Сенат Римской республики
Периоды |
---|
|
Конституция |
Политические институты |
Сборки |
Обычные судьи |
Чрезвычайные судьи |
Публичное право |
Последняя консультация Сената |
Титулы и почести |
Сенат Римской был управляющим и совещательным собранием аристократии в Древней республике . Это был не выборный орган, а такой, члены которого назначались консулами , а позднее и цензорами , которые назначались аристократическим Центуриатным собранием . После того, как римский магистрат отбыл свой срок на посту, обычно следовало автоматическое назначение в Сенат. По словам греческого историка Полибия , основного источника Конституции Римской республики , римский сенат был преобладающей ветвью власти. Полибий отмечал, что именно консулы (высший ранг среди обычных магистратов) возглавляли армии и гражданское правительство в Риме, и именно римские собрания имели высшую власть над выборами, законодательством и уголовными процессами. Однако, поскольку Сенат контролировал деньги, администрацию и детали внешней политики, он имел наибольший контроль над повседневной жизнью. Сила и авторитет Сената проистекают из прецедента, высокого калибра и престижа сенаторов, а также непрерывной родословной Сената, восходящей к основанию Республики в 509 г. до н.э. Он развился из Сенат Римского королевства и стал Сенатом Римской империи .
Первоначально всех новых сенаторов назначали главные магистраты, консулы . Они также имели право исключать отдельных лиц из Сената. Около 318 года до нашей эры « Овинийский плебисцит » ( plebiscitum Ovinium ) передал эту власть другому римскому магистрату — цензору , который сохранял эту власть до конца Римской республики. Этот закон также требовал от цензоров назначать любого вновь избранного магистрата в Сенат. Таким образом, после этого момента избрание на судейскую должность привело к автоматическому членству в Сенате. Это назначение было пожизненным, хотя цензор мог объявить импичмент любому сенатору.
Сенат руководил магистратами, особенно консулами, в разрешении военных конфликтов. Сенат также имел огромную власть над гражданским правительством в Риме. Особенно это касалось управления государственными финансами, поскольку только оно могло санкционировать выделение государственных денег из казны. Кроме того, Сенат принял указы, называемые senatus Consulta , которые были официальными «советами» Сената магистрату. Хотя формально эти указы не требовались, на практике они обычно выполнялись. Во время чрезвычайной ситуации Сенат (и только Сенат) мог санкционировать назначение диктатора . Однако последний рядовой диктатор был назначен в 202 г. до н.э. После 202 г. до н. э. Сенат отреагировал на чрезвычайные ситуации, приняв senatus Consultum ultimum («Окончательный декрет Сената»), который приостановил гражданское правительство и объявил нечто похожее на военное положение.
учреждение
[ редактировать ]Место проведения и этические стандарты
[ редактировать ]Правила и процедуры римского сената были одновременно сложными и древними. Многие из этих правил и процедур возникли в первые годы существования Республики и на протяжении веков поддерживались принципом mos maiorum («обычаи предков»). Хотя заседания Сената могли проводиться как внутри, так и за пределами формальной границы города ( померия ), ни одно собрание не могло проводиться дальше, чем на милю за пределами померия . [ 1 ] Заседания Сената могут проводиться за пределами официальной границы города по нескольким причинам. Например, Сенат мог бы пожелать встретиться с каким-либо лицом, например, с иностранным послом, которого они не хотели бы пускать в город. [ 2 ]
В начале года первое заседание Сената всегда происходило в храме Юпитера Капитолийского . Другие места проведения могут включать Храм Фидес или Храм Согласия . [ 3 ] или, если собрание проходило за пределами формальной границы города, в храме Аполлона или (если военное собрание) в храме Беллоны . Кроме того, Сенат действовал при различных религиозных ограничениях. Например, прежде чем начать какое-либо собрание, приносилось жертвоприношение богам и поиски божественных предзнаменований ( покровительства предпринимались ). Покровительство было предпринято для того, чтобы определить, пользуется ли это конкретное заседание Сената благосклонностью богов. [ 3 ] Сенату разрешалось собираться только в зданиях религиозного значения, таких как Курия Гостилия . [ 3 ]
Этические требования сенаторов были значительными. Сенаторы не могли заниматься банковской деятельностью или заключать какие-либо государственные контракты без юридического разрешения. Они не могли владеть судном, достаточно большим для участия во внешней торговле, без юридического разрешения. [ 1 ] и они не могли покинуть Италию без разрешения Сената. Кроме того, поскольку им не платили, люди обычно стремились стать сенаторами только в том случае, если они были независимо богаты. [ 4 ]
Цензоры были магистратами , которые следили за соблюдением этических стандартов Сената. Всякий раз, когда цензор наказывал сенатора, ему приходилось ссылаться на какой-то конкретный недостаток. Возможные причины для наказания члена включали коррупцию, злоупотребление смертной казнью или игнорирование вето коллеги, конституционного прецедента или покровительства. Сенаторы, не подчинившиеся различным законам, также могли быть наказаны. Хотя наказание могло включать импичмент (исключение) из Сената, часто наказание было менее суровым, чем полное исключение. [ 5 ] Хотя стандарты исключения члена из Сената были высокими, было легче отказать гражданину в праве вступить в Сенат. Различные моральные недостатки могут привести к тому, что человеку не разрешат вступить в Сенат, включая банкротство, проституцию или предыдущую карьеру гладиатора. Один закон ( Lex repetundarum 123 г. до н. э.) запретил гражданину становиться сенатором, если он был осужден за уголовное преступление. [ 5 ] Многие из этих законов были приняты в прошлом веке республики, когда коррупция в обществе начала достигать беспрецедентного уровня. [ 5 ]
Дебаты
[ редактировать ]Встречи обычно начинались на рассвете, хотя иногда некоторые события (например, фестивали) могли задержать начало встречи. Мировой судья, желающий созвать Сенат, должен был издать обязательный приказ (cogere ) , и сенаторы могли быть наказаны, если они не явились без уважительной причины. Например, в 44 г. до н.э. консул Марк Антоний угрожал снести дом бывшего консула Цицерона . именно по этой причине [ 7 ] Заседания Сената формально были публичными. [ 1 ] потому что двери обычно оставляли открытыми, что позволяло людям заглядывать внутрь, но говорить могли только сенаторы. Сенатом руководил председательствующий магистрат, который обычно был либо консулом (магистрат самого высокого ранга), либо, если консул был недоступен, претором (магистрат второго по рангу), обычно городским претором . [ 8 ] В поздней республике другой тип магистрата — плебейский трибун . иногда председательствовал [ 1 ]
Во время сессии Сенат имел право действовать самостоятельно и даже против воли председательствующего магистрата, если он того пожелает. Председательствующий судья начинал каждое заседание с речи ( verba fecit ). [ 9 ] Обычно это была краткая речь, но иногда она представляла собой длинную речь. Затем председательствующий судья начинал обсуждение, передавая вопрос сенаторам, которые обсуждали этот вопрос по одному, в порядке старшинства, при этом первым говорил самый старший сенатор, известный как принцепс сенатус (лидер Сената), [ 1 ] за которым затем следовали бывшие консулы ( consulares ), а затем преторы и экс-преторы ( praetorii ). Это продолжалось до тех пор, пока не выступили самые младшие сенаторы. [ 1 ] Сенаторы, занимавшие магистратскую должность, всегда выступали перед теми, кто ее не занимал, и если патриций имел такой же старшинство, как и плебей , патриций всегда говорил первым. [ 10 ]
Сенатор мог сделать краткое заявление, подробно обсудить вопрос или поговорить на несвязанную тему. Все сенаторы должны были выступить до проведения голосования, а поскольку все заседания должны были заканчиваться к ночи, [ 11 ] сенатор мог бы заговорить предложение до смерти ( флибустьер или diem Consumere ), если бы ему удалось продлить дебаты до наступления темноты. [ 9 ] Известно, например, что сенатор Катон Младший однажды флибустьировал, пытаясь помешать Сенату даровать Юлию Цезарю закон, который давал бы землю ветеранам Помпея . [ 9 ] [ 12 ]
Тактика проволочек и препятствий
[ редактировать ]У сенаторов было несколько способов повлиять на председательствующего магистрата (или расстроить его). Например, когда председательствующий магистрат предлагал предложение, сенаторы могли позвонить «консультироваться» ( консульство ), что требовало от магистрата узнать мнение сенаторов. Любой сенатор мог потребовать создания кворума (с криком цифр ), для чего требовался подсчет присутствующих сенаторов. Как и в случае с современными призывами кворума, это обычно была тактика отсрочки. Сенаторы также могут потребовать, чтобы предложение было разделено на более мелкие предложения. Такие действия, как аплодисменты, освистывание или критика, часто играли важную роль в дебатах, и отчасти потому, что все сенаторы имели абсолютное право на свободу слова, любой сенатор мог ответить в любой момент, если на него напали лично. [ 1 ] Когда дебаты уже начались, председательствующему судье обычно было трудно их контролировать. Председательствующий судья обычно восстанавливал некоторый контроль только после того, как дебаты заканчивались и приближалось голосование. [ 13 ]
В последние годы республики аристократия предпринимала попытки ограничить растущий уровень хаоса, связанный с обструктивными тенденциями и демократическими импульсами некоторых сенаторов. Были приняты законы, предотвращающие включение посторонних материалов в законопроекты, рассматриваемые Сенатом. Были приняты и другие законы, запрещающие так называемые сводные законопроекты . [ 14 ] Это законопроекты, обычно принимаемые одним голосованием, которые содержат большой объем часто не связанных между собой материалов. [ 14 ]
Были также приняты законы, ужесточающие требование о том, чтобы между внесением законопроекта и голосованием по нему проходило три дня. [ 14 ] Во время своего пребывания на посту диктатора Юлий Цезарь издал законы, требовавшие публикации резолюций Сената. Эта публикация, получившая название acta diurna , или «ежедневное разбирательство», была призвана повысить прозрачность и свести к минимуму возможность злоупотреблений. [ 15 ] Эта публикация была размещена на Римском форуме , а затем разослана гонцами по провинциям. [ 15 ]
Голоса и голос Tribune
[ редактировать ]Когда пришло время объявить голосование, председательствующий судья мог выдвинуть любые предложения (в любом порядке), которые он пожелал, и каждое голосование проходило между предложением и его отрицанием. [ 16 ] Для проведения голосования требовался кворум, и известно, что в 67 г. до н.э. размер кворума был установлен в 200 сенаторов (законом Cornelia de privilegiis ). В любой момент до принятия предложения на предложенное предложение можно было наложить вето. Обычно вето накладывали плебейские трибуны. Если Сенат внес законопроект, согласно которому плебейский трибун (магистрат, который был главным представителем [ нужны разъяснения ] народа) не был согласен, он наложил вето , подкрепленное обещанием буквально «вмешаться в неприкосновенность своей личности» (или intercessio ), если Сенат не подчинится. Если Сенат не подчинится, он сможет физически помешать Сенату действовать, а любое сопротивление может быть преследовано в уголовном порядке как нарушение его неприкосновенности. Если предложение, на которое было наложено вето, было предложено на следующий день, а плебейский трибун, наложивший вето на него накануне, не присутствовал и не мог вмешаться, то предложение могло быть принято. Вообще плебейский трибун должен был физически присутствовать на заседании Сената, иначе его физическая угроза вмешаться в свою личность не имела никакого смысла. В конечном итоге вето плебейского трибуна было основано на обещании применить физическую силу. [ 16 ]
Как только состоялось голосование и принята мера, он ничего не мог сделать, поскольку его обещание физически выставить свою личность против сенаторов теперь было бессмысленным. Кроме того, в течение нескольких случаев между окончанием Второй Пунической войны в 201 г. до н. э. и началом Социальной войны в 91 г. до н. э., хотя у них не было на это юридических полномочий, было известно, что несколько консулов наложили вето на акты Пунической войны. Сенат. В конечном счете, если не было права вето и вопрос имел второстепенное значение, по нему можно было проголосовать голосованием или поднятием рук. Если не было права вето и дело носило существенный характер, обычно происходило физическое разделение палаты, при котором сенаторы голосовали, занимая места по обе стороны палаты. [ 1 ]
Любое предложение, которое имело поддержку Сената, но было наложено вето, записывалось в анналах как senatus auctoritas , в то время как любое предложение, которое было принято и не наложено вето, записывалось как Senatus Consultum . После голосования каждый senatus Consultum и каждый senatus auctoritas записывался председательствующим магистратом в итоговый документ. В этом документе были указаны имя председательствующего магистрата, место проведения собрания, даты собрания, количество сенаторов, присутствовавших во время принятия предложения, имена свидетелей при составлении предложения и существо предложения. действовать. Кроме того, если предложение было консультативным сенатом , на документе ставилась заглавная буква «С», чтобы подтвердить, что предложение было одобрено Сенатом. [ 17 ]
Затем документ был передан на хранение в храм, в котором располагалась Сокровищница ( эрарий ). [ 11 ] Хотя senatus auctoritas (предложение Сената, на которое наложено вето) не имело юридической силы, оно служило выражением мнения Сената. Если senatus Consultum противоречил закону ( lex ), принятому Римским собранием , закон имел преимущественную силу над senatus Consultum , поскольку полномочия senatus Consultum основывались на прецеденте, а не на законе. Однако Senatus Consultum может служить для толкования закона. [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Берд, 34 года
- ^ Линтотт, 73 года.
- ^ Jump up to: а б с Линтотт, 72 года
- ^ Берд, 36 лет.
- ^ Jump up to: а б с Линтотт, 70 лет
- ^ Чеккарелли, Л., в Белл, С., и Карпино, А., А, (редакторы) Спутник этрусков (Спутники Блэквелла по древнему миру), Blackwell Publishing, 2016, стр. 33
- ^ Линтотт, 75 лет.
- ^ Берд, 42 года.
- ^ Jump up to: а б с Линтотт, 78 лет
- ^ Эбботт, 228
- ^ Jump up to: а б Берд, 44 года
- ^ Катон Младший Биография | Энциклопедия мировой биографии Биография . Bookrags.com . Проверено 19 сентября 2008 г.
- ^ Линтотт, 82 года.
- ^ Jump up to: а б с Берд, 112
- ^ Jump up to: а б Берд, 133 года
- ^ Jump up to: а б Линтотт, 83 года
- ^ Линтотт, 85 лет.
- ^ Эбботт, 233
Ссылки
[ редактировать ]- Эбботт, Фрэнк Фрост (1901). История и описание римских политических институтов . Элиброн Классика. ISBN 0-543-92749-0 .
- Берд, Роберт (1995). Сенат Римской республики . Документ Сената типографии правительства США 103–23. ISBN 0-16-058996-7 .
- Цицерон, Марк Туллий (1841). Политические произведения Марка Туллия Цицерона: включая его «Трактат о Содружестве»; и его «Трактат о законах» . Том. 1 (Перевод с оригинала, с диссертациями и примечаниями в двух томах Фрэнсиса Бархэма, эсквайра). Лондон: Эдмунд Спеттиг.
- Холланд, Том (2005). Рубикон: Последние годы Римской республики . Случайные домашние книги. ISBN 1-4000-7897-0 .
- Линтотт, Эндрю (1999). Конституция Римской республики . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-926108-3 .
- Полибий (1823 г.). Всеобщая история Полибия: Перевод с греч . Том. 2 (Пятое изд.). Оксфорд: Напечатано У. Бакстером.
- Тейлор, Лили Росс (1966). Римские избирательные собрания: от Ганнибаловой войны до диктатуры Цезаря . Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-08125-Х .
- Тейлор, Лили Росс; Скотт, Рассел Т. (1969). «Места для сидения в римском сенате и сенаторах Педарии». Труды и труды Американской филологической ассоциации . 100 . Издательство Университета Джонса Хопкинса: 529–582. дои : 10.2307/2935928 . JSTOR 2935928 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кембриджская древняя история, тома 9–13.
- Кэмерон, А. Поздняя Римская империя (Fontana Press, 1993).
- Кроуфорд, М. Римская республика (Fontana Press, 1978).
- Грюн, ES «Последнее поколение Римской республики» (U California Press, 1974)
- Айне, Вильгельм. Исследования по истории римской конституции . Уильям Пикеринг. 1853.
- Джонстон, Гарольд Уэтстон. Речи и письма Цицерона: с историческим введением, очерком римской конституции, примечаниями, словарем и указателем . Скотт, Форесман и компания. 1891.
- Миллар, Ф. Император в римском мире (Дакворт, 1977, 1992).
- Моммзен, Теодор. Римское конституционное право . 1871–1888 гг.
- Полибий . Истории
- Тай, Эмброуз. Развитие римской конституции . Д. Эппл и компания, 1886 г.
- Фон Фриц, Курт. Теория смешанной конституции в античности . Издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк. 1975.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Цицерон «De Re Publica», книга вторая.
- Рим в конце Пунических войн: анализ римского правительства; от Полибия