Трипутипратьяксавада
Часть серии о | |
Индуистская философия | |
---|---|
![]() | |
православный | |
|
|
неортодоксальный | |
|
|
Трипути-пратьякшавада , этот термин относится к Прабхакары Теории познания , точнее к его Учению Тройного Восприятия .
Прабхакара отстаивает теорию одновременного раскрытия знающего, познаваемого и знания ( Трипути-пратьякшавада ). Он придерживается точки зрения Наяики, согласно которой «я» по существу бессознательно, но утверждает, что знание самосветится, и это знание раскрывает «я» как субъект и познанную вещь как объект одновременно с самим собой. В каждой ситуации знания личность одновременно раскрывается как субъект этого знания. «Я» не является самосветящимся и требует знания для своего проявления и обязательно подразумевается в каждом знании как субъект, но оно никогда не может стать объектом; невозможно познать себя как объект. [ 1 ] Прабхакара, работу которого прокомментировал Саликанатха , как мыслитель более оригинален, чем Кумарила . Комментарий Саликанатхи известен как Рьювималапанчика . [ 2 ]
Согласно Трипути-пратьякшаваде или «Доктрине тройного восприятия», восприятие , которое представляет собой прямое восприятие, распознает «я», его объект и самого себя; Я и объект, которые не светятся и не проявляют себя, проявляются посредством познания, которое самосветится и проявляет себя, они проявляются всяким познанием, представляющим или репрезентативным. В каждом познании объекта есть сознание объекта и сознание познания, которое никогда не может быть познано как объект. Познание постигает само себя, его существование выводится из постижения его объекта. Прабхакара опровергает «Доктрину о невыполнимости познания» Кумарилы на том основании, что не существует причины или признака, из которого можно было бы вывести познание, существование объекта не может служить признаком вывода, а также познание объекта не может быть знак умозаключения. Познание проявляется сознанию, познавательный акт не может быть выведен из непроявления предметного восприятия, а проявление предметного познания не зависит ни от какого другого познания, поскольку о его существовании неизвестно. Самопознающее познание манифестирует объект. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чандрадхар Шарма (2000). Критический обзор индийской философии . Мотилал Банарсидасс. п. 234.ISBN 9788120803657 .
- ^ Говардхан П. Бхатт (1989). Основные способы познания . Мотилал Банарсидасс. п. 5. ISBN 9788120805804 .
- ^ Джадунатх Синха (1999). Очерки индийской философии . Книги паломников. стр. 350–352. ISBN 9788176240659 .