Римская конституция
Периоды |
---|
|
Конституция |
Политические институты |
Сборки |
Обычные судьи |
Чрезвычайные судьи |
Публичное право |
Последняя консультация Сената |
Титулы и почести |
Римская конституция представляла собой некодифицированный набор руководящих указаний и принципов, передаваемых главным образом через прецедент. [1] Римская конституция не была формальной или даже официальной, в основном неписаной и постоянно развивающейся. Великобритании и Соединенных Штатов Таким образом, обладая этими характеристиками, она больше походила на систему общего права , чем на систему суверенного права, такую как английские конституции Кларендона и Великая Хартия или Конституция Соединенных Штатов , хотя эволюция конституции на протяжении многих лет часто направлялась принятием закона. новых законов и отмены старых.
Концепции, зародившиеся в римской конституции, живут в обеих формах правления и по сей день. Примеры включают систему сдержек и противовесов, разделение властей , вето , флибустьеры , требования кворума , ограничения сроков полномочий , импичмент , полномочия кошелька и регулярные выборы . Даже некоторые менее используемые современные конституционные концепции, такие как блоковое голосование, принятое в коллегии выборщиков Соединенных Штатов , происходят из идей, заложенных в римской конституции.
На протяжении многих лет римская конституция постоянно менялась. К концу V века до нашей эры Конституция Римского королевства уступила место Конституции Римской республики . К 27 году до нашей эры Конституция Римской республики трансформировалась в Конституцию Римской империи . К 300 году нашей эры Конституция Римской империи была преобразована в Конституцию Поздней Римской империи . Однако фактические изменения были довольно постепенными. Вместе эти четыре конституции сформировали четыре эпохи непрерывной эволюции одной основной конституции.
Законодательные собрания
[ редактировать ]Первое римское собрание, куриатские комиции , было основано во времена раннего царства. [2] Его единственной политической ролью было избрание новых королей. Иногда король представлял ему на ратификацию свои указы. В первые годы республики куриатные комиции были единственным законодательным собранием, обладавшим какой-либо властью. Однако вскоре после основания республики центуриатные комиции и народные комиции трибьюта преобладающими выборными и законодательными собраниями стали .
Большинство современных законодательных собраний представляют собой органы, состоящие из избранных представителей. Их члены обычно предлагают и обсуждают законопроекты. Эти современные собрания используют форму представительной демократии . Напротив, собрания Римской республики использовали форму прямой демократии . Римские собрания представляли собой органы обычных граждан, а не выборных представителей. В этом отношении законопроекты, по которым голосовали (так называемые плебисциты ), были похожи на современные народные референдумы.
В отличие от многих современных ассамблей, римские ассамблеи не были двухпалатными . Иными словами, для того, чтобы законопроекты вступили в силу, не обязательно было принимать их обе основные ассамблеи. Кроме того, ни одна другая ветвь власти не должна была ратифицировать законопроект ( rogatio ), чтобы он стал законом ( lex ). Члены также не имели полномочий вносить законопроекты на рассмотрение; только исполнительные судьи могли вносить новые законопроекты. Эта схема также аналогична той, которая существует во многих современных странах. Обычно обычные граждане не могут предлагать новые законы для их принятия путем всенародных выборов. В отличие от многих современных собраний, в ранней республике римские собрания выполняли также судебные функции.
После основания империи подавляющее большинство полномочий ассамблей было передано римскому сенату . Когда Сенат выберет судей, результаты этих выборов будут зачитаны собраниям. Иногда император представлял законы на ратификацию в трибьютные комиции . Собрания ратифицировали законы вплоть до правления императора Домициана . После этого собрания стали просто средством организации граждан.
Сенат
[ редактировать ]Римский сенат был самым постоянным из всех политических институтов Рима. Вероятно, он был основан до того, как на престол взошел первый царь Рима. Он пережил падение Римского королевства в конце V века до нашей эры, падение Римской республики в 27 году до нашей эры и падение Римской империи в 476 году нашей эры. В отличие от многих современных институтов, называемых «Сенат», это был не законодательный, а консультативный орган. Власть Сената возрастала и ослабевала на протяжении всей его истории. Во времена королевства это было не более чем консультативный совет при короле, хотя в период междуцарствия между монархами он избирал следующего короля. [3] Последний царь Рима Луций Тарквиний Гордый был свергнут в результате государственного переворота , запланированного в Сенате.
В период ранней республики Сенат был политически слабым. В эти первые годы исполнительные магистраты были весьма влиятельными. Переход от монархии к конституционному правлению, вероятно, был более постепенным, чем предполагают легенды. Таким образом, потребовалось длительное ослабление этих исполнительных судей, прежде чем Сенат смог утвердить свою власть над этими судьями. К середине республики сенат достиг вершины своей республиканской власти. Это произошло из-за совпадения двух факторов. Плебеи . недавно добились полного политического избирательного права Поэтому они не были такими агрессивными, как во времена ранней республики, в стремлении к радикальным реформам.
Этот период был отмечен длительной войной против иностранных врагов. В результате и народные собрания, и исполнительные судьи подчинились коллективному разуму Сената. В поздней республике власть Сената пришла в упадок. Этот упадок начался после реформ радикальных трибунов Тиберия и Гая Гракха . Снижение влияния Сената в эту эпоху во многом было вызвано классовой борьбой, которая доминировала в ранней республике. [ сомнительно – обсудить ] Конечным результатом стало свержение республики и создание Римской империи.
Сенат самой ранней Римской империи был таким же слабым, как и во времена поздней республики. Однако после завершения перехода от республики к империи Сенат, возможно, обладал большей властью, чем когда-либо ранее. Вся конституционная власть — законодательная, исполнительная и судебная — была передана Сенату. Однако, в отличие от Сената Республики, в Сенате Империи доминировал император. Именно через Сенат император осуществлял свои автократические полномочия, а к концу принципата власть Сената практически утратила свою актуальность. Он больше никогда не восстановил ту власть, которую имел в Средней республике.
Большая часть сохранившейся литературы имперского периода была написана сенаторами. В значительной степени это демонстрирует сильное культурное влияние Сената даже во времена поздней империи. Этот институт пережил падение Империи на Западе и даже пережил скромное возрождение, поскольку имперская власть была сведена к правительству только Италии. Сенаторский класс серьезно пострадал от готских войн.
Исполнительные судьи
[ редактировать ]В годы Римского королевства король ( рекс ) был единственным исполнительным судьей, обладавшим какой-либо властью. Ему помогали два квестора , которых он назначил. Он часто назначал других помощников для других задач. Когда он умрет, интеррекс будет председательствовать в Сенате и собраниях, пока не будет избран новый король.
Согласно Конституции Римской республики , «исполнительная власть» состояла как из обычных, так и из чрезвычайных магистратов. Каждый обычный магистрат избирался одним из двух основных Законодательных собраний Римской республики . Главный чрезвычайный судья, диктатор , назначался по разрешению Сената Римской республики . Большинство магистратов избирались ежегодно сроком на один год . Срок действия всех годовых офисов начнется в первый день Нового года и закончится в последний день декабря.
Два обычных магистрата высшего ранга, консулы и преторы , обладали властью, называемой империум (лат. «командование»). Империум позволял магистрату командовать вооруженными силами. Консулы имели более высокий уровень империя , чем преторы. Консулы и преторы, а также цензоры и эдилы считались «курульными магистратами». Они сидели на курульном стуле , который был символом государственной власти. Консулов и преторов сопровождали телохранители, называемые ликторами . Ликторы несли фасции , которые представляли собой жезл с воткнутым в него топором, символы принудительной власти государства. Квесторы не были курульными магистратами, а, скорее, администраторами и имели мало реальной власти.
Плебейские трибуны официально не были «магистратами», поскольку избирались только плебеями. Поскольку они считались олицетворением народа Рима, их должность и их личность считались священными. Нанесение вреда трибуне, попытка причинить вред трибуне или попытка каким-либо образом помешать работе трибуны считалось преступлением, караемым смертной казнью. Все остальные полномочия трибуната проистекали из этой священности и имели два права: ходатайство между магистратами и защита интересов народа. Трибунам помогали плебейские эдилы.
В случае чрезвычайной ситуации диктатора выберет Сенат. Вновь назначенный диктатор обычно выбирал заместителя, известного как magister equitum («Мастер лошади»). И диктатор, и magister equitum были выдающимися магистратами, и оба обладали империем . На практике диктатор действовал как консул без каких-либо конституционных ограничений его власти. После 202 г. до н. э. диктатура вышла из употребления, и во время чрезвычайных ситуаций Сенат принимал senatus Consultum ultimum («окончательный указ Сената»), который приостанавливал гражданское правительство и объявлял (что-то аналогичное) военное положение. Он объявлял «videant consules ne res publica detrimenti capiat» («пусть консулы позаботятся о том, чтобы государству не был причинен вред»). По сути, консулы будут наделены диктаторскими полномочиями.
После учреждения принципата старые магистратуры (консулы, преторы, цензоры, эдилы, квесторы и трибуны) утратили большую часть своих фактических полномочий, фактически свевшись к муниципальным чиновникам, отвечающим за различные игры и праздники. Подавляющее большинство фактической политической и административной работы было передано императору. Основание империи было равносильно восстановлению старой монархии. Глава исполнительной власти стал неоспоримой властью в государстве с подавляющим доминированием Сената, который, хотя он как орган получил практически все полномочия, ранее принадлежавшие Ассамблеям, также стал не более чем штампом для императора.
Наследие
[ редактировать ]Римская конституция была одной из немногих конституций, существовавших до 18 века. Хотя конституции Спарты и Карфагена были составлены и использовались либо на бумаге, либо в природе, большая часть их существования известна только из вторичных источников, и такие конституции подвергаются сомнению во второй книге « Аристотеля » Политики . Ни один из других не известен нам сегодня так хорошо, и никто из других не управлял столь обширной империей так долго. Поэтому римская конституция использовалась в качестве образца, зачастую единственного, при разработке первых конституций современной эпохи. По этой причине многие современные конституции имеют надстройки, которые аналогичны или даже идентичны (например, разделение властей, система сдержек и противовесов) римской конституции.
См. также
[ редактировать ]- История римской конституции
- История конституции Римского королевства
- История Конституции Римской Республики
- История конституции Римской империи
- История конституции Поздней Римской империи
- Конституционные реформы Юлия Цезаря
- Конституционные реформы Суллы
Примечания
[ редактировать ]- ^ Берд, 161
- ^ Эбботт, Фрэнк Фрост (1963). История и описания римских политических институтов (3-е изд.). Нью-Йорк: Noble Offset Printers Inc., с. 18.
- ^ Эбботт 1963 , с. 14.
Ссылки
[ редактировать ]- Эбботт, Фрэнк Фрост (1901). История и описание римских политических институтов . Элиброн Классикс ( ISBN 0-543-92749-0 ).
- Берд, Роберт (1995). Сенат Римской республики . Типография правительства США, документ Сената 103-23.
- Цицерон, Марк Туллий (1841). Политические труды Марка Туллия Цицерона: включая его «Трактат о Содружестве»; и его «Трактат о законах». Перевод с оригинала, с диссертациями и примечаниями в двух томах . Фрэнсис Барэм, эсквайр. Лондон: Эдмунд Спеттиг. Том. 1.
- Линтотт, Эндрю (1999). Конституция Римской республики . Издательство Оксфордского университета ( ISBN 0-19-926108-3 ).
- Полибий (1823 г.). Всеобщая история Полибия: Перевод с греч . Джеймс Хэмптон . Оксфорд: Напечатано У. Бакстером. Пятое издание, Том 2.
- Тейлор, Лили Росс (1966). Римские избирательные собрания: от Ганнибаловой войны до диктатуры Цезаря . Издательство Мичиганского университета (англ. ISBN 0-472-08125-X ).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Айне, Вильгельм. Исследования по истории римской конституции . Уильям Пикеринг. 1853.
- Джонстон, Гарольд Уэтстон. Речи и письма Цицерона: с историческим введением, очерком римской конституции, примечаниями, словарем и указателем . Скотт, Форесман и компания. 1891.
- Моммзен, Теодор. Римское конституционное право . 1871-1888 гг.
- Тай, Эмброуз. Развитие римской конституции . Д. Эппл и компания, 1886 г.
- Фон Фриц, Курт. Теория смешанной конституции в античности . Издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк. 1975.
- Истории Полибия
- Кембриджская древняя история, тома 9–13.
- А. Кэмерон, Поздняя Римская империя (Fontana Press, 1993).
- М. Кроуфорд, Римская республика (Fontana Press, 1978).
- Э. С. Грюн, «Последнее поколение Римской республики» (U California Press, 1974)
- Ф. Миллар, Император в римском мире (Дакворт, 1977, 1992).
- А. Линтотт, «Конституция Римской республики» (Oxford University Press, 1999).
Первоисточники
[ редактировать ]- Цицерон «De Re Publica», книга вторая.
- Рим в конце Пунических войн: анализ римского правительства; от Полибия