворение 1922 года « Прозаседавшиеся » — резкую сатиру на зарождающуюся советскую бюрократию, начинающую поедать явно несовершенную государственную систему. [ 5 ]
Поэзия Маяковского была пропитана политикой, но тема любви в начале 1920-х годов также стала заметной, главным образом в «Люблю» (1922) и «Про это» (1923), посвященных Лиле Брик, которую он считал членом семьи даже после того, как они разошлись. отдельно, в 1923 году. [ 14 ] В октябре 1924 года появилось письмо Владимира Ильича Ленина о смерти советского коммунистического вождя. [ 11 ] [ 14 ] В то время как газеты сообщали об весьма успешных публичных выступлениях, у советских литературных критиков были свои сомнения: Г. Лелевич назвал его «мозговым и риторическим», Виктор Перцов назвал его многословным, наивным и неуклюжим. [ 41 ]
Результатом обширных зарубежных поездок Маяковского стали книги стихов ( «Запад» , 1922–1924; Париж , 1924–1925: «Стихи об Америке» , 1925–1926), а также сборник аналитических сатирических очерков. [ 5 ]
В 1926 году Маяковский написал и опубликовал «Разговор с налоговиком о поэзии», первое из серии произведений, критикующих новое советское мещанство, результат новой экономической политики . [ 16 ] Его эпопея 1927 года « Все в порядке!» стремился соединить героический пафос с лиризмом и иронией. Превознося новую большевистскую Россию как «весну человечества», Луначарский восхвалял ее как «Октябрьскую революцию, оправленную в бронзу». [ 14 ] [ 15 ]
За последние три года своей жизни Маяковский написал две сатирические пьесы: «Клоп» (1929) и «Баня» , высмеивающие бюрократическую глупость и оппортунизм. [ 14 ] Последнюю превозносил Всеволод Мейерхольд , причисляя ее к лучшим произведениям Мольера , Пушкина и Гоголя и называя ее «величайшим явлением в истории русского театра». [ 23 ] Жесткая критика, которой обе пьесы были встречены в советской прессе, была преувеличена и политически окрашена, но тем не менее, оглядываясь назад, творчество Маяковского 1920-х годов считается неоднородным, даже Владимир Ильич Ленин и «Ладно!» уступая его страстным и новаторским работам 1910-х годов. Некоторые авторы, в том числе Валентин Катаев и близкий друг Борис Пастернак , упрекали его в том, что он растрачивает огромный потенциал на мелкую пропаганду. Марина Цветаева в своем эссе 1932 года «Искусство в свете совести» оставила особенно резкую оценку смерти Маяковского: «Двенадцать лет Маяковский-человек уничтожал Маяковского-поэта. На тринадцатом году Поэт восстал и убил человека. … Его самоубийство длилось двенадцать лет, ни на мгновение он не нажал на курок». [ 42 ]
Наследие
[ редактировать ]После смерти Маяковского руководство Товарищества пролетарских писателей добилось отмены публикаций произведений поэта и прекращения упоминаний самого его имени в советской печати. В своем письме Иосифу Сталину в 1935 году Лиля Брик бросила вызов своим оппонентам, прося лично советского лидера о помощи. Резолюция Сталина, начертанная на этом послании, гласила:
Товарищ Ежов , пожалуйста, возьмите на себя письмо Брика. Маяковский — лучший и талантливейший поэт нашей советской эпохи. Безразличие к его культурному наследию приравнивается к преступлению. Жалобы Брика, на мой взгляд, обоснованы... [ 43 ]
Эффект этого письма был поразительным. Маяковского сразу же провозгласили советским классиком, и он оказался единственным представителем художественного авангарда начала 20-го века, вошедшим в советский мейнстрим. Место его рождения Багдати в Грузии было переименовано в Маяковский в его честь. В 1937 году в Москве были открыты музей (и библиотека) Маяковского. [ 15 ] Триумфальная площадь в Москве стала площадью Маяковского. [ 16 ] В 1938 году станция метро «Маяковская» была открыта для посещения. Николай Асеев получил Сталинскую премию в 1941 году за стихотворение «Здесь начинается Маяковский», прославившее его как поэта революции. [ 8 ] В 1974 году в центре Москвы в здании, где Маяковский проживал с 1919 по 1930 год, открылся Российский государственный музей Маяковского. [ 44 ]
В результате для советского читателя Маяковский стал просто «поэтом революции». Его наследие подвергалось цензуре, более интимные и противоречивые фрагменты игнорировались, строки вырывались из контекста и превращались в лозунги (вроде вездесущего «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить вечно»). Главный бунтарь своего поколения был превращен в символ репрессивного государства. Санкционированная Сталиным канонизация привела Маяковского ко второй смерти, по словам Бориса Пастернака, поскольку коммунистические власти «начали навязывать его насильственно, как Екатерина Великая сделала с картошкой». [ 45 ] В конце 1950-х — начале 1960-х годов популярность Маяковского в Советском Союзе снова начала расти: новое поколение писателей признало его как проводника творческой свободы и смелых экспериментов. «Лицо Маяковского запечатлено на алтаре века», — писал тогда Пастернак. [ 10 ] Молодые поэты, привлеченные авангардным искусством и активизмом, которые часто противоречили коммунистическим догмам, выбрали статую Маяковского в Москве для своих организованных поэтических чтений. [ 14 ]
Среди советских авторов, на которых он оказал влияние, были Валентин Катаев , Андрей Вознесенский (назвавший Маяковского учителем и любимым поэтом и посвятивший ему стихотворение под названием « Маяковский в Париже »). [ 46 ] [ 47 ] and Yevgeny Yevtushenko . [ 48 ] В 1967 году театр на Таганке поставил поэтический спектакль « Слушай сюда!» ( Послушайте! ), основанный на произведениях Маяковского, в главной роли Владимир Высоцкий , который также был очень вдохновлен поэзией Маяковского. [ 49 ]
Маяковский стал известен и учился за пределами СССР . Такие поэты, как Назим Хикмет , Луи Арагон и Пабло Неруда, признали, что находились под влиянием его творчества. [ 15 ] Он был самым влиятельным футуристом в Литве , и его поэзия помогла сформировать там движение «Четыре ветра» . [ 50 ] Маяковский оказал значительное влияние на американского поэта Фрэнка О'Хара . Стихотворение О'Хары 1957 года «Маяковский» (1957) содержит множество отсылок к жизни и творчеству Маяковского. [ 51 ] [ 52 ] в дополнение к «Правдивому рассказу о разговоре с Солнцем на Огненном острове» (1958), вариации на тему «Необычайного приключения, случившегося с Владимиром Маяковским однажды летом на даче» Маяковского (1920). [ 53 ] В 1986 году английский певец и автор песен Билли Брэгг записал альбом Talking with the Taxman about Poetry , названный в честь одноименного стихотворения Маяковского. В 2007 году сценическая биодрама Крейга Волка «Маяковский выходит на сцену» (по его сценарию «Во весь голос ») получила литературную премию ПЕН-США за лучшую сценическую драму. [ 54 ]
В последние годы существования Советского Союза существовала сильная тенденция рассматривать работы Маяковского как устаревшие и незначительные; раздавались даже призывы исключить его стихи из школьных учебников. И все же на основе его лучших произведений репутация Маяковского была возрождена. [ 14 ] предпринимались попытки (такими авторами, как Юрий Карабчиевский) воссоздать объективную картину его жизни и наследия. Маяковского считали радикальным реформатором русского поэтического языка, создавшим собственную лингвистическую систему, наполненную новым видом экспрессионизма, во многом повлиявшим на развитие советской и мировой поэзии. [ 15 ] «Бешеный бык русской поэзии», «волшебник рифм», «индивидуалист и бунтарь против устоявшихся вкусов и стандартов», Маяковский рассматривается многими в России как революционная сила и гигантский бунтарь в русской литературе ХХ века. . [ нужна ссылка ]
Бернд Алоис Циммерманн включил свои стихи в свой молодому поэту» «Реквием , завершенный в 1969 году.
В Кыргызстане, в бывшем советском санатории недалеко от столицы Бишкека, есть памятник Маяковскому.
Поэт Егор Летов посвятил своему самоубийству стихотворение «Самоуход» и включил его стихи в свои стихи.
Библиография
[ редактировать ]Стихи
[ редактировать ]- A Cloud in Trousers ( Облако в штанах , 1915)
- Backbone Flute ( Флейта-позвоночник , 1915)
- Война и мир ( Война и мир , 1917)
- The Man ( Человек , 1918)
- 150 000 000 (1921)
- About That ( Про это , Pro eto , 1923)
- Vladimir Ilyich Lenin ( Владимир Ильич Ленин , 1924)
- A Flying Proletarian ( Летающий пролетарий , 1925)
- All Right! ( Хорошо! , 1927)
Стихотворные циклы и сборники
[ редактировать ]- The Early Ones ( Первое , 1912–1924, 22 poems)
- Я ( Я , 1914, 4 стихотворения)
- Сатира. 1913–1927 (23 стихотворения, в том числе «Возьми!», 1914).
- Война ( февраль 1914–1916, 8 стихотворений)
- Lyrics ( Лирика , 1916, Лирика , 1916, 3 poems)
- Революция ( Революция , 1917–1928, 22 стихотворения, в том числе «Ода революции», 1918; «Левый марш», 1919)
- Повседневная жизнь ( Быт , 1921–1924, 11 стихотворений, в том числе «О дряни», 1921, «Пересовещания», 1922)
- Искусство коммуны ( Искусство коммуны , 1918–1923, 11 стихотворений, в том числе «Приказ Армии искусств», 1918).
- Агитстихотворения ( Филиппины , 1923, 6 стихотворений, в том числе «Галерея Маяковского»)
- Запад ( Запад , 1922–1925, 10 стихотворений, в том числе «Как работает Демократическая республика?» и Парижский цикл из 8 стихотворений)
- The American Poems ( Стихи об Америке , 1925–1926, 21 poems, including "The Brooklyn Bridge")
- О поэзии ( О поэзии , 1926, 7 стихотворений, в том числе «Разговор с налоговиком о поэзии», «Сергею Есенину»)
- Сатиры. 1926 ( Сатира , 1926. 14 стихотворений)
- Тексты песен. 1918–1924 ( Слова . 12 стихотворений, в том числе «Люблю», 1922)
- Publicism ( Публицистика , 1926, 12 poems, including "To Comrade Nette, a Steamboat and a Man", 1926)
- Детская комната ( Детская , 1925–1929. 9 стихотворений для детей, в том числе «Что такое хорошо и что такое плохо»)
- Стихи. 1927–1928 (56 стихотворений, в том числе «Ленин с нами!»)
- Satires. 1928 ( Сатира . 1928, 9 poems)
- Cultural Revolution ( Культурная революция , 1927–1928, 20 poems, including "Beer and Socialism")
- Агит… ( Агит… , 1928, 44 стихотворения, в том числе «Жид»)
- Roads ( Дороги , 1928, 11 poems)
- The First of Five ( Первый из пяти , 1925, 26 poems)
- Туда и обратно ( Туда и обратно , 1928–1930, 19 стихотворений, в том числе «Стихотворение о советском паспорте»)
- Грозный смех ( Грозный смех , 1922–1930; более 100 стихотворений, опубликовано посмертно, 1932–1936)
- Стихи, 1924–1930 ( Стихи . 1924–1930, в том числе «Письмо т. Кострову о сущности любви», 1929)
- Кем мне стать? ( Кем быть , Кем быть?, опубликовано посмертно 1931, стихотворение для детей, с иллюстрациями Н. А. Шифрина)
Пьесы
[ редактировать ]- Vladimir Mayakovsky ( Владимир Маяковский . Subtitled: Tragedy, 1914)
- Мистерия-Буфф ( Mystery-Bouffe , 1918)
- «Клоп» ( Клопп , 1929)
- The Bathhouse ( Баня . 1930)
- Moscow Burns. 1905 ( Москва горит . 1905, 1930)
Очерки и зарисовки
[ редактировать ]- My Discovery of America ( Мое открытие Америки , 1926), in four parts
- How to Make Verses ( Как делать стихи , 1926)
Фильмография
[ редактировать ]- Not Born for Money ( Не для денег родившийся , 1918)
- Fettered by Film ( Закованная фильмой , 1918)
- Lady and the Hooligan ( Барышня и хулиган , 1918)
Переводы
[ редактировать ]- Маяковский Владимир. Клоп и избранные стихи . Эд. с вступлением. Патрисия Блейк. Пер. Макс Хейворд и Джордж Риви. Нью-Йорк: Meridian Books, 1960. Перепечатка: Indiana University Press, 1975.
- Маяковский Владимир. Маяковский: Играет . Пер. Гай Дэниелс. (Издательство Северо-Западного университета, Эванстон, Иллинойс, 1995 г.). ISBN 0-8101-1339-2 .
- Маяковский Владимир. Для голоса (Британская библиотека, Лондон, 2000).
- Маяковский, Владимир (ред. Бенгт Янгфельдт, пер. Джулиан Граффи). Любовь - сердце всего: переписка Владимира Маяковского и Лили Брик 1915–1930 (Polygon Books, Эдинбург, 1986).
- Маяковский, Владимир (сост. и пер. Герберта Маршалла). Маяковский и его поэзия (Текущий книжный дом, Бомбей, 1955).
- Маяковский Владимир. Избранные произведения в трех томах ( Радуга , Москва, 1985).
- Маяковский Владимир. Избранная поэзия. (Иностранные языки, Москва, 1975).
- Маяковский, Владимир (ред. Бенгт Янгфельдт и Нильс Аке Нильссон). Владимир Маяковский: Мемуары и очерки (Almqvist & Wiksell Int., Стокгольм, 1975).
Литература
[ редактировать ]- Aizlewood, Robin. Verse form and meaning in the poetry of Vladimir Maiakovsky: Tragediia, Oblako v shtanakh, Fleita-pozvonochnik, Chelovek, Liubliu, Pro eto (Modern Humanities Research Association, London, 1989).
- Браун, Э. Дж. Маяковский: поэт революции (Princeton Univ. Press, 1973).
- Чартерс, Энн и Сэмюэл. Я люблю: история Владимира Маяковского и Лили Брик (Фаррар Штраус Жиру, Нью-Йорк, 1979).
- Хумесский, Ася. Маяковский и его неологизмы (Rausen Publishers, Нью-Йорк, 1964).
- Янгфельдт, Бенгт. Маяковский и футуризм 1917–1921 (Almqvist & Wiksell International, Стокгольм, 1976).
- Лаврин, Янко . От Пушкина до Маяковского: исследование эволюции литературы. (Сильван Пресс, Лондон, 1948).
- Novatorskoe iskusstvo Vladimira Maiakovskogo (trans. Alex Miller). Vladimir Mayakovsky: Innovator (Progress Publishers, Moscow, 1976).
- Нойес, Джордж Рапалл (ред.). Шедевры русской драматургии . Том. 2 (Dover Pub., Нью-Йорк, 1961 [1933]).
- Нюка-Нилюнас, Альфонсас. Литературное движение «Четыре ветра» и его участники , Айдай , 1949, № 1. 24. (на литовском языке)
- Ругл, Чарльз. Трое россиян рассматривают Америку: Америка в произведениях Максима Горького, Александра Блока и Владимира Маяковского (Almqvist & Wiksell International, Стокгольм, 1976).
- Шкловский Виктор Борисович. (ред. и перевод Лили Фейлер). Маяковский и его окружение (Додд, Мид, Нью-Йорк, 1972).
- Стапанян, Джульетта. Кубофутуристическое видение Маяковского (Rice University Press, 1986).
- Террас, Виктор. Владимир Маяковский (Туэйн, Бостон, 1983).
- Вальехо, Сезар (перевод Ричарда Шаафа) Дело Маяковского (Curbstone Press, Willimantic, CT, 1982).
- Волк, Крейг, «Маяковский выходит на сцену» (полнометражная драма), 2006 г. и «Во весь голос» (полнометражный сценарий), 2002 г.
- Вахтель, Майкл. Развитие русского стиха: метр и его значения (Cambridge University Press, 1998).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маяковский, Владимир (1985). «Разговор с товарищем Лениным» . Избранные произведения в трех томах . Том. 1 (Избранный стих). Английское стихотворение пер. Ирина Железнова. СССР: Издательство «Радуга». стр. 238 . ISBN 5-05-00001 7-3 .
На заснеженных землях / и жнивных полях, / в дымных заводах / и на фабричных площадках, / с тобой в сердце, / Товарищ Ленин, / думаем, / дышим, / живем, / строим, / и мы драться!
- ^ Маяковский, Владимир (1960). «Во весь голос». Клоп и избранные стихи . пер. Макс Хейворд и Джордж Риви. Нью-Йорк: Книги Меридиана. стр. 231–235. ISBN 978-0253201898 .
Когда я предстану / перед ЦКК / грядущих / светлых лет, / в виде большевистского партбилета, / подниму / над головами / шайку своекорыстных / поэтов и жуликов, / всю сотню тома / моих / коммунистических книг.
- ^ Jump up to: а б с Сундарам, Шанталь (2000). Производственная культура: советское государство и легенда о Маяковском 1930–1993 гг . Оттава, Канада: Национальная библиотека Канады: Приобретения и библиографические услуги. стр. 71, 85. ISBN. 0-612-50061-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Iskrzhitskaya, I.Y. (1990). "Vladimir Vladimirovich Mayakovsky" . Russian Writers. Biobibliographical dictionary. Vol.2 . Prosveshchenye . Retrieved 13 January 2015 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Mikhaylov, Al. (1988). "Mayakovsky" . Lives of Distinguished People. Molodaya Gvardiya . Retrieved 13 January 2015 .
- ^ "ФЭБ: Маяковский. Из беседы с сотрудником газеты «Прагер пресс». — 1961" . feb-web.ru. Archived from the original on 25 July 2018 . Retrieved 26 August 2022 .
- ^ Я знаю: / глупость – эдемы и рай! / Но если / пелось про это, // должно быть, / Грузию, радостный край, / подразумевали поэты.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Люкконен, Петри. «Владимир Маяковский» . Книги и писатели (kirjasto.sci.fi) . Финляндия: Куусанкоски Публичная библиотека . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года.
- ^ Я, сам (автобиография). Сочинения Владимира Маяковского в 6 томах. Библиотека «Огонек». Издательство «Правда». Москва, 1973. Том I, с.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Бешеный бык русской поэзии» . Гаарец . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С "Биография В. В. Маяковского. Хронология" . Серия «Жизни выдающихся людей». Выпуск №700. Молодая Гвардия, Москва. 1988 год . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Владимир Маяковский» . www.poets.org . Проверено 13 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Владимир Маяковский. Биография» . Новая Литературная сеть . Проверено 13 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Владимир Владимирович Маяковский» . Британская энциклопедия . Проверено 13 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Владимир Владимирович Маяковский. Биография» . Сайт Маяковского . Проверено 13 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Биография Владимира Маяковского. Хронология» . max.mmlc.northwestern.edu . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Лоутон, Анна (1988). Русский футуризм в его манифестах, 1912–1928 . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. стр. 51–52. ISBN 0-8014-9492-3 .
- ^ Комментарии к автобиографии (Я, сам). Сочинения Владимира Маяковского в 6 томах. Библиотека «Огонек». Издательство «Правда». Москва, 1973. Том I, с.455.
- ^ Jump up to: а б «Облако в штанах (часть 1) Владимира Маяковского» . vmlinux.org. Архивировано из оригинала 21 июня 2008 года . Проверено 7 апреля 2010 г.
- ^ Петрич, Влада. Конструктивизм в кино: Человек с киноаппаратом: кинематографический анализ . Издательство Кембриджского университета. 1987. Страница 32. ISBN 0-521-32174-3
- ^ Янгфельдт, Бенгт (1976). Маяковский и футуризм 1917-21 (PDF) . Стокгольм: Альмквист и Wiksell International . Проверено 23 декабря 2018 г.
- ^ Arutcheva, V., Paperny, Z. "Commentaries to About That" . The Complete V.V.Mayakovsky in 13 volumes. Khudozhestvennaya Literatura. Moscow, 1958. Vol. 4 . Retrieved 13 January 2015 .
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Февральский, А. (1958). "Комментарии к Баня (Баня) " Полное собрание сочинений В.В.Маяковского в 13 томах. Художественная литература. Москва, 1957. Том. 11 . Получено 13 января.
- ^ Маяковский, Владимир (1925). « Мексика ». Пер. Адам Халбур и Андрей Крижановский.
- ^ Шакарян, Пьетро А. «Маяковский в Кливленде: открытие лесного города пламенным футуристом» . Кливленд Исторический . Проверено 27 апреля 2023 г.
- ^ МакСмит, Энди (2015). Страх и муза сторожили, Русские мастера - от Ахмативы и Пастернака до Шостаковича и Эйзенштейна - при Сталине . Нью-Йорк: Нью Пресс. п. 49. ИСБН 978-1-59558-056-6 .
- ^ Ворошильский, Виктор (1971). Жизнь Маяковского . Нью-Йорк: Орион Пресс. стр. 438–84.
- ^ МакСмит, Энди (2015). Страх и муза сторожили, Русские мастера - от Ахмативы и Пастернака до Шостаковича и Эйзенштейна - при Сталине . Нью-Йорк: Нью Пресс. п. 44. ИСБН 978-1-59558-056-6 .
- ^ Ворошильский, Виктор (1971). Жизнь Маяковского . Нью-Йорк: Орион Пресс. п. 527.
- ^ Jump up to: а б Katanyan, Vasily (1985). "Mayakovsky. The Chronology, 1893–1930 // Маяковский: Хроника жизни и деятельности" . Moscow. Sovetsky Pisatel Publishers . Retrieved 1 May 2015 .
- ^ Jump up to: а б Polonskaya, Veronika (1938). "Remembering V. Mayakovsky" . Izvestia (1990) . Retrieved 13 January 2015 .
- ^ Belyayeva Dina. "B. Маяковский-Любовная лодка разбилась о быт... En" [V. Mayakovsky – The Love Boat smashed up on the dreary routine ... En]. poetic translations (in Russian and English). Stihi.ru – national server of modern poetry . Retrieved 7 April 2010 .
- ^ Коткин, Стивен (6 ноября 2014 г.). Сталин: Том I: Парадоксы власти, 1878–1928 гг . Пингвин. ISBN 9780698170100 . Проверено 8 мая 2015 г.
- ^ "Владимир Маяковский. Лишний вышел. Премьера Первого канала" . Архивировано из оригинала 22 июля 2013 года.
- ^ Jump up to: а б "The Briks. The Little 'Swede' Family / Брик Лиля и Брик Осип. Шведская семейка. Quotes" . ArtMisto . Retrieved 13 January 2015 .
- ^ Jump up to: а б с Обоймина Е., Таткова А. «Лиля Брик и Владимир Маяковский» . Русские биографии. Архивировано из оригинала 27 июня 2015 года . Проверено 13 января 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Московские могилы. Лавинский Н.А.» . Архивировано из оригинала 3 мая 2013 года.
- ^ Chukovskaya, Lydia. Notes on Akhmatova . 1957–1967. P. 547
- ^ «Маяковский в памяти подруг. Составитель, под редакцией Василия Катаняна» . Дружба Народов . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ "The Very Veronika Polonskaya". Sovetsky Ekran (Soviet Screen) magazine interview, No. 13, 1990
- ^ Катанян, Василий. Хронология жизни и работы, 1893–1930 гг. Год 1925 . Москва. Советский Писатель (5-е издание).
- ^ Зайцев, С. (2012). «Лирический выстрел» . Татьянин Ден . Проверено 13 января 2015 г.
- ↑ Катанян, Василий (1998) Мемуары . п. 112
- ^ «Музей» . Маяковский.info.
- ^ Зайцев, С. (2012). «Вторая смерть Маяковского» . Татьянин Ден . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Андрей Вознесенский. Маяковский в Париже [Андрей Вознесенский. Маяковский в Париже] (на русском языке). Рутения.ру . Проверено 13 июля 2012 г.
- ^ Огонек: Как Нам Было Страшно! [Искра: Как это было ужасно!] (на русском языке). Огонек.com. Архивировано из оригинала 12 февраля 2012 года . Проверено 13 июля 2012 г.
- ^ Евгений Евтушенко: "Как поэт я хотел соединить Маяковского и Есенина" | Культура – Аргументы и Факты [Евгений Евтушенко: «Как поэт я хотел бы соединить Маяковского и Есенина»] (на русском). Aif.ru. 23 апреля 2008. Проверено 13 июля 2012 .
- ^ Театр на Таганке: Высоцкий и другие [Театр на Таганке: Высоцкий и другие] (на русском языке). Таганка.театр.ру . Проверено 13 июля 2012 г.
- ^ «текстай» . Текстай.lt . Проверено 13 июля 2012 г.
- ^ «Маяковский Фрэнка О'Хары: Фонд поэзии» . www.poetryfoundation.org . Проверено 8 мая 2015 г.
Я стою в ванне и плачу. Мама, мама» «Это смешно! у меня на груди кровь / о да, я таскал кирпичи / какое смешное место, где можно лопнуть! «с кровавыми ударами по голове. / Обнимаю тучу, / но когда взлетел / пошел дождь.
- ^ Маяковский, Владимир (2008). «Облако в штанах, я звоню». Хребетовая флейта: Избранные стихи Владимира Маяковского . пер. Андрей Кнеллер. Бостон: Независимая издательская платформа CreateSpace. ISBN 978-1438211640 .
Мать? / Мать! / У вашего сына чудесная болезнь! / Мать!» «Я шла дальше, терпя боль в груди. / Моя грудная клетка дрожала от напряжения.» «Не мужчина – а облако в штанах.
- ^ «Брэд Гуч: О «Правдивом рассказе о разговоре с Солнцем на Файер-Айленде» | Современная американская поэзия» . www.modernamericanpoetry.org . Проверено 8 мая 2015 г.
- ^ «Лауреаты литературной премии ПЕН-центра США» . Архивировано из оригинала 15 ноября 2017 года . Проверено 3 апреля 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Владимира Маяковского или о нем в Интернет-архиве.
- Работы Владимира Маяковского в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Архив Владимира Маяковского на сайте marxists.org.
- Английские переводы трех ранних стихотворений
- Английский перевод двух стихотворений: «Вот как я превратился в собаку» и «Эй!»
- Английский перевод «Его возлюбленному…».
- Рифмованный перевод на английский язык слова " Stone Flute "
- Включает английские переводы двух стихотворений, 127–128.
- Запись чтения Маяковским «Необычайного приключения...» на русском языке, предоставлен перевод на английский язык.
- «Показательный процесс», отрывок из книги «Маяковский: Биография» Бенгта Янгфельдта , 2014.
- Исаак Дойчер, Поэт и революция , 1943.
- Троцкого Глава о русских футуристах, включая Маяковского, в «Литературе и революции»
- «Бешеный бык» русской поэзии на сайте Haaretz.com, 5 июля 2007 г. Статья Далии Карпель
- Владимир Маяковский на IMDb
- Государственный музей В.В. Маяковского в Google Culture Institute
- Газетные вырезки о Владимире Маяковском в архив ZBW ХХ веке Пресс -
- Родина заметит свою страшную ошибку: парадокс футуризма у Ясенского, Маяковского и Шкловского
- 1893 рождения
- 1930 смертей
- Люди из Багдати
- Люди из Кутаисской губернии
- Члены Российской социал-демократической рабочей партии
- Старые большевики
- русские писатели-коммунисты
- русские поэты-коммунисты
- Писатели-футуристы
- Модернистский театр
- Русский авангард
- Русские драматурги и драматурги
- Русские драматурги и драматурги-мужчины
- Русский Футуризм
- Русскоязычные поэты
- русские марксисты
- Русские люди украинского происхождения
- Русские поэты-мужчины
- Российские актеры театра-мужчины.
- Российские киноактёры-мужчины.
- Российские актеры немого кино, мужчины.
- Писатели соцреализма
- Советские драматурги и драматурги
- Советские писатели-мужчины
- Русские поэты ХХ века.
- Русские писатели-мужчины XX века.
- советский поэт
- 1930 самоубийств
- Самоубийства с применением огнестрельного оружия в Советском Союзе
- Самоубийства с применением огнестрельного оружия в России
- Захоронения на Новодевичьем кладбище.
- Русские поэты украинского происхождения
- Русские художники 20 века.
- Русские художники-мужчины
- русские писатели-марксисты
- Выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества
- Выпускники Московской государственной художественно-промышленной академии имени Строганова.
- Атеисты из Грузии (страна)
- Атеисты из Российской Империи
- русские атеисты
- Атеисты 20-го века