Jump to content

Михаил Глинка

(Перенаправлено с Михаила Глинки )

Portrait of Mikhail Glinka by Karl Bryullov , 1840

Mikhail Ivanovich Glinka (Russian: Михаил Иванович Глинка [ а ] , romanized : Mikhail Ivanovich Glinka [ б ] , IPA: [mʲɪxɐˈil‿ɨˈvanəvʲɪdʑ‿ˈɡlʲinkə] ; 1 июня [ OS 20 мая] 1804 — 15 февраля [ OS 3 февраля] 1857) был первым русским композитором, получившим широкое признание в своей стране, и часто считается источником русской классической музыки . [ 2 ] Его композиции оказали большое влияние на других русских композиторов, особенно на участников группы The Five , создавших особый русский стиль музыки.

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]
Глинки, фамильный герб.

Глинка родился в селе Новоспасское, недалеко от реки Десны Смоленской губернии Российской империи (ныне Ельнинского района Смоленской области ). Его богатый отец вышел в отставку в звании армейского капитана, и в семье существовали сильные традиции преданности и служения царям , а несколько членов его большой семьи имели живые культурные интересы. Его прапрадедом был дворянин Речи Посполитой Викторин Владислав Глинка с Тшаска герба , которому были пожалованы земли в Смоленском воеводстве . В 1655 году Викторин принял православие с новым именем Яков Яковлевич (Иаков, сын Иакова) и остался владельцем своих земель при царе. Герб был первоначально получен после его обращения из литовского язычества в католицизм согласно Городловской унии . [ 3 ] [ 4 ]

Михаила воспитывала чрезмерно опекающая и балующая бабушка по отцовской линии, которая кормила его сладостями, закутывала в меха и запирала в своей комнате, в которой поддерживалась температура 25 °C (77 °F). Соответственно, он стал чем-то вроде ипохондрика и позже в жизни пользовался услугами многочисленных врачей и часто становился жертвой шарлатанов . Единственной музыкой, которую он слышал в своем юношеском заточении, были звуки деревенских церковных колоколов и народные песни проходящих крестьянских хоров. Церковные колокола были настроены на диссонансный аккорд, и его уши привыкли к резкой гармонии. В то время как его няня иногда пела народные песни, крестьянские хоры, певшие в подголосочной технике (импровизированный стиль - буквально «под голос» - с использованием импровизированных диссонансных гармоний ниже мелодии), влияли на его независимость от плавного развития западной гармонии .

После смерти бабушки он переехал в поместье своего дяди по материнской линии примерно в 10 километрах (6 миль) от него, где услышал оркестр своего дяди, в репертуар которого входили Гайдн , Моцарт и Бетховен . Примерно в десять лет он услышал, как они играют квартет кларнетов финского композитора Бернхарда Хенрика Круселла , что оказало на него глубокое влияние. «Музыка — моя душа», — написал он много лет спустя, вспоминая этот опыт. Гувернантка обучала его русскому, немецкому, французскому языку и географии, но он также обучался игре на фортепиано и скрипке.

В 13 лет Глинка отправился в столицу Санкт-Петербург , чтобы посещать школу для дворянских детей. Он выучил латынь, английский и персидский язык, изучал математику и зоологию и значительно расширил свой музыкальный опыт. Он получил три урока игры на фортепиано у Джона Филда , ирландского композитора ноктюрнов , проведшего некоторое время в Санкт-Петербурге. Затем он продолжил уроки игры на фортепиано у Чарльза Майера и начал сочинять музыку. [ 3 ]

Глинка и 1856 г.

Когда он окончил школу, его отец хотел, чтобы он поступил на работу в министерство иностранных дел, и он был назначен помощником секретаря Департамента автомобильных дорог общего пользования. Легкая работа позволила Глинке освоиться в жизни музыкального дилетанта , посещая городские гостиные и светские собрания. Он уже сочинял большое количество музыки, например меланхолических романсов, развлекавших богатых любителей. Его песни являются одними из самых интересных частей его творчества этого периода.

В 1830 году по рекомендации врача Глинка отправился в Италию с Ивановым Кузьмичем Николаем . тенором Они неторопливо проехали через Германию и Швейцарию, прежде чем обосноваться в Милане. Там Глинка брал уроки в консерватории у Франческо Базили . Он боролся с контрапунктом , который находил его утомительным. После трех лет прослушивания певцов, романтических отношений с женщинами своей музыкой и встреч с известными людьми, включая Мендельсона и Берлиоза , он разочаровался в Италии. Он понял, что миссия его жизни — вернуться в Россию, писать по-русски и сделать для русской музыки то, что Доницетти и Беллини сделали для итальянской музыки.

Возвращение его пролегло через Альпы, и он на некоторое время остановился в Вене, где услышал музыку Ференца Листа . Он пробыл еще пять месяцев в Берлине , где изучал композицию у выдающегося педагога Зигфрида Дена . « Каприччио на русские темы» для фортепианного дуэта и неоконченная симфония на две русские темы Важными произведениями этого периода были .

Когда в 1834 году до Глинки дошла весть о смерти его отца, он покинул Берлин и вернулся в Новоспасское.

Портрет Глинки Ильей Репина был написан через тридцать лет после смерти композитора

Находясь в Берлине, Глинка влюбился в красивую и талантливую певицу, для которой написал « Шесть этюдов для контральто» . Он придумал план вернуться к ней, но когда немецкая горничная его сестры появилась без необходимых документов, чтобы пересечь с ним границу, он отказался от своего плана, как и от своей любви, и повернул на север, в Санкт-Петербург. Там он воссоединился с матерью и познакомился с Марией Петровной Ивановой. После недолгих ухаживаний они поженились, но брак оказался недолгим, так как Мария была бестактна и не интересовалась его музыкой. Говорят, что его первоначальная привязанность к ней вдохновила трио в первом акте его оперы « Жизнь за царя» (1836), но его от природы мягкий характер огрубел под постоянной критикой со стороны жены и тещи. Когда брак распался, она снова вышла замуж, и Глинка съехался к его матери, а позже и к сестре Людмиле Шестаковой. [ 3 ]

«Жизнь за царя» — первая из двух великих опер Глинки. Первоначально оно называлось « Иван Сусанин» . Действие происходит в 1612 году. В нем рассказывается история русского крестьянина и героя-патриота Ивана Сусанина , который жертвует своей жизнью ради царя , сбивая с пути группу мародерствующих поляков, охотившихся за ним. Сам царь Николай I с интересом следил за ходом работы и предложил изменить название. Премьера 9 декабря 1836 года под руководством Каттерино Кавоса , написавшего оперу на ту же тему в Италии, имела большой успех. За работу Глинку царь наградил перстнем стоимостью 4000 рублей . (В советское время опера ставилась под первоначальным названием « Иван Сусанин». )

В 1837 году Глинка был назначен преподавателем Императорского хора капеллы с годовым жалованьем в 25 000 рублей и проживанием при дворе. В 1838 году по предложению царя он отправился на Украину, чтобы собрать новые голоса для хора; найденные им 19 новых мальчиков принесли ему еще 1500 рублей от царя.

Вскоре он приступил к своей второй опере «Руслан и Людмила» . Сюжет по мотивам повести Александра Пушкина был состряпан за 15 минут Константином Бахтуриным , поэтом, находившимся в тот момент в нетрезвом состоянии. Следовательно, опера представляет собой драматическую путаницу, но качество музыки Глинки выше, чем в «Жизни за царя» . В увертюре представлена ​​нисходящая целотоновая гамма, связанная со злодейским карликом Черномором, похитившим Людмилу, дочь киевского князя . Здесь много итальянской колоратуры , а в третьем акте есть несколько рутинных балетных номеров, но большое достижение Глинки заключается в использовании народной мелодии, которая полностью проникает в музыкальную аргументацию . Большая часть заимствованного народного материала имеет восточное происхождение. Когда он дебютировал 9 декабря 1842 года, он был принят прохладно, но впоследствии приобрел популярность.

Спустя годы

[ редактировать ]
Portrait of Mikhail Glinka by Yakov Yanenko, 1840

Глинка пережил унылый год после плохого приема Руслана и Людмилы . Его настроение поднялось, когда он побывал в Париже и Испании. В Испании он встретил дона Педро Фернандеса, своего секретаря и компаньона последние девять лет его жизни. [ 5 ] В Париже Гектор Берлиоз дирижировал некоторыми отрывками из опер Глинки и написал о нем благодарную статью. Глинка, в свою очередь, восхищался музыкой Берлиоза и решил сочинить несколько питтореск-фантазий для оркестра. Начиная с 1852 года, он провел два года в Париже, спокойно живя и часто посещая ботанический и зоологический сады . Затем он переехал в Берлин, где через пять месяцев внезапно скончался 15 февраля 1857 года от простуды . Похоронен в Берлине, но через несколько месяцев его тело было перевезено в Санкт-Петербург и перезахоронено на кладбище Александро-Невской лавры .

Генезис русского стиля

[ редактировать ]

Глинки положило начало новому направлению в русской музыке. [ 6 ] [ 7 ] Музыкальная культура пришла в Россию из Европы, и впервые именно русская музыка стала выступать в операх Глинки. В ее основу часто брались исторические события, но впервые они были представлены реалистично. [ 7 ] [ 8 ]

Первым это новое направление отметил Александр Серов . [ 9 ] Затем к нему присоединился его друг Владимир Стасов . [ 9 ] кто стал теоретиком этого культурного направления; [ 8 ] его дальнейшее развитие получили композиторы « Пятерки ». [ 6 ] [ 7 ]

Современный российский музыкальный критик Виктор Коршиков писал: «Русская музыкальная культура [не развилась бы] без... трех опер — «Иван Сусанин» , «Руслан и Людмила» и «Каменный гость» . «Сусанин» — опера, где главным героем является народ; «Руслан» — мифическая, глубоко русская интрига, и в «Гесте » драма доминирует над мягкостью красоты звука». [ 10 ] Две из этих опер — «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» — были написаны Глинкой.

Творчество Глинки, композиторов и других творческих людей, которых он вдохновлял, сыграло важную роль в развитии самобытного русского художественного стиля, занимающего видное место в мировой культуре.

Наследие

[ редактировать ]
Могила Михаила Глинки на Тихвинском кладбище Санкт-Петербурга.
Статуя возле Мариинского театра в Санкт-Петербурге

После смерти Глинки относительные достоинства двух его опер стали предметом жарких споров в музыкальной прессе, особенно между Владимиром Стасовым и его бывшим другом Александром Серовым . Оркестровое сочинение Глинки «Камаринская» назвал (1848) Петр Ильич Чайковский «желудём, из которого вырос дуб» позднейшей русской симфонической музыки. [ 11 ]

В 1884 году Митрофан Беляев учредил ежегодную премию имени Глинки, среди первых лауреатов которой были Александр Бородин , Милий Балакирев , Чайковский, Николай Римский-Корсаков , Сезар Кюи и Анатолий Лядов .

За пределами России некоторые оркестровые произведения Глинки пользовались достаточной популярностью в концертах и ​​записях. Помимо известных увертюр к операм (особенно блестящей энергичной увертюры к «Руслану» ), к его крупнейшим оркестровым произведениям относятся симфоническая поэма «Камаринская» (1848), основанная на русских народных песнях; и две испанские работы: «Ночь в Мадриде» (1848, 1851) и «Хота Арагонеса» (1845). Он также написал множество авторских песен и пьес для фортепиано, а также несколько камерной музыки. [ 12 ]

Меньшим произведением, получившим внимание в последнее десятилетие ХХ века, была « Патриотическая песня » Глинки, предположительно написанная для конкурса на создание государственного гимна в 1833 году. В 1990 году Верховный Совет России принял ее в качестве регионального гимна Российской Федерации. Советская Федеративная Социалистическая Республика , которая до этого была единственным советским государством без собственного гимна. [ 13 ] После распада Советского Союза и Российской СФСР гимн неофициально сохранялся до тех пор, пока он не был официально утвержден в качестве государственного гимна России в 1993 году, где он оставался таковым до 2000 года, когда он был заменен советским гимном с новым текстом. [ 14 ]

три российские консерватории Именем Глинки названы :

Soviet astronomer Lyudmila Chernykh named a minor planet 2205 Glinka in his honor. It was discovered in 1973. [ 18 ] . Его именем назван кратер на Меркурии

Глинкаштрассе в Берлине была названа в честь Глинки. После протестов Джорджа Флойда станцию ​​берлинского метро было Mohrenstraße предложено переименовать в «Glinkastraße», примыкающую к станции. План был отменен из-за известного антисемитизма Глинки. [ 19 ]

В сентябре 2022 года, после вторжения России в Украину , улица в Днепре , Украина, названная в честь Глинки, была переименована в честь королевы Елизаветы II . [ 20 ]

[ редактировать ]
Советская марка 1954 г. в честь Глинки; он изображен с Василием Жуковским и Александром Пушкиным .

Волнующая увертюра к опере Глинки «Руслан и Людмила» звучит как тема многолетнего американского телевизионного комедийного сериала « Мама» . Его создатели почувствовали, что динамичная и сложная оркестровая музыка отражает борьбу персонажей за преодоление своих деструктивных привычек и не отставание от требований повседневной жизни. [ 21 ]

Работает

[ редактировать ]

Примечания

  1. ^ In Glinka's day, his name was written Михаилъ Ивановичъ Глинка .
  2. ^ ALA-LC Для его имени используется русская транслитерация , результат здесь идентичен BGN/PCGN. Система ISO 9: Михаил Иванович Глинка . [ 1 ] Латинское : Михаил, сын Иоанна Глинки .
  1. ^ «Русский язык – система транслитерации ALA-LC» . transliteration.com . Проверено 2 декабря 2020 г.
  2. ^ «...рассматривается соотечественниками как источник и первоисточник русской музыки», в «Русском симфоническом оркестре», New York Times , 1904-11-13, стр. 10.
  3. ^ Перейти обратно: а б с "Михаил Иванович Глинка — русский композитор" . Школьное дополнительное образование: классическая музыка. Archived from the original on 11 August 2011 . Retrieved 18 October 2009 .
  4. ^ «Сертификат семьи Глинки» . gerbovnik.ru (на русском языке). Генеральный гербовник дворянских родов Российской империи . Проверено 7 января 2021 г.
  5. ^ Grove Music Online "Глинка"
  6. ^ Перейти обратно: а б Михаил Глинка
  7. ^ Перейти обратно: а б с Creativity M.I. Glinka // ru: Творчество М.И. Глинки (лекция)
  8. ^ Перейти обратно: а б Culture: The Works of Glinka // ru: Творчество Глинки
  9. ^ Перейти обратно: а б "Александр Серов (Alexander Serov)" (in Russian). Классическая музыка . Retrieved 17 March 2013 .
  10. ^ Victor Korshikov . Do you want, I'll teach you to love the opera. And not only about the music. Publishing house Ya T. Moscow, 2007 // ru: Виктор Коршиков. Хотите, я научу вас любить оперу. О музыке и не только. Издательство ЯТЬ. Москва, 2007
  11. ^ «Михаил Глинка — Репертуарный архив» . abt.org . Американский театр балета . Проверено 2 декабря 2020 г.
  12. ^ Ю. Н. Фост — Память о М. И. Глинке в Берлине
  13. ^ Указ Верховного Совета РСФСР от 23.11.1990 г. О Государственном гимне РСФСР. [О Государственном гимне РСФСР]. Верховный Совет РСФСР (на русском языке). Lawrussia.ru. 23 ноября 1990 года. Архивировано из оригинала 27 января 2016 года . Проверено 25 января 2015 г.
  14. ^ «Указ Президента» [Указ Президента о Государственном Гимне Российской Федерации]. Президент Российской Федерации (на русском языке). Lawrussia.ru. 11 декабря 1993 года. Архивировано из оригинала 22 марта 2015 года . Проверено 25 января 2015 г.
  15. ^ "Нижегородская государственная консерватория им. М.И.Глинки (НГК им. М.И.Глинки)" (in Russian). uic.nnov.ru. Archived from the original on 11 January 2008 . Retrieved 15 July 2007 .
  16. ^ «Консерватория.ру» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 5 сентября 2007 г.
  17. ^ magkmusic.com
  18. ^ Шмадель, Лутц Д. (2003). Словарь названий малых планет (5-е изд.). Нью-Йорк: Springer Verlag. стр. 179. ИСБН  3-540-00238-3 .
  19. ^ «Моренштрассе: Берлинский фарс по поводу переименования «расистской» станции» . Новости Би-би-си . 9 июля 2020 г.
  20. ^ «В центре Днепра появилась улица Степана Бандеры – городского головы» . Украинская правда (на украинском языке). 21 сентября 2022 г. Проверено 18 октября 2022 г.
  21. ^ «Сквозь мрачный фарс: Как увертюра Глинки стала лейтмотивом ситкома «Мама» » . WMFT, Чикаго . 27 октября 2017 г.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 78246876cd5dee75dd0d44f5cb8644e1__1718537880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/78/e1/78246876cd5dee75dd0d44f5cb8644e1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mikhail Glinka - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)