Jump to content

Библейская археология

(Перенаправлен от библейского археолога )
Левант и Ханаан

Библейская археология - это академическая школа и подмножество библейских исследований и левантиновой археологии . Библейские археологические исследования археологических мест с древнего Ближнего Востока и особенно Святой Земли (также известной как земля Израиля и Ханаана ), с библейских времен .

Библейская археология появилась в конце 19 -го века британскими и американскими археологами, с целью подтверждения историчности Библии . Между 1920 -х годами, сразу после Первой мировой войны , когда Палестина попала под британскую правление и 1960 -е годы, библейская археология стала доминирующей американской школой Левантинской археологии, во главе с такими цифрами, как Уильям Ф. Олбрайт и Дж. Эрнест Райт . Работа в основном финансировалась церквями и возглавлялась богословами. С конца 1960 -х годов на библейская археология повлияла процессная археология («Новая археология») и столкнулась с проблемами, которые заставили ее оттолкнуть религиозные аспекты исследования. Это привело к тому, что американские школы отказались от библейских исследований и сосредоточиться на археологии региона и его связи с библейским текстом, а не пытаются доказать или опровергнуть библейский счет. [ 1 ]

Еврейская Библия является основным источником информации о области Палестины и в основном охватывает период железного века . Поэтому археология может дать представление о том, где библейская историография не может. Сравнительное исследование библейского текста и археологических открытий помогает понять древних ближневосточных людей и культур. Хотя и еврейская Библия, и Новый Завет принимаются во внимание, большинство исследований вокруг первых. [ 1 ]

Термин «библейская археология» используется израильскими археологами для популярных средств массовой информации или англоговорящей аудитории, в отношении того, что известно на иврите как « израильскую археологию », и избежать использования термина палестинской археологии . [ 1 ]

Изучение библейской археологии началось одновременно с общей археологией, и, очевидно, ее развитие связано с открытием очень важных древних артефактов.

Развитие библейской археологии была отмечена различными периодами:

  • Перед британским мандатом в Палестине: первые археологические исследования начались в 19 -м веке изначально европейцами. В это время работало много известных археологов, но одним из самых известных был Эдвард Робинсон , который обнаружил ряд древних городов. Фонд разведки Палестины был создан в 1865 году с королевой Викторией в качестве покровителя. Большие расследования были проведены вокруг храма в Иерусалиме в 1867 году Чарльзом Уорреном и Чарльзом Уильямом Уилсоном , для которого названа «арка Уилсона» Иерусалима. Американское общество по разведке Палестины было основано в 1870 году. В том же году молодой французский археолог, Чарльз Клермонт-Ганно , прибыл на Святую Землю, чтобы изучить две известные надписи: сетка в Иордании и надписи в храме Иерусалим. Другая личность вышла на сцену в 1890 году, сэр Уильям Мэтью Флиндерс Петри , который стал известен как «Отец палестинской археологии». В Tell-el-hesi Петри заложила основу для методического исследования, придавая большое значение анализу керамики как археологических маркеров. По сути, восстановленные объекты или фрагменты служат для исправления хронологии с определенной точностью, поскольку керамика была сделана по -разному и с конкретными характеристиками в течение каждой эпохи на протяжении всей истории. В 1889 году Доминиканский Орден открыл Французскую библейскую и археологическую школу Иерусалима , которая станет всемирно известной в ее области. Такие власти, как MJ. Лагранж и Л.Х. Винсент выделяются среди ранних археологов в школе. В 1898 году в Берлине был основан Deutsche Orient-Gesellschaft (немецкое восточное общество), ряд его раскопок финансировался императором Уильямом II из Германии . Многие другие подобные организации были основаны в это время с целью достижения этой зарождающейся дисциплины, хотя исследования этой эпохи имели единственную цель доказывания правдивости библейских историй.
  • Во время британского мандата в Палестине (1922–1948 гг.): В течение этого времени расследование и исследование Святой Земли значительно возросли, и в этом доминировал гений Уильяма Фоксвелла Олбрайт , К.С. Фишер, иезуиты , доминиканцы и многие другие. Эта эпоха больших достижений и деятельности закрылась с помощью расцвета: открытие свитков Мертвого моря в Кумране в 1947 году и его последующие раскопки, которые в значительной степени будут направлены французом Роланд де Во .
  • После британского мандата : 1948 год ознаменовал начало новой социальной и политической эры для Святой Земли с основанием штата Израиль и входа на место израильских археологов. Первоначально их раскопки были ограничены территорией штата, но после шестидневной войны они продлились на оккупированные территории Западного берега . в археологии этого периода была Кэтлин Кеньон , которая направила раскопки Иерихона и Офеля Иерусалима Важной фигурой . Кристал Беннетт возглавил раскопки в Петры и Аммана Цитадели Джабал аль , -Каль'а . Археологические музеи францисканцев и доминиканцев в Иерусалиме особенно заметны.
  • Библейская археология сегодня : Библейская археология двадцать первого века часто проводит международными командами, спонсируемыми университетами и государственными учреждениями, такими как Управление древностей Израиля. Добровольцы набираются для участия в раскопках, проведенных сотрудниками профессионалов. Практикующие прилагают растущие усилия по связыванию результатов одной раскопок с другими поблизости в попытке создать постоянно расширяющийся и все более подробный обзор древней истории и культуры каждого региона. Недавние быстрые достижения в области технологий способствовали более научно -точным измерениям в десятках связанных областей, а также более своевременных и более широко распространенных отчетов. [ 2 ] [ 3 ]

Школы мысли

[ редактировать ]

Библейская археология является предметом продолжающихся дебатов. Одним из источников наибольшего спора является период, когда короли управляли Израилем и в целом историчностью Библии . Можно определить две свободные школы мышления в отношении этих областей: библейский минимализм и максимализм , в зависимости от того, считается ли Библия неисторическим , религиозным документом или нет. Две школы не являются отдельными единицами, а образуют континуум, что затрудняет определение различных лагерей и ограничений. Тем не менее, можно определить точки различий, хотя эти различия, по -видимому, снижаются с течением времени .

Краткое изложение важных археологических мест и результатов

[ редактировать ]
Пещеры в Кумране , где были обнаружены один из самых важных результатов библейской археологии за все время, в долине Мертвого моря

Выбранные открытия

[ редактировать ]

Подробные списки объектов можно найти на следующих страницах:

Библейские археологические подделки

[ редактировать ]

Библейская археология также была целью нескольких знаменитых подделок , которые были совершены по разным причинам. Одним из наиболее знаменитых является информация о Джеймсе Оссога , когда в 2002 году появилась информация о открытии Оссора , с надписью, которая переводилась на «Иакова, сына Иосифа и брата Иисуса». На самом деле артефакт был обнаружен двадцать лет назад, после чего он обменялся руками несколько раз, и была добавлена ​​надпись. Это было обнаружено, потому что это не соответствовало шаблону эпохи, из которой она встречалась. [ 4 ] [ 5 ]

Объект поступил посредством дилера антиквариата Одеда Голана , которого обвинили Управление древности Израиля (IAA) подделки, но после 7-летнего испытания он был оправдан на основании разумных сомнений . [ 5 ] Другим предметом, который пришел от того же дилера, была надпись Jehoash , которая описывает ремонт храма в Иерусалиме. Подлинность надписи обсуждается. [ 5 ]

Библейская археология и католическая церковь

[ редактировать ]

Есть некоторые группы, которые используют более фундаменталистский подход и которые организуют археологические кампании с намерением найти доказательства того, что Библия является фактическим и что ее повествования следует понимать как исторические события. Это не официальная позиция католической церкви. [ 6 ] [ 7 ]

Археологические исследования, проведенные научными методами, могут предложить полезные данные при исправлении хронологии, которая помогает заказать библейские истории. В некоторых случаях эти исследования могут найти место, где проходили эти повествования. В других случаях они могут подтвердить достоверность историй. Однако в других вопросах они могут подвергать сомнению события, которые были приняты в качестве исторического факта, предоставляя аргументы, которые показывают, что определенные истории не являются историческими повествованиями, а принадлежат к другому повествовательному жанру.

В 1943 году папа Пий XII рекомендовал интерпретациям Писания учитывать археологические результаты, чтобы различить используемые литературные жанры. [ 8 ]

[...] Интерпретатор должен, как это было, полностью вернуться в дух к тем отдаленным векам Востока и с помощью истории, археологии, этнологии и других наук, точно определить, какие способы написания, так сказать Авторы этого древнего периода, вероятно, будут использовать, и на самом деле использовались. [...] пусть те, кто культивирует библейские исследования, обращают свое внимание со всей должной осмотрительностью к этому вопросу и пусть они пренебрегают ни одной из этих открытий, будь то в области археологии или в древней истории или литературе, которые служат для более известных Менталитет древних писателей, а также их манера и искусство рассуждений, повествования и письма. [...]

- Пий 12, Энцикличный божественный детский дух , параграфы 35 и 40

С тех пор, как рассматривалось археология, обеспечивает ценную помощь и как незаменимый инструмент библейских наук.

Экспертные комментарии

[ редактировать ]

[...] «Цель библейской археологии - разъяснение и освещение библейского текста и содержания посредством археологического исследования библейского мира».

- Написано JK Eakins в эссе 1977 года, опубликованном в критериях по времени и культуре , и цитируется в его эссе «Археология и Библия, введение» .

Археолог Уильям Г. Девер внес вклад в статью о «археологии» в якорном библейском словаре . В этой статье он повторяет свое представление о негативных последствиях тесной связи, которая существовала между сиропалестинской археологией и библейской археологией, которая заставила археологов, работающих в этой области, особенно американских археологов, сопротивляться принятию новых методов Процесс -археология . Кроме того, он считает, что: «в основе большого скептицизма в нашей собственной области [ссылаясь на адаптацию концепций и методов« новой археологии », можно подозревать предположение (хотя и не неизменное или даже без сознания), что древняя Палестина, особенно Израиль во время Библейский период, был уникальным, в некотором « сверхстисторическом » способе, который не управлялся нормальным принципами культурной эволюции ». [ 9 ]

Девер обнаружил, что в американских учреждениях рассматривалась сиро-палестинская археология как субдисциплина библейских исследований, где ожидалось, что американские археологи попытаются «предоставить действительные исторические доказательства эпизодов из библейской традиции». Согласно Деверу «наиболее наивной [идеей, касающейся сиропалестинской археологии], заключается в том, что причиной и целью« библейской археологии »(и, путем экстраполяции, сиропалестинской археологии) является просто выяснение фактов, касающихся Библии и Святой Земли ". [ 10 ]

Девер также написал, что:

Археология, безусловно, не доказывает буквальные чтения Библии ... она ставит их под сомнение, и это то, что беспокоит некоторых людей. Большинство людей действительно думают, что археология существует, чтобы доказать Библию. Ни один археолог так не думает. [ 11 ] [...] Из начала того, что мы называем библейской археологией, возможно, 150 лет назад, ученые, в основном западные ученые, пытались использовать археологические данные, чтобы доказать Библию. И долгое время считалось, что это сработало. Уильям Олбрайт , великий отец нашей дисциплины, часто говорил об «археологической революции». Ну, революция пришла, но не так, как думал Олбрайт. Правда сегодня в том, что археология поднимает больше вопросов об историчности ивритской Библии и даже Нового Завета, чем она дает ответы, и это очень беспокоит некоторых людей. [ 12 ]

Девер также написал:

Археология, как она практикуется сегодня, должна быть в состоянии оспорить, а также подтвердить библейские истории. Некоторые вещи, описанные там, действительно произошли, а другие - нет. Библейские рассказы об Аврааме , Моисее , Джошуа и Соломоне , вероятно, отражают некоторые исторические воспоминания о людях и местах, но портреты Библии «больше жизни» нереалистичны и противоречат археологическим данным .... [ 13 ] Я не читаю Библию как Писание ... Я на самом деле даже не теист. Мое мнение все время - и особенно в недавних книгах - в первую очередь, что библейские повествования действительно являются «историями», часто вымышленными и почти всегда пропагандистскими, но они здесь и там содержат некоторую действительную историческую информацию ... [ 14 ]

Университета Тель -Авива Археолог Зеев Херцог написал в газете Haaretz :

Это то, что археологи узнали из своих раскопок в земле Израиля: израильтяне никогда не были в Египте, не бродили в пустыне, не завоевали землю в военной кампании и не передали ее 12 племенам Израиля Полем Возможно, еще труднее глотать состоит в том, что Объединенная монархия Давида и Соломона, которая описывается Библией как региональная власть, была не более маленьким племенным королевством. И это станет неприятным шоком для многих, что у Бога Израиля, у ЯХВЕ, была женская супруга и что ранняя израильская религия приняла монотеизм только в период ослабляющего монархии, а не на горе Синай. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]

Другие ученые утверждают, что Ашера , возможно, была символом или иконой в контексте Яхвизма , а не божества самостоятельно, и ее связь с Яхве не обязательно указывает на политеистическую систему убеждений. [ 18 ]

Профессор Исраэль Финкельштейн сказал «Иерусалимскому посте» , что еврейские археологи не нашли исторических или археологических доказательств, подтверждающих библейское повествование о исходе , блуждании евреев в Синае или завоевании Иисуса Иисуса в Ханаане . В предполагаемом храме Соломона Финкельштейн сказал, что нет никаких археологических доказательств, чтобы доказать, что он действительно существует. [ 19 ] Профессор Йони Мизрахи, независимый археолог, согласился с Израилем Финкельштейном. [ 19 ]

Что касается исхода израильтян из Египта, египетский археолог Захи Хавасс сказал:

На самом деле, это миф, ... это моя карьера в качестве археолога. Я должен сказать им правду. Если люди расстроены, это не моя проблема. [ 20 ]

Другие ученые оспаривают эти претензии. В своей книге 2001 года документы Ветхого Завета: надежны ли они и актуальны? Евангелический ученый Ветхого Завета Уолтер Кайзер -младший включил главу под названием «Помогает ли археология делу надежности?». [ 21 ] Кайзер заявляет:

[T] Изучение археологии помогло осветить Библию, проливая свет на ее историческое и культурное местоположение. С растущей ясностью обстановка Библии более ярко появляется в рамках общей истории ...., подгоняя библейскую историю, лиц и события в общую историю, археология продемонстрировала обоснованность многих библейских ссылок и данных. Он продолжал набрать свет, неявно или явно, на многих обычаях, культурах и настройках Библии в различные периоды истории. С другой стороны, археология также породила некоторые реальные проблемы в отношении ее выводов. Таким образом, его работа является постоянной, которая не может быть исключена слишком быстро или используется только в качестве подтверждающего устройства. [ 22 ]

Кайзер продолжает подробно после случая, в котором Библия, по его словам, «помогла идентифицировать пропавших лиц, пропавших без вести людей, отсутствующих обычаев и настроек». [ 21 ] Он заключает:

Это не значит, что археология-это все, что нужно для всех задач, предъявленных в тексте,-это не так! Есть некоторые чудовищные проблемы, которые остаются - такие, созданные самими археологическими данными. Но поскольку мы видели так много конкретных проблем за эти годы, что дает такие конкретные данные в пользу текста, презумпция имеет тенденцию создавать, что мы должны идти с текстом до тех пор, пока не будет доступна определенная противоположная информация. Эта методология, которая говорит, что текст невиновен до тех пор, пока не доказана вина, не только рекомендуется в качестве хорошей процедуры для американской юриспруденции, но и рекомендуется в области изучения претензий Писания. [ 23 ]

Коллинз комментирует заявление Девера:

«Мало что мы можем спасти из историй Джошуа о быстром, оптовом разрушении ханаанитских городах и уничтожении местного населения. Этого просто не произошло; археологические данные неоспоримы».

Это суждение одного из наиболее консервативных историков древнего Израиля. Безусловно, есть гораздо более консервативные историки, которые пытаются защитить историчность всего библейского счета, начиная с Авраама, но их работа опирается на конфессиональные предпосылки и является упражнением в апологетике, а не на историографии. Большинство библейских ученых смирились с тем фактом, что много (не все!) Библейского повествования только слабо связаны с историей и не могут быть проверены. [ 24 ]

- Джон Дж. Коллинз

Будучи молодым студентом, я услышал серию лекций, проведенных известным либеральным теологом Ветхого Завета по введению Ветхого Завета. И однажды узнал, что Пятая книга Моисея (Второзаконие) не была написана Моисеем, хотя на протяжении всего этого она утверждает, что была произнесена и написана самим Моисеем. Скорее, я слышал, что Второзаконие была составлена ​​столетия спустя для совершенно конкретных целей. С тех пор, как я приехал из православной лютеранской семьи, был глубоко тронут тем, что я слышал - в частности, потому что это убедило меня. Поэтому в тот же день я искал своего учителя в его часы и, в связи с происхождением Второзакония, дайте замечанию: «Так же, как и пятая книга Моисея, что можно назвать подделкой?» Его ответ был: «Ради Бога, вполне может быть, но вы не можете сказать что -то подобное».

Я хотел использовать эту цитату, чтобы показать, что результаты исторической стипендии могут быть известны общественности - особенно верующим - только с трудностями. Многие христиане чувствуют угрозу, если они слышат, что большая часть того, что было написано в Библии, (в исторических терминах) не соответствует действительности и что ни одно из четырех Евангелий Нового Завета не было написано автором, перечисленным в верхней части текста. [ 25 ]

- Герд Людеманн

Смотрите также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а беременный в Уильям Г. Девер (2011). «Библейская археология». Оксфордская энциклопедия археологии на Ближнем Востоке . Издательство Оксфордского университета . ISBN  9780199892280 .
  2. ^ «Найдите раскопку: библейское археологическое общество» . Цитируется 18 апреля 2016 года.
  3. ^ Р. Деннис Коул, «Недавние события в библейской археологии», богословский педагог , 49 (весна 1994): 51–64. Цитируется 18 апреля 2016 года.
  4. ^ Фордировщики «пытались переписать библейскую историю» , Conal Urquhart, The Guardian , пятница, 31 декабря 2004 года.
  5. ^ Jump up to: а беременный в Фридман, Матти. «Одид Голан не виновен в подделке. Так« Джеймс Оссос »по -настоящему?» Полем Времена Израиля . Получено 2022-12-06 .
  6. ^ Католическая церковь больше не клянется истиной Библии , Рут Гледхилл , The Times , 5 октября 2005 г.
  7. ^ Дар Священных Писаний, Партия вторая, раздел 14 Правда Священных Писаний, P17 Католическая епископская конференция Англии и Уэльса и католических епископов конференция Шотландии, 2005 г.
  8. ^ Пий XII (30 сентября 1943 г.). «Divino Afflante Spiritu Encyclical для папы Пия XI по продвижению библейских исследований» . Получено 6 февраля 2013 года .
  9. ^ Долг, с. 357
  10. ^ Долг, с. 358
  11. ^ Библия получает проверку реальности, MSNBC , Алан Бойл
  12. ^ Библейские секреты , PBS Nova , 2008
  13. ^ Девер, Уильям Г. (март -апрель 2006 г.). «Западная культурная традиция подвержена риску». Библейский археологический обзор . 32 (2): 26 и 76.
  14. ^ Девер, Уильям Г. (январь 2003 г.). "Конра Дэвис" . Библия и интерпретация . Архивировано из оригинала 2007-02-02 . Получено 2007-02-12 .
  15. ^ Knopp, Lisa (2004) [2002]. «История» . Природа дома: лексика и эссе . Университет Небраски Пресс. п. 126. ISBN  978-0-8032-7814-1 Полем Получено 10 августа 2023 года .
  16. ^ Герцог, Зеев (29 октября 1999 г.). «Деконструкция стен Иерихона» . Хаарец . Архивировано из оригинала 11 августа 2021 года . Получено 13 января 2022 года .
  17. ^ Герцог, Зеев (29 октября 1999 г.). «Деконструкция стен Иерихона» . lib1.library.cornell.edu . Хаарец . Архивировано из оригинала 10 ноября 2001 года . Получено 9 февраля 2019 года .
  18. ^ Doedens, Jacob JT (январь 2013 г.). «Древние израильские политеистические надписи: была ли Ашерера рассматривалась как жена ЯХВЕ» . Буклеты Sárospatak (1-2): 41-54-через Academia.edu .
  19. ^ Jump up to: а беременный «Старший израильский археолог ставит под сомнение еврейское наследие Иерусалима - Ближний Восток монитор» . www.middleeastmonitor.com . 20 февраля 2014 года . Получено 28 октября 2016 года .
  20. ^ Была ли часть Красного моря? Археологи говорят, что нет доказательств , «Нью -Йорк Таймс» , 3 апреля 2007 г.
  21. ^ Jump up to: а беременный Kaiser, 2001, p. 97-108.
  22. ^ Kaiser, 2001, p. 98
  23. ^ Kaiser, 2001, p. 108
  24. ^ Коллинз, Джон Дж. (2008). «Ветхий Завет в новом климате» . Размышления . Йельский университет: 4–7. ISSN   0362-0611 . Получено 23 мая 2022 года .
  25. ^ Крейг, Уильям Лейн; Люденанн, Герд; Копан, Пол; Таселли, Рональд К. (2000). Воскресение Иисуса: факт или плод ? Intervarsity Press. п. 43. ISBN  978-0-8308-1569-2 Полем Получено 13 августа 2023 года . Я хотел использовать эту цитату, чтобы показать, что результаты исторической стипендии могут быть известны общественности - особенно верующим - только с трудностями. Многие христиане чувствуют угрозу, если они слышат, что большая часть того, что было написано в Библии, (в исторических терминах) не соответствует действительности и что ни одно из четырех Евангелий Нового Завета не было написано автором, перечисленным в верхней части текста.

Источники

[ редактировать ]
  • Уолтер С. Кайзер -младший, Ветхий Завет документы: надежны ли они и актуальны? (Downers Grove, Ill.: Intervarsity Press, 2001), 97–108.
  • Якорный библейский словарь , «Археология» Уильяма Девера.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Уильям Ф. Олбрайт, от каменного века до христианства (Балтимор: издательство Университета Джона Хопкинса, 1940)
  • Anati e . Палестина перед Евреями: история, от самого раннего прибытия человека до завоевания Ханаана (Нью -Йорк: Альфред А. Кнопф, 1963).
  • Эшмор, У. и Шарер, Р.Дж., обнаружив наше прошлое: краткое введение в археологию (Нью -Йорк: McGraw Hill, 2013). ISBN   0-7674-1196-X . Это также использовалось в качестве источника.
  • Blaiklock, EM и RK Harrison, Eds. Новый международный словарь библейской археологии (Гранд -Рапидс, Мичиган: Zondervan Publishing House, 1983).
  • Чепмен и JN Tubb, Археология и Библия ( Британский музей , 1990).
  • Cornfeld, G. и DN Freedman, Археология Библейской книги Book (New York: Harper & Row, 1989).
  • Дэвис, PR, в поисках «Древнего Израиля»: исследование по библейскому происхождению , Шеффилд (JSOT Press, 1992).
  • Дэвис, Томас, Сдвиг Сэндс: взлет и падение библейской археологии (Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета, 2004).
  • Dever, William G. , «Археология и Библия: понимание их особых отношений», в библейской археологической обзоре 16: 3, (май/июнь 1990 г.)
  • Девер, Уильям Г. (2002). Что знали библейские писатели и когда они это знали? Полем Wm. B. Eerdmans Publishing Company. ISBN  0-8028-2126-х .
  • Девер, Уильям Г. (2003). Кто были ранними израильтянами и откуда они взялись? Полем Wm. B. Eerdmans Publishing Company. ISBN  0-8028-0975-8 .
  • Финкельштейн, Израиль ; Silberman, Neil Asher (2001), Библия, обнаруженная: новое видение археологии древнего Израиля и происхождение его священных текстов , Нью -Йорк: Саймон и Шустер, ISBN  0-7432-2338-1 .
  • Френд, Уильям Хью Клиффорд, Археология раннего христианства. История , Джеффри Чепмен, 1997. ISBN   0-225-66850-5
  • Фришс, Эрнест С. и Леонард Х. Леско Эдс. Исход: египетские доказательства . Winona Lake: Eisenbrauns, 1997 ISBN   1-57506-025-6 Денверская семинарная обзор Архивировал 2007-09-28 на машине Wayback
  • Халеви, Маша, «Между верой и наукой: францисканская археология в служении святых мест», «Ближний восточный исследования » , том 48, выпуск 2, 2012, с. 249–267.
  • Hallote, R. Библия, карта и лопатка: Американское исследование Палестин, Фредерик Джонс Блисс и забытая история ранней американской библейской археологии (Gorgias Press, 2006) обсуждает участие американского в библейской археологии до 1900 года.
  • Кафель А. (29 октября 1999 г.). «Деконструкция стен Иерихона» . Хаарец . Архивировано из оригинала 1 октября 2017 года . Получено 18 апреля 2016 года . Полем
  • Келлер, Вернер, Библия как история , 1955.
  • Ланс, HD Ветхий Завет и археолог . Лондон , (1983)
  • Манчини, Игнацио. Археологические открытия по отношению к иуде-христиане: историческое обследование , пер. [от итальянского] Г. Бушнелла [как] обновлено автором. В серии публикаций Studium Biblicum franciscanum: Minor Minor , no. 10. Иерусалим: францисканский печатный пресс, 1970. Без ISBN или SBN
  • Мазар А. Археология земли Библии (Библиотека Анкора Библии, 1990).
  • Mykytiuk, Lawrence J. (2004). Определение библейских лиц в северо -западных семитских надписях 1200–539 гг. До н.э. 12. Атланта, Джорджия: Общество библейской литературы.
  • Mykytiuk, Lawrence J. (2009), «Исправления и обновления« идентификации библейских лиц в северо -западных семитских надписях 1200–539 гг. До н.э. » , Маарав 16/1, с. 49–132.
  • Негев, Аврахам; Гибсон, Симон, ред. (2003). Археологическая энциклопедия Святой Земли . Нью -Йорк, Нью -Йорк: Международная издательская группа Continuum.
  • Нейманн, Томас В. и Роберт М. Сэнфорд, Практикующая археология: учебное пособие для археологии культурных ресурсов Роуман и Литтлфилд Пак , август, 2001 г., твердый переплет, 450 страниц, ISBN   0-7591-0094-2
  • Рэмси, Джордж В. Поиск исторического Израиля . Лондон (1982)
  • Ренфру, Колин и Бан, Пол Дж., Археология: теории, методы и практика , Темза и Хадсон, 4 -е издание, 2004. ISBN   0-500-28441-5
  • Робинсон, Эдвард (1856) Библейские исследования в Палестине, 1838–52 , Бостон, Массачусетс: Крокер и Брюстер.
  • Шовил, Кит Н. Библейская археология в фокусе . Baker Publishing Group, (1978).
  • Сэнфорд, Роберт М. и Томас В. Нейман, Археология культурных ресурсов: введение , Rowman and Littlefield Pub , декабрь 2001 г., Торговая книга в мягкой обложке, 256 страниц, ISBN   0-7591-0095-0
  • Томпсон, JA, Библия и археология , пересмотренное издание (1973)
  • Триггер, Брюс. 1990. «История археологической мысли». Кембридж: издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-33818-2
  • Райт, Г. Эрнест , Библейская археология . Филадельфия: Вестминстер, (1962).
  • Ямаучи, Э. Камни и Священные Писания . Лондон: IVP, (1973).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 219806b15675e0cc7148f4f5236915b9__1725201900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/21/b9/219806b15675e0cc7148f4f5236915b9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Biblical archaeology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)