Михаил Глинка

Mikhail Ivanovich Glinka (Russian: Михаил Иванович Глинка [ а ] , romanized : Mikhail Ivanovich Glinka [ б ] , IPA: [mʲɪxɐˈil‿ɨˈvanəvʲɪdʑ‿ˈɡlʲinkə] ; 1 июня [ OS 20 мая] 1804 — 15 февраля [ OS 3 февраля] 1857) был первым русским композитором, получившим широкое признание в своей стране, и часто считается источником русской классической музыки . [ 2 ] Его композиции оказали большое влияние на других русских композиторов, особенно на участников группы The Five , создавших особый русский стиль музыки.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]
Глинка родился в селе Новоспасское, недалеко от реки Десны Смоленской губернии Российской империи (ныне Ельнинского района Смоленской области ). Его богатый отец вышел в отставку в звании армейского капитана, и в семье существовали сильные традиции преданности и служения царям , а несколько членов его большой семьи имели живые культурные интересы. Его прапрадедом был дворянин Речи Посполитой Викторин Владислав Глинка с Тшаска герба , которому были пожалованы земли в Смоленском воеводстве . В 1655 году Викторин принял православие с новым именем Яков Яковлевич (Иаков, сын Иакова) и остался владельцем своих земель при царе. Герб был первоначально получен после его обращения из литовского язычества в католицизм согласно Городловской унии . [ 3 ] [ 4 ]
Михаила воспитывала чрезмерно опекающая и балующая бабушка по отцовской линии, которая кормила его сладостями, закутывала в меха и запирала в своей комнате, в которой поддерживалась температура 25 °C (77 °F). Соответственно, он стал чем-то вроде ипохондрика и позже в жизни пользовался услугами многочисленных врачей и часто становился жертвой шарлатанов . Единственной музыкой, которую он слышал в своем юношеском заточении, были звуки деревенских церковных колоколов и народные песни проходящих крестьянских хоров. Церковные колокола были настроены на диссонансный аккорд, и его уши привыкли к резкой гармонии. В то время как его няня иногда пела народные песни, крестьянские хоры, певшие в подголосочной технике (импровизированный стиль - буквально «под голос» - с использованием импровизированных диссонансных гармоний ниже мелодии), влияли на его независимость от плавного развития западной гармонии .
После смерти бабушки он переехал в поместье своего дяди по материнской линии примерно в 10 километрах (6 миль) от него, где услышал оркестр своего дяди, в репертуар которого входили Гайдн , Моцарт и Бетховен . Примерно в десять лет он услышал, как они играют квартет кларнетов финского композитора Бернхарда Хенрика Круселла , что оказало на него глубокое влияние. «Музыка — моя душа», — написал он много лет спустя, вспоминая этот опыт. Гувернантка обучала его русскому, немецкому, французскому языку и географии, но он также обучался игре на фортепиано и скрипке.
В 13 лет Глинка отправился в столицу Санкт-Петербург , чтобы посещать школу для дворянских детей. Он выучил латынь, английский и персидский язык, изучал математику и зоологию и значительно расширил свой музыкальный опыт. Он получил три урока игры на фортепиано у Джона Филда , ирландского композитора ноктюрнов , проведшего некоторое время в Санкт-Петербурге. Затем он продолжил уроки игры на фортепиано у Чарльза Майера и начал сочинять музыку. [ 3 ]

Когда он окончил школу, его отец хотел, чтобы он поступил на работу в министерство иностранных дел, и он был назначен помощником секретаря Департамента автомобильных дорог общего пользования. Легкая работа позволила Глинке освоиться в жизни музыкального дилетанта , посещая городские гостиные и светские собрания. Он уже сочинял большое количество музыки, например меланхолических романсов, развлекавших богатых любителей. Его песни являются одними из самых интересных частей его творчества этого периода.
В 1830 году по рекомендации врача Глинка отправился в Италию с Ивановым тенором Они неторопливо проехали через Германию и Швейцарию, прежде чем обосноваться в Милане. Там Глинка брал уроки в консерватории у Франческо Базили . Он боролся с контрапунктом , который находил его утомительным. После трех лет прослушивания певцов, романтических отношений с женщинами своей музыкой и встреч с известными людьми, включая Мендельсона и Берлиоза , он разочаровался в Италии. Он понял, что миссия его жизни — вернуться в Россию, писать по-русски и сделать для русской музыки то, что Доницетти и Беллини сделали для итальянской музыки.
Возвращение его пролегло через Альпы, и он на некоторое время остановился в Вене, где услышал музыку Ференца Листа . Он пробыл еще пять месяцев в Берлине , где изучал композицию у выдающегося педагога Зигфрида Дена . « Каприччио на русские темы» для фортепианного дуэта и неоконченная симфония на две русские темы Важными произведениями этого периода были .
Когда в 1834 году до Глинки дошла весть о смерти его отца, он покинул Берлин и вернулся в Новоспасское.
Карьера
[ редактировать ]
Находясь в Берлине, Глинка влюбился в красивую и талантливую певицу, для которой написал « Шесть этюдов для контральто» . Он придумал план вернуться к ней, но когда немецкая горничная его сестры появилась без необходимых документов, чтобы пересечь с ним границу, он отказался от своего плана, как и от своей любви, и повернул на север, в Санкт-Петербург. Там он воссоединился с матерью и познакомился с Марией Петровной Ивановой. После недолгих ухаживаний они поженились, но брак оказался недолгим, так как Мария была бестактна и не интересовалась его музыкой. Говорят, что его первоначальная привязанность к ней вдохновила трио в первом акте его оперы « Жизнь за царя» (1836), но его от природы мягкий характер огрубел под постоянной критикой со стороны жены и тещи. Когда брак распался, она снова вышла замуж, и Глинка съехался к его матери, а позже и к сестре Людмиле Шестаковой. [ 3 ]
«Жизнь за царя» — первая из двух великих опер Глинки. Первоначально оно называлось « Иван Сусанин» . Действие происходит в 1612 году. В нем рассказывается история русского крестьянина и героя-патриота Ивана Сусанина , который жертвует своей жизнью ради царя , сбивая с пути группу мародерствующих поляков, охотившихся за ним. Сам царь Николай I с интересом следил за ходом работы и предложил изменить название. Премьера 9 декабря 1836 года под руководством Каттерино Кавоса , написавшего оперу на ту же тему в Италии, имела большой успех. За работу Глинку царь наградил перстнем стоимостью 4000 рублей . (В советское время опера ставилась под первоначальным названием « Иван Сусанин». )
В 1837 году Глинка был назначен преподавателем Императорского хора капеллы с годовым жалованьем в 25 000 рублей и проживанием при дворе. В 1838 году по предложению царя он отправился на Украину, чтобы собрать новые голоса для хора; найденные им 19 новых мальчиков принесли ему еще 1500 рублей от царя.
Вскоре он приступил к своей второй опере «Руслан и Людмила» . Сюжет по мотивам повести Александра Пушкина был состряпан за 15 минут Константином Бахтуриным , поэтом, находившимся в тот момент в нетрезвом состоянии. Следовательно, опера представляет собой драматическую путаницу, но качество музыки Глинки выше, чем в «Жизни за царя» . В увертюре представлена нисходящая целотоновая гамма, связанная со злодейским карликом Черномором, похитившим Людмилу, дочь киевского князя . Здесь много итальянской колоратуры , а в третьем акте есть несколько рутинных балетных номеров, но большое достижение Глинки заключается в использовании народной мелодии, которая полностью проникает в музыкальную аргументацию . Большая часть заимствованного народного материала имеет восточное происхождение. Когда он дебютировал 9 декабря 1842 года, он был принят прохладно, но впоследствии приобрел популярность.
Спустя годы
[ редактировать ]
Глинка пережил унылый год после плохого приема Руслана и Людмилы . Его настроение поднялось, когда он побывал в Париже и Испании. В Испании он встретил дона Педро Фернандеса, своего секретаря и компаньона последние девять лет его жизни. [ 5 ] В Париже Гектор Берлиоз дирижировал некоторыми отрывками из опер Глинки и написал о нем благодарную статью. Глинка, в свою очередь, восхищался музыкой Берлиоза и решил сочинить несколько питтореск-фантазий для оркестра. Начиная с 1852 года, он провел два года в Париже, спокойно живя и часто посещая ботанический и зоологический сады . Затем он переехал в Берлин, где через пять месяцев внезапно скончался 15 февраля 1857 года от простуды . Похоронен в Берлине, но через несколько месяцев его тело было перевезено в Санкт-Петербург и перезахоронено на кладбище Александро-Невской лавры .
Генезис русского стиля
[ редактировать ]Глинки положило начало новому направлению в русской музыке. [ 6 ] [ 7 ] Музыкальная культура пришла в Россию из Европы, и впервые именно русская музыка стала выступать в операх Глинки. В ее основу часто брались исторические события, но впервые они были представлены реалистично. [ 7 ] [ 8 ]
Первым это новое направление отметил Александр Серов . [ 9 ] Затем к нему присоединился его друг Владимир Стасов . [ 9 ] кто стал теоретиком этого культурного направления; [ 8 ] его дальнейшее развитие получили композиторы « Пятерки ». [ 6 ] [ 7 ]
Современный российский музыкальный критик Виктор Коршиков писал: «Русская музыкальная культура [не развилась бы] без... трех опер — «Иван Сусанин» , «Руслан и Людмила» и «Каменный гость» . «Сусанин» — опера, где главным героем является народ; «Руслан» — мифическая, глубоко русская интрига, и в «Гесте » драма доминирует над мягкостью красоты звука». [ 10 ] Две из этих опер — «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» — были написаны Глинкой.
Творчество Глинки, композиторов и других творческих людей, которых он вдохновлял, сыграло важную роль в развитии самобытного русского художественного стиля, занимающего видное место в мировой культуре.
Наследие
[ редактировать ]

После смерти Глинки относительные достоинства двух его опер стали предметом жарких споров в музыкальной прессе, особенно между Владимиром Стасовым и его бывшим другом Александром Серовым . Оркестровое сочинение Глинки «Камаринская» назвал (1848) Петр Ильич Чайковский «желудём, из которого вырос дуб» позднейшей русской симфонической музыки. [ 11 ]
В 1884 году Митрофан Беляев учредил ежегодную премию имени Глинки, среди первых лауреатов которой были Александр Бородин , Милий Балакирев , Чайковский, Николай Римский-Корсаков , Сезар Кюи и Анатолий Лядов .
За пределами России некоторые оркестровые произведения Глинки пользовались достаточной популярностью в концертах и записях. Помимо известных увертюр к операм (особенно блестящей энергичной увертюры к «Руслану» ), к его крупнейшим оркестровым произведениям относятся симфоническая поэма «Камаринская» (1848), основанная на русских народных песнях; и две испанские работы: «Ночь в Мадриде» (1848, 1851) и «Хота Арагонеса» (1845). Он также написал множество авторских песен и пьес для фортепиано, а также несколько камерной музыки. [ 12 ]
Меньшим произведением, получившим внимание в последнее десятилетие ХХ века, была « Патриотическая песня » Глинки, предположительно написанная для конкурса на создание государственного гимна в 1833 году. В 1990 году Верховный Совет России принял ее в качестве регионального гимна Российской Федерации. Советская Федеративная Социалистическая Республика , которая до этого была единственным советским государством без собственного гимна. [ 13 ] После распада Советского Союза и Российской СФСР гимн неофициально сохранялся до тех пор, пока он не был официально утвержден в качестве государственного гимна России в 1993 году, где он оставался таковым до 2000 года, когда он был заменен советским гимном с новым текстом. [ 14 ]
три российские консерватории Именем Глинки названы :
- Nizhny Novgorod State Conservatory ( Russian : Нижегородская государственная консерватория им. М.И.Глинки ) [ 15 ]
- Novosibirsk State Conservatory ( Russian : Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И.Глинки ) [ 16 ]
- Magnitogorsk State Conservatory ( Russian : Магнитогорская государственная консерватория ) [ 17 ]
Soviet astronomer Lyudmila Chernykh named a minor planet 2205 Glinka in his honor. It was discovered in 1973. [ 18 ] . Его именем назван кратер на Меркурии
Глинкаштрассе в Берлине была названа в честь Глинки. После протестов Джорджа Флойда станцию берлинского метро было Mohrenstraße предложено переименовать в «Glinkastraße», примыкающую к станции. План был отменен из-за известного антисемитизма Глинки. [ 19 ]
В сентябре 2022 года, после вторжения России в Украину , улица в Днепре , Украина, названная в честь Глинки, была переименована в честь королевы Елизаветы II . [ 20 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]
Волнующая увертюра к опере Глинки «Руслан и Людмила» звучит как тема многолетнего американского телевизионного комедийного сериала « Мама» . Его создатели почувствовали, что динамичная и сложная оркестровая музыка отражает борьбу персонажей за преодоление своих деструктивных привычек и не отставание от требований повседневной жизни. [ 21 ]
Работает
[ редактировать ]СМИ
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ In Glinka's day, his name was written Михаилъ Ивановичъ Глинка .
- ^ ALA-LC Для его имени используется русская транслитерация , результат здесь идентичен BGN/PCGN. Система ISO 9: Михаил Иванович Глинка . [ 1 ] Латинское : Михаил, сын Иоанна Глинки .
- ^ «Русский язык – система транслитерации ALA-LC» . transliteration.com . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ «...рассматривается соотечественниками как источник и первоисточник русской музыки», в «Русском симфоническом оркестре», New York Times , 1904-11-13, стр. 10.
- ^ Перейти обратно: а б с "Михаил Иванович Глинка — русский композитор" . Школьное дополнительное образование: классическая музыка. Archived from the original on 11 August 2011 . Retrieved 18 October 2009 .
- ^ «Сертификат семьи Глинки» . gerbovnik.ru (на русском языке). Генеральный гербовник дворянских родов Российской империи . Проверено 7 января 2021 г.
- ^ Grove Music Online "Глинка"
- ^ Перейти обратно: а б Михаил Глинка
- ^ Перейти обратно: а б с Creativity M.I. Glinka // ru: Творчество М.И. Глинки (лекция)
- ^ Перейти обратно: а б Culture: The Works of Glinka // ru: Творчество Глинки
- ^ Перейти обратно: а б "Александр Серов (Alexander Serov)" (in Russian). Классическая музыка . Retrieved 17 March 2013 .
- ^ Victor Korshikov . Do you want, I'll teach you to love the opera. And not only about the music. Publishing house Ya T. Moscow, 2007 // ru: Виктор Коршиков. Хотите, я научу вас любить оперу. О музыке и не только. Издательство ЯТЬ. Москва, 2007
- ^ «Михаил Глинка — Репертуарный архив» . abt.org . Американский театр балета . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ Ю. Н. Фост — Память о М. И. Глинке в Берлине
- ^ Указ Верховного Совета РСФСР от 23.11.1990 г. О Государственном гимне РСФСР. [О Государственном гимне РСФСР]. Верховный Совет РСФСР (на русском языке). Lawrussia.ru. 23 ноября 1990 года. Архивировано из оригинала 27 января 2016 года . Проверено 25 января 2015 г.
- ^ «Указ Президента» [Указ Президента о Государственном Гимне Российской Федерации]. Президент Российской Федерации (на русском языке). Lawrussia.ru. 11 декабря 1993 года. Архивировано из оригинала 22 марта 2015 года . Проверено 25 января 2015 г.
- ^ "Нижегородская государственная консерватория им. М.И.Глинки (НГК им. М.И.Глинки)" (in Russian). uic.nnov.ru. Archived from the original on 11 January 2008 . Retrieved 15 July 2007 .
- ^ «Консерватория.ру» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 5 сентября 2007 г.
- ^ magkmusic.com
- ^ Шмадель, Лутц Д. (2003). Словарь названий малых планет (5-е изд.). Нью-Йорк: Springer Verlag. стр. 179. ИСБН 3-540-00238-3 .
- ^ «Моренштрассе: Берлинский фарс по поводу переименования «расистской» станции» . Новости Би-би-си . 9 июля 2020 г.
- ^ «В центре Днепра появилась улица Степана Бандеры – городского головы» . Украинская правда (на украинском языке). 21 сентября 2022 г. Проверено 18 октября 2022 г.
- ^ «Сквозь мрачный фарс: Как увертюра Глинки стала лейтмотивом ситкома «Мама» » . WMFT, Чикаго . 27 октября 2017 г.
Источники
- Браун, Дэвид (1974). Михаил Глинка, биографическое и критическое исследование , Oxford University Press.
- Глинка Михаил Иванович, биографическая энциклопедия, на русском языке на сайте biografija.ru.
- Ноулз, Джон Пейн (ред.), Теодор Томас и Карл Клаузер (1891). Знаменитые композиторы и их произведения , компания JB Millet.
- Тарускин, Ричард, «Глинка, Михаил» в , Оперном словаре New Grove (ред.) Стэнли Сэди (Лондон, 1992) ISBN 0-333-73432-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Работы Михаила Ивановича Глинки или о нем в Wikisource
- Список работ (на немецком языке)
- Цилиндрическая запись композиции Глинки из проекта по сохранению и оцифровке цилиндров в библиотеке Калифорнийского университета в Санта-Барбаре .
- Глинка – автор гимна России (на русском языке) К.Ковалева .
- Симфонический оркестр школ Лестершира исполняет «Руслан и Людмила» увертюру на YouTube. Короткое видео 1998 года.
- Хор «Слава» из оперы «Жизнь за царя» на YouTube
- Бесплатные партитуры Михаила Глинки в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Михаила Глинки в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Тургенев и Глинка (с музыкальными отрывками)
- Михаил Глинка
- 1804 рождения
- 1857 смертей
- Жители Смоленской области.
- Жители Ельнинского уезда.
- Выходцы из Российской империи польского происхождения
- Композиторы Российской Империи.
- Российские оперные композиторы-мужчины
- Авторы национального гимна
- русские оперные композиторы
- Русские композиторы-романтики
- Композиторы-классики XIX века
- Музыканты-мужчины XIX века
- Музыканты-мужчины XIX века из Российской империи
- Ученики Зигфрида Дена
- Похороны на Тихвинском кладбище.
- Семья Глинки