Jump to content

Жевание орехов бетеля

(Перенаправлено с «Жевание бетеля» )

Гияс ад-Дин ест бетель , иллюстрация из Ниматнама-и-Насируддин-Шахи . Мальва , гр. 1500. Британская библиотека .
Предметы, используемые во время жевания. Листья бетеля сложены. Кусочки сухого ореха арека находятся вверху слева. Справа вверху — ломтики нежного ореха арека. В кисете справа находится табак, необязательный элемент. В правом нижнем углу сушеная гвоздика .
Бетель уходит на рынок в Мандалае , Бирма.

Жевание орехов бетеля , также называемое жеванием бетеля или жеванием орехов арека , представляет собой практику, при которой орехи арека (также называемые «орехи бетеля») пережевываются вместе с гашеной известью и листьями бетеля из -за их стимулирующего и наркотического действия, при этом основным психоактивным соединением является ареколин . Эта практика широко распространена в Юго-Восточной Азии, Микронезии , на острове Меланезия и в Южной Азии. Он также встречается как среди ханьских китайских иммигрантов, так и среди коренных народов Тайваня , Мадагаскара и некоторых частей южного Китая. Он был завезен в Карибский бассейн в колониальные времена. [ 1 ] [ 2 ]

Препарат, сочетающий в себе орех арека, гашеную известь и листья бетеля (Piper betle), известен как бетель ( также называемый паан или пан в Южной Азии), но точный состав смеси варьируется в зависимости от географического положения. [ 3 ] Иногда он может включать в себя другие вещества для ароматизации и освежения дыхания, такие как кокос , финики , сахар, ментол , шафран , гвоздика , анис , кардамон и многие другие. Орех арека можно заменить табаком или жевать их вместе, а листья бетеля можно исключить. В Западном Папуа лист можно заменить стеблем и соцветием растения Piper betle . [ 4 ] Препарат не проглатывают, а выплевывают после разжевывания. Жевание приводит к появлению постоянных красных пятен на зубах после длительного использования. В некоторых странах слюна от жевания орехов бетеля, которая также приводит к появлению красных пятен, часто считается антисанитарным явлением и бельмом на глазу в общественных учреждениях. [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ]

Жевание орехов бетеля вызывает привыкание и вызывает неблагоприятные последствия для здоровья, в основном рак ротовой полости и пищевода , а также сердечно-сосудистые заболевания. [ 6 ] [ 1 ] При жевании с добавлением табака при его приготовлении (например, гутки ) существует еще более высокий риск, особенно рака полости рта и ротоглотки . [ 7 ] Вместе с табаком он также повышает риск фатальной ишемической болезни сердца , смертельного инсульта, [ 8 ] [ 9 ] и неблагоприятные репродуктивные последствия, включая мертворождение , преждевременные роды и низкий вес при рождении . [ 10 ]

Практика жевания орехов бетеля зародилась в Юго-Восточной Азии, где растительные ингредиенты являются местными. Самые старые свидетельства жевания орехов бетеля найдены в могильной яме в пещере Дуйонг на Филиппинах , в районе, где пальмы арека произрастали , и датируются примерно 4630 ± 250 годами назад . Его распространение тесно связано с неолитической экспансией австронезийских народов . Он был распространен в Индо-Тихоокеанском регионе в доисторические времена, достигнув Микронезии от 3500 до 3000 лет назад, Ближней Океании от 3400 до 3000 лет назад; Южная Индия и Шри-Ланка на 3500 лет назад; Материковая часть Юго-Восточной Азии на 3000–2500 лет назад; Северная Индия к 1500 году до нашей эры; и Мадагаскар на 600 лет назад. Из Индии оно распространилось на запад в Персию и Средиземноморье . Он присутствовал в культуре лапита , судя по археологическим находкам, датируемым от 3600 до 2500 лет назад, но не был занесен в Полинезию . [ 11 ]

Культура

[ редактировать ]
Карта мирового потребления листьев бетеля и орехов арека

Одно из первых свидетельств западных авторов о жевании орехов бетеля принадлежит Ибн Баттуте . Он описывает эту практику следующим образом: [ нужна ссылка ]

Бетель — это дерево, которое выращивают так же, как виноградную лозу; ... Бетель не имеет плодов, и его выращивают только ради листьев ... Способ его употребления заключается в том, что перед употреблением в пищу принимают орех арека; это похоже на мускатный орех, но его измельчают до тех пор, пока он не превратится в маленькие шарики, которые человек кладет в рот и жует. Затем он берет листья бетеля, наносит на них немного мела и жует их вместе с бетелем.

Фрагмент Мурильо Веларде (ок. 1734 г.) карты Филиппин , на которой изображена пальма арека с плодами, с подписью «Бонгас, с помощью которой делается байо», что все люди маскадоло любят табак («Фрукты, из которых делают байо », который используется всякими людьми, которые жуют его, как табак")

Раннее европейское описание жевания бетеля взято из экспедиции Магеллана на Филиппины в 1521 году. Антонио Пигафетта описывает практику жевания орехов бетеля среди уроженцев Раджахната Бутуан . [ 12 ] : 146 

Эти люди постоянно жуют фрукт, который они называют « арека », похожий на грушу. Они разрезают этот плод на четыре части, а затем заворачивают его в листья своего дерева [sic], которое они называют « бетре ». Эти листья напоминают листья шелковицы. Они смешивают его с небольшим количеством извести и, тщательно пережевав, выплевывают. Это делает рот чрезвычайно красным. Все люди в тех частях света употребляют его, потому что он очень охлаждает сердце, и если бы они перестали его употреблять, они бы умерли.

- Антонио Пигафетта , Отчет о первом кругосветном путешествии (1521 г.)

Жевание бетеля является важным и популярным культурным занятием во многих странах Азии и Океании, включая Бангладеш , Мьянму , Камбоджу , Соломоновы острова , Таиланд , Филиппины , Лаос и Вьетнам . [ 13 ] Жевание бетеля когда-то было обычным явлением в Малайзии , но эта практика давно вымерла. Наборы из орехов бетеля ( тепак сирих ) из серебра и других драгоценных металлов, когда-то использовавшиеся в королевских регалиях и преподносимые в качестве свадебных подарков, стали предметами коллекционирования, а набор тепак сирих изображен на малазийской монете номиналом 20 сен 1989–2012 годов. . [ 14 ]

В городских районах жевание бетеля обычно считается неприятностью, потому что некоторые жеватели выплевывают сок бетеля в общественных местах – сравните запрет на жевательную резинку в Сингапуре и запрет на курение . Известно, что красное пятно, образующееся в результате сочетания ингредиентов при жевании, оставляет на земле красочное пятно. Это становится нежелательным бельмом на глазу в индийских городах, таких как Мумбаи, хотя многие считают это неотъемлемой частью индийской культуры. Это также распространено в некоторых странах Персидского залива, таких как ОАЭ и Катар, где проживает много индийцев. Недавно правительство Дубая запретило импорт и продажу бетеля и тому подобного. [ 15 ]

Согласно традиционной аюрведической медицине , жевание листа бетеля является средством против неприятного запаха изо рта ( галитоза ). [ 16 ]

Камбоджа, Лаос и Таиланд

[ редактировать ]

Жевание продукта является частью культуры Камбоджи , Лаоса и Таиланда . Выращивание ореховой пальмы арека и листьев бетеля распространено в сельских районах этих стран, поскольку это традиционная товарная культура , и посуда, используемая для приготовления, часто ценится. Сейчас многие молодые люди отказались от этой привычки, особенно в городских районах, но многие, особенно пожилые люди, все еще придерживаются этой традиции. [ нужна ссылка ]

Бангладеш

[ редактировать ]

В Бангладеш жуют представители всех классов по всей стране паан и являются важным элементом бангладешской культуры. Это бенгальская «жевательная резинка», и обычно для жевания несколько ломтиков ореха бетеля заворачивают в лист бетеля, почти всегда с нарезанными орехами арека и часто с гидроксидом кальция (гашеная известь), и могут включать корицу, гвоздику. , кардамон, катеху (хойер), тертый кокос и другие специи для дополнительного вкуса. Когда его пережевывают, ощущается острый вкус, а также ощущение тепла и бодрости, которое он дает, как если бы вы выпили чашку свежего кофе.

Целый и нарезанный орех арека с другими жевательными компонентами бетеля с бангладешского базара.

Паан-шупари (шупари по-бенгальски означает орех арека) — это настоящий бангладешский архетипический образ, используемый в самых разных контекстах. До британского правления его жевали без табака, и до сих пор его редко жуют с табаком. Листья бетеля эстетично разложены на украшенной тарелке, называемой паандани . В эпоху заминдари приготовление паана и стиль его украшения на тарелке (паандани) действительно были признанным народным искусством.

В Бангладеш паан традиционно жуют не только как привычку, но и как элемент ритуалов, этикета и манер. В официальных случаях подношение паана символизировало время отъезда. На праздниках и обедах, в пуджах и пуньях паан является незаменимым предметом. Индусы используют пааны в качестве подношений во время поклонения.

Дакай Кхилипан, готовый пакет листьев бетеля, переработанный в Дакке, известен на субконтиненте. Старые даккайцы имеют богатое наследие создания лучшего кхили-паана со множеством сложных, красочных, ароматных и вкусных ингредиентов. Хотя «паан» уже давно является основным бенгальским обычаем, в последнее время появился ряд элитных магазинов, предлагающих паан премиум-класса. Paan Supari, пожалуй, первый подобный бренд, предлагающий широкий ассортимент кхили паан. Они также предлагают кхили паан для больных диабетом, который называется «паан афсана».

Сладкий паан племени Хаси славится своим особым качеством. Паан также используется во время индуистской пуджи , свадебных праздников и для посещения родственников. Это стало ритуалом, традицией и культурой бангладешского общества. Взрослые женщины собираются с паандани. [ 17 ] вместе с друзьями и родственниками в свободное время.

Общая посевная площадь под посевами в Бангладеш составляет около 14 175 га, а общий годовой объем производства составляет около 72 500 тонн. Средняя урожайность с акра составляет 2,27 тонны. Обычно в течение двенадцати месяцев собирают три урожая, и на местном уровне их называют по названию соответствующих месяцев, в которых их собирают. Лист Паан обычно собирают в Картике, Пхалгуне и Ашаде. Потребители считают Картик-паан лучшим, а Ашад-паан - худшим. При срыве принято оставлять на лозе не менее шестнадцати листьев. [ 17 ]

Выращиваются разные сорта листьев бетеля, качество которых различается по форме, качеству отбеливания, мягкости, остроте и аромату листьев. Тамах паан — лист бетеля, смешанный с табаком и специями. Супари паан, еще одна разновидность бетеля, Митха паан, сладкий сорт, и Санчи паан — распространенные разновидности листьев бетеля. Почти в каждом районе, где производят паан, есть свой особый сорт листьев бетеля, хорошо знакомый потребителям. В прошлом элегантный лист бетеля с ароматом камфоры под названием Кафури паан высшего качества производился в районе Сонаргаон района Нараянгондж. Его экспортировали в Калькутту и страны Ближнего Востока. [ 17 ]

Следующим по качеству является паан Санчи, выращенный на холмах Читтагонга. Этот сорт не очень популярен среди бангальцев. Он экспортируется в Пакистан для потребителей Карачи. Наиболее распространенные сорта называются Дези, Бангла, Бхатиал, Дхалдога, Гас Паан. Бангла паан также известен как Митха паан, Джал паан или паан Раджшахи. В настоящее время этот сорт вымирает из-за появления более выгодных и прибыльных быстрорастущих сортов культуры паан. Обычно листья бетеля употребляют с чуном, семенами корицы, кардамонами и другими ароматизаторами. [ 17 ]

Сушеный и измельченный орех бетеля, Хунань . провинция
Жевание бетеля в Китае имеет долгую историю, особенно в южных провинциях. В наше время жевание орехов бетеля популярно по всей стране. Социальные дебаты по поводу жевания бетеля побудили власти ввести некоторые ограничения, хотя почти во всех городах страны по-прежнему разрешено производство, продажа и потребление бетеля.

В кулинарной книге XVI века « Ниматнама-и Насируддин-Шахи » описывается Гияс-уд-дин Халджи , султан Манду (годы правления 1469–1500), наблюдающий, как расстилают нежные листья бетеля высочайшего качества и опрыскивают розовой водой. на них, при этом также добавляется шафран. Сложный жевательный суп из бетеля или паан будет содержать ароматные специи и варенье из роз с измельченными орехами арека.

В Южной Индии и близлежащих регионах существует традиция дарить гостям (как мужчинам, так и женщинам) по любому благоприятному случаю два листа бетеля, орех арека (частицами или целиком) и кокос. Даже в обычный день принято дарить замужней женщине, пришедшей в дом, два листа бетеля, орех арека и кокос или несколько фруктов вместе с ниткой цветов. Это называется тамбулам . Паан является символом процветания в индийской традиции и частью большинства ритуалов.

Использование этого препарата вызывает обильное слюноотделение красного цвета. Эта слюна выплевывается, образуя пятна и биологические отходы в общественных местах. Во многих странах и муниципалитетах действуют законы, запрещающие плевок бетеля. [ 18 ] [ 19 ]

Лист бетеля, используемый для приготовления паана, производится в разных частях Индии. Некоторые штаты, которые производят лист бетеля для паана, включают Западную Бенгалию, Бихар, Ассам, Андхра-Прадеш, Уттар-Прадеш. В Западной Бенгалии производят два типа листьев бетеля. Это «Бангла Патта (Деревенский лист)» и Митха Патта (Сладкий лист). В Западной Бенгалии Бангла патта производится в основном в округах Динаджпур, Мальда, Джалпайгури и Надия. Митха патта производится в таких местах, как Миднапур и Юг 24 Парганас. [ нужна ссылка ]

Опытный производитель паана известен в Северной Индии как паанвала . В других частях паанвалы также известны как панвари или панвади . В Северной Индии существует традиция жевать паан после пуджи Дипавали для благословения.

В индийском штате Махараштра культура паан широко критикуется из-за проблем с чистотой, создаваемых людьми, которые плюют в общественных местах. В Мумбаи предпринимались попытки нарисовать изображения индуистских богов в местах, где люди обычно плюют, в надежде, что это будет препятствовать плеванию, но успех был ограниченным, и необходимо решение, позволяющее избежать подглядывания. Один из великих художников маратхи П. Л. Дешпанде написал комический рассказ на тему паанвалы провел телевизионную сессию чтения на Дордаршане (торговца паанами) и в 1980-х годах в своем уникальном стиле.

Паан теряет свою привлекательность для фермеров из-за падения спроса. Потребители предпочитают составы жевательного табака, такие как гутка , паану. Более высокие затраты, нехватка воды и непредсказуемая погода сделали сады бетеля менее прибыльными. [ 20 ]

По данным StraitsResearch, ожидается, что к 2026 году рынок пан-масала в Индии достигнет 10 365 миллионов долларов США при среднегодовом темпе роста 10,4% в течение прогнозируемого периода 2019–2026 годов. Рынок пан масала в Индии стимулируется значительным переключением потребителей с табачных изделий на пан масала, агрессивной рекламой и удобной упаковкой, а также отменой в штате Махараштра запрета на продукцию пан масала. [ 21 ]

В Ассаме, Индия , орех бетеля традиционно преподносят в знак уважения и благоприятного начинания. Паан-тамул (листья бетеля и сырой орех арека) можно предложить гостям после чая или еды, подавая на медной тарелке с подставками, называемой бота. Орех арека также выступает в качестве символа плодородия в религиозных и свадебных церемониях. Выказывая уважение к старшим или прося прощения, люди, особенно молодожены, кладут пару паан-тамуля на хорай , кладут его перед старшим и кланяются в знак уважения.

Гостей можно пригласить на свадебный прием, предложив им несколько орехов ареки с листьями бетеля. Во время Биху каждая игрокам хусори семья предлагает орехи арека и листья бетеля и просит их благословения.

Паан-тамул также предлагается гостям после окончания каждого застолья, обычно это паан-тамул-скоро или гашеная известь со стручками кардамона, чтобы освежить дыхание.

Банараси Пан

[ редактировать ]

Банараси Пан из Банараса (Варанаси) широко известен среди индийцев и туристов, посещающих Индию. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]

Индонезия и Малайзия

[ редактировать ]

Берсирих , ньирих или менгинанг — это историческая малайонезийская традиция жевания таких материалов, как орехи , бетель , гамбье , табак, гвоздика и известняк . [ 25 ]

На Малайском архипелаге жевание менгинанга или орехов бетеля стало почитаемым занятием в местной традиции; Это церемониальный жест в честь гостей. Полный и тщательно продуманный набор снаряжения Сирих Пинанг называется тепак , пуан , пекинанган или черана . Набор обычно состоит из деревянных лаковых, латунных или серебряных изделий; и он состоит из комбола (контейнеров), бекас сирих (контейнера для листьев), каципа (пресс-ножа для нарезания орехов ареки), гобека (небольшого пестика и ступки) и кетура (контейнера для плевков). [ 25 ]

Сирих Пинанг стал символом малайской культуры. [ 26 ] [ самостоятельно опубликованный источник? ] В малайской устной традиции есть такие фразы, как «Бетель открывает дверь в дом» или «Бетель открывает дверь в сердце». [ 26 ]

Микронезия

[ редактировать ]

Жевание орехов бетеля распространено среди коренных этнических групп Микронезии . Их можно объединить в две разные традиции. Традиция жевания бетеля народа чаморро на Марианских островах отдает предпочтение спелым (красным) орехам арека. традиция жевания орехов бетеля, характерная для жителей Чууке , Палау и Япа С другой стороны, , предпочитает незрелые (зеленые) орехи арека. В состав фунта входят лист бетеля и лайм, а обычно в табак. вкусовые ингредиенты, такие как имбирь , кардамон и водка . Иногда добавляются [ 27 ]

Пальмы арека традиционно выращивались на Гуаме , Палау и Япе с древних времен. он распространился на Чуук В наше время . Пятна от орехов бетеля были обнаружены на древних останках народа чаморро, что указывает на то, что эта практика была занесена в Микронезию их австронезийскими предками на островах Юго-Восточной Азии. [ 27 ]

Квун-я ( ကွမ်းယာ [kóːn.jà]) — слово, обозначающее бетель в Мьянме , бывшей Бирме, где наиболее распространенной формой жевания является лист бетеля ( Piper betel ), орех ареки (из Areca catechu ), гашеная известь. (гидроксид кальция) и некоторые специи, хотя многие бетель жеватели также употребляют табак. [ 28 ]

Жевание бетеля имеет в Бирме очень давнюю традицию, практиковавшуюся еще до начала письменной истории. [ 29 ] До 1960-х годов его любили и мужчины, и женщины, и в каждом доме была специальная лакированная шкатулка для бетеля, называемая кун-ит ( ကွမ်းအစ် ), которую предлагали любому посетителю вместе с сигарами для курения и зеленым чаем для питья. [ 30 ] Листья хранятся внутри нижней части коробки, которая выглядит как небольшая шляпная коробка, но с верхним лотком для небольших баночек, серебряных в зажиточных домах, с различными другими ингредиентами, такими как орехи бетеля, гашеная известь и т. д. резак , семя аниса и орехорез. [ 30 ]

Сладкая форма ( ачо ) нравится молодежи, но взрослые предпочитают ее с кардамоном, гвоздикой и табаком. Таким образом, плевательницы по-прежнему встречаются повсеместно, а таблички с надписью «Не плевать бетелем» являются обычным явлением, поскольку от них на полу и стенах остаются грязные красные пятна; у многих людей зубы окрашены бетелем по привычке. Раньше ларьки и киоски с бетелем в больших и малых городах принадлежали в основном людям индийского происхождения. Курильщики, желающие бросить курить, также могут использовать орех бетеля, чтобы отучиться от табака.

В Таунгу в Нижней Бирме выращивают лучшие пальмы арека, на что указывает популярное выражение «как любителя бетеля, которого привезли в Таунгу». [ 31 ] Согласно другой поговорке, в других частях страны получается лучший бетель: « Тада-У - за листья, Нгамьядьи - за табак, Таунгу - за орехи, Сагаинг - за гашеную известь, Пьяй - за вырезку». Кун, сай, лапет (бетель, табак и маринованный чай) считаются предметами первой необходимости, которые можно было предлагать монахам и старейшинам, особенно в старые времена. Молодые девушки традиционно несут декоративные коробки с бетелем на подставке, называемой кундаунг , и позолоченные цветы ( пандаунг ) во время процессии синбю (посвящения). В истории Бирмы также упоминается древний обычай, когда осужденный враг перед казнью просил «фунт бетеля и глоток воды».

Неофициальный правительственный опрос показал, что 40% мужчин и 20% женщин в Мьянме жуют бетель. [ 32 ] Совокупное исследование раковых регистров (с 2002 по 2007 год) в больницах общего профиля Янгона и Мандалая , крупнейших больницах страны, показало, что рак полости рта занимает 6-е место среди наиболее распространенных видов рака среди мужчин и 10-е место среди женщин. [ 33 ] Из этих пациентов с карциномой полости рта 36% регулярно жевали бетель. [ 33 ] Записи Университета стоматологической медицины Янгона с 1985 по 1988 год показали, что 58,6% пациентов с карциномой полости рта регулярно жевали бетель.

С 1990-х годов жевание бетеля активно не поощрялось сменявшими друг друга правительствами, начиная с Государственного совета по восстановлению правопорядка (SLORC), по соображениям здоровья и чистоты. [ 29 ] В апреле 1995 года Комитет развития города Янгона запретил бетель в Янгоне (Рангун) в преддверии визита в Мьянму в 1996 году - масштабных усилий по продвижению страны как туристического направления. [ 34 ] [ 35 ] С 29 июля 2007 года жевание бетеля и курение были запрещены в пагоде Шведагон , самом важном религиозном объекте страны. [ 36 ] В 2010 году Департамент базового образования Министерства образования и Рабочая группа Бирмы по борьбе с наркотиками совместно запретили магазинам бетеля работать в радиусе 50 метров (160 футов) от любой школы. [ 37 ]

Паан жуют в основном жители Тераи , хотя в последнее время мигранты в Тераи также начали жевать паан. По всему Тераи паан распространен так же часто, как и везде в северной Индии. Существует некоторое местное производство, как правило, некоммерческое, но большая часть листьев импортируется из Индии. Хотя он и не так повсеместен, как в Тераи, большинство жителей Катманду время от времени наслаждаются пааном. Сладкая версия паана, называемая метха паан, популярна среди многих, кому не нравится резкий вкус простого ( сада ) паана. Некоторые родители разрешают своим детям употреблять метху в особых случаях, поскольку она не содержит табака. [ нужна ссылка ]

Пакистан

[ редактировать ]

Потребление паана уже давно стало очень популярной культурной традицией в Пакистане , особенно в портовом городе Карачи. [ 38 ] Хотя среди молодого поколения традиция умирает. [ 39 ] В целом, однако, паан — это деликатес, который время от времени нравится многим, и его почти исключительно покупают у уличных торговцев, а не готовят дома. В Пакистане выращивается большое разнообразие листьев бетеля, особенно в прибрежных районах Синда . [ 40 ] хотя паан импортируется в больших количествах из Бангладеш и Шри-Ланки .

Культура жевания паана распространилась и в Пенджабе , где магазин паана можно найти почти на каждой улице и рынке. На знаменитом базаре Анаркали в Лахоре улица Паан Гали посвящена паану и другим пакистанским продуктам. [ 41 ]

Уровень заболеваемости раком полости рта в Пакистане существенно вырос из-за жевания паана . [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ]

Филиппины

[ редактировать ]

Жевание орехов бетеля ранее было широко распространено среди коренных этнических групп Филиппин . Страна является пальмы арека ( Areca catechu родиной ) и где эта традиция зародилась до того, как распространилась через австронезийскую экспансию (см. раздел истории ). [ 11 ] [ 45 ] Филиппины также имеют самое высокое генетическое разнообразие популяций Areca catechu и являются домом для нескольких близкородственных видов пальм Areca . [ 11 ] включая пару эндемичных видов , которые используются в качестве (низших) заменителей Areca catechu , это Areca Caliso (известный как kaliso или саколон ) и Areca ipot (известный как ipot или саксик ). На Филиппинах также было известно несколько разновидностей орехов Areca catechu , отличающихся главным образом формой плодов. [ 46 ]

В начале 1900-х годов жевание орехов бетеля считалось «универсальной» практикой среди пожилых людей. Самая распространенная конфигурация квида сочетает в себе орех арека с гашеной известью (обычно приготовленной из измельченных морских ракушек) и листьями бетеля ( тамбул или сири ). Табак может быть добавлен, а может и не быть добавлен. [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] В наше время он вышел из моды и был заменен сигаретами и жевательной резинкой . Эта практика сохранилась только среди более отдаленных этнических групп, таких как Лусона и кордильерцы народы Лумад и Моро на Минданао . [ 49 ]

известно под разными названиями: буйо , бунга , хитсо или нганга Жевание орехов бетеля на тагальском , бикольском и висайском языках ; дапиау в Иватане ; и буа , мать или мать в Илокано ; наводнения в Капампангане ; пройти в Басилане ; и люди в Замбоанге ; среди других имен. [ 46 ] [ 49 ]

На Тайване бетель продается в придорожных киосках, часто так называемыми красавицами из бетеля, хотя их становится все меньше и меньше ( упрощенный китайский : 槟榔西施 ; традиционный китайский : 檳榔西施 ; пиньинь : bīnláng xīshī ; Pe̍h-ōe-jī : булавка) . -nn̂g se-si ) – полуодетый девушки продают за фунт препарат из листьев бетеля, орехов бетеля, табака и лайма. Это спорный бизнес, критики ставят под сомнение провокацию, эксплуатацию, здоровье, класс и культуру. [ 50 ]

Во Вьетнаме орех арека и лист бетеля являются настолько важными символами любви и брака, что во вьетнамском языке фраза «вопросы бетеля и ареки» ( chuyện trầu cau ) исторически были синонимом брака. Жевание ореха арека начинает разговор между родителями жениха и родителями невесты о браке молодых. Поэтому листья и соки церемониально используются на вьетнамских свадьбах. [ 51 ]

Влияние на здоровье

[ редактировать ]
Влияние жевания паана на здоровье: повреждение десен, кариес и повышенный риск рака полости рта.

Жевание бетеля и орехов арека вызывает множественные формы рака и сердечно-сосудистых заболеваний, независимо от употребления табака. [ 1 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ]

Жевание орехов бетеля повышает риск развития рака головы и шеи, а также рака пищевода . [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] Бетель влияет практически на все части человеческого тела, включая мозг, сердце, легкие, желудочно-кишечный тракт и репродуктивные органы. Он может вызвать инфаркт миокарда , сердечные аритмии , поражение печени , астму , диабет II типа , гиперлипидемию , метаболический синдром , гипотиреоз , гиперплазию простаты и бесплодие . [ 58 ]

При жевании с добавлением табака в его приготовлении (например, гутки ) существует еще более высокий риск развития рака, особенно рака полости рта и ротоглотки . [ 7 ] Вместе с табаком он также повышает риск фатальной ишемической болезни сердца , фатального инсульта и несмертельной ишемической болезни сердца. [ 8 ] [ 9 ]

Женщины, которые жуют составы из орехов арека, такие как паан , во время беременности значительно увеличивают неблагоприятные последствия для ребенка. Жевание бетеля может вызвать мертворождение , преждевременные роды , низкий вес при рождении . [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ]

По оценкам, около 600 миллионов человек во всем мире регулярно употребляют этот препарат. [ 6 ] Попытки Всемирной организации здравоохранения контролировать жевание орехов бетеля остаются проблематичными, поскольку этот обычай глубоко укоренился во многих культурах, в том числе имеет религиозный подтекст в некоторых частях Юго-Восточной Азии и Индии. Несмотря на то, что эта практика связана с неблагоприятными последствиями для здоровья, она не включена в список факторов риска, изучаемых Глобальным бременем болезней, травм и факторов риска (ГБД). [ 62 ]

В недавнем исследовании был представлен «год бетеля» — новый показатель, предназначенный для количественной оценки воздействия жевания бетеля в течение всей жизни и улучшения прогнозирования риска рака полости рта посредством персонализированной оценки. Этот инструмент помогает выявлять лиц с высоким риском и поддерживает целевые инициативы общественного здравоохранения, включая кампании по повышению осведомленности и программы раннего выявления. Это может также служить основой для разработки политики и текущих эпидемиологических исследований. В качестве первоначальной пилотной попытки год бетеля является отправной точкой; необходимы дальнейшие исследования для изучения канцерогенного потенциала других добавок во всем мире и уточнения показателя для более широкого использования. [ 63 ]

Areca catechu, проиллюстрировано Франсиско Мануэлем Бланко в книге «Флора де Филиппинас» (1880–1883). Изначально он родом из Филиппин.

Согласно археологическим, лингвистическим и ботаническим данным, жевание бетеля наиболее тесно связано с австронезийскими народами . Для жевания бетеля требуется сочетание ореха арека ( Areca catechu ) и листа бетеля ( Piper betle ). Оба растения родом из региона между островами Юго-Восточной Азии и Австралазией . A. catechu Считается, что изначально произрастал на Филиппинах , где он имеет наибольшее морфологическое разнообразие, а также наиболее близкородственные эндемичные виды. Однако происхождение одомашнивания Piper Betle неизвестно, хотя он также является родным для Филиппин , Малых Зондских островов и Индокитая . Также неизвестно, когда и почему были объединены два растительных продукта, поскольку один только орех арека можно жевать как стимулятор. [ 11 ] [ 45 ] В восточной Индонезии листья других видов Piper . вместо листьев бетеля иногда используются [ 64 ]

Самые старые недвусмысленные свидетельства жевания бетеля происходят на Филиппинах. В частности, смерть нескольких человек, найденных в могильной яме в пещере Дуйонг на острове Палаван , датируется примерно 4630 ± 250 лет назад. Зубной ряд скелетов окрашен, типичный для тех, кто жует бетель. В могиле также находятся раковины анадары, использовавшиеся в качестве емкостей для извести, одна из которых все еще содержала известь. Захоронения на Бохоле, датированные первым тысячелетием нашей эры, также имеют характерные красноватые пятна, характерные для жевания бетеля. Основываясь на лингвистических свидетельствах того, как реконструированный протоавстронезийский термин *buaq, первоначально означавший «фрукт», стал обозначать «орех арека» на прото-малайско-полинезийском языке , считается, что жевание бетеля первоначально возникло где-то на Филиппинах вскоре после возникновения австронезийской экспансии (~5000 л.н.). С Филиппин он распространился обратно на Тайвань , а также на остальную Австронезию . [ 11 ]

Есть очень старые заявления о жевании бетеля, датируемые по крайней мере 13 000 лет назад на болоте Кук в Новой Гвинее , основанные на вероятном Areca sp. выздоровел. Однако теперь известно, что это могло произойти из-за современного загрязнения материалов проб. Подобные заявления были сделаны и на других старых сайтах с Areca sp. остается, но ни один из них не может быть окончательно идентифицирован как A. catechu , и их связь с перцем бетеля незначительна или отсутствует. [ 11 ]

Карта, показывающая миграцию и экспансию австронезийцев ( от 5500 до 800 лет назад), что примерно соответствует доисторическому распространению жевания бетеля.

Согласно лингвистическим и археологическим данным, он достиг Микронезии примерно 3500–3000 лет назад вместе с австронезийскими путешественниками. [ 65 ] Ранее он также присутствовал в культуре лапита , основываясь на археологических находках из Муссау, датированных примерно 3600–2500 годами до нашей эры. Но оно не достигло Полинезии дальше на восток. Считается, что на Соломоновых островах оно прекратилось в связи с заменой жевания бетеля традицией питья кавы , приготовленной из родственного Piper methysticum . [ 66 ] [ 67 ] он также распространился в Восточную Африку через австронезийские поселения на Мадагаскаре и Коморских островах . Примерно к 7 веку [ 11 ]

Эта практика также распространилась на культуры, с которыми австронезийцы имели исторический контакт. Он достиг культуры Донг Сон через австронезийскую культуру Са Хуэн во Вьетнаме примерно в 3000–2500 лет назад благодаря торговым контактам с Борнео . Именно с этого периода на материковой части Юго-Восточной Азии начинают появляться скелеты с характерными красными зубами . Предполагается, что он достиг Южного Китая и Хайнаня примерно в одно и то же время, хотя археологических подтверждений этому пока найти не удалось. В Камбодже самые ранние свидетельства жевания орехов бетеля датируются периодом от 2400 до 2200 лет назад. он также распространился на Таиланд около 1500 лет назад. Согласно археоботаническим данным, [ 11 ]

На Индийском субконтиненте жевание бетеля было завезено в результате ранних контактов австронезийских торговцев с Суматры , Явы и Малайского полуострова с дравидоязычными жителями Шри -Ланки и южной Индии примерно 3500 лет назад. Это также совпадает с появлением растений Юго-Восточной Азии, таких как Santalum album и Cocos nucifera , а также с внедрением австронезийских технологий выносных кораблей и технологий парусных крабов дравидоговорящими. Однозначные литературные ссылки на бетель начинают появляться только после ведического периода , в таких произведениях, как Дипавамса (ок. 3 века н. э. ) и Махавамса (ок. 5 века). Жевание бетеля достигло северной Индии и Кашмира только после 500 г. н.э. благодаря торговле с мон-кхмероязычными народами в Бенгальском заливе . Оттуда он следовал по Шелковому пути в Персию и в Средиземноморье . [ 11 ] [ 68 ]

Китайские записи, в частности Линьи Цзи Дунфан Шо, связывают выращивание пальм арека с первыми поселенцами австронезийских государств Чампа на юге Вьетнама примерно в период от 2100 до 1900 лет назад. Эта ассоциация повторяется в Наньфан Цао Му Чжуане Цзи Ханем (ок. 304 г. н. э. ), который также описывает ее важность в культуре Чампа, особенно в том, как хозяева Чам традиционно предлагают ее гостям. Жевание бетеля попало в Китай через торговлю с Чампой, заимствовав прото-малайско-чамское название *pinaŋ, в результате чего по-китайски bin lang означает «орех арека», что означает «почетный гость», что отражает чамские традиции. То же самое и с альтернативным термином бин мэнь яо цзянь , буквально означающим «гость [у двери] лекарственная сладость». [ 11 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Рабочая группа МАИР. Жевание бетеля и ореха арека, а также некоторые нитрозамины, полученные из ореха арека (PDF) . Всемирная организация здравоохранения. ISBN  9789283215851 . Архивировано (PDF) из оригинала 29 марта 2018 года . Проверено 13 октября 2011 г.
  2. ^ Сун, Хан; Ван, Йи; Сюй, Юн-Ён (2013). «Жевание бетеля без табака - метаанализ канцерогенных и преканцерогенных эффектов». Азиатско-Тихоокеанский журнал общественного здравоохранения . 27 (2): НП47–НП57. дои : 10.1177/1010539513486921 . ПМИД   23666841 . S2CID   21395319 .
  3. ^ Чирилло, Никола; Дуонг, Питер Хунг; Э-э, Ви Тэн; До, Кейси Тао Ни; Де Силва, Маниккувадура Эранда Харшан; Донг, Инин; Чеонг, Сок Чинг; Сари, Элизабет Фитриана; Маккалоу, Майкл Дж.; Чжан, Панчжэнь; Прайм, Стивен С. (2 мая 2022 г.). «Существуют ли смеси бетеля менее вредные, чем другие? Обзорный обзор связи между различными ингредиентами бетеля и риском подслизистого фиброза полости рта» . Биомолекулы . 12 (5): 664. doi : 10.3390/biom12050664 . ISSN   2218-273X . ПМЦ   9138976 . ПМИД   35625592 .
  4. ^ Сари, Элизабет Фитриана; Прайого, Грейс Пуспита; Лоо, Йит Тао; Чжан, Панчжэнь; Маккалоу, Майкл Джон; Чирилло, Никола (1 октября 2020 г.). «Отличный фенольный, алкалоидный и антиоксидантный профиль в бетеле из четырех регионов Индонезии» . Научные отчеты . 10 (1): 16254. doi : 10.1038/s41598-020-73337-0 . ISSN   2045-2322 . ПМЦ   7529777 . ПМИД   33004929 .
  5. ^ Прайс, Блэр (2012). «Бетельный орех: теневая экономика». Архивировано 22 октября 2016 года в Wayback Machine . PNGIndustryNews.net.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Риски употребления бетеля и табака (PDF) . Юридический центр общественного здравоохранения, Юридический консорциум по борьбе против табака. Июль 2017 г. Архивировано (PDF) из оригинала 9 мая 2022 г. Проверено 28 апреля 2022 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Гормли, Марк; Крини, Грант; Шахе, Эндрю; Ингарфилд, Кейт; Конвей, Дэвид И. (11 ноября 2022 г.). «Обзор эпидемиологии рака головы и шеи: определения, тенденции и факторы риска» . Британский стоматологический журнал . 233 (9): 780–786. дои : 10.1038/s41415-022-5166-x . ISSN   0007-0610 . ПМЦ   9652141 . ПМИД   36369568 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Видьясагаран, Алабама; Сиддики, К.; Канаан, М. (2016). «Употребление бездымного табака и риск сердечно-сосудистых заболеваний: систематический обзор и метаанализ» (PDF) . Европейский журнал профилактической кардиологии . 23 (18): 1970–1981. дои : 10.1177/2047487316654026 . ISSN   2047-4873 . ПМИД   27256827 . S2CID   206820997 .
  9. ^ Перейти обратно: а б Гупта, Ручика; Гупта, Санджай; Шарма, Шаши; Синха, Дхирендра Н; Мехротра, Рави (1 января 2019 г.). «Риск развития ишемической болезни сердца среди потребителей бездымного табака: результаты систематического обзора и метаанализа глобальных данных» . Исследования никотина и табака . 21 (1): 25–31. дои : 10.1093/ntr/nty002 . ISSN   1469-994X . ПМЦ   6941711 . ПМИД   29325111 .
  10. ^ Видьясагаран, Алабама; Сиддики, К.; Канаан, М. (2016). «Употребление бездымного табака и риск сердечно-сосудистых заболеваний: систематический обзор и метаанализ» (PDF) . Европейский журнал профилактической кардиологии . 23 (18): 1970–1981. дои : 10.1177/2047487316654026 . ISSN   2047-4873 . ПМИД   27256827 . S2CID   206820997 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Зумбройх, Томас Дж. (2007–2008). «Происхождение и распространение жевания бетеля: синтез данных из Южной Азии, Юго-Восточной Азии и за ее пределами» . Электронный журнал индийской медицины . 1 : 87–140. Архивировано из оригинала 23 марта 2019 года . Проверено 22 января 2019 г.
  12. ^ Ноуэлл, CE (1962). «Аккаунт Антонио Пигафетты». Кругосветное путешествие Магеллана . Эванстон: Издательство Северо-Западного университета. hdl : 2027/mdp.39015008001532 . ОСЛК   347382 .
  13. ^ «Археологические свидетельства из Таиланда, Индонезии и Филиппин» . Архивировано из оригинала 24 октября 2020 года . Проверено 17 августа 2008 г.
  14. ^ «Тепак Сирих – © 2023 БАДАН ВАРИСАН МАЛАЙЗИЯ. Все права защищены» . 5 июля 2017 года. Архивировано из оригинала 2 ноября 2023 года . Проверено 22 октября 2023 г.
  15. ^ Сенгупта, Джой (9 октября 2008 г.). «Продавать листья бетеля? Вас немедленно депортируют» . KhaleejTimes.com . Архивировано из оригинала 15 сентября 2009 года.
  16. ^ Паттнаик, Навин (1993). Сад жизни: введение в целебные растения Индии . Даблдэй. п. 70 . ISBN  978-0-385-42469-1 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Карим, ASM Enayet (2012). «Пан1» . В исламе Сираджуль ; Джамал, Ахмед А. (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.). Азиатское общество Бангладеш . Архивировано из оригинала 18 марта 2016 года . Проверено 15 марта 2016 г.
  18. ^ «Совет Брента начал преследование плевков Паана» . Новости Би-би-си . 23 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 5 марта 2012 г. . Проверено 14 февраля 2012 г.
  19. ^ «Штрафы могут быть эффективным средством предотвращения плевания людей на улицах» . ДНК . 25 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 28 февраля 2013 г. Проверено 14 февраля 2012 г.
  20. ^ Махапатра; и др. (21 марта 2011 г.). «Паан теряет вкус» . Архивировано из оригинала 19 марта 2011 года . Проверено 28 марта 2011 г.
  21. ^ «Анализ доли рынка индийской пан-масалы» . Новости отрасли . Архивировано из оригинала 20 октября 2020 года . Проверено 20 февраля 2020 г.
  22. ^ «Любите Банараси Паан? Узнайте обо всех видах Паана, доступных в Банарасе» . НДТВ Еда . Архивировано из оригинала 20 декабря 2021 года . Проверено 20 декабря 2021 г.
  23. ^ «Легендарный материал» . Финансовый экспресс . Архивировано из оригинала 20 декабря 2021 года . Проверено 20 декабря 2021 г.
  24. ^ «Пищевой поворот Банараси» . Индийская культура . Архивировано из оригинала 20 декабря 2021 года . Проверено 20 декабря 2021 г.
  25. ^ Перейти обратно: а б «Традиция бетеля и ее культурная ценность» (на малайском языке). MelayuOnline.com. Архивировано из оригинала 5 мая 2014 года . Проверено 5 мая 2014 г.
  26. ^ Перейти обратно: а б Ажари, Эвада. «Менгинанг адала» (на индонезийском языке). Архивировано из оригинала 15 ноября 2023 года . Проверено 13 мая 2014 г. - через Academia.edu.
  27. ^ Перейти обратно: а б Паулино, Иветт К.; Новотны, Рэйчел; Миллер, Мэри Джейн; Мерфи, Сюзанна П. (март 2011 г.). «Практика жевания орехов арека (бетель) среди населения Микронезии» . Гавайский журнал общественного здравоохранения . 3 (1): 19–29. ПМЦ   4322768 . ПМИД   25678943 .
  28. ^ Жевание бетеля и орехов арека и некоторые нитрозамины, полученные из орехов арека . Том. 85. Всемирная организация здравоохранения. 2004. с. 68. ИСБН  978-92-832-1285-0 .
  29. ^ Перейти обратно: а б Сикинс, Дональд М. (2006). Исторический словарь Бирмы (Мьянмы) . Пугало Пресс. п. 109 . ISBN  978-0-8108-5476-5 .
  30. ^ Перейти обратно: а б Форбс, Чарльз Джеймс (1878). Британская Бирма и ее жители . Дж. Мюррей.
  31. ^ Рид, Роберт; Майкл Гросберг (2005). Мьянма (Бирма) . Одинокая планета. п. 290. ИСБН  978-1-74059-695-4 .
  32. ^ Хин Мят (2 июля 2007 г.). «Жевателям бетеля грозит опасность для здоровья» . Мьянма Таймс . Архивировано из оригинала 26 мая 2013 года . Проверено 17 апреля 2012 г.
  33. ^ Перейти обратно: а б Оо, Хтун Наинг; Мьинт, Йи Йи; Маунг, Чан Ньеин; Оо, Пью Син; Ченг, Цзюнь; Маруяма, Сатоши; Ямадзаки, Манабу; Яги, Минору; Савайр, Фалех А.; Саку, Такаши (2011). «Рак полости рта в Мьянме: предварительное исследование на основе больничных реестров рака». Журнал патологии полости рта и медицины . 40 (1): 20–6. дои : 10.1111/j.1600-0714.2010.00938.x . ПМИД   20819123 .
  34. ^ Кёлльнер, Хельмут; Аксель Брунс (1998). Мьянма (Бирма) . Издательство Хантер. стр. 13–14. ISBN  978-3-88618-415-6 .
  35. ^ Шенон, Филип (14 июня 1995 г.). «Янгонский журнал; бирманские генералы просят меньше плевка, больше польского языка» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 14 мая 2013 года . Проверено 17 апреля 2012 г.
  36. ^ Йе Каунг Мьинт Маунг (6 августа 2006 г.). «Курение в Шведагоне запрещено» . Мьянма Таймс . Архивировано из оригинала 26 мая 2013 года . Проверено 17 апреля 2012 г.
  37. ^ Нет Нве Мо Аунг (12 июля 2010 г.). «Больше никаких магазинов бетеля рядом со школами» . Мьянма Таймс . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 17 апреля 2012 г.
  38. ^ «Мита или Саада, любовь Карачи к паану не имеет себе равных» . Рассвет . 5 декабря 2016 г. Архивировано из оригинала 21 октября 2020 г. . Проверено 9 декабря 2017 года .
  39. ^ «Паан – умирающая традиция» . «Экспресс Трибьюн» . 20 сентября 2020 г. Проверено 6 июля 2024 г.
  40. ^ «Выращивание листьев бетеля в прибрежной зоне» . Рассвет . 13 мая 2002 г. Архивировано из оригинала 24 октября 2020 г. Проверено 9 декабря 2017 года .
  41. ^ Мир, Амир (3 декабря 2005 г.). «Паан Гали, Чандни Чоук из Лахора» . ДНК . Архивировано из оригинала 28 февраля 2013 года . Проверено 11 октября 2011 г.
  42. ^ «Общественное здравоохранение: «Паан, супари, гукта — ведущие причины рака полости рта» » . Архивировано из оригинала 9 декабря 2017 года . Проверено 9 декабря 2017 года .
  43. ^ Торговец, АТ; Питифат, В. (2015). «Общее, прямое и косвенное влияние паана на рак полости рта» . Рак вызывает контроль . 26 (3): 487–91. дои : 10.1007/s10552-014-0516-x . ПМЦ   4334743 . ПМИД   25542140 .
  44. ^ Нияз, К; Макбул, Ф; Хан, Ф; Бахадар, Х; Исмаил Хасан, нападающий; Абдоллахи, М (2017). «Потребление бездымного табака ( паан и гутха ), распространенность и вклад в развитие рака полости рта» . Эпидемиологическое здоровье . 39 : e2017009. дои : 10.4178/epih.e2017009 . ПМЦ   5543298 . ПМИД   28292008 .
  45. ^ Перейти обратно: а б « Пайпер Бетл Л.» Растения мира онлайн . Королевский ботанический сад, Кью. Архивировано из оригинала 23 апреля 2022 года . Проверено 23 апреля 2022 г.
  46. ^ Перейти обратно: а б с Браун, Уильям Х.; Меррилл, Элмер Д. (1903). «Филиппинские пальмы и продукты из пальмового дерева» . Министерство сельского хозяйства и природных ресурсов, Бюро лесного хозяйства (Бюллетень № 18): 20–23.
  47. ^ Рабочая группа МАИР. «Жевание бетеля и орехов арека» (PDF) . Монографии МАИР . 85 . Всемирная организация здравоохранения: 39–278. Архивировано (PDF) из оригинала 1 июля 2022 года . Проверено 28 апреля 2022 г.
  48. ^ Крейг, Остин; Бенитес, Конрадо (1916). Прогресс Филиппин до 1898 года: Справочник по истории Филиппин, дающий более справедливое представление об участии филиппинцев и дополняющий ошибочные испанские отчеты . Манила: Philippine Education Co., Inc.
  49. ^ Перейти обратно: а б «Багровая зависимость Азии (Бетель)» . Иллюминация . 12 февраля 2016 г. Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 г. . Проверено 28 апреля 2022 г.
  50. ^ Марк Манье (22 января 2009 г.). «Тайваньские «красавицы из ореха бетеля» создают бизнес и ведут дебаты» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 6 марта 2012 года . Проверено 14 апреля 2012 г.
  51. ^ «Вьетнамская легенда: история листа бетеля и ореха арека» . Вьетнамско-американский фонд . Архивировано из оригинала 5 августа 2014 года . Проверено 17 августа 2008 г.
  52. ^ Доклад ВОЗ о глобальной табачной эпидемии, 2008 г.: пакет MPOWER (PDF) . Женева: Всемирная организация здравоохранения. 2008. ISBN  978-92-4-159628-2 . Архивировано из оригинала (PDF) 8 марта 2008 года.
  53. ^ Варнакуласурия, С.; Триведи, К; Питерс, Ти Джей (2002). «Употребление орехов арека: независимый фактор риска рака полости рта» . БМЖ . 324 (7341): 799–800. дои : 10.1136/bmj.324.7341.799 . ПМЦ   1122751 . ПМИД   11934759 .
  54. ^ Дэйв, Бхавана Дж.; Триведи, Амит Х.; Адхватью, Сиддхарт Г. (1992). «Роль потребления орехов арека в возникновении рака полости рта. Цитогенетическая оценка». Рак . 70 (5): 1017–23. doi : 10.1002/1097-0142(19920901)70:5<1017::AID-CNCR2820700502>3.0.CO;2-# . ПМИД   1515978 . S2CID   196365532 .
  55. ^ «Лечение рака ротоглотки (взрослые) (PDQ®) – версия для пациентов» . Национальный институт рака . 22 ноября 2019 года . Проверено 28 ноября 2019 г. .
  56. ^ Секретан, Беатрис; Стрейф, Курт; Баан, Роберт; Гросс, Янн; Эль Гиссасси, Фатиха; Бувар, Вероника; Бенбрахим-Таллаа, Ламия; Гуха, Нила; и др. (2009). «Обзор канцерогенов для человека. Часть E: Табак, орех арека, алкоголь, угольный дым и соленая рыба». Ланцет онкологии . 10 (11): 1033–4. дои : 10.1016/S1470-2045(09)70326-2 . ПМИД   19891056 .
  57. ^ Дженг Дж. Х., Чанг MC, Хан LJ (сентябрь 2001 г.). «Роль ореха арека в химическом канцерогенезе, связанном с бетелем: нынешняя осведомленность и перспективы на будущее». Оральная онкология . 37 (6): 477–492. дои : 10.1016/S1368-8375(01)00003-3 . ПМИД   11435174 .
  58. ^ Гарг А., Чатурведи П., Гупта ПК (январь 2014 г.). «Обзор системных побочных эффектов ореха арека или бетеля» . Индийский журнал медицинской и детской онкологии . 35 (1): 3–9. дои : 10.4103/0971-5851.133702 . ПМК   4080659 . ПМИД   25006276 .
  59. ^ Видьясагаран, Алабама; Сиддики, К.; Канаан, М. (2016). «Употребление бездымного табака и риск сердечно-сосудистых заболеваний: систематический обзор и метаанализ» (PDF) . Европейский журнал профилактической кардиологии . 23 (18): 1970–1981. дои : 10.1177/2047487316654026 . ISSN   2047-4873 . ПМИД   27256827 . S2CID   206820997 .
  60. ^ Сенн, М.; Байвог, Ф.; Винмай, Дж.; Мюллер, И.; Роджерсон, С.; Сенн, Н. (2009). «Жевание орехов бетеля во время беременности, провинция Маданг, Папуа-Новая Гвинея». Наркотическая и алкогольная зависимость . 105 (1–2): 126–31. doi : 10.1016/j.drugalcdep.2009.06.021 . ПМИД   19665325 .
  61. ^ Ян, Мэй-Санг; Ли, Чиен-Хунг; Чанг, Шун-Джен; Чунг, Тие-Чи; Цай, Эйнг-Мей; Ко, Аллен Мин-Джен; Ко, Ин-Чин (2008). «Влияние воздействия бетеля на мать во время беременности на неблагоприятные исходы родов среди аборигенов Тайваня». Наркотическая и алкогольная зависимость . 95 (1–2): 134–9. doi : 10.1016/j.drugalcdep.2008.01.003 . ПМИД   18282667 .
  62. ^ Сари, Элизабет Фитриана; Джонсон, Ньюэлл В.; Маккалоу, Майкл Джон; Чирилло, Никола (март 2023 г.). «Данные о глобальном бремени болезней в Индонезии» . «Ланцет». Глобальное здоровье . 11 (3): e336. дои : 10.1016/S2214-109X(23)00004-9 . ISSN   2214-109X . ПМИД   36796975 . S2CID   256938140 . Архивировано из оригинала 19 октября 2023 года . Проверено 13 сентября 2023 г.
  63. ^ Раджакумар, Хамриш Кумар; Коимбатур Сатьябал, Варша; Джабарулла, Колсамма Насрин; Баламуругасан, Пушпа (1 августа 2024 г.). «Разработка и проверка бетеля-года: клинического инструмента для количественной оценки воздействия жевания бетеля с использованием ядерного морфометрического анализа и подтверждения цитоморфологическим анализом» . БМК Рак . 24 (1): 930. doi : 10.1186/s12885-024-12685-w . ISSN   1471-2407 . ПМЦ   11293172 . ПМИД   39090612 .
  64. ^ Каннингем, AB; Ингрэм, В.; Даос Кадати, В.; Хау, Дж.; Судятмоко, С.; Рефли, Р.; Лием, СП; Тари, А.; Марук, Т.; Робианто, Н.; Синлае, А.; Ндун, Ю.; Мадуарта, И.; Сулистьохарди, Д.; Коеслутат, Э. (2011). Скрытая экономика, варианты будущего: торговля недревесными лесными товарами в восточной Индонезии . Австралийский центр международных сельскохозяйственных исследований (ACIAR). ISBN  9781921738685 . Архивировано из оригинала 20 октября 2020 года . Проверено 22 января 2019 г.
  65. ^ Хиткот, Гэри М.; Диего, Винсент П.; Исида, Хадзиме; Сава, Винсент Дж. (2012). «Остебиография замечательного доисторического человека чаморро из Таги, Тиниан». Микронесика . 43 (2): 131–213.
  66. ^ Лебот, В.; Левеск, Ж. (1989). «Происхождение и распространение кавы ( Piper methysticum Forst. F., Piperaceae): фитохимический подход». Аллертония . 5 (2): 223–281.
  67. ^ Бласт, Роберт; Трассель, Стивен (2013). «Австронезийский сравнительный словарь: работа в стадии разработки» . Океаническая лингвистика . 52 (2): 493–523. дои : 10.1353/ол.2013.0016 . S2CID   146739541 .
  68. ^ Махди, Варуно (1999). «Распространение австронезийских лодочных форм в Индийском океане». В Бленче, Роджер; Сприггс, Мэтью (ред.). Археология и язык III: Языки и тексты артефактов . Единая мировая археология. Том. 34. Рутледж. стр. 144–179. ISBN  978-0415100540 .
[ редактировать ]
  • Пищевой состав паана (архивировано 1 апреля 2011 г.)
  • Рабочая группа МАИР по оценке канцерогенных рисков для человека; Международное агентство по исследованию рака (2004 г.). Жевание бетеля и орехов арека и некоторые нитрозамины, полученные из орехов арека . Монографии МАИР по оценке канцерогенных рисков для человека. Том. 85. с. 2004. ISBN  978-92-832-1285-0 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7617c60e74f413e544e20ba96f468d28__1723666380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/76/28/7617c60e74f413e544e20ba96f468d28.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Betel nut chewing - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)