Нападение на Мерс-эль-Кебир
Нападение на Мерс-эль-Кебир | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы за Средиземное море во время Второй мировой войны. | |||||||
Линкор «Страсбург» под обстрелом | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Великобритания | Франция | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Сила | |||||||
|
| ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Нападение на Мерс-эль-Кебир ( Битва при Мерс-эль-Кебире ) 3 июля 1940 года, во время Второй мировой войны , было нападением британского военно-морского флота на нейтральные территории. [ 3 ] [ а ] Корабли ВМС Франции на военно-морской базе Мерс-эль-Кебир , недалеко от Орана , на побережье французского Алжира . Атака была основной частью операции «Катапульта» , британского плана по нейтрализации или уничтожению нейтральных французских кораблей, чтобы предотвратить их попадание в руки Германии после поражения союзников в битве за Францию . В результате британской бомбардировки базы погибло 1297 французских военнослужащих, потопил линкор и было повреждено пять других кораблей, в результате чего британцы потеряли пять сбитых самолетов и два члена экипажа погибли. Атака по воздуху и на море была проведена Королевским флотом после того, как Франция подписала перемирие с Германией и Италией , вступающее в силу 25 июня.
Особое значение для британцев имели пять линкоров «Бретань» и «Ришелье» классов и два быстроходных линкора класса «Дюнкерк» , вторая по величине группа крупных кораблей в Европе после Королевского флота. Британский военный кабинет опасался, что корабли попадут в руки Оси. Адмирал Франсуа Дарлан , командующий французским флотом, заверил британцев, даже после перемирия Франции с Германией и Италией, что флот останется под контролем Франции, но Уинстон Черчилль и военный кабинет сочли, что риск слишком велик. Дарлан неоднократно отклонял просьбы Великобритании передать флот под британскую опеку или переместить его во Французскую Вест-Индию , вне досягаемости Германии.
Британское нападение было осуждено во Франции как нападение на нейтральную страну, и годами царило негодование по поводу того, что бывший союзник считал предательством. [ 8 ] Французы считали, что их заверения благородны и их должно было быть достаточно. Маршал Филипп Петен , назначенный премьер-министром Франции 16 июня, разорвал дипломатические отношения с Соединенным Королевством 8 июля .
Французская авиация ответила бомбардировкой Гибралтара , а французские корабли несколько раз вступали в перестрелку с британскими кораблями, прежде чем молчаливое в западном Средиземноморье было соблюдено перемирие. 27 ноября 1942 года, после начала операции «Факел» — вторжения союзников во французскую Северную Африку — французский флот сорвал операцию «Дело Антон» , немецко-итальянскую операцию по захвату своих кораблей в Тулоне, затопив их . В 1997 году Мартин Томас написал, что британское нападение на Мерс-эль-Кебир остается спорным, но другие историки писали, что оно продемонстрировало миру, что Британия будет продолжать сражаться. [ 6 ]
Фон
[ редактировать ]Французско-германское перемирие
[ редактировать ]После падения Франции в 1940 году и перемирия между Францией и нацистской Германией британский военный кабинет опасался контроля над французским флотом. Объединение французских и немецких военно-морских сил могло изменить баланс сил на море, поставив под угрозу британский импорт через Атлантику и коммуникации с остальной частью Британской империи . В пункте 2 статьи 8 условий перемирия правительство Германии «торжественно и твердо заявило, что оно не намерено предъявлять требования в отношении французского флота во время мирных переговоров», и аналогичные условия были в перемирии с Италией, но они считались со стороны англичан не является гарантией нейтрализации французского флота. 24 июня Дарлан заверил Уинстона Черчилля в недопустимости такой возможности. [ 9 ] Черчилль приказал потребовать, чтобы французский флот ( национальная морская пехота ) либо присоединился к Королевскому флоту , либо был нейтрализован таким образом, чтобы гарантировать предотвращение попадания кораблей в руки Оси. [ 10 ]
По предложению Италии в условия перемирия были внесены поправки, позволяющие французскому флоту временно оставаться в портах Северной Африки, где они могли быть захвачены итальянскими войсками из Ливии. Британцы разработали план действий на случай непредвиденных обстоятельств, операцию «Катапульта», по уничтожению французского флота в середине июня, когда стало ясно, что Филипп Петен формирует правительство с целью положить конец войне, и казалось вероятным, что французский флот может быть захвачен немцы. [ 11 ] В своей речи в парламенте Черчилль повторил, что перемирие от 22 июня 1940 года было предательством соглашения союзников не заключать сепаратный мир. Черчилль сказал: «Какова в этом ценность? Спросите полдюжины стран: какова ценность такого торжественного заверения? ... Наконец, перемирие может быть аннулировано в любое время под любым предлогом несоблюдения... ". [ 12 ]
Французский флот мало участвовал в боях во время битвы за Францию и практически не пострадал. По тоннажу около 40 процентов находилось в Тулоне , недалеко от Марселя , 40 процентов во Французской Северной Африке и 20 процентов в Великобритании, Александрии и Французской Вест-Индии . Хотя Черчилль опасался, что флот будет использован странами Оси, необходимость укомплектовать, обслуживать и вооружить французские корабли оборудованием, несовместимым с немецким и итальянским оборудованием, делала это маловероятным. [ 13 ] Кригсмарине опасался , и Бенито Муссолини предприняли попытки, но Адольф Гитлер что попытка захвата спровоцирует переход французского флота на сторону британцев. Черчилль и Гитлер рассматривали флот как потенциальную угрозу; Французские лидеры использовали флот (и возможность его воссоединения с союзниками) в качестве противодействия немцам в переговорах, чтобы не допустить их в неоккупированную Францию ( свободную зону ) и французскую Северную Африку. Перемирие зависело от права французов укомплектовать свои корабли, и министр военно-морского флота Франции адмирал Франсуа Дарлан приказал Атлантическому флоту отправиться в Тулон и демобилизоваться, приказав затопить корабли, если немцы попытаются их захватить. [ 13 ]
Британо-французские переговоры
[ редактировать ]Британцы пытались убедить французские власти в Северной Африке продолжить войну или передать флот под британский контроль. Британский адмирал посетил Оран 24 июня, а Дафф Купер посетил министр информации Касабланку 27 июня. [ 14 ] Французские порты в Атлантическом океане находились в руках Германии, и британцам нужно было не допустить попадания немецкого надводного флота в Средиземное море, ограничить итальянский флот Средиземноморьем и заблокировать порты, все еще находящиеся под контролем Франции. Адмиралтейство было против нападения на французский флот в случае, если корабли не будут достаточно повреждены, Франция объявила войну, и французские колонии с меньшей вероятностью перейдут на сторону. Королевскому флоту не хватало кораблей для постоянной блокады французских военно-морских баз в Северной Африке и сохранения открытыми подходов к Атлантике, что делало риск захвата немцами или итальянцами французских крупных кораблей слишком большим. Поскольку флот в Тулоне хорошо охранялся береговой артиллерией, Королевский флот решил атаковать базу в Северной Африке. [ 15 ]
Ультиматум
[ редактировать ]Самой мощной группой французских военных кораблей командовал адмирал Марсель-Бруно Женсуль в Мерс-эль-Кебире во Французском Алжире , в состав которой входили старые линкоры «Прованс» (командир 2-й дивизии линкоров контр-адмирал Жак Буксен , взошел на борт) и Бретань (капитан Ле Пивен ), новейшие Force de Raid линкоры Dunkerque. (капитан Баруа ) и Страсбург (капитан Луи Коллине ), тендер на гидросамолет «Комендант Тест» (капитан Лемэр), флотилия из шести эсминцев, включающая «Могадор» , «Вольта » , «Тигре» , «Рысь» , «Керсент» и «Ле Грозный» (контр-адмирал Эмиль-Мари Лакруа ) и канонерская лодка Риго де Женуйи ( Луи Жорж Эмиль Фроссар ). [ 16 ] Адмиралу Джеймсу Сомервиллю , командующему силами H , базировавшимся в Гибралтаре , было приказано предъявить французам ультиматум, условия которого противоречили немецко-французскому перемирию. [ 14 ] [ б ]
Сомервилль передал обязанность предъявить ультиматум франкоговорящему капитану Седрику Холланду , командиру авианосца HMS Ark Royal . Жансуль был оскорблен тем, что переговоры ведет менее старший офицер, и послал своего лейтенанта Бернара Дюфе, что привело к большим задержкам и путанице. [ 18 ] По мере продолжения переговоров стало ясно, что соглашение маловероятно. Французы готовились к действию: 42 самолета были вооружены и готовы к взлету. [ 2 ] 3 июля Дарлан был дома, и с ним не удалось связаться; Жансуль сообщил французскому правительству, что альтернативой является интернирование или битва, но не упомянул вариант отплытия во Французскую Вест-Индию. [ 14 ] Вывод флота в воды США был частью приказа, данного Дарланом Генсулу на случай, если иностранная держава попытается захватить его корабли. [ 19 ]
Операция Катапульта
[ редактировать ]Плимут, Портсмут и Александрия
[ редактировать ]Наряду с французскими судами, находившимися в столичных портах, некоторые из них направлялись в порты Великобритании или в Александрию в Египте . Операция «Катапульта» была попыткой взять эти корабли под контроль Великобритании или уничтожить их. французские корабли, стоявшие на стоянке в Плимуте и Портсмуте, были взяты на абордаж без предупреждения. В ночь на 3 июля [ 20 ] [ 21 ] Подводная лодка «Сюркуф» , крупнейшая в мире, последний месяц находилась в Плимуте. [ 22 ] Экипаж оказал сопротивление абордажу, в результате чего трое военнослужащих Королевского флота, в том числе два офицера, были убиты, а также французский моряк. Среди других захваченных кораблей были старые линкоры «Париж» и «Курбе» , эсминцы «Триумфант» и «Леопард» , восемь торпедных катеров , пять подводных лодок и ряд меньших кораблей. Французская эскадра в Александрии (адмирал Рене-Эмиль Годфруа ), включавшая линкор «Лотарингия» , тяжёлый крейсер «Сюффрен» и три современных лёгких крейсера , была нейтрализована по местному соглашению. [ 23 ]
Нападение на Мерс-эль-Кебир
[ редактировать ]В состав британских сил входили линейный крейсер HMS Hood , линкоры HMS Valiant и резолюция , авианосец Ark Royal и эскорт крейсеров и эсминцев. Британцы имели свободу маневра, а французский флот стоял на якоре в узкой гавани, его экипажи не ожидали нападения. Британские крупные корабли имели 15-дюймовые (380-мм) орудия и вели более тяжелый бортовой залп, чем французские линкоры. 3 июля, до того, как переговоры были официально прекращены, шесть британских самолетов Fairey Swordfish в сопровождении трех Blackburn Squas из Арк-Рояля сбросили пять магнитных мин на выходе из гавани. Эти силы были перехвачены пятью французскими истребителями Curtiss H-75, которые сбили «Поморника» в море, потеряв двух членов экипажа, что стало единственным погибшим британцев в бою. [ 24 ]
Шесть «Ла Галиссоньер» крейсеров типа были вызваны в Алжир, но не достигли вовремя Мерс-эль-Кебира. в Морской префект Тулоне приказал двум группам подводных лодок: А, состоящей из «Эспуара », «Завоевателя» и «Архимеда» , и Б, состоящей из «Ирис» , «Венеры» , «Султаны» , «Сирены» , «Палласа » и «Сереса», помочь французам в Оране, атаковав британские корабли, «Худ» в особый. [ 16 ] После получения 3 июля приказа сформировать линию патрулирования с севера на юг в Средиземном море на расстоянии 20 морских миль (37 км; 23 мили) к востоку от острова Альборан и к югу от мыса Палос в ночь с 6 на 7 июля для защиты Орана. и атаковать британские корабли, французские подводные лодки «Архимед» , «Завоеватель» и «Л'Эспуар» вышли из Тулона в 2:45 утра 4 июля и направились в район своего патрулирования в 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час). Никаких контактов установлено не было, и лодки были отозваны 5 июля, когда было обнаружено, что британские корабли вернулись в Гибралтар. [ 16 ] Генсуль приказал четырем подводным лодкам в Оране, Ариане , Данае , Диане и Эвридике занять посты в порту. Приказы четырем французским подводным лодкам были быстро расшифрованы, и Лондон приказал Сомервиллю действовать; лодки не смогли сблизиться с отрядом H. [ 16 ] Черчилль приказал британским кораблям одновременно открыть огонь, и британцы открыли огонь в 17:57 с дистанции 17 500 ярдов (8,6 морских миль; 9,9 миль; 16,0 км). [ 25 ]
«Прованс» начал свой ответ через 90 секунд после открытия британцами огня, но основное вооружение «Дюнкерка» и «Страсбурга» находилось впереди надстройки и не могло быть немедленно задействовано, поскольку они были привязаны у мола и кормой были обращены к морю. [ 16 ] Третий британский залп поразил Бретань , и взорвался магазин, корабль с 977 членами экипажа затонул в 18:09. После тридцати залпов французские корабли прекратили огонь; Отряд H изменил курс, чтобы избежать ответного огня французских прибрежных фортов, но «Прованс» был сильно поврежден несколькими попаданиями, «Дюнкерк» был поражен тремя снарядами, серьезно поврежден и сел на мель, чтобы избежать затопления, эсминец «Могадор» потерял корму и два других эсминца были повреждены. ; их экипажи сажают их на мель, чтобы они не затонули. Прибыли четыре французских истребителя Morane-Saulnier MS406 , превосходящие по численности британские «Поморники». Еще девять французских истребителей были замечены в 19:10 , после чего завязался воздушный бой, в котором были повреждены Curtiss H-75 и MS406. Появились еще три истребителя «Кертисс», и произошел еще один бой. [ 26 ]
Strasbourg , трем эсминцам и одной канонерской лодке удалось избежать мин и уйти в открытое море, под атакой звена бомбардировщиков Swordfish с авиабазы Ark Royal . Французские корабли зенитным огнем сбили два «Суордфиша», экипажи спас эсминец «Рестлер» ; французская летающая лодка также бомбила британский эсминец. [ 27 ] Поскольку британская бомбардировка не принесла большого эффекта, в 18:43 Сомервилл приказал своим кораблям преследовать. Французская авизо ( канонерская лодка ) Риго де Женуйи , направлявшаяся в Оран, встретила отряд H в 19:33 и направилась в сторону Худа , но попала под огонь легких крейсеров «Аретуза» и «Энтерпрайз» на дистанциях 12 000 и 18 000 ярдов (5,9 и 8,9 морских миль). 6,8 и 10,2 миль 11 и 16 км соответственно. Худ также выпустил несколько 15-дюймовых снарядов по Риго де Женуйи , и французский корабль ответил девятнадцатью снарядами калибра 5,5 дюйма (14 см), прежде чем был поражен «Энтерпрайзом» и отступил. [ 28 ] Британский самолет заметил Даная и Эвридику незадолго до 20:00 и сбросил освещенные поплавки , чтобы направить к ним британский эсминец. Эсминец глубинной бомбе , но они ушли без повреждений. подверг две подводные лодки [ 16 ]
Валиант и Резолюция отстали от Худа . Сомервилль получил информацию о том, что французские военно-морские силы из Алжира, четыре тяжелых крейсера, четыре легких крейсера и несколько эсминцев, направляются на встречу со Страсбургом . Без «Валианта» и «Резолюшн» Сомервилль пришел к выводу, что к тому времени, когда его корабли подойдут к артиллерийскому досягаемости Страсбурга , вскоре после 21:00, он будет превосходить численностью объединенные французские силы и будет плохо развернут для ночного боя, вырисовываясь на фоне вечерних сумерек. , давая преимущество французским артиллеристам. В 20:20 , когда Худ приблизился к Страсбургу на расстоянии 25 миль (46 км; 29 миль) , Сомервилл прекратил преследование. После очередной неэффективной атаки «Рыбы-меч» в 20:55 Страсбург 4 июля достиг Тулона. [ 29 ] [ 30 ] Французский крейсерский корпус из Алжира пропустил встречу со Страсбургом , но прибыл в Тулон 4 июля. [ 31 ] В ночь с 3 на 4 июля 1940 года Ариана , Даная , Диана и Эвридика патрулировали поверхность у Орана по линии патрулирования с севера на юг и оставались в патруле у Орана до 20:00 4 июля, прежде чем вернуться в Оран. . [ 16 ] 4 июля британская подводная лодка «Пандора» столкнулась с Риго де Женуйи у побережья Алжира, приняла ее за крейсер и потопила. [ 28 ] Французские ВВС ( Armée de l'Air ) совершили ответные налеты на Гибралтар, включая небольшую ночную атаку 5 июля, когда в море упало множество бомб. [ 32 ] [ 33 ]
Действия 8 июля
[ редактировать ]Британцы считали, что ущерб, нанесенный Дюнкерку и Провансу, не был серьезным, и утром 8 июля снова совершили налет на Мерс-эль-Кебир в рамках операции «Рычаг» с самолетами «Свордфиш» из Арк Ройал . Торпеда , патрульный катер Terre-Neuve попала в пришвартованный у Дюнкерка начиненный глубинными бомбами. Терр-Нев быстро затонул, и взорвались глубинные бомбы, причинив линкору серьезные повреждения. [ 34 ] Еще одно нападение произошло 8 июля, когда самолеты авианосца «Гермес» атаковали « Ришелье» в Дакаре , серьезно повредив его. [ 32 ] [ 33 ] Когда слухи о событиях в Дакаре достигли Орана, французские подводные лодки «Ариана» , «Диана » и «Эвридика» 8 июля вернулись в путь, чтобы сформировать линию патрулирования у мыса Сокол в Алжире на случай еще одного нападения британцев на Оран, которого не произошло. [ 16 ]
Последствия
[ редактировать ]Анализ
[ редактировать ]Черчилль писал: «Это было самое ненавистное решение, самое неестественное и болезненное, которое я когда-либо принимал». [ 35 ] Отношения между Великобританией и Францией в течение некоторого времени были сильно натянутыми, и немцы совершили пропагандистский переворот. Сомервилл сказал, что это «самая большая политическая ошибка современности, которая настроит против нас весь мир … нам всем очень стыдно…» [ 36 ] Нападение возродило англофобию во Франции, продемонстрировало британскую решимость продолжать войну и сплотило Британскую консервативную партию вокруг Черчилля ( Невилл Чемберлен , предшественник Черчилля на посту премьер-министра, все еще был лидером партии). Действия Великобритании показали всему миру, что поражение во Франции не уменьшило решимости правительства продолжать борьбу, и послы в странах Средиземноморья сообщили о положительной реакции. [ 32 ]
Французские корабли в Александрии под командованием адмирала Рене-Эмиля Годфруа , включая старый линкор «Лотарингия» и четыре крейсера, были блокированы британцами 3 июля и предложили те же условия, что и в Мерс-эль-Кебире. После деликатных переговоров, проведенных со стороны британцев адмиралом Эндрю Каннингемом , Годфрой согласился 7 июля разоружить свой флот и остаться в порту до конца войны. [ 37 ] Некоторые моряки присоединились к «Свободной Франции», а другие были репатриированы во Францию; корабли в Александрии продолжали использоваться Свободной Францией после мая 1943 года. Нападения британцев на французские суда в порту усилили напряженность между Черчиллем и Шарлем де Голлем , который был признан британцами лидером Сил Свободной Франции 28 мая 1943 года. Июнь 1940 года. [ 38 ] [ 39 ]
Эрик Сил Черчилля , главный личный секретарь , писал: «[Черчилль] был убежден, что на американцев произвела впечатление безжалостность в обращении с безжалостным врагом; и, по его мнению, реакция Америки на наше нападение на французский флот в Оране имела первостепенное значение. ". 4 июля Рузвельт заявил французскому послу, что сделал бы то же самое. [ 40 ] Жан Лакутюр в биографии Де Голля обвинил в трагедии главным образом недопонимание; если бы Дарлан был на связи в тот день или если бы Сомервилль обладал более дипломатическим характером, сделка могла бы быть заключена. Лакутюр признал, что существовала опасность того, что французские корабли могли быть захвачены немецкими или, что более вероятно, итальянскими войсками, учитывая легкость, с которой британцы захватили французские корабли в британских портах, а немцы захватили французские корабли в Бизерте в Тунисе в ноябре 1942 года. [ 41 ] [ 42 ]
В 2004 году Дэвид Браун написал, что зарубежное мнение в целом благосклонно относилось к операции «Катапульта» и что демонстрация британской решимости увенчалась успехом. [ 43 ] В 2010 году Колин Смит написал, что это нападение стало первым большим триумфом премьерства Черчилля и что оно было встречено благосклонно правительствами США, Турции, Греции и Бразилии и осуждено со стороны Испании и Швейцарии. Граф Галеаццо Чиано , министр иностранных дел Италии, сделал дневниковую запись о том, что Королевский флот сохранил «безжалостность капитанов и пиратов C16-го». [ 44 ]
В 2015 году Джордж Мелтон высказал особое мнение и заявил, что большая часть историографии нападения представляет собой «черчилльскую точку зрения», которая игнорирует то, что британское нападение на Мерс-эль-Кебир было «тактическим провалом». [ 45 ] Мелтон писал, что в атаке нет необходимости, поскольку французский флот пообещал и планировал затопить свои корабли из соображений чести, а не увидеть, как они попадут в руки Германии или Италии. [ 46 ] Результаты атаки были противоположными тому, что планировали британцы, поскольку она потопила или вывела из строя очень небольшую часть французского флота, а не обеспечила нейтрализацию флота; побудило французские корабли, которые были рассредоточены по отдаленным базам во Французской Северной Африке, где они были вне досягаемости Оси, сконцентрироваться в Тулоне, где они образовали мощную ударную силу и находились в гораздо большей опасности захвата силами Оси. Атака объединила французский флот и французский народ во враждебности к британцам. [ 47 ]
Британцы потеряли доступ к Французской империи и французским лидерам, кроме Шарля де Голля, а необъявленный англо-французский конфликт, произошедший в следующие несколько месяцев, ухудшил стратегическую ситуацию в Великобритании. [ 48 ] Мелтон назвал «мифом» то, что нападение продемонстрировало британскую решимость Соединенным Штатам, что британские политики не обсуждали до нападения и что, как он писал, могло быть более убедительно достигнуто посредством нападения на итальянский флот или Крупнейшая бомбардировка Германии. [ 49 ] Мелтон предположил, что гнев Черчилля на Францию за ее капитуляцию перед странами Оси и его «одержимость» захватом или потоплением четырех современных французских линкоров ( «Жан Барт» , «Ришелье» , «Дюнкерк» и «Страсбург» ) были в значительной степени ответственны за нападение. [ 50 ]
Потери
[ редактировать ]Офицеры | Мелкий офицеры |
Моряки, морские пехотинцы |
Общий | |
---|---|---|---|---|
Бретань | 36 | 151 | 825 | 1012 |
Дюнкерк | 9 | 32 | 169 | 210 |
Прованс | 1 | 2 | — | 3 |
Страсбург | — | 2 | 3 | 5 |
Могадор | — | 3 | 35 | 38 |
Риго де Женуйи | — | 3 | 9 | 12 |
Ньюфаундленд | 1 | 1 | 6 | 8 |
Бедный | — | 3 | 3 | 6 |
Эстерель | 1 | 5 | — | 6 |
Общий | 48 | 202 | 1,050 | 1,300 |
Авиация флота [ 52 ] | — | — | — | 2 |
Последующие события
[ редактировать ]Британо-Виши военные действия
[ редактировать ]После операции 3 июля Дарлан приказал французскому флоту атаковать корабли Королевского флота везде, где это возможно; На следующий день Петен и его министр иностранных дел Поль Бодуэн отменили этот приказ. Военное возмездие было осуществлено в виде неэффективных воздушных налетов на Гибралтар , но Бодуэн отметил, что «нападение на наш флот — это одно, а война — другое». Как предупреждали скептики, были и осложнения с Французской империей; Когда французские колониальные силы разгромили Силы Свободной Франции де Голля в битве при Дакаре в сентябре 1940 года, Германия в ответ разрешила Виши Франции содержать оставшиеся корабли вооруженными, а не демобилизованными. [ 53 ] [ 54 ] 24 сентября Гибралтар подвергся бомбардировке шестидесяти французских самолетов Виши, которые сбросили 45 длинных тонн (50 коротких тонн; 46 т) бомб, а той ночью 81 бомбардировщик сбросил 60 длинных тонн (67 коротких тонн; 61 т) бомб. 2-я французская дивизия эсминцев в составе «Фуге» , «Фрондер» , «Эпе» и «Флёре» вышла из Касабланки 24 сентября и рано утром 25 сентября столкнулась с эсминцем « Хотспур» , патрулировавшим у берегов Гибралтара. Épée открыла огонь, но ее 13-см (5,1 дюйма) орудия сломались после выстрела четырнадцати снарядов, Fleuret не открыл огонь, потому что не смог попасть в цель, а другие французские эсминцы произвели между собой шесть выстрелов. «Хотспур» открыл ответный огонь, но французские корабли об этом не сообщили. [ 55 ]
27 сентября отряд H остался в море после получения «очаровательного сообщения, [что] весь тулонский флот вышел, чтобы подраться с нами», но оба флота придерживались молчаливого понимания, что британцы не будут атаковать более мощные силы. Французские войска на море или корабли в порту перехватили другие французские корабли:
Хотя британское командование имело точные инструкции относительно перехвата французских кораблей, осмотрительность могла бы оказаться лучшей частью доблести, если бы эскорт Виши мог нанести серьезные потери. [ 55 ]
Осенью французы беспрепятственно отправили конвой через Гибралтарский пролив , положение дел, которое редко менялось во время Средиземноморской кампании. [ 55 ]
Гибралтарские мирные жители
[ редактировать ]В начале июня 1940 года около 13 500 мирных жителей были эвакуированы из Гибралтара в Касабланку во Французском Марокко . После капитуляции французов перед немцами и нападения на Мерс-эль-Кебир правительство Виши сочло их присутствие затруднительным. Позже в июне 15 британских грузовых судов прибыли в Касабланку под командованием коммодора Крайтона, репатриировав 15 000 французских военнослужащих, спасенных из Дюнкерка. После высадки французских войск корабли были интернированы до тех пор, пока коммодор не согласился забрать эвакуированных, которые, отражая напряженность, возникшую после нападения на Мерс-эль-Кебир, были препровождены к кораблям под прицелом, за вычетом значительной части их имущества. . [ 56 ]
Кейс Антон
[ редактировать ]19 ноября 1942 года немцы попытались захватить французский флот, базировавшийся в Тулоне, вопреки условиям перемирия в рамках дела Антона, военной оккупации Виши, Франция, Германией. Все корабли, имевшие какое-либо военное значение, были затоплены французами до прибытия немецких войск, в частности «Дюнкерк» , «Страсбург» и семь (четыре тяжелых и три легких) современных крейсера. Для многих во французском флоте это стало окончательным доказательством того, что никогда не было вопроса о том, чтобы их корабли оказались в руках Германии и что британские действия в Мерс-эль-Кебире были ненужными. [ 52 ] Дарлан сдержал свое обещание, данное в 1940 году, о том, что французским кораблям не будет позволено попасть в руки немцев. Годфруа, все еще командующий французскими кораблями, нейтрализованными в Александрии, еще некоторое время оставался в стороне, но 17 мая 1943 года присоединился к союзникам. [ 57 ]
Боевые порядки
[ редактировать ]Королевский флот
- HMS Hood - линейный крейсер - флагман
- HMS Резолюция - линкор
- HMS Valiant - линкор
- HMS Ark Royal - авианосец
- HMS Arethusa — легкий крейсер
- HMS Enterprise — легкий крейсер
- HMS Faulknor — эсминец
- HMS Foxhound - эсминец
- HMS Fearless — эсминец
- HMS Forester - эсминец
- HMS Foresight - эсминец
- HMS Escort - эсминец
- HMS Keppel - эсминец
- HMS Active - эсминец
- HMS Wrestler - эсминец
- HMS Vidette - эсминец
- HMS Vortigern — эсминец
Французский флот ( Национальная морская пехота )
- Дюнкерк - линкор - флагман
- Страсбург - линкор
- Бретань - линкор
- Прованс – линкор
- Commander Teste - тендер на гидросамолет
- Могадор – разрушитель
- Вольта – разрушитель
- Грозный – разрушитель
- Керсент – разрушитель
- Рысь – разрушитель
- Тигре – разрушитель
- Ариана – подводная лодка
- Даная – подводная лодка
- Диана – подводная лодка
- Эвридика – подводная лодка
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Французский военный флот был «нейтральным», как того требовало перемирие от 22 июня 1940 года между вишистской Францией и Германией. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
- ^
Для нас, ваших товарищей, до сих пор невозможно допустить, чтобы ваши прекрасные корабли попали во власть немецкого врага. Мы полны решимости сражаться до конца, и если мы победим, как мы думаем, мы никогда не забудем, что Франция была нашим союзником, что наши интересы совпадают с ее интересами и что нашим общим врагом является Германия. Если мы победим, мы торжественно заявляем, что восстановим величие и территорию Франции. Для этого мы должны добиться того, чтобы лучшие корабли французского флота не были использованы против нас общим врагом. В этих обстоятельствах правительство Его Величества поручило мне потребовать, чтобы французский флот, находящийся сейчас в Мерс-эль-Кебире и Оране , действовал в соответствии с одной из следующих альтернатив;
(а) Плывите с нами и продолжайте борьбу до победы над немцами.
(b) Отплыть с сокращенным экипажем под нашим контролем в британский порт. Сокращенные экипажи будут репатриированы в кратчайшие сроки.
Если вы примете любой из этих курсов, мы вернем ваши корабли Франции по окончании войны или выплатим полную компенсацию, если они тем временем будут повреждены.
(c) В качестве альтернативы, если вы чувствуете себя обязанным оговорить, что ваши корабли не должны использоваться против немцев, чтобы они не нарушили перемирие , тогда отправьте их с нами с сокращенным экипажем в какой-нибудь французский порт в Вест-Индии — например, на Мартинику — где они может быть демилитаризован к нашему удовлетворению или, возможно, передан Соединенным Штатам и оставаться в безопасности до конца войны, а экипажи будут репатриированы.
Если вы откажетесь от этих справедливых предложений, я должен с глубоким сожалением потребовать от вас потопить ваши корабли в течение 6 часов.
Наконец, в противном случае я получил приказ от правительства Его Величества использовать любую силу, которая может быть необходима, чтобы не допустить попадания ваших кораблей в руки Германии или Италии.
— Сомервилл [ 17 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Сазерленд и Канвелл, 2011 , стр. 21–22.
- ^ Jump up to: а б Сазерленд и Канвелл 2011 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Мардер 2015 , с. 256.
- ^ Playfair 1959 , с. 137.
- ^ Перемирие 1940 года .
- ^ Jump up to: а б Томас 1997 , стр. 643–670.
- ^ Холман и Келли 2000 .
- ^ Чин 2022 , с. 103.
- ^ Батлер 1971 , с. 218.
- ^ Грин и Массиньяни 2002 , с. 57.
- ^ Лакутюр 1991 , стр. 246–247.
- ↑ Хансард, Военная ситуация. Архивировано 14 июля 2014 г. в Wayback Machine , 25 июня 1940 г., 304–05.
- ^ Jump up to: а б Грин и Массиньяни 2002 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б с Лакутюр 1991 , с. 247.
- ^ Bell 1997 , стр. 19–20.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 31.
- ^ Батлер 1971 , стр. 223–224.
- ^ Джеймсон 2004 , стр. 160–161.
- ^ Батлер 1971 , стр. 224–225.
- ^ Батлер 1971 , с. 222.
- ^ Роскилл 1957 , стр. 240, 242.
- ^ Смит 2010 , с. 48.
- ^ Смит 2010 , стр. 47–56, 93.
- ^ Грин и Массиньяни 2002 , с. 61; Мелтон 2015 , с. 190.
- ^ Браун 2004 , с. 198.
- ^ Сазерленд и Канвелл 2011 , с. 21.
- ^ Сазерленд и Канвелл 2011 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б О'Хара 2009 , стр. 24.
- ^ Грин и Массиньяни 2002 , стр. 59–60.
- ^ Мелтон 2015 , стр. 190, 195.
- ^ Мелтон 2015 , с. 195.
- ^ Jump up to: а б с Плейфэр 1959 , с. 142.
- ^ Jump up to: а б Грин и Массиньяни 2002 , стр. 94–95.
- ^ Грин и Массиньяни 2002 , стр. 60–61.
- ^ Лакутюр 1991 , с. 246.
- ^ Смит 2010 , стр. 86, 88.
- ^ Playfair 1959 , стр. 140–141.
- ^ Ауфан и Мордал 1976 , стр. 124–126.
- ^ Батлер 1971 , с. 230.
- ^ Смит 2010 , с. 92.
- ^ Лакутюр 1991 , с. 249.
- ^ Смит 2010 , с. 404.
- ^ Браун 2004 , стр. 204–205.
- ^ Смит 2010 , стр. 94, 93.
- ^ Мелтон 2015 , с. 197.
- ^ Мелтон 2015 , стр. 170–171, 174, 177.
- ^ Мелтон 2015 , стр. 200, 195.
- ^ Мелтон 2015 , стр. 202–206.
- ^ Мелтон 2015 , стр. 200–202.
- ^ Мелтон 2015 , стр. 202–203.
- ^ О'Хара 2009 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б Грин и Массиньяни 2002 , с. 61.
- ^ Playfair 1959 , стр. 142–143.
- ^ Смит 2010 , с. 99.
- ^ Jump up to: а б с О'Хара 2009 , стр. 56.
- ^ Бонд 2003 , с. 98.
- ^ Роскилл 1962 , стр. 338, 444.
Ссылки
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Офан, Габриэль ; Мордаль, Жак (1976). Французский флот во Второй мировой войне . Лондон: Гринвуд Пресс. ISBN 978-0-8371-8660-3 .
- Белл, PMH Bell (1997). Франция и Великобритания, 1940–1994: долгое разделение . Лондон: Лонгман. ISBN 978-0-582-28920-8 .
- Бонд, Питер (2003). 300 лет Британскому Гибралтару: 1704–2004 гг . Гибралтар: Peter-Tan Ltd для правительства Гибралтара. OCLC 1005205264 .
- Браун, Д. (2004). Дорога на Оран: англо-французские военно-морские отношения, сентябрь 1939 г. - июль 1940 г. Касс: Военно-морская политика и история № 20. Лондон: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-7146-5461-4 .
- Батлер, JRM (1971) [1957]. Большая стратегия: сентябрь 1939 г. – июнь 1941 г. Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны . Том. II (2-е изд.). ХМСО . ISBN 978-0-11-630095-9 – через Archive Foundation.
- Чин, Рэйчел (2022). Война слов: Британия, Франция и имперские дискурсы во время Второй мировой войны . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-00-918101-3 .
- Грин, Дж.; Массиньяни, А. (2002) [1998]. Морская война в Средиземном море 1940–1943 (ред. ПБК). Рочестер: Чатем. ISBN 978-1-86176-190-3 .
- Джеймсон, Уильям (2004) [1957]. Арк Ройал: жизнь авианосца на войне 1939–41 (2-е изд.). Пензанс: Издательство Periscope. ISBN 1-904381-27-8 .
- Лакутюр, Жан (1991) [1984]. Де Голль: Бунтарь 1890–1944 (англ. Пер. Ред.). Лондон: WW Нортон. ISBN 978-0-393-02699-3 – через Archive Foundation.
- Холман, Валери; Келли, Дебра (2000). Франция в состоянии войны в двадцатом веке: пропаганда, миф и метафора . Нью-Йорк: Berghahn Books. стр. 69–76. ISBN 978-1-57181-701-3 .
- Мардер, А. (2015) [1974]. От Дарданелл до Орана: исследования Королевского флота в войне и мире 1915–1940 (переиздание Seaforth Publishing (Pen & Sword Books), изд. Барнсли). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-84832-252-3 . LCCN 2015938192 .
- Мелтон, Джордж Э. (2015). От Версаля до Мерс-эль-Кебира: перспективы англо-французского военно-морского сотрудничества 1919–1940 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-61251-879-4 .
- О'Хара, Винсент П. (2009). Борьба за Средиземное море: война великих флотов на Средиземноморском театре военных действий, 1940–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-648-3 .
- Playfair, ISO ; и др. (1959) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Средиземноморье и Ближний Восток: первые успехи против Италии (до мая 1941 г.) . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. Том. Я (3-е изд.). ХМСО . OCLC 494123451 . Архивировано из оригинала 28 сентября 2018 года . Проверено 24 ноября 2017 г.
- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Чатем. ISBN 978-1-86176-257-3 .
- Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945: Оборона . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. Я (4-е изд.). Лондон: HMSO. OCLC 881709135 . Архивировано из оригинала 27 февраля 2022 года . Проверено 24 ноября 2017 г.
- Роскилл, SW (1962) [1956]. Период равновесия . История Второй мировой войны : Война на море 1939–1945 гг. Том. II (3-е впечатление изд.). Лондон: HMSO . OCLC 174453986 . Архивировано из оригинала 6 марта 2014 года . Проверено 24 ноября 2017 г.
- Смит, К. (2010) [2009]. Последняя война Англии против Франции: борьба с Виши 1940–1942 (изд. Феникса). Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-0-7538-2705-5 .
- Сазерленд, Джон; Канвелл, Дайан (2011). ВВС Виши в войне: французские ВВС, сражавшиеся с союзниками во Второй мировой войне . Барнсли: Pen & Sword Aviation. ISBN 978-1-84884-336-3 .
Журналы
[ редактировать ]- Томас, Мартин (1997). «После Мерс-эль-Кебира: Вооруженный нейтралитет французского флота Виши, 1940–43». Английский исторический обзор . 112 (447). ISSN 0013-8266 .
Первоисточники
[ редактировать ]- «Статья 8: Французский военный флот», Перемирие 1940 года, Франция, Германия, подписанное в Ретонде 22 июня 1940 года [ Перемирие 1940 года, Франция, Германия, подписанное в Ретонде 22 июня 1940 года ] (на французском языке), 22 июня 1940 года, [Статья 8 : Французский военный флот], заархивировано из оригинала 20 апреля 2019 года , получено 22 мая. 2023 г. - через Университет Перпиньяна.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кольер, Пол (2003). Вторая мировая война: Средиземноморье 1940–1945 гг . Том. IV. Оксфорд: Оспри. ISBN 978-1-84176-539-6 .
- Эренгардт, Кристиан-Жак Эренгардт; Шорс, Кристофер Дж. (1985). ВВС Виши в бою: Забытые кампании 3 июля 1940 г. - 27 ноября 1942 г. [ ВВС Виши в бою: Забытые кампании ]. Великие сражения Франции. Полет. I. Париж: К. Лавозель. ISBN 978-2-7025-0092-7 .
- Дженкинс, Э.Х. (1979). История французского военно-морского флота: от истоков до наших дней . Лондон: Макдональд и Джейн. ISBN 978-0-356-04196-4 .
- Ластерле, Филипп (2003). «Мог ли адмирал Генсул предотвратить трагедию Мерс-эль-Кебира?». Журнал военной истории . 67 (3): 835–844. дои : 10.1353/jmh.2003.0234 . ISSN 0899-3718 . S2CID 159759345 .
- Пакстон, РОД (1972). Виши, Франция: старая гвардия и новый порядок, 1940–1944 гг . Нью-Йорк: Кнопф. ISBN 978-0-394-47360-4 .
- Рэнкин, Николас (2017). Защищая скалу: как Гибралтар победил Гитлера . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-30773-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- План якорной стоянки Мерс-эль-Кебир , hmshood.org.uk.
- Мерс-эль-Кебир (1979) французский телефильм.
- Затопление французского флота Черчиллем (3 июля 1940 г.) , digitalsurvivors.com
- Смертельное решение Черчилля , эпизод сериала « Тайны мертвых», описывающий нападение и события, приведшие к нему.
- Каппес, Ирвин Дж. (2003) Мерс-эль-Кебир: Битва между друзьями , Военная история онлайн
- Вагхорн, Ричард (2020) Самое ненавистное решение: честь, сила и воля в Мерс-эль-Кебире , Критик
- Конфликты 1940 года
- Битва за Средиземное море
- Британские нарушения прав нейтральных стран во время Второй мировой войны
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Военная история Алжира во время Второй мировой войны
- 1940 год во Франции
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Франции
- Военно-морская история Второй мировой войны
- Военные отношения Франции и Великобритании
- События июля 1940 года
- История Мерс-эль-Кебира
- Морские сражения с участием Алжира