Jump to content

Однолинейная эволюция

Однолинейная эволюция
Иллюстрация различий между теориями однолинейной (слева) и многолинейной (справа) культурной эволюции.
Подробности
Теория Культурная эволюция
Ключевые понятия ( оба опровергнуты ):
  • Все культуры развиваются одинаково
  • Западное общество является страной с наиболее развитой культурой.
Терминология познания

Однолинейная эволюция , также называемая классической социальной эволюцией XIX века , представляет собой социальную теорию об эволюции обществ и культур . Она состояла из множества конкурирующих теорий различных антропологов и социологов , которые считали, что западная культура является современной вершиной социальной эволюции. Разные социальные статусы выстраиваются в единую линию, идущую от самого примитивного к самому цивилизованному. кругах эта теория считается устаревшей В настоящее время в академических .

Интеллектуальная мысль

[ редактировать ]

Теории социальной и культурной эволюции широко распространены в современной европейской мысли . До XVIII века европейцы преимущественно считали, что общества на Земле находятся в состоянии упадка. Европейское общество считало мир античности эталоном, к которому нужно стремиться, а древняя Греция и древний Рим достигли уровня технического совершенства, которому европейцы Средневековья стремились подражать. В то же время христианство учило, что люди живут в униженном мире, принципиально уступающем Эдемскому саду и Небесам . Однако в эпоху Просвещения европейская уверенность в себе выросла, и идея прогресса стала все более популярной. Именно в этот период зародилось то, что позже станет известно как «социологическая и культурная эволюция».

Мыслители эпохи Просвещения часто размышляли о том, что общества проходят этапы возрастающего развития, и искали логику , порядок и набор научных истин, которые определяли ход человеческой истории . Георг Вильгельм Фридрих Гегель , например, утверждал, что социальное развитие — это неизбежный и детерминированный процесс, подобный желуду , у которого нет другого выбора, кроме как стать дубом. Точно так же предполагалось, что общества начинаются с примитивности, возможно, в Гоббса естественном состоянии , и естественным образом прогрессируют в сторону чего-то напоминающего индустриальную Европу.

шотландские мыслители

[ редактировать ]

В то время как более ранние авторы, такие как Мишель де Монтень, обсуждали, как общества меняются с течением времени, на самом деле именно шотландское Просвещение сыграло ключевую роль в развитии культурной эволюции. После с союза Шотландии 1707 году несколько шотландских мыслителей задумались о взаимосвязи между прогрессом и «упадком» , Англией в вызванным увеличением торговли с Англией и производимым ею изобилием. Результатом стала серия гипотетических историй . Такие авторы, как Адам Фергюсон , Джон Миллар и Адам Смит, утверждали, что все общества проходят серию из четырех стадий: охоту и собирательство, скотоводство и кочевничество, земледелие и, наконец, стадию торговли . Таким образом, эти мыслители понимали изменения, которые переживала Шотландия, как переход от аграрного общества к торговому .

Философские концепции прогресса (например, изложенные немецким философом Г.В.Ф. Гегелем ) также развивались в этот период. Во Франции такие авторы, как Клод Адриен Гельвеций и другие философы, находились под влиянием этой шотландской традиции. Более поздние мыслители, такие как граф де Сен-Симон, развили эти идеи. Огюст Конт , в частности, представил последовательный взгляд на социальный прогресс и новую дисциплину для его изучения: социологию .

Растущие интересы

[ редактировать ]

Эти события происходили в более широком контексте. Первым процессом был колониализм . Хотя имперские державы урегулировали большинство разногласий со своими колониальными подданными силой, возросшая осведомленность незападных народов поставила перед европейскими учеными новые вопросы о природе общества и культуры. Точно так же эффективное управление требовало определенной степени понимания других культур. Появляющиеся теории социальной эволюции позволили европейцам организовать свои новые знания таким образом, чтобы это отражало и оправдывало их растущее политическое и экономическое доминирование над другими: колонизированные люди были менее развиты, колонизирующие люди были более развитыми. Вторым процессом была промышленная революция и подъем капитализма , которые позволили и способствовали постоянным революциям в средствах производства . Появляющиеся теории социальной эволюции отражали веру в то, что изменения в Европе, вызванные промышленной революцией и капитализмом, были очевидными улучшениями. Индустриализация в сочетании с интенсивными политическими изменениями, вызванными Французская революция и Конституция США , проложившие путь к господству демократии , заставили европейских мыслителей пересмотреть некоторые из своих предположений об организации общества.

В конце концов, в XIX веке были созданы три великие классические теории социальных и исторических изменений: теория социального эволюционизма , теория социального цикла и марксистская теория исторического материализма . У этих теорий было одно общее: все они сходились во мнении, что история человечества следует определенному фиксированному пути, скорее всего, пути социального прогресса . Таким образом, каждое прошедшее событие не только хронологически, но и причинно связано с настоящими и будущими событиями. Эти теории постулировали, что, воссоздав последовательность этих событий, социология сможет открыть законы истории .

Рождение и развитие

[ редактировать ]

Хотя социальные эволюционисты согласны с тем, что процесс, подобный эволюции, ведет к социальному прогрессу, классические социальные эволюционисты разработали множество различных теорий, известных как теории однолинейной эволюции. Социальный эволюционизм был преобладающей теорией ранней социокультурной антропологии и социальных комментариев и связан с такими учёными, как Огюст Конт, Эдвард Бернетт Тайлор , Льюис Генри Морган и Герберт Спенсер . Социальный эволюционизм представлял собой попытку формализовать социальное мышление в научном направлении, позднее находившееся под влиянием биологической теории эволюции . Если организмы могли развиваться с течением времени в соответствии с различимыми детерминистическими законами, то казалось разумным, что и общества тоже могли бы это делать. Это действительно знаменует собой начало антропологии как научной дисциплины и отход от традиционных религиозных взглядов «примитивных» культур.

Термин «классический социальный эволюционизм» наиболее тесно связан с работами XIX века Огюста Конта, Герберта Спенсера (который придумал фразу « выживание наиболее приспособленных ») и Уильяма Грэма Самнера . » Спенсера Во многих отношениях теория « космической эволюции имеет гораздо больше общего с работами Жана-Батиста Ламарка и Огюста Конта, чем с современными работами Чарльза Дарвина . Спенсер также разработал и опубликовал свои теории на несколько лет раньше Дарвина. Однако, что касается социальных институтов, есть веские основания полагать, что работы Спенсера можно отнести к «социальному эволюционизму». Хотя он писал, что общества с течением времени прогрессировали и что прогресс достигался посредством конкуренции, он подчеркивал, что личность (а не коллектив ) является эволюционирующей единицей анализа, что эволюция происходит посредством естественного отбора и что она влияет также и на социальную жизнь. как биологическое явление.

Прогрессизм

[ редактировать ]

И Спенсер, и Конт рассматривают общество как своего рода организм, подверженный процессу роста — от простоты к сложности, от хаоса к порядку, от обобщения к специализации, от гибкости к организации. Они согласились, что процесс роста общества можно разделить на определенные этапы, иметь свое начало и конечный конец, и что этот рост на самом деле является социальным прогрессом: каждое новое, более развитое общество становится лучше. Таким образом, прогрессизм стал одной из основных идей, лежащих в основе теории социального эволюционизма.

Огюст Конт

[ редактировать ]

Огюст Конт , известный как отец социологии, сформулировал закон трех стадий : человеческое развитие проходит от теологической стадии, на которой природа была задумана мифически и человек искал объяснения природных явлений у сверхъестественных существ, через метафизическую стадию , на которой была задумана природа. в результате действия неясных сил, и человек искал объяснения явлений природы от них до заключительной положительной стадии, на которой все абстрактные и неясные силы отбрасываются, а явления природы объясняются их постоянной взаимосвязью. Этот прогресс достигается за счет развития человеческого разума и все большего применения мысли, рассуждения и логики для понимания мира.

Герберт Спенсер

[ редактировать ]

Герберт Спенсер считал, что общество развивается в сторону увеличения свободы личности; и поэтому считал, что вмешательство правительства должно быть минимальным в социальной и политической жизни, различать две фазы развития, уделяя особое внимание типу внутреннего регулирования внутри общества. Таким образом, он различал военные и индустриальные общества. Более раннее, более примитивное военное общество имеет целью завоевание и защиту , является централизованным , экономически самодостаточным, коллективистским , ставит благо группы выше блага личности, использует принуждение, силу и репрессии, вознаграждает лояльность, послушание. и дисциплина. Индустриальное общество имеет целью производство и торговлю , децентрализовано , связано с другими обществами экономическими отношениями, достигает своих целей посредством добровольного сотрудничества и индивидуального самоограничения, рассматривает благо человека как высшую ценность, регулирует общественную жизнь посредством добровольные отношения и ценит инициативу, независимость и новаторство. [1]

Независимо от того, как исследователи Спенсера интерпретируют его отношение к Дарвину , Спенсер оказался невероятно популярной фигурой в 1870-х годах, особенно в Соединенных Штатах . Такие авторы, как Эдвард Л. Юманс , Уильям Грэм Самнер , Джон Фиск , Джон У. Берджесс , Лестер Фрэнк Уорд , Льюис Х. Морган и другие мыслители «позолоченного века», — все они разработали теории социального эволюционизма в результате своего знакомства со Спенсером как также Дарвин.

Льюис Х. Морган

[ редактировать ]

В своей классической книге «Древние общества» 1877 года юрист и антрополог Льюис Х. Морган вслед за Монтескье и Тайлором выделил три эпохи: дикость , варварство и цивилизацию , причем Морган ввел дальнейшие подразделения в первые две стадии. [2] Морган пытается отнести определенные культуры к одному из своих этапов на основе уровня их технологического развития, который, по мнению Моргана, в каждом случае коррелирует с моделями существования, родством и политическими структурами. [2] Тем самым Морган ввел связь между социальным прогрессом и технологическим прогрессом . Морган рассматривал технологический прогресс как движущую силу социального прогресса, а любые социальные изменения — в социальных институтах , организациях или идеологиях — берут свое начало в изменениях в технологии. [3]

Морган не согласился с обвинением в однолинейности, написав:

Говоря таким образом положительно о различных формах семьи в их относительном порядке, существует опасность быть неправильно понятым. Я не имею в виду, что одна форма возникает полностью в определенном статусе в обществе, процветает повсеместно и исключительно везде, где племена находятся в том же статусе, а затем исчезает в другой, следующей более высокой форме... [4]

Таким образом, Морган утверждал, что формы развивались неравномерно и в разных сочетаниях элементов. Теории Моргана были популяризированы Фридрихом Энгельсом , который основал свое «Происхождение семьи, частной собственности и государства» на них . Для Энгельса и других марксистов эта теория была важна, поскольку она подкрепляла их убежденность в том, что материалистические факторы — экономические и технологические — имеют решающее значение в формировании судьбы человечества.

Эмиль Дюркгейм

[ редактировать ]

Эмиль Дюркгейм , еще один «отец» социологии, разработал аналогичный дихотомический взгляд на социальный прогресс. Его ключевой концепцией была социальная солидарность , поскольку он определял социальную эволюцию как переход от механической солидарности к органической солидарности . При механической солидарности люди самодостаточны, интеграция невелика, и поэтому существует необходимость применения силы и репрессий, чтобы сохранить общество вместе. В органической солидарности люди гораздо более интегрированы и взаимозависимы, а специализация и сотрудничество обширны. Прогресс от механической солидарности к органической основан, во-первых, на росте населения и увеличении плотности населения , во-вторых, на увеличении «плотности морали» (развитии более сложных социальных взаимодействий ) и, в-третьих, на растущей специализации на рабочем месте. Для Дюркгейма важнейшим фактором социального прогресса является разделение труда .

Эдвард Бернетт Тайлор и Льюис Х. Морган.

[ редактировать ]

Антропологи Эдвард Бернетт Тайлор в Англии и Льюис Х. Морган в Соединенных Штатах работали с данными коренных народов , которые, по их утверждению, представляли более ранние стадии культурной эволюции, что дало представление о процессе и развитии культурной эволюции. Позже Морган окажет значительное влияние на Карла Маркса и Фридриха Энгельса , которые разработали теорию культурной эволюции, в которой внутренние противоречия в обществе создали серию нарастающих стадий, закончившихся социалистическим обществом (см. Марксизм ). Тайлор и Морган разработали, модифицировали и расширили теорию однолинейной эволюции, уточнив критерии категоризации культур в соответствии с их положением в фиксированной системе роста человечества в целом, одновременно исследуя способы и механизмы этого роста.

Их анализ межкультурных данных был основан на трех предположениях:

  1. современные общества можно классифицировать и причислить к более «примитивным» или более «цивилизованным»;
  2. Между «примитивным» и «цивилизованным» существует определенное количество стадий (например , группа , племя , вождество и государство ).
  3. Все общества проходят эти стадии в одной и той же последовательности, но с разной скоростью.

Теоретики обычно измеряли прогресс (то есть разницу между одной стадией и следующей) с точки зрения увеличения социальной сложности (включая классовую дифференциацию и сложное разделение труда) или увеличения интеллектуальной, теологической и эстетической сложности. XIX века Этнологи использовали эти принципы прежде всего для объяснения различий в религиозных верованиях и терминологии родства между различными обществами.

Лестер Фрэнк Уорд

[ редактировать ]

Однако между работами Лестера Фрэнка Уорда и подходами Тайлора были заметные различия. Лестер Фрэнк Уорд развил теорию Спенсера, но в отличие от Спенсера, который считал эволюцию общим процессом, применимым ко всему миру, физическому и социологическому, Уорд отличал социологическую эволюцию от биологической эволюции. Он подчеркивал, что человек сам себе создает цели и стремится их реализовать, тогда как такого разума и осознанности, управляющих нечеловеческим миром, который развивается более или менее случайно, нет. Он создал иерархию эволюционных процессов. Во-первых, существует космогенезис , сотворение и эволюция мира. Затем, после развития жизни, происходит биогенез . Развитие человечества приводит к антропогенезу , на который влияет человеческий разум . Наконец, когда развивается общество , развивается и социогенез , который представляет собой науку о формировании общества в соответствии с различными политическими, культурными и идеологическими целями.

Эдвард Бернетт Тайлор, пионер антропологии, сосредоточил внимание на эволюции культуры во всем мире, отметив, что культура является важной частью каждого общества и что она также подвержена процессу эволюции. Он считал, что общества находятся на разных стадиях культурного развития и что цель антропологии — реконструировать эволюцию культуры от первобытных истоков до современного состояния.

Фердинанд Тоннис

[ редактировать ]

Фердинанд Тённис описывает эволюцию как развитие от неформального общества, где люди имеют много свобод и мало законов и обязанностей, к современному формальному рациональному обществу, в котором доминируют традиции и законы и которое ограничено в действиях по своему желанию. Он также отмечает, что существует тенденция стандартизации и унификации, когда все меньшие общества поглощаются единым большим современным обществом. Таким образом, можно сказать, что Тённис описывает часть процесса, известного сегодня как глобализация . Тоннис был также одним из первых социологов, заявивших, что эволюция общества не обязательно идет в правильном направлении, что социальный прогресс несовершенен, его даже можно назвать регрессом , поскольку новые, более развитые общества возникают только после платить высокие издержки, что приводит к снижению удовлетворенности отдельных лиц, составляющих это общество. Работа Тонниса стала основой неоэволюционизма .

Критика и влияние

[ редактировать ]

Франц Боас

[ редактировать ]

Начало 20-го века открыло период систематического критического анализа и отказа от однолинейных теорий культурной эволюции. Культурные антропологи , такие как Франц Боас , которого обычно считают лидером отказа антропологии от классического социального эволюционизма, использовали сложную этнографию и более строгие эмпирические методы, чтобы доказать, что теории Спенсера, Тайлора и Моргана были спекулятивными и систематически искажали этнографические данные. Кроме того, они отвергли различие между «примитивными» и «цивилизованными» (или «современными»), указав, что так называемые примитивные современные общества имеют такую ​​же историю и были столь же развиты, как и так называемые цивилизованные общества. Поэтому они утверждали, что любая попытка использовать эту теорию для реконструкции истории неграмотных (т.е. не оставляющих исторических документов) народов является полностью спекулятивной и ненаучной. Они заметили, что постулируемый прогресс, стадия цивилизации, идентичная стадии современной Европы, является этноцентрический . Они также отметили, что теория предполагает, что общества четко ограничены и различны, тогда как на самом деле культурные черты и формы часто пересекают социальные границы и распространяются среди множества различных обществ (и, таким образом, являются важным механизмом изменений). Боас в своем подходе к истории культуры сосредоточился на антропологических полевых исследованиях, пытаясь определить фактические процессы, а не то, что он критиковал как спекулятивные стадии роста.

Глобальные изменения

[ редактировать ]

Более поздние критики заметили, что это предположение о прочно связанных обществах было предложено именно в то время, когда европейские державы колонизировали незападные общества, и, таким образом, было корыстным. Многие антропологи и социальные теоретики теперь считают однолинейную культурную и социальную эволюцию западным мифом , редко имеющим прочные эмпирические основания. Критические теоретики утверждают, что представления о социальной эволюции являются просто оправданием власти элит общества. Наконец, разрушительные мировые войны , произошедшие между 1914 и 1945 годами, подорвали внутреннюю уверенность Европы, пошатнув оставшуюся веру в превосходство западной цивилизации. После миллионов смертей, геноцида и разрушения промышленной инфраструктуры Европы идея линейного прогресса западной цивилизации, продвинувшейся дальше, казалась в лучшем случае сомнительной.

Основные возражения и опасения

[ редактировать ]

Таким образом, современный социокультурный эволюционизм отвергает [ нужна ссылка ] Большая часть классического социального эволюционизма обусловлена ​​различными теоретическими проблемами:

  1. Теория была глубоко этноцентричной: она выносит тяжелые оценочные суждения о различных обществах; Западная цивилизация считается самой ценной.
  2. Предполагалось, что все культуры следуют одному и тому же пути или развитию и имеют одни и те же цели.
  3. Он приравнивал цивилизацию к материальной культуре (технологиям, городам и т. д.).
  4. Оно приравнивало эволюцию к прогрессу или приспособленности , основываясь на глубоком непонимании эволюционной теории .
  5. Это противоречит доказательствам. Некоторые (но не все) предположительно примитивные общества, возможно, более миролюбивы и справедливы/демократичны, чем многие современные общества. [ нужна ссылка ]

Поскольку социальная эволюция позиционировалась как научная теория, ее часто использовали для поддержки несправедливых и зачастую расистских социальных практик, в частности колониализма, рабства и неравных экономических условий, существующих в промышленно развитой Европе .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Рон Болендер» .
  2. ^ Jump up to: а б Лонг, Хизер; Чаков, Келли. «Социальный эволюционизм» . Проверено 23 апреля 2024 г.
  3. ^ Морган, Льюис Х. «Древнее общество Льюиса Х. Моргана, 1877 г.» .
  4. ^ Морган, Льюис Генри (1877). Древнее общество . Генри Холт и компания, стр. 461–462.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9201eb541d7dfb93dc4ee6f522b8df29__1720533300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/92/29/9201eb541d7dfb93dc4ee6f522b8df29.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Unilineal evolution - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)