Янминизм
Школа Сердца ( китайский : 心學 ; пиньинь : xīn xué ), или янминизм ( китайский : 陽明學 ; пиньинь : yángmíng xué ; японский : 陽明学 , латинизированный : yōmeigaku ), является одной из основных философских школ неоконфуцианства . основан на идеях идеалиста - неоконфуцианца Ван Шурена (псевдоним которого был Янмин Цзы и поэтому его часто называют Ван Янмин ). На протяжении всей династии Юань , а также в начале династии Мин , магистральной философией в Китае была рационалистическая школа, еще одна школа неоконфуцианства , подчеркивающая важность наблюдательной науки, построенная Чэн И и особенно Чжу Си . [1] Ван Янмин, с другой стороны, развивал свою философию как главную интеллектуальную оппозицию школе Чэн-Чжу. Янминизм считается частью Школы разума, основанной Лу Цзююанем , у которого Янмин черпал вдохновение. Янмин утверждал, что человек может изучить высший принцип (理, пиньинь: Ли) из своего разума, возражая против убеждения Чэна и Чжу о том, что высший принцип можно искать только в объективном мире. Более того, янминизм постулирует единство действий и знаний по отношению к концепциям морали. Идея «рассматривать внутреннее знание и внешнее действие как одно» ( 知行合一 ) является основным принципом янминизма. [2]
Люди, желающие подчеркнуть влияние Лу Цзююаня, иногда называют ее школой Лу-Вана . [3] Синьсюэ рассматривалась как конкурент школы Лисюэ , которую иногда называли школой Чэн-Чжу в честь ее ведущих философов, Чэн И и Чжу Си . [3]
Философия Янмина была унаследована и распространена его учениками. В конце концов, янминизм обогнал школу Чэн-Чжу и начал иметь последователей за пределами Китая. Янминизм оказал влияние на зарождающееся движение против иностранцев в Японии 19 века. [4] В 20 веке японский писатель и националист Юкио Мисима рассматривал янминизм как неотъемлемую часть идеологий, лежащих в основе Реставрации Мэйдзи , а также дальнейшего сопротивления самураев, в частности восстания Синпурэн . [5]
Некоторые считают, что это повлияло на Культурную революцию из-за ее идеи внутренней трансформации. [6]
Происхождение
[ редактировать ]В 1472 году Янмин родился в богатой семье в Юяо , Чжэцзян . Отец Янмина занял первое место на императорском экзамене в 1481 году, поэтому он ожидал, что его дети унаследуют его знания и начнут свою карьеру, участвуя в императорском экзамене. [7]
Когда Янмину было 12 лет, отец Янмина отправил его в частную школу готовиться к экзамену. В восемнадцатилетнем возрасте Янмин беседовал с Лу Ляном был одним из представителей школы Чэн-Чжу , который в то время . Учения Лу значительно усилили интерес Янмина к школе Чэн-Чжу . После их разговоров Янмин сумел прочитать все работы Чжу , размышляя о принципе школы Чэн-Чжу , что «чтобы получить знания, нужно чему-то учиться» ( 格物致知 ). Чтобы практиковать этот принцип, Янмин провел семь дней, ничего не делая, кроме как разглядывая или, так сказать, изучая бамбук, посаженный в саду. [7]
Неудивительно, что он не только ничему не научился у бамбука, но и Янмин серьезно заболел, просидев в саду семь дней. Поэтому Янмин отказался от большей части литературы Чэн-Чжу, а также от идеи сдать императорский экзамен. [7] Вместо этого он начал читать тексты, написанные другими китайскими философами, и в конечном итоге сосредоточил свое внимание на даосизме и Лу Цзююане , чьи работы были главным противником рационалистической школы Чэн-Чжу. [8]
Хотя Янмин потерял веру в императорский экзамен, он все же записался на экзамен ради своего отца. Он сдал экзамен и позже был направлен на работу в строительный отдел центрального правительства. В 1506 году Янмин был замешан в политических конфликтах и вскоре был разжалован в Гуйчжоу , самое безлюдное место Китая того времени. [7] Янмин вскоре оправился от неудачи. Работая над улучшением условий жизни людей в Гуйчжоу, Янмин разработал свои собственные философские принципы, которые тогда были названы янминизмом, основанные на «Великом учении» и . работе Лу [8]
Янминизм стал чрезвычайно популярен в Южном Китае, особенно в Цзянси и Цзяннани (кроме Сучжоу), но не в Аньхое и Фуцзянь, и к шестнадцатому веку ортодоксальная школа Чэн-Чжу даже на Севере не могла игнорировать свои основные философские утверждения. Вера янминистов в то, что все люди одинаково способны к моральному поведению, побудила их выступать за создание сообществ по изучению цзянсюэ и что участие в государстве не было необходимым, что, в свою очередь, привело к подъему движения Дунлинь . Северные литераторы, более зависимые от правительственных путей достижения успеха, чем их южные коллеги, были менее восприимчивы к янминизму. [9]
Основные принципы философии
[ редактировать ]«Высший принцип сокрыт в сердце-разуме»
[ редактировать ]Янмин унаследовал идею Лу Цзююаня о том, что все, что человеку нужно, можно найти в его сердце, в отличие от Чэн-Чжу о том, что нужно учиться на внешних вещах. идеи [10] Этому способствовала поговорка «Высший принцип похоронен в уме».
Янмин утверждает, что в мире существует бесчисленное множество вещей, и мы никогда не сможем изучить их все или даже большую часть из них. Однако, когда мы взаимодействуем с миром, мы используем свое сознание, чтобы смотреть, обонять и слышать то, что происходит вокруг нас. Таким образом, мы можем обнаружить в своем сознании существование всего мира. Если мы подумаем глубже, мы сможем увидеть там даже продолжение мира. Признание пристроек здесь не означает, что можно увидеть всю картину Эйфелевой башни, даже если он никогда не был в Париже. Янмин пытался доказать, что, обладая в нашем сознании законченным набором представлений о мире, мы также овладели высшей философией, истиной мира, высшими принципами, которые руководили нами. и учит нас сквозь века.
Достигните предельного сознания
[ редактировать ]В своей книге «傳習錄» , или «Инструкции по практической жизни и другие неоконфуцианские сочинения на английском языке», Янмин пишет, что «нет ничего, что существует вне нашего разума, нет никакого высшего принципа, существующего вне нашего сердца». [10] Однако проблема в том, что мы позволяем всевозможным эгоистичным желаниям скрывать высший принцип, поэтому мы не можем хорошо применять этот принцип в нашей повседневной жизни. Янмин использует пример в своей книге, чтобы продемонстрировать свою идею: если мы видим, как ребенок падает в колодец с водой, мы не можем не чувствовать себя виноватыми за ребенка. Ощущение плохого здесь является воплощением заложенного в нашем сознании высшего принципа. Но если ребенок окажется сыном самого большого врага, он, в конце концов, не будет его жалеть. [10] Это ситуация, в которой высший принцип прикрыт эгоистическими желаниями. Если человек сможет удалить все эгоистичные желания из своего сердца, то он достигнет высшего сознания, что является конечной целью, которую преследовали многие китайские философы на протяжении веков.
соответствует утверждению Чэн-Чжу : «Чтобы приобрести знание, нужно изучать вещи ( 格物致知 Здесь стоит отметить одну вещь: предельное сознание также в некотором роде )». Это означает, что человек должен вести себя соответствующим образом при определенных обстоятельствах. Например, все знают, что им следует заботиться о благополучии своих семей. Но если человек только спрашивает, чувствуют ли его семьи хорошо или плохо, и ничего не делает, когда получает ответ «чувствует себя плохо», это не может считаться окончательным сознанием. Только то, что человек действительно делает что-то для заботы о своих семьях, можно считать познанием высшего сознания. [10]
Единство внутреннего познания и действия
[ редактировать ]Единство внутреннего знания и действия, или « 知行合一 », вероятно, является самой важной и известной концепцией янминизма. Янмин объясняет эту концепцию так: «Никто не может разделить знание и действие. Если человек знает, он будет действовать. Если человек знает, но не действует, то он никогда на самом деле этого не знал. Если вы можете получить и то, и другое, когда вы знаете что-то, ты уже это делаешь; когда ты что-то делаешь, то ты уже это знаешь».
«Сегодня многие люди рассматривают знания и действия как две разные вещи. Они думают, что сначала необходимо знать, только потом они смогут что-то сделать в этой области. Это приводит их к бездействию, а также к тому, что они ничего не знают».
Другими словами, 知行合一 можно интерпретировать как соответствие своего Высшего Принципа и его объективных действий. В примере с ребенком, падающим в колодец, действие направлено не на то, чтобы спасти ребенка, а на «сочувствие ребенку». И знание, используемая здесь часть Высшего Принципа, — это сочувствие к другим. Те, кто не жалеет ребенка, еще не усвоили знания сочувствия, поэтому не могут применять эти знания в своих действиях.
Подобные идеи можно найти и в западной литературе. В «Демиане » Герман Гессе пишет, что «только мысли, которыми мы живем, имеют какую-либо ценность». [11] Массачусетского технологического института — «Разум и руки». Девиз [12] или «Разум и Рука» также отражают важность объединения внутреннего знания и действий в одно целое.
Учение из четырех предложений
[ редактировать ]В 1528 году, за год до своей смерти, Янмин обобщил свою философию в доктрину, названную « Учение из четырёх предложений ». Оригинальный китайский текст гласит: « Нет хорошего и отвратительного тела, есть хорошие и плохие действия; познавать добро». а зло — это совесть, делать добро и избегать зла — значит соблюдать вещи ». [13] что можно перевести как «Сущность разума лишена добра и зла. Когда намерения сформированы, есть добро и есть зло. «Чистое знание» — это знание добра и знание зла. «Управлять вещами» — значит делать добро и устранить зло».
Философия образования
[ редактировать ]Янмин считает образование наиболее эффективным способом вдохновить людей найти в своем сознании Высший Принцип; это означает, что образовательные учреждения должны не только обучать студентов академическим знаниям, но они также должны обучать студентов моральным и этическим принципам. [14] Он еще раз подчеркнул необходимость объединения знаний и действий в процессе воспитания. [10] Янмин считал, что для того, чтобы чего-то достичь, нужно сначала поставить конкретную цель. [14]
Жанры
[ редактировать ]Левый философский жанр
[ редактировать ]Школа Чжэчжун
[ редактировать ]Известные фигуры в этом жанре включают Не Бао, Цзоу Шоуи , Сюй Цзе и Чжан Цзючжэн . Школа Чжэчжун делает акцент на внутренних добродетелях. Ученые этой школы считают, что добродетели и знания являются основой жизни, утверждая, что следует сосредоточиться исключительно на обучении, а не на активном поиске славы или репутации. Они подчеркивают важность образования. [8]
Правильный философский жанр
[ редактировать ]Школа Тайчжоу
[ редактировать ]Известные фигуры включают Хэ Синьинь, Янь Шаннун и Ван Гэнь . Школа Тайчжоу получила широкое распространение, поскольку ориентирована на широкую публику. Ученые школы Тайчжоу верят, что даже у самого обычного человека есть возможность добиться выдающихся достижений. Каждый является потенциальным святым, поскольку универсальная истина похоронена в его собственном сознании. [8] Школа Тайчжоу восстает как против традиционного, так и против неоконфуцианства.
Критики
[ редактировать ]Китайский историк и философ Ван Фучжи раскритиковал Янмина за то, что он скорее последователь буддизма , чем философ неоконфуцианства . Чрезмерная концентрация Янмина на разуме привела к тому, что его учение содержало негативный настрой, исходящий из его раннего буддийского образования . Фучжи не согласился с Янмином в том, что ни в мире, ни в сознании людей не существует ни добра, ни зла. Он также утверждал, что 知行合一, единство внутреннего знания и действий, привело к тому, что люди больше не могут разделять теории и реальную материю.
В Японии
[ редактировать ]陽明學 , или ようめいがく — ветвь янминизма в Японии. Янминизм был распространен в Японии в поздние периоды династии Мин странствующим японским монахом. С 1568 по 1603 год янминизм в Японии находился на начальной стадии. Позже, когда династия Мин закончилась, некоторые ученые Мин бежали в Японию и способствовали развитию там янминизма. [15] В 1789 году янминизм стал влиятельной философией среди японский. Янминизм также сыграл важную роль в Реставрации Мэйдзи в Японии . [16]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чан, Винг-Цит, изд. (1969). Справочник по китайской философии (изд. New Impression). Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-2003-0 . OCLC 859961526 .
- ^ «Ван Шурен: основатель «единства знания и действия» » 25 июня 2013 г. Архивировано из оригинала 25 июня 2013 г. Проверено 31 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Синьсюэ | Китайская философия | Британника» .
- ^ Равина, Марк (2004). Последний самурай: жизнь и сражения Сайго Такамори . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons. ISBN 0-471-08970-2 . OCLC 51898842 .
- ^ 곽형덕 (2007). «Ма Хэ Сон и его участие в Бунгей-сюнджу и Модерн-нихон» . Журнал корейской современной литературы (33): 5–34. дои : 10.35419/кмлит.2007..33.001 . ISSN 1229-9030 .
- ^ Теобальд, Ульрих. «Школа человеческого разума 心學 (www.chinaknowledge.de)» . www.chinaknowledge.de . Проверено 7 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Гуань Сю, Чжан Тинчжун История Мин .
- ^ Jump up to: а б с д Случай минского конфуцианства .
- ^ Чанг Воэй Онг (2020). Ли Мэнъян, разрыв между Севером и Югом и обучение грамоте в Китае эпохи династии Мин . БРИЛЛ. стр. 67–69, 277, 288–289. ISBN 978-1684170883 .
- ^ Jump up to: а б с д и Ван, Шурен .
- ^ Гессен, Герман. (2019). Демьян . Дримскейп Медиа. ISBN 978-1-9749-3912-1 . OCLC 1080083089 .
- ^ «Ум и рука» . Прием в Массачусетский технологический институт . 3 февраля 2006 г. Проверено 14 февраля 2020 г.
- ^ «Четыре предложения» Ван Янмина: Знать добро и зло – это совесть. ( на китайском (Тайвань)) . Проверено 14 февраля 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б «У Гуан: Глубокие смыслы образовательной мысли Ван Янмина заслуживают размышления в пяти просветлениях. [Изображение] — Канал Гуйчжоу — People's Daily Online» . gz.people.com.cn Проверено 14 февраля 2020 г.
- ^ «Практический дух японской янмейологии»: японская янмейология, которая сильно отличается от китайской - Guoxue.net» (на китайском языке (Китай)) . Проверено 14 февраля 2020 г. .
- ^ «Современный апокалипсис исследований Янмина — основная тема» www.ebusinessreview.cn Проверено 14 февраля 2020 г.