Jump to content

Библейская археология

(Перенаправлено из «Библейской археологии »)
Левант и Ханаан

Библейская археология — это академическая школа, являющаяся частью библейских исследований и левантийской археологии . Библейская археология изучает археологические памятники Древнего Ближнего Востока и особенно Святой Земли (также известной как Земля Израиля и Ханаана ), начиная с библейских времен .

Библейская археология возникла в конце 19 века британскими и американскими археологами с целью подтверждения историчности Библии . Между 1920-ми годами, сразу после Первой мировой войны , когда Палестина перешла под британское правление , и 1960-ми годами, библейская археология стала доминирующей американской школой левантийской археологии, возглавляемой такими деятелями, как Уильям Ф. Олбрайт и Дж. Эрнест Райт . Работа в основном финансировалась церквями и возглавлялась богословами. С конца 1960-х годов библейская археология находилась под влиянием процессуальной археологии («Новая археология») и столкнулась с проблемами, которые заставили ее отодвинуть религиозные аспекты исследований. Это привело к тому, что американские школы отошли от библейских исследований и сосредоточились на археологии региона и ее связи с библейским текстом, а не на попытках доказать или опровергнуть библейскую версию. [ 1 ]

Еврейская Библия является основным источником информации о регионе Палестины и в основном охватывает период железного века . Таким образом, археология может дать понимание того, чего не может сделать библейская историография. Сравнительное изучение библейского текста и археологических открытий помогает понять древние народы и культуры Ближнего Востока. и Еврейская Библия, и Новый Завет , большинство исследований сосредоточено вокруг первого. Хотя учитываются [ 1 ]

Термин «библейская археология» используется израильскими археологами для популярных средств массовой информации или англоязычной аудитории в отношении того, что на иврите известно как « израильская археология », и во избежание использования термина « Палестинская археология» . [ 1 ]

Изучение библейской археологии началось одновременно с общей археологией, и очевидно, что ее развитие связано с открытием чрезвычайно важных древних артефактов.

Развитие библейской археологии отмечено разными периодами:

  • До британского мандата в Палестине: Первые археологические исследования начались в 19 веке первоначально европейцами. В то время работало много известных археологов, но одним из самых известных был Эдвард Робинсон , открывший ряд древних городов. Фонд исследования Палестины был создан в 1865 году под королевы Виктории патронажем . Большие исследования были проведены вокруг Храма в Иерусалиме в 1867 году Чарльзом Уорреном и Чарльзом Уильямом Уилсоном , в честь которых названа иерусалимская «Арка Вильсона». Американское общество исследования Палестины было основано в 1870 году. В том же году молодой французский археолог Шарль Клермон-Ганно прибыл в Святую Землю, чтобы изучить две примечательные надписи: стелу Меша в Иордании и надписи в Иерусалимском храме. В 1890 году на сцену вышла еще одна личность, сэр Уильям Мэтью Флиндерс Петри , который стал известен как «отец палестинской археологии». В Телль-эль-Хези Петри заложил основу для методических исследований, придав большое значение анализу керамики как археологических маркеров. По сути, обнаруженные предметы или фрагменты служат для фиксации хронологии с определенной степенью точности, поскольку керамика изготавливалась по-разному и с определенными характеристиками в каждую эпоху на протяжении всей истории. В 1889 году Доминиканский орден открыл Французскую библейскую и археологическую школу в Иерусалиме , которая стала всемирно известной в своей области. Такие авторитеты, как MJ. Лагранж и Л. Х. Винсент выделяются среди первых археологов школы. В 1898 году в Берлине было основано Deutsche Orient-Gesellschaft (Немецкое восточное общество), ряд его раскопок впоследствии финансировался императором Германии Вильгельмом II . В это время было основано множество других подобных организаций с целью развития этой зарождающейся дисциплины, хотя единственной целью исследований той эпохи было доказательство правдивости библейских историй.
  • Во время британского мандата в Палестине (1922–1948): исследования и исследования Святой Земли за это время значительно расширились, и в них доминировали гении Уильяма Фоксвелла Олбрайта , К.С. Фишера, иезуитов , доминиканцев и многих других. Эта эпоха великих достижений и деятельности завершилась расцветом: открытием свитков Мертвого моря в Кумране в 1947 году и их последующими раскопками, которыми в значительной степени руководил француз Ролан де Во .
  • После британского мандата : 1948 год ознаменовал начало новой социальной и политической эры для Святой Земли с основанием Государства Израиль и появлением на сцене израильских археологов. Первоначально их раскопки ограничивались территорией государства, но после Шестидневной войны распространились и на оккупированные территории Западного берега . в археологии этого периода была Кэтлин Кеньон , руководившая раскопками Иерихона и Офеля Иерусалима Важной фигурой . Кристал Беннетт руководила раскопками в Петре и Джабаль цитадели Аммана Кала аль - . Особого внимания заслуживают археологические музеи францисканцев и доминиканцев в Иерусалиме.
  • Библейская археология сегодня : Библейская археология двадцать первого века часто проводится международными группами, спонсируемыми университетами и правительственными учреждениями, такими как Управление древностей Израиля. Для участия в раскопках, проводимых штатом профессионалов, набираются добровольцы. Практики прилагают все больше усилий, чтобы связать результаты одних раскопок с результатами других близлежащих раскопок, пытаясь создать постоянно расширяющийся и все более подробный обзор древней истории и культуры каждого региона. Недавний быстрый прогресс в области технологий способствовал более точным с научной точки зрения измерениям в десятках смежных областей, а также более своевременному и более широкому распространению отчетов. [ 2 ] [ 3 ]

Школы мысли

[ редактировать ]

Библейская археология является предметом постоянных дискуссий. Одним из источников наибольших споров является период правления царей Израилем и, в более общем смысле, историчность Библии . В отношении этих областей можно выделить две свободные школы мысли: библейский минимализм и максимализм , в зависимости от того, считается ли Библия неисторическим , религиозным документом или нет. Две школы не являются отдельными единицами, а образуют континуум, что затрудняет определение различных лагерей и границ. Тем не менее, можно определить точки расхождения, хотя эти различия, похоже, со временем уменьшаются .

Краткое изложение важных археологических памятников и находок

[ редактировать ]
Пещеры Кумрана , в долине Мертвого моря , где была найдена одна из самых важных находок библейской археологии всех времен .

Избранные открытия

[ редактировать ]

Подробные списки объектов можно найти на следующих страницах:

Библейские археологические подделки

[ редактировать ]

Библейская археология также стала объектом нескольких знаменитых подделок , которые были совершены по разным причинам. Одним из самых знаменитых является склеп Иакова , когда в 2002 году появилась информация об открытии склепа с надписью, которая переводится как «Иаков, сын Иосифа и брат Иисуса». На самом деле артефакт был обнаружен двадцать лет назад, после чего он несколько раз переходил из рук в руки, и надпись была добавлена. Это было обнаружено потому, что оно не соответствовало образцу эпохи, к которой оно датируется. [ 4 ] [ 5 ]

Предмет попал через торговца антиквариатом Одеда Голана обвинило , которого Управление древностей Израиля (IAA) в подделке документов, но после семилетнего судебного разбирательства он был оправдан на основании разумных сомнений . [ 5 ] Еще одним предметом, полученным от того же торговца, была надпись Иоаса , в которой описывается ремонт храма в Иерусалиме. Подлинность надписи спорна. [ 5 ]

Библейская археология и католическая церковь

[ редактировать ]

Есть группы, придерживающиеся более фундаменталистского подхода и организующие археологические кампании с целью найти доказательства того, что Библия достоверна и что ее повествования следует понимать как исторические события. Это не официальная позиция Католической церкви. [ 6 ] [ 7 ]

Археологические исследования, проведенные с использованием научных методов, могут предоставить полезные данные для установления хронологии, которая поможет упорядочить библейские истории. В определенных случаях эти расследования могут установить место, где происходили эти рассказы. В других случаях они могут подтвердить правдивость рассказов. Однако в других вопросах они могут подвергать сомнению события, которые были приняты как исторические факты, приводя аргументы, которые показывают, что определенные истории не являются историческими повествованиями, а принадлежат к другому повествовательному жанру.

В 1943 году Папа Пий XII рекомендовал при интерпретации Священного Писания учитывать археологические находки, чтобы определить используемые литературные жанры. [ 8 ]

[...] переводчик должен как бы целиком вернуться духом в те отдаленные века Востока и с помощью истории, археологии, этнологии и других наук точно определить, какие способы письма, так сказать, , авторы того древнего периода, вероятно, использовали и действительно использовали. [...] Пусть те, кто занимается библейскими исследованиями, со всем должным усердием обратят свое внимание на этот момент и пусть они не пренебрегают ни одним из тех открытий, будь то в области археологии, древней истории или литературы, которые служат лучшему познанию менталитет древних писателей, а также их манера и искусство рассуждать, повествовать и писать.[...]

- Пий XII, Энциклика Divino Afflante Spiritu , абзацы 35 и 40.

С тех пор археология считается ценным помощником и незаменимым инструментом библейских наук.

Комментарии экспертов

[ редактировать ]

[...] «цель библейской археологии - разъяснение и освещение библейского текста и содержания посредством археологического исследования библейского мира».

- написано Дж. К. Икинсом в эссе 1977 года, опубликованном в журнале Benchmarks in Time and Culture и процитированном в его эссе «Археология и Библия, введение» .

Археолог Уильям Дж. Девер внес свой вклад в статью «Археология» в Библейском словаре Anchor . В этой статье он повторяет свое восприятие негативных последствий тесной связи, существовавшей между сиро-палестинской археологией и библейской археологией, которая заставила археологов, работающих в этой области, особенно американских археологов, сопротивляться принятию новых методов археологии. процессуальная археология . Кроме того, он считает, что: «В основе большого скептицизма в нашей области [имея в виду адаптацию концепций и методов «новой археологии») можно подозревать предположение (хотя и невыраженное или даже бессознательное), что древняя Палестина, особенно Израиль во времена библейский период был уникальным, в каком-то « сверхисторическом » смысле, не подчинявшимся обычным принципам культурной эволюции». [ 9 ]

Девер обнаружил, что сиро-палестинская археология рассматривалась в американских учреждениях как дисциплина изучения Библии, где ожидалось, что американские археологи попытаются «представить достоверные исторические свидетельства эпизодов библейской традиции». По словам Девера, «самая наивная [идея относительно сиро-палестинской археологии] заключается в том, что причина и цель «библейской археологии» (и, экстраполяция, сиро-палестинской археологии) состоит в том, чтобы просто прояснить факты, касающиеся Библии и Святой Земли. ". [ 10 ]

Девер также написал следующее:

Археология, конечно, не доказывает буквальное прочтение Библии... Она ставит их под сомнение, и это беспокоит некоторых людей. Большинство людей действительно думают, что археология существует для того, чтобы доказать Библию. Ни один археолог так не думает. [ 11 ] [...] С самого начала того, что мы называем библейской археологией, примерно 150 лет назад, ученые, в основном западные ученые, пытались использовать археологические данные для доказательства Библии. И долгое время считалось, что это работает. Уильям Олбрайт , великий отец нашей дисциплины, часто говорил об «археологической революции». Что ж, революция произошла, но не так, как думала Олбрайт. Правда сегодня заключается в том, что археология поднимает больше вопросов об историчности еврейской Библии и даже Нового Завета, чем дает ответов, и это очень беспокоит некоторых людей. [ 12 ]

Девер также писал:

Археология в том виде, в котором она практикуется сегодня, должна быть в состоянии как бросить вызов, так и подтвердить библейские истории. Некоторые вещи, описанные там, действительно имели место, а другие — нет. Библейские повествования об Аврааме , Моисее , Иисусе Навине и Соломоне , вероятно, отражают некоторые исторические воспоминания о людях и местах, но «большие, чем жизнь» портреты Библии нереалистичны и противоречат археологическим свидетельствам.... [ 13 ] Я не читаю Библию как Священное Писание... Я на самом деле даже не теист. Моя точка зрения всегда — и особенно в последних книгах — состоит в том, что библейские повествования действительно являются «историями», часто вымышленными и почти всегда пропагандистскими, но кое-где они содержат некоторую достоверную историческую информацию... [ 14 ]

Тель-Авивского университета Археолог Зеев Херцог написал в газете «Гаарец» :

Вот что узнали археологи из своих раскопок в Земле Израиля: израильтяне никогда не были в Египте, не скитались по пустыне, не завоевали землю в военном походе и не передали ее 12 коленам Израиля. . Возможно, еще труднее смириться с тем, что объединенная монархия Давида и Соломона, которая описывается в Библии как региональная держава, была в лучшем случае небольшим племенным царством. И для многих станет неприятным шоком тот факт, что у Бога Израиля, ЯХВЕ, была супруга-женщина и что ранняя израильская религия приняла монотеизм только в период упадка монархии, а не на горе Синай. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]

Другие ученые утверждали, что Ашера могла быть символом или иконой в контексте яхвизма , а не самостоятельным божеством, и ее связь с Яхве не обязательно указывает на политеистическую систему верований. [ 18 ]

Профессор Исраэль Финкельштейн рассказал газете «Джерузалем пост» , что еврейские археологи не нашли никаких исторических или археологических свидетельств, подтверждающих библейское повествование об Исходе , странствовании евреев по Синаю или завоевании Иисусом Навином Ханаана . Что касается предполагаемого Храма Соломона , Финкельштейн сказал, что нет никаких археологических свидетельств, подтверждающих его действительное существование. [ 19 ] Профессор Йони Мизрахи, независимый археолог, согласился с Израилем Финкельштейном. [ 19 ]

Что касается исхода израильтян из Египта, египетский археолог Захи Хавасс сказал:

Действительно, это миф... Это моя карьера археолога. Я должен сказать им правду. Если люди расстроены, это не моя проблема. [ 20 ]

Другие ученые оспаривают эти утверждения. В своей книге 2001 года «Документы Ветхого Завета: надежны ли они и актуальны ли они?» Исследователь Ветхого Завета-евангелист Уолтер Кайзер-младший включил главу под названием «Помогает ли археология доказать надежность?» [ 21 ] Кайзер утверждает:

[T] Изучение археологии помогло пролить свет на Библию, проливая свет на ее историческое и культурное место. С возрастающей ясностью обстановка Библии предстает более ярко в рамках всеобщей истории... вписывая библейскую историю, людей и события во всеобщую историю, археология продемонстрировала достоверность многих библейских ссылок и данных. Она продолжала проливать свет, прямо или косвенно, на многие библейские обычаи, культуры и условия жизни в различные периоды истории. С другой стороны, археология также породила некоторые реальные проблемы, связанные с ее находками. Таким образом, его работа является постоянной, и ее нельзя слишком быстро отменить или использовать просто как подтверждающий инструмент. [ 22 ]

Кайзер продолжает подробно описывать случай за случаем, в которых, по его словам, Библия «помогла идентифицировать пропавших без вести людей, пропавшие народы, пропавшие обычаи и обстановку». [ 21 ] Он заключает:

Это не означает, что археология — панацея от всех проблем, возникающих в тексте — это не так! Остаются еще некоторые чудовищные проблемы, некоторые из которых созданы самими археологическими данными. Но поскольку за прошедшие годы мы увидели, что так много конкретных проблем уступили столь конкретным данным в пользу текста, возникает предположение, что нам следует следовать тексту до тех пор, пока не появится определенная противоположная информация. Эта методология, утверждающая, что текст невиновен, пока его вина не будет доказана, рекомендуется не только как хорошая процедура для американской юриспруденции, но и в области изучения утверждений Священного Писания. [ 23 ]

Коллинз комментирует заявление Девера:

«Мы мало что можем извлечь из рассказов Иисуса Навина о быстром и массовом разрушении ханаанских городов и истреблении местного населения. Этого просто не произошло; археологические свидетельства неоспоримы».

Таково мнение одного из наиболее консервативных историков древнего Израиля. Конечно, есть гораздо больше консервативных историков, которые пытаются защитить историчность всей библейской истории, начиная с Авраама, но их работа опирается на конфессиональные предпосылки и представляет собой упражнение в апологетике, а не в историографии. Большинство исследователей Библии пришли к выводу, что большая часть (не все!) библейского повествования лишь слабо связана с историей и не может быть проверена. [ 24 ]

Джон Дж. Коллинз

Будучи молодым студентом, я прослушал серию лекций известного либерального богослова Ветхого Завета по введению в Ветхий Завет. И однажды там узнали, что пятая книга Моисея (Второзаконие) не была написана Моисеем, хотя повсюду в ней утверждается, что она была сказана и написана самим Моисеем. Скорее, я слышал, что Второзаконие было написано столетия спустя для вполне конкретных целей. Поскольку я происходил из ортодоксальной лютеранской семьи, я был глубоко тронут услышанным — в частности, потому, что это меня убедило. поэтому в тот же день я разыскал своего учителя во время его занятий и в связи с происхождением Второзакония обронил замечание: «Так является ли пятая книга Моисея тем, что можно назвать подделкой?» Его ответ был: «Ради бога, вполне может быть, но ничего подобного говорить нельзя».

Я хотел использовать эту цитату, чтобы показать, что результаты исторических исследований могут быть доведены до сведения общественности, особенно верующих, лишь с трудом. Многие христиане чувствуют угрозу, если слышат, что большая часть написанного в Библии (в историческом плане) не соответствует действительности и что ни одно из четырех Евангелий Нового Завета не было написано автором, указанным в начале текста. [ 25 ]

Герд Людеманн

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Уильям Дж. Девер (2011). «Библейская археология». Оксфордская энциклопедия археологии Ближнего Востока . Издательство Оксфордского университета . ISBN  9780199892280 .
  2. ^ «Найдите раскопки: Общество библейской археологии» . Дата обращения 18 апреля 2016 г.
  3. ^ Р. Деннис Коул, «Последние достижения в библейской археологии», Теологический педагог , 49 (весна 1994 г.): 51–64. Дата обращения 18 апреля 2016 г.
  4. Фальсификаторы «пытались переписать библейскую историю» , Конал Уркхарт, The Guardian , пятница, 31 декабря 2004 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Фридман, Матти. «Одед Голан не виновен в подделке. Так существует ли «костница Джеймса» на самом деле?» . www.timesofisrael.com . Проверено 06 декабря 2022 г.
  6. ^ Католическая церковь больше не клянется в истинности Библии , Рут Гледхилл , The Times , 5 октября 2005 г.,
  7. ^ Дар Священного Писания, Вторая партия, Раздел 14 «Истина Священного Писания», стр. 17, Конференция католических епископов Англии и Уэльса и Конференция католических епископов Шотландии, 2005 г.,
  8. ^ Пий XII (30 сентября 1943 г.). «Энциклика Divino Afflante Spiritu Папы Пия Си о содействии библейским исследованиям» . Проверено 6 февраля 2013 г.
  9. ^ Долг, с. 357
  10. ^ Долг, с. 358
  11. Библия проверяется реальностью, MSNBC , Алан Бойл.
  12. ^ Погребенные тайны Библии , PBS Nova , 2008 г.
  13. ^ Девер, Уильям Г. (март – апрель 2006 г.). «Западная культурная традиция находится под угрозой». Обзор библейской археологии . 32 (2): 26 и 76.
  14. ^ Девер, Уильям Г. (январь 2003 г.). «Контра Дэвис» . Библия и ее толкование . Архивировано из оригинала 2 февраля 2007 г. Проверено 12 февраля 2007 г.
  15. ^ Кнопп, Лиза (2004) [2002]. «История» . Природа дома: лексикон и очерки . Издательство Университета Небраски. п. 126. ИСБН  978-0-8032-7814-1 . Проверено 10 августа 2023 г.
  16. ^ Герцог, Зеев (29 октября 1999 г.). «Разрушение стен Иерихона» . Гаарец . Архивировано из оригинала 11 августа 2021 года . Проверено 13 января 2022 г.
  17. ^ Герцог, Зеев (29 октября 1999 г.). «Разрушение стен Иерихона» . lib1.library.cornell.edu . Гаарец . Архивировано из оригинала 10 ноября 2001 года . Проверено 9 февраля 2019 г.
  18. ^ Доеденс, Джейкоб Дж. Т. (январь 2013 г.). «Древние израильские политеистические надписи: считалась ли Ашера женой Яхве» . Буклеты Шарошпатаки (1–2): 41–54 – через Academia.edu .
  19. ^ Jump up to: а б «Старший израильский археолог ставит под сомнение еврейское наследие Иерусалима – Middle East Monitor» . www.middleeastmonitor.com . 20 февраля 2014 года . Проверено 28 октября 2016 г.
  20. ^ Рассталось ли Красное море? Никаких доказательств, говорят археологи , The New York Times , 3 апреля 2007 г.
  21. ^ Jump up to: а б Кайзер, 2001, с. 97-108.
  22. ^ Кайзер, 2001, с. 98.
  23. ^ Кайзер, 2001, с. 108.
  24. ^ Коллинз, Джон Дж. (2008). «Ветхий Завет в новом климате» . Размышления . Йельский университет: 4–7. ISSN   0362-0611 . Проверено 23 мая 2022 г.
  25. ^ Крейг, Уильям Лейн; Людеманн, Герд; Копан, Пол; Тачелли, Рональд К. (2000). Воскресение Иисуса: факт или вымысел?: Дебаты между Уильямом Лейном Крейгом и Гердом Людеманом (на голландском языке). Межвузовская пресса. п. 43. ИСБН  978-0-8308-1569-2 . Проверено 13 августа 2023 г. Я хотел использовать эту цитату, чтобы показать, что результаты исторических исследований могут быть доведены до сведения общественности, особенно верующих, лишь с трудом. Многие христиане чувствуют угрозу, если слышат, что большая часть написанного в Библии (в историческом плане) не соответствует действительности и что ни одно из четырех Евангелий Нового Завета не было написано автором, указанным в начале текста.

Источники

[ редактировать ]
  • Уолтер К. Кайзер-младший, Документы Ветхого Завета: надежны и актуальны ли они? (Даунерс Гроув, Иллинойс: InterVarsity Press, 2001), 97–108.
  • Библейский словарь Anchor , «Археология», Уильям Девер.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Уильям Ф. Олбрайт, От каменного века к христианству (Балтимор: издательство Университета Джона Хопкинса, 1940)
  • Анати Э. Палестина до евреев: история, от самого раннего прибытия человека до завоевания Ханаана (Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1963).
  • Эшмор В. и Шерер Р.Дж. « Открытие нашего прошлого: краткое введение в археологию» (Нью-Йорк: McGraw Hill, 2013). ISBN   0-7674-1196-X . Это также использовалось в качестве источника.
  • Блейклок, Э.М. и Р.К. Харрисон, ред. Новый международный словарь библейской археологии (Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство Зондерван, 1983).
  • Чепмен и Дж. Н. Табб, Археология и Библия ( Британский музей , 1990).
  • Корнфельд Г. и Д.Н. Фридман, Археология Библии, книга за книгой (Нью-Йорк: Harper & Row, 1989).
  • Дэвис, PR, В поисках «древнего Израиля»: исследование библейского происхождения , Шеффилд (JSOT Press, 1992).
  • Дэвис, Томас, Зыбучие пески: взлет и падение библейской археологии (Нью-Йорк: Oxford University Press, 2004).
  • Девер, Уильям Г. , «Археология и Библия: понимание их особых взаимоотношений», в Biblical Archeology Review 16:3 (май/июнь 1990 г.)
  • Девер, Уильям Г. (2002). Что знали авторы Библии и когда они это узнали? . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN  0-8028-2126-Х .
  • Девер, Уильям Г. (2003). Кем были первые израильтяне и откуда они пришли? . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN  0-8028-0975-8 .
  • Финкельштейн, Израиль ; Зильберман, Нил Ашер (2001), Раскопанная Библия: новый взгляд археологов на древний Израиль и происхождение его священных текстов , Нью-Йорк: Саймон и Шустер, ISBN  0-7432-2338-1 .
  • Френд, Уильям Хью Клиффорд, Археология раннего христианства. История , Джеффри Чепмен, 1997. ISBN   0-225-66850-5
  • Фрерихс, Эрнест С. и Леонард Х. Леско, ред. Исход: египетские свидетельства . Озеро Вайнона: Айзенбраунс, 1997 г. ISBN   1-57506-025-6 Обзор Денверской семинарии. Архивировано 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
  • Халеви, Маша, «Между верой и наукой: францисканская археология на службе святых мест», Ближневосточные исследования , том 48, выпуск 2, 2012 г., стр. 249–267.
  • Халлот, Р. Библия, карта и лопата: Американское общество исследования Палестины, Фредерик Джонс Блисс и забытая история ранней американской библейской археологии (Gorgias Press, 2006). Обсуждается участие Америки в библейской археологии до 1900 года.
  • Кафель, А. (29 октября 1999 г.). «Разрушение стен Иерихона» . Гаарец . Архивировано из оригинала 1 октября 2017 года . Проверено 18 апреля 2016 г. .
  • Келлер, Вернер, Библия как история , 1955.
  • Лэнс, HD Ветхий Завет и археолог . Лондон , (1983)
  • Манчини, Игнацио. Археологические открытия, касающиеся иудео-христиан: Исторический обзор , пер. [с итальянского] Г. Бушнелла [как] обновлено автором. В серии « Публикации Studium Biblicum Francisconum: Collectio major» , вып. 10. Иерусалим: францисканская типография, 1970. Без ISBN или SBN.
  • Мазар, А. , Археология страны Библии (Справочная библиотека Библии Anchor, 1990).
  • Микитюк, Лоуренс Дж. (2004). Идентификация библейских персонажей в семитских надписях северо-запада 1200–539 гг. До н. э. Серия SBL Academia Biblica, вып. 12. Атланта, Джорджия: Общество библейской литературы.
  • Микитюк, Лоуренс Дж. (2009), «Исправления и обновления к« Идентификации библейских личностей в семитских надписях северо-запада 1200–539 гг. До н.э.» , Маарав 16/1, стр. 49–132.
  • Негев, Авраам; Гибсон, Шимон, ред. (2003). Археологическая энциклопедия Святой Земли . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Международная издательская группа Continuum.
  • Нойман, Томас В. и Роберт М. Сэнфорд, Практикующая археология: Учебное пособие по археологии культурных ресурсов Rowman and Littlefield Pub Inc , август 2001 г., твердый переплет, 450 страниц, ISBN   0-7591-0094-2
  • Рэмси, Джордж В. В поисках исторического Израиля . Лондон (1982)
  • Ренфрю, Колин и Бан, Пол Г., Археология: теории, методы и практика , Темза и Гудзон, 4-е издание, 2004 г. ISBN   0-500-28441-5
  • Робинсон, Эдвард (1856 г.) Библейские исследования в Палестине, 1838–1852 гг ., Бостон, Массачусетс: Крокер и Брюстер.
  • Шовилл, Кейт Н. Библейская археология в фокусе . Издательская группа Бейкера (1978).
  • Сэнфорд, Роберт М. и Томас В. Нойманн, Археология культурных ресурсов: введение , Rowman and Littlefield Pub Inc , декабрь 2001 г., мягкая обложка, 256 страниц, ISBN   0-7591-0095-0
  • Томпсон, Дж. А., Библия и археология , исправленное издание (1973 г.)
  • Триггер, Брюс. 1990. «История археологической мысли». Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-33818-2
  • Райт, Г. Эрнест , Библейская археология . Филадельфия: Вестминстер (1962).
  • Ямаути, Э. Камни и Священные Писания . Лондон: IVP, (1973).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 604d5059c9caecdc58d666a086830c5c__1723324140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/60/5c/604d5059c9caecdc58d666a086830c5c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Biblical archaeology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)