Формула 600
Формула 600 (Ф600) [ 1 ] - это проводимый Американским клубом спортивных автомобилей (SCCA) и Советом клубов спортивных автомобилей Среднего Запада (MCSCC) с открытыми колесами, класс гоночных автомобилей .
Формула 600 была первоначально представлена в начале 1980-х годов как Формула 440 (F440) и продолжалась как Формула 500 (F500) в течение сезона 2022 года, а затем была переименована в Формулу 600 (F600) и представляет собой строго регулируемый класс. Некоторые производители шасси выпускают различные конструкции в соответствии с жесткими правилами размеров. Двигатели определяются набором правил, и разработчикам не разрешается изменять внутренние части двигателей. Вместо традиционных амортизаторов и пружин в автомобилях F500 используется очень простая эластомерная пружина, находящаяся в цилиндрическом корпусе. Правила гласят, что эластомер должен иметь диаметр 2 дюйма и толщину 1 дюйм, но конструкция и реализация эластомерных пружин (которые участники соревнований обычно называют «шайбами») широко открыты. Кроме того, каждый производитель шасси производит кузов собственной конструкции с соблюдением размерных ограничений. Эти правила позволяют проводить очень конкурентоспособные гонки при относительно низких затратах, что поощряет навыки водителя и настройки автомобиля. В 2023 году класс был переименован в Формулу 600.
Двигатели F600
[ редактировать ]Автомобили Формулы 600 оснащены двухцилиндровым двухтактным двигателем с водяным охлаждением или четырехтактным мотоциклетным двигателем объемом 600 куб.см. В современных автомобилях используются либо Rotax 494, либо Rotax 493, изначально предназначенные для снегоходов Ski-Doo . В автомобилях с мотоциклетным двигателем используются двигатели Honda CBR600RR , Suzuki GSXR600 или Yamaha R6 . Старые автомобили, которые в наши дни в основном используются на соревнованиях Solo, используют двигатель Kawasaki 440/A . Двигатель AMW 500L-85 /250-2 R2c, хотя и разрешен к использованию в гонках Формулы 500, в наши дни используется редко.
SCCA теперь также позволяет использовать мотоциклетные двигатели объемом 600 куб.см с последовательной коробкой передач в качестве альтернативы двухтактным двигателям. Для использования этого двигателя требуется ограничитель впуска диаметром 28 мм и более высокий минимальный вес автомобиля в 900 фунтов, чтобы сохранить производительность на уровне автомобилей с двухтактным двигателем. Автомобили, использующие эти двигатели, часто неофициально называют автомобилями Формулы 600 , хотя они по-прежнему участвуют в том же классе Формулы 500. [ 2 ]
Двигатель Kawasaki 440/A, производимый Kawasaki , представляет собой поршневой двигатель объемом 436 куб.см, в котором используются 38-мм карбюраторы серии Mikuni VM и настроенный двойной выхлоп. Хотя этот двигатель больше не является конкурентоспособным в шоссейных гонках, он по-прежнему широко используется в Solo II и автокросс соревнованиях . Как и все двигатели F500, за исключением AMW, Kawasaki изначально выпускался как двигатель для снегоходов. С начала 1980-х годов он снят с производства. Запчасти для этих двигателей найти становится все сложнее.
Двигатель AMW 500L-85 , произведенный компанией Two Stroke International, был представлен на F500 в 1994 году. Это двигатель с пластинчатым клапаном объемом 497 куб. См, оснащенный двумя 38-мм карбюраторами Mikuni SuperBN. Чтобы сохранить производительность этих более крупных и мощных двигателей на уровне предыдущих двигателей, SCCA требует использования выпускного коллектора Y-образной формы и одинарной настроенной трубы на двигателе AMW. В отличие от других двигателей, используемых в F600, двигатель AMW является производным от двигателя легкого самолета. Этот двигатель больше не производится и не поддерживается производителем.
В сезоне 1997 года был представлен двигатель Rotax 494. Rotax производит гоночные и промышленные двигатели для самых разных применений, включая самолеты, мотоциклы, картинги, снегоходы и водные мотоциклы. Двигатель Rotax 494 представляет собой роторно-клапанный двигатель объемом 499 куб.см. Как и AMW, Rotax использует выпускной коллектор 2 в 1 «Y» и единую настроенную выхлопную камеру расширения . В двигателе Rotax используются те же 38-миллиметровые карбюраторы Mikuni VM, что и на Kawasaki. Двигатель Rotax стал, безусловно, самым популярным двигателем в шоссейных гонках F500. Производство Rotax 494 для Ski-Doo было прекращено после 2000 модельного года. Вскоре после этого Ski-Doo/Rotax прекратили его поддержку. Однако некоторые детали по-прежнему доступны у дилеров и в интернет-магазинах.
В 2004 году SCCA добавила Rotax 493. [ 3 ] в список одобренных двигателей. Модель 493 имеет тот же диаметр цилиндра и ход поршня, что и модель 494. Однако, в отличие от модели 494, это двигатель с пластинчатым клапаном. Он также оснащен карбюраторами серии Mikuni VM и выпускным коллектором «Y», как и его двоюродный брат 494. Автомобили с двигателем 493 должны работать с более высоким минимальным весом, чтобы поддерживать паритет со старыми двигателями 494 и AMW. Как и 494, модель 493 также была снята с производства Ski-Doo после 2003 модельного года. Поддержка закончилась в 2007 году. Как и в случае с 494, некоторые детали все еще доступны у дилеров и в интернет-магазинах.
В 2011 году SCCA добавила Rotax 593 в список одобренных двигателей. Модель 593 (более известная как Ski-Doo 500ss) представляет собой 600-кубовую версию двигателя 493 с пластинчатым клапаном. Он также оснащен карбюраторами серии Mikuni VM и выпускным коллектором «Y», как и другие двигатели Rotax, но для поддержания выходной мощности на уровне двигателя 493 объемом 500 куб.см требуется использование специального ограничителя впуска. Автомобили с двигателем 593 также должны иметь более высокий минимальный вес, чтобы поддерживать паритет со старыми двигателями 494 и AMW. Модель 593 по-прежнему находится в производстве Ski-Doo, а в 2010 году ее марка была переименована с «500ss» на «600».
В 2021 году SCCA разрешила использование Rotax 593HO или высокой мощности.
Технические характеристики двигателей строго регулируются SCCA. Никакие модификации двигателя в формуле 600 не допускаются. Двигатели должны эксплуатироваться в заводском состоянии «в состоянии поставки». Никакие запасные части, модификации портов или другие отклонения от стандартной конфигурации не допускаются. Это помогает снизить затраты и означает жесткую конкуренцию на трассе.
Трансмиссия F600
[ редактировать ]В двухтактных автомобилях F600 используется усовершенствованная бесступенчатая трансмиссия (CVT), аналогичная той, что используется в снегоходах.
Эти простые автоматические трансмиссии с ременным приводом настроены на оптимизацию кривой мощности двухтактного двигателя, постоянно поддерживая максимальную мощность двигателя. Одним из ключевых преимуществ вариатора является то, что это бесступенчатая трансмиссия. Это позволяет постоянно передавать всю мощность двигателя на ведущие колеса.
В автомобилях с мотоциклетным двигателем используется та же секвентальная трансмиссия, что и в мотоцикле, от которого был установлен двигатель. Обычно этим управляют подрулевые лепестки, прикрепленные к рулевой колонке.
История второго тура национального чемпионата SCCA
[ редактировать ]Второй тур национального чемпионата SCCA определяет национальных чемпионов Формулы 500 с 1997 года. Первоначальный класс Формулы 440 участвовал во втором туре SCCA с 1984 по 1996 год.
Сорт | Год | Отслеживать | Чемпион | 2-е место | 3-е место | Поул-позиция |
---|---|---|---|---|---|---|
Ф440 | 1984 | Дорога Атланта | Майкл Лезерс | Дэнни Кинг | Рэй Литтл | Дэнни Кинг |
Ф440 | 1985 | Дорога Атланта | Дэвид В. Эллиотт | Дэнни Кинг | Ник Д'Амико | Дэвид В. Эллиотт |
Ф440 | 1986 | Дорога Атланта | Майкл Лезерс | Дэвид В. Эллиотт | Брэд Хьюлингс | Дэвид В. Эллиотт |
Ф440 | 1987 | Дорога Атланта | Майкл Лезерс | Дэвид В. Эллиотт | Брэд Лонер | Дэвид В. Эллиотт |
Ф440 | 1988 | Дорога Атланта | Дэйв Дриссел | Брэд Лонер | Пол Эллиотт | Брэд Лонер |
Ф440 | 1989 | Дорога Атланта | Дэвид В. Эллиотт | Дэйв Дриссел | Майкл Лезерс | Дэвид В. Эллиотт |
Ф440 | 1990 | Дорога Атланта | Пол Эллиотт | Дэвид В. Эллиотт | Брэд Хьюлингс | Уэсли Уилфонг |
Ф440 | 1991 | Дорога Атланта | Пол Эллиотт | Дэвид В. Эллиотт | Крис Шульц | Пол Эллиотт |
Ф440 | 1992 | Дорога Атланта | Крис Шульц | Майк Брент | Пол Эллиотт | Дэвид В. Эллиотт |
Ф440 | 1993 | Дорога Атланта | Грег Греннан | Пол Эллиотт | Расти Кук | Дэвид В. Эллиотт |
Ф440 | 1994 | Средний Огайо | Дэвид В. Эллиотт | Джеймс Мартин Элдер | Расти Кук | Аарон Эллис |
Ф440 | 1995 | Средний Огайо | Рамон Партида | Тим Тиббалс | Рон Винс | Энди Лалли |
Ф440 | 1996 | Средний Огайо | Джек Беннетт | Уэсли Уилфонг | Хауэлл К. Джонс III | Джим Хейл |
Ф500 | 1997 | Средний Огайо | Майк Брент | Уэсли Уилфонг | Дэвид Лэфэм | Майк Брент |
Ф500 | 1998 | Средний Огайо | Рон Винс | Дэвид Лэфэм | Уэсли Уилфонг | Джефф Обергер |
Ф500 | 1999 | Средний Огайо | Джефф Обергер | Майк Брент | Дэвид Митч | Аарон Эллис |
Ф500 | 2000 | Средний Огайо | Аарон Эллис | Джим Шульц | Расти Кук | Фред Эдвардс-младший |
Ф500 | 2001 | Средний Огайо | Эливан Гуларт | Джефф Йоргенсон | Кэлвин Стюарт | Томас Эдвардс |
Ф500 | 2002 | Средний Огайо | Эливан Гуларт | Дуг Марш | Кенни Прайс | Эливан Гуларт |
Ф500 | 2003 | Средний Огайо | Джонатан Дик | Брайан Новак | Расти Кук | Дуг Марш |
Ф500 | 2004 | Средний Огайо | Джонатан Дик | Аарон Эллис | Джейсон Моралес | Дуг Марш |
Ф500 | 2005 | Средний Огайо | Дуг Марш | Уайли МакМэхан | Майк Брент | Майк Брент |
Ф500 | 2006 | Хартленд Парк | Брайан Голэй | Дэвид Кокс | Стивен Джондал | Джейсон Кнутесон |
Ф500 | 2007 | Хартленд Парк | Брайан Новак | Джейсон Кнутесон | Джеймс Ф. Либекко | Джейсон Кнутесон |
Ф500 | 2008 | Хартленд Парк | Джейсон Кнутесон | Аарон Эллис | Дэвид Лэфэм | Джейсон Кнутесон |
Ф500 | 2009 | Дорога Америка | Джейсон Кнутесон | Патрик Галлахер | Аарон Эллис | Патрик Галлахер |
Ф500 | 2010 | Дорога Америка | Патрик Галлахер | Майкл Мюллер | Дэвид Лэфэм | Джейсон Кнутесон |
Ф500 | 2011 | Дорога Америка | Майкл Мюллер | Джереми Моралес | Си Джей Макаби | Майкл Мюллер |
Ф500 | 2012 | Дорога Америка | Майкл Мюллер | Си Джей Макаби | Майк Вацек | Джейсон Кнутесон |
Ф500 | 2013 | Дорога Америка | Джеймс Вейда | Аарон Эллис | Стив Джондал | Джеймс Вейда |
Ф500 | 2014 | Лагуна Сека | Брайан Новак | Уайли МакМэхан | Джефф Йоргенсон | Брайан Новак |
Ф500 | 2015 | Daytona | Кэлвин Стюарт | Мэтью Стрэнд | Джеймс Вейда | Уайли МакМэхан |
Ф500 | 2016 | Средний Огайо | Стивен Томпсон | Брайан Бразерс | Том Дим | Кэлвин Стюарт |
Ф500 | 2017 | Индианаполис | Уайли МакМэхан | Свен де Врис | Стивен Томпсон | Уайли МакМэхан |
Ф500 | 2018 | Сонома | Лэнс Спиринг | Ф. Рассел Стрейт-младший | Джон В. Уолбран | Джефф Йоргенсон |
Ф500 | 2019 | ДЛЯ | Уайли МакМэхан | Кэлвин Стюарт | Эрик МакРи | Уайли МакМэхан |
Ф500 | 2020 | Дорога Америка | Уайли МакМэхан | Джеймс Вейда | Кэлвин Стюарт | Кэлвин Стюарт |
Ф500 | 2021 | Индианаполис | Свен де Врис | Райан Мэйфилд | Кэлвин Стюарт | Райан Мэйфилд |
Ф500 | 2022 | ДЛЯ | Свен де Врис | Джеймс Вейда | Эрик МакРи | Джеймс Вейда |
Ф600 | 2023 | ДЛЯ | Кэлвин Стюарт | Джейсон Мартин | Кейт Джослин | Кэлвин Стюарт |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Формула 500 — Видео» . Американский клуб спортивных автомобилей . Проверено 02 марта 2022 г.
- ^ «ПРОГРАММЫ — Шоссейные гонки — Машины и правила» . Американский клуб спортивных автомобилей . Проверено 16 декабря 2022 г.
- ^ «[F500] 493 Ротакс» . f500.f500.narkive.com . Проверено 02 марта 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]http://racingthef500.com ] Некоммерческий и наиболее активный онлайн-форум, посвященный текущему классу SCCA Formula 500.
- F500.us Некоммерческий и наиболее активный онлайн-форум, посвященный текущему классу SCCA Formula 500. Включает технические форумы конкретных категорий, посвященные двигателям, шасси и настройке вариатора. А также общие форумы, форумы новостей, конкретных событий и форумы объявлений.
- Formula500.org. Архивировано 21 января 2019 г. в сообществе Wayback Machine Formula 500, управляемом eformulacarnews.com. Содержит информацию о текущих событиях, техническую информацию, инструкции, новости о событиях и раздел объявлений.
- Веб-сайт гонок Формулы 500. Архивировано 20 февраля 2020 г. на Wayback Machine. Сейчас неактивна бывшая неофициальная домашняя страница гонок SCCA F500. Архивный список рассылки является хорошим историческим источником информации.
- Американский клуб спортивных автомобилей является основной санкционирующей организацией, которая проводит гонки F500 в Соединенных Штатах.
- Формула 500 на YouTube Канал Джо Палмера на YouTube, где представлены автомобильные видео и слайд-шоу Формулы 500.