Амир Хосров родился в 1253 году в Патияли , округ Касгандж , в современном Уттар-Прадеше , Индия, на территории тогдашнего Делийского султаната , в семье Амира Саифа уд-Дина Махмуда, человека тюркского происхождения, и Биби Даулат Наз, коренная индийская мать. [ 9 ] Амир Саиф уд-Дин Махмуд был мусульманином -суннитом . Он вырос в Кеше , небольшом городке недалеко от Самарканда на территории современного Узбекистана . Когда он был молодым человеком, этот регион был разрушен и разорен вторжением Чингисхана в Среднюю Азию , и большая часть населения бежала в другие страны, излюбленным местом назначения была Индия. Группа семей, в том числе семья Амира Саифа уд-Дина, покинула Кеш и направилась в Балх (ныне на севере Афганистана), который был относительно безопасным местом; оттуда они отправили представителей к султану далекого Дели, ищущему убежища. Это было разрешено, и группа отправилась в Дели. Султан Шамс уд-Дин Илтутмиш , правитель Дели, тоже был тюрком, как и они; действительно, он вырос в том же регионе Центральной Азии и в прошлой жизни пережил несколько схожие обстоятельства. Именно по этой причине группа изначально обратилась к нему. Илтутмиш не только приветствовал беженцев при своем дворе, но и предоставил некоторым из них высокие должности и земельные владения. В 1230 году эмир Саиф уд-Дин получил титул феодальное владение в округе Патиала . [ нужна ссылка ]
Амир Саиф уд-Дин женился на Биби Даулат Наз, дочери Равата Арза, индийского дворянина и военного министра Гияса уд-Дина Балбана , девятого султана Дели. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Амир Саиф уд-Дин и Биби Даулатназ стали родителями четверых детей: трёх сыновей (одним из которых был Хосров) и дочери. Амир Саиф уд-Дин Махмуд умер в 1260 году, когда Хосрову было всего восемь лет. [ 12 ] Под влиянием своего отца он впитал ислам и суфизм, а также хорошо владел турецким языком. [ нужны разъяснения ] , персидский и арабский языки. [ 12 ] Он был известен под прозвищем Тути-и Хинд («Индийский попугай»), которое, согласно Энциклопедии ислама , «сравнивает красноречивого поэта со сладкоречивым попугаем, указывает на его канонический статус персидского поэта». [ 13 ] Любовь и восхищение Хосрова своей родиной прозрачны в его работах. [ 14 ]
Хосров был умным ребенком. Он начал учиться и писать стихи в возрасте девяти лет. [ 14 ] Его первый диван « Тухфат ус-Сигр» («Дар детства»), содержащий стихи, написанные в возрасте от 16 до 18 лет, был составлен в 1271 году. В 1273 году, когда Хосрову было 20 лет, его дедушка, которому, как сообщается, было 113 лет, , умер.
После смерти деда Хосрова Хосров присоединился к армии Малика Чаджу, племянника правящего султана Гияс уд-Дина Балбана . Это привлекло внимание к его поэзии Ассамблеи Королевского двора, где он был удостоен чести.
Насир уд-Дин Бугра Хан , второй сын Балбана, был приглашен послушать Хосрова. Он был впечатлен и стал покровителем Хосрова в 1276 году. В 1277 году Бугра-хан был назначен правителем Бенгалии , и Хосров посетил его в 1279 году, когда писал свой второй диван, Васт уль-Хаят (Средина жизни). Затем Хосров вернулся в Дели. Старший сын Балбана, Хан Мухаммад (находившийся в Мултане ), прибыл в Дели и, услышав о Хосрове, пригласил его к себе ко двору. Затем Хосров сопровождал его в Мултан в 1281 году. Мултан в то время был воротами в Индию и центром знаний и обучения. Караваны ученых, торговцев и эмиссаров следовали через Мултан из Багдада , Аравии и Персии по пути в Дели. Хосров написал следующее:
Я завязал на талии пояс службы и надел шапку товарищества еще на пять лет. Я придал блеск водам Мултана из океана моего остроумия и шуток.
9 марта 1285 года хан Мухаммед был убит в бою при сражении с монголами , вторгшимися в султанат. Хосров написал две элегии в горе по поводу своей смерти. В 1287 году Хосров отправился в Авад вместе с другим своим покровителем, эмиром Али Хатимом. В возрасте восьмидесяти лет Балбан позвал своего второго сына Бугра-хана обратно из Бенгалии, но Бугра-хан отказался. После смерти Балбана в 1287 году его внук Муиз уд-Дин Кайкабад , сын Бугра-хана, стал султаном Дели в возрасте 17 лет. Хосров оставался на службе у Кайкабада в течение двух лет, с 1287 по 1288 год. В 1288 году Хосров завершил свою службу. первая маснави , Киран ус-Саадайн (Встреча «Двух благоприятных звезд»), в котором говорилось о встрече Бугра-хана со своим сыном Муиз уд-Дином Кайкабадом после долгой вражды. его трехлетнего сына Шамс уд-Дина Каюмарса После того, как Кайкабад перенес инсульт в 1290 году, дворяне назначили султаном . Турко-афганец по имени Джалал уд-Дин Фируз Халджи затем двинулся на Дели, убил Кайкабада и стал султаном, положив тем самым конец династии мамлюков Делийского султаната и положив начало Династия Халджи .
Джалал уд-Дин Фируз Халджи ценил поэзию и пригласил к себе ко двору многих поэтов. Хосров пользовался почетом и уважением при своем дворе и получил титул «Амир». Ему дали должность «Мушаф-дар». Придворная жизнь заставила Хосрова больше сосредоточиться на своих литературных произведениях. Газели Хосрова, которые он сочинял в быстрой последовательности, были положены на музыку и каждую ночь перед султаном пели поющие девушки. Хосров пишет о Джалал уд-Дине Фирузе:
Царь мира Джалал уд-Дин в награду за мою бесконечную боль, которую я взял на себя при сочинении стихов, даровал мне невообразимое сокровище богатства.
В 1290 году Хосров завершил свою вторую маснави, «Мифта уль-Футух» («Ключ к победам»), во славу побед Джалал уд-Дина Фируза. В 1294 году Хосров завершил свой третий диван, «Гуррат уль-Камаал» («Начало совершенства»), который состоял из стихов, написанных в возрасте от 34 до 34 лет. [ 9 ]
Александр опущен в море из хамсы Амира Хосрова Дихлави, приписываемой Муканде ок. 1597–98, Метрополитен-музей. [ 15 ]
После Джалал уд-Дина Фируза Ала уд-Дин Халджи. на трон Дели в 1296 году взошел Хосров написал « Хазаин уль-Футух» («Сокровища победы»), в котором описывали строительные работы, войны и административные услуги Ала уд-Дина. Затем он составил хамсу (квинтет) из пяти маснави, известную как Хамса-е-Хусрау (Хамса Хосрова), завершив ее в 1298 году. Хамса подражала хамсе более раннего поэта персидских эпосов Низами Гянджеви . Первой маснави в хамсе была Матла уль-Анвар (Место восходящего света), состоящая из 3310 стихов (законченных за 15 дней) на этические и суфийские темы. Вторая маснави, Хосров-Ширин , состояла из 4000 стихов. Третья маснави, Лейла-Меджнун , представляла собой романс. Четвертой объемной маснави была «Айина-и Искандари» , повествующая о героических подвигах Александра Македонского в 4500 стихах. Пятой маснави был Хашт-Бихишт , который был основан на легендах о Бахраме V , пятнадцатом царе Сасанидской империи . Все эти произведения сделали Хосрова ведущим светилом мировой поэзии. Ала уд-Дин Халджи был очень доволен его работой и щедро наградил его. Когда сын Ала уд-Дина и будущий преемник Родился Кутб уд-Дин Мубарак Шах Халджи , Хосров подготовил гороскоп Мубарак Шаха Халджи, в котором были сделаны определенные предсказания. Этот гороскоп включен в маснави Сакяна . [ 16 ]
В 1300 году, когда Хосрову было 47 лет, умерли его мать и брат. В их честь он написал такие строки:
Двойное сияние покинуло мою звезду в этом году
Ушли мой брат и моя мать,
Мои две полные луны зашли и перестали светить
За одну короткую неделю через это мое невезение.
Посвящение Хосрова своей матери после ее смерти было:
Где бы ни была найдена пыль твоих ног, для меня это словно райский осколок.
В 1310 году Хосров стал учеником суфийского святого ордена Низамуддина Чишти Аулия . [ 12 ] В 1315 году Хосров завершил романтическую маснави Дюваль Рани - Хизр Хан ( Дюваль Рани и Хизр Хан), о женитьбе вагелской принцессы Дюваль Рани на Хизр Хане, одном из сыновей Ала уд-Дина Халджи. [ 9 ]
После смерти Ала уд-Дина Халджи в 1316 году султаном Дели стал его сын Кутб уд-Дин Мубарак Шах Халджи. Хосров написал маснави о Мубарак-шахе Халджи под названием «Нух Сипихр» («Девять небес»), в котором описаны события правления Мубарак-шаха Халджи. Он разделил свою поэзию на девять глав, каждая часть которых считается «небом». В третьей главе он написал яркий отчет об Индии и ее окружающей среде, временах года, флоре и фауне, культурах, ученых и т. д. Во время правления Мубарак Шаха Халджи он написал еще одну книгу под названием Иджаз-е-Хусрави («Чудеса Хосрова»). , состоявший из пяти томов. В 1317 году Хосров составил «Бакия-Накиа» («Остатки чистоты»). В 1319 году он написал «Афзал уль-Фаваид» («Величайшее из благословений»), прозаическое произведение, содержащее учение Низамуддина Аулии. [ 9 ]
В 1320 году Мубарак-шах Халджи был убит Хусро-ханом , который, таким образом, положил конец династии Халджи и ненадолго стал султаном Дели. В том же году Хосро-хан был схвачен и обезглавлен Гияс ад-Дином Туглаком , который стал султаном и таким образом положил начало династии Туглаков . В 1321 году Хосров начал писать историческую маснави под названием «Туглак Нама» («Книга Туглаков») о правлении Гияс ад-Дина Туглака и других правителей Туглака. [ 9 ] [ 10 ]
Хосров умер в октябре 1325 года, через шесть месяцев после смерти Низамуддина Аулия. Могила Хосрова находится рядом с могилой его духовного учителя в Низамуддин Дарга в Дели. [ 9 ] Нихаят уль-Камаал («Зенит совершенства») был составлен, вероятно, за несколько недель до его смерти.
Популярная басня, вошедшая в науку, приписывает Хосрову следующий знаменитый персидский стих:
Если рай гарантирован,
Он подчинен, он подчинен, он подчинен, он подчинен.
По-английски: «Если и есть рай на земле, то это он, это то, это вот это». [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Считается, что этот стих был написан на нескольких постройках Великих Моголов , предположительно в отношении Кашмира , в частности на конкретном здании в саду Шалимар в Сринагаре, Кашмир (построенном во время правления императора Великих Моголов Джахангира). [ 20 ] [ 21 ]
Однако недавние исследования отнесли этот стих ко времени, намного более позднему, чем время Хосрова, и к месту, довольно далекому от Кашмира. [ 22 ] Историк Рана Сафви осмотрел все возможные постройки в Кашмирском саду и не обнаружил такой надписи, приписываемой Хосрову. По ее словам, стих был написан Саадуллой Ханом, выдающимся дворянином и ученым при дворе преемника и сына Джахангира Шаха Джахана. [ 22 ] Даже в народной памяти именно Джахангир первым повторил эту фразу в честь Кашмира. [ 19 ]
Хосрову приписывают объединение персидских , арабских , тюркских и индийских певческих традиций в конце 13-го века для создания каввали , формы суфийской религиозной песни . [ 23 ] Хорошо акцентированный припев, подчеркивающий тему, и религиозный припев в сочетании с солистом, использующим богато украшенный стиль быстрых таанов и сложных комбинаций свары , являются отличительными характеристиками каввали. [ 24 ] Ученики Хосрова, специализировавшиеся на пении каввали, позже были классифицированы как каввали (они пели только мусульманские религиозные песни) и калаванцы (они пели мирские песни в стиле каввали). Музыкальный поток некоторых его стихов сделал их любимцами музыкантов и сегодня. [ 9 ] [ 24 ]
Тарана и Триват также приписывают Хосрову. [ 25 ] Музыковед и философ Джайдев Сингх сказал:
Тарана была полностью изобретением Хосрова. Тарана — персидское слово, означающее песню. Тиллана — искаженная форма этого слова. Правда, перед Хосровом был пример песен Ниргита, в которых использовались шуск-акшары (бессмысленные слова) и пат-акшары (мнемонические слоги мриданга). Такие песни были в моде, по крайней мере, со времен Бхараты. Но вообще говоря, ниргит использовал твёрдые согласные. Хосров ввел два новшества в эту форму вокальной музыки. Во-первых, он ввел в основном персидские слова с мягкими согласными. Во-вторых, он так расположил эти слова, что они несли какой-то смысл. Он также ввел несколько слов на хинди, чтобы дополнить смысл… Только гений Хосрова мог расположить эти слова таким образом, чтобы они придали некоторый смысл. Композиторам после него это не удалось, и тарана стала такой же бессмысленной, как древний Ниргит. [ 26 ]
Считается, что Хосров изобрел стиль тарана во время попытки воспроизвести изложение Гопала Наика в Рааге Кадамбаке. Хосров прятался и слушал Гопала Наика в течение шести дней, а на седьмой день он воспроизвел исполнение Наика, используя бессмысленные слова ( мриданг болс ), создав таким образом стиль тарана. [ 27 ]
Хосрову приписывают изобретение ситара. В то время в Индии существовало множество версий Вины . Он модифицировал трехструнную Тритантри Вину как Сетар (по-персидски «3 струны»), который в конечном итоге стал известен как ситар . [ 10 ] [ 28 ]
Иллюстрированная рукопись одного из стихотворений Амира Хосрова.
Амир Хосров был плодовитым классическим поэтом, связанным с королевскими дворами более чем семи правителей Делийского султаната. Он написал множество шутливых загадок , песен и легенд, которые стали частью массовой культуры Южной Азии. Его загадки сегодня являются одной из самых популярных форм поэзии хиндави . [ 29 ] Это жанр, который предполагает двусмысленность или игру слов. [ 29 ] Бесчисленные загадки поэта были переданы в устной традиции за последние семь столетий. [ 29 ] Благодаря своему литературному творчеству Хосров представляет собой одного из первых зарегистрированных индийских персонажей с истинной мультикультурной или плюралистической идентичностью. Музыканты приписывают Хосрову создание шести музыкальных стилей: каул, калбана, накш, гул, тарана и хьял , однако доказательств этому недостаточно. [ 30 ] [ 31 ]
Хосров писал преимущественно на персидском языке . Ему приписывают множество стихов на хиндустани (или хинди - урду ), поскольку нет никаких свидетельств их сочинения Хосровом ранее XVIII века. [ 32 ] [ 33 ] Язык стихов хиндустани кажется относительно современным. Он использовал термин «Хиндави» (что на персидском означает «Хинд или Индия») для языка хиндустани. [ 34 ] и придал ей форму в исламской литературе, за что получил прозвище «отец литературы урду ». [ 6 ]
Фильм 1978 года «Джунун» открывается исполнением « Аадж Рунг Хай» Хосрова , а в сюжете фильма это стихотворение используется как символ восстания. [ 39 ]
«Амир Хусро» , документальный фильм, освещающий его жизнь и творчество, снятый Ом Пракашем Шармой, выпущенный в 1974 году. Он был произведен правительства Индии Отделом кинематографии . [ 40 ]
Тухфат ус-Сигр («Дар детства»), 1271 г. — первый диван Хосрова, содержит стихи, написанные в возрасте от 16 до 18 лет.
Васт уль-Хаят (Середина жизни), 1279 г. - второй диван Хосрова.
Киран ус-Са'даин (Встреча двух благоприятных звезд), 1289 г. - первая маснави Хосрова, в которой подробно описывается историческая встреча Бугра-хана и его сына Муиз уд-Дина Кайкабада после долгой вражды.
Мифтах уль-Футух (Ключ к победам), 1290 г. - вторая маснави Хосрова, восхваляющая победы Джалал уд-Дина Фируза Халджи.
Гуррат уль-Камаал (Начало совершенства), 1294 г. - Стихи, написанные Хосровом в возрасте от 34 до 34 лет.
Хазаин уль-Футух («Сокровища побед»), 1296 г. - Подробности строительных работ, войн и административных услуг Ала уд-Дина Халджи.
Хамса-э-Хусрау (Хамса Хосрова), 1298 — квинтет (хамса) из пяти маснави: Матла уль-Анвар , Хосров-Ширин , Лейла-Меджнун , Айна-э-Сикандари и Хашт-Бихишт (в который входят «Три принца» Серендип ).
Дюваль Рани - Хизр Хан (Дюваль Рани и Хизр Хан), 1316 год - трагедия о женитьбе принцессы Дюваль Рани на сыне Ала уд-Дина Халджи Хизр Хане.
Нух Сипихр («Девять небес»), 1318 г. - маснави Хосрова о правлении Кутб уд-Дина Мубарака Шаха Халджи, включающая яркие представления об Индии и ее культуре.
Иджаз-э-Хусрави («Чудеса Хосрова») — сборник прозы, состоящий из пяти томов.
Бакия-Накиа (Остатки чистоты), 1317 г. – составлено Хосровом в возрасте 64 лет.
Афзал уль-Фаваид («Величайшее из благословений»), 1319 г. — прозаическое произведение, содержащее учение Низамуддина Аулии.
«Король предлагает возместить ущерб скорбящей матери» — картина, основанная на рассказе Амира Хусрау Дихлави, но проиллюстрированная индийским художником Великих Моголов Мискином в 1597–1598 годах. Туглак Нама (Книга Туглаков), 1320 г. — историческая маснави времен правления династии Туглаков.
Нихаят уль-Камаал (Зенит совершенства), 1325 г. - составлен Хосровом, вероятно, за несколько недель до его смерти.
Ашика -Хусро отдает дань уважения языку хинди и говорит о его богатстве. [ 44 ] Это маснави, описывающая трагедию Деваль Деви. Эту историю поддержал Исаами. [ 45 ]
Халик Бари - стихотворный глоссарий слов и фраз на персидском, арабском и хинди, часто приписываемый Амиру Хосрову. Хафиз Мехмуд Хан Ширани утверждал, что он был завершен в 1622 году в Гвалиоре Сией уд-Дином Хосрау. [ 46 ]
Джавахир-э-Хусрави - диван, который часто называют диваном Хиндави Хосрова.
^ Раджан, Анжана (29 апреля 2011 г.). «Окно в Персию» . Индуистская газета . Ченнаи, Индия. Архивировано из оригинала 2 февраля 2014 года . Проверено 30 декабря 2023 г.
^ Поэзия Хиндви Хосрова, академическая загадка? Юсуф Саид, 2003 г.
^ Кейт Браун; Сара Огилви (2008). Краткая энциклопедия языков мира . Эльзевир. ISBN 978-0-08-087774-7 . Апабхрамша, казалось, находился в состоянии перехода от среднеиндоарийской стадии к новоиндоарийской стадии. Появляются некоторые элементы хиндустани ... отдельная форма лингва-франка хиндустани появляется в трудах Амира Хусро (1253–1325), который называл его хиндви [.]
Латиф, Сайед Абдулла (1979) [1958]. Очерк культурной истории Индии . Институт индо-ближневосточных культурных исследований (перепечатано Munshiram Manoharlal Publishers). ISBN 81-7069-085-4 .
Ниязи, Гулам Сарвар Хан (1992). Жизнь и деятельность султана Алауддина Халджи . Нью-Дели: Атлантика. ISBN 978-81-7156-362-3 .
Пиктхолл, Мармадьюк Уильям; Асад, Мухаммед, ред. (1930). Исламская культура . Совет исламской культуры.
Пауэрс, Гарольд С.; Куреши, Регула Буркхардт (октябрь 1989 г.). «Суфийская музыка Индии и Пакистана. Звук, контекст и значение в Каввали». Журнал Американского восточного общества . 109 (4). дои : 10.2307/604123 . JSTOR 604123 .
Сингх, Тхакур Джай Дева (1975). «Музыкальные произведения Хосрова». В Ансари, Зоя (ред.). Жизнь, времена и творчество Амира Хосрова Дехлави . Нью-Дели: Национальное общество Амира Хосрова.
Более подробную информацию можно найти в книге Р.М. Чопры «Великие поэты классического персидского языка», Sparrow Publication, Калькутта, 2014 г. ( ISBN 978-81-89140-75-5 )
Contemporary Persian and Classical Persian are the same language, but writers since 1900 are classified as contemporary. At one time, Persian was a common cultural language of much of the non-Arabic Islamic world. Today it is the official language of Iran, Tajikistan and one of the two official languages of Afghanistan.
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: 94e65c0013920ee8e9db5e5c5b8c40c8__1723155540 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/94/c8/94e65c0013920ee8e9db5e5c5b8c40c8.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Amir Khusrau - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)