Васту шастра
Зародившаяся в древней Индии Васту Шастра ( санскрит : Васту Шастра , vāstu śāstra – буквально «наука об архитектуре»). [ 2 ] ) — традиционная индуистская система архитектуры. [ 3 ] [ 4 ] основан на древних текстах, описывающих принципы проектирования, планировки, измерений, подготовки почвы, обустройства пространства и пространственной геометрии . [ 5 ] Проекты направлены на интеграцию архитектуры с природой, относительными функциями различных частей конструкции и древними верованиями с использованием геометрических узоров ( янтры ), симметрии и направленного выравнивания. [ 6 ] [ 7 ]
Васту Шастра — это текстовая часть Васту Видья — более широкого знания об архитектуре и теориях дизайна из древней Индии. [ 8 ] Васту Видья — это собрание идей и концепций, с поддержкой или без поддержки схем компоновки, которые не являются жесткими. Скорее, эти идеи и концепции являются моделями организации пространства и формы внутри здания или группы зданий, основанными на их функциях по отношению друг к другу, их использовании и общей структуре Васту. [ 8 ] Древние принципы Васту Шастры включают принципы проектирования Мандира ( индуистских храмов ). [ 9 ] а также принципы проектирования и планировки домов, поселков, садов, дорог, водопроводов, магазинов и других общественных мест. [ 5 ] [ 10 ] [ 11 ] Пандитами . или архитекторами Васту Шастры являются Стхапати , Сутрадхар) , Вардхаки и Такшака Сутраграхин ( [ 12 ]
В современной Индии, утверждает Чакрабарти, консультанты, в число которых входят «шарлатаны, священники и астрологи», подпитываемые жадностью, продвигают лженауку и суеверия во имя Васту-шастр. У них мало знаний о том, чему на самом деле учат исторические тексты Васту-шастры, и они формулируют это в терминах «религиозной традиции», а не обосновывают ее какой-либо «архитектурной теорией» в ней. [ 13 ]
Терминология
[ редактировать ]Санскритское слово васту означает жилище или дом с соответствующим участком земли. [ 14 ] Врддхи , имеет значение «место или фундамент дома, участка, земли , , васту здания или жилища, жилища, усадьбы, дома». Основной корень - vas «жить, жить, оставаться, проживать». [ 15 ] Термин шастра можно примерно перевести как « учение , учение».
Васту-шастры (буквально наука о жилище) — это древние санскритские руководства по архитектуре. Они содержат Васту-видью (буквально знание жилища). [ 16 ]
История
[ редактировать ]
Васту, ремесла и архитектура традиционно относят к божественному Вишвакарме в индуистском пантеоне. [ 20 ] теории, прослеживающие связь принципов композиции Васту Шастры и цивилизации долины Инда Были выдвинуты , но ученый Капила Вацьяян считает это предположением, поскольку сценарий долины Инда остается нерасшифрованным. [ 21 ] По мнению Чакрабарти, Васту Видья ровесница ведического периода и связана с ритуальной архитектурой. [ 22 ] По словам Майкла В. Мейстера , Атхарваведа содержит стихи мистической космогонии, которые обеспечивают парадигму космического планирования, но они не представляют ни архитектуру, ни развитую практику. [ 23 ] Арташастра , датированная 2 веком до н.э. и 3 веком нашей эры, посвящена главам внутренней архитектуре, фортам и городскому планированию. [ 24 ] [ 25 ]
Некоторые утверждают, что васту-шастры имеют корни в литературе до I века н.э., но эти взгляды страдают от интерпретации. [ 22 ] [ 23 ] Например, математические правила и этапы построения ведической площади яджны для жертвенного огня содержатся в Сулба-сутрах, датированных IV веком до нашей эры. Однако это ритуальные артефакты, а не здания, храмы или более широкие объекты долговечной архитектуры. Варахамихиры » «Брихат-самхита , датируемая примерно шестым веком нашей эры, является одним из самых ранних известных индийских текстов со специальными главами, посвященными принципам архитектуры. Например, глава 53 Брихат -Самхиты озаглавлена «Об архитектуре», и там и в других местах обсуждаются элементы Васту-шастры, такие как «планирование городов и зданий» и «конструкции домов, ориентация, этажность, строительство балконов», а также другие темы. . [ 23 ] По мнению Майкла Мейстера, исследователя индийской архитектуры, мы должны признать, что Варахамихира действительно упоминает свои собственные источники по васту как более древние тексты и мудрецов. Однако это может быть мифология и отражать индийскую традицию отдавать должное мифическим мудрецам и божествам. [ 23 ]
Описание
[ редактировать ]
Существует множество Васту-шастр об искусстве строительства домов, храмов, поселков и поселков. [ 6 ] [ 27 ] Среди первых известных примеров - Арташастра, датированная 2 веком до нашей эры и 3 веком нашей эры, главы которой посвящены домашней архитектуре, фортам и городскому планированию. [ 28 ] [ 25 ] К 6 веку нашей эры в Индии были в обращении санскритские тексты по строительству роскошных храмов. [ 29 ] Васту-шастры включают главы, посвященные жилищному строительству, городскому планированию, [ 16 ] и насколько эффективно деревни, города и королевства интегрировали в себя храмы, водоемы и сады для достижения гармонии с природой. [ 30 ] [ 11 ] Хотя это неясно, утверждает Барнетт, [ 31 ] Что касается того, были ли эти тексты по храмовому и градостроительному планированию теоретическими исследованиями, и если или когда они были должным образом реализованы на практике, эти тексты предполагают, что градостроительство и индуистские храмы задумывались как идеалы искусства и неотъемлемая часть индуистской социальной и духовной жизни. [ 16 ]
Шесть из наиболее изученных, полных и упоминаемых индийских текстов по Васту Видья, дошедших до наших дней, утверждает Тиллотсон, - это Маямата , Манасара , Самарангана Сутрадхара , Раджаваллабха , Вишвакармапракаша и Апараджитапричча . [ 32 ] Многие другие важные тексты содержат разделы или главы, посвященные аспектам архитектуры и дизайна. [ 33 ]
«Силпа Пракаша Одиши», написанная Рамачандрой Бхаттаракой Каулачарой где-то в девятом или десятом веке нашей эры, является еще одной Васту-шастрой. [ 34 ] Силпа Пракаша описывает геометрические принципы во всех аспектах храма и символику, такую как 16 эмоций людей, вырезанных в виде 16 типов женских фигур. Эти стили были усовершенствованы в индуистских храмах, распространенных в восточных штатах Индии. Другие найденные древние тексты расширяют эти архитектурные принципы, предполагая, что разные части Индии разрабатывали, изобретали и добавляли свои собственные интерпретации. Например, в традиции храмового строительства Саурастра , распространенной в западных штатах Индии, женские формы, выражения и эмоции изображены в 32 типах Натака-стри по сравнению с 16 типами, описанными в Силпа Пракаша . [ 34 ] Силпа Пракаша дает краткое представление о 12 типах индуистских храмов. Другие тексты, такие как Панчаратра Прасада Прасадхана, составленные Дэниелом Смитом. [ 35 ] и Силпа Ратнакара, составленный Нармадой Шанкарой. [ 36 ] предоставить более обширный список типов индуистских храмов.
» Сутрадхары Манданы Санскритские тексты по строительству храмов, обнаруженные в Раджастане, на северо-западе Индии, включают «Прасадамандану (буквально «планирование и строительство храма») с главами, посвященными городскому строительству. [ 37 ] Манасара шилпа и Маямата , тексты южноиндийского происхождения, которые, по оценкам, находились в обращении с 5 по 7 век нашей эры, представляют собой путеводитель по проектированию и строительству южноиндийских васту. [ 6 ] [ 38 ] Исанашивагурудева паддхати — еще один санскритский текст IX века, описывающий строительное искусство Индии на юге и в центральной части Индии. [ 6 ] [ 39 ] На севере Индии «Брихат-самхита» представляет Варахамихиры собой широко цитируемый древний санскритский текст VI века, описывающий проектирование и строительство Нагара . индуистских храмов в стиле [ 26 ] [ 40 ] [ 41 ]
В этих Васту-шастрах часто обсуждаются и описываются принципы проектирования индуистских храмов, но не ограничиваются проектированием индуистского храма. [ 42 ] Они описывают храм как целостную часть сообщества и излагают различные принципы и множество альтернативных проектов планировки дома, деревни и города, а также храма, садов, водоемов и природы. [ 11 ] [ 43 ]
Виды и свойства мандалы
[ редактировать ]
Центральной областью любой мандалы является Брахмастхана . Мандала «круг-окружность» или «завершение» представляет собой концентрическую диаграмму, имеющую духовное и ритуальное значение как в индуизме, так и в буддизме. Занимаемое им пространство варьируется в разных мандалах – в Питхе (9) и Упапитхе (25) оно занимает один квадратный модуль, в Махапитхе (16), Уграпитхе (36) и Мандуке (64) четыре квадратных модуля и в Стхандиле (49) . ) и Парамасайика (81), девять квадратных модулей. [ 44 ] Питха — это расширенная Притхвимандала, в которой, согласно некоторым текстам, центральное пространство занимает земля. Мандала Стхандилы используется концентрически. [ 44 ]
Участок любой формы можно разделить с помощью Пада Виньясы. Сайты известны по количеству квадратов. Они варьируются от 1х1 до 32х32 (1024) квадратных площадок. Примеры мандал с соответствующими названиями сайтов включают: [ 6 ]
- Сакала (1 квадрат) соответствует Эка-паде (единому разделенному участку).
- Печака (4 квадрата) соответствует Дви-паде (два разделенных участка)
- Питха (9 квадратов) соответствует Трипаде (три разделенных участка).
- Махапитха (16 квадратов) соответствует Чатуш-паде (четыре разделенных участка).
- Упапитха (25 квадратов) соответствует Панча-паде (пяти разделенным участкам).
- Уграпитха (36 квадратов) соответствует Шаштха-паде (шесть разделенных участков).
- Стхандила (49 квадратов) соответствует Сапта-паде (семь разделенных участков).
- Мандука/Чандита (64 квадрата) соответствует Ашта-паде (восемь разделенных участков).
- Парамасайика (81 квадрат) соответствует Нава-паде (девять разделенных участков).
- Асана (100 квадратов) соответствует Даса-паде (десять разделенных участков).
- Бхадрмахасан (196 квадратов) соответствует Чода-паде (14 разделенных участков).
Современные адаптации и использование
[ редактировать ]Васту Шастра представляет собой совокупность древних концепций и знаний для многих современных архитекторов, ориентир, но не жесткий кодекс. [ 7 ] [ 46 ] Мандала с квадратной сеткой рассматривается как модель организации, а не как план местности. Древние тексты Васту-шастры описывают функциональные отношения и адаптируемые альтернативные планировки различных помещений, зданий и коммунальных услуг, но не требуют установленной обязательной архитектуры. Сачдев и Тиллотсон заявляют, что мандала является ориентиром, и использование концепции мандалы Васту Шастры не означает, что каждая комната или здание должны быть квадратными. [ 7 ] Основная тема касается основных элементов центрального пространства, периферийных зон, направления относительно солнечного света и относительных функций пространств. [ 7 ] [ 46 ]
Розовый город Джайпур в Раджастане был спроектирован архитектором Видьядхаром Бхаттачарья (1693–1751), к которому обратился король раджпутов Джай Сингх , и был построен к 1727 году нашей эры, частично на основе принципов Васту Шилпа Шастры. [ 7 ] [ 47 ] Точно так же проекты современной эпохи, такие как архитектором Чарльзом Корреа , спроектированный Ганди Смарак Санграхалая в Ахмедабаде , Видхан Бхаван в Бхопале , [ 48 ] и Джавахар Кала Кендра в Джайпуре адаптируют и применяют концепции Васту Шастра Видья. [ 7 ] [ 46 ] При проектировании Чандигарх города Ле Корбюзье объединил теории современной архитектуры с теориями Васту Шастры. [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ]
В период колониального правления в Индии чиновники градостроительства британского владычества не учитывали Васту Видья, но в основном привили мотивы и конструкции эпохи исламских Великих Моголов, такие как купола и арки, к зданиям в стиле викторианской эпохи без общей компоновки взаимоотношений. [ 52 ] [ 53 ] Это движение, известное как индо-сарацинская архитектура , встречается в хаотично расположенных, но внешне величественных сооружениях в виде используемых в настоящее время крупных железнодорожных станций, гаваней, зданий сбора налогов и других колониальных учреждений в Южной Азии . [ 52 ]
Васту Шастра Видья игнорировалась во время строительства колониальной эпохи по нескольким причинам. Архитекторы XIX и начала XX веков считали эти тексты архаичными, литература была недоступна, поскольку архитекторы писали на древнем языке, на котором не говорили и не читали, а древние тексты предполагали, что пространство легкодоступно. [ 46 ] [ 52 ] Напротив, общественные проекты в колониальную эпоху были вынуждены размещаться в переполненных пространствах и с учетом местных ограничений планировки, а древние Васту-шастры рассматривались с предубеждением как суеверные и жесткие в отношении квадратной сетки или традиционных строительных материалов. [ 52 ] Сачдев и Тиллотсон заявляют, что эти предубеждения были ошибочными, поскольку научное и полное прочтение литературы Васту Шастры вполне позволяет предположить, что архитектор свободен адаптировать идеи к новым строительным материалам, ограничениям местной планировки и неквадратному пространству. [ 52 ] [ 54 ] Одним из многих доказательств было проектирование и завершение строительства нового города Джайпура в начале 1700-х годов на основе текстов Васту-шастры, задолго до каких-либо общественных проектов колониальной эпохи. [ 52 ] [ 54 ] Другие примеры включают современные общественные проекты, разработанные Чарльзом Корреа, такие как Джавахар Кала Кендра в Джайпуре и Ашрам Ганди в Ахмадабаде. [ 7 ] [ 45 ] Средства Васту-шастры также применял Хушдип Бансал в 1997 году к комплексу парламента Индии, когда он был удовлетворен тем, что библиотека, строящаяся рядом со зданием, несет ответственность за политическую нестабильность в стране. [ 55 ]
Немецкий архитектор Клаус-Петер Гаст утверждает, что принципы Васту-шастр переживают серьезное возрождение и широкое использование при планировании и проектировании отдельных домов, жилых комплексов, коммерческих и промышленных кампусов, а также крупных общественных проектов в Индии, наряду с использованием древняя иконография и мифологические произведения искусства, включенные в архитектуру Васту-видья. [ 45 ] [ 56 ]
Васту и суеверия
[ редактировать ]Использование Васту-шастр и консультантов Васту в современных домашних и общественных проектах вызывает споры. [ 54 ] Некоторые архитекторы, особенно в колониальную эпоху Индии, считали это загадочным и суеверным. [ 46 ] [ 52 ] Другие архитекторы заявляют, что критики не читали тексты и что большая часть текста посвящена гибким принципам проектирования пространства, солнечного света, потока и функциональности. [ 46 ] [ 56 ]
Васту-шастра – это лженаука, утверждает Нарендра Наяк – глава Федерации индийских рационалистических ассоциаций . В современной Индии консультанты Васту «пропагандируют суеверия во имя науки». [ 57 ] Астроном Джаянт Нарликар утверждает, что в Васту Шастре есть правила интеграции архитектуры с ее средой, но что требования Васту и предполагаемый вред или выгоды, которые продаются на рынке, «не имеют логической связи с окружающей средой». Он приводит примеры консультантов Васту, утверждающих, что необходимо выравнивать дом по магнитной оси для «общего роста, мира и счастья», или что «участки в форме параллелограмма могут привести к ссорам в семье», утверждает Нарликар. Он говорит, что это лженаука. [ 2 ]
Вибхути Чакрабарти, ученый в области архитектуры и санскритской литературы, критически перевел историческую литературу Васту и заявляет, что в современной Индии некоторые предлагают свои услуги в качестве консультантов по Васту, где они представляют это как «религиозную традицию», а не как «архитектурную методологию». как учат исторические тексты. [ 13 ] Он говорит, что среди этих консультантов есть «шарлатаны, священники и астрологи», движимые жадностью и плохо знающие, чему учат исторические тексты Васту-шастры. Говорят, что они распространяют ложные советы и суеверия во имя традиции Васту Видья, иногда под рубрикой «Ведические науки». [ 13 ]
Санскритские трактаты по архитектуре
[ редактировать ]
Из многочисленных санскритских трактатов, упомянутых в древнеиндийской литературе, некоторые были переведены на английский язык. Многие Агамы, Пураны и индуистские писания включают главы, посвящённые архитектуре храмов, домов, деревень, городов, укреплений, улиц, планировке магазинов, общественных колодцев, общественных купален, общественных залов, садов, набережных и прочего. [ 5 ] В некоторых случаях рукописи частично утеряны, некоторые доступны только на тибетском, непальском или южноиндийском языках, а в других оригинальные санскритские рукописи доступны в разных частях Индии. Некоторые трактаты или книги с главами, посвященными Васту Шастре, включают: [ 5 ]
- Манасара
- Брихат самхита (главы 53–58)
- Маямата
- Анка шастра
- Апараджита Васту Шастра
- Маха-агамы (28 книг, каждая от 12 до 75 глав)
- Аяди Лакшана
- Арамади Пратиштха Паддхати (включая дизайн сада)
- Касьяпия
- Купади Джала Стхана Лакшана
- Кшетра Нирмана Видхи (подготовка земли и фундамент зданий, включая храмы)
- Гаргья самхита (столбы, двери, окна, дизайн стен и архитектура)
- Гриха Питика (типы домов и их строительство)
- Гхаттотсарга Сучаника (архитектура набережной и ступенек)
- Чтобы узнать драгоценное сокровище
- Васту сарани (измерение, соотношение и планировка объектов, особенно зданий)
- Девалая Лакшана (трактат о строительстве храмов)
- Дхрувади шодаса гехани (рекомендации по расположению зданий относительно друг друга для гармонии)
- Нава шастра (36 книг, большинство утеряно)
- Агни Пурана (главы с 42 по 55 и 106 - Нагаради Васту)
- Матсья Пурана (главы с 252 по 270)
- Майя Самграха
- прасад киртан
- Прасад Лакшана
- Таччу шастра (в первую очередь дизайн дома для семей)
- Манушьялайя Лакшана (в основном человеческие жилища)
- Манушьялай Чандрика
- Мантра дипика
- Мана катхана (принципы измерения)
- Манава васту лакшана
- Манасолласа (главы о планировке дома, в основном старинные кулинарные рецепты)
- Раджа гриха нирмана (принципы архитектуры и строительства королевских дворцов)
- Рупа Мандана
- Против таттвы
- Васту нирная
- Васту пуруша лакшана
- Васту пракаса
- Васту прадипа
- Васту манджари
- васту мандана
- Васту Лакшана
- Васту вичара
- Vastu Vidya
- метод васту
- коллекция васту
- васту сарвасва
- Вимана лакшана (дизайн башни)
- Вишвакарма пракаша (дом, дороги, резервуары для воды и архитектура общественных сооружений)
- Вайкханаса
- Литература Джаладхи ратна
- Силпа пракаса
- Сильпаратна
- Силпакала Дипика
- Силпартха Шастра
- Санаткумара Васту Шастра
- Самаранга Сутрадхара
См. также
[ редактировать ]
- Аранмула Коттарам
- Биолокация
- Фэн-шуй
- Геомантия
- Каниппайюр Шанкаран Намбудирипад
- Правовая линия
- Шилпа Шастры
- Славный титул
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Р. Арья, Васту: Индийское искусство размещения, ISBN 978-0892818853
- ^ Jump up to: а б Нарликар, Джаянт В. (2009). «Астрономия, лженаука и рациональное мышление» . В Перси, Джон; Пасачофф, Джей (ред.). Преподавание и изучение астрономии: эффективные стратегии для преподавателей во всем мире . Издательство Кембриджского университета. п. 165. ИСБН 9780521115391 .
- ^ Беттина Баумер (2019), Форма, пространство и сознание - Архитектурные принципы в Вастушастрах, в « Красноречивых пространствах: смысл и общность в ранней индийской архитектуре» , С. Каул (редактор), Routledge, Глава 2, ISBN 9780367225988
- ^ Шарлатан, Йоханнес (2012). Разочарование Индии: организованный рационализм и критика религии в Индии . Издательство Оксфордского университета. п. 119. ИСБН 9780199812608 . Проверено 17 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ачарья ПК (1946), Энциклопедия индуистской архитектуры , Oxford University Press
- ^ Jump up to: а б с д и ж Стелла Крамриш (1976), Индуистский храм, том 1 и 2, ISBN 81-208-0223-3
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Вибхути Сачдев, Джайлз Тиллотсон (2004). Строительство Джайпура: создание индийского города . стр. 155–160. ISBN 978-1861891372 .
- ^ Jump up to: а б Вибхути Сачдев, Джайлз Тиллотсон (2004). Строительство Джайпура: создание индийского города . п. 147. ИСБН 978-1861891372 .
- ^ Джордж Мичелл (1988), Индуистский храм: введение в его значение и формы, University of Chicago Press, ISBN 978-0226532301 , стр. 21–22
- ^ Г.Д. Васудев (2001), Васту, Мотилал Банарсидас, ISBN 81-208-1605-6 , стр. 74–92.
- ^ Jump up to: а б с Шерри Сильверман (2007), Васту: трансцендентный дизайн дома в гармонии с природой , Гиббс Смит, Юта, ISBN 978-1423601326
- ^ Вибхути Чакрабарти (2013). Индийская архитектурная теория и практика: современное использование Васту Видья . Рутледж. стр. 3, 2–4. ISBN 978-1-136-77882-7 .
- ^ Jump up to: а б с Вибхути Чакрабарти (2013). Индийская архитектурная теория и практика: современное использование Васту Видья . Рутледж. стр. 32, 181–184. ISBN 978-1-136-77882-7 .
- ^ Гаутам, Джагдиш (2006). Последняя Васту Шастра (Некоторые секреты) . Публикации Абхинава. п. 17. ISBN 978-81-7017-449-3 .
- ^ Монье-Вильямс (1899).
- ^ Jump up to: а б с Б. Б. Датт (1925), Городское планирование в Древней Индии в Google Книгах , ISBN 978-81-8205-487-5 ; См. критический обзор Л.Д. Барнетта, Бюллетень Школы восточных и африканских исследований, том 4, выпуск 2, июнь 1926 г., стр. 391.
- ^ Синха 1998 , с. 27–40.
- ^ Ram Raz 1834 .
- ^ Эрнест Хавелл 1972 , стр. 7–17.
- ^ К, Джордж Варгезе (2003). «Травмы глобализации и новое социальное воображение: сообщество Вишвакарма в Керале» . Экономический и политический еженедельник . 38 (45): 4794–4802. JSTOR 4414253 – через JSTOR.
- ^ Милтон Сингер (1991). Семиотика городов, личностей и культур: исследования в области семиотической антропологии . Вальтер де Грютер. п. 117. ИСБН 978-3-11-085775-7 .
- ^ Jump up to: а б Вибхути Чакрабарти (2013). Индийская архитектурная теория и практика: современное использование Васту Видья . Рутледж. стр. 1–2. ISBN 978-1-136-77882-7 .
- ^ Jump up to: а б с д Майкл Мейстер (2003). Гудрун Бюнеманн (ред.). Мандалы и Янтры в индуистской традиции . БРИЛЛ Академик. стр. 251–254. ISBN 90-04-12902-2 .
- ^ Арташастра Каутильи, перевод Р. Шамасастри. Книга II — «Обязанности правительственных суперинтендантов», страницы 51–185, и Книга III — «Относительно закона», страницы 187–252.
- ^ Jump up to: а б Дагенс, Бруно (1 января 1985 г.). Маямата: Индийский трактат о жилищной архитектуре и иконографии . Мотилал Банарсидасс. п. 389. ИСБН 978-81-7822-497-8 .
А также «Грхьясутра», «Артхашастра» и «Брихатсамхита»…
- ^ Jump up to: а б Мейстер, Майкл В. (1983). «Геометрия и измерения в планах индийских храмов: прямоугольные храмы». Искусство Азии 44 (4): 266–296. дои : 10.2307/3249613 . JSTOR 3249613 .
- ^ Джек Хебнер (2010), Архитектура Васту Шастры - Согласно Священной Науке, в Науке Священного (редактор: Дэвид Осборн), ISBN 978-0557277247 , стр. 85–92; Н. Лахири (1996), Археологические пейзажи и текстовые изображения: исследование сакральной географии Баллабгарха позднего средневековья, World Archaeology, 28 (2), стр. 244–264.
- ↑ Артхашастра Каутильи, перевод Р. Шамасастри. Книга II — «Обязанности правительственных суперинтендантов», страницы 51–185, и Книга III — «Относительно закона», страницы 187–252.
- ^ Сьюзан Левандовски (1984), Здания и общество: Очерки социального развития искусственной среды, под редакцией Энтони Д. Кинга, Routledge, ISBN 978-0710202345 , Глава 4
- ^ Г.Д. Васудев (2001), Васту, Мотилал Банарсидас, ISBN 81-208-1605-6 , стр. 74-92.
- ^ LD Barnett, Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , том 4, выпуск 2, июнь 1926 г., стр. 391
- ^ Чакрабарти, Вибхути (2013). Индийская архитектурная теория и практика . Рутледж. стр. xi-xii. дои : 10.4324/9780203824368 . ISBN 978-1-136-77883-4 .
- ^ Чакрабарти, Вибхути (2013). Индийская архитектурная теория и практика . Рутледж. стр. 2–3. дои : 10.4324/9780203824368 . ISBN 978-1-136-77883-4 .
- ^ Jump up to: а б Алиса Бонер и Садашива Рат Шарма (1966), Силпа Пракаса Средневековый ориссанский санскритский текст о храмовой архитектуре в Google Книгах , Э. Дж. Брилл (Нидерланды)
- ^ Х. Дэниел Смит (1963), Эд. Панчаратра прасад прасадхапам, Текст Панчаратры о строительстве храмов, Сиракузы: Рочестерский университет, ОСЛК 68138877
- ^ Махати и Маханти (перепечатка 1995 г.), Шилпа Ратнакара, Орисса Академи, ОСЛК 42718271
- ^ Амита Синха (1998), «Дизайн поселений в Ваасту Шастрах», Журнал культурной географии , 17 (2), стр. 27–41, дои : 10.1080/08873639809478319
- ^ Тиллотсон, GHR (1997). Особняк Свастики: Шильпа-Шастра 1930-х годов. Исследования Южной Азии, 13 (1), стр. 87-97.
- ^ Ганапати Шастри (1920), Ишанашивагурдева паддхати, Тривандрумская санскритская серия, ОСЛК 71801033
- ^ Хизер Элгуд (2000), Индуизм и религиозное искусство, ISBN 978-0304707393 , Bloomsbury Academic, стр. 121–125.
- ^ Х Керн (1865), Брихат Санхита Вараха-михары , Азиатское общество Бенгалии, Калькутта
- ^ С. Бафна, Об идее мандалы как определяющего устройства в индийской архитектурной традиции, Журнал Общества историков архитектуры, Том. 59, № 1 (март 2000 г.), стр. 26-49.
- ^ Стелла Крамриш , Индуистский храм, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0222-3
- ^ Jump up to: а б Вибхути Чакрабарти (2013). Индийская архитектурная теория: современное использование Васту Видья . Рутледж. стр. 86–99. ISBN 978-0700711130 .
- ^ Jump up to: а б с Клаус-Петер Гаст (2011). Современные традиции: современная архитектура Индии . Архитектура Биркхойзера. п. 11. ISBN 978-3764377540 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж В Чакрабарти (2013). Индийская архитектурная теория: современное использование Васту Видья . Рутледж. стр. 86–92. ISBN 978-0700711130 .
- ^ Джантар-Мантар и Джайпур - Секция II Национального университета Сингапура, стр. 17-22
- ^ Ирена Мюррей (2011). Чарльз Корреа: величайший архитектор Индии . Издательство РИБА. ISBN 978-1859465172 .
- ^ Джеральд Стейн (2011). «Исследовательские подходы к проектированию Ле Корбюзье» (PDF) . САДЖА . 26 (3). Технологический университет Тшване: 45–56.
- ^ Х. Сайни (1996). Ваасту предписывает Чандигарху полный расцвет .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Рина Патра (2009). «Ваасту Шастра: на пути к устойчивому развитию». Устойчивое развитие . 17 (4). Wiley InterScience: 244–256. дои : 10.1002/сд.388 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Вибхути Сачдев, Джайлз Тиллотсон (2004). Строительство Джайпура: создание индийского города . стр. 149–157. ISBN 978-1861891372 .
- ^ Энтони Д'Коста (апрель 2012 г.). Новая Индия?: Критические размышления в долгом двадцатом веке . стр. 165–168. ISBN 978-0857285041 .
- ^ Jump up to: а б с В Чакрабарти (2013). Индийская архитектурная теория: современное использование Васту Видья . Рутледж. стр. 86–99. ISBN 978-0700711130 .
- ^ « Гармонизация домов, сердец» . Индостан Таймс . 9 июня 2012 года . Проверено 4 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Стивен Маршалл (2011). Городское кодирование и планирование . Рутледж. стр. 83–103. ISBN 978-0415441261 .
- ^ Шарлатан, Йоханнес (2012). Разочарование Индии: организованный рационализм и критика религии в Индии . Издательство Оксфордского университета. п. 170. ИСБН 9780199812608 . Проверено 15 августа 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ачарья ПК (1933), Манасара (английский перевод) , онлайн-корректорское издание, включая сноски и глоссарий.
- Ачарья ПК (1946), Энциклопедия индуистской архитектуры , Oxford University Press - Терминология древней архитектуры
- Ачарья ПК (1946), Библиография древних санскритских трактатов по архитектуре и искусству , в Энциклопедии индуистской архитектуры, Oxford University Press, стр. 615–659.
- Б. Б. Датт (1925), Городское планирование в Древней Индии в Google Книгах
- IVVRF (2000), Журнал международной конференции Vastu Panorama 2000, Основная тема – Исследование энергетического измерения человека и поведения окружающей среды.
- IVVRF (2004), Журнал международной конференции Vastu Panorama, 2004 г.
- IVVRF (2008), Журнал международной конференции Vastu Panorama 2008, Основная тема – Спасение Матери-Земли и жизни – Миссия Васту
- IVVRF (2012), Журнал международной конференции Vastu Panorama 2012, Основная тема – Динамика Васту для глобального благополучия
- В. Чакраборти, Индийская архитектурная теория: современное использование васту видья в Google Книгах
- Арья, Рохит Васту: индийское искусство размещения: проектируйте и украшайте дома, отражая вечные духовные принципы. Внутренние традиции / Bear & Company, 2000, ISBN 0-89281-885-9 .
- Васту: трансцендентный дизайн дома в гармонии с природой , Шерри Сильверман
- Прабху, Балагопал Т.С. и Ачьютхан А., «Текст Вастувидья», Вастувидьяпратистанам, Кожикоде, новое издание, 2011 г.
- Прабху, Балагопал, Т.С. и Ачьютхан, А., «Дизайн в Вастувидье», Вастувидьяпратистанам, Кожико
- Прабху, Балагопал, Т.С., «Вастувидьядаршанам» (малаялам), Вастувидьяпратиштханам, Кожикоде.
- Прабху, Балагопал Т.С. и Ачьютхан А., «Манусялая чандрика – инженерный комментарий», Вастувидьяпратистанам, Кожикоде, новое издание, 2011 г.
- Васту-Силпа Коша, Энциклопедия архитектуры индуистских храмов и Васту / С.К.Рамачандара Рао, Дели, Devine Books (восточная серия Лала Мурари Лал Чхария) ISBN 978-93-81218-51-8 (набор)
- Д. Н. Шукла, Васту-Шастра: индуистская наука об архитектуре , Munshiram Manoharial Publishers, 1993, ISBN 978-81-215-0611-3 .
- Б.Б. Пури, Прикладная васту-шастра-вайбхавам в современной архитектуре , публикация Васту Гьян, 1997, ISBN 978-81-900614-1-4 .
- Вибхути Чакрабарти, Индийская архитектурная теория: современное использование Васту Видья Рутледж, 1998, ISBN 978-0-7007-1113-0 .
- Эрнест Хавелл (1972). Древняя и средневековая архитектура Индии . Джон Мюррей, Лондон (перепечатано С. Чандом).
- Рам Раз (1834 г.). Очерк архитектуры индусов . Королевское азиатское общество Великобритании и Ирландии.
- Синха, Амита (1998). «Проектирование поселений в Ваасту Шастрах». Журнал культурной географии . 17 (2). Тейлор и Фрэнсис: 27–41. дои : 10.1080/08873639809478319 .
- Сиддхарт, доктор. Джейшри Ом: Древняя наука Васту, 2020, ISBN 978-93-90030-07-1