Пьета (Микеланджело)
Мадонна делла Пьета Богоматерь благочестия | |
---|---|
Художник | Микеланджело Буонарроти |
Год | 1498–1499 |
Тип | Мрамор |
Предмет | Иисус и Мария |
Размеры | 174 см × 195 см (68,5 × 76,8 дюйма) |
Расположение | Собор Святого Петра, Ватикан |
41 ° 54'8" с.ш. 12 ° 27'12" в.д. / 41,90222 ° с.ш. 12,45333 ° в.д. | |
Предшественник | Вакх (Микеланджело) |
С последующим | Давид (Микеланджело) |
Мадонна делла Пьета (англ. Итальянский: [pjeta] ; 1498–1499), также известная как Ла Пьета , — мраморная скульптура Иисуса и Марии на горе Голгофа, представляющая «Шестую скорбь» Пресвятой Девы Марии работы Микеланджело Буонарроти , сейчас находится в Святого Петра базилике в Ватикане . Это ключевое произведение итальянской скульптуры эпохи Возрождения , которое часто считают началом Высокого Возрождения .
Скульптура запечатлела момент, когда снятого с креста Иисуса отдают его матери Марии. Мария выглядит моложе Иисуса; Историки искусства полагают, что Микеланджело был вдохновлен отрывком из Данте Алигьери » «Божественной комедии : «О девственная мать, дочь твоего Сына… твои заслуги так облагородили человеческую природу, что ее божественный Создатель, не колеблясь, стал ее творением» («Paradiso», Песнь XXXIII). [1] Микеланджело Эстетическая интерпретация Пьеты . беспрецедентна в итальянской скульптуре [2] потому что он уравновешивает ранние формы натурализма с эпохи Возрождения идеалами классической красоты .
Первоначально статуя была заказана французским Жаном кардиналом Бильером де Лаграуласом , тогдашним послом Франции в Риме . Скульптура из каррарского мрамора была сделана, вероятно, в качестве алтаря кардинала для погребальной часовни в Старом соборе Святого Петра . Когда ее снесли, она сохранилась, а позже заняла свое нынешнее место - первую часовню на северной стороне после входа в новую базилику в 18 веке. [3] Это единственное произведение, которое Микеланджело когда-либо подписывал .
Статуя была восстановлена после того, как фигура Марии подверглась вандализму в воскресенье Пятидесятницы 1972 года Ласло Тотом ; теперь он защищен пуленепробиваемым стеклянным экраном. [4]
Описание, теории и интерпретации
[ редактировать ]Структура пирамидальная , вершина совпадает с головой Марии. Статуя постепенно расширяется вниз по драпировке платья Марии к основанию, скале Голгофы . Фигуры совершенно непропорциональны из-за сложности изображения взрослого мужчины, сидящего во весь рост на коленях у женщины. Большая часть тела Марии скрыта ее монументальной драпировкой, и соотношение фигур кажется вполне естественным. Интерпретация Микеланджело Пьеты сильно отличалась от интерпретаций, созданных ранее другими художниками, поскольку он изваял молодую и красивую Марию, а не пожилую женщину (45+ лет), которая должна была быть соизмерима с естественным возрастом ее сына Иисуса (возрастом 45 лет). 33). [5]
Следы распятия ограничиваются очень маленькими следами от гвоздей и указанием на рану на боку Иисуса. Соответственно, лицо Христа не обнаруживает признаков Страстей . [6] [ нужен лучший источник ] Согласно другой интерпретации, когда Микеланджело намеревался создать свою Пьету , он хотел создать произведение, которое он назвал «образом сердца». [7]
Два просверленных отверстия расположены в верхней части головы Девы Марии, которая когда-то поддерживала перекладину с двумя левитирующими ангелами, а еще одно отверстие находится в верхней части изображения Христа.
Половое созревание Марии
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
Микеланджело Пьета , Smarthistory |
Мария представлена очень молодой для матери примерно 33-летнего сына, что не является редкостью в изображениях Страстей Христовых того времени. Этому были предложены различные объяснения. Во-первых, ее молодость символизирует ее нетленную чистоту, как сказал сам Микеланджело своему биографу, соотечественнику и римскому скульптору Асканио Кондиви :
«Разве вы не знаете, что целомудренные женщины гораздо дольше сохраняют свежесть, чем нецеломудренные? Тем более в случае с Девой, которая никогда не испытывала ни малейшего похотливого желания, которое могло бы изменить ее тело?» [8]
Другая теория предполагает, что на трактовку Микеланджело этой темы повлияла его страсть к Данте » «Божественной комедии : он был настолько хорошо знаком с произведением, что, поехав в Болонью , он заплатил за гостеприимство, декламируя стихи из нее. В «il Paradiso» ( Cantica № 33 поэмы) святой Бернар Клервосский в молитве к Деве Марии говорит: «Vergine madre, figlia del tuo figlio» («Дева-мать, дочь твоего сына»). Это соответствует мистическому учению о Святой Троице, представляющей следующие архетипы:
- Мария — Дочь Триединого Бога-Отца.
- Мария также является его Матерью, поскольку она родила воплотившегося Христа во плоти.
- Мария также является назначенной женой и супругой Святого Духа .
Каноническая коронация
[ редактировать ]Урбан VIII пожаловал почитаемому образу Марии указ о канонической коронации своей папской буллой Domina Coronatum Est, подписанной и нотариально заверенной 14 августа 1637 года и переданной его покровителю, лорду Асканио Сфорца-и-Паллавичини, и каноническому священнику ватиканского капитула монсеньору Уго Убальдини.
Левитирующая диадема была изготовлена итальянским мастером Фантино Тальетти, который стоил 564 итальянских монеты скудо в то время . Официальный обряд коронации был проведен 31 августа 1637 года. Ангелы-херувимы были добавлены в 1713 году его потомком, позже перенесены в часовню Святого хора внутри базилики в 1749 году. [9]
После завершения
[ редактировать ]После завершения строительства домом Пьеты первым стала часовня Святой Петрониллы , круглый римский мавзолей, прикрепленный к южному трансепту собора Святого Петра, с несколькими часовнями, расходящимися из центрального пространства. Кардинал выбрал одну из них в качестве своей погребальной часовни. Хотя сейчас нет никакой уверенности, по оценкам, каждая из этих ниш имела ширину около 4,5 метров и глубину 2 метра. Позже часовня была снесена Донато Браманте во время восстановления базилики. [10]
По словам Джорджо Вазари , вскоре после установки своей Пьеты Микеланджело услышал, как кто-то заметил (или спросил посетителей о скульпторе), что это работа другого скульптора, Кристофоро Солари , после чего Микеланджело подписал скульптуру. [11] Микеланджело вырезал эти слова на поясе, пересекающем грудь Марии.
МАЙКЛ ЛАНГЕЛЬВС БОНАРОТВС ФЛОРЕНТИНЫ ФАЙЕБАТ
(Английский: «Микеланджело Буонарроти, флорентинец сделал это»)
Подпись перекликается с подписью древнегреческих художников Апеллеса и Поликлета . Это была единственная работа, которую он когда-либо подписывал. Вазари также сообщает анекдот о том, что Микеланджело позже пожалел о своем взрыве гордыни и поклялся никогда не подписывать ни одно произведение своих рук. [12] [13]
Пятьдесят лет спустя Вазари заявил о Пьете следующее:
«Никогда не думай, редкий скульптор или ремесленник, что он сможет придать рисунок или изящество, ни с трудом никогда не сумеет придать изящество, чистоту и пронзить мрамор так же искусством, как это сделал там Микеланджело, потому что ты можешь видеть в нем всю ценность и силу искусства».
В 1964 году Пьета была предоставлена Ватиканом во временное пользование Всемирной выставке в Нью-Йорке 1964–1965 годов для установки в павильоне Ватикана. Бывший архиепископ Нью-Йорка кардинал Фрэнсис Спеллман официально запросил статую у Папы Иоанна XXIII и назначил Эдварда М. Кинни, директора по закупкам и доставке католических служб помощи (USCC), главой транспортных групп Ватикана. [14] Статуя была отправлена в деревянном ящике толщиной 2,5 дюйма (6,4 см) с основанием 8 дюймов (20 см), прикрепленном к палубе лайнера «Кристофоро Колумб» ; На случай аварии в ящике была амортизация настолько толстая, что он мог плавать в воде, а также к нему был прикреплен аварийный прицельный маяк , а также маркерный буй . [15]
На ярмарке люди часами стояли в очереди, чтобы увидеть конвейер, проезжающий мимо скульптуры. Впоследствии его вернули в Ватикан. [16]
Другие Микеланджело Пьетас
[ редактировать ]Несколько десятилетий спустя Микеланджело дважды возвращался к теме Пьеты , но ни одна работа не была завершена. Флорентийская Пьета ок. 1547–1553 гг., видимо, предназначалась для его собственной могилы, но была заброшена после нескольких лет работ. Его часто называют « Показаниями» , поскольку он представляет момент чуть ранее в истории. « Пьета Ронданини» была начата в 1552 году и к моменту его смерти в 1564 году все еще оставалась незавершенной; он работал над этим шесть дней назад.
Реставрация (1736 г.)
[ редактировать ]После вырезания Пьета сильно пострадала. Четыре пальца на левой руке Марии, сломанные при переезде, профессионально восстановил в 1736 году римский скульптор Джузеппе Лириони (1690—1746). Современные ученые сегодня расходятся во мнениях относительно того, позволил ли реставратор художественную вольности, чтобы сделать жесты рук более «риторическими».
Вандализм (1972)
[ редактировать ]Самый существенный ущерб был нанесен 21 мая 1972 года ( воскресенье Пятидесятницы ), когда психически больной геолог, австралиец венгерского происхождения Ласло Тот, вошел в часовню и напал на скульптуру геологическим молотком , крича: «Я Иисус Христос; воскресли из мертвых!» [17] Пятнадцатью ударами он оторвал Мэри руку в локте, оторвал ей кусок носа и разбил одно веко.
Гражданин Америки Боб Кэссилли из Сент-Луиса, штат Миссури, был одним из первых, кто исключил Тота из Пьеты . Он вспомнил следующие события:
«Я вскочил и схватил парня за бороду. Мы оба упали в толпу кричащих итальянцев. Это было что-то вроде сцены». [18]
Зрители забрали многие отлетевшие куски мрамора. Позже некоторые части были возвращены, но многие нет, в том числе нос Мэри, который пришлось восстанавливать из блока, вырезанного из ее спины.
После нападения произведение было тщательно отреставрировано и возвращено на свое место внутри базилики, справа от входа, между святой дверью и алтарем Святого Себастьяна , и теперь защищено пуленепробиваемой панелью из акрилового стекла . [19]
См. также
[ редактировать ]- Сострадание
- Астероид 274472 Милосердие
- Микеланджело. Реплики Пьеты
- Список статуй Иисуса
- Список работ Микеланджело
- Список статей, связанных с Ватиканом
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Микеланджело, Пьета, Скира, 1997, Антонио Паолуччи
- ^ «Пьета Микеланджело. Скульптурный шедевр XV века» . www.romeandyou.org . 3 апреля 2020 г. Проверено 3 апреля 2020 г.
- ^ «История · Ватиканская Пьета · История искусства Фордхэма» . michelangelo.ace.fordham.edu . Проверено 3 сентября 2019 г.
- ^ «Что случилось с Ласло Тотом, человеком, который разбил «Пьету» Микеланджело в 1972 году? | Примечания и вопросы | Guardian.co.uk» . www.theguardian.com . Проверено 6 августа 2024 г.
- ^ «Все, что вам нужно знать о Пьете Микеланджело Буонарроти» . Официальный туристический сервис базилики Святого Петра . 14 апреля 2017 года. Архивировано из оригинала 3 сентября 2019 года . Проверено 3 сентября 2019 г.
- ^ «Пьета Микеланджело Святого Петра в Ватикане» . RomaViva.com . Архивировано из оригинала 18 июня 2018 года . Проверено 18 мая 2014 г.
- ^ Макниз, Тим (2005). Микеланджело: художник, скульптор и архитектор . Издательство «Челси Хаус». стр. 43 . ISBN 9780791086278 .
- ^ Поуп-Хеннесси, Джон (1970). Введение в итальянскую скульптуру: итальянская скульптура высокого Возрождения и барокко (3-е изд.). Файдон. п. 304.
- ^ Урбан VIII, Папа. Дама была коронована , подписана и нотариально заверена 14 августа 1637 года. Секретные архивы Ватикана .
- ^ «История · Ватиканская Пьета · История искусства Фордхэма» . michelangelo.ace.fordham.edu . Проверено 3 сентября 2019 г.
- ^ Уильям Э. Уоллес, Жизнь и ранние произведения 1995 г. (Микеланджело: избранная стипендия на английском языке) ISBN 0-8153-1823-5 стр. 233
- ^ «Божественный Микеланджело – обзор основных произведений Микеланджело» . Би-би-си . Проверено 8 декабря 2008 г.
- ^ Эйлин Джун Ван (2004). «Подпись Микеланджело». Журнал шестнадцатого века . 35 (2): 447–473. дои : 10.2307/20476944 . JSTOR 20476944 . S2CID 188333712 .
- ↑ Сага о статуе, Эдвард М. Кинни, 1989.
- ^ «Пьета Микеланджело прибывает в Нью-Йорк». Глобус и почта . Торонто. 14 апреля 1964 г. с. 13.
- ^ «Всемирная выставка в Нью-Йорке, 1964 г., 1965 г. – Достопримечательности – Ватикан» . Всемирная выставка в Нью-Йорке 1964/1965 гг . п. 4 . Проверено 18 мая 2014 г.
- ^ «Очерк времени: можно ли спасти Италию от самой себя?» . Журнал Time, США . Time Inc., 5 июня 1972 года. Архивировано из оригинала 22 октября 2010 года . Проверено 26 августа 2012 г.
- ^ О'Нил, Энн-Ари. «Особенности существа» . Журнал «Люди» . Проверено 15 сентября 2019 г.
- ^ «Ватикан отмечает годовщину нападения на «Пьету» Микеланджело в 1972 году» . Рейтер . 21 мая 2013 года . Проверено 3 сентября 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Поуп-Хеннесси, Джон (1996). Итальянская скульптура высокого Возрождения и барокко . Лондон: Файдон
- Хиббард, Ховард . 1974. Микеланджело . Нью-Йорк: Харпер и Роу.
- От Матфея 13:55–56. Поиск отрывков – новая международная версия BibleGateway.com
- Уоллес, Уильям Э. (2009). Микеланджело; Художник, Человек и его время . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521111994
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Пьетой в базилике Святого Петра , на Викискладе?
- vatican.va
- Микеланджело, которых вы не знали 10 фактов о «Пьете»
- Роберта Хупки Пьета Картинная галерея
- Модели из воска и глины, которые Микеланджело использовал при создании своих скульптур и картин.
41 ° 54'8" с.ш. 12 ° 27'12" в.д. / 41,90222 ° с.ш. 12,45333 ° в.д.