Jump to content

Шелер о обиде

Макс Шелер (1874–1928)

Макс Шелер (1874–1928) был одновременно самым уважаемым и пренебрегаемым из крупнейших начала 20 века немецких континентальных философов в феноменологической традиции. [1] Его наблюдения и идеи относительно «особой формы человеческой ненависти». [2] и связанный с ним социальный и психологический феномен послужили описательной основой его философской концепции « Рессентимент ». [3] Французское написание этого термина, как широко признанное соглашение, было сохранено в философских кругах, чтобы сохранить широкий смысл дискурсивного значения и применения. [4] Шелер неожиданно умер от сердечного приступа в 1928 году, оставив после себя огромное количество незавершенных работ. Экстраполяции его мыслей с тех пор всегда вызывали интерес и дискуссии на самые разные темы. [5] Его произведения были в нацистском списке сожженных книг .

Как концепция, принадлежащая к изучению этики, Ressentiment представляет собой противоположный процесс эмоционально информированной неформальной этики ценностей Шелера. [6] Но можно также сказать, что Ressentiment является одновременно самой мрачной, а также самой психологической и социологической темой Шелера, предвещающей многие более поздние открытия в этих конкретных социальных науках.

Народная мудрость ближе всего подходит к смыслу Шелера, признавая Ressentiment как обреченный на провал образ мышления, который непродуктивен и в конечном итоге является пустой тратой времени и энергии. Зрелость подсказывает большинству из нас, что устойчивая ненависть причиняет гораздо больше вреда ненавистнику, чем объекту нашей ненависти. Устойчивая ненависть порабощает, не позволяя эмоциональному росту выйти за пределы чувства боли, тем или иным образом вызванной кем или чем ненавидимым (т. е. другим человеком, группой или классом людей). [7]

Трудно представить себе интеллектуальную озабоченность конца 19-го и начала 20-го века по поводу коллективного дрейфа в западной цивилизации от старой гвардии монархических и иерархических социальных структур (т. неопределенность и нестабильность, воплощенные в таких идеалах эпохи Просвещения, как демократия, государственность, классовая борьба (Карл Маркс), человеческое равенство, гуманизм, эгалитаризм, утилитаризм и тому подобное. Таким образом, рессентимент как явление сначала рассматривался как псевдоэтическая политическая сила, позволяющая низшим классам общества подняться в своей жизненной ситуации за (предполагаемый) счет высших или более «благородных» классов по своей сути. . Таким образом, Ressentiment впервые возникло, как некоторые могли бы посчитать, реакционной и элитарной концепцией по сегодняшним демократическим стандартам; в то время как другие, придерживающиеся более консервативного мировоззрения, могут рассматривать Ressentiment как либерализм, замаскированный под социалистическую попытку узурпировать роль индивидуальной ответственности и самоопределение . В любом случае вклад Шелера в эту тему нельзя полностью оценить без беглой ссылки на мысли Фридриха Ницше (1844–1900).

Фридрих Ницше использовал термин Ressentiment , чтобы объяснить эту возникающую дегенеративную мораль, вытекающую из основного экзистенциального различия между тем, что он считал двумя основными вариантами характера, доступными человеку: Сильным («Хозяин») или Слабым («Раб»). . Тип Мастера полностью принимает на себя бремя свободы и выбирает путь самоопределения. Раб, вместо того чтобы решить быть подлинным творцом своей судьбы, выбирает подавленный, не приносящий удовлетворения образ жизни, обвиняя (путем проекции) свою покорность, потерю самоуважения и жалкую участь в жизни на доминирующую фигуру Господина (и его весь социальный класс), который, напротив, кажется, процветает в любой момент. Достаточно верная оценка, учитывая, что экономическая эксплуатация, кажется, всегда лежит в основе любого внутреннего социального устройства «Господин/Раб», наряду с классом Мастеров, «умывающим руки» (так сказать) от бремени социальной ответственности. Это лежащее в основе Ressentiment формирует основное обоснование кодекса поведения (например, пассивное принятие насилия, страх репрессий за отстаивание личных прав из-за подразумеваемого запугивания или неспособности наслаждаться жизнью), принадлежащих к типу или классу Раба («Рабская мораль»). "). [8]

Ницше был атеистом и питал особое презрение к христианству, которое, по его мнению, играло ключевую роль в поддержке рабской морали. Поддерживая Слабых и обездоленных человечества, христианство подрывало авторитет, социальное положение и культурный прогресс Сильных. [9] Ницше рассматривал прогресс такой Рабской Морали как своего рода нарушение естественного порядка и препятствие подлинному прогрессу цивилизации, доступному только благодаря Сильным. Этот взгляд на «естественный порядок», столь типичный для Европы XIX века (например, теория эволюции Дарвина), выражен в метафизическом принципе Ницше – « Воля к власти» . [10] Шелер, напротив, в конечном итоге рассматривал универсальную спасительную природу христианской любви как противоречащую оценкам Ницше: [11] и в более позднем возрасте развил альтернативный метафизический дуализм Жизненного Побуждения. [Примечание 1] и Дух : [Примечание 2] Жизненное Побуждение так же тесно связано с Волей к Силе , а Дух — как зависимый, но действительно отличающийся по своему характеру.

Вопреки конечному замыслу Ницше, большая часть его наследия в конечном итоге привела к падению объективности, при которой (i) истина стала соотноситься с индивидуальной точкой зрения, (ii) «в конечном итоге могла быть исправлена» («социальный дарвинизм») и (iii) этика. станет субъективным и солипсистским.

Напротив, Шелер, который также скептически относился к исторически возникшей неконтролируемой власти массовой культуры, а также к преобладанию и уравниванию власти посредственности над этическими стандартами и над отдельной человеческой личностью (как уникальной священной ценностью), тем не менее был теистическим этическим объективистом. [14] [15] Для Шелера феномен Ressentiment главным образом связан с Духом (в отличие от воли к власти, побуждений или жизненного побуждения), что влечет за собой более глубокие личные проблемы, включающие искажение объективной сферы ценностей, самоотравление морального характера и расстройство личности. [16]

Основные черты Ресентимента

[ редактировать ]

Шелер описал Ressentiment в своей одноименной книге 1913 года следующим образом:

«…Рессентимент — это самоотравление ума, имеющее вполне определенные причины и последствия. Это устойчивая психическая установка, вызванная систематическим подавлением определенных эмоций и аффектов, которые как таковые являются нормальными компонентами человеческой природы. Их подавление приводит к к постоянной тенденции предаваться определенным видам ценностных заблуждений и соответствующим оценочным суждениям. В первую очередь речь идет об эмоциях и аффектах, таких как месть, ненависть, злоба, зависть, стремление умалить и злоба». [17]

Хотя ученые не пришли к единому мнению относительно фиксированного числа или атрибутов, материально определяющих рессентимент, они, тем не менее, коллективно сформулировали около десяти авторитетных и проницательных положений (много раз объединяя их), которые определяют границы этой концепции:

1) Рессентимент следует прежде всего понимать в отношении того, что Шелер назвал априорной иерархией модальностей ценностей . В то время как направление личной трансцендентности и этических действий направлено в сторону положительных и более высоких ценностей, направление ресентимента и неэтичных действий направлено в сторону отрицательных и более низких ценностей. Шелер рассматривал ценности как эмоционально переживаемые в отношении вышеупомянутой универсальной, объективной, постоянной и неизменной иерархии. От низшего к высшему эти модальности (с соответствующими им позитивными и негативными формами отрицания ценности) таковы: чувственные ценности приятного и неприятного; жизненные ценности благородных и вульгарных; ментальные (психические) ценности прекрасного и безобразного, правильного и неправильного, истины и лжи; и, наконец, ценности Святого и Несвятого Божественного и Идолов. [18] Ресентимент представляет собой темную обратную сторону или инверсию видения Шелера личной и трансформационной неформальной этики ценностей.

2) Рессентимент как личностная предрасположенность имеет свое происхождение в негативных психических переживаниях и чувственных состояниях, которые большинство людей переживают как нормальные реактивные реакции на требования социальной жизни: [19] т.е. зависть, ревность, гнев, ненависть, злоба, злоба, радость по поводу чужого несчастья, подлая конкуренция и т. д. Объективными источниками таких чувств являются реакции, которые могут быть вызваны практически чем угодно: например, личной критикой, насмешками, насмешками, неприятием. , оставление и т. д.

Для отдельного человека этической и психологической проблемой становится то, как энергия этих чувственных состояний будет направлена ​​так, чтобы принести больше пользы отдельному человеку и обществу.

3) Рессентимент носит в высшей степени ситуативный характер, поскольку всегда включает в себя «мысленные сравнения» (ценностные суждения) с другими людьми, которые якобы не имеют подобных чувств Рессентимент. [20] [21] и которые также демонстрируют действительно позитивные ценности. Следовательно, хотя рессентимент может начаться с чего-то вроде восхищения и уважения, но, несомненно, заканчивается своего рода стремлением к личным качествам и благам другого человека: т. е. преимуществам, предоставляемым его красотой, умом, обаянием, остроумием, индивидуальностью, образованием, талантом, навыки, имущество, богатство, трудовые достижения, семейная принадлежность и тому подобное. Эта ранняя стадия ресентимента напоминает то, что мы сегодня можем назвать комплексом неполноценности .

Однако можно легко распространить это понятие «сравнения» на приобретаемые извне квалификаторы, имеющие потенциал для отрицательных оценок, которые также имеют тенденцию поддерживать экономику, основанную на потреблении: например, имущество, символизирующее статус (роскошный дом или автомобиль), дорогие модные аксессуары, особые привилегии, членство в клубах, пластическая хирургия и тому подобное. [22] Этот принцип выражен в нашем обычном разговорном слове «Идти в ногу с Джонсами». Подсознательный результат всех этих «сравнений», как правило, подтверждает идею о том, что самооценка , самооценка , самооценка , ценность или социальная желательность связаны с нашим социальным включением или исключением в привилегированный высший класс, имеющий средства изолировать себя от остального общества.

4) Ресентимент, как ситуативный, обычно распространяется и на присущие ему социальные роли. Многие социальные роли включают в себя отношения, часто вызывающие некоторый уровень межличностных оценочных суждений с сопутствующими негативными психическими чувствами и чувственными состояниями, которые предполагают доминирующие и покорные роли, мало чем отличаясь от дихотомии Ницше «Господин-Раб». Например:

  • Подчиненные и/или покорные гендерные роли, отведенные женщине с точки зрения сексуальности, воспитания детей и задач по воспитанию. [23]
  • Разделение поколений («Разрыв между поколениями»): неприятие молодого поколения членами старшего поколения из-за неспособности последнего принять свои собственные изменения и выйти за рамки ценностных устремлений, свойственных предыдущим этапам жизни. Также верно и обратное. Неприятие старшего поколения представителями молодого поколения из-за неспособности последнего принять тот факт, что старшее поколение понимает и сочувствует вызовам, с которыми они сталкиваются. [24]
  • Прогрессивные формы межсемейных и смешанных семейных отношений: т.е. отношение младших братьев и сестер к чувству привилегий старшего; сверхкритичная свекровь к невестке; [24] или даже более современный отказ от бывшего супруга в пользу «трофейной жены» или «трофейного мужа» как символа статуса, сигнализирующего о повышении социального статуса; пренебрежение отношениями к детям от предыдущего брака по сравнению с детьми в нынешнем; реакция друзей-сверстников и семьи на романтические отношения, в которых участвуют партнеры самых разных возрастов; жалкие попытки посредственного ребенка-неудачника соответствовать стандартам успешного родителя с высокими достижениями и т. д.
  • Классические враждебные отношения между работником и работодателем.

5) Рессентимент вызывает у людей тенденцию, которую Шелер назвал «врожденной фундаментальной моральной слабостью человека»: [25] [26] чувство безнадежности, которое предрасполагает человека к регрессу и поиску менее ценных суррогатов в качестве источника утешения.

Когда личный прогресс застаивается или прекращается при переходе от негативного к более позитивному плато при относительно высоком витальном или психическом уровне достижения ценностей, возникает внутренняя тенденция к регрессу с точки зрения потакания традиционным порокам и множеству других физических и физических недостатков. психологические пристрастия и саморазрушительные модели поведения (например, употребление наркотиков). [27] Эта тенденция искать суррогатов, чтобы компенсировать разочарование в достижении более высоких ценностей, вписывается в сценарий потребительского материализма как ненасытная саморазрушительная потребность «иметь больше», чтобы заполнить пустоту нашего собственного философского банкротства и духовной бедности.

Основные структуры собственно ресентимента: «Патологическое ресентимент».

[ редактировать ]

Продолжая уточнять Ressentiment, Шелер писал:

«Поэтому по самому своему происхождению ресентимент в основном ограничивается теми, кто служит и находится под властью в данный момент, кто бесплодно возмущается жалом власти. Когда это происходит где-то еще, это происходит либо из-за психологического заражения - и духовный яд ресентимента чрезвычайно заразительны – или к насильственному подавлению импульса, который впоследствии восстает, «озлобляя» и «отравляя» личность». [16]

Следовательно, некоторые продвинутые характеристики Ressentiment связывают это явление с тем, что мы могли бы сегодня назвать расстройствами личности . Таким образом, собственно Ressentiment [20] («Патологическое рессентимент») не связано материально исключительно с вопросами социально-экономического статуса, а, скорее, пронизывает все социально-экономические слои общества, включая даже самых влиятельных.

6) При патологическом рессентименте у тех, кто испытывает чувство рессентимента, развивается чувство бессилия, особенно если ситуационные и социальные факторы имеют такое большое значение, что делают человека неспособным высвободить или разрешить негативные психические чувства и чувственные состояния в позитивном и конструктивном ключе. манера: [28] то, что мы сегодня называем в психологических терминах репрессиями .

В первоначальном понимании Ressentiment угасает всякий раз, когда у человека есть сила и способность физически отомстить или отыграться против угнетателя. Например, можно было ожидать, что древнеримский гражданин как Господин немедленно отомстит своему Рабу, тогда как обратное было бы немыслимо. «Когда [негативные психические чувства и чувственные состояния] могут быть отыграны, никакого ресентимента не возникает. если со временем переживаешь заново, тогда возникает рессентимент». [29]

Но для Шелера сущность импотенции как характеристики патологического рессентимента связана не столько с реальным присутствием внешнего угнетателя, сколько с вызванным самим собой личным чувством неадекватности по отношению к ограничениям перед лицом самого достижения позитивных ценностей. [30] Следовательно, чувства рессентимента имеют тенденцию постоянно заново переживаться с течением времени самовоспроизводящимся образом, в первую очередь подпитываемые чувством неадекватности, ощущаемым внутри себя, которое на самом деле только вызывает «другой». [31] Например, можно иметь все преимущества в жизни, но при этом оказаться лишенным таланта для достижения поставленных перед собой целей.

Эти вновь переживаемые чувства бессилия рационализируются на подсознательном уровне как рефлекторные проекции отношений: то есть предрассудки, предвзятость, расизм, фанатизм, цинизм и ограниченность.

Примечателен «абстрактный» фокус Ресентимента: тот факт, что конкретные люди (то есть «фигура Господина» или их аналог «фигура Раба») больше даже не нужны для того, чтобы чувства Рессентимента и их рационализированные формы выражения продолжались и двигались вперед. . Нужно только, чтобы репрезентативный член класса, на которого направлено негодование, был каким-то образом представлен. «Члены группы могут стать случайными объектами ненависти, вызванной бессилием, стремящимся уравнять группу». [32] Такая случайная формальная трактовка «инаковости» предлагает правдоподобное объяснение преступлений на почве ненависти, серийных убийств (частично), геноцида, общего представления врага в безликих нечеловеческих терминах, а также любых нисходящих или восходящих действий. форма программы классовой войны и т. д. Следовательно, должно существовать психическое дистанцирование деперсонализации между восприятием «другого» Господином и Рабом, чтобы Ресентимент мог действовать эффективно.

7) Патологическое рессентимент влечет за собой «ценностную иллюзию». Ценностная иллюзия — это «тенденция принижать, унижать, отвергать или «уменьшать» подлинные ценности, а также их носителей». [29] Однако это делается совершенно непродуктивно, поскольку «рессентимент не приводит к утверждению контрценностей, поскольку пропитанные ресентиментом люди тайно жаждут тех ценностей, которые они публично осуждают». [29] Этот аспект ценностных иллюзий представляет собой горизонтальный сдвиг ценностных суждений относительно вещей и мира с позитивной ориентации на более негативную. То, что когда-то любили или считали хорошим, обесценивается как «кислый виноград». [33] [34] или «испорченный товар» в сознании человека, проникнутого Ресентиментом, и то, что раньше не имело ценности, теперь возведено в статус приемлемого.

Несмотря на это явно негативное направление, «субъект ressentiment постоянно «страдает» от отвлекающих факторов, связанных с недостижимыми ценностями, поскольку он эмоционально заменяет их обесцениванием, проистекающим из его бессилия. — превращения положительных ценностей в иллюзорные отрицательные оценки, остается еще прозрачность истинного объективного порядка ценностей и их рангов». [20] Следовательно, требования Ценностного Заблуждения проявляются в том, что мы обычно называем комплексом превосходства , т.е. высокомерие, высокомерие, лицемерие, использование двойных стандартов, отрицание, месть и самопроецирование своих собственных негативных качеств на оппозицию.

Соответственно, негативные эмоциональные состояния предполагают отсутствие, отказ или бегство от положительных ценностей. Но, тем не менее, отрицательные ценности не обладают собственными внутренними достоинствами: они всегда каким-то образом отсылают к соответствующим положительным ценностям. [35] На эмоциональном уровне ценностная иллюзия превращает счастье в печаль, сострадание в ненависть, надежду в отчаяние, самоуважение в стыд, любовь и принятие в отвержение (или, что еще хуже, в конкуренцию), решимость в страх и так далее по всем эмоциональным слоям человека.

Заблуждение необходимо человеку, пропитанному Ressentiment, для поддержания хоть какого-то подобия психического гомеостаза.

8) Патологическое возмущение в конечном итоге проявляется как «Метафизическое замешательство». Метафизическая путаница – это форма ценностного заблуждения, при которой сдвиг ценностей носит более вертикальный характер. [36] по отношению к априорной иерархии модальностей ценности. В этом измерении Ценностная Иллюзия представляет собой своего рода искажение или ложную инверсию иерархии ценностей, в которой содержание и носители более высоких ценностей рассматриваются как низшие, а низшие – как высшие. Сегодня мы обычно называем это явление «нарушение порядка приоритетов». Шелер проиллюстрировал такую ​​инверсию в своем анализе гуманистических, материалистических и капиталистических склонностей западных цивилизаций к возвышению ценностей полезности над жизненными ценностями. [37] [38] Доведенное до логической крайности, «рессентимент приносит свое самое важное достижение, когда оно определяет всю «мораль», извращая правила предпочтения до тех пор, пока то, что было «злом», не станет «добром». [39]

9) Патологическое рессентимент в конечном итоге приводит к омертвению ( психологическому оцепенению ) нормальных симпатических чувственных состояний, а также всех высших форм психических и духовных чувств и чувственных состояний. В отличие от чистой, хорошо организованной эмоциональной жизни ( Ordo Amoris ), соответствующей нравственному человеку, созданному по образу Божьему посредством любви ( ens amans ), Патологическое Ressentiment эмоционально приводит к расстройству сердца ( de'ordre du coeurs ), [36] или то, что мы обычно называем «ожесточенным сердцем».

Для Шелера мораль находит выражение в ответ на «зов часа». [40] или упражнение личной совести, на котором основан надлежащий порядок любви сердца ( Ordo Amoris ) по отношению к положительным и высшим ценностям. Напротив, Ressentiment с соответствующими ему ценностными иллюзиями умышленно благоприятствует разной степени расстройства сердца ( de'ordre du coeurs ) и извращенных эмоций, соответствующих расстройствам личности. Например, именно неспособность сочувствовать своим жертвам и идентифицировать себя с ними (даже вплоть до получения садистского удовольствия) характеризует социопата , психопата , серийного убийцу, диктатора, насильника, хулигана , коррумпированного генерального директора. и безжалостный торговец наркотиками — все имеют один и тот же общий знаменатель. [41] В общем праве это качество будет называться «хладнокровным».

Автор Эрик Ларсон в своей книге « Дьявол в Белом городе» с большой точностью дает литературное описание этого притупления состояний высших чувств со ссылкой на первого серийного убийцу Америки, Германа Вебстера Маджетта, он же доктор Х. Х. Холмс.

«…Холмс был очарователен и любезен, но что-то в нем вызывало беспокойство у Белкампа [антагониста]. что именно в таких людях, как Холмс, заставляло их казаться теплыми и интегрирующими, но в то же время выражало смутное ощущение отсутствия какого-то важного элемента человечности. Сначала алиенисты описывали это состояние как « моральное безумие », а тех, кто демонстрировал это расстройство, как «моральное». имбецилы». Позже они приняли термин «психопат»… как «новую болезнь» и заявили: «Помимо его собственной личности и его собственных интересов, для психопата нет ничего святого». [42]

Человек, проникнутый рессентиментом, практикует столь выраженную психическую дистанцию ​​от своих жертв, чтобы никогда полностью не достичь желаемого длительного удовлетворения, полученного благодаря его собственным неэтичным действиям. Такого рода «возмездие» уже не приносит никакой пользы, а такого рода «выражения» лишены всякой возможности положительного результата. «В истинном рессентименте нет эмоционального удовлетворения, а только пожизненный гнев и тоска в чувствах, которые сравниваются с другими». [19]

К сожалению, в целом наша эпоха страдает от ярко выраженной неспособности ощущать более высокие уровни жизненно важных психических (интеллектуальных и симпатических) и духовных чувственных состояний. [43] Например, процесс нашей правовой системы имеет тенденцию превращать абсолютный характер моральных чувств в «безупречную» игру переговоров о соотношении затрат и выгод. [44] Можем ли мы даже представить себе моральное воспитание, обеспечиваемое такими архаичными практиками, как частокол или смола и оперение, чтобы вызвать настоящее публичное унижение за преступления? Кроме того, мы как культура стали настолько нечувствительны к чувству возмущения по поводу влиятельных и влиятельных публичных людей, у которых отсутствует чувство стыда за их проступки, что нашей величайшей моральной проблемой становится самоуспокоенность.

Ресентимент и более широкое влияние на общество

[ редактировать ]

10) Наконец, Патологическое Ресентимент имеет особое отношение к Социально-Политической Сфере в силу того, что Шелер описывает как низшую форму социального единения человека, «Психическое Заражение». [45] [46] Психическое заражение — это феномен некритического «следования за толпой» или менталитетом толпы , подобный леммингам, бросающимся со скалы. Положительные примеры: добродушная толпа в пабе или на спортивных мероприятиях; отрицательный пример, жестокие беспорядки. Как концепция, «Психическое заражение» имеет сходство с оценкой Ницше менталитета рабского типа.

В той степени, в которой политически влиятельные люди (т. е. фракция «Господа» или фракция «Раб», в зависимости от обстоятельств) способны сплотить коллективную культурную враждебность посредством использования психического заражения, они увеличивают свою способность достигать своих целей. лежащие в основе социально-политические цели. Такие методы обычно принимают формы поджигательной риторики, тактики козла отпущения (например, антисемитизма, гомофобии, ненависти к получателям пособий и обездоленным и т. д.), классовой войны, партийной политики, пропаганды, чрезмерной секретности/непрозрачности, закрытости. политическая идеология, шовинизм, ошибочный национализм, насилие и ведение несправедливой войны.

Использование таких методов негативного психического заражения можно рассматривать как стимулирование таких исторических фигур или движений, как Нерон (сожжение Рима), Французская революция (рессентимент в первоначальной концепции), Гитлер (геноцид евреев и арийской высшей расы). повестка дня), камбоджийские красные кхмеры 1975-1979 годов (геноцидная социальная инженерия), Руанда 1994 года (геноцид на основе племен) или фундаменталистский исламизм.

Ошибочно оценивать шелеровскую концепцию Ressentiment главным образом как теорию психологической патологии, хотя отчасти это так и есть. Кроме того, Ressentiment — это философско-этическая концепция, позволяющая оценить духовное и культурное здоровье как отдельных людей, так и общества в целом: задача, которая кажется тем более актуальной, учитывая экономическую глобализацию (т. е. тенденцию к карт-бланш хищническому капитализму). ). [47] Например, вполне приемлемо рассматривать человеческую этическую трансцендентность как дополняющую и соразмерную восходящей психологии потребностей и побуждений, пока свод этого качественного направления носит позитивный характер. Однако обратное неверно. Негативные параллельные аспекты несводимы к нисходящему метафизическому принципу Шелера, исходящему из нашего личного развития как духовных существ. Это различие иллюстрируется многими случаями, когда отрицательные образцы для подражания могут проявляться и действительно проявляются как высоко самореализованные, экономически влиятельные с психологической точки зрения личности (явно люди типа «Супермена»), но которым совершенно не хватает этических, социальных качеств. и духовная точка зрения: например, наркобарон или сутенер как человек, которым молодые мальчики восхищаются и на которого равняются, или коррумпированный генеральный директор, который скрывается с непристойными бонусами, в то время как его компания обанкротится, а пенсионный фонд сотрудников распадется. Эти негативные проявления ценностей и их инверсии демонстрируют, что философская концепция Ressentiment опирается на качественно иные основания, выходящие за рамки науки и чистой экономики.

Для Шелера рессентимент — это, по сути, вопрос «я» по отношению к ценностям и лишь в непосредственной близости — вопрос социального конфликта по поводу ресурсов, власти и тому подобного (отношения «Господин/Раб» или отношения доминирования/подчинения). Например, для Шелера то, что мы называем «классом», не является чем-то столь одномерным, как власть, деньги или товары и услуги, которые легко продаются или покупаются. Скорее, по сравнению с массивом априорной иерархии модальностей ценностей, «класс» имеет отношение к тому, кем вы себя представляете как личность. [48] который включает в себя целый ряд факторов, включая моральные качества, честность, таланты, способности, достижения, образование, добродетели (т. е. щедрость), взаимное уважение между разными людьми (активная гражданская позиция) и тому подобное.

Поскольку общество должно руководствоваться верховенством закона над властью, мы должны способствовать развитию правительства, которое опирается на справедливость (см. Джона Ролза ) и эгалитарный принцип. [49] с точки зрения направления наших национальных экономических сил. Личный интерес (как в «невидимой руке» Адама Смита ) — это наиболее эффективное средство человека (и природы) позитивного преобразования Жизненного Побуждения в человеческие экономические выгоды — момент, когда «резина отправляется в путь», — но также является силой, очень восприимчивой к жадности. Следовательно, правительство должно гарантировать, что такое грубое стремление к полезной ценности не является чисто самоцелью, а должно служить, прежде всего, формированию экономической базы, на которой подлинные ценностные слои и культура могут пустить корни и процветать ради общего блага, а также для удовлетворения интересов каждого человека. индивидуальные потребности. Мы должны осознать, что жизнь с меньшими материальными затратами никоим образом не уменьшает наш доступ к большему эмоциональному, интеллектуальному, художественному и духовному удовлетворению. Только таким образом добродетель действительно может стать наградой сама по себе.

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Чопек, Майкл Дж. «Проблема религии Макса Шелера: критическое изложение». Дисс. Чикаго: Университет ДеПола, 1981.
  • Шелер, Макс (1973). Место человека в природе . Перевод Ганса Мейерхоффа. Нью-Йорк: Полдень.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ "...самый низший слой психического существа - это наличие неопределённого, недифференцированного, слепого "побуждения вперед" ( Дранг ). Оно совершенно бессознательно и, следовательно, лишено внутреннего или внешнего ощущения. Это побуждение проявляется как медленный «к» и «от» (например, к свету), и в первую очередь его следует отнести к растительной жизни. В то же время это «пар» ( Dampf ), который лежит в основе всей жизни, двигая все вперед. жизнь до ее высших проявлений». [12]
  2. ^ "...существенное различие между животным и человеком заключается в наличии Духа ( Geist ), который делает человеческую жизнь совершенно независимой от побуждений и независимой от привязанности к окружающей среде (в отличие от животных, в основном пораженных окружающей средой)... Это становится ясно, если учесть, что человек формирует свою собственную среду в общественной жизни и истории, а также используя искусственные средства для ее изменения для лучшего приспособления и комфорта... Дух возвышает человека над миром и над самим собой (как органическим существом). .... Дух , таким образом, не может иметь своего основания или источника в этом объективном мире, а только в изначальном принципе самого космоса ( Urgrund ). [13]
  1. ^ Шелер (1973c) , Введение редактора, стр. xi–xiv.
  2. ^ Фрингс (2001) , с. 145
  3. ^ Шелер (1972a)
  4. ^ Фрингс (1996) , с. 53
  5. ^ Фрингс (2001) , с. 11
  6. ^ Шелер (1973a)
  7. ^ Фрингс (1996) , стр. 53–54.
  8. ^ Ницше (1995) , Введение редактора, стр. xiii–xv.
  9. ^ Ницше (1995) , Введение редактора, стр. x – xiii.
  10. ^ Ницше (1995) , стр. 134–135.
  11. ^ Шелер (1972a) , с. 22
  12. ^ Фрингс (1996) , с. 11
  13. ^ Фрингс (1996) , стр. 15–17.
  14. ^ Шелер (1972a) , стр. 13–15.
  15. ^ Фрингс (2001) , стр. 164–165.
  16. ^ Jump up to: а б Шелер (1972а) , с. 48
  17. ^ Шелер (1972a) , стр. 45–46.
  18. ^ Шелер (1973a) , Часть I, Глава 2-B (5) «Априорные отношения ранга среди модальностей ценности»
  19. ^ Jump up to: а б Фрингс (2001) , с. 148
  20. ^ Jump up to: а б с Фрингс (2001) , с. 146
  21. ^ Шелер (1972a) , с. 53
  22. ^ Шелер (1972a) , с. 63
  23. ^ Шелер (1972a) , стр. 61–62.
  24. ^ Jump up to: а б Шелер (1972a) , стр. 62–64.
  25. ^ Шелер (1972a) , стр. 23–26.
  26. ^ Шелер (1973a) , Часть II и Глава 9 (а) «Закон склонности к суррогатам, когда «более глубокая» эмоциональная детерминация эго отрицательна»
  27. ^ Шелер (1973a) , стр. 345–346
  28. ^ Шелер (1972a) , стр. 70–71.
  29. ^ Jump up to: а б с Шелер (1972a) , стр. 23–24.
  30. ^ Шелер (1972a) , с. 71
  31. ^ Шелер (1972a) , стр. 69–72.
  32. ^ Фрингс (2001) , стр. 148–149.
  33. ^ Шелер (1972a) , с. 73
  34. ^ Фрингс (2001) , с. 147.
  35. ^ Шелер (1972a) , с. 60
  36. ^ Jump up to: а б Фрингс (2001) , с. 70
  37. ^ Шелер (1972a) , стр. 149–174.
  38. ^ Фрингс (2001) , стр. 154–159.
  39. ^ Шелер (1972a) , с. 81
  40. ^ Фрингс (2001) , стр. 66–68.
  41. ^ Шелер (1972a) , с. 65
  42. ^ Ларсон (2003) , стр. 87–88.
  43. ^ Фрингс (2001) , стр. 165–166.
  44. ^ Фрингс (2001) , с. 161
  45. ^ Шелер (1973b) , стр. 14–18
  46. ^ Фрингс (2001) , стр. 92–93, 100.
  47. ^ Фрингс (2001) , Глава VI, стр. 167–180.
  48. ^ Фрингс (2001) , с. 150
  49. ^ Фрингс (2001) , с. 177

Источники

[ редактировать ]
  • Фрингс, Манфред С. (1996). Макс Шелер: краткое введение в мир великого мыслителя . Милуоки: Издательство Университета Маркетт.
  • Фрингс, Манфред С. (2001). Разум Макса Шелера: Первое всеобъемлющее руководство, основанное на законченных произведениях . Милуоки: Издательство Университета Маркетт.
  • Ларсон, Эрик (2003). Дьявол в Белом городе . Нью-Йорк: Издательство Crown.
  • Ницше, Фридрих (1995). Кейт Анселл-Пирсон (ред.). О генеалогии морали и других сочинениях . Перевод Кэрол Дите. Издательство Кембриджского университета.
  • Шелер, Макс (1958). Философские перспективы . Перевод Манфреда С. Фрингса. Бостон: Маяк.
  • Шелер, Макс (1972a). Ресентимент . Перевод Уильяма В. Холдхейма; Введение Льюиса А. Козера. Нью-Йорк: Шокен.
  • Шелер, Макс (1972b). «Проблемы религии». О вечном в человеке . Перевод Бернарда Нобла. Хамден: Пресс для обувных струн.
  • Шелер, Макс (1973a). Формализм в этике и неформальная этика ценностей . Перевод Манфреда С. Фрингса и Роджера Л. Фанка. Эванстон: Издательство Северо-Западного университета.
  • Шелер, Макс (1973b). Природа симпатии . Перевод Питера Хита. Хамден: Пресс для обувных струн.
  • Шелер, Макс (1973c). Избранные философские очерки . Перевод Дэвида Р. Лахтермана. Эванстон: Издательство Северо-Западного университета.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 06b0f0ae08b0984b2f31c54a78a07973__1722510540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/06/73/06b0f0ae08b0984b2f31c54a78a07973.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Scheler on Ressentiment - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)