Форд ГПД
Ford GPA 'Seep' (Морской джип) | |
---|---|
Обзор | |
Производитель | Форд |
Производство | 1942–1943 12 778 построено |
Сборка | Соединенные Штаты |
Кузов и шасси | |
Сорт | Военный внедорожник-амфибия |
Макет | переднемоторный заднеприводный / 4×4 |
Платформа | Форд ГП |
Связанный | ГАЗ-46 (МАВ) |
Силовой агрегат | |
Двигатель |
|
Передача инфекции |
|
Размеры | |
Колесная база | 84 дюйма (2,13 м) |
Длина | 182 дюйма (4,62 м) |
Ширина | 64 дюйма (1,63 м) |
Высота |
|
Снаряженная масса |
|
Ford GPA «Seep» (правительственная «P»-амфибия, где «P» обозначала 80-дюймовую колесную базу) с каталожным номером G504 был амфибийной версией времен Второй мировой войны Ford GPW джипа . Было изготовлено более 12 тысяч машин, которые служили в составе союзных войск на многих театрах военных действий Второй мировой войны, включая Тихий океан, Восточный фронт и со дня «Д» до конца. После войны в качестве излишков они нашли себе множество нишевых ролей, и сегодня примеры можно найти в коллекциях музеев или на выставках военной истории.
По конструктивным особенностям концепция была аналогична более крупной и успешной DUKW 2. амфибии На GPA использовался 1 / 2 -тонный грузовик, но в отличие от них и джипа, «просачивающийся» был не столь удачной конструкцией. Он считался слишком медленным и тяжелым на суше и не обладал достаточными мореходными качествами на открытой воде, главным образом из-за низкого надводного борта. [ 1 ] Несмотря на это, он широко использовался на театрах военных действий Второй мировой войны.
Советский Союз получил одну треть от общего объема производства GPA по ленд-лизу и был настолько удовлетворен его способностью пересекать более спокойные внутренние воды, что произвел копию ГАЗ-46 .
История и развитие
[ редактировать ]
поручила компаниям После того как в марте 1941 года компания Willys , Ford и Bantam Willys, Ford и Bantam построить первые 4500 джипов (по 1500 каждый), Совет автомобильного транспорта США под руководством Комитета исследований национальной обороны (NDRC) разработал проект, получивший обозначение «QMC-4». Легкий грузовик-амфибия грузоподъемностью 1/4 тонны». [ 1 ]
Родерику Стивенсу-младшему из компании Sparkman & Stephens Inc. дизайнеров яхт попросили разработать форму для джипа-амфибии массой 2700 фунтов (1200 кг) в том же духе, что и его более поздний проект для DUKW шестиколесного грузовика-амфибии . Конструкция корпуса Стивенса напоминала миниатюрную версию корпуса DUKW, и, как и он, «Seep» должен был иметь гребной винт с приводом от коробки отбора мощности, работающий в специальном туннеле, обтекаемом в кормовой части. кузов, а также правильный руль.
Конструкция автомобиля была разработана на конкурсе компаниями Marmon-Herrington и Ford Motor Company . Marmon-Herrington специализировалась на полноприводных автомобилях. [ 2 ] Корпус прототипа Marmon-Herrington представлял собой цельную цельную конструкцию, созданную путем вырезания фигур из стального листа и сварки их вместе. Модель Ford, однако, использовала прочное шасси и внутреннюю раму, к которой была приварена более или менее обычная листовая сталь автомобильного типа. Эта конструкция сделала GPA примерно на 400 фунтов (180 кг) легче, чем его конкурент. Конструкция GPA была Willys MB максимально основана на стандартных джипах и Ford GPW с использованием многих одинаковых деталей. В 1944 году армия США выпустила бюллетень, объясняющий, как можно извлечь оси из ненужных GPA и использовать их для ремонта стандартных джипов. [ 3 ] GPA имел интерьер, аналогичный салону джипов MB/GPW, хотя в отделении водителя было почти в два раза больше рычагов управления: 2WD/4WD, дальний/пониженный диапазон, кабестанная лебедка (на носовой части), раскрытие винта и управление рулем. После прямого сравнения прототипов двух компаний Форд получил контракт на производство, начиная с 1942 года.
GPA оснащался рядным 4-цилиндровым двигателем с карбюратором мощностью около 60 л.с. Он имел полный привод с 3-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной коробкой. Он имел два ведущих моста на рессорной подвеске и барабанные тормоза на 4 колеса. Двигатель также мог приводить в действие винт и трюмную помпу. У него был брызговик и дворник. [ 4 ]
Услуга
[ редактировать ]
В отличие от DUKW, GPA не показал хороших результатов в полевых условиях. Серийный грузовик весом около 1600 кг (3500 фунтов) стал намного тяжелее первоначальных 1200 кг (2600 фунтов), указанных в задании на проектирование, но его объем не был соответственно увеличен. Как следствие, низкий надводный борт в воде означал, что GPA не мог справиться с чем-то большим, чем легкий полет, или перевезти большое количество груза. Таким образом, предполагаемое использование GPA по переправке войск и грузов с кораблей в море, через пляж и вглубь страны было очень ограниченным. [ нужна ссылка ]
На суше машина была слишком тяжелой, а ее кузов слишком громоздким, чтобы пользоваться популярностью у солдат. GPA часто застревали на мелководье, где способность обычного Willys MB преодолевать водный брод позволяла ему проехать прямо через воду. [ 5 ] [ нужна страница ] . Производство было остановлено уже в марте 1943 года, после того как было выпущено всего 12 778 машин. [ 1 ] из-за финансовых разногласий между Фордом и правительством США, а также из-за плохого приема автомобиля в театре. Некоторые источники утверждают, что менее половины из этого числа когда-либо были завершены. [ 6 ] [ нужна страница ] Серийные номера сохранившихся экземпляров позволяют предположить, что цифра около 12 700 на самом деле верна. [ 7 ]
GPA участвовали в высадке на Сицилии в сентябре 1943 года после того, как небольшое их количество использовалось ранее в боевых действиях в Северной Африке. Некоторые также видели службу на Тихоокеанском театре военных действий. По программе ленд-лиза союзникам США было отправлено около 4486 GPA. Крупнейшими получателями были Советский Союз , получивший 3520 баллов, и Британское Содружество , получившее 852 средних балла. [ 8 ]
Послевоенный
[ редактировать ]


После войны СССР разработал производную версию GPA. ГАЗ -46 МАВ , очень похожий на ГПА, поступил в производство в 1952 году. ГАЗ-46 экспортировался во многие страны. [ нужна ссылка ] Страны-союзники СССР.
GPA также продавались как излишки и приобретались фермерами, владельцами ранчо, искателями приключений и другими людьми. К 1970-м годам их обнаружили коллекционеры и начали восстанавливать первоначальные характеристики. Они появляются на различных выставках военной техники.
GPA пользовался популярностью среди искателей приключений, фермеров, владельцев ранчо, и к 21 веку около 200 из более чем 12 700 произведенных экземпляров выжили. [ 9 ] Автомобиль пользуется популярностью среди коллекционеров, а хорошо сохранившиеся экземпляры были проданы на аукционе за 125 000 долларов США в 2016 году (что эквивалентно 160 000 долларов США в 2023 году). [ 4 ]
Half-Safe и другие преобразования
[ редактировать ]После Второй мировой войны несколько искателей приключений превратили излишки GPA в машины, путешествующие по миру.
Самый известный из них произошел в 1950-х годах, когда австралиец Бен Карлин (1912–1981) плавал и управлял модифицированным Seep, который он назвал «Полубезопасным». [ 10 ] [ 11 ] в кругосветном путешествии. Книга рекордов Гиннеса признает Карлин совершившим «первое и единственное кругосветное плавание на автомобиле-амфибии». [ 12 ]
Молодая американская пара, Хелен и Фрэнк Шрейдеры, переоборудовали дом, который они назвали «Ла Тортуга», и отправились из Лос-Анджелеса на южную оконечность Южной Америки (1954–1956). Позже они переоборудовали еще один, названный «Тортуга II», который использовали в экспедициях National Geographic в Индию (1959 г.) и Индонезию (1961 г.). [ 13 ]
Британский ветеран-десантник Второй мировой войны Лайонел Форс приобрел GPA в магазине Levy's Surplus в Торонто , Онтарио, Канада, и назвал его «Амфибия». [ 14 ] Среди множества изменений он перенял крышу от универсала Dodge и удлинил корпус в кормовой части. Он использовал верхние половины дверей, но, зная, что его могут привязать к причалу, добавил круглый люк в крыше. Он планировал поехать из Торонто в Англию через США, Мексику, Гватемалу, Панаму, Южную Америку, включая Бразилию, Африку, Ближний Восток, Грецию и вплоть до Англии. Он дошел до Панамы, но повернул обратно, когда узнал, что грузовое судно, на котором он намеревался переправить «Амфибию» из Бразилии в Африку, выведено из эксплуатации.
См. также
[ редактировать ]- Volkswagen Schwimmwagen — немецкий автомобиль времен Второй мировой войны — на базе Kübelwagen .
- ФМК XR311
- G-номера (G-504)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «История джипа-амфибии Ford GPA» . www.m201.com .
- ^ Споэльстра, Ханно. «Грузовики, переоборудованные с помощью комплектов для переоборудования полного привода Marmon-Herrington» . Военные автомобили Marmon-Herrington . Архивировано из оригинала 20 августа 2011 г. Проверено 9 июня 2011 г.
- ^ Басс, Гордон (2017). Последний великий австралийский искатель приключений . Случайный дом пингвинов в Австралии. п. 60. ИСБН 9781925324990 .
- ^ Перейти обратно: а б «Bonhams Cars: FORD GPA АМФИБИЯ 1942 года, шасси № 3936, двигатель № 3936» . cars.bonhams.com . Проверено 6 апреля 2024 г.
- ^ Пол (1998)
- ^ Пол; 1989, Карлин,
- ^ «ФОРД ГПА ДЖИП-АМФИБИЯ» . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «HyperWar: Поставки по ленд-лизу, Вторая мировая война (боеприпасы)» .
- ^ «Ford GPA Seep (1942–1943) — Музей американского военнослужащего» americangimuseum.org . 14 апреля 2015 г. Проверено 6 апреля 2024 г.
- ^ «Полубезопасный» . Members.iinet.com.au . Архивировано из оригинала 23 ноября 2019 г. Проверено 17 марта 2007 г.
- ^ Рукавина, Петр. «Полубезопасно: через Атлантику на джипе» . ruk.ca.
- ^ Первое кругосветное плавание на автомобиле-амфибии. Архивировано 14 июня 2013 года в Wayback Machine - Книга рекордов Гиннеса. Проверено 28 февраля 2013 г.
- ^ Хелен и Фрэнк Шрайдер, «20 000 миль к югу, панамериканское приключение», Doubleday & Company, Inc., Гарден-Сити, Нью-Йорк, 1957.
- ^ «1942 ГПД 4545» . [ постоянная мертвая ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ТМ 9-1263 [ нужны разъяснения ]
- Список деталей ТМ 10-1264 [ нужны разъяснения ]
- Рене Поль: Поплавайте на машине. HEEL Verlag, Gut-Pottscheidt Konigswinter 1998, ISBN 3-89365-702-9
- Бен Карлин, «Полубезопасно», «Через Атлантику» на джипе , Андре Дойч (Лондон), 1955 год.
- Бен Карлин, Другая половина полубезопасности , Фонд гимназии Гилфорда, 1989 г., ISBN 0-9598731-1-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]