~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ 786914E2E1CF0C2A90D136B4EA97AC27__1715539620 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ Indian logic - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ Индийская логика — Википедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/Logic_in_India ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/78/27/786914e2e1cf0c2a90d136b4ea97ac27.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/78/27/786914e2e1cf0c2a90d136b4ea97ac27__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 16.06.2024 17:41:24 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 12 May 2024, at 21:47 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Arc.Ask3.ru: далее начало оригинального документа

Индийская логика — Википедия Jump to content

Индийская логика

Из Википедии, бесплатной энциклопедии
(Перенаправлено с Logic в Индии )

Развитие индийской логики восходит к анвикшики Медхатити Гаутамы (ок. VI век до н.э.); санскритские грамматические правила Панини (ок. V век до н.э.); школой Вайшешика анализ атомизма (ок. 6-го века до н.э. - 2-го века до нашей эры); анализ умозаключений Готамы (ок. 6 в. до н. э. – 2 в. н. э . ), основателя ньяя школы индуистской философии ; и тетралемма Нагарджуны ( ок. 2 века н.э.).

Индийская логика представляет собой одну из трех первоначальных логических традиций , наряду с греческой и китайской логикой . Индийская традиция продолжала развиваться вплоть до наших дней в форме Навья-Ньяя логической школы .

Происхождение [ править ]

Кто на самом деле знает?
Кто здесь провозгласит это?
Откуда оно было произведено? Откуда это творение?
Боги пришли позже, с созданием этой вселенной.
Кто тогда знает, откуда оно возникло?

Насадия -сукта Ригведы . ( RV 10.129 ) содержит онтологические спекуляции в терминах различных логических подразделений, которые позже были формально преобразованы в четыре круга катускоти : «А», «не А», «А» и «не А» , и «не А и не не А». [4]

Медхатити Гаутама (ок. VI век до н. э.) основал анвикшики . логическую школу [5] Махабхарата логическим (12.173.45), датируемая примерно IV веком до н.э. – IV веком нашей эры, относится к анвикшики и тарка школам . Панини (ок. V век до н. э.) разработал форму логики (с которой булева логика имеет некоторое сходство) для формулировки санскритской грамматики . Логика описана Чанакьей (ок. 350–283 гг. до н. э.) в его «Артхашастре» как независимая область исследования анвикшики . [6]

Школы [ править ]

Вайшешика [ править ]

Вайшешика, также Вайшешика (санскрит: वैशेषिक) — одна из шести индуистских школ индийской философии . Она стала тесно связана с индуистской школой логики Ньяя. Вайшешика поддерживает форму атомизма и постулирует, что все объекты в физической вселенной сводятся к конечному числу атомов. Первоначально предложен Канадой (или Кана-бхуком, буквально «пожирателем атомов») примерно во II веке до нашей эры.

Катускоти [ править ]

Во II веке буддийский философ Нагарджуна усовершенствовал Чатускоти форму логики . Катускоти также часто называют Тетралеммой (по-гречески), которая является названием во многом сопоставимого, но не приравниваемого, «четырехугольного аргумента» в традиции классической логики .

Ньяя [ править ]

Ньяя ( ni-āyá , буквально «рекурсия», используемая в смысле « силлогизм , умозаключение») — это название, данное одной из шести ортодоксальных или астика школ индуистской философии, в частности школе логики.

Школа философских рассуждений Ньяя основана на текстах, известных как Ньяя-сутры , которые были написаны Готамой примерно во 2 веке нашей эры. Самый важный вклад, внесенный школой ньяя в современную индуистскую мысль, — это ее методология. Эта методология основана на системе логики , которая впоследствии была принята большинством других индийских школ (ортодоксальных или нет), во многом так же, как что западная философия можно сказать, в значительной степени основана на аристотелевской логике .

Последователи Ньяи считали, что получение достоверных знаний — единственный способ освободиться от страданий. Поэтому они приложили огромные усилия, чтобы выявить достоверные источники знаний и отличить их от просто ложных мнений. Согласно школе ньяя, существует ровно четыре источника знания (прамана): восприятие, умозаключение, сравнение и свидетельство. Знания, полученные с помощью каждого из них, конечно, могут быть как действительными, так и недействительными. В результате ученые ньяя снова приложили огромные усилия, чтобы в каждом случае определить, что необходимо для того, чтобы знание было достоверным, создавая при этом ряд объяснительных схем. В этом смысле Ньяя, вероятно, является ближайшим индийским эквивалентом современной аналитической философии .

Джайнская логика [ править ]

Джайнизм внес свой уникальный вклад в это основное направление развития логики, занимаясь также основными эпистемологическими проблемами, а именно вопросами, касающимися природы знания, того, как оно получается и каким образом знание можно назвать надежным. Джайнская логика развивалась и процветала с 6 века до нашей эры по 17 век нашей эры. По мнению джайнов, высший принцип всегда должен быть логичным, и ни один принцип не может быть лишен логики или разума. можно найти Таким образом, в джайнских текстах совещательные наставления по любому предмету во всех его фактах, могут ли они быть конструктивными или препятствующими, логическими или аналитическими, просветляющими или разрушительными. [7] [ самостоятельно опубликованный источник? ] У джайнов есть доктрины относительности , используемые для логики и рассуждений:

Эти джайнские философские концепции внесли наиболее важный вклад в древнеиндийскую философию , особенно в области скептицизма и теории относительности. [8]

Ниже приводится список джайнских философов, внесших вклад в джайнскую логику:

  • Кундакунда (2 век н.э.), представитель джайнского мистицизма и джайнских наяс, посвященных природе души и ее загрязнению материей, автор Панчастикаясары (Сущности пяти сущих), Правачанасары (Сущности Священного Писания) и Самайасары ( Сущность учения).
  • Умасвати или Умасвами (2 век н.э.), автор первого джайнского труда на санскрите « Таттвартхасутра» , излагающего джайнскую философию в наиболее систематизированной форме, приемлемой для всех сект джайнизма.
  • Сиддхасена Дивакара (5 век н.э.), джайнский логик и автор важных работ на санскрите и пракрите, таких как «Ньяяватара» (по логике) и «Санматисутра» (рассказывающие о семи джайнских точках зрения, знании и объектах познания).
  • Акаланка (8 век н. э.), джайнский логик, чьи работы на санскрите считаются вехами в индийской логике; назывался «Мастером джайнской логики».
  • Харибхадрасури (8 век н. э.), джайнский мыслитель, автор и великий сторонник анекантавады и классической йоги как сотериологической системы медитации в джайнском контексте. Его работы включают «Шаддаршанасамукчая» и «Йогабинду».
  • Аачарья Хемачандра (1089–1172 гг. Н. Э.) - джайнский мыслитель, писатель, историк, грамматист и логик. Его работы включают Йогашастру и Тришашти Шалака Пуруша Чаритра .
  • Махопадхья Яшовиджаяджи (1624–88 гг. Н. Э.) – джайнский логик.
  • Ачарья Махапрагья (1920–2010 гг.); – джайнский логик. Ученый философии Дая Кришна признал Ачарью Шри Махапрагью самым знающим человеком в области джайнской логики. Его книга «Новые измерения в джайнской логике» — одна из лучших работ на эту тему в современную эпоху. В 1975 году его специально пригласили прочитать серию из девяти лекций по джайнской логике в Университете Раджастана в Джайпуре. Университет опубликовал эти лекции в виде книги под названием «Джайн Ньяй Ка Викас». Его книги на эту тему включают «Джайн Даршан-Маннан аур Миманса», «Джайн Дхарма аур санскрити», «Джайн Даршан и Анекантвад», «Джайн Дхарма аур Даршан».

Буддийская логика [ править ]

Индийская буддийская логика (так называемая Прамана ) процветала примерно с 500 г. по 1300 г. н.э. Тремя основными авторами буддийской логики являются Васубандху (400–800 гг. н.э.), Дигнага (480–540 гг. н.э.) и Дхармакирти (600–660 гг. н.э.). Важнейшими теоретическими достижениями являются учение Трайрупья (санскр. त्रैरूप्य) и весьма формальная схема Хетучакры ( санскр. हेतुचक्र) («Колесо причин»), данная Дигнагой . В тибетских буддийских традициях до сих пор существует яркая живая традиция буддийской логики, где логика является важной частью образования монахов.

Навья-Ньяя [ править ]

Навья-Ньяя или Неологический даршан (школа) индийской философии была основана в 13 веке нашей эры философом Гангешей Упадхьяей из Митхилы . Это было развитие классической Ньяя даршана. Другое влияние на Навья-Ньяю оказали работы более ранних философов Вачаспати Мишры (900–980 гг. Н. Э.) и Удаяны (конец 10 века).

Книга Гангеши « Таттвачинтамани » («Мысль-драгоценность реальности») была написана частично в ответ на «Кханданакхандахадью» Шрихарши, защиту адвайта-веданты, в которой содержался набор тщательной критики теорий мышления и языка ньяя. В своей книге Гангеша не только обратился к некоторым из этих критических замечаний, но и, что более важно, критически исследовал сам Ньяя даршан. Он считал, что, хотя Шрихарше не удалось успешно бросить вызов реалистической онтологии ньяи, его собственная критика и критика Гангеши выявили необходимость улучшить и усовершенствовать логические и лингвистические инструменты мысли ньяи, чтобы сделать их более строгими и точными.

Таттвачинтамани занимался всеми важными аспектами индийской философии, логики, теории множеств и особенно эпистемологии , которую Гангеша тщательно исследовал, развивая и улучшая схему ньяи и предлагая примеры. Результаты, особенно его анализ познания, были подхвачены и использованы другими даршанами.

Навья-Ньяя разработала сложный язык и концептуальную схему, которые позволили ей поднимать, анализировать и решать проблемы логики и эпистемологии. Он систематизировал все концепции ньяи по четырем основным категориям: смысл или восприятие (пратьякша), умозаключение (анумана), сравнение или сходство ( упамана ) и свидетельство (звук или слово; шабда).

Эта более поздняя школа зародилась в Восточной Индии и Бенгалии и разработала теории, напоминающие современную логику, такие как «различие между смыслом и референцией имен собственных» Готтлоба Фреге и его «определение числа», а также теория Навья-Ньяя о «ограничительные условия для универсалий», предвосхищающие некоторые достижения современной теории множеств . [9] Удаяна, в частности, разработал теории «ограничительных условий для универсалий» и « бесконечного регресса», которые предвосхитили аспекты современной теории множеств. По словам Кисора Кумара Чакрабарти: [10]

В третьей части мы показали, как изучение так называемых «ограничительных условий для универсалий» в логике Навья-Ньяя предвосхитило некоторые разработки современной теории множеств. [...] В этом разделе обсуждение будет сосредоточено вокруг некоторых «ограничительных условий для универсалий ( джатибадхака ), предложенных Удаяной. [...] Еще одним ограничительным условием является анавастха, или порочный бесконечный регресс. В соответствии с этим ограничительным условием не может быть допущено существование какой-либо универсальности ( джати ), признание которой привело бы к порочному бесконечному регрессу. В качестве примера Удаяна говорит, что не может быть универсалии, членом которой является каждая универсалия; ибо если бы у нас была какая-то такая универсалия, то, по предположению, мы получили данную совокупность всех существующих универсалий и все они принадлежат этой большой универсалии. Но эта универсалия сама по себе является универсалией, и, следовательно (поскольку она не может быть членом самой себя, поскольку, с точки зрения Удаяны, ни одна универсалия не может быть членом самой себя), эта универсалия тоже вместе с другими универсалиями должна принадлежать большей универсалии и так до бесконечности. . То, что здесь говорит Удаяна, имеет интересные аналоги в современной теории множеств, в которой утверждается, что множества всех множеств (т. е. множества, которому принадлежит каждое множество) не существует.

Влияние индийской логики на современную логику [ править ]

В конце XVIII века британские учёные начали интересоваться индийской философией и открыли для себя сложность индийского исследования умозаключений. Кульминацией этого процесса стала книга Генри Т. Колбрука « Философия индусов: о системах ньяя и вайшешика» в 1824 году. [11] который предоставил анализ умозаключений и сравнение с принятой аристотелевской логикой , в результате чего было обнаружено, что аристотелевский силлогизм не может объяснить индийский силлогизм. Макс Мюллер представил приложение к изданию Томсона « Очерки законов мышления» 1853 года , в котором он поместил греческую и индийскую логику в одну плоскость: «Науки логика и грамматика были, насколько нам позволяет история, , изобретенный или первоначально задуманный только двумя народами, индусами и греками». [12]

Жонардон Ганери заметил, что этот период [ который? ] видел , как Джордж Буль (1815-1864) и Огастес Де Морган (1806-1871) сделали свои новаторские применения алгебраических идей для формулирования логики (таких как алгебраическая логика и булева логика ), и предположил, что эти деятели, вероятно, осознавали этих исследований по ксенологике, а также то, что приобретенное ими осознание недостатков пропозициональной логики, вероятно, стимулировало их готовность взглянуть за пределы системы.

Индийская логика привлекла внимание многих западных ученых и оказала влияние на логиков-новаторов XIX века, таких как Чарльз Бэббидж (1791-1871), Огастес Де Морган и особенно Джордж Буль , что подтверждает жена Буля Мэри Эверест Буль в « открытое письмо доктору Бозе» под названием «Индийская мысль и западная наука в девятнадцатом веке», написанное в 1901 году. [13] [14]

Сам де Морган писал в 1860 году о значении индийской логики: «Две расы, основавшие математику, представители санскрита и греческого языка, были двумя, которые независимо сформировали системы логики». [15]

Математики осознали влияние индийской математики на европейскую. Например, Герман Вейль писал: «Западная математика в прошлые века оторвалась от греческой точки зрения и пошла по пути, который, по-видимому, зародился в Индии и который был передан с дополнениями нам арабами; в нем концепция число представляется логически предшествующим понятиям геометрии. [...] Но нынешняя тенденция в математике явно движется в направлении возврата к греческой точке зрения; теперь мы рассматриваем каждую отрасль математики как определяющую свою собственную характерную область; величин». [16]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Кеннет Крамер (январь 1986 г.). Мировые Писания: Введение в сравнительное религиоведение . Паулист Пресс. стр. 34–. ISBN  978-0-8091-2781-8 .
  2. ^ Дэвид Кристиан (1 сентября 2011 г.). Карты времени: введение в большую историю . Издательство Калифорнийского университета. стр. 18–. ISBN  978-0-520-95067-2 .
  3. ^ Упиндер Сингх (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. стр. 206–. ISBN  978-81-317-1120-0 .
  4. ^ Как, С. (2004). Архитектура знаний . Дели: CSC. ISBN  9788187586135 .
  5. ^ СК Видьябхусана (1971). История индийской логики: древние, средневековые и современные школы .
  6. ^ Р.П. Кангл (1986). Каутилия Артхашастра (1.2.11). Мотилал Банарсидасс.
  7. ^ Хьюз, Мэрилинн (2005). Голос Пророков . Том 2 из 12. Моррисвилл, Северная Каролина: Lulu.com. ISBN  1-4116-5121-9 . стр. 590 [ самостоятельный источник ]
  8. ^ * МакЭвилли, Томас (2002). Форма древней мысли: сравнительные исследования греческой и индийской философии . Allworth Communications, Inc. Нью-Йорк: ISBN  1-58115-203-5 . р335"
  9. ^ Кисор Кумар Чакрабарти (июнь 1976 г.), «Некоторые сравнения между логикой Фреге и логикой Навья-Ньяя», Philosophy and Phenomenological Research , 36 (4), Международное феноменологическое общество: 554–563, doi : 10.2307/2106873 , JSTOR   2106873 , Эта статья состоит из трех частей. Первая часть посвящена различению Фреге между смыслом и референцией имен собственных, а также аналогичному различию в логике Навья-Ньяя. Во второй части мы сравнили определение числа Фреге с определением числа Навья-Ньяя. В третьей части мы показали, как изучение так называемых «ограничительных условий для универсалий» в логике Навья-Ньяя предвосхитило некоторые разработки современной теории множеств.
  10. ^ Кисор Кумар Чакрабарти (июнь 1976 г.), «Некоторые сравнения между логикой Фреге и логикой Навья-Ньяя», Philosophy and Phenomenological Research , 36 (4), Международное феноменологическое общество: 554–563, doi : 10.2307/2106873 , JSTOR   2106873
  11. ^ Генри Томас Колбрук (1858 г.). Очерки религии и философии индусов . Уильямс и Норгейт - через Интернет-архив.
  12. ^ Уильям Томсон (1866 г.). Очерк необходимых законов мышления: трактат о чистом и прикладном ... Университете Висконсина - Мэдисон. Шелдон и Ко.
  13. ^ Буль, Мэри Эверест. «Собрание сочинений», ред. Э. М. Кобэма и Э. С. Даммера. Лондон, Дэниел, 1931. Письмо также опубликовано в Ceylon National Review в 1909 году и опубликовано как отдельная брошюра «Психологический аспект империализма» в 1911 году.
  14. ^ Джонардон Ганери (2013) [2001], Ганери, Джонардон (редактор), Indian Logic: A Reader , Ричмонд, Суррей: Routledge , стр. VII, ISBN  9781136119385 . Современное изучение классических индийских систем логики началось с «открытия» Х.Т. Коулбрука индуистского силлогизма — схемы правильного рассуждения, описанной в ранних индийских текстах Сообщение о его открытии Королевскому азиатскому обществу в 1824 году вызвало всплеск интереса к индийской логике в следующие тридцать лет, привлекая внимание даже лучших логиков того времени, таких как Буль и Де Морган.
  15. ^ Де Морган, Август (1860). Программа предлагаемой системы логики . Библиотеки Калифорнийского университета. Лондон: Уолтон и Маберли.
  16. ^ Вейль, Герман (1 января 1950 г.). Теория групп и квантовая механика . Курьерская корпорация. ISBN  978-0-486-60269-1 .

Ссылки [ править ]

  • Ганери, Джонардон 2004. Индийская логика . в: Габбай, Дов и Вудс, Джон (ред.), Греческая, индийская и арабская логика , Том I Справочника по истории логики , Амстердам: Elsevier, стр. 309–396.
  • Ганери, Джонардон (редактор) 2001. Индийская логика. Читатель . Нью-Йорк: Рутледж Керзон.
  • Матилал, Бимал Кришнан 1985. Логика, язык и реальность. Введение в индийские философские исследования . Дели: Мотилал Барнасидас, ISBN   0-19-566658-5
  • Матилал, Бимал Кришнан 1998. Характер логики в Индии , под редакцией Джонардона Ганери и Хирамана Тивари, Олбани: Государственный университет Нью-Йорка.
  • Перретт, Рой (редактор) 2001. Логика и язык: индийская философия , Нью-Йорк: Routledge.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 786914E2E1CF0C2A90D136B4EA97AC27__1715539620
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/Logic_in_India
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Indian logic - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)