Однолинейная эволюция
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2018 г. ) |
Однолинейная эволюция | |
---|---|
Подробности | |
Теория | Культурная эволюция |
Ключевые понятия | ( оба опровергнуты ):
|
Терминология познания |
Однолинейная эволюция , также называемая классической социальной эволюцией XIX века , представляет собой социальную теорию об эволюции обществ и культур . Она состояла из множества конкурирующих теорий различных антропологов и социологов , которые считали, что западная культура является современной вершиной социальной эволюции. Разные социальные статусы выстраиваются в единую линию, идущую от самого примитивного к самому цивилизованному. кругах эта теория считается устаревшей В настоящее время в академических .
Интеллектуальная мысль
[ редактировать ]Теории социальной и культурной эволюции широко распространены в современной европейской мысли . До XVIII века европейцы преимущественно считали, что общества на Земле находятся в состоянии упадка. Европейское общество считало мир античности эталоном, к которому нужно стремиться, а древняя Греция и древний Рим достигли уровня технического совершенства, которому европейцы Средневековья стремились подражать. В то же время христианство учило, что люди живут в униженном мире, принципиально уступающем Эдемскому саду и Небесам . Однако в эпоху Просвещения европейская уверенность в себе выросла, и идея прогресса стала все более популярной. Именно в этот период зародилось то, что позже станет известно как «социологическая и культурная эволюция».
Мыслители эпохи Просвещения часто размышляли о том, что общества проходят этапы возрастающего развития, и искали логику , порядок и набор научных истин, которые определяли ход человеческой истории . Георг Вильгельм Фридрих Гегель , например, утверждал, что социальное развитие — это неизбежный и детерминированный процесс, подобный желуду , у которого нет другого выбора, кроме как стать дубом. Точно так же предполагалось, что общества начинаются с примитивности, возможно, в Гоббса естественном состоянии , и естественным образом прогрессируют в сторону чего-то напоминающего индустриальную Европу.
шотландские мыслители
[ редактировать ]В то время как более ранние авторы, такие как Мишель де Монтень, обсуждали, как общества меняются с течением времени, на самом деле именно шотландское Просвещение сыграло ключевую роль в развитии культурной эволюции. После с союза Шотландии 1707 году несколько шотландских мыслителей задумались о взаимосвязи между прогрессом и «упадком» , Англией в вызванным увеличением торговли с Англией и производимым ею изобилием. Результатом стала серия гипотетических историй . Такие авторы, как Адам Фергюсон , Джон Миллар и Адам Смит, утверждали, что все общества проходят серию из четырех стадий: охоту и собирательство, скотоводство и кочевничество, земледелие и, наконец, стадию торговли . Таким образом, эти мыслители понимали изменения, которые переживала Шотландия, как переход от аграрного общества к торговому .
Философские концепции прогресса (например, изложенные немецким философом Г.В.Ф. Гегелем ) также развивались в этот период. Во Франции такие авторы, как Клод Адриен Гельвеций и другие философы, находились под влиянием этой шотландской традиции. Более поздние мыслители, такие как граф де Сен-Симон, развили эти идеи. Огюст Конт , в частности, представил последовательный взгляд на социальный прогресс и новую дисциплину для его изучения: социологию .
Растущие интересы
[ редактировать ]Эти события происходили в более широком контексте. Первым процессом был колониализм . Хотя имперские державы урегулировали большинство разногласий со своими колониальными подданными силой, возросшая осведомленность незападных народов поставила перед европейскими учеными новые вопросы о природе общества и культуры. Точно так же эффективное управление требовало определенной степени понимания других культур. Появляющиеся теории социальной эволюции позволили европейцам организовать свои новые знания таким образом, чтобы это отражало и оправдывало их растущее политическое и экономическое доминирование над другими: колонизированные люди были менее развиты, колонизирующие люди были более развитыми. Вторым процессом была промышленная революция и подъем капитализма , которые позволили и способствовали постоянным революциям в средствах производства . Появляющиеся теории социальной эволюции отражали веру в то, что изменения в Европе, вызванные промышленной революцией и капитализмом, были очевидными улучшениями. Индустриализация в сочетании с интенсивными политическими изменениями, вызванными Французская революция и Конституция США , проложившие путь к господству демократии , заставили европейских мыслителей пересмотреть некоторые из своих предположений об организации общества.
В конце концов, в XIX веке были созданы три великие классические теории социальных и исторических изменений: теория социального эволюционизма , теория социального цикла и марксистская теория исторического материализма . У этих теорий было одно общее: все они сходились во мнении, что история человечества следует определенному фиксированному пути, скорее всего, пути социального прогресса . Таким образом, каждое прошедшее событие не только хронологически, но и причинно связано с настоящими и будущими событиями. Эти теории постулировали, что, воссоздав последовательность этих событий, социология сможет открыть законы истории .
Рождение и развитие
[ редактировать ]Хотя социальные эволюционисты согласны с тем, что процесс, подобный эволюции, ведет к социальному прогрессу, классические социальные эволюционисты разработали множество различных теорий, известных как теории однолинейной эволюции. Социальный эволюционизм был преобладающей теорией ранней социокультурной антропологии и социальных комментариев и связан с такими учёными, как Огюст Конт, Эдвард Бернетт Тайлор , Льюис Генри Морган и Герберт Спенсер . Социальный эволюционизм представлял собой попытку формализовать социальное мышление в научном направлении, позднее находившееся под влиянием биологической теории эволюции . Если организмы могли развиваться с течением времени в соответствии с различимыми детерминистическими законами, то казалось разумным, что и общества тоже могли бы это делать. Это действительно знаменует собой начало антропологии как научной дисциплины и отход от традиционных религиозных взглядов «примитивных» культур.
Термин «классический социальный эволюционизм» наиболее тесно связан с работами XIX века Огюста Конта, Герберта Спенсера (который придумал фразу « выживание наиболее приспособленных ») и Уильяма Грэма Самнера . » Спенсера Во многих отношениях теория « космической эволюции имеет гораздо больше общего с работами Жана-Батиста Ламарка и Огюста Конта, чем с современными работами Чарльза Дарвина . Спенсер также разработал и опубликовал свои теории на несколько лет раньше Дарвина. Однако, что касается социальных институтов, есть веские основания полагать, что работы Спенсера можно отнести к «социальному эволюционизму». Хотя он писал, что общества с течением времени прогрессировали и что прогресс достигался посредством конкуренции, он подчеркивал, что личность (а не коллектив ) является эволюционирующей единицей анализа, что эволюция происходит посредством естественного отбора и что она влияет также и на социальную жизнь. как биологическое явление.
Прогрессизм
[ редактировать ]И Спенсер, и Конт рассматривают общество как своего рода организм, подверженный процессу роста — от простоты к сложности, от хаоса к порядку, от обобщения к специализации, от гибкости к организации. Они согласились, что процесс роста общества можно разделить на определенные этапы, иметь свое начало и конечный конец, и что этот рост на самом деле является социальным прогрессом: каждое новое, более развитое общество становится лучше. Таким образом, прогрессизм стал одной из основных идей, лежащих в основе теории социального эволюционизма.
Огюст Конт
[ редактировать ]Огюст Конт , известный как отец социологии, сформулировал закон трех стадий : человеческое развитие проходит от теологической стадии, на которой природа была задумана мифически и человек искал объяснения природных явлений у сверхъестественных существ, через метафизическую стадию , на которой была задумана природа. в результате действия неясных сил, и человек искал объяснения явлений природы от них до заключительной положительной стадии, на которой все абстрактные и неясные силы отбрасываются, а явления природы объясняются их постоянной взаимосвязью. Этот прогресс достигается за счет развития человеческого разума и все большего применения мысли, рассуждения и логики для понимания мира.
Герберт Спенсер
[ редактировать ]Герберт Спенсер считал, что общество развивается в сторону увеличения свободы личности; и поэтому считал, что вмешательство правительства должно быть минимальным в социальной и политической жизни, различать две фазы развития, уделяя особое внимание типу внутреннего регулирования внутри общества. Таким образом, он различал военные и индустриальные общества. Более раннее, более примитивное военное общество имеет целью завоевание и защиту , является централизованным , экономически самодостаточным, коллективистским , ставит благо группы выше блага личности, использует принуждение, силу и репрессии, вознаграждает лояльность, послушание. и дисциплина. Индустриальное общество имеет целью производство и торговлю , децентрализовано , связано с другими обществами экономическими отношениями, достигает своих целей посредством добровольного сотрудничества и индивидуального самоограничения, рассматривает благо человека как высшую ценность, регулирует общественную жизнь посредством добровольные отношения и ценит инициативу, независимость и новаторство. [1]
Независимо от того, как исследователи Спенсера интерпретируют его отношение к Дарвину , Спенсер оказался невероятно популярной фигурой в 1870-х годах, особенно в Соединенных Штатах . Такие авторы, как Эдвард Л. Юманс , Уильям Грэм Самнер , Джон Фиск , Джон У. Берджесс , Лестер Фрэнк Уорд , Льюис Х. Морган и другие мыслители «позолоченного века», — все они разработали теории социального эволюционизма в результате своего знакомства со Спенсером как также Дарвин.
Льюис Х. Морган
[ редактировать ]В своей классической книге «Древние общества» 1877 года юрист и антрополог Льюис Х. Морган вслед за Монтескье и Тайлором выделил три эпохи: дикость , варварство и цивилизацию , причем Морган ввел дальнейшие подразделения в первые две стадии. [2] Морган пытается отнести определенные культуры к одному из своих этапов на основе уровня их технологического развития, который, по мнению Моргана, в каждом случае коррелирует с моделями существования, родством и политическими структурами. [2] Тем самым Морган ввел связь между социальным прогрессом и технологическим прогрессом . Морган рассматривал технологический прогресс как движущую силу социального прогресса, а любые социальные изменения — в социальных институтах , организациях или идеологиях — берут свое начало в изменениях в технологии. [3]
Морган не согласился с обвинением в однолинейности, написав:
Говоря таким образом положительно о различных формах семьи в их относительном порядке, существует опасность быть неправильно понятым. Я не имею в виду, что одна форма возникает полностью в определенном статусе в обществе, процветает повсеместно и исключительно везде, где племена находятся в том же статусе, а затем исчезает в другой, следующей более высокой форме... [4]
Таким образом, Морган утверждал, что формы развивались неравномерно и в разных сочетаниях элементов. Теории Моргана были популяризированы Фридрихом Энгельсом , который основал свое «Происхождение семьи, частной собственности и государства» на них . Для Энгельса и других марксистов эта теория была важна, поскольку она подкрепляла их убежденность в том, что материалистические факторы — экономические и технологические — имеют решающее значение в формировании судьбы человечества.
Эмиль Дюркгейм
[ редактировать ]Эмиль Дюркгейм , еще один «отец» социологии, разработал аналогичный дихотомический взгляд на социальный прогресс. Его ключевой концепцией была социальная солидарность , поскольку он определял социальную эволюцию как переход от механической солидарности к органической солидарности . При механической солидарности люди самодостаточны, интеграция невелика, и поэтому существует необходимость применения силы и репрессий, чтобы сохранить общество вместе. В органической солидарности люди гораздо более интегрированы и взаимозависимы, а специализация и сотрудничество обширны. Прогресс от механической солидарности к органической основан, во-первых, на росте населения и увеличении плотности населения , во-вторых, на увеличении «плотности морали» (развитии более сложных социальных взаимодействий ) и, в-третьих, на растущей специализации на рабочем месте. Для Дюркгейма важнейшим фактором социального прогресса является разделение труда .
Эдвард Бернетт Тайлор и Льюис Х. Морган.
[ редактировать ]Антропологи Эдвард Бернетт Тайлор в Англии и Льюис Х. Морган в Соединенных Штатах работали с данными коренных народов , которые, по их утверждению, представляли более ранние стадии культурной эволюции, что дало представление о процессе и развитии культурной эволюции. Позже Морган окажет значительное влияние на Карла Маркса и Фридриха Энгельса , которые разработали теорию культурной эволюции, в которой внутренние противоречия в обществе создали серию нарастающих стадий, закончившихся социалистическим обществом (см. Марксизм ). Тайлор и Морган разработали, модифицировали и расширили теорию однолинейной эволюции, уточнив критерии категоризации культур в соответствии с их положением в фиксированной системе роста человечества в целом, одновременно исследуя способы и механизмы этого роста.
Их анализ межкультурных данных был основан на трех предположениях:
- современные общества можно классифицировать и причислить к более «примитивным» или более «цивилизованным»;
- Между «примитивным» и «цивилизованным» существует определенное количество стадий (например , группа , племя , вождество и государство ).
- Все общества проходят эти стадии в одной и той же последовательности, но с разной скоростью.
Теоретики обычно измеряли прогресс (то есть разницу между одной стадией и следующей) с точки зрения увеличения социальной сложности (включая классовую дифференциацию и сложное разделение труда) или увеличения интеллектуальной, теологической и эстетической сложности. XIX века Этнологи использовали эти принципы прежде всего для объяснения различий в религиозных верованиях и терминологии родства между различными обществами.
Лестер Фрэнк Уорд
[ редактировать ]Однако между работами Лестера Фрэнка Уорда и подходами Тайлора были заметные различия. Лестер Фрэнк Уорд развил теорию Спенсера, но в отличие от Спенсера, который считал эволюцию общим процессом, применимым ко всему миру, физическому и социологическому, Уорд отличал социологическую эволюцию от биологической эволюции. Он подчеркивал, что человек сам себе создает цели и стремится их реализовать, тогда как такого разума и осознанности, управляющих нечеловеческим миром, который развивается более или менее случайно, нет. Он создал иерархию эволюционных процессов. Во-первых, существует космогенезис , сотворение и эволюция мира. Затем, после развития жизни, происходит биогенез . Развитие человечества приводит к антропогенезу , на который влияет человеческий разум . Наконец, когда развивается общество , развивается и социогенез , который представляет собой науку о формировании общества в соответствии с различными политическими, культурными и идеологическими целями.
Эдвард Бернетт Тайлор, пионер антропологии, сосредоточил внимание на эволюции культуры во всем мире, отметив, что культура является важной частью каждого общества и что она также подвержена процессу эволюции. Он считал, что общества находятся на разных стадиях культурного развития и что цель антропологии — реконструировать эволюцию культуры от первобытных истоков до современного состояния.
Фердинанд Тоннис
[ редактировать ]Фердинанд Тённис описывает эволюцию как развитие от неформального общества, где люди имеют много свобод и мало законов и обязанностей, к современному формальному рациональному обществу, в котором доминируют традиции и законы и которое ограничено в действиях по своему желанию. Он также отмечает, что существует тенденция стандартизации и унификации, когда все меньшие общества поглощаются единым большим современным обществом. Таким образом, можно сказать, что Тённис описывает часть процесса, известного сегодня как глобализация . Тоннис был также одним из первых социологов, заявивших, что эволюция общества не обязательно идет в правильном направлении, что социальный прогресс несовершенен, его даже можно назвать регрессом , поскольку новые, более развитые общества возникают только после платить высокие издержки, что приводит к снижению удовлетворенности отдельных лиц, составляющих это общество. Работа Тонниса стала основой неоэволюционизма .
Критика и влияние
[ редактировать ]Франц Боас
[ редактировать ]Начало 20-го века открыло период систематического критического анализа и отказа от однолинейных теорий культурной эволюции. Культурные антропологи , такие как Франц Боас , которого обычно считают лидером отказа антропологии от классического социального эволюционизма, использовали сложную этнографию и более строгие эмпирические методы, чтобы доказать, что теории Спенсера, Тайлора и Моргана были спекулятивными и систематически искажали этнографические данные. Кроме того, они отвергли различие между «примитивными» и «цивилизованными» (или «современными»), указав, что так называемые примитивные современные общества имеют такую же историю и были столь же развиты, как и так называемые цивилизованные общества. Поэтому они утверждали, что любая попытка использовать эту теорию для реконструкции истории неграмотных (т.е. не оставляющих исторических документов) народов является полностью спекулятивной и ненаучной. Они заметили, что постулируемый прогресс, стадия цивилизации, идентичная стадии современной Европы, является этноцентрический . Они также отметили, что теория предполагает, что общества четко ограничены и различны, тогда как на самом деле культурные черты и формы часто пересекают социальные границы и распространяются среди множества различных обществ (и, таким образом, являются важным механизмом изменений). Боас в своем подходе к истории культуры сосредоточился на антропологических полевых исследованиях, пытаясь определить фактические процессы, а не то, что он критиковал как спекулятивные стадии роста.
Глобальные изменения
[ редактировать ]Более поздние критики заметили, что это предположение о прочно связанных обществах было предложено именно в то время, когда европейские державы колонизировали незападные общества, и, таким образом, было корыстным. Многие антропологи и социальные теоретики теперь считают однолинейную культурную и социальную эволюцию западным мифом , редко имеющим прочные эмпирические основания. Критические теоретики утверждают, что представления о социальной эволюции являются просто оправданием власти элит общества. Наконец, разрушительные мировые войны , произошедшие между 1914 и 1945 годами, подорвали внутреннюю уверенность Европы, пошатнув оставшуюся веру в превосходство западной цивилизации. После миллионов смертей, геноцида и разрушения промышленной инфраструктуры Европы идея линейного прогресса западной цивилизации, продвинувшейся дальше, казалась в лучшем случае сомнительной.
Основные возражения и опасения
[ редактировать ]Таким образом, современный социокультурный эволюционизм отвергает [ нужна ссылка ] Большая часть классического социального эволюционизма обусловлена различными теоретическими проблемами:
- Теория была глубоко этноцентричной: она выносит тяжелые оценочные суждения о различных обществах; Западная цивилизация считается самой ценной.
- Предполагалось, что все культуры следуют одному и тому же пути или развитию и имеют одни и те же цели.
- Он приравнивал цивилизацию к материальной культуре (технологиям, городам и т. д.).
- Оно приравнивало эволюцию к прогрессу или приспособленности , основываясь на глубоком непонимании эволюционной теории .
- Это противоречит доказательствам. Некоторые (но не все) предположительно примитивные общества, возможно, более миролюбивы и справедливы/демократичны, чем многие современные общества. [ нужна ссылка ]
Поскольку социальная эволюция позиционировалась как научная теория, ее часто использовали для поддержки несправедливых и зачастую расистских социальных практик, в частности колониализма, рабства и неравных экономических условий, существующих в промышленно развитой Европе .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Рон Болендер» .
- ^ Jump up to: а б Лонг, Хизер; Чаков, Келли. «Социальный эволюционизм» . Проверено 23 апреля 2024 г.
- ^ Морган, Льюис Х. «Древнее общество Льюиса Х. Моргана, 1877 г.» .
- ^ Морган, Льюис Генри (1877). Древнее общество . Генри Холт и компания, стр. 461–462.