Персидское общество


Персидское общество - это общество, основанное на или сильно под влиянием персидского языка , культуры , литературы , искусства и/или идентичности. [ 1 ] : 6
Термин «персидский» - это неологизм , приписываемый Маршаллу Ходжсону . [ 2 ] В своей книге 1974 года « Предприятие ислама: расширение ислама в средние периоды» , он определил его таким образом: «Рост персидского языка имел нечто большее, чем чисто литературные последствия: он послужил новой общей культурной ориентации в исламдоме ... . по расширению "." [ 3 ] : 293–94 [ Примечания 1 ]
Термин обозначает этнические персы, а также общества, которые, возможно, не были в основном этнически персидской, но чьи лингвистические, материальные или художественные культурные виды влияли или основаны на персидской культуре. Примерами персидских обществ до 19-го века были Сельджук , [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Тмурид , [ 7 ] [ 8 ] Моголь , [ 9 ] [ 10 ] и османские династии. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
Список исторических персидистских (или исламской персосфере) государств/династий
[ редактировать ]Западная: Центральная Азия в Западную Азию
[ редактировать ]- Ложная Империя (819-999) [ А ]
- Сафартон (861-1003)
- Алавид (864–928)
- Саджид (889–929)
- Салларид (919-1062)
- Посещение (931-1090)
- Илидд (932-968)
- Купить (934–1062)
- Шаддадид (951–1199)
- Равадид (955–1070/1116)
- Какуйид (1008-1141)
- Империя Сельджук (1037–1194)
- Султанат рома (1077–1308)
- Хваразмианская империя (1077–1231)
- Штат Низари Исмаили (1090–1273)
- Княжество Битлиса (1182–1847)
- Михрабанид (1236-1537)
- Ханат (1256–1335)
- Османская империя (1299–1922)
- Музаффарид (1314–1393)
- Jalairid (1335–1432)
- Incuid (1335–1357)
- Сарбадри (1337-1381)
- Чобанид (1338–1357)
- Afrasiab (1349-1504)
- Марасиан (1359–1596)
- Timurid (1370–1507)
- Черная овца (1374-1468)
- Sufid (1361–1379)
- AQ Sheep (1378-1503)
- Крымский ханат (1441–1783)
- Казах -ханат (1465–1847)
- Сибирский ханат (1468–1598)
- Safavid Iran (1501–1736)
- Хива Ханате (1511–1920)
- Afsarid Iran (1736-1796)
- Песок (1751–1794)
- Каджар Иран (1789–1925)
- Пахлави Иран (1925–1979)
Восточная: Центральная Азия в Южную Азию
[ редактировать ]- Гурид (до 786–1215)
- Караханид (840–1212)
- Газнавид (977–1186)
- Синд Султанат (1010–1593) [ 16 ] и (1701–1843) [ 17 ]
- Дели Султанат (1207–1526) [ 18 ]
- Chaurtak по -разному (1226–155). [ 19 ]
- Вы можете (1244-1381)
- Кашмир Султанат (1320–1589)
- Мадурай Султанат (1335–1378)
- Багамани Султанат (1347–1527)
- Бенгальский султанат (1352–1576)
- Хандеш Султанат (1382–1601)
- Малва Султанат (1392–1562)
- Джаунпур Султанат (1394–1479)
- Гуджарат Султанат (1394–1573)
- Langah Sultanate (1445–1540)
- Художник Котла (1454–1948)
- Берар Султанат (1490–1572)
- Ахмаднагар Султанат (1490–1636)
- Janjira (1489–1948)
- Султанат Биджапура (1490–1686)
- Бидар Султанат (1492–1619)
- Бухара Ханат (1501–1785)
- Голконда Султанат (1518–1687)
- Империя Моголов (1526–1857)
- Об Империи (1538–1556)
- Калат -ханат (1666–1955)
- Бхопал (1708–1949)
- Kokanad Khanate (1709–1876)
- Хотак (1709–1738)
- Карнатический султанат (1710–1855)
- Рохилханд (1721–1774)
- Хайдарабад (1724–1948)
- Рампур (1774–1947)
- Джунагад (1730–1948)
- Oudh (1732–1856)
- Афганская империя (1747–1863)
- Бахавалпур (1748–1955)
- Мисурское королевство (1761–1799) [ 20 ]
- Эмират Бухара (1785–1920)
- Сачин (1791–1948)
- Sikh Empire (1799–1849)
- Тонк (1806–1949)
- Баракзай Афганистан (1818–1973) [ 21 ]
- Джамму и Кашмир (1846–1952)
- Хайрпур (1853–1955)
История
[ редактировать ]Персидская культура процветала в течение почти четырнадцати веков. Это была смесь персидских и исламских культур, которые в конечном итоге перенесли проницательность и стали доминирующей культурой правящих и элитных классов Большого Ирана , Малой Азии и Южной Азии . [ 22 ]
Когда народы Большого Ирана были завоеваны исламскими силами в 7 -м и 8 -м веках, они стали частью империи, намного больше, чем любая предыдущая под персидским правлением. [ 22 ] В то время как исламское завоевание привело к арабилизации языка и культуры на бывших византийских территориях, этого не произошло в Персии. Скорее, новая исламская культура, развивающаяся там, была в значительной степени основана на доисламских персидских традициях этой области, [ 23 ] а также на исламские обычаи , которые были введены в регион арабскими завоевателями. [ 24 ]
Персидская культура, особенно среди элитных классов, распространялась на мусульманских территориях на западе, центральной и Южной Азии, хотя население в этом обширном регионе имело противоречивую верность (сектантские, местные, племенные и этнические) и высказывали на многих разных языках. Он был распространен поэтами, художниками, архитекторами, ремесленниками, юристами и учеными, которые поддерживали отношения среди своих сверстников в обширных городах персидского мира, от Анатолии до Индии . [ 3 ]
Персидская культура включала способы сознания, духа и религиозных практик, которые сохранялись в иранском мире против гегемонистских арабских мусульманских ( суннитских ) культурных конструкций. Это сформировало кальцифицированную персианистскую структуру мышления и опыта священного, укоренившегося в течение нескольких поколений, которая впоследствии информировала историю, историческую память и идентичность среди лоялистов Алида и гетеродоксальных групп, помеченных шариатскими властями как Гулат . В некотором смысле, наряду с инвестированием в представление о гетероглоссии , персидская культура воплощает в себе иранское прошлое и способы, которыми это прошлое смешивалось с исламским настоящим или превращенным. Исторические изменения были в значительной степени на основе бинарной модели: борьба между религиозными ландшафтами поздней иранской древности и монотеистской парадигмой, предоставленной новой религией, исламом.
Эта двойственность символически выражена в шиитской традиции, что Хусейн Ибн Али , третий шиитский имам, женился на Шахрбане , [ 25 ] Дочь Яздегерда III , последнего Сасанида царя Ирана . Эта генеалогия делает более поздние имамы, произошедшие от Хусайна и Шахрбану, наследников как исламского пророка Мухаммеда, так и до доисламских сасанидских королей.
Происхождение
[ редактировать ]После того, как арабский мусульманский завоевание Ирана, Пахлави , языка доисламского Ирана , продолжал широко использоваться во втором исламском веке (8-м веке) в качестве среды администрации на восточных землях Халифата . [ 22 ] Несмотря на исламизацию общественных дел, иранцы сохранили большую часть своего доисламского взгляда и образ жизни, приспосабливаемые к требованиям ислама. К концу 7 -го века население начало обижаться на стоимость поддержания арабских халифов , эмайядов , а в 8 -м веке - общее иранское восстание - под руководством Абу мусульманина Хоррасани - принесла еще одну арабскую семью, Аббасиды , к Трон Халифа.
При Аббасидах капитал перешел от Сирии в Ирак , которая когда -то была частью империи Сасанидов и все еще считалась частью иранской культурной области. Персидская культура и обычаи персидских Бармакида визитов стали стилем правящей элиты. Политически Аббасиды вскоре начали терять контроль над иранцами. Губернаторы Хурасана , Тахириды , хотя и назначенные халифом, были эффективно независимыми. Когда персидские саффариды из Систана освободили восточные земли, покупателей , Ziyarids и саманидов в западном Иране, Мазандаране и на северо-востоке соответственно, объявили о своей независимости. [ 22 ]
Разделение восточных территорий от Багдада было выражено в отличительной персидской культуре, которая стала доминирующей на Западе, Центральной и Южной Азии, и было источником инноваций в других местах исламского мира. Персидская культура была отмечена использованием нового персидского языка в качестве среды администрации и интеллектуального дискурса, ростом персинизированных дерзков к военному контролю, новой политической важности неарам Уламы и развитием этнического составное исламское общество.
Пахлави был лингва франка Сасанианской империи до арабского вторжения, но к концу 7 -го и начала арабского языка 8 -го века стал средством литературного выражения. В 9 -м веке новый персидский язык появился как идиома администрирования и литературы. Династии Тахирида и Саффарида продолжали использовать персидский язык в качестве неформального языка, хотя для них арабский язык был «языком для записи чего -то стоящего, от поэзии до науки», [ 26 ] Но саманиды сделали персидский язык обучением и формальным дискурсом. Язык, который появился в 9 -м и 10 -м веках, был новой формой персидского производного [ нужно разъяснения ] Средний персин из доисламских времен, но обогащенный арабским словарным запасом и написан в арабском сценарии.
Персидский язык, согласно [ 27 ] Маршаллу Ходжсону в своем предприятии ислама состоял в том, чтобы сформировать главную модель роста других языков на литературный уровень. Как и турецкий , на большинство более местных языков высокой культуры, которые впоследствии появились среди мусульман, находился под сильным влиянием персидского ( урду является ярким примером). Можно назвать эти традиции, переносимые в персидском или отражающем персидское вдохновение, «персидский» по расширению. Это кажется [ 28 ] быть происхождением термина персидского .
Распространение
[ редактировать ]
Иранская династия саманидов начала записывать свои судебные дела как на персидском, так и арабском языке, и самая ранняя великая поэзия в Новой Персии была написана для Саманидского суда. Саманиды поощряли перевод религиозных произведений с арабского языка на персидский. Кроме того, ученые власти Ислама, Улама , начали пользоваться персидской лингейной франка . Венчительным литературным достижением в раннем новом персидском языке был Шахнаме (Книга королей), представленная ее автором Фердоуси в суд Махмуд Газни (998–1030). Это было своего рода иранское националистическое воскресение: Фердоуси, оцинкованное персидские националистические настроения, призывая к доисламскому персидскому героическим образам и закрепленные в литературной форме самые ценные народные истории. [ 22 ]
Фердоуси Шахнаме пользовался особого статуса в иранской придворной культуре как исторического повествования, так и мифического. Мощный эффект, который этот текст оказал на поэтов этого периода, отчасти связан с ценности, которая была прикреплена к нему как легитимизирующую силу, особенно для новых правителей в восточном исламском мире:
В персидской традиции Шахнаме рассматривались как больше, чем литература. Это был также политический трактат, поскольку он рассмотрел глубоко укоренившиеся концепции чести, морали и легитимности. Иллюстрированные версии его считались желательными как выражение чаяний и политики правящих элит в иранском мире. [ 29 ]
Персидская культура, возникшая при саманидах в Большом Хорасане , на северо -восточной Персии и пограничных районах Туркястана, подвергала турок персидской культуре; [ 30 ] Включение турок в основное тело ближневосточной исламской цивилизации, за которой последовали газнавиды , началось в Хорасане; "Мало того, что жители Хурасана не поддались языку кочевых захватчиков, но и навязали на них свой язык. Регион мог даже ассимилировать туркские газнавиды и сельджуки (11 -й и 12 веков), тимариды (14 -й и 15 -й века) и Каджары (19 и 20 веков). [ 31 ]
Газнавиды, соперники и будущие преемники саманидов, [ нужно разъяснения ] Управляется юго -восточными конечностями Саманидских территорий из города Газни . Персидские ученые и художники стекались к своему двору, и Газнавиды стали покровителями персидской культуры. Газнавиды взяли с собой персидскую культуру, когда они субъектировали Западную и Южную Азию. Помимо Фердоуси, Руми , Абу Али Сина , Аль-Бируни , Унсури Балхи, Фаррухи Систани , Санайи Газнави и Абу Сахл Тестари были одними из великих иранских ученых и поэтов периода под патронажем Газнавида.
Персидская культура была перенесена последовательными династиями в Западную и Южную Азию, особенно персиджизированные сельджу (1040–1118) и их преемники, которые руководили Ираном , Сирией и Анатолией до 13 -го века, а также газнавидами, которые в Тот же период доминировал в Большом Хорасане и некоторых частях Индии . Эти две династии вместе привлекли центры исламского мира на восток. Институты стабилизировали исламское общество в форму, которая будет сохраняться, по крайней мере, в Западной Азии , до 20 -го века. [ 22 ]
Газнавиды перенесли свою столицу из Гани в Лахор в современном Пакистане , который они превратили в другой центр исламской культуры. Под своим покровительством поэты и ученые из Кашгар , Бухара , Самарканд , Багдад , Нишапур , Амоль и Газни собрались в Лахоре. Таким образом, персидский язык и персидская культура были глубоко введены в Индию [ 32 ] и перенесено дальше в 13 веке. Seljuqs одержали решающую победу над газнавидами и охватил Хорасан; Они привели персидскую культуру на запад в Западную Персию, Ирак, Анатолию и Сирию. Иран собственно вместе с Центральной Азией стал сердцем персидского языка и культуры.
Когда сельджуки стали доминировать в Западной Азии, их суды были перситизированы так далеко, как Средиземное море . Под их правлением было воскрешено многие доисламские традиционные иранские традиционные искусства, такие как сасанидская архитектура, и были покровительствуют великие иранские ученые. [ нужно разъяснения ] В то же время исламские религиозные институты стали более организованными, а суннитские ортодоксальность стали более кодифицированными. [ Цитация необходима ]
Персидский юрист и богослов Аль-Газали были среди ученых в суде Сельджук, которые предложили синтез суфизма и шариата , что стало основой для более богатого исламского богословия. Сформулируя суннитскую концепцию разделения между временными и религиозными властями, он предоставил богословскую основу для существования султаната , временного офиса рядом с халифатом , который в то время был просто религиозным офисом. Основным институциональным средством установления консенсуса уламы по этим догматическим вопросам был Nezamiyeh , более известный как Мадрас , названный в честь его основателя Низама аль-Мулька , персидского визиса Сельджу. Эти школы стали средством объединения суннитского уламы , который узаконил правило султанов. Шерократия была укомплектована выпускниками Мадраса, поэтому улама и бюрократия находились под влиянием уважаемых профессоров в Мадрасе . [ 22 ] : 14 [ 26 ] : 224–30
Влияние и подтверждение персидской культуры Шахнаме
[ редактировать ]В результате воздействия персидской литературы, а также на дальнейшие политические амбиции, это стало обычаями для правителей на персидских землях, чтобы не только поручить копию Шахнамех , но и иметь свой собственный эпический Чтобы достичь уровня Фердоуси:
Таким образом, как и в случае с любой частью исторического письма, Shahnameh можно оценить как исторический источник на двух уровнях: во -первых, за его вклад в хранилище основных фактических знаний периода, а во -вторых, для света, который он проливает, намеренно или В противном случае, о современной мысли и политике.
— [ 33 ]
Ирановые и персидские поэты получили Шахнамех и смоделировали себя после этого. Муртазави также формулирует три категории таких произведений: поэтов, которые принимали материал, не покрытый эпосом, поэтами, которые восхваляли своих покровителей и своих предков в форме Маснави за денежную награду, и поэтов, которые писали стихи для правителей, которые видели себя как герои в Шахнаме. В [ 34 ] Повторяя более раннюю тенденцию Саманидского покровительства Шахнаме для легитимизации текстов. [ 35 ]
Во -первых, персидские поэты попытались продолжить хронологию до более позднего периода, такого как Зафарнама Илханида (ум. 1334 или 1335), который имеет дело с историей Ирана от арабского завоевания до монголов и дольше, чем работа историка Хамдолла Мостоуфи Фердовси. Полем [ 36 ] Литературная ценность этих произведений должна рассматриваться на индивидуальной основе, поскольку Ян Рипка предупреждает: «Все эти многочисленные эпохи нельзя оценить очень высоко, чтобы не сказать ничего о тех работах, которые были существенно (или буквально) копиями Фердоуси. Однако есть исключения. , например, Zafar-nameh of Hamduillah Mustaufi Исторически ценное продолжение шах-нама " [ 37 ] и Шаханшахнам (или Чангьянамах ) Ахмада Табризи в 1337–38 годах, который является историей монголов, написанных для Абу Саида.
Во-вторых, поэты вспыхивали историю современного правителя за награду, такую как Ghazannameh, написанный в 1361–62 гг. В-третьих, герои, которые не обращались в Шахнаме имел незначительную роль в нем, стали предметами их собственных эпосов, таких как Асади Туси 11- , и те, кто го века . Эта традиция, главным образом, тимурид , привела к созданию исламских эпосов завоеваний, обсуждаемых Марджаном Моле. [ 38 ] Также см. Классификацию, используемую З. Сафа для Epics: Milli (национальный, вдохновленные Epic Ferdowse), Тарихи (исторический, те, кто написан в подражании Низами Искандарнаме ) и Дини для религиозных произведений. [ 39 ] Другим источником вдохновения для персидской культуры стал еще один персидский поэт, Низами , самый восхищенный, иллюстрированный и имитированный писатель романтического Маснависа . [ 40 ]
Наряду с работами Фердоуси и Низами, Амир Хусрау Дехлави Кхамсех пришел , чтобы насладиться огромным престижем, и несколько копий его были произведены в персиджизированных судах. У Seyller есть полезный каталог всех известных копий этого текста. [ 41 ]
Различие
[ редактировать ]В 16 -м веке персидская культура резко отличалась от арабского мира на западе, разделительную зону, падающую вдоль Евфрата . Социально персидский мир был отмечен системой этнологически определенных элитных статусов: правители и их солдаты были неранскими по происхождению, но административные кадры и литераты были иранцами. Культурные дела были отмечены характерной моделью использования языка: новым персидским языком был язык государственных дел, стипендии и литературы, а арабский язык религии. [ 32 ]
Сафевиды и воскресение иранского иска в Западной Азии
[ редактировать ]Династия Сафевидов поднялась до преобладания в Иране в 16 -м веке - первой местной иранской династии со времен Покубейда . [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] Сафевиды, которые были из смешанного курдского , туркического , грузинского , циркасийского и понтитического греческого происхождения, переехали в Ардабильский регион в 11 -м веке. Они переосмыслили персидскую идентичность во многих частях Западной Азии и Центральной Азии, создав независимое персидское государство, [ 45 ] и покровительствовать персидской культуре [ 22 ] Они сделали Иран духовным бастионом шиизма против шлифов православного суннитского ислама , а также хранилище персидских культурных традиций и самосознания персидской идентичности. [ 46 ] : 228
Основатель династии, Шах Исмаил , принял титул персидского императора Падиша-ирана , с его неявным представлением о том, что иранское государство простирается от Афганистана до Евфрата и Северного Кавказа и от Окса до южного. Территории Персидского залива. [ 46 ] : 228 Преемники Шаха Исмаила пошли дальше и приняли титул Шаханшаха (короля королей). Короли Safavid считали себя, как и их предшественники сасанидскими императорами, Худайганом (тень Бога на земле). [ 46 ] : 226 Они возродили сасанидную архитектуру, [ 46 ] : 226 Стройте великие мечети и элегантные сады Charbagh , собранные книги (у одного правителя Safavid была библиотека из 3000 томов) и покровительствовал «Люди ручки» [ 47 ] : 105 Сафевиды ввели шиизм в Персию, чтобы отличить персидское общество от османов , их суннитские архивалы на западе. [ 3 ]
Османы
[ редактировать ]
В начале 14 -го века османы стали преобладать в Малой Азии. Османы покровительствовали персидской литературе в течение пяти с половиной веков и привлекли большое количество писателей и художников, особенно в 16 веке. [ 48 ] Неоспоримая принадлежность Османской империи с персидским миром в течение первых нескольких десятилетий шестнадцатого века проиллюстрирована произведениями писца из двора Ак Коюнлу , Эдрис Бедлиси. [ 49 ] [ 50 ] Одним из самых известных персидских поэтов в Османском дворе была Феттулла Арифи Илеби , также художник и историк, а также автор Süleymanname ( Or Suleyman-Nama ), биография Süleyman The Eginity . [ 51 ] В конце 17 -го века они отказались от персидского языка в качестве суда и административного языка, используя турецкий язык; Решение, которое шокировало высоко персиджизированных моголов в Индии. [ 47 ] : 159 Османский султан Сулиман написал целый диван на персидском языке. [ 52 ] По словам Ходжсона:
Рост персидского (языка) имел более чем чисто литературные последствия: он послужил новой общей культурной ориентацией в исламдоде. Отныне в то время как арабский язык считал свой основной язык религиозных дисциплин и даже, в основном, естественных наук и философии, Персидский стал во все более и более частью исламства, языка вежливой культуры; Это даже вторглось в сферу стипендии с растущими последствиями. Это должно было сформировать главную модель роста других языков. Постепенно появился третий «классический» язык, турецкий, литература которой была основана на персидской традиции.
— [ 27 ]
Оценка роли на персидского языка Тойнби стоит более подробно, из исследования истории :
В иранском мире, прежде чем он начал поддаваться процессу вестернизации, новый персидский язык, который был создан в литературной форме в могучих произведениях искусства ... приобрел валюту как лингва франка; и в самом широком смысле, около шестнадцатого и семнадцатого веков христианской эпохи, его диапазон в этой роли продлелся без разрыва, через лицу юго-восточной Европы и юго-западной Азии от Османской пашалик Буды, который был возведен из-за обломков Западного христианского королевства Венгрии после победы Османской атмосферы в Мохач в 1526 году, в мусульманских «государства-преемники», которые были вырезаны после победы деканских мусульманских князей в Таликоте в объявлении в объявлении в объявлении в объявлении в объявлении в объявлении в объявлении в объявлении в объявлении в объявлении в объявлении. 1565, из туши убитой индуистской империи Виджаянагара. Для этой обширной культурной империи новый персидский язык был обязан оружию турецких говорящих на империи, выраженных в иранской традиции и, следовательно, очаровано заклинанием новой персидской литературы, военная и политическая судьба, это было для того, чтобы предоставить такую Универсальное государство для ортодоксального христианского христианства в форме Османской империи, а другое для индуистского мира в форме тимуридского моголов Радж. Эти два универсальных состояния иранского строительства на православном христиане и на индуистской площадке были должным образом аннексированы в соответствии с собственной культурной афедрой их строителей к первоначальной области нового персидского языка на родинах иранской цивилизации на иранском плато и в бассейн Оксуса и Джаксарта; и в период расцвета Моголов, сафави и османских режимов Новый Персидский был покровительством как язык Literae Humaniores из правящего элемента в течение всего этого огромного сферы, в то время как он также использовался в качестве официального языка администрирования в этих двух третях своего царства, которые лежали в границах Сафави и Моголов.
— [ 53 ]
EJW GIBB является автором стандарта «Литературная история османской поэзии» в шести томах, чье имя жило в важной серии публикаций арабских, персидских и турецких текстов, мемориальной серии Гибба . [ 54 ] Гибб классифицирует османскую поэзию между «старой школой», с 14 -го века до середины 19 -го века, в течение которого время было доминирующим персидским влиянием; и «современная школа», которая возникла в результате западного воздействия. По словам Гибба во введении (том I):
Турки очень рано присвоили всю персидскую литературную систему до его мельчайших деталей, и что в том же бесспорном и искреннем виде, в котором они уже приняли ислам.
Салджуки, по словам одного и того же автора:
Получил очень значительную степень культуры, благодаря персидской репетиции. Примерно в середине одиннадцатого века они [то есть, сальжуки] захватили Персию, когда, как это часто случалось, варварские завоеватели приняли культуру своих цивилизованных субъектов. Быстро турки Сельджук подтолкнули свое завоевание на запад, когда -либо неся с ними персидскую культуру ... [s] o, когда через сотни пятьдесят лет сын Сулеймана [лидер османов] ... проникли в Малую Азию, они [The the the the Leader of thetomans] ... Отоманы] обнаружили, что, хотя Сельджук Турции был повседневной речью народа, персидский был языком суда, в то время как персидская литература и персидская культура возродились высшим. Именно для сельджуков, с которыми они были слиты, османы, строго так называемые, обязаны своим литературным образованием; Поэтому это было по необходимости персидским, поскольку сельджуки не знали другого. Турки не были довольны участием у персов, как выразить мысли; Они пошли к ним, чтобы узнать, что думать и каким образом думать. В практических вопросах, в делах повседневной жизни и в бизнесе правительства, они предпочитали свои собственные идеи; Но в сфере науки и литературы они ходили в школу с персидской, намерения не просто приобрести его метод, но и в том, чтобы вступить в его дух, думая о его мысли и чувствах его чувств. И в этой школе они продолжали, пока у них был хозяин, чтобы научить их; для шага, сделанного таким образом, с самого начала, превращенного в практику; Это стало правилом с турецкими поэтами, чтобы выглядеть когда-либо в качестве Персии для руководства и следовать любой моде. Таким образом, поступило так, что на протяжении веков Османская поэзия продолжала отражаться, как в стекле, несколько фаз, через которые проходила Персии ... [s] первые османские поэты, и их преемники на протяжении многих поколений стремились со всей их силой написать то, что мало что, кроме персидской поэзии в турецких словах. Но такова не была сознательно их целью; общенационального чувства в поэзии, которые они не мечтали; Поэзия была для них одной и неделимой, языком, на котором он был написан лишь неважной аварией.
Персидская культура Южной Азии
[ редактировать ]Южная Азия) различными персимизированными турко -династиями . В целом, с самых ранних дней, персидская культура была внесена на субконтинент ( или [ 55 ] Южноазиатское общество было обогащено притоком персидских и исламских ученых, историков, архитекторов, музыкантов и других специалистов высокой персидской культуры, которые бежали от разрушения монгола. Султаны Дели , которые были из турко-афганского происхождения, смоделировали свой образ жизни после персидских высших классов. Они покровительствуют персидской литературе и музыке, но стали особенно примечательными своей архитектурой, потому что их строители извлекались из ирано-исламской архитектуры, сочетая ее с индийскими традициями для создания множества мечетей , дворцов и могил, не сравненных в любой другой исламской стране. [ 32 ] Спекулятивная мысль о времени в суде Моголов , как и в других персидских судах, склонялась к эклектичному гностическому измерению суфийского ислама, имея сходство с индуистским ведантизмом , коренным бхакти и популярной теософией . [ 56 ]
Моголы происхождения , которые были из турко-монгольского , укрепили индоперсианскую культуру в Южной Азии. На протяжении веков иранские ученики-официальные лица иммигрировали в регион, где их опыт в области персидской культуры и администрации обеспечил их почетную службу в империи Моголов. [ Цитация необходима ] [ 57 ] : 24–32 Сети ученых мастеров и медресе преподавали поколения молодых южноазиатских мужчин персидского языка и литературы в дополнение к исламским ценностям и науке. Кроме того, образовательные учреждения, такие как Фаранги Махалл и Дели Колледж, разработали инновационные и интегрированные учебные программы для модернизации персидских южно-азиатов. [ 57 ] : 33 Они выращивали персидское искусство, соблазнив своих художников и архитекторов судов из Бухары, Табриза , Герата , Шираз и других городов Большого Ирана. Тадж -Махал и его Чарбах были заказаны императором Моголов Шахом Джаханом для его иранской невесты.
Ирановые поэты, такие как Сади , Хафес , Руми и Низами , которые были великими мастерами суфийского мистики из персидского мира, были любимыми поэтами моголов. [ Цитация необходима ] Их работы присутствовали в библиотеках Моголов и считались среди ценных владений императоров, которые они дали друг другу; Акбар и Джахангир часто процитировали от них, что означает, что они впитали их в значительной степени. Автограф с нотами как Джахангира, так и Шаха Джахана о копии Салестана Сайди утверждает , что это было их наиболее ценное владение. [ 58 ] : 101, Cat. нет. 36 AC подарок на Галестане Шах Джахан был сделан Джаханаре Бегум , инцидент, который записан ею с ее подписью. [ 58 ] : 332.38, кот. нет. 136a.f Шах Джахан также считал ту же работу, достойную достойной, чтобы быть отправленным в качестве подарка королю Англии в 1628 году, которая в настоящее время находится в библиотеке Честер Битти , Дублин. Император часто вывозил авгурию из копии Дивана Хафезя , принадлежащего его дедушке, Хумаюну . Один из таких инцидентов записан в его собственном почерке на полях копии Дивана , в настоящее время в Восточной библиотеке Худа Бахша Патна . [ 59 ] Поэты суда Назири , «Урфи , Файзи , Хан-и-Ханан , Зухури , Санаи , Кодси , Талиб-амули и Абу Талиб Калим были мастерами, впитываемыми аналогичным суфийским духом, тем самым следуя нормам любого персидского двора. [ Примечания 2 ]
Тенденция к суфийской мистике через персидистскую культуру в кругах суда Моголов также свидетельствует инвентаризация книг, которые хранились в библиотеке Акбара, и особенно упоминаются его историком Абул Фазлом в А'ин-Акбари . Некоторые из книг, которые постоянно читали императору, включают Маснавис Низами, работы Амира Хусроу , Шарафа Манайри и Джами, Маснави Иманави из Руми, Джам-Им Авади Марагхай , Хакика о Сана. «Я , кабуснамех Кейкавуса а , Салестана Сайди и Бустана , диваны Хакани также и Анвари . [ 60 ] [ 61 ]
Эта интеллектуальная симметрия продолжалась до конца 19-го века, когда персидская газета Мифта аль-Зафар (1897) проводила кампанию за формирование Анжуман-и-Маариф, академии, посвященной укреплению персидского языка как научного языка Полем [ 56 ]
СМИ персидской культуры
[ редактировать ]
Персидская поэзия (суфийская поэзия)
[ редактировать ]Примерно с 12 -го века персидская лирическая поэзия была обогащена духовностью и глубиной религиозной глубины, которую нельзя найти в предыдущих работах. Это развитие было связано с распространенным распространением мистического опыта в исламе. Суфизм развивался во всех мусульманских землях, включая сферу персидского культурного влияния. В качестве противодействия жесткости формального исламского богословия и закона, исламская мистика стремилась приблизиться к божественному посредством актов преданности и любви, а не через простой ритуалы и соблюдение. Любовь Бога, являющаяся в центре внимания религиозных настроений суфиев, для них было естественно выражать это в лирическом плане, а персидские суфии , часто из исключительной чувствительности и наделенные поэтическим воодушевлением, не стеснялась этого сделать. Знаменитый суфий 11-го века, Абу Саид из Мехны, часто использовал свои собственные катрены любви (а также других), чтобы выразить свои духовные стремления, и с мистическими поэтами, такими как Аттар и Ирак , мистицизм стал законным, даже модным предметом Лирические стихи среди персидских обществ. Кроме того, как суфийские заказы и центры ( Ханехах ) распространившись по всем персидским обществам, персидская мистическая поэтическая мысль постепенно стала настолько частью общей культуры, что даже поэты, которые не делились суфийскими опытами, рисковали выражать мистические идеи и образы в своей работе. [ 62 ]
Шиизм
[ редактировать ]Персидская музыка
[ редактировать ]Заключение
[ редактировать ]Поскольку широкий культурный регион оставался политически разделенным, острые антагонизмы между империями стимулировали появление вариаций персидской культуры. После 1500 года в иранской культуре развилась собственная особенности, с интерпозицией сильной доисламской и шиитской исламской культуры. Древние культурные отношения Ирана с южным Ираком ( Шумер / Вавилония ) оставались сильными и терпели, несмотря на потерю Месопотамии для османов. Его древние культурные и исторические отношения с Кавказами пережили до потери Азербайджана , Армения , Восточной Грузии и некоторых частей Северного Кавказа Империала России после Руссо-просидских войн в течение 19-го века. Культура народов восточного Средиземноморья в Анатолии, Сирии и Египте развивалась несколько независимо; Индия разработала яркий и совершенно отличный стиль Южной Азии, практически без остатков некогда покровительственной индоперсианской культуры моголов. [ 63 ] [ 64 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Арджоманд, сказал Амир (2004). Исследования по персидским обществам . Manohar Publishers & Distributors. ISBN 978-81-7304-667-4 .
- ^ Лоуренс, Брюс Б. (2009). «Ислам в афро-еразии: мостовая цивилизация». В Питере Дж. Катценштейн (ред.). Цивилизации в мировой политике: множественные и плюралистические перспективы . Routledge. С. 157–175. ISBN 978-0-203-87248-2 Полем
Persiadate - это новый термин, впервые придумываемый Маршаллом Ходжсоном, который предложит другое объяснение ислама в мировой системе, чем то, что экстраполирован из Валлерстаина. В то время как персидский характер изображает культурную силу, которая связана с персидским языком и с самоидентификацией персов, персидистское средство-это больше, чем язык или народ; Он подчеркивает элементы, которые персы разделяют с индоарийскими правителями, которые предшествовали мусульманам на субконтинент. Два элемента имеют первостепенное значение: иерархия ... (и) почтение
- ^ Jump up to: а беременный в Ходжсон, Маршалл Г.С. (1974). Предприятие ислама . Чикаго: Университет Чикагской Прессы.
- ^ Озгюнденли, О. "Персидские рукописи в османских и современных турецких библиотеках" . Энциклопедия Ираника (онлайн -ред.).
- ^ Лютер, Ка "Альп Арслан" . Энциклопедия Ираника (онлайн -ред.).
Активность Салджука всегда должна рассматриваться как с точки зрения пожеланий султана, так и его хорасанских, суннитских советников, особенно Незам-Аль-Молк ...
- ^ "Seljuq" . Encyclopædia Britannica (онлайн изд.).
Поскольку турецкие сельджуки не имели собственного исламского традиции или собственного литературного наследия, они приняли культурный язык своих персидских инструкторов в исламе. Литературный персидский, таким образом, распространился на весь Иран, и арабский язык исчез в этой стране, за исключением работ религиозной стипендии
- ^ "ТИМУРИДЫ" . Энциклопедия Колумбии (шестое изд.). Нью -Йорк : Колумбийский университет . Архивировано из оригинала 2006-12-05 . Получено 2006-11-08 .
- ^ Дэвид Дж. Роксбург. Персидский альбом, 1400–1600: от рассеяния до коллекции. Издательство Йельского университета, 2005. Стр. 130: «Персидская литература, особенно поэзия, заняла центральную роль в процессе ассимиляции элиты Тиморида в сувцарскую культуру, и поэтому неудивительно найти Байсангур. Шанаме Чирдавси "
- ^ Леманн, Ф. "Захер Уд-дин Бабор-основатель империи Моголов" . Энциклопедия Ираника (онлайн -ред.). Нью -Йорк : Колумбийского университета Центр иранских (персидских) Центра . С. 320–323. Архивировано из оригинала 2007-10-13 . Получено 2006-11-07 .
Его происхождение, среда, обучение и культура были погружены в персидскую культуру, и поэтому Бабор был в значительной степени ответственен за воспитание этой культуры его потомками, Моголами Индии и за расширение персидского культурного влияния на индийском субконтиненте, с блестящим литературные, художественные и историографические результаты
- ^ «Индоперсианская литературная конференция: SOAS: Северная литературная культура (1450–1650)» . SOAS. Архивировано из оригинала 23 сентября 2009 года . Получено 28 ноября 2012 года .
- ^ Озгюнденли, О. "Персидские рукописи в османских и современных турецких библиотеках" . Энциклопедия Ираника (онлайн -ред.). Архивировано из оригинала 2012-01-22 . Получено 2006-12-19 .
- ^ «Персидский в службе государства: роль исторического письма персофонов в развитии османской имперской эстетики», Исследования по персидским обществам , Vol. 2, 2004, с. 145–63
- ^ «Историография. XI. Персидская историография в Османской империи». Энциклопедия Ираника . Тол. 12, фас. 4. 2004. С. 403–11.
- ^ Уолтер Ф. "7. Отъезд Турции из« Персидской »музыкальной сферы» . Музыка Османского двора .
- ^ ACS Peacock, Великая Империя Сельджук , (Edinburgh University Press, 2015), [1] Архивировано 2022-12-05 на машине Wayback
- ^ Сумра , Самма , Аргун и Тарханские династии
- ^ Калхоры и Талпур Династии
- ^ Mamluk , Khalji , Tghlaq , Sayyid и Lodi Dynasties
- ^ Могул , пошел , Турпан
- ^ Хайдер Али и Султан
- ^ Эмират и Королевство Афганистан
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Canfield, Robert (1991). Турко-перперсия в исторической перспективе . Издательство Кембриджского университета.
- ^ Шахбази, А. Шапур (2006). «Династия сасанцев» . Энциклопедия Ираника (онлайн -ред.). Архивировано из оригинала 2010-01-09.
- ^ Бойс, Мэри (1967). Биби Шахрбану и леди Парса . BSOAS. п. 30
- ^ Бойс, Мэри (декабрь 1989 г.). «Биби Сахрбану» . Энциклопедия Ираника . Получено 10 октября 2013 года .
- ^ Jump up to: а беременный Фрай, Р.Н. (1975). Золотой век Персии: арабы на востоке . Лондон и Нью -Йорк: Вайденфельд и Николсон.
- ^ Jump up to: а беременный Ходжсон, Маршалл Г.С. (1974). «Расширение ислама в средние периоды». Предприятие ислама . Тол. 2. Чикаго, США. п. 293.
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ Арджоманд, сказал Амир (2008). «Из редактора: определение персидских исследований» . Журнал персидских исследований . 1 (4): 2.
- ^ Ленц, TW; Лоури, GD (1989). Тимор и княжеское видение: персидское искусство и культура в пятнадцатом веке . Вашингтон, округ Колумбия, США: Смитсоновская пресса. п. 126
- ^ Chambers, RL (2000). Османская империя; хронологический контур . Чикагский университет.
- ^ Daftary, F. "Сектантские и национальные движения в Иране, Хорасане и Трасосании во время Умайяда и Ранних Аббасид". В MS Asimov; Ce Bosworth (ред.). История цивилизаций Центральной Азии . Тол. 4–1. UNESCO Publishing, Институт исследований Исмаили.
- ^ Jump up to: а беременный в Икрам, С. М. (1964). Мусульманская цивилизация в Индии . Нью -Йорк, США: издательство Колумбийского университета.
- ^ Вудхед, С. (1983). «Эксперимент по официальной историографии: пост Sehnameci в Османской империи, ок. 1555–1605». Венский журнал для клиента Orient . 75 : 174.
- ^ Муртазави, Манучихр. "Мукаллидан-я Шахнам Дар Даура-Йи Мугул В.А. Тумури. Масаиль-я аср-ильханан . Табриз: Муасасаса-и Тарих В.А. Фарханг-иран, Ш/1358. Стр. 554-555.
- ^ Мейсами, Джули С. (1999). Персидская историография до конца двенадцатого века . Эдинбург, Великобритания: издательство Эдинбургского университета. п. 37
- ^ Aksi Az Ru-Yi Nuskah-I Khattii-i Muvarrakh-IH/807, Dar Kitabkhanah-I Biritaniya (или. 2833). Зафарнам-и Хэмд Аллах Мустауфи : Би-инзимам-и Шахнам-и Абу аль-Касим первоев . Тегеран, Иран: Марказ-и Нашр-и Данишгахий-Иран; Вин: Акадими-я улум-я. 1999.
- ^ Rypka, январь История иранской литературы . п. 165.
- ^ Моле, Марджан (1953). Иранский эпос после фирдоси . Новый Clio 5. pp. 377–393.
- ^ SAFA, Z. (1990). Hamasahsarayi dar Иран . Тегеран, Иран: Амир Кабир.
- ^ Quint, D. (1993). Эпик и империя: политика и общая форма от Вирджила до Милтона . Принстон: издательство Принстонского университета. п. 15
- ^ Сейллер, Джон (2001). Жемчужины Попугаи Индии: Художественный музей Уолтерса Хамса Амира Хусрау из Дели . Балтимор, США: Уолтерс Художественный музей. С. 143–58.
- ^ Savory, Roger M. (2005). "Сафэвиды". Энциклопедия Ислама (онлайн -ред.).
- ^ Savory, Roger M. (1965). «Консолидация власти Safawid в Персии». Isl .
- ^ «Персия (история новой персидской империи)» . Мейер разговор лексикон (на немецком языке). Том. п. 873. Архивировано из оригинала 2007-10-10 . Получено 2007-02-09 .
- ^ Savory, RM (1980). Иран под защитниками . Кембридж, Великобритания: издательство Кембриджского университета. п. 3
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Hillenbrand, R. (1999). Исламское искусство и архитектура . Лондон, Великобритания. ISBN 978-0-500-20305-7 .
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ Jump up to: а беременный Титли, Нора М. (1983). Персидская миниатюрная живопись и ее влияние на искусство Турции и Индии . Остин, США: Техасский университет.
- ^ Yarshater, Ehsan (1988). «Развитие иранской литературы». В Эсан Яршатер (ред.). Персидская литература . Колумбия лекции по иранским исследованиям. Тол. 3–37. Олбани, США: Bibliotheca Persica и Государственный университет Нью -Йорка. п. 15
- ^ Арджоманд, Саид Амир (2023). «Второе десятилетие персидских исследований». Журнал персидских исследований . Брилл: 1–23. doi : 10.1163/18747167-bja10036 .
- ^ Заракол, Айше (2022). До Запада: подъем и падение восточных мировых заказов . Издательство Кембриджского университета.
- ^ Yazıcı, Tahsin . "Челеби" . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 18 ноября 2007 года . Получено 10 февраля 2007 года .
- ^ Фалм С. [ Постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Toynbee, Арнольд Дж. Изучение истории . Тол. V. с. 514–15.
- ^ «Мемориальная серия Гибба - Энциклопедия Ираника» . www.iranicaonline.org . Получено 2020-01-27 .
- ^ Сигфрид Дж. Де Лаэт. История человечества: с седьмого до шестнадцатого века архивирована 2022-12-05 в The Wayback Machine Unesco, 1994. SIS 978-9231028137 P 734
- ^ Jump up to: а беременный Ризви С. (1993). «Глава 1». Мусульманские возрожденные движения в северной Индии в шестнадцатом и семнадцатом веках . Нью -Дели, Индия.
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ Jump up to: а беременный Фишер, MH (2001). «Персидский профессор в Британии: Мирза Мухаммед Ибрагим в колледже Ост -Индской компании, 1826–44». Сравнительные исследования Южной Азии, Африки и Ближнего Востока . 21 (1–2). Герцог Университет Университета: 24–32. doi : 10.1215/1089201x-21-1-2-24 . S2CID 144947402 .
- ^ Jump up to: а беременный Судавар. Искусство персидских судов .
- ^ Принц Хуррам (Шахджахан) Собственный образец каллиграфических стихов Хафиза находится в библиотеке Рамюр Раза , Рампур (далее RL) (Сиддики, Рампурский Раза библиотека: с. 24).
- ^ Браун, например (1951). Литературная история Персии . Тол. II и III. Кембридж.
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ Arberry, AJ (1958). Классическая персидская литература . Лондон
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ «Развитие персидской поэзии» . Ирансага .
- ^ Шамиль С. (2004). «Город красавиц в индо-перперстском поэтическом ландшафте». Сравнительные исследования Южной Азии, Африки и Ближнего Востока . 24 Герцогский издательство Университета Герцога .
- ^ Delvoye, F. (1996). «Музыка в индо-персинских судах Индии (14–18 века)» . Исследования в области художественного покровительства .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помощь )
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ходжсон говорит: «Исторически можно сказать, что исламская цивилизация, исторически, делится в более центральных районах на более ранний« халифал »и более поздню Моря, Индия, ... (стр. 294) "
- ^ Для влияния поэзии Руми на современные стихи см. Шиммель, Триумфальное Солнце: 374,78; Для поэзии MUGHAAL см. ГАНИ, История личного языка и литературы; Рахман, персидская литература; Хасан, поэзия Моголов; Абид, То же самое, .qudsi Mashhadi.; Пророк Хади, талиб-я амли; Браун, литературная история, вып. IV: 241.6
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Общество Ирана
- Персидская культура
- Культурная ассимиляция
- Культурная география
- Культурные регионы
- Социальная история Азербайджана
- Культура Азербайджана
- Социальная история Ирака
- Персидский язык
- История Кавказа
- История Центральной Азии
- Социальная история Афганистана
- Культура Османской империи
- Могольская культура
- Речь