Диагита
Общая численность населения | |
---|---|
примерно 155 884 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 88,474 [ 1 ] |
![]() | 67,410 [ 2 ] |
Языки | |
Какан (вымершие) • Кечуа • Испанский | |
Родственные этнические группы | |
Атакаменьо • Кильмес |

Народ диагита — группа Южной Америки, коренных жителей проживающих в чилийском Норте-Чико и на северо-западе Аргентины . Западные или чилийские диагиты жили в основном в поперечных долинах , врезающихся в полузасушливые горы . [ 3 ] Восточные или аргентинские диагиты жили в провинциях Ла-Риоха и Катамарка и части провинций Сальта , Сан-Хуан и Тукуман . [ 4 ] Термин Диагита был впервые применен к народам и археологическим культурам Рикардо Э. Латчемом в начале 20 века. [ 5 ]
Древние Диагитас не были единым народом; язык или диалекты, используемые ими, по-видимому, различались от долины к долине, и они были политически разделены на несколько вождеств . [ 3 ] [ 4 ] Прибрежные и внутренние чилийские диагитас торговали, о чем свидетельствуют археологические находки раковин моллюсков в верховьях Андских долин. [ 6 ]
Согласно переписи 2010 года, в Аргентине проживает 67 410 потомков диагиты. [ 2 ] В Чили диагитас являются третьим по численности коренным народом после аймара и мапуче , их численность в 2017 году составляла 88 474 человека. [ 1 ] [ 7 ] Диагитас признаны коренным народом Чили с 2006 года. [ 7 ]
Язык
[ редактировать ]Ранние испанские отчеты, в том числе Херонимо де Вивара , «Хроника и отношения копиоза и вердадера де лос Рейнос де Чили» утверждают, что диагитас, населявшие разные поперечные долины, говорили на разных языках. Иезуиты, действующие в западной Аргентине, также сообщают о большом количестве языков региона. Тем не менее, чилийский исследователь диагитас Герман Карвахал Лазо утверждает, что вместо этого они вполне могли говорить на разных диалектах, которые отличались бы друг от друга главным образом своим лексиконом . [ 4 ]
какан предложили Родольфо Шуллер и Рикардо Э. Латчем стать единственным языком диагитас. [ 4 ] [ 8 ] Это предложение было подвергнуто сомнению некоторыми учеными, но принято другими, такими как Серхио Вильялобос . [ 8 ]
Заметна нехватка топонимии Диагита в Норте-Чико, включая район долины Эльки , где большинство топонимов коренных народов приписывают либо кечуа , либо мапуче . [ 9 ]
История
[ редактировать ]Происхождение культуры Диагита восходит к археологической культуре, известной как комплекс Эль-Молье , которая существовала с 300 по 700 год нашей эры . [ 3 ] Позже эта культура была заменена в Чили комплексом Лас-Анимас , возникшим между 800 и 1000 годами нашей эры. [ 3 ] Именно из этой последней культуры около 1000 г. н. э. возникла археологическая культура Диагита. [ 3 ] [ 5 ] Классический период Диагиты характеризовался развитыми ирригационными системами и керамикой , окрашенной в черный, белый и красный цвета. [ 3 ]

Сообщества мапуче на южных землях Диагиты – то есть в Петорке , Ла Лигуа , Комбарбале и Чоапе – могут уходить корнями в доиспанские времена, по крайней мере, за несколько столетий до прибытия испанцев. [ 10 ] [ 9 ] Топонимия мапуче также встречается на всей территории. [ 10 ] Вокруг долины Эльки почти вся коренная топонимика принадлежит либо кечуа , либо мапуче . [ 9 ] В долине не известна топонимика Диагита (Какан). [ 9 ] Хотя в колониальные времена происходила иммиграция мапуче на южные земли Диагиты, культура мапуче считается более древней. [ 10 ] [ 9 ] Действительно, в 1954 году Грета Мостная постулировала идею о связи мапуче с археологической культурой Эль Молле . [ 11 ]
Утверждалось, что Империя инков расширилась на земли Диагиты из-за ее минеральных богатств. Эта гипотеза в настоящее время находится под вопросом. [ 12 ] Другая возможность заключается в том, что инки вторглись в относительно густонаселенные долины Восточной Диагиты, чтобы получить рабочую силу для отправки в чилийские горнодобывающие районы. [ 12 ] Принято считать, что включение Диагиты в состав Империи инков произошло в результате войны, которая привела к серьезному сокращению населения в поперечных долинах Норте-Чико. [ 13 ] По мнению ученого Аны Марии Лоранди, диагитас, и особенно диагитас Кальчаки , не могли быть легко завоеваны Империей инков. [ 12 ] После завоевания восточные диагиты не приняли единогласно правление инков. [ 12 ] Инки назначили кураки и основали митмы на чилийских землях Диагита. [ 3 ] Диагитас испытали влияние инков, переняв дизайн керамики из Куско , а также методы инков в сельском хозяйстве и обработке металлов. [ 13 ]

Чилийские Диагитас были завоеваны испанцами, пришедшими из Перу. Восточные земли Диагитас были исследованы испанцами из Чили, реки Парана и Перу. [ 14 ] В ходе так называемых войн Кальчаки испанцам поначалу не удалось завоевать плодородные долины, населенные восточными диагитас, и они могли контролировать только восточные концы долины. [ 12 ] Основав города Сантьяго-дель-Эстеро (1550-е гг.), Тукуман (1565 г.), Сальту (1582 г.), Ла-Риоху (1591 г.) и Жужуй (1593 г.), испанцы установили эффективную ограду вокруг мятежных долин Восточной Диагиты. [ 12 ] город Лондон . Чтобы еще больше доминировать над Диагитас, в 1607 году в центре территории Восточной Диагиты был основан [ 15 ]
Во время правления Гарсиа Уртадо де Мендоса в Чили (1557–1561) восставшие чилийские диагитас были уничтожены испанцами. [ 16 ] Кальчаки в 1630 году , Диагитас на восточной стороне Анд восстали против испанского владычества а последние повстанцы сражались до 1642–1643 годов. [ 17 ] В ходе этого восстания испанский город Ла-Риоха был близок к уничтожению. [ 12 ] Кальчаки Диагитас вошли под власть Испании только после 1665 года. [ 12 ]
Языки диагита в Чили, возможно, были в значительной степени утрачены в результате смешения браков с населением, говорящим на мапуче. [ 9 ]
Археологическая хронология в Чили
[ редактировать ]Период [ 18 ] | Культура [ 18 ] | Керамика [ 18 ] |
Поздно (1000–1550 гг. Н. Э.) |
латиноамериканец | Диагита, инки и колониальный период |
Культура Диагита | Диагита III и Инка | |
Диагита II | ||
Диагита I | ||
Середина (700–1000 гг. н.э.) |
Культура Лас-Анимас | Керамика Лас-Анимас (I, II и III) |
Рано (300 г. до н.э. – 700 г. н.э.) |
Молле культура | Эль Молле керамика |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «INE представляет новые результаты переписи населения 2017 года» . Газета UChile (на испанском языке). 4 мая 2018 года . Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Национальная перепись населения, домохозяйств и жилищного фонда 2010 г. Архивировано 9 апреля 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Pueblos Diaguitas» , Чилийская память (на испанском языке), Национальная библиотека Чили , получено 30 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д Карвахаль Лазо, Герман (1989), «Некоторые ссылки на язык чилийских диагитас» , Logos (на испанском языке), 1 : 1–11.
- ^ Jump up to: а б Ампуэро Брито, Гонсало (1991), Древние культуры Норте-Чико (PDF) , Чилийский музей доколумбового искусства
- ^ Корнели, Флорида (1952), «Culturadiaguita–chilena» (PDF) , Чилийский журнал естественной истории (на испанском языке), годы LI-LIII: 119–262.
- ^ Jump up to: а б «10 руководителей коренных народов Чили» . marcachile.cl (на испанском языке). 24 июня 2021 года. Архивировано из оригинала 24 июня 2021 года . Проверено 15 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Теллес 2008, с. 58.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Карвахаль Галстук, Герман. «Коренная топонимия долины Эльки » Academia.edu (на испанском языке). стр. 100-1 1–16. Архивировано из оригинала 30 октября . Получено мая 18 ,
- ^ Jump up to: а б с Теллес 2008, с. 43.
- ^ Ротхаммер, Франциско; Пудду, Джаннина; Фуэнтес-Гуахардо, Макарена (2017). «Может ли митохондриальная ДНК предоставить информацию об этногенезе коренных жителей Чили?» [Может ли митохондриальная ДНК предоставить информацию об этногенезе коренного населения Чили?]. Чунгара (на испанском языке). 49 (4). дои : 10.4067/S0717-73562017005000028 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Лоранди, AM (1988). «Диагуитас и Тавантинсую: гипотеза конфликта». В Диллехе, Том; Незерли, Патрисия (ред.). Граница государства инков (на испанском языке). стр. 197–214.
- ^ Jump up to: а б Ампуэро 1978, с. 45.
- ^ Монтес 1961, с. 86.
- ^ Монтес 1961, с. 107.
- ^ Монтес 1961, с. 102.
- ^ Монтес 1961, стр. 84–85.
- ^ Jump up to: а б с Ампуэро 1978, с. 31.
Библиография
[ редактировать ]- Ампуэро Брито, Гонсало (1978). Культура Диагита (PDF) (на испанском языке). Департамент культурного развития Министерства образования . Проверено 30 января 2014 г.
- Монтес, Анибал (1961). Великое восстание Диагиты (на испанском языке). Росарио , Аргентина.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Теллес, Эдуардо (2008). Диагитас: Исследования (на испанском языке). Сантьяго , Чили: Akhilleus Editions. ISBN 978-956-8762-00-1 .