Jump to content

Японский авианосец Дзуйкаку

Координаты : 19 ° 20' с.ш. 125 ° 51' в.д.  /  19,333 ° с.ш. 125,850 ° в.д.  / 19,333; 125 850
(Перенаправлено с Дзуйкаку )
Дзуйкаку в Кобе , 25 сентября 1941 года.
История
Японская империя
Имя Дзуйкаку
Тезка Дзуйкаку , «Благоприятный журавль»
Строитель Кавасаки Верфи
Заложен 25 мая 1938 г.
Запущен 27 ноября 1939 г.
Введен в эксплуатацию 25 сентября 1941 г.
пораженный 26 августа 1945 г.
Судьба Потоплен в результате воздушной атаки в бою при заливе Лейте , 25 октября 1944 года.
Общие характеристики (в состоянии сборки)
Класс и тип Сёкаку класса Авианосец
Смещение 32 105 т (31 598 длинных тонн ) ( глубокая загрузка )
Длина 257,5 м (844 футов 10 дюймов)
Луч 29 м (95 футов 2 дюйма)
Черновик 9,32 м (30 футов 7 дюймов) (глубокая нагрузка)
Глубина 23 м (75 футов 6 дюймов)
Установленная мощность
Движение 4 × вала; 4 × паровые турбины с редуктором
Скорость 34,5 узла (63,9 км/ч; 39,7 миль в час)
Диапазон 9700 миль (18000 км ; 11200 миль ) при скорости 18 узлов (33 км/ч; 21 миль в час)
Дополнить 1,660
Вооружение
Броня
Самолет перевезен

Дзуйкаку ( яп . 瑞鶴 , что означает «Благоприятный журавль») — второй и последний Сёкаку класса авианосец , построенный для Императорского флота Японии (IJN) незадолго до начала Тихоокеанской войны . Дзуйкаку был одним из самых боеспособных японских авианосцев за всю войну.

Ее самолет принимал участие в нападении на Перл-Харбор , которое формально привело Соединенные Штаты к войне, уничтожив многочисленные наземные позиции, а также участвовал в тяжелых и успешных боях во время многочисленных сражений во время войны на Тихом океане , начиная с многочисленных атак на сухопутные позиции союзников. участие в рейде в Индийском океане , где ее пикирующие бомбардировщики потопили или помогли потопить несколько крупных британских военных кораблей. Торпедоносцы Дзуйкаку нанесли фатальный урон авианосцу USS Lexington в битве в Коралловом море , прежде чем он сражался с авианосцами США в битве у Восточных Соломоновых островов , и помогли потопить авианосец USS Hornet в битве при Санта-Крус . Он был поврежден атаками авианосцев во время битвы в Филиппинском море , а затем был потоплен во время битвы в заливе Лейте . [ 2 ]

За свою карьеру Дзуйкаку потопила или помогла потопить не менее двенадцати кораблей, в том числе авианосцы «Лексингтон» и «Хорнет» , легкие авианосцы HMS Hermes и USS Princeton , крейсеры HMS Cornwall и HMS Dorsetshire , эсминцы USS Sims , USS Meredith и HMS. Tenedos , подводная лодка USS Grayback , нефтяной танкер USS Neosho и грузовое судно SS Sagaing .

Дзуйкаку был одним из шести авианосцев, участвовавших в нападении на Перл-Харбор, и последним из шести, потопленных в войне ( Акаги , Кага , Хирю и Сорю в битве за Мидуэй ; Сёкаку в битве в Филиппинском море ; и Дзуйкаку в битве при заливе Лейте.)

История обслуживания

[ редактировать ]
Дзуйкаку в ноябре 1941 года.

«Дзуйкаку» был заложен 25 мая 1938 года, спущен на воду 27 ноября 1939 года и официально вступил в строй 25 сентября 1941 года. В день ввода в эксплуатацию «Дзуйкаку» отправился в свой первый рейс из Кобе в Куре . Под командованием капитана Ёкокавы Итибэя « Дзуйкаку» 7 октября отправился в бухту Оита и на следующий день прибыл в пункт назначения, где впервые присоединился к своему однотипному кораблю «Сёкаку» . Оба корабля входили в состав 5-й авианосной дивизии . [ 3 ]

Нападение на Перл-Харбор и последующие действия

[ редактировать ]

26 ноября 1941 года он покинул залив Хитокаппу для нападения на Перл-Харбор в составе Кидо Бутай («Мобильные силы»). В состав ее авиационного состава входили 18 Mitsubishi A6M истребителей , 27 Aichi D3A пикирующих бомбардировщиков и 27 Nakajima B5N торпедоносцев . 7 декабря она запустила две волны авиации против американских военных объектов на острове Оаху . В первой волне 25 пикирующих бомбардировщиков «Вэл » атаковали армейский аэродром Уиллер , а пять истребителей «Зеро» атаковали авиабазу в Канеохе . Во второй волне 27 высококлассных бомбардировщиков «Кейт» атаковали авиабазу в Хикам-Филд .

24 декабря «Дзуйкаку» вернулся в Куре вместе с Сёкаку , Кагой и Акаги ( Сорю и Хирю отправились атаковать остров Уэйк ), и с 30 по 3 января он находился в сухом доке. Встретившись с Сёкаку 5-го числа, они покинули залив Хиросима. 8-го, прибытие в Трук 14-го. В помощь японскому завоеванию островов Тихого океана 20 января они запустили 19 пикирующих бомбардировщиков и 6 истребителей для атаки на Рабаул , затем на следующий день нанесли удары по Лаэ и Саламауа , а 23 января нанесли удары, чтобы способствовать успешной высадке как на Рабауле, так и на Саламауа. Кавиенг перед возвращением в Трук 29-го числа. Дзуйкаку , наконец, приняла участие в неудавшейся попытке поиска авианосцев союзников 1 февраля, а затем отправилась обратно в Японию и прибыла в Йокосуку 13-го числа, где ее пилоты до 28-го числа принимали участие в энергичных учениях. [ 3 ]

Рейд в Индийском океане

[ редактировать ]
Дзуйкаку и авианосец «Кага» готовятся к атаке на Перл-Харбор , 7 декабря 1941 года.
Дзуйкаку во время рейда в Индийском океане.

Дзуйкаку будет играть ключевую роль в рейде в Индийском океане в течение апреля, когда «Кидо Бутай» (за исключением «Каги» , которая поцарапала свой корпус о риф) атаковала различные британские военные корабли и позиции в ходе многодневного рейда. 5-го числа авиагруппа Дзуйкаку атаковала Коломбо в ходе события, получившего название « Рейд пасхального воскресенья» . Ее торпедоносцы потопили эсминец HMS Tenedos , а ее пикирующие бомбардировщики повредили танкер San Cirilo . Позже той же ночью, вместе с Сёкаку , ее самолет вступил в бой и потопил тяжелые крейсеры HMS Cornwall и HMS Dorsetshire . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] 9-го числа Дзуйкаку и Сёкаку совершили набег на Тринкомали , где уничтожили грузовой корабль SS Sagaing и повредили монитор HMS Erebus .

Затопление HMS Hermes

[ редактировать ]

Позже той же ночью японскому гидросамолету, запущенному с линкора « Харана», удалось обнаружить легкий авианосец HMS Hermes , и авиагруппа Дзуйкаку отреагировала первой, за ней быстро последовал Сёкаку . Бомбардировщики пары поразили «Гермес» почти 40 раз, превратив авианосец в горящий остов. Затем к паре присоединились самолеты авианосца «Акаги» , который в одиночку потопил эсминец HMAS Vampire . Плавучий корабль «Гермес» быстро затонул, успев сбить лишь шесть атакующих самолетов. [ 5 ] [ 6 ]

Дзуйкаку, наряду с Сёкаку, был первым авианосцем в истории, потопившим авианосец противника в бою.

Битва в Коралловом море

[ редактировать ]

В мае 1942 года она была назначена вместе с Сёкаку для поддержки операции «Мо» — вторжения в Порт-Морсби , Новая Гвинея. обнаружили крупные военно-морские силы США 7-го числа корректировщики тяжелых крейсеров «Фурутака» и «Кинугаса» , что побудило оба корабля запустить свои самолеты, опасаясь американских авианосцев в этом районе. Однако после нападения выяснилось, что это был всего лишь конвой США. Не желая, чтобы их усилия пропали даром, самолеты Дзуйкаку и Сёкаку объединились, чтобы потопить эсминец «Симс» и нефтяной танкер «Неошо» . [ 7 ] [ 8 ] : 189–190 

Предупрежденные перехваченными и расшифрованными японскими военно-морскими сообщениями , американцы направили авианосцы USS Yorktown и Lexington, чтобы остановить операцию. В тот же день, когда была совершена первая атака авианосца, американские самолеты обнаружили легкий авианосец «Сёхо» , где Лексингтона самолет нанес вред «Сёхо» , прежде чем самолеты Йорктауна добили его. И Дзуйкаку , и Сёкаку отправили эскадрильи самолетов на разведку американских авианосцев, но не смогли выйти на контакт 7-го числа. [ 8 ] : 198–206 

8-го числа самолет-корректировщик из Лексингтона обнаружил Дзуйкаку и Сёкаку , и оба авианосца атаковали своими авиагруппами. Скрытая ливнем, Дзуйкаку избежала обнаружения, но Сёкаку трижды пострадала от бомб и не смогла запустить или вернуть свой самолет. В ответ самолеты Дзуйкаку обнаружили американские авианосцы и начали сеять хаос на обоих кораблях. Сначала Дзуйкаку торпедоносцы под командованием Сигэкадзу Симадзаки поймали Лексингтон клешнями, поразив плоскую вершину двумя торпедами, снизив ее скорость до 24 узлов и пробив баки для хранения бензина, выпустив пары газа по всему кораблю. Ее пикирующие бомбардировщики под командованием Тамоцу Эма затем атаковали Йорктаун и нанесли ему вред попаданием бомбы, что нанесло серьезный ущерб ее ангару и авиационным складским помещениям, а также более дюжины промахов. Сёкаку Пикирующие бомбардировщики затем ударили по Лексингтону тремя бомбами в ее кабину экипажа, вызвав сильный пожар. [ 9 ] [ 10 ] [ 8 ] : 198–206 

Дзуйкаку запускает пикирующий бомбардировщик «Вэл» во время боя в Коралловом море , 8 мая 1942 года.

Усилия по устранению повреждений быстро продолжились на Лексингтоне , потушив пожары от попаданий бомбы Сёкаку . Однако пары газа от попаданий торпеды Дзуйкаку просочились по всему кораблю. Когда дым достиг электродвигателей, цепная реакция взрыва за взрывом нанесла Лексингтону смертельные повреждения. Лексингтон начал тонуть, так как его команда была эвакуирована, и чтобы убедиться, что он упал на дно океана и не был захвачен японскими войсками, Лексингтон был затоплен эсминцами сопровождения. [ 10 ]

Дзуйкаку в бою не пострадал, но понес серьезные потери в самолетах и ​​экипажах. Это потребовало от нее вернуться в Японию на своем родственном корабле для пополнения запасов и обучения экипажей, и ни один авианосец не смог принять участие в битве за Мидуэй в июне 1942 года, где все авианосцы, участвовавшие в атаке на Перл-Харбор, за исключением двух Сёкаку. кораблей класса был потоплен американской палубной авиацией. Оба корабля вернулись в Куре, а Сёкаку всё ещё действовала своим ходом, несмотря на огромные повреждения. 21 числа Дзуйкаку был атакован подводной лодкой USS Pollack , но не получил повреждений. Остаток июня и июль она провела в различных портах и ​​военно-морских объектах. [ 3 ]

Битва при Восточных Соломоновых островах

[ редактировать ]

В августе 1942 года под командованием капитана Таметэру Нотомо «Дзуйкаку» был отправлен в составе Первой авианосной дивизии вместе с отремонтированными «Сёкаку» и их эскортом, чтобы противостоять американскому наступлению на Соломоновых островах . Их целью было потопить американские корабли, действовавшие на Соломоновых островах, чтобы помочь вернуть Хендерсон-Филд , бывшую японскую авиабазу, которая была захвачена американскими войсками и с большим успехом использовалась против японских кораблей. [ 3 ]

24-го числа гидросамолет, запущенный с тяжелого крейсера «Чикума», заметил крупную американскую оперативную группу, состоящую из авианосцев USS Enterprise и USS Saratoga , а также их эскорта, линкора USS North Carolina , четырех крейсеров и одиннадцати эсминцев. Впоследствии и Дзуйкаку , и Сёкаку запустили 37 самолетов и атаковали корабли США. Из-за спешки японских пилотов почти все атаки были сосредоточены на «Энтерпрайзе», что привело к тяжелым результатам. Эффективность противовоздушной обороны США, особенно со стороны Северной Каролины , позволила сбить множество атакующих самолетов, но в конце концов оба авианосца нанесли вред «Энтерпрайзу» тремя попаданиями бомб. Они почти потопили ее эскадрильей из семи пикирующих бомбардировщиков, трех с Сёкаку и четырех с Дзуйкаку , почти нанеся последний удар, когда Северная Каролина сбила все атакующие самолеты. [ 3 ] [ 11 ]

Ни Дзуйкаку , ни Сёкаку не пострадали во время битвы, хотя Сёкаку едва избежал бомбардировки « Энтерпрайза» . Однако вместе они потеряли 25 самолетов из 37 запущенных, причем самолеты из Саратоги потопили легкий авианосец «Рюдзё» , а самолеты из Хендерсон-Филд потопили эсминец «Муцуки» и военный корабль «Кинрю Мару» . Битва считается победой США, поскольку Дзуйкаку и другие японские корабли отступили, не потопив ни одного американского судна. [ 3 ] [ 12 ]

Битва при Санта-Крусе

[ редактировать ]

Хотя США по-прежнему сохраняли превосходство в воздухе через Хендерсон-Филд, их авианосные силы значительно сократились. После своего большого действия Саратога был поврежден торпедой, выпущенной с подводной лодки I-26 , выведя ее из строя, а в сентябре авианосец USS Wasp был потоплен тремя попаданиями торпеды, выпущенной подводной лодкой I-19 . В результате этих действий USS Hornet остался единственным авианосцем американского флота, действовавшим в Тихом океане, к которому вскоре присоединился отремонтированный Enterprise . Воспользовавшись этим, Дзуйкаку и Сёкаку были отправлены атаковать оставшиеся американские авианосцы в решающем бою, к которым теперь присоединились авианосец Дзюньё и лёгкий авианосец Дзуйхо и их эскорт. Кульминацией этого станет битва за острова Санта-Крус .

Войска выступили 11 октября. 15-го японский патрульный самолет заметил эсминец USS Meredith , буксирующий баржу с топливом и бомбами для американских войск на Гуадалканале. Авиагруппа Дзуйкаку быстро отреагировала и в десятиминутном бою поразила Мередит тремя торпедами и рядом бомб, в результате чего эсминец перевернулся и затонул. [ 13 ] Войска продолжили наступление, и 26-го числа их заметил гидросамолет «Каталина» , после чего вскоре последовали атаки «Хорнета» и «Энтерпрайза» , как и хотели японцы. Пикирующие бомбардировщики с «Энтерпрайза» поразили Дзуйхо бомбой, которая не позволила ей восстановить самолет, в то время как пикирующие бомбардировщики с «Хорнета» сожгли Сёкаку как минимум 3-4 (а потенциально и до 6) попаданиями бомб и повредили тяжелый крейсер «Чикума» двумя бомбами. [ 3 ]

В ответ японские самолеты нанесли ущерб американскому судоходству. Истребители из Зуйхо сбили американский бомбардировщик-торпедоносец, который в результате запутанной серии событий выпустил свою торпеду, когда он разбился в результате дружественного огня, в результате которого потонул эсминец USS Porter , а Джуньо повредил линкор USS South Dakota и легкий крейсер USS San Juan. с попаданиями бомб. [ 14 ] Дзуйкаку сосредоточил свои атаки на Хорнет и поразил ее тремя бомбами. Два ее сбитых бомбардировщика врезались в Хорнет , на одном из которых все еще была смонтирована бомба, которая взорвалась при ударе. Тем временем самолеты Сёкаку поразили Хорнет двумя торпедами. В результате повреждений обоих кораблей Хорнет остался лежать в воде и сильно накренился. [ 3 ]

При буксировке тяжелым крейсером USS Northampton специалисты по устранению повреждений попытались исправить крен искалеченного, но не затонувшего «Хорнета» в попытке спасти корабль. Однако дальнейшие воздушные атаки продолжались. Полет из девяти торпедоносцев с Сёкаку и Дзюнё атаковал плоскую вершину, и хотя самолеты Дзюнё промахнулись, Сёкаку поразил Хорнет третьей и смертельной торпедой, что заставило США отказаться от всех усилий по спасению Хорнета . [ 15 ]

Дзуйкаку поразил Хорнет еще одной бомбой и нанес вред Энтерпрайзу двумя попаданиями бомбы. «Энтерпрайз» был вынужден эвакуироваться из боя, в то время как американские эсминцы пытались затопить «Хорнет» (хотя из-за качества американских торпед все либо промахнулись, либо не взорвались). «Хорнет» медленно тонул и кренился под углом 45 градусов, когда его обнаружили эсминцы «Акигумо» и «Макигумо» . Они выпустили торпеды, зафиксировав три попадания. Из-за этого им иногда приписывают потопление «Хорнета» , но он уже тонул из-за повреждений от предыдущих воздушных атак и затонул бы независимо от каких-либо дальнейших повреждений, а это означает, что остается спорным, заслуживают ли они похвалы за потопление «Хорнета», а не за потопление авианосца. Проигрыш возложен исключительно на близнецов Сёкаку . [ 3 ]

Из 110 самолетов, выпущенных японскими авианосцами, только 67 вернулись в Дзуйкаку . Затем она вернулась на родные острова через Трук для обучения и переправки самолетов.

Дзуйкаку запускает торпедоносец «Кейт» , сентябрь 1944 года.

В феврале 1943 года прикрывал эвакуацию японских сухопутных войск с Гуадалканала . В мае ей была поручена задача по контратаке американского наступления на Алеутские острова , но эта операция была отменена после победы союзников на Атту 29 мая 1943 года. Позже в 1943 году под командованием капитана Кикучи Томозо она снова была базировалась в Труке и действовала против войск США на Маршалловых островах , но до конца года ни разу не участвовала в боевых действиях.

Дзуйкаку начал 1944 год с входа в сухой док в Куре 8 января и выхода из сухого дока 17 января. 13 февраля Дзуйкаку был назначен в авианосную дивизию 1 вместе с Сёкаку и в течение двух дней получил свою авиагруппу, но ее новые пилоты были плохо обучены. и неопытный, грандиозное падение со времен славы Кидо Бутай. Однако их было достаточно, чтобы Дзуйкаку еще раз сбил, когда 27 февраля ее торпедоносцы выследили подводную лодку USS Grayback и быстро потопили ее одним попаданием 250-килограммовой (551 фунт) бомбы. [ 16 ] [ 3 ] После переправки самолета в Сингапур и постановки в сухой док она присоединилась к Сёкаку и новому броненосцу Тайхо.

Битва в Филиппинском море

[ редактировать ]

В июне она была назначена на операцию A-Go — попытку отразить вторжение союзников на Марианские острова . 19 июня в битве в Филиппинском море Тайхо и Сёкаку были потоплены американскими подводными лодками , в результате чего Дзуйкаку , единственному выжившему из Первой авианосной дивизии, пришлось вернуть несколько оставшихся самолетов дивизии. 20 июня в результате попадания бомбы в ангаре возник пожар, но Дзуйкаку опытным командам аварийно-спасательных служб удалось взять ситуацию под контроль, и она смогла спастись своим ходом. После этого сражения Дзуйкаку оказался единственным выжившим из шести авианосцев, начавших атаку на Перл-Харбор.

Битва у мыса Энганьо

[ редактировать ]
Дзуйкаку и эсминец Вакацуки на ходу во время атак авианосцев США. авианосец Zuiho . На заднем плане

В октябре 1944 года он был флагманом адмирала Джисабуро Одзавы северных сил в операции «Сё-Го 1» — контратаке японцев на высадку союзников на Лейте . 24 октября в составе истощенной (всего 108 самолетов на четырех авианосцах) Третьей авианосной дивизии она нанесла самолеты вместе с легкими авианосцами «Дзуйхо» , «Титосэ» и «Тиёда» в неэффективный удар по Третьему флоту США . Несколько таких самолетов были сбиты, а большая часть уцелевших самолетов не вернулась на авианосцы, а приземлилась на японских сухопутных базах на Лусоне . Однако некоторые из ее самолетов совершили атаки камикадзе и помогли потопить легкий авианосец USS Princeton ; а большинство остальных было отправлено на другие уцелевшие авианосцы и авиабазы, чтобы позже потопить эскортный авианосец USS St. Lo во время битвы у Самара после повторного использования новой тактики камикадзе .

На следующий день, во время битвы у мыса Энганьо , она запустила свои несколько оставшихся самолетов для боевого воздушного патрулирования , поиска или для соединения с самолетами, уже находившимися на Лусоне. Затем он подвергся сильной воздушной атаке и был поражен семью торпедами и девятью бомбами. Поскольку Дзуйкаку сильно кренился влево, Одзава перенес свой флаг на легкий крейсер «Ойодо» . В 13:58 был отдан приказ покинуть корабль и спущен военно-морской флаг. Дзуйкаку перевернулся и затонул кормой вперед в 14:14, унеся жизни контр-адмирала (повышенного в звании до капитана 10 днями ранее) Кайдзука Такео и 842 члена экипажа корабля; 862 офицера и солдата были спасены эсминцами « Вакацуки» и «Кува» . До своей гибели «Дзуйкаку» был последним выжившим японским авианосцем, атаковавшим Перл-Харбор. Он также был единственным авианосцем японского флота (в отличие от легкого авианосца), который был потоплен авиационными торпедами, как и все остальные были потоплены пикирующими бомбардировщиками или торпедами подводных лодок. [ 2 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Боэйчо Боэй Кеншудзё (1967), Сенши Сосё Гавай Сакусен Токио: Асагумо Симбунся, стр. 344.
  2. ^ Перейти обратно: а б Дзуйкаку @ Архивировано 18 апреля 2007 г. на сайте Wayback Machine www.history.navy.mil .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Императорские плоские вершины» . www.combinedfleet.com . Проверено 2 мая 2024 г.
  4. ^ Национальная оборона, Королевские ВВС Канады (8 декабря 2014 г.). «Воздушный налет на Коломбо, 5 апреля 1942 года: вполне ожидаемое внезапное нападение - Журнал RCAF - Королевские ВВС Канады» . www.canada.ca . Проверено 9 мая 2024 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б дредноут (20 декабря 2021 г.). «Авианосцы класса Сёкаку» . военно-морская энциклопедия . Проверено 9 мая 2024 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Шорс, Кристифер (1993). Кровавые беспорядки. Том. II: Защита Суматры до падения Бирмы . Лондон: Груб-стрит. стр. 413–429. ISBN  0-948817-67-4 .
  7. ^ «Неошо II (АО-23)» . НХХК . Проверено 23 марта 2024 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Лундсторм, Джон Б. (15 февраля 2013 г.). Адмирал Black Shoe Carrier: Фрэнк Джек Флетчер в Коралловом море, Мидуэе и Гуадалканале (переиздание). Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1591144199 .
  9. ^ Стилле, Марк (20 ноября 2007 г.). USN Carriers против IJN Carriers: Тихий океан, 1942 год (Дуэль) . Издательство Оспри . п. 56. ИСБН  978-1846032486 .
  10. ^ Перейти обратно: а б «Лексингтон (CV-2)» . НХХК . Проверено 23 марта 2024 г.
  11. ^ Эрик, Хаммель (1999). Столкновение авианосцев: вторжение на Гуадалканал и битва за Восточные Соломоновы острова, август 1942 года . Миннесота: Зенит Пресс. п. 137. ИСБН  0-7603-2052-7 .
  12. ^ Дэвид, Эванс (1986). Японский флот во Второй мировой войне: словами бывших японских военно-морских офицеров (2-е изд.). Издательство Военно-морского института. стр. 168–169. ISBN  0-87021-316-4 .
  13. ^ «ДД-434 ДАНФС» . www.hazegray.org . Проверено 10 мая 2024 г.
  14. ^ Хаммел, Эрик (1997). Столкновение авианосцев: вторжение на Гуадалканал и битва за Восточные Соломоновы острова, август 1942 года . Пасифика Пресс. стр. 411–413. ISBN  0-7603-2052-7 .
  15. ^ Браун, доктор медицинских наук (2009). Авианосные операции во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 181–186. ISBN  978-1-59114-108-2 .
  16. ^ «Потерянная подводная лодка времен Второй мировой войны обнаружена 75 лет спустя» . Популярная механика . 12 ноября 2019 года . Проверено 18 мая 2024 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Браун, Дэвид (1977). Факты о Второй мировой войне: авианосцы . Нью-Йорк: Издательство Arco. ISBN  0-668-04164-1 .
  • Браун, доктор медицинских наук (2009). Авианосные операции во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-108-2 .
  • Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-459-4 .
  • Шено, Роджер (1995). Авианосцы мира с 1914 года по настоящее время: Иллюстрированная энциклопедия (новое, исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-902-2 .
  • Диксон, В. Дэвид (1977). «Борьба с плоскими вершинами: Шокаку». Военный корабль Интернешнл . XIV (1). Международная организация военно-морских исследований: 15–46.
  • Гилл, Г. Хермон (1968). Том II - Королевский флот Австралии, 1942–1945 гг . Австралия в войне 1939–1945 гг ., Серия 2: Военно-морской флот. Канберра: Австралийский военный мемориал .
  • Йентшура, Хансгеорг; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN  0-87021-893-Х .
  • Ленгерер, Ганс (2014). «Авианосцы класса Сёкаку». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2015 года . Лондон: Конвей. стр. 90–109. ISBN  978-1-84486-276-4 .
  • Летурно, Робер и Летурно, Деннис (2012). Операция КЕ: ВВС «Кактус» и вывод японцев с Гуадалканала . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-61251-179-5 .
  • Лундстрем, Джон Б. (2005a). Первая команда: Тихоокеанский военно-морской воздушный бой от Перл-Харбора до Мидуэя (новое издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-59114-471-Х .
  • Лундстрем, Джон Б. (2005b). Первая команда и кампания на Гуадалканале . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-526-8 .
  • Питти, Марк (2001). Санберст: рост японской военно-морской авиации 1909–1941 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-432-6 .
  • Полмар, Норман и Генда, Минору (2006). Авианосцы: история палубной авиации и ее влияние на мировые события . Том. 1, 1909–1945. Вашингтон, округ Колумбия: Потомакские книги. ISBN  1-57488-663-0 .
  • Шорс, Кристофер; Калл, Брайан и Идзава, Ясухо (1992). Кровавые беспорядки . Том. I: Переход к войне и падение Сингапура. Лондон: Груб-стрит. ISBN  0-948817-50-Х .
  • Шорс, Кристофер; Калл, Брайан и Идзава, Ясухо (1993). Кровавые беспорядки . Том. II: Защита Суматры до падения Бирмы. Лондон: Груб-стрит. ISBN  0-948817-67-4 .
  • Стилле, Марк (2009). Коралловое море, 1942 год: первый авианосный бой . Кампания. Том. 214. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN  978-1-84908-106-1 .
  • Стилле, Марк (2011). Тора! Тора! Тора:! Перл-Харбор, 1941 год . Рейд. Том. 26. Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN  978-1-84908-509-0 .
  • Стилле, Марк (2007). USN Carriers против IJN Carriers: Тихий океан, 1942 год . Дуэль. Том. 6. Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN  978-1-84603-248-6 .
  • Талли, Энтони П. (сентябрь 2010 г.). «IJN Zuikaku: Табличная запись движения» . Кидо Бутай . Сайт Combinedfleet.com . Проверено 14 июля 2015 г.
  • Зимм, Алан Д. (2011). Нападение на Перл-Харбор: стратегия, бой, мифы, обманы . Хавертаун, Пенсильвания: Издательство Casemate. ISBN  978-1-61200-010-7 .
[ редактировать ]


19 ° 20' с.ш. 125 ° 51' в.д.  /  19,333 ° с.ш. 125,850 ° в.д.  / 19,333; 125 850

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6728c6ce75d4e53baa60641a10cec4c4__1721861460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/67/c4/6728c6ce75d4e53baa60641a10cec4c4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Japanese aircraft carrier Zuikaku - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)