Jump to content

Религия в Империи Инков

(Перенаправлено из религии инков в Куско )

Пачакути поклоняется Инти Муруа внутри Кориканчи , изображение Мартина де

Религия инков представляла собой группу верований и обрядов, которые были связаны с мифологической системой, развивавшейся от доинкских времен до Империи инков . [1] Вера в Тавантинсуйу проявлялась во всех аспектах его жизни, работы, праздников, церемоний и т. д. Они были многобожниками и существовали местные, региональные и общерегиональные божества .

Двойственность

[ редактировать ]

Тема мифологии инков — двойственность Космоса. Царства были разделены на верхнее и нижнее царство: ханан-пача , уху-пача и урин-пача . Ханан пача , верхний мир, состоял из божеств солнца, луны, звезд, радуги и молнии, в то время как уху пача и урин пача были царством Пачамамы, матери-земли, а также предков и героев инков или других айлусов. . Кай-пача , царство внешней земли, где проживали люди, рассматривалось как промежуточное царство между ханан-пача и уху-пача . Царства были представлены кондором (верхний мир), пумой (внешняя земля) и змеей (внутренняя земля). [ нужна ссылка ]

Асимметричный дуализм особенно важен в мировоззрении Анд. Асимметричный дуализм — это идея о том, что реальность строится силами, которые разные и компромиссные, но нуждаются друг в друге, чтобы быть целостными. Кроме того, одна сила немного больше или мощнее другой, что приводит к неравенству между существами и силами. Это неравенство является основой реальности и заставляет вещи происходить. В андской мысли этот асимметричный дуализм можно увидеть в рассеянии жизненной силы или жизненной силы по всей земле. Камак — это жизненная сила, которая населяет все в реальности. Он не различает живых и мертвых и населяет вещи в разных количествах. [2] Эта жизненная сила, пронизывающая разные места в разное время, дает возможность узнавать определенные места или объекты. Эти места и предметы считались обладающими особой энергией и были собраны под названием вака .

Священные места или предметы, называемые вака, были распространены по всей Империи инков. В андской мифологии вака — божественная сущность, обитавшая в природных объектах, таких как горы, валуны, ручьи, поля сражений, другие места встреч и любые места, связанные с прошлыми правителями инков. Вака также мог быть неодушевленным предметом , например глиняной посудой, которая считалась сосудом, несущим божество. Духовные лидеры общины использовали молитвы и подношения, чтобы общаться с вака за советом или помощью. Человеческие жертвоприношения были частью ритуалов инков, в которых они обычно приносили в жертву ребенка ( капак хуча ) или раба. Инки считали честью умереть в качестве жертвоприношения. [3]

По словам Рейнхарда и Черути, археологические находки подтверждают такую ​​практику человеческих жертвоприношений: «Археологические данные, найденные на далеких горных вершинах, установили, что захоронение подношений было обычной практикой среди инков и что человеческие жертвоприношения совершались в нескольких местах. Сохранение тел и других материалов в холодной и сухой среде высоких Анд дает возможность раскрыть подробности ритуалов, которые проводились в этих церемониальных комплексах». [4]

Божества

[ редактировать ]

Божества инков занимали три царства:

Божества официального пантеона

[ редактировать ]
  • Виракоча : [5] Обычно его персонифицировали как мужчину и называли создателем человечества и всего остального в мире. [6] В книге «Поклонение воде и религии инков» говорится: «Он создал человечество на острове на озере Титикака на границе между современным Перу и Боливией и научил людей, как жить, присвоив им племенную одежду и обычаи и определив, где им следует жить». [7] После того, как это произошло, Виракоча передал контроль над человечеством низшим богам, а затем исчез. Когда испанцы пришли на территорию инков, инки подумали, что они богоподобны из-за внешнего сходства с Виракочой. [6] Виракоча часто изображается как один из триады богов с Инти и Инти-Иллапой. Чтобы не путать их с троицей (как это сделали более поздние христиане), у трех богов было несколько пересекающихся личностей. Похоже, ему не было посвящено никаких крупных церемоний, ему было посвящено лишь небольшое духовенство и лишь несколько святынь. [8]
  • Инти : Инти был одним из самых важных богов для народа инков и известен как бог Солнца. Его обычно рассматривают как мальчика из общества инков, а также он был известен как золотой диск с исходящими огненными лучами и лицом посередине. [6] [9] Образ Инти-мальчика с солнечными лучами, торчащими из головы, отражен в главном идоле Инти, созданном Пачакути. Этот идол, названный Пунчао, соединял пространство между Солнцем и человечеством, поскольку жизненно важные органы правителей инков были сожжены, а пепел хранился внутри статуи. [8] Инки считали, что солнце является ключевым элементом сельского хозяйства, защищая и помогая выращивать урожай. [9] Храм, посвященный Инти, назывался Кориканча. [5] (также известный как «Золотая ограда»), который был одним из самых важных храмов для народа инков. [7] Внутри Кориканчи было миниатюрное кукурузное поле, кукуруза была сделана из золота. Ежегодно император «обрабатывал» это по традиции. [6] Виракоча изначально не был высшим божеством в религии инков, Инти был первым оригинальным и самым могущественным богом. Переход от Инти к Вирачоче имеет несколько теорий, в том числе: 1. Общество и люди инков развились интеллектуально и начали подвергать сомнению силу Инти. Они задавались вопросом, почему всемогущий бог каждый день делает одно и то же. [6] 2. Общество продвинулось вперед, и они стали больше склоняться к генотеизму . Поскольку Виракоча считался человеком, они считали его более могущественным. [6]
  • Иллапа (Инти-Иллапа): Имя этого бога означает гром и управляет такими вещами, как погода, дождь и молния. [10] Инки ценили этого бога, потому что Иллапа контролировал погоду и рост урожая. [6] Многие представители общества инков видели образ этого божества в виде человека, носящего пращу. [9] [10] Каждый раз, когда Иллапа использовал пращу, она вызывала гром, который слышали люди инков. [6] [9]
  • Кон ( Вакон ): Бог дождя инков вышел за рамки своего сельскохозяйственного значения и включил в себя свою роль в духовных верованиях и ритуалах. Этот бог воспринимался как божественная сущность, способная как давать живительные дожди, так и вызывать разрушительные наводнения, подчеркивая сложные отношения между народом инков и силами природы. Интегрирован в более широкие космологические верования, отражающие взаимосвязь воды, жизни и духовности в культуре инков. [11]
  • Мать (Мать Матери [6] ): Имя этого бога на языке инков можно перевести как Мать-Луна. [10] Койя , или королева инков , считалась дочерью Мамакильи и лидером поклонения луне. Все общество инков признавало это божество женщиной, которую также видели в виде серебряного диска с лицом посередине. [6] Она была женой божества Инти, а также вела календари. [9] [10] Этот бог отвечал за календари, поскольку инки могли отслеживать лунный цикл. Все храмы, в которых поклонялись Мамакилье, строились жрицами. [10]
  • Пачамама : Имя этого бога переводится как Мать-Земля и известно в обществе инков как женщина. [10] Инки видели в ней защитницу своих посевов/полей и бога плодородия, помогающего расти их посевам. [10] Пачамама воплощает гендерное понимание природы, представляя одновременно материнскую воспитательную силу и могущественное божество. Пачамама изображается как источник плодородия и изобилия в системах верований коренных народов Боливии, влияющий на методы ведения сельского хозяйства и управление окружающей средой. [12] Пачамама олицетворяет взаимосвязь жизни и природы, выступая в качестве центральной фигуры в ритуалах и церемониях, прославляющих землю и ее ресурсы. [13]
  • Мама Коча : Значение имени этого бога на языке инков — Мать озер, и оно широко известно как женщина. [10] Задача этого божества — сохранять мир сильным и обеспечивать источники воды. [10]
  • Звездные божества : это божества, сформированные с использованием созвездий или других космологических особенностей, и, как правило, считается, что они представляют собой животных или виды деятельности. [7] В книге « Поклонение воде и религия инков » примером может служить «Уркучилилай, который известен западным астрономам как Лира, [который] считался защищающим лам и альпак». [7] Другим важным звездным божеством была Колька (Плеяды). Это созвездие почиталось потому, что оно было матерью всех остальных звездных божеств. Когда созвездие появилось после того, как его не было видно в течение 37 дней, это ознаменовало начало сельскохозяйственного года. [8]
  • Уакас [5] : Всё, что, по мнению инков, обладало сверхъестественным духом, в том числе люди, места и предметы, называлось Уакас. [7] Размер Уаки определял ее мощь. Например, горы считались одними из самых могущественных уака. Инки поклонялись им и заботились о них, как и о других божествах. [7]

Домашние боги

[ редактировать ]
Каллама Конопа, 1470–1532 гг.

В дополнение к общепочитаемым божествам, семьи инков иногда поклонялись домашним богам, изображая их в виде миниатюрных фигурок, чаще всего называемых чанка или конопас . [14] Конопа часто представляла собой предметы из натурального или резного камня, которые напоминали сельскохозяйственные культуры или домашний скот, например , конопа зарап для кукурузы , конопа папап для картофеля и каллама для лам . [15] [16]

Источник

[ редактировать ]

У инков было огромное количество историй происхождения, которые историкам и ученым сложно расшифровать и разобраться. Эти истории часто противоречат сами себе, как бы пересказывая историю позже, включая информацию и события, которые произошли. Во многих историях происхождения инков жизнь началась на озере Титикака. В этой истории бог-творец Виракоча Пачаячач сформировал гигантов, чтобы посмотреть, смогут ли люди работать с такими размерами. Когда он обнаружил, что это не так, он сделал их своего размера. Эти люди были высокомерными и жадными, поэтому были обращены в камень или другие формы, а некоторые были поглощены камнем или морем. Затем Создатель вызвал великий потоп, чтобы уничтожить землю и все живое на ней, за исключением трех человек, которые позже помогли снова создать людей. Позже, на озере Титикака, Создатель создал солнце, луну и звезды. Луна сияла ярче солнца, и, преисполнившись зависти, солнце бросило ей в лицо пепел, чтобы затмить ее сияние. Затем Создатель распространился с двумя слугами, чтобы вызвать людей каждой нации, из каждой горы, расщелины, пещеры и озера, прежде чем идти по воде на запад. [8]

Истории происхождения инков отражают отношение к переменам, когда прошлое можно было изменить, чтобы лучше соответствовать настоящему. Это позволило обеспечить возможность открытия новых народов и земель, присутствовавших с самого начала. Однако происхождение инков не отражает истории происхождения других доинкских андских народов. Существует гораздо больше версий и историй, которые предшествуют историям инков и играют их роль. Происхождение и религия инков основаны на многих местных и наследственных традициях. Официальной традицией Империи инков был культ Солнца, но инки разрешили местным жителям поклоняться существующим существам. Многие люди думали, что их предок-основатель возник именно в этом месте, в пакариске. Эти местные жители поклонялись своим богам посредством паломничества, подношений и других обрядов, которые позволяли им сохранять верность традициям, в то же время принося необходимые жертвы и подношения богу Солнца. [8]

Религиозная экспансия

[ редактировать ]

Религиозные традиции в Андах, как правило, различались в разных айлусах. Хотя инки обычно допускали или даже включали местных божеств и героев завоеванных ими айлусов, они все же принесли своих богов этим народам, включив их в закон, например, требующий жертвоприношений. Инки пытались объединить своих божеств с побежденными таким образом, чтобы повысить статус своих собственных. Одним из примеров этого является Пачамама, богиня Земли, которой поклонялись задолго до появления инков. В мифологии инков Пачамама была помещена под Луной, которая, по мнению инков, управляла всеми женскими богами. [17]

Инки также использовали гадание . Гадание использовалось, чтобы информировать жителей города о социальных событиях, предсказывать исходы сражений и просить о метафизическом вмешательстве.

Прежде чем предпринимать какие-либо действия, необходимо было гадание. Почти каждый религиозный обряд сопровождался жертвоприношениями. Обычно это было кукурузное пиво, еда или ламы, но иногда это были девственницы или дети. [18]

Гадание было важной частью религии инков, о чем свидетельствует следующая цитата:

Родные элементы более очевидны в случае гадания на восходе солнца. Апачеты, кока и солнце были основными элементами религии до завоевания, а гадание, поклонение священным горам и возмездие врагам были важными ритуальными практиками. [19] : 292–314 

Мумификация

[ редактировать ]

Правителей Перу, таких как правитель инков Уайна Капак , часто мумифицировали после смерти, что позволяло поклоняться их телам во дворцах. Эти богослужения были перехвачены испанцами под предводительством Поло де Ондегардо , который был недавно назначен Коррехидором (главным магистратом) Куско в 1559 году, когда город находился под контролем Испании. Ондегардо приложил огромные усилия, чтобы помешать инкам совершать свои « идолопоклоннические грехи», в основном путем обнаружения мумифицированных тел покойных королей инков и отправки их наместнику в Лиме . [20] Они оставались в больнице около 80 лет, прежде чем их местонахождение стало неизвестным. Инки мумифицировали своих королей, и несколько раз в год они выстраивались в ряд в соответствии с тем, когда они в хронологическом порядке правили на площади Куско , чтобы публика могла выразить свое почтение. [21] В остальное время года мумии возвращались во дворцы Куско, и группы посетителей поклонялись им в частном порядке. Франсиско Писарро заявил, что «у мертвых было принято посещать друг друга, и они устраивали большие танцы и разврат, и иногда мертвые шли в дом живых, а иногда живые приходили в дом мертвых». [20] Считалось, что короли могли разговаривать с прихожанами с помощью оракулов и даже давали советы по защите и управлению землей. Ожидалось, что правящий Инка будет обращаться за советом к мумиям своих предков по важным вопросам. Однако не все мумии инков были прославлены, так как в одном случае мумифицированное тело Топа Инки Юпанки было сожжено, а вся его родословная убита, когда они встали на сторону Уаскара в гражданской войне. [20]

Мумии инков считались обладающими свободой воли, на самом деле не живыми и не мертвыми, а скорее одушевленной смертью. Теренс Д'Алтрой сказал, что «королевские мумии ели, пили, посещали друг друга, заседали на советах и ​​решали важные вопросы». [22] Мумии участвовали в церемониальных ролях, что позволяло обращаться к ним как к советчикам в трудные времена. Первоначально хранившиеся в королевских поместьях, потомки со временем решили, что, оставаясь в собственном доме, мумию можно будет лучше обслуживать и присматривать за ней. Мумии играли настолько важную роль в политике, что известны случаи, когда мумии выходили замуж. Одна из таких историй заключается в том, что Вашкар заставил свою мать выйти замуж за мумию своего отца, чтобы он получил законное судебное иск. [8]

По прибытии испанцев инки начали прятать тела королей и становиться более скрытными в их поклонении, как утверждает Хуан де Бетансос . После назначения Поло ду Ондегардо и его люди нашли большинство мумифицированных королей и забрали их тела вместе с другими ритуальными предметами, такими как их хуаке или их статуи. Популярно мнение, что Ондегардо тайно похоронил тела в Куско или вокруг него , чтобы их снова не обнаружили и не поклонялись им. Гарсиласо де ла Вега посетил дом Ондегардо, ему показали собрание забальзамированных королей и засвидетельствовали степень их сохранности: «Тела прекрасно сохранились без потери волос на голове, бровей или ресниц. Они были одеты так, как будто бы были в жизни, с илавтами (царскими повязками) на головах... руки их были скрещены на груди». Впоследствии мумии были отправлены наместнику, чтобы он их увидел, а затем их привезли обратно в Куско и предполагали тайно похоронить. Наместник хранил мумии в больнице Сан-Андрес в Лиме , ​​потому что он был «главным благотворителем этого». Поскольку больница предназначалась исключительно для жителей Испании, они, вероятно, были выставлены на всеобщее обозрение гражданам, вдали от туземцев. [20]

Из-за их немедленного поражения от испанцев большая часть информации о религии инков была утеряна. Многие историки полагаются на религиозные обычаи завоеванных подданных инков, чтобы собрать информацию о верованиях инков. Инки переняли большую часть, если не все, свои религиозные верования у трех основных групп, населявших Перу. Этими группами были Вари , Чавин и Наска . Объединив все три религии этих древних обществ, инки смогли создать религиозную систему, которая доминировала почти во всех аспектах жизни империи.

Инки были глубоко религиозными, поэтому вполне понятно, что их религиозная структура была очень сложной. Религия была централизована в столице Куско . В Куско праздники и святые дни государственной религии контролировались очень сложным и организованным календарем. Этот календарь отвечал за почти все религиозные церемонии, проходившие по всей империи. В городе Куско также находилось более трехсот двадцати восьми хуака или священных предметов. Уака были расположены по всей империи, причем большинство из них располагалось вокруг столицы. В столице также существовала кипа. В кипе описываются все священные места и то, как их следует использовать во время церемоний и жертвоприношений. Каждое священное место или вака было разделено на сорок одно направление, называемое ceques. Эти чеки начинались от центрального храма Солнца, называемого Кориканча, или «золотой ограды».

Было десять групп знати инков, которые были священниками в городе Куско . Эти десять групп знати назывались панаками. Панаки играли жизненно важную роль в обществе инков в Куско, поскольку они отвечали за поклонение божествам. Все религиозные аспекты, происходящие в городе, были организованы и организованы этой особой группой знати. Говорят, что у членов этих десяти групп был первый королевский предок, завоевавший долину. Панаки определялись рангом матери, братской преемственностью, выбором, а также успехом и честью человека на поле битвы. Эти десять групп затем были разделены на две меньшие группы: одна представляла Ханана, который жил к северу от реки в долине, а также Хурина, который жил к югу от реки в долине. Ханан и Хурин состояли из пяти групп знати. Известно, что первая группа каждого из панаков все свои жертвоприношения посвящала солнцу. Остальные четверо отвечали за посвящение своих жертвоприношений Луне, Грому, Вирачоа и Земле. Эти группы знати составляли высший слой общества и пользовались большим почетом и уважением во всей империи.

Эти пять богов или существ, которым приносилось большинство жертв в Куско, представляют наиболее важные аспекты жизни инков. Бог Солнца представлял институциональную организацию общества, поскольку все в жизни инков вращалось вокруг Солнца. Вирачоа также известен как Апу Кун Тикси Виракутра и считается создателем цивилизации. Он один из самых, если не самый могущественный бог в мифологии инков. Жертвоприношения Вирачоа показывают, насколько инки полагались на внешние силы для объяснения событий в своей повседневной жизни. Жертвоприношения Грому представляют собой управление переходными процессами в жизни и обществе. Жертвоприношения Земле и Луне показывают плодородие Земли и природы. На все десять групп знати была возложена ответственность за объяснение и объяснение всех явлений природного мира в империи инков и за ее пределами.

Фестивали

[ редактировать ]
Саншайн, Саксония , Куско
Инти Райми, Куско, Уакайпата , 2005 г.

В календаре инков было 12 месяцев по 30 дней, каждый месяц имел свой праздник и пятидневный праздник в конце, перед началом нового года. Год инков начался в декабре и начался с великолепного фестиваля Капак Райми. [23]

Григорианский месяц Месяц инков Перевод
январь Эми Пост и покаяние
февраль Хатун-пукуй Великое созревание
Маршировать Время отдыха [ нужны разъяснения ] Созревание Земли
апрель Айриуа или Камай — рифма инков. Фестиваль Инков
Может Айморай ку или Хатун Куски Сбор урожая
Июнь Сан Райми Праздник Солнца и великий праздник в честь Солнца для сбора урожая
Июль Чауа-уаркиз, Чакра Рикуичи или Чакра Кона Праздник урожая
Август Япаки, Чакра Аяки или Капак Сикис Посевной месяц
Сентябрь Фестиваль Койя и ситуация Фестиваль Луны и фестиваль очищения
Октябрь Сорок часов Ума Райми Месяц наблюдения за посевами
ноябрь Айямарка Фестиваль мертвых
декабрь Фестиваль Капак Великолепный фестиваль

Капак Райми был первым и крупнейшим фестивалем года. Во время этого фестиваля мальчики инков проходили обряды полового созревания, когда вступали во взрослую жизнь. Кроме того, в честь бога Солнца проводились публичные мероприятия с выпивкой, танцами и поеданием лепешек из крови ламы.

Инти Райми, возможно, второй по важности фестиваль, проводился в месяц июньского солнцестояния. Как и Капаг Райми, Инти Райми сосредоточились на прославлении бога Солнца с пением в течение всего дня, которое усиливалось в полдень и уменьшалось до заката. Фестиваль длился восемь или девять дней и был наполнен подношениями чичи , коки и других предметов, почитавших бога Солнца. В конце праздника правитель инков первым вспахал землю, сигнализируя о начале пахоты.

В месяц Койя Райми проводилась Ситуа, церемония очищения, которая началась в Куско и распространилась на четыре направления. Выступая в сезон дождей, из-за большего количества заболеваний жители Куско избивали друг друга факелами и вытряхивали одежду на улице, чтобы избавить себя от болезней. Затем четыре группы по 100 человек отправились с жертвенным прахом по четырем дорогам из Куско: дорогам Колласую, Чинчайсую, Антисую и Кунтисую. Бегуны разносили пепел по этим дорогам и передавали его людям с более низким социальным статусом, которые продолжали нести бремя. Достигнув назначенного места, они купались в реке, очищая Куско и его народ от нечистоты. [8]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Тереза ​​Вергара (2000). «Тауантинсуйо: Мир инков». «История Перу» – Инканат и завоевания. Барселона: Lexus (испанский)
  2. ^ Квилтер, Джеффри. Древние Центральные Анды. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.
  3. ^ Андрушко Валерия Александровна; Бюзон, Мишель Р.; Гибаха, Арминда М.; Макьюэн, Гордон Ф.; Симонетти, Антонио; Кризер, Роберт А. (01 февраля 2011 г.). «Расследование случая жертвоприношения детей в сердце инков» . Журнал археологической науки . 38 (2): 323–333. дои : 10.1016/j.jas.2010.09.009 . ISSN   0305-4403 .
  4. ^ Рейнхард, Йохан; Черути, Констанца (2005). «Священные горы, церемониальные места и человеческие жертвоприношения среди инков». Археоастрономия: Журнал астрономии в культуре . 19 :2. ISSN   0190-9940 .
  5. ^ Jump up to: а б с Сармьенто де Гамбоа, Педро (2007). История инков . Бауэр, Брайан С., Смит-Ока, Ваня, 1975– (1-е изд.). Остин: Издательство Техасского университета. ISBN  9780292714137 . OCLC   156911932 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Боги, богини и мифология . Литтлтон, К. Скотт. Нью-Йорк: Маршалл Кавендиш. 2005. ISBN  0761475656 . OCLC   708564500 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж Гибаха Овьедо, Арминда М.; и др. (2016). Поклонение воде и религия инков . Рестон, Вирджиния: Американское общество инженеров-строителей. стр. 11–17. ISBN  9780784414163 .
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г Д'Алтрой, Теренс. Инки. Молден, Массачусетс: Уайли Блэквелл, второе издание, 2015 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д и Грег., Роза (2008). Мифология инков и другие мифы Анд (1-е изд.). Нью-Йорк: Розен Сентрал. ISBN  978-1404207394 . OCLC   62805010 .
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Н., Д'Алтрой, Теренс (2002). Инки . Молден, Массачусетс: Блэквелл. ISBN  1405116765 . OCLC   46449340 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  11. ^ Мэйс, Ларри В. и Андреас Н. Ангелакис. «Древние боги и богини воды». Эволюция водоснабжения на протяжении тысячелетий (2019): 1.
  12. ^ Тола, Мириам. «Между Пачамамой и матерью-землей: гендер, политическая онтология и права природы в современной Боливии». Феминистское обозрение 118.1 (2018): 25-40. https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1057/s41305-018-0100-4?casa_token=RbiNU2-WBfEAAAAA%3A4_1mANk13u4-jB-F3eS4vHjw1TcdSZ1gAWyzd_HUUBKTkDrUupdIFDTYvgJj_Ip9P КЫЛИУМЫзУ
  13. ^ Инкилья-Мамани, доктор Хуан; Апаза, доктор Эмилио Чамби- (30 апреля 2019 г.). «Символическая коммуникация и понятие «пачамама» в культурах «кечуа» и «аймара» . Международный журнал английской литературы и социальных наук . 4 (2): 504–512. дои : 10.22161/ijels.4.2.47 .
  14. ^ Кеннет Миллс (2012). «Чанас и Конопас» . Идолопоклонство и его враги: колониальная андская религия и искоренение, 1640–1750 гг . Издательство Принстонского университета. стр. 75–100. ISBN  9780691155487 .
  15. ^ Эндрю Джеймс Гамильтон (2018). Масштаб и инки . Издательство Принстонского университета. стр. 60–63. ISBN  9781400890194 .
  16. ^ Пол Джозеф из Арриаги (2015) Искоренение идолопоклонства в Перу [ Искоренение идолопоклонства в Перу Перевод Л. Кларка Китинга. Университетское издательство Кентукки. стр. 100-1 28–30. ISBN  9780813163338 .
  17. ^ Стил, Пол Ричард (2004). Справочник мировой мифологии . АВС-КЛИО. ISBN  978-1576073544 .
  18. ^ Справочник Эрдмана по мировым религиям, 1982, Lion Publishing, Herts, Англия, стр. 55
  19. ^ Роу, Джон Х. (1946). Джулиан Х. Стюард (ред.). Справочник южноамериканских индейцев Том. 2 Андские цивилизации (PDF) . Вашингтон: Смитсоновский институт. стр. 183–330.
  20. ^ Jump up to: а б с д Бауэр, Брайан С.; Родригес, Антонио К. (2007). «Больница Сан-Андрес (Лима, Перу) и поиск королевских мумий инков». Филдиана Антропология . 39 : 1–31. doi : 10.3158/0071-4739(2007)188[1:THOSAL]2.0.CO;2 . S2CID   162909245 .
  21. ^ Пальма, Рикардо (2004). Перуанские традиции . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета.
  22. ^ Д'Алтрой, Теренс. Инки. Молден, Массачусетс: Wiley Blackwell, второе издание, 2015. стр. 257.
  23. ^ Кендалл, Энн (1989). Повседневная жизнь инков . Нью-Йорк: Дорсет Пресс. ISBN  9780880293501 .

Список чтения

[ редактировать ]
  • Салливан, Э. Лоуренс. Родные религии и культуры Центральной и Южной Америки . Нью-Йорк и Лондон: Континуум, 1997.
  • МакКормак, Сабина. Религия в Андах . Принстон, Нью-Джерси: Princeton Press, 1991.
  • «доколумбовые цивилизации». Британская энциклопедия . 2006. Британская энциклопедия Интернет. 19 сентября 2006 г.
  • Конрад, Джеффри В. Религия и империя: динамика экспансионизма ацтеков и инков . Кембридж, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1984.
  • Пью, Хелен Бесстрашный Дудеттс из Империи инков . 2020. ISBN   9781005592318
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f1e59cbab85e04a606c24dfd3d08675c__1721504280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f1/5c/f1e59cbab85e04a606c24dfd3d08675c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Religion in the Inca Empire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)