Резать
Раввинские эпохи |
---|
Часть серии о |
иудаизм |
---|
В еврейском законе посек . ( ивр .: פוסק [посек] , мн поским , פוסקים [ поским] ) — учёный-правовед , определяющий применение галахи , еврейских религиозных законов, вытекающих из письменной и устной Торы , в случаях еврейского закона, когда предыдущие авторитеты не дают окончательных результатов, или в тех ситуациях, когда не существует явного галахического прецедента. .
Решение посека известно как псак галаха («верховенство закона»; мн. piskei галаха ) или просто «псак». Пискей галаха обычно упоминается в литературе респонса .
Ортодоксальный иудаизм
[ редактировать ]Поским играют важную роль в ортодоксальном иудаизме .
- Как правило, каждая община будет считать одного из своих поским своим Посек ХаДор («посек нынешнего поколения»).
- Большинство полагаются на рава в своей общине (в хасидских общинах иногда на ребе ) или ведущего посека.
Поским, как правило, не отменяет конкретный закон, если он не основан на более раннем авторитете: посек обычно распространяет действие закона на новые ситуации, но не меняет Галаху; см. статью об ортодоксальном иудаизме .
Консервативный иудаизм
[ редактировать ]Консервативный иудаизм подходит к идее посек и Галахи в целом несколько иначе: здесь поским придаёт относительно меньшее значение прецеденту и поэтому часто переинтерпретирует (или даже изменяет) предыдущее постановление посредством формальной аргументации. есть некоторые поскимы Хотя в консервативном движении (например, Луи Гинзберг , Дэвид Голинкин , Джоэл Рот и Эллиот Дорфф ), решения любого отдельного раввина считаются менее авторитетными, чем решения, принятые консенсусом. консервативного движения Таким образом, Раввинская ассамблея поддерживает Комитет по еврейскому закону и стандартам , решения которого считаются авторитетными в американском консервативном движении. В то же время каждый консервативный раввин имеет право мара д'атра интерпретировать еврейский закон для своей или своей общины независимо от ответа Юридического комитета. [1]
Прогрессивный иудаизм
[ редактировать ]И реформистский , и реконструктивистский иудаизм не считают Галаху обязательной.
Хотя «Реформа» подчеркивает индивидуальную автономию своих членов, она никогда полностью не отказывалась от литературы респонса, хотя бы для того, чтобы противостоять требованиям своих конкурентов. Даже классические реформаторы, такие как раввин Дэвид Эйнхорн, сочинили некоторые из них. Раввин Соломон Фрихоф и его преемник раввин Вальтер Джейкоб попытались создать концепцию «Прогрессивной Галахи», написав многочисленные ответы, основанные на методологии, уделяющей большое внимание современным чувствам и этическим идеалам. Полные текстовые сборники ответов на реформы доступны на веб-сайте Центральной конференции американских раввинов . [ 1 ] [ 2 ]
Позиция реконструктивистов заключается в том, что если бы евреи снова сформировали сплоченные общины, их решения были бы обязательными, но в настоящее время иудаизм находится в «постгалахическом состоянии». Поэтому их основная политика заключается в том, чтобы позволить традиции «голосовать, а не вето» в общественных и личных делах. [ 3 ]
Список поским и основных работ
[ редактировать ]В хронологическом порядке по году рождения, а если нужно, во вторую очередь по году смерти и фамилии.
Поским прошлых лет
[ редактировать ]1600-1900
[ редактировать ]- Йоэль Сиркис (1561–1640), Бах
- Дэвид ХаЛеви Сигал (1586–1667), Турей Захав
- Саббатай ха-Коэн (1621–1662), Шах
- Авраам Гомбинер (1633–1683), Маген Авраам
- Цви Ашкенази (1668-1718), Хахам Цви
- Джейкоб Эмден (1797–1776)
- Ечезкель Ландау (1713–1793), Нода Бихуда
- Виленский Гаон (1720–1797), Гра
- Шнеур Залман из Ляд (1745–1812), Шулхан Арух ха-Рав
- Арье Лейб Хеллер (1745-1812), Кецос ха-Чошен
- Авраам Данциг (1748–1820), Хаей Адам
- Яаков Лорбербаум (1762-1830), Несивос ха-Мишпат
- Moses Sofer (1762–1839), Chasam Sofer
- Менахем Мендель Шнеерсон (1789–1866), Цемах Цедек
- Шломо Ганцфрид (1804–1886), Кицур Шулхан Арух
- Ицхак Эльханан Спектор (1817–1896)
- Иегошуа Лейб Дискин (1818-1898), Махарил Дискин
православный
[ редактировать ]- Йехиэль Мишель Эпштейн (1829–1907), Арух ха-Шульхан
- Йосеф Хаим Багдадский (1832–1909), Бен Иш Хай , Рав Пеалим
- Исраэль Меир Каган (1838–1933), Мишна Берура , Хафец Хаим
- Моше Гринвальд (1853–1910), Аругат ха-Босем
- Хаим Озер Гродзинский (1863–1940), Ахиезер
- Авраам Исаак Кук (1865–1935)
- Элиезер Дэвид Гринвальд (1867–1928), Керен Л'Довид
- Яаков Хаим Софер (1870–1939), Каф ха-Хаим
- Авраам Дубер Кахана Шапиро (1870–1943)
- Йонасан Стейф (1877–1958)
- Авраам Йешаягу Карелиц (1878–1953), Хазон Иш
- Йехиэль Яаков Вайнберг (1878–1966), Серидей Эйш
- Йосеф Элияху Хенкин (1881–1973)
- Элиезер Сильвер (1882–1968)
- Ехезкель Абрамский (1886–1976)
- Йоэль Тейтельбаум (1887–1979), Вайоэль Моше , Диврей Йоэль
- Авраам Хаим Наэ (1890–1954) Кецос ха-Шулхан , Шиурей Микве , Шиурей Тора
- Цви Иегуда Кук (1891–1982)
- Яаков Каменецкий (1891–1986)
- Аарон Котлер (1892–1962)
- Моше Файнштейн (1895–1986), Игрот Моше
- Ицхок Яаков Вайс (1902–1989), Минхас Ицхак
- Йосеф Гринвальд (1903–1984), Ваяан Йосеф
- Джозеф Б. Соловейчик (1903–1993)
- Ицхок Хатнер (1906–1980)
- Чанох Дов Падва (1908–2000), Чейшев Хо'Эфод
- Шломо Залман Ауэрбах (1910–1995), Минхат Шломо
- Йосеф Шалом Элиашив (1910–2012)
- Хаим Пинхас Шейнберг (1910–2012)
- Хиршпрунг Сосновые шишки (1912–1998)
- Шмуэль Вознер (1913–2015), Шевет ХаЛеви
- Аарон Лейб Штейнман (1913–2017)
- Ефрем Ошрий (1914–2003)
- Авраам Шапира (1914–2007)
- Элиэзер Вальденберг (1917–2006), Циц Элиэзер
- Шломо Горен (1918–1994)
- Хаим Крайсвирт (1918–2001)
- Яаков Ицхак Нойман (1920–2007), Огиро Бе'Охолчо
- Овадия Йосеф (1920–2013), Яббия Омер
- Барух Бен Хаим (1921–2005)
- Фишель Гершковиц (1922–2017), Клаузенбургский даян в Вильямсбурге, Бруклин , Нью-Йорк
- Хаим Давид ХаЛеви (1924–1998), главный раввин Тель-Авива, автор сборника галахи Мекора Хаима.
- Менаше Кляйн (1924–2011), Унгварер Рав; Мишне Галахос
- Гедалиа Дов Шварц (1925–2020), в честь Бет Дин Америки и Чикагского раввинского совета
- Ниссим Карелиц (1926–2019)
- Nahum Rabinovitch , (1928–2020) rosh yeshiva of Yeshivat Birkat Moshe
- Хаим Каниевский (1928–2022)
- Мордехай Элияху (1929–2010)
- Довид Файнштейн (1929–2020)
- Эфраим Гринблатт (1932–2014), Рививос Эфраим
- Залман Нехемия Гольдберг (1932–2020), av beit din, рош ешива Махон Лев , главный редактор Энциклопедии Талмудит
- Аарон Лихтенштейн (1933–2015), рош-ешива ешиват Хар-Эцион
- Меир Брандсдорфер (1934–2009) .
- Йечезкель Рот (1936–2021) Карлсбургер Рав, автор книги «Эмек ха-Тешува».
- Шимон Эйдер (1938–2007)
- Исроэль Бельский (1938–2016)
- Иегуда Хенкин (1945–2020)
- Хаим Друкман (1932–2022)
Консервативный и реформистский
[ редактировать ]- Якоб Залель Лаутербах (1873–1942)
- Луи Гинзберг (1873–1953), Ответы профессора Луи Гинзберга
- Соломон Фрихоф (1892–1990), Реформистская еврейская практика и ее раввинистическая подоплека
- Исаак Кляйн (1905–1979), Путеводитель по еврейской религиозной практике
- Джейкоб Агус (1911–1986), Диалог и традиции
Живой поским
[ редактировать ]- Шмуэль Каменецкий (1924-), рош-ешива, Талмудическая ешива Филадельфии
- Бессмертный Ицхак (1933-)
- Дов Лиор (1933-)
- Авигдор Небенцаль (1935-)
- Яаков Ариэль (1937-)
- Софония Дрори (1937-)
- Залман Барух Меламед (1937-)
- Исраэль Ариэль (1939-)
- Элияху Бен Хаим (1940-)
- Эфраим Падва (1940-) раввин Союза ортодоксальных еврейских общин
- Гершель Шахтер (1941-), рош-ешива в RIETS
- Шломо Авинер (1943-)
- Мордехай Виллиг (1947-), рош-ешива в RIETS
- Ицхак Йосеф (1952-), главный сефардский раввин Государства Израиль, автор набора « Ялкут Йосеф»
- Ицхак Берковиц (1953-), рош колель Иерусалимский колель
- Ошер Вайс (1953-), Минхас Ошер
- Ицхак Брейтовиц (1954-), Рав, Кехилас Ор Сомаях, Иерусалим
- Элиэзер Меламед (1961-)
- Симха Буним Коэн (1957-), плодовитый писатель и раввин кафедры в Лейквуде, Нью-Джерси
- Исроэль Довид Харфен, автор книг «Исроэль Вехазманим» , «Мекадеш Исроэль» и «Нишмас Шабос».
- Пинчас Толедано , хакхам испанских и португальских евреев Нидерландов.
- Гавриэль Зиннер, автор серии «Нитей Гавриэль» о галахе.
См. также
[ редактировать ]- Даян (судья-раввин)
- Гемара
- История респонса в иудаизме
- Устная Тора
- Раввинский авторитет
- Семиха § Концепция
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джейкоб, Уолтер (1988). Либеральный иудаизм и Галаха . Родеф Шалом Пресс. стр. 90–94. ISBN 0-929699-00-9 .
- ^ Мейер, Майкл А. (1993). «Изменение отношения либерального иудаизма к Галахе и Минхагу». Труды Всемирного конгресса иудаистов . JSTOR 23536120 . См. коллекцию CCAR Responsa .
- ^ Сакс, Джонатан (1992). Кризис и завет: еврейская мысль после Холокоста . Издательство Манчестерского университета. п. 158. ИСБН 0-7190-4203-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хехт, Н.С.; и др. (ред.). Введение в историю и источники еврейского права . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-826262-0 .
- Джейкобс, Луи (1999). Древо жизни: разнообразие, креативность и гибкость еврейского закона . Литтманская библиотека еврейской цивилизации (второе изд.). ISBN 1-874774-48-Х .
- Левиттс, Менделл (1994). Еврейский закон: Введение . Джейсон Аронсон. ISBN 1-56821-302-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Введение в систему еврейского закона. Архивировано 4 марта 2009 г. на Wayback Machine , aish.com.
- AskMoses.com , Живые ответы
- Авторитет и автономия в Pesikat HaHalacha на Wayback Machine (архивировано 20 февраля 2009 г.), заархивировано из оригинала 2004 г. на nishmat.net.
- Руководство по исследованию еврейского права , Университета Майами Юридическая библиотека
- Еврейский закон: изучение Галахи, еврейских проблем и светского права (интернет-журнал)