Лаз люди
![]() | |
Регионы со значительным населением | |
---|---|
Турция | 103 900 (Этнолог, 2019) [ 1 ] |
Грузия | 1,000 (2007) [ 1 ] |
Германия | 1,000 (2007) [ 1 ] |
Языки | |
Лаз , Грузинский , Турецкий | |
Религия | |
В Турции : большинство суннитского ислама [ 2 ] В Грузии : большинство грузинских православных [ 3 ] | |
Связанные этнические группы | |
Грузии (особенно мингрелианцы ), понтитические греки |
Лаз люди |
---|
![]() |
![]() |
Люди Лаз , или Лази ( Лаз : ლაზი Лази ; Грузиан : ლაზი , Лази ; или ჭანი, Чанни ; Турция : Лаз ), являются картвельской этнической группой , уроженец Южного Кавказа , которые в основном живут в черных морских районах Турция и Грузия . Они традиционно говорят на языке LAZ (который является членом семейства Kartvelian Language ), но пережили быстрый языковой сдвиг к Турции .
Из 103 900 этнических LAZ в Турции только около 20 000 говорят LAZ, а язык классифицируется как угрожающий (6B) в Турции и сдвигается (7) в Грузии по расширенной шкале нарушения между поколениями . [ 1 ]
Этимология

Предки народа Лаза процитируются многими классическими авторами из Scylax до Procopius и Agathias , но слово Lazi на латинском языке ( греческий : λαζοί , романизированный : Lazoí ) сами упоминается Плиней вокруг 2 -го века до нашей эры. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]

Личность
Самоидентификация
Владимир Минорский , русский ученый восточных исследований , утверждал в 1913 году, что LAZ, живущий в Турции и Грузии, разработал различное понимание того, что значит быть LAZ, поскольку их идентичность в Грузии в значительной степени объединилась с идентичностью грузины со значением «LAZ». считаясь просто региональной категорией. [ 7 ]
Идентификация не-лаз
Стереотипным образом не-лаз часто используют Exonym LAZ для групп, которые в основном не этнические лаз:
- В Турции термин LAZ является «народным» определением и экзонием для всех, кто происходит на восточном черном море -побережье Турции. Иногда этот термин распространяется и на западную часть побережья. Следовательно, этот термин часто используется в основном для этнических понтитических греков , турок , хемшинов в дополнение к LAZ в Турции.
- Жители северо -западной части Гюмюшхане рассматриваются как Лаз другими людьми из Гюмюшхане.
- Жители Попоф названы как Лаз соседними общинами.
- Понтические греки рассматриваются как лаз другими греками. [ Цитация необходима ]
- что люди из Испира и Хемшинов Эрзурума Считается , были лаз другими людьми из Эрзурума.
- Понтические греческие спикеры из деревень Эмек и Дёнердере в Ван называются соседними общинами. [ 8 ]
- Небольшое сообщество, проживающее на побережье Каспийского Ирана, называется LAZ. [ 9 ]
История
Происхождение
Разузной из Лазури предки современного LAZ, первоначально провозглашенных с северо-востока, вокруг Абхазии и Той жерело-Земо Сванети и поселились на нынешней родине Лаз в древности. [ 10 ]
Современные теории предполагают, что Колхийские племена являются прямыми предками лазмингельцев , они представляли собой доминирующее этническое и культурное присутствие в юго-восточном регионе Черного моря в античности и, следовательно, играли значительную роль в этногенезе современных грузин . [ 11 ]
Древность
В тринадцатом веке н.э. до [ 12 ] [ 13 ] Кольхис Колхис было сформировано в результате растущей консолидации племен, населяющих регион, который охватывал современную западную Георгию и Турции северо-восточные провинции Трабзона , Риза и Артин . Колхис был важным регионом в торговле Черным морем - богатым золотом, воском, коноплем и медом. В восьмом веке несколько греческих торговых колоний вдоль берегов Черного моря были созданы , одним из которых является Требизонд ( греческий : τραπεζοῦς , романизированный : трапецизал ), основанный милийскими торговцами из Синопа в 756 году до нашей эры. Торговые партнеры Trebizond включали Proto-Laz Tribes of Mossynoeci .

К шестое веку до нашей эры племена, живущие в южных Колхисах ( Макроны , Моссиноэци , Маррес Были включены в девятнадцатый сатрапию Персии и т. Д. ) . Империя Ахеменидов была побеждена Александром Великим было создано ряд отдельных королевств , однако после смерти Александра в Анатолии , в том числе Понтус , в углу южного Черного моря, которым управлял персидский дворянин Митридат . Культурно, королевство было эскизировано , [ 14 ] с греческим как официальный язык. [ 15 ] Митридат VI покорил Колхис и отдал его своему сыну Митридату из Колхис .
В результате римских кампаний между 88 и 63 г. до н.э., во главе с генералами Помпей и Лукуллусом , Королевство Понтус было полностью уничтожено римлянами , и вся ее территория, включая Колхис, было включено в Римскую империю. Бывшие южные провинции Колхи были реорганизованы в римской провинции Понтус Полимоньяку , в то время как северные холхи стали римской провинцией Лазикум . Римский контроль оставался только номинальным по племенам интерьера. [ 16 ]
Историки первого века Мемнон и Страбос отмечают, что люди, ранее называемые макронами в свое время, название Санни , утверждение, которое также поддерживается Стефаном из Византии . Историк второго века Арриан отмечает, что Тзанни , такой же, как и Санни [ 17 ] являются соседями Колхийцев, в то время как последние теперь называли лази. К середине третьего века лази племя стало доминировать в большинстве Колхи, установив королевство Лазика .
Средний возраст

Воинственные племена халдии, называемые Тзанни, предки современных людей Лаза жили в Цанике , в районе, расположенном между византийской и Лазикой. Он включал несколько поселений, названных: Athenae , Archabis и Apsarus ; Тзанни не были ни субъектами римлян, ни царя Лазики, за исключением того, что во время правления византийского императора Юстиниана I (р. 527–565) они были подчинены, христианизированы и привезены на центральное правление. [ 18 ] [ 19 ] Епископы Лазики назначили своих священников, видя, что они христиане. У Тзанни начался ближе контактировал с греками и приобретал различные эллинские культурные черты, в том числе в некоторых случаях.

С 542 до 562 года Лазика была сценой затяжного соперничества между восточной римской и сасанидской империями, кульминацией которого стало участие 1000 вспомогательных организаций Тзанни при Dagistheus . Наступление Императора Ираклия в 628 году нашей эры одержало победу над персами и обеспечил преобладание римского преобладания в Лазике до вторжения и завоевания Кавказа арабами во второй половине седьмого века. В результате мусульманских вторжений, древний мегаполис , Фазис , был потерян, и Требизонд стал новым столичным епископом Лазики, с тех пор название Лази, похоже, является общим гребным названием для Тзанни. Согласно географии Анании Ширакацси 7 -го века, [ 20 ] Колхис ( Yeger в армянских источниках, такой же, как Lazica) были подразделены на четыре небольших района, одним из которых является цаника, то есть халдия , и упоминает Атину, Ризус и Требизонд среди своих городов. Со второй половины восьми веков район Требизонда упоминается в греческих источниках (а именно Эпифания Константинопольского ) как Лазика. 10-го века Арабский географ Абул Федера считает, что город Требизонд считает в основном Лазианский порт.
В 780 году Королевство Абхазия включило бывшие территории Лазики через династическую преемственность, таким образом, изгнав понтитические лаз (ранее известные как Тзанни) из Западной Грузии; После этого Тзанни жил под номинальным византийским сузеренитетом в теме Халдии, с ее столицей в Требизонде, управляемой местными полуавтономными правителями, такими как семья Габраса , [ 21 ] возможно "Греко-Лаз" или просто халдиновое происхождение. [ 22 ]

С вмешательством грузинского вмешательства в Халдию и крах Византийской империи в 1204 году, империя Требизонда , населенная крупным населением, говорящим на Карвелье. вдоль юго-восточного побережья Черного моря была создана [ 23 ] В восточной части той же империи была создана автономная прибрежная тема Большой Лазии . [ 24 ] Византийские авторы, такие как пахимеры и в некоторой степени трапецировки, такие как Лазаропулос и Бессарион , считали трапеципюанскую империю не более чем лазийское пограничное состояние. [ 25 ] Несмотря на то, что в сельской местности империи Требизонда, по -видимому, греческий человек, по -видимому, были преимущественно LAZ в этническом составе. [ 26 ] Фамилии LAZ, с эллинизированными терминациями, заметны в записях средневековой империи Требизонда, и, возможно, не слишком увлечение, чтобы предположить, что антагонизм между «партией города» и «страной-партией», который существовал в Политика «Империи» была на самом деле национальным антагонизмом LAZ против греческого. [ 27 ]
В 1282 году Королевство Имерети осадило Требизонд , однако после неудачной попытки взять город, грузины заняли несколько провинций, [ 28 ] И вся провинция Требизонтин Лазии отбросила свою верность королю «иберийских» и «лазийских» племен и объединилась с Грузинским королевством Имерети .
Ранняя современная эра

Заселенная область Лаза часто оспаривалась различными грузинскими княжествами, однако в результате Мурджахети в 1535 году Гурия , когда он был окончательно завоеван возрождением Османски княжество битвы обеспечило за контроль над ним до 1547 года Трабзон .
Османы сражались в течение трех веков, чтобы уничтожить христианс-георгическое сознание народа Лаза. [ 29 ] Из -за политики османской исламизации на протяжении всего семнадцатого века Лазс постепенно обращался в ислам . Поскольку османы консолидировали свое правление, система просо была доставлена на недавно завоеванные территории. Местные ортодоксальные жители, когда -то подчиненные грузинской православной церкви , должны были подчиняться патриархату Константинополя , [ 30 ] Таким образом, постепенно становясь греками , процесс, известный как эллинизация людей LAZ . [ 30 ] Лазс, которые находились под контролем Константинополя, вскоре потеряли свой язык и самоидентификацию, когда стали греками и изучали греческий, [ 31 ] Особенно Понтический диалект греческого языка , хотя родной язык был сохранен Лазсом, которые стали мусульманами. В середине семнадцати веков несколько губернаторов Туниса , которые носили титул Дей , были Laz Origin, например: Мухаммед Лаз (1647-1653), Мустафа Лас (1653-1665) и Али Лас (1673).
Не только паша (губернаторы) Трабзона до 19-го века, но и реальная власть во многих из казаса (районов) каждого Санджака к середине 17-го века лежала в руках относительно независимых местных Лаз Деребейс («Долины». ), или феодальные вождь, которые осуществляли абсолютную власть в своих округах, внесли друг друга в мелкие войны, не имели обязанности превосходным и никогда не платили взносы в султана. В период после войны 1828–1829 гг. Султан Махмуд II попытался сломать власть великих независимых Деребеей Лазистана. В этом случае Лаз Деребейс, возглавляемый Тахиром Агаей Тузкуоглу из Риз, поднялся в восстании в 1832 году. Восстание было изначально успешным: на его высоте в январе 1833 года, но к весне 1834 года восходящее было отменено. [ 32 ] Подавление подъема наконец нарушило силу Лаз Деребей. Это состояние неподчинения не было на самом деле нарушено до утверждения османской власти во время реформ Осман -паши в 1850 -х годах. [ 32 ]
В 1547 году османы построили прибрежную крепость Гоня , важную османскую форпост на юго -западе Грузии, [ 33 ] [ 34 ] который служил столицей Лазистана; Затем Батум до тех пор, пока он не был приобретен в соответствии с Конгрессом Берлина русскими в 1878 году, на протяжении всей Руссо-Турции , после этого Риз стал столицей Санджака. Мусульманские лази, живущие в недавно созданном Батуми, были подвергнуты этническому чистку; К 1882 году в Османской империи обосновались около 40 000 лаз, особенно в провинции в Западной Анатолии, такие как Бурса , Ялова , Карамурель , Измит , Адапазари и Сапанка . [ 35 ] С распространением движения молодого турка в Лазистане было создано недолгое автономистское национальное движение, возглавляемое Файком Эфендиши . Однако вскоре это было устранено в результате Абдула Хамида . вмешательства [ 36 ] Во время Первой мировой войны (1914–18) русские вторглись в провинции Риз и Трабзон. Однако, после о большевистской революции в 1917 году, российские силы должны были уйти из региона и, наконец, покинуть этот район в Османские турецкие силы в марте 1918 года. С 1918 по 1920 год национальное движение быстро охватило все вокруг Лазистана, комитетов и Временное правительство было создано. Он был ориентирован на советскую Россию. Но как только советский турецкий договор о дружбе был заключен, он помог туркам, интегрировать Лазистан. [ 37 ] официально запрещены в 1926 году Автономный Лазистан Санджак существовал до 1923 года, в то время как кемалисты . Лазистан был разделен между провинциями Риза и Артин . [ 38 ]
В начале эпохи LAZS, живущие под советским сталинистской доминированием Население LAZ было отправлено в изгнание в Сибири и Центральной Азии . После Смерти Сталин в 1953 году политический климат изменил, что в период с 1953 по 1957 год выжившим LAZS было разрешено вернуться на свою родину.
Современный
Большинство людей LAZ сегодня живут в Турции, но у Laz Minority Group нет официального статуса в Турции. Количество динамиков LAZ уменьшается и в настоящее время ограничено в основном некоторыми областями в Ризе и Ардвине.
Население и географическое распределение
Общая численность населения LAZ сегодня только оценивается, при этом числа широко. Большинство LAZ живут в Турции, где национальная перепись не регистрирует этнические данные о незначительных популяциях. [ 39 ]
Поселения
Страна / регион | Официальные данные | Оценивать | Концентрация | Статья |
---|---|---|---|---|
![]() |
— | 103,900 [ 1 ] | RIZE : воскресенье , Ардешен , Файндакла , Чамлихэмшин и Икиздере Районы .
АРТВИН : Архави и Хопа . Меньшинства в: Боркка Район. Трабзон: Of |
LAZ People в Турции |
![]() |
— | 1,000 [ 1 ] | Тбилиси Adxara : Sarpi , Kvariati , Gonio , Makho , Batumi и Kobuleti . Samerelo-Zemo : Zugdi и Antonlia Svaneti |
Люди Лаз в Грузии |
![]() |
— | 1,000 [ 1 ] | — | LAZ People в Германии |
![]() |
160 [ 40 ] | — | — | — |
Область

Большинство LAZ сегодня живут в районе, которую они называют Лазиа, Лазистаном, Лазети или Лазонским названием культурного региона, традиционно населенного народом Лаз в современной северо -восточной Турции и юго -западной Джорджии. Географически Лазистан состоит из серии узких, бурных долин, простирающихся на север от гребня понтитических Альп ( Турции : Анадолу Даглари ), который отделяет его от долины Чорух и простирается на восток - запад вдоль южного берега Черного моря . Лазистан - практически запрещенный термин в Турции. [ А ] Название считалось «непатриотическим» изобретением древнего режима. [ 38 ]
Земли наследственных земель LAZ не четко определенные, и нет официального географического определения для границ Лазистана. Тем не менее, части следующих провинций обычно включены:
- Регион Аджрара в Грузии
- Провинция Артвин в Турции
- Провинция Риза в Турции
- Провинция Трабзон в Турции
Экономика
Исторически, Лазистан был известен тем, что производил фундук . [ 41 ] Лазистан также произвел цинк , производя более 1700 тонн в 1901 году. [ 41 ] Традиционная экономика LAZ была основана на сельском хозяйстве - с некоторыми трудностями в крутых горных районах, а также на размножении овец, коз и крупного рогатого скота. Сады были ухожены, а пчелы были сохранены, а запас продовольствия был дополнен охотой. LAZ-хорошие моряки, а также практикуют сельскохозяйственный рис, кукурузу, табак и фруктовые деревья. Единственные отрасли промышленности платили, отмечались с древних времен, а резание древесины, используемой для судостроения.
Культура
За последние 20 лет наблюдалось множество культурных мероприятий, направленных на оживление языка, образования и традиций LAZ. Kâzım Koyuncu , который в 1998 году стал первым музыкантом Laz, получившим основной успех, значительно способствовал личности народа LAZ, особенно среди их молодежи. [ 42 ]
Культурный институт LAZ был основан в 1993 году и в культурной ассоциации LAZ в 2008 году, а в Gemlik был создан культурный фестиваль LAZ . [ 40 ] [ 43 ] Сообщество LAZ успешно лоббировало Министерство образования Турции, чтобы предложить обучение на языке LAZ в школах по всему региону Черного моря. В 2013 году министерство образования добавило LAZ в качестве четырехлетнего выборочного курса для студентов средних школ, начиная с пятого класса. [ 44 ]
Язык

Lazuri - это сложный и морфологически богатый язык, принадлежащий к южному кавказскому языковому семье, другие члены которых являются мингрелианами , Сван и грузинскими . Н. Марр считал Лаза и Мегрелиана, двух диалектов языка «лингвистически одного», как двух языков. Язык LAZ не имеет письменной истории, поэтому турецкий и грузинский язык служат основным литературным языком для народа LAZ. Их народная литература была передана перорально и не была систематически записана. Первые попытки установить особую культурную идентичность LAZ и создание литературного языка, основанного на арабском алфавите , были сделаны Файком Эфендиси в 1870 -х годах, но вскоре он был заключен в тюрьму Османскими властями, в то время как большинство его работ были разрушены. Во время относительной культурной автономии, предоставленной меньшинствам в 1930 -х годах, в письменной литературе LAZ, основанной на сценарии LAZ, в которой появилась Советская Грузия , в которой доминирует советская идеология. Поэт Мустафа Баниши возглавил это недолгое движение, но официальная стандартная форма языка никогда не была установлена. [ 45 ] С тех пор было предпринято несколько попыток отобрать кусочки местной литературы в турецких и грузинских алфавитах. Несколько местных поэтов в Турции, таких как Рашид Хилми Пехливаноглу, появились позже в 20 -м веке.
Религия
Апостол Эндрю после поездки из Требизонда в Лазику в первом веке нашей эры, построил здесь церковь. [ 46 ] Значение деятельности Апостола заключалось в том, что он ввел принцип христианской веры и тем самым проложил путь для более поздних миссионерских действий. Лейзы были обращены в христианство в 5 -м веке первым христианским королем Губазсом I из Лазики , который объявил христианство как государственную религию Лазики. После введения христианства Фазис был греческим епархией, одной из епископов которого, Сайрус , стал патриархом Александрии между 630 и 641 г. н.э. [ 47 ] [ 48 ] Требизонд стал столичным свидетелем Лазики, когда древний мегаполис, фазис, был потерян Византийской империей. [ 49 ] Trebizond, которая была единственной епархией, которая зарегистрировалась далеко в прошлом, Cerasous и Rizaion , оба сформировались в виде модернизированных епископцев. Все три епархии пережили Османское завоевание (1461) и, как правило, работали до 17 -го века, когда были отменены епархии церасуона и Ризаиона. Епархия Ризайон и епископство из -за того , что в то время были отменены из -за исламизации LAZS. Большинство из них впоследствии обратились в суннитский ислам . [ 50 ] [ 51 ] Есть несколько разрушенных церквей в современных районах Риза и Артсвина, таких как; Джибистази в Ардешене , Макриали (Ногеди) в Хопа , Пиронотинг в Архави и т. Д.
Есть также несколько христианских лаз в регионе Аджрара в Грузии, которые пересмотрели христианство. [ 52 ]
Мифология

Знаменитый своей сагой и мифами и ограниченным Черным морем и Кавказскими горами, древний район Колхис распространяется от Западной Георгии в северо -восточную Турцию. Знаменитая история о греческой мифологии о золотой руле , в которой Джейсон и Аргонавты украли золотой флис у короля Эти , с помощью его дочери Медеи , привел Колхиса в учебники истории.
Фестиваль
Колхоба - это древний фестиваль LAZ. Он проводится в конце августа или в начале сентября в деревне Сарпи , район Хелвачаури . Фестиваль возродил прежний образ жизни жителей Лазети и моменты человеческих отношений, типичных для времен Древней Греции и Колхис, связанных с путешествием Аргонавтов в Колхис. Во время празднования театральных выступлений Колхоба сопровождается различными мероприятиями, и это считается одним из главных публичных фестивалей.
Музыка
Национальные инструменты включают Guda (Pagpipe), Kemenche (Spike Fiddle), Zurna (гобо) и Doli (Drum). В 1990-х и 2000-х годах народной музыкант Казим Коюнку достиг значительной популярности в Турции и гастролировал на Грузию. Коюнку, который умер от рака в 2005 году, также был активистом народа LAZ и стал культурным героем. [ 53 ]
Танец

Лаз известны своими народными танцами, называемыми танцем Черного моря, первоначально языческого поклонения, которое должно было стать священным ритуальным танцем. Есть много разных типов этого танца в разных регионах. Хорон связан с теми, которые исполняют аджарианцы, известные как Хоруми . Они могут быть торжественными и точными, выполняемыми линиями людей, с тщательно выполненной работой ног или чрезвычайно энергичными, когда мужчины танцуют, прямо с помощью рук, делая короткие быстрые движения ногами, подчеркивающими, упав до приседания. Женские танцы изящны, но более быстрые в движении, чем те, которые встречались в Грузии. В Греции такие танцы по -прежнему связаны с понтитическими греками, которые эмигрировали из этого региона после 1922 года.

Традиционная одежда

Традиционный мужской костюм LAZ состоит из особенного бредового плавника, покрывающего всю голову над глазами, завязанный на боку и свисающий к плечу и верхней части спины; уютная куртка с грубым коричневым домоходом с свободными рукавами; и мешковатые темно-коричневые шерстяные брюки, заправленные в стройные кожаные ботинки. Женский костюм был похож на широко накваренное платье принцессы, найденное по всей Джорджии, но носил с аналогичным платком для мужчин и с богатым шарфом, привязанным к бедрам. Мужчины Лаза создавали отличные домашние винтовки, и даже в то время как в плуге обычно видели, что насыпали руками: винтовка, пистолет, порошок, картриджные ремни на груди, кинжал в бедре и катушка из веревки для ферменных пленных.
Дискриминация

Мустафа Кемаль Ататюрк , лидер первых десятилетий Республики, стремился создать национальное государство ( Турции : Улус ) из турецких остатков Османской империи. В течение первых трех десятилетий Республики усилия по туркитированию географических имен были повторяющейся темой. Импортированные карты, содержащие ссылки на исторические регионы, такие как Армения , Курдистан или Лазистан (официальное имя провинции Риза до 1921 года) были запрещены (как и в случае с Der Grosse Weltatlas , картой, опубликованной в Лейпциге ).
Культурная ассимиляция в турецкую культуру была высокой, и идентичность LAZ была угнетана во времена османского и советского правления. книга Laz History ( Lazların Tarihi Один из ключевых моментов был в 1992 году, когда была опубликована ). Авторы не смогли опубликовать его в 1964 году. [ 42 ]
Галерея
-
Amedeo Preziosi : Mustapha, мусульманин из Batum , Painting, C. 1852
-
Çürüksulu ali pasha с османскими грузинскими и ласами мужчинами. Паша был потомком грузинской благородной семьи Тавджиридзе , 19 века
-
Молодой Лаз Ман, гравюра из Le Tour Du Monde , на основе рисунка Теофила Дейроль , который путешествовал в Турции и Джорджии в 1870 -х годах, документируя, среди прочего, средневековые грузинские памятники на территории Османской империи
-
Житель Лазистана, из немецкой туристической книги, 1897
-
Люди Laz в 1900 -х годах
-
Солдаты в традиционной одежде Trebizond , Константинополь, 1900 -е годы
-
Открытка с участием танцоров Лаз в национальном костюме в Трабзоне
-
Laz Men из Трабзона, 1910 -е годы
-
Лазианская милиция, ок. 1918
-
Gheraspor (işıklı Sports), команда First of Laz Football, 1925
-
Около 1900 года
Смотрите также

- Администраторы
- Мегрелицы
- Понтические греки
- Chveneburi
- Чепни люди
- Хемшин народы
- Гермакочи
- Дидамангиса
- Лаз национализм
Примечания
- ^ «Статья 8 Закона о антитерроре (Закон № 3713, внесенный в изменение закона № 4126), гласит:« Никто не может участвовать в письменной и устной пропаганде, направленной на нарушение необычной целостности состояния турецкой республики, страны, страна, и нация. […] Те, кто участвуют в таких поступках, будут приговорены к одному до трех лет тюрьмы и дадут тяжелый штраф […] ». Эта статья означает, что те, кто устно или в печати, используют такие слова, как Лазистан или Курдистанский риск судебное преследование ".
Ссылки
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин "Лаз" . Этнолог . Получено 4 июля 2022 года .
- ^ Роджер Розен, Джеффри Джей Фокс, Грузинская Республика, Passport Books (сентябрь 1991 г.)
- ^ "ЛАЗЫ СССР И ГРУЗИИ: ПЕРИПЕТИИ ИСТОРИЧЕСКИХ СУДЕБ - Кавказ: новости, история,традиции" . www.kavkazoved.info .
- ^ Плиний, NH 6.4.12.
- ^ Браун (1994), с. 157, фн. 24
- ^ Pliny, C. (1989). Естественная история: книги 3-7 (Х. Ракхэм, транс.). Кембридж: Гарвард. п. 346-347.
- ^ Минорский, В. "Лаз". Исламский издание, второе издание. Извлекли: P. Bearman, Th. Bianquis, CE Босворт, Э. Ван Донецель. Брилл, 2010.,
- ^ Мед, Сенол. «Деревня Лаз в фургоне:« Лаз здесь, они называют курдиша в Черном море » . Плюс настоящий . Получено 23 июня 2024 года .
- ^ Йылмаз, Исмаил Гюни. «О личности LAZ» . Bianet . Получено 6 июля 2022 года .
- ^ Bellér-Hann, ILD (2018). "Лаз " Во флоте, Кейт; Крамер, Гудрурон ; Матринге, Денис; За исключением Джона; Роусон, Эверетт (ред.). Ислам . Брилл онлайн. ISSN 1873-9830 .
- ^ Cyril Toumanoff, Исследования по христианской истории, стр. 80
- ^
Морритт, Р.Д. (2010) Камни, которые говорят. EBSCO EBook Academic Collection. Cambridge Scholars Pub. (9781443821766) с.99"Племена в Колхисе, консолидированные в течение 13 -го века до нашей эры. Это было в этот период, упомянутый в греческой мифологии как Колхис как пункт назначения аргонавтов и дом Медеи в ее домене колдовства. Она была известна урартянам как Калха (Колха или Килхи).
- ^ Nodar Asatiani, Otar Janelidże (2009) История Грузии: с древних времен до наших дней. Мичиганский университет. Издательство Petite 9789941906367 Стр. 17.
- ^ Дети Ахилла: Греки в Малой Азии со времен Трои, Джона свободно, с. 69–70
- ^ Внешняя политика Mithridates Vi Eupator, король Понтуса, Б. С. Макгинг, с. 11
- ^ Талберт 2000 , с. 1226.
- ^ Прокопий , История войн , I-II [21-25]
- ^ Эванс 2000 , с. 93.
- ^ Прокопий Белл. Перенес я. 15, Белл. Гот IV 2, de aed. iii. 6
- ^ Ashkharatsuyts, Long Recension, V, 19.
- ^ Hewsen, 47
- ^ А. Брайер и Д. Уинфилд, Византийские памятники и топография Понтоса , с.300
- ^ Mikaberidze, A. (2015). Исторический словарь Грузии. 2 -е изд. Ланхэм, доктор медицины, Соединенные Штаты: Роуман и Литтлфилд, с.634.
- ^ Thys-şenocak, Lucienne. Османские женщины строители . Aldershot, Англия: Ashgate, 2006.
- ^ Брайер 1967, 179.
- ^ "Laz | encyclopedia.com" . www.encyclopedia.com .
- ^ Королевское географическое общество (Великобритания). (1893). Географический журнал. Лондон, Королевское географическое общество.
- ^ Миллер, Требизонд , с. 30
- ^ Святые мученики Лазети (17–18 веков) Pravoslavie.ru
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Денационализация грузин в XVII-XX веках; Lazeti-Trialeti (вторжение грузин) Метрополит из Манлизи, Анания Япаридзе , NPLG.gov.ge
- ^ Марк Юнге, Бернд Бонвеч (2015). Большевистский порядок в Грузии . Moscow: АИРО-XXI. p. 93. ISBN 978-5-91022-306-0 Полем
В Стамбуле находятся православные Лаз, которые находятся под контролем греческого патриархата. Они говорят на греческом языке и называют себя греками.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Абашидзе, Аслан; Трикоз, Елена (2009), «Статут МУС и сага по ратификации в штатах Содружества независимых государств», юридический режим Международного уголовного суда , Брилл, с. 1105–1110, doi : 10.1163/ej.9789004163089 .i-1122.306 , ISBN 9789004163089
- ^ Bagrationi, Vakhushti (1976). Накашидзе, NT (ред.). История Царства Грузинского [ История Королевства Грузия ] (PDF) (на русском языке). Тбилиси: Метсниреба. С. 133–135.
- ^ Церковь, Кеннет (2001). От династического княжества до имперского района: включение Гурии в Российскую империю до 1856 года (доктор философии). Мичиганский университет. С. 127–129.
- ^ Саригил, Зеки (2012). «Этнические группы в« Критических достопримечательностях »: Лаз против курдов». Ближний Восточный исследования . 48 (2): 269–286. doi : 10.1080/00263206.2011.652778 . HDL : 11693/12314 . ISSN 0026-3206 . S2CID 535844439 .
- ^ "Федорова Е.П. Публичный порядок в российском и французском праве: сравнительная характеристика. Публичный экономический порядок" . Актуальные проблемы российского права . 5 (5): 975–981. 2014. doi : 10.7256/1994-1471.2014.5.9758 . ISSN 1994-1471 .
- ^ Marc Junge, Bernd Bonwetsch (2015). Большевистский порядок в Грузии . Москва. ISBN 978-5-91022-304-6 .
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ Подпрыгнуть до: а беременный ТИС-Эшенокак, ЛЮДЕРН. Османские женщины строители. Aldershot, Англия: Ashgate, 2006. Печать.
- ^ Сильвия Кутсчер (2008). "Язык LAZ в Турции: вызванное контактным языком изменение языка или постепенная потеря?" (PDF) . Туркские языки . 12 (1) . Получено 31 января 2015 года .
Из -за отсутствия информации о переписи о меньшинствах (кроме небольшого числа исключений, таких как греческое или армянское население), фактическое количество LAZ, живущих в Турции, можно оценить только
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Национальный состав населения [Перепись 2010 года: этнический состав населения] (на русском языке). Российская федеральная государственная служба статистики . Архивировано из оригинала (PDF) 6 сентября 2018 года . Получено 31 января 2015 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Prothero, WG (1920). Армения и Курдистан . Лондон: HM Канцелярские товары. С. 52, 73.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Исмаил Гюни Йылмаз (7 января 2015 г.). «90 -е годы: рождение движения по культуре и идентичности LAZ» [1990 -е годы: рождение движения по культуре и идентичности LAZ]. Лазер . Получено 31 января 2015 года .
- ^ Камил Аксоилу (3 июля 2013 г.). «Культурное движение LAZ 93 Процесс в Институт Лаз» (на турецком языке). Laz.org . Получено 31 января 2015 года .
- ^ «Лазури классы начинаются в средних школах в Турции» . Анадолу. 14 сентября 2013 года . Получено 31 января 2015 года .
- ^ Iksander Tsitashi (1939). Литературная энциклопедия (Encyclopedia of Literature) Лазская литература [ LAZ Литература ] (на русском языке). Москва.
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ Pelkmans, Mathijs Emiel (2003). Неопределенные разделения: религия, этническая принадлежность и политика в грузинских границах . SN] OCLC 193987206 .
- ^ Bury (1889), p. 458-462
- ^ Холмс (1905), с. 728-730
- ^ Trebizond newadvent.org
- ^ Якар, Джейк (2000). Этноархеология Анатолии: сельская социально-экономическая экономика в бронзовых и железных возрастах . Emery и Claire Yass Publications в археологии. ISBN 9789652660114 Полем Получено 26 мая 2014 года .
Бывшие христиане, они обратились в суннитский ислам чуть более четырех веков назад.
- ^ Özhan öztürk . Понтус . Публикации Genesis. Стамбул, 2009. П. 737-38, 778
- ^ Роджер Розен, Джеффри Джей Фокс (сентябрь 1991 г.) Грузинская Республика , Паспортные книги, Линкольнвуд, Иллинойс ISBN 978-0-84429-677-7
- ^ Хак, Сабина; Меннел, Барбара (2012-10-01). Турецкий немецкий кинотеатр в новом тысячелетии: сайты, звуки и экраны . Berghahn Books. ISBN 978-0-85745-769-1 .
Библиография
- Эндрюс, Питер (ред.). 1989. Этнические группы в Республике Турция . Висбаден: доктор Людвиг Райхерт Верлаг, с. 497–501.
- Беннингхаус, Рюдигер. 1989. «Лаз: пример множественной идентификации». В: Этнические группы в Республике Турция, под редакцией П. Эндрюса.
- Брайер, Энтони. 1969. В кн.: Bedi Kartlisa 26, pp. 191–210.
- Эванс, Джеймс Аллан Стюарт (2000). Эпоха Юстиниана: обстоятельства имперской власти . Лондон и Нью -Йорк: Routledge. ISBN 978-0-415-23726-0 .
- Хьюсен, Роберт Х. "Лаз" . В: Всемирная культурная энциклопедия . Доступ 1 сентября 2007 года.
- Негеле, Джолион. Турция: Лаз меньшинство пассивно на лице ассимиляции. Радио Свободная Европа/Радио Свобода , 25 июня 1998 года.
- Талберт, Ричард Дж. (2000). Баррингтон Атлас греческого и римского мира: каталог карты . Принстон, Нью -Джерси: издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-04945-8 .
Внешние ссылки
- Ассоциация культуры LAZ (турецкий)
- Lazca.org: культура, новости и информация (турецкий)
- Lazebura.com: культура, новости и информация (турецкий)
- Lazuri.com: культуральный портал (турецкий)
- Лаз люди
- Древние народы Грузии (страна)
- Этнические группы в Германии
- Этнические группы на Ближнем Востоке
- Этнические группы в России
- Этнические группы в Турции
- Коренные народы Европы
- Коренные народы Западной Азии
- Этнические группы в Грузии (страна)
- Народы Кавказа
- Общество Грузии (страна)
- Племена в греко-римской историографии