Древо жизни (Каббала)
Часть серии о |
Каббала |
---|
Часть серии о |
Телема |
---|
Права человека |
Древо жизни ( иврит : עֵץ חַיִּים , латинизированное : ʿēṣ hayyim или нет: אִילָן , латинизированное : ilān , букв. «дерево») — это диаграмма, используемая в раввинистическом иудаизме в каббале и других мистических традициях, происходящих от нее. [ 1 ] Его обычно называют «каббалистическим древом жизни», чтобы отличить его от древа жизни , которое появляется рядом с деревом познания добра и зла в повествовании о творении Книги Бытия , а также от архетипического древа жизни, встречающегося во многих культурах. . [ 2 ]
Симо Парпола утверждал, что концепция древа жизни с различными сферами, охватывающими аспекты реальности, берет свое начало в Неоассирийской империи девятого века до нашей эры. [ 2 ] Ассирийцы присвоили ценности и конкретные числа, нравственные месопотамским божествам аналогичные тем, которые используются в Каббале, и утверждают, что государство связало их со священными изображениями деревьев как моделью царя, параллельной идее Адама Кадмона . [ 2 ] Однако Дж. Х. Чаджес утверждает, что илан следует рассматривать как источник, в первую очередь обязанный Порфировому дереву и картам небесных сфер, а не каким-либо умозрительным древним источникам, ассирийским или другим. [ 3 ]
Зарождение Каббалы относится к Средним векам , зародившись в Бахире. [ 4 ] и Зоар . [ 5 ] Хотя самые ранние дошедшие до нас еврейские каббалистические рукописи, датируемые концом 13-го века, содержат диаграммы, в том числе одну с надписью «Древо мудрости», ныне ставшее культовым древо жизни появилось в четырнадцатом веке. [ 6 ]
Культовое изображение впервые появилось в печати на обложке латинского перевода « Врат света» в 1516 году. [ 7 ] Ученые проследили происхождение искусства на обложке Porta Lucis до Иоганна Рейхлина . [ 8 ]
Описание
[ редактировать ]Древо жизни обычно состоит из 10 или 11 узлов, символизирующих разные архетипы , и 22 путей, соединяющих узлы. Узлы часто объединяются в три столбца, чтобы показать, что они принадлежат к общей категории. [ 9 ]
В каббале узлы называются сефирот . [ 10 ] Обычно они изображаются в виде кругов, а пути (иврит: צִנּוֹר , латинизировано: ṣinnoroṯ ) обычно изображаются в виде линий. [ 11 ] Узлы обычно представляют собой всеобъемлющие аспекты существования , Бога или человеческой психики . [ 12 ] Пути обычно представляют собой отношения между понятиями, приписываемыми сферам, или символическое описание требований перехода из одной сферы в другую. [ 12 ] Колонны обычно обозначаются как колонны . [ 13 ] Они обычно представляют собой различные виды моральных ценностей , электрические заряды или типы церемониальной магии . [ 7 ]
Сфирот – это десять сфер Древа Жизни. Каждая сефира (единственное число сфирот) представляет собой отдельный аспект Божественного, а также аспекты человеческого сознания и существования. Это сверху вниз: [ 14 ]
- Кетер (корона)
- Хохма (мудрость)
- Бина (интеллект)
- Хэсэд (милосердие)
- Гвура (суд)
- Тиферет (красота)
- Нетса (длительная выносливость)
- Ход (величие)
- Йесод (основание мира)
- Малкут (царство)
Одиннадцатая сфира, Даат , появляется на некоторых диаграммах дерева на полпути между Кетер (узел 1) и Тиферет (узел 6). [ 15 ]
Диаграмма также используется в христианской каббале , герметической каббале и теософии . [ 16 ] Узлы также связаны с божествами , ангелами , небесными телами, моральными ценностями, отдельными цветами или их комбинациями и конкретными числами . [ 7 ]
История
[ редактировать ]Паоло Риччио , Джером/Иероним, активно обменивался письмами и поделился работой своего отца с Рейхлином перед публикацией. Сын [ 17 ] Таким образом, в 1516 году диаграмма Рейхлина появилась на обложке латинского перевода Паоло Риччио « Йозефа бен Авраама Гикатиллы Врат света» . На диаграмме было всего 17 путей, а в то время в литературе еще различались понятия 10 сфер и 22 букв. [ 18 ] В 1573 году версия, набросанная Франциском Зиллеттом, появилась в книге Чезаре Эволи, De divinis attributis . [ 19 ]
В этой версии было представлено несколько нововведений, которые снова появятся в более поздних версиях: все сферы были одинакового размера, линии превратились в широкие пути, сферы были выровнены в три отдельные колонны, Малхут была соединена с тремя сферами, а астрологические символы известных небесных тел тела использовались в сочетании с еврейскими именами для обозначения сфер. Однако там тоже было всего 17 путей, хотя и распределенных по-разному. Версия Рейхлина была переиздана в сборнике Иоганна Писториуса 1587 года. Наконец, несколько версий неизвестных художников, представляющих 21 и 22 пути, появились в посмертных печатных изданиях Кордоверо Моисея « Pardes Rimonim» между 1592 и 1609 годами. [ нужна ссылка ] Однако диаграммам с 22 путями не хватало согласованности друг с другом, и ни на одной из них не было 22 букв. [ 20 ] [ нужен лучший источник ] Между 1652 и 1654 годами Афанасий Кирхер опубликовал свою версию дерева в «Эдипе Египетском» . По словам оккультного писателя 20-го века Алистера Кроули , Кирхер разработал свою диаграмму в синкретической попытке примирить несколько различных идей. Эта сильно аннотированная версия, названная « Сефиротическая система» , представила больше инноваций: абстрактные концепции, божественные имена, 22 еврейские буквы для каждого пути и новые астрологические символы. [ 21 ]
Между 1677 и 1684 годами Кристиан Кнорр фон Розенрот опубликовал «Каббалу обнаженную» . Первый том завершался аппаратом с пятью иланотами, или каббалистическими деревьями, представляющими различные аспекты лурианской космологии. Четыре из них были основаны на иланоте, разработанном еврейскими каббалистами за предыдущие полвека; один (его рисунки 8–12) был разработан Норром на основе чтения избранных отрывков из Нафтали Герца бен Яакова Эльханана 1648 года « Эмек ха-мелех» . [ 22 ]
Следовательно, по мнению современных исследователей западного эзотеризма (а не исследователей еврейской каббалы), сейчас широко распространены две версии: одна, в которой у Малкут один путь, благодаря оригиналу Рейхлина; и еще один, где у Малкут три пути, согласно нескольким более поздним версиям; оба имеют в общей сложности 22 пути, каждый из которых соответствует еврейской букве, из-за синкретизма Кирхера. [ 23 ] С возрождением оккультизма в XIX веке появилось множество новых версий, но без серьезных нововведений. [ 24 ]
В Хабаде
[ редактировать ]Согласно источнику Хабада , древо жизни следует интерпретировать следующим образом: [ 25 ]
Дерево представляет собой ряд божественных эманаций самого Божьего творения ex nihilo , природу раскрываемой божественности, человеческой души и духовного пути восхождения человека. Таким образом, каббалисты превратили этот символ в полную модель реальности, используя дерево для изображения карты творения. [ 26 ]
Символическая конфигурация состоит из десяти духовных принципов, но можно показать одиннадцать, поскольку Кетер и Даат взаимозаменяемы. [ 26 ]
Древо познания добра и зла эквивалентно десяти сферам, видимым из последней сферы диаграммы, Малкут, а исходное древо жизни эквивалентно десяти сферам, видимым из средней сферы диаграммы, Тиферет. [ 26 ]
Каббалисты считают, что древо жизни является схематическим изображением процесса возникновения Вселенной. [ 26 ]
На дереве жизни начало вселенной расположено в пространстве над первой сферой (названной « Кетер » или «короной» на английском языке). Его не всегда изображают на репродукциях древа жизни, но повсеместно его называют Ор Эйн Соф ( иврит : אֵין סוֹף אוֹר , латинизировано : бесконечный свет ). [ 26 ]
Для каббалистов оно символизирует ту точку, за которую наше понимание истоков бытия выйти не может. Считается, что это бесконечное небытие, из которого первая «вещь», которую каббалисты обычно понимают как нечто, напоминающее «энергию», взорвалась, создав вселенную из множества вещей. [ 26 ]
Каббалисты также не рассматривают время и пространство как предсуществующие и помещают их на следующие три стадии древа жизни. [ 26 ]
Во-первых, это « Кетер », который считается продуктом сжатия «Эйн Соф» в сингулярность бесконечной энергии или безграничного света. В Каббале это изначальная энергия, из которой создано все сущее. [ 26 ]
Следующая стадия — « Хокма » (или «мудрость» по-английски), которая считается стадией, на которой бесконечно горячая и сжатая сингулярность расширяется в пространство и время. Его часто считают чистой динамической энергией бесконечной интенсивности, вечно движущейся со скоростью, превышающей скорость света. [ 26 ]
Далее следует « Бина » (или «понимание» по-английски), которая считается изначальной женской энергией, божественной матерью вселенной, которая получает энергию «Хокма», охлаждая и питая ее во множество форм, присутствующих во всем мире. целый космос. Это также рассматривается как начало самого времени. [ 26 ]
Числа очень важны для каббалистов, и еврейские буквы алфавита также имеют числовое значение. Каждая стадия эманации Вселенной на древе жизни осмысленно нумеруется от единицы (« Кетер ») до десяти (« Малкут »). Считается, что каждое число выражает природу своей сферы. [ 26 ]
Первые три сферы, называемые «высшими» сферами, считаются изначальными энергиями Вселенной. Считается, что следующие стадии эволюции на дереве жизни существуют за пределами пространства на дереве, называемого «Бездна», между «высшими» и другими сферами, поскольку их уровни бытия настолько отличны друг от друга, что они кажутся существующими в двух совершенно разных реальностях. «Высшие» сферы существуют на плане божественной энергии. Вот почему другим соответствием « Бины » является идея страдания, поскольку «высшая» материнская энергия рождает мир, который по своей сути исключен из этого божественного союза. [ 26 ]
После « Бины » Вселенная приступает к созданию материалов, которые ей потребуются для завершения своей эволюции, и к созданию новых комбинаций этих материалов, пока она не станет настолько плотной, что к стадии « Малкут » первоначальная чистая безграничная энергия затвердела в физической вселенной. [ 26 ]
Поскольку его энергии являются основой всего творения, дерево жизни потенциально может быть применено к любой сфере жизни, особенно к внутреннему миру человека, от подсознания до того, что каббалисты называют высшим Я. [ 26 ]
Древо жизни говорит не только о происхождении физической вселенной из невообразимого, но и о месте человечества в ней. Поскольку человек наделен разумом, сознание в Каббале рассматривается как плод физического мира, посредством которого изначальная бесконечная энергия может испытывать и выражать себя как конечная сущность. [ 26 ]
Считается, что после того, как энергия творения конденсируется в материю, она поворачивает свой путь обратно вверх по дереву, пока снова не соединится со своей истинной природой, Кетер. Таким образом, каббалист стремится познать себя и вселенную как выражение Бога и совершить путь возвращения, используя этапы, обозначенные сферами, пока не придет к реализации, которую он искал. [ 26 ]
В герметической каббале
[ редактировать ]В герметической каббале Древо Жизни — это фундаментальная концепция и символ, который представляет структуру вселенной, а также духовный и метафизический путь к просветлению. Его часто изображают в виде схемы, состоящей из десяти связанных между собой сфер (называемых сефирот) и 22 соединительных путей, которые вместе образуют узор, напоминающий дерево.
Список сфирот с их обычными переводами в герметической каббале: [ 27 ]
- Кетер «Корона»
- Хокма «Мудрость»
- Бина «Понимание»
- Хесед "Милосердие"
- Гебура «Строгость»
- Тиферет «Красота».
- Нецах «Победа».
- Ход "Великолепие"
- Йесод «Основание»
- Малкут «Царство»
Пути
[ редактировать ]22 соединительных пути на Древе Жизни представляют собой связи между сфирот. Каждый путь связан с определенной еврейской буквой, картой Таро и рядом значений и соответствий. Герметические каббалисты рассматривают карты Таро как ключи к Древу Жизни. 22 карты, включая 21 Козырь плюс карту Дурак или Ноль, часто называют « Старшими Арканами » или «Великими Тайнами» и считаются соответствующими 22 еврейским буквам и 22 путям Древа; от туза до десяти в каждой масти соответствуют десяти сфирот в четырех каббалистических мирах; а шестнадцать придворных карт относятся к классическим элементам четырех миров . [ 28 ] В то время как сефироты описывают природу божественности, пути между ними описывают способы познания Божественного. [ 29 ]
Путь пылающего меча
[ редактировать ]Путь пылающего меча ( иврит : נתיב החרב הבוערת) относится к пылающему мечу , который Бог поставил охранять Эдемский сад после Адама и Евы . изгнания [ 30 ] Это концепция Каббалы , которая представляет порядок десяти сфирот создания . Путь исходит из Эйн Соф , безграничного источника божественности, начинается в Кетер (короне) и заканчивается в Малкут (царстве), где проявляется физический мир и символизирует « логос, который их объединяет». [ 31 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Парпола (1993) .
- ^ Jump up to: а б с Парпола (1993) ; Уэлч и Парри (2011) .
- ^ Чажес (2020) ; Чажес (2020b) .
- ^ Шолем (1987) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Ашлаг (1977) , с. 12.
- ^ Чажес (2020) ; Чажес (2022) , стр. 6–36.
- ^ Jump up to: а б с Лоу (2015) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Ван Хертум (2005) : «В описи еврейских произведений Рейхлина [...] Porta lucis указана под номером 35 [...] Это первое печатное изображение сефиротического дерева».
- ^ Грей (1997) , с. 115; Найт (2001) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Шульман (1996) .
- ^ Чвалковски (2016) , с. 44.
- ^ Jump up to: а б Drob (1998) .
- ^ Грей (1997) , с. 115.
- ^ Ашлаг (1977) , с. 125.
- ^ Регарди (1972) ; Уэлч и Парри (2011) .
- ^ Уэлч и Парри (2011) ; Лоу (2015) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Ван Хертум (2005) : «Рейхлину был отправлен частичный латинский перевод Шаарей Ора Паулюса Рициуса сыном последнего, Иеронимом.
- ^ Ван Хертум (2005) : «[T] различие между «познанием Бога путем двадцати двух букв» [...] и «познанием Бога путем десяти сфирот» [. ..] различие, о котором также упоминает [...] Рейхлин».
- ^ Ван Хертум (2005) , он. 2: «Сефиротическое дерево у Чезаре Эволи, De divinis attributis, Венеция, Франциск Циллеттус, 1573».
- ^ Кордоверо, Моисей. «Каббалистические сокращения к Пардес Римоним: эволюция текста» . Пенсильванские библиотеки . Архивировано из оригинала 19 октября 2019 г.
- ^ Кроули (1973) , с. [ нужна страница ] : «Иезуит Кирхер дает [...] Порядок планет соответствует их видимой скорости движения. Написав их в порядке вокруг семиугольника [...]».
- ^ Чажес (2017) ; Чажес (2022) .
- ^ Кроули (1973) , с. [ нужна страница ] : «[В] его «Эдипе Египетском». Именно эта книга (конец 17 века) [которая] содержит самое раннее известное появление версии Древа Жизни, используемой [Золотой Зарей] и Кроули, и фактически наиболее современную Западные оккультисты».
- ^ Кроули (1973) .
- ^ Шнеерсон (1998) .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Шнеерсон (1998) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Регарди (1972) .
- ^ Фортуна (1957) , с. 107; Регарди (2000) , стр. 540–593.
- ^ Фортуна (1957) , с. 102.
- ^ «Бытие 3:24» . www.sefaria.org . Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ Моттолезе (2007) , с. 220.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Ашлаг, Иегуда (1977). Берг, Филип С. (ред.). Вход в Древо Жизни: ключ к порталам еврейского мистицизма . Иерусалим: Исследовательский центр Каббалы. ISBN 978-0-943688-35-0 .
- Чаджес, Дж.Х. (2017). «Проницаемые границы: визуализация Бога между еврейской и христианской каббалой у Кнорра фон Розенрота и ван Гельмонта». Морген-Гланц: Журнал Христианского общества Кнорра фон Розенрота (на немецком языке). 27 : 99–147.
- Чажес, Дж. Х. (2020). «Каббалистическое древо». В Купфере, Марсия Энн; Коэн, Адам С.; Чаджес, Джеффри Ховард (ред.). Визуализация знаний в Европе средневековья и раннего Нового времени . Бреполи. ISBN 978-2-503-58303-7 .
- Чаджес, Дж. Х. (апрель 2020 г.). «Сферы, сфирот и воображаемый астрономический дискурс классической каббалы». Гарвардское богословское обозрение . 113 (2): 230–262. дои : 10.1017/S0017816020000061 .
- Чажес, Дж. Х. (2022). Каббалистическое Древо . Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 978-0-271-09345-1 .
- Чвалковски, Ф. (2016). Символы в искусстве, религии и культуре: душа природы . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-1-4438-5728-4 .
- Кроули, Алистер (1973). 777 и другие каббалистические сочинения Алистера Кроули . Йорк-Бич, Мэн: Сэмюэл Вайзер . ISBN 0-87728-222-6 .
- Дроб, Сэнфорд Л. (1998). «Лурианская каббала: архетипическая интерпретация» . Новая Каббала: Юнг и Каббала . Проверено 1 июня 2024 г.
- Фортуна, Дион (1957). Мистическая Каббала . Лондон: Эрнест Бенн. ISBN 978-0-510-41001-8 .
- Грей, Уильям Г. (1997). Каббалистические концепции: жизнь в дереве . Красное Колесо Вайзера. ISBN 978-1-57863-000-4 .
- Найт, Гарет (2001). Практическое руководство по каббалистическому символизму . Книги Вайзера. ISBN 978-1-57863-247-3 .
- Лоу, Колин (2015). «Древо жизни» . Герметическая Каббала . Цифровая гениальность. ISBN 978-0993303401 – через Digital-brilliance.com.
- Моттолезе, М. (2007). Аналогия в Мидраше и Каббале: интерпретирующие проекции святилища и ритуала . Израиль: Херувим Пресс. ISBN 978-1-933379-07-4 .
- Парпола, Симо (1993). «Ассирийское Древо Жизни: Прослеживание истоков еврейского монотеизма и греческой философии». Журнал ближневосточных исследований . 52 (3): 161–208. дои : 10.1086/373622 . JSTOR 545436 . S2CID 162212276 .
- Регарди, Израиль (1972). Древо жизни: исследование магии . Йорк-Бич, штат Мэн: ISBN Samuel Weiser, Inc. 978-0-87728-149-8 .
- Регарди, Израиль (2000). Золотая Заря . Ллевеллин. ISBN 978-0-87542-663-1 .
- Шнеерсон, Шалом Дов Баер (1998). Кунтрес Эц Хахаим (« Древо жизни »). Перевод Элияху Тугера. Сичос на английском языке. ISBN 978-1881400356 – через Chabad.org.
- Шолем, Гершом (1987). Истоки Каббалы . Филадельфия: Еврейское издательское общество. ISBN 978-0-8276-0268-7 .
- Шульман, Яаков Довид (1996). Сфирот: десять эманаций божественной силы . Джейсон Аронсон. ISBN 978-1-56821-929-5 .
- Ван Хертум, СНГ (2005). Символическая философия: Иоганн Рейхлин и Каббала: Каталог выставки в Bibliotheca Philosophica Hermetica, посвященной памяти Иоганна Рейхлина (1455-1522) . Герметическая философская библиотека.
- Уэлч, Джон Вудленд; Парри, Дональд В. (2011). Древо жизни: от Эдема в вечность . Книга Дезерета.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ахад, брат (1969). QBL, или Прием невесты: каббалистический трактат о природе и использовании Древа Жизни . Красное Колесо Вайзера. ISBN 978-0-87728-004-0 .
- Бар-Лев, Йехиэль (1994). Песня души: Введение в Каббалу . Бар-Лев.
- Кон-Шербок, Дэн (2006). Каббала и еврейский мистицизм: вводная антология . Оксфорд: Публикации Oneworld. ISBN 978-1-85168-454-0 .
- Фрир, Ян (2013). Языческий Эдем: ассирийское происхождение каббалистического Древа Жизни . Коллективные чернила. ISBN 978-1-78099-961-6 .
- Грир, Джон Майкл (2007). Пути мудрости: Путеводитель по магической каббале . Публикации Тота. ISBN 978-1-913660-07-9 .
- Халеви, Зев бен Шимон (2016). Каббалистическое Древо Жизни . Бет Эль Траст. ISBN 978-1-909171-41-1 .
- Макдональд, Майкл-Альбион (1986). Тайна тайн: неписаные тайны эзотерической каббалы . Книги Гептангла. ISBN 978-0-935214-08-6 .
- Миллер, Моше (nd). «Взаимодействие эманаций: сфирот понимаются в форме человеческого тела» . Хабад.орг . Каббала онлайн.
- Мистеле, Уильям Р. (2024). Герметическое Древо Жизни: Элементальная Магия и Духовное Посвящение . Внутренние традиции/Медведь. ISBN 978-1-64411-745-3 .
- Парфитт, Уилл (1995). Новая живая Каббала: Практическое руководство к пониманию Древа Жизни . Элемент. ISBN 978-1-85230-682-3 .
- Рэнкин, Дэвид (2005). Восхождение на Древо Жизни: Руководство по практической магической каббале . Авалония. ISBN 978-1-905297-06-1 .
- Регарди, Израиль (1999). Цицерон, Шик ; Цицерон, Сандра Табата (ред.). Гранатовый сад: наблюдение за Древом Жизни . Вудбери, Миннесота: Публикации Ллевеллина. ISBN 978-1-56718-141-8 .
- Шохет, Джейкоб Иммануэль (1998). Мистические концепции в хасидизме: введение в каббалистические концепции и доктрины (3-е изд.). Кехот. ISBN 0-8266-0412-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Древо жизни в каббале» Родураго Сиферона.
- Иланот: Карты Бога - описательный каталог каббалистических диаграмм в рукописях и книгах от средневековья до 20 века с возможностью поиска, автор Дж. Х. Чажес.