Музыка Пуэрто-Рико
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2023 г. ) |
Часть серии о |
Культура Пуэрто-Рико |
---|
![]() |
Общество |
Темы |
Символы |
![]() | ||
Музыка Пуэрто-Рико | ||
Общие темы | ||
---|---|---|
Похожие статьи | ||
Жанры | ||
|
||
Националистические и патриотические песни | ||
|
||
Региональная музыка | ||
|
||
Музыка Пуэрто -Рико развилась как гетерогенный и динамичный продукт разнообразных культурных ресурсов. Наиболее заметные музыкальные источники Пуэрто-Рико в основном включают влияние Африки , Таино коренных народов и Европы . Музыкальная культура Пуэрто-Рико сегодня включает в себя широкое и богатое разнообразие жанров, начиная от родных жанров, таких как бомба , джибаро , сейс , данза и плена , до более поздних гибридных жанров, таких как сальса , латинский трэп и реггетон . В широком смысле сфера «пуэрто-риканской музыки», естественно, должна включать музыкальную культуру миллионов людей пуэрториканского происхождения, живших в Соединенных Штатах, особенно в Нью-Йорке. Их музыка, от сальсы до болеро Рафаэля Эрнандеса , не может быть отделена от музыкальной культуры самого Пуэрто-Рико.
Традиционная, народная и популярная музыка
[ редактировать ]
Старинная музыка
[ редактировать ]Музыкальная культура Пуэрто-Рико 16, 17 и 18 веков плохо документирована. Конечно, она включала испанских трубадуров, церковную музыку, музыку военных оркестров и разнообразные жанры танцевальной музыки, культивируемые джибаро , порабощенными африканцами и их потомками. Хотя позже они никогда не составляли более 11% населения острова, они способствовали тому, что некоторые из наиболее динамичных музыкальных особенностей острова стали поистине незабываемыми и самобытными.
В 19 веке пуэрториканская музыка начинает выходить на исторический свет, при этом нотные жанры, такие как данза , естественно, лучше документированы, чем народные жанры, такие как музыка джибаро и бомба-и-плена и сейс . Однако в начале 20-го века «musica Jíbara» набрала обороты, и мы начали видеть, как поэты или артисты-трубадуры-джибаро записывают музыку как в Пуэрто-Рико, так и в Нью-Йорке. Такие имена, как Альфонсо Велес, Джонни Альбино, Рамито, Нито Мендес и Одилио Гонсалес, много работали в студии, влияя на новое звучание на Карибах.
Африканские жители острова использовали барабаны, сделанные из резной твердой древесины, покрытые с одной стороны необработанной сыромятной кожей, обычно изготавливаемой из козьей кожи. Популярное слово, полученное из креольского языка для описания этого барабана, было «шукбва» , что переводится как «ствол дерева». После прибытия африканских рабов Бомба стала музыкой народа.
(незаконченный)
Народная музыка
[ редактировать ]Если под термином «фолк-музыка» понимать музыкальные жанры, которые процветали без поддержки элиты [ нужны разъяснения ] и развивались независимо от коммерческих средств массовой информации, сфера пуэрто-риканской народной музыки будет включать в себя преимущественно латиноамериканскую музыку джибаро, афро-пуэрториканскую бомбу и, по сути, «креольскую» плену. Поскольку эти три жанра развивались в Пуэрто-Рико и являются уникальными для этого острова. [ нужна ссылка ] , они занимают уважаемое [ нейтралитет оспаривается ] место в островной культуре, даже если в настоящее время они не так популярны, как современная музыка, такая как сальса или реггетон.
Джибаро музыка
[ редактировать ]
Джибаро — мелкие фермеры смешанного происхождения, которые до середины двадцатого века составляли подавляющее большинство населения Пуэрто-Рико. [ 1 ] Они традиционно считаются романтическими иконами земледелия, трудолюбивыми, самодостаточными, гостеприимными и обладающими врожденной любовью к песням и танцам. Их инструменты [ 2 ] были родственниками испанской виуэлы, особенно куатро , которая превратилась из четырех одинарных струн в пять пар двойных струн. [ 3 ] и менее известный типл. [ 4 ] В настоящее время типичная группа джибаро может включать куатро, гитару и ударные инструменты, такие как скребок гуиро и/или бонго. Тексты музыки джибаро обычно имеют десятичную форму, состоящую из десяти восьмисложных строк в схеме рифм ABBA ACCDDC. Форма Decima происходит из Испании 16 века. Хотя в этой стране он практически вымер (за исключением Канарских островов), он прижился в различных местах Латинской Америки, особенно на Кубе и Пуэрто-Рико, где его поют в разных стилях. Sung décima может быть составлена заранее, взята из публикации некоторых литераторов, или, в идеале, импровизирована на месте, особенно в форме «спора», в котором два певца-поэта обмениваются остроумными оскорблениями или спорят на какую-то тему. В перерывах между децимами на куатро можно сыграть живые импровизации. Эта музыкальная форма также известна как «типика» и «тропика».
Децимы исполняются под стандартные мелодии со стандартным аккомпанементом куатро. Обычно используется около двадцати таких типов песен. Они сгруппированы в две широкие категории, а именно, seis (например, seis fajardeño, seis chorreao) и aguinaldo (например, aguinaldo orocoveño, aguinaldo cayeyano). Традиционно сейсы могли сопровождать танцы, но эта традиция практически вымерла, за исключением туристических шоу и фестивалей. Агинальдо наиболее характерно поют во время рождественского сезона, когда группы гуляк (парранда) ходят от дома к дому, распевая песни джибаро и устраивая вечеринки. Тексты агинальдо, как правило, не посвящены Рождеству, и, в отличие от англо-американских рождественских гимнов, они обычно поются соло, а другие гуляки поют припев. В целом, рождественский сезон — это время, когда чаще всего можно услышать традиционную музыку — как сейс, так и агинальдо. К счастью, многие группы пуэрториканцев стремятся сохранить традиционную музыку посредством постоянной практики.

Музыка хибаро стала продаваться на коммерческих записях в двадцатом веке, и такие певцы-поэты, как Рамито (Флор Моралес Рамос, 1915–90), хорошо известны. Однако сами джибаро становились вымирающим видом, поскольку агробизнес и урбанизация резко сократили количество мелких фермеров на острове. Многие песни джибаро посвящены превратностям миграции в Нью-Йорк. Музыка хибаро в целом пришла в упадок, хотя она сохраняет свое место в местной культуре, особенно во время Рождества и особых общественных мероприятий, и есть много исполнителей куатро, некоторые из которых развили потрясающую виртуозность.
Трубка
[ редактировать ]Исторические справки указывают на то, что примерно в 1800 году рабы на плантациях культивировали музыкальный и танцевальный жанр, называемый бомба. К середине двадцатого века, когда ее начали записывать и снимать, бомба исполнялась в региональных вариантах в различных частях острова, особенно в Лоизе, Понсе, Сан-Хуане и Маягуэсе. Невозможно восстановить историю бомбы; различные аспекты отражают конголезское происхождение, хотя некоторые элементы (как следует из названий поджанров, таких как holandés ) пришли из других мест Карибского бассейна. карибские элементы особенно очевидны в стиле бомба Маягуэса, а поразительные хореографические параллели можно увидеть с беле Мартиники Французско - . Все эти источники были смешаны в уникальный звук, отражающий жизнь джибаро, рабов и культуру Пуэрто-Рико.
По своему призывному пению, основанному на остинато-ритмах, играемом на двух или трех приземистых барабанах ( баррилах ), бомба напоминает другие неоафриканские жанры Карибского бассейна. Явно африканское происхождение имеет его формат, в котором один человек выходит из неформального круга певцов и танцует перед барабанщиками, вовлекая ведущего барабанщика в своего рода игривую дуэль; после некоторого танца этого человека заменяет другой. Хотя происхождение различных подобных элементов можно проследить в Африке или где-либо еще, бомбу следует рассматривать как местное афро-пуэрториканское творение. Его ритмы (например, seis corrido, yubá, leró и т. д.), танцевальные движения и тексты песен, которые иногда имитируют сельскохозяйственных животных (на испанском языке, с некоторыми французскими креольскими словами в восточном Пуэрто-Рико), в совокупности составляют уникальный пуэрториканский жанр.
В 1950-х годах ансамбль танцевального ансамбля Рафаэля Кортихо и Исмаэля Риверы исполнил несколько песен, которые они назвали «бомбас»; хотя они имели некоторое сходство со стилем бомбы сика , в своих ритмах и аранжировках они также заметно заимствовали кубинскую танцевальную музыку, которая долгое время была популярна на острове. Порождение музыки Чаранги. К 1980-м годам бомба пришла в упадок, хотя ее в несколько формализованной форме преподавали в семье Сепеда в Сантурсе, Сан-Хуан, и ее все еще активно исполняли неофициально, хотя и с большой энергией, в городах Лоиза, где проживают затем семейная династия бомбардировщиков Аяла. Бомба продолжает там выживать и также пережила своего рода возрождение, культивируясь такими фольклорными группами, как Son Del Batey, Los Rebuleadores de San Juan, Bomba Evolución, Abrane y La Tribu и многими другими на острове. В Нью-Йорке с такими группами, как Los Pleneros de la 21 , [ 5 ] члены La Casita de Chema и Alma Moyo. В Чикаго Буя и Афро-Карибе сохранили и развивают эту традицию. В Калифорнии Bomba Liberte, Grupo Aguacero, Bombalele, La Mixta Criolla, Herencia de los Carrillo и Los Bomberas de la Bahia — все это группы, которые продвигали и сохраняли эту культуру. Женщины также сыграли роль в его возрождении, как в случае с женской группой Yaya, Legacy Woman, Los Bomberas de la Bahia, Grupo Bambula (первоначально женская группа) и Ausuba в Пуэрто-Рико.
Также была сильная приверженность Bomba Fusion. Такие группы, как Los Pleneros de la 21 и Viento De Agua, внесли большой вклад в объединение Bomba и Plena с джазом и другими жанрами. Йербабуэна привлекла к себе всеобщее внимание. Abrante y La Tribu объединились с хип-хопом. Tambores Calientes, Machete Movement и Ceiba объединили эти жанры с различными формами рок-н-ролла.
Афро-пуэрто-риканские бомбы , возникшие на гасиендах сахарного тростника в Лоизе, северо-восточных прибрежных районах, в Гуаяме и на юге Пуэрто-Рико, используют бочковые барабаны и бубны, в то время как в сельской версии для создания музыки используются струнные инструменты, напоминающие бонго. (1) «Бомбу танцуют парами, но контакта нет. Каждый из танцоров бросает вызов барабанам и музыкантам своими движениями, приближаясь к ним и выполняя серию быстрых шагов, называемых floretea piquetes, создавая ритмичный дискурс. В отличие от обычных танцевальных номеров, барабанщики следуют за исполнителями и создают бит или ритм на основе их движений. Женщины, танцующие бомбу, часто используют платья или шарфы, чтобы улучшить движения тела. [ 6 ] В отличие от обычных танцевальных терминов, инструменты следуют за исполнителем.
Как и другие подобные традиции, бомба сейчас хорошо документирована на таких сайтах, как YouTube, а также в нескольких этнографических документальных фильмах.
Полный
[ редактировать ]
Примерно в 1900 году плена возникла как скромный пролетарский народный жанр в городских кварталах низшего класса, в основном афро-пуэрто-риканских, в Сан-Хуане, Понсе и других местах. Впоследствии Плена заняла свою нишу в музыкальной культуре острова. В своей типичной форме плена представляет собой неформальный, неприхотливый, простой жанр народной песни, в котором чередующиеся куплеты и припевы поются под аккомпанемент круглых, часто самодельных рамных барабанов, называемых пандеретас (как бубны без джинглов), возможно, дополненных аккордеоном, гитара или любой другой инструмент, который может пригодиться. Преимуществом ударной установки является ее портативность, способствующая спонтанному появлению плены на общественных собраниях. Другими инструментами, обычно слышимыми в музыке плены, являются куатро , маракасы и аккордеоны .
Ритм плены представляет собой простой двойной паттерн, хотя ведущий исполнитель на пандерете может добавить оживленные синкопы. Мелодиям Plena свойственна неприхотливая, «народная» простота. Некоторые ранние стихи на пленаре комментируют анекдоты из района, такие как «Cortarón a Елена» (Они зарезали Елену) или «Allí vienen las maquinas» (А вот и пожарные машины). Многие из них имели явно непочтительный и сатирический оттенок, например, «Llegó el obispo», высмеивающий приезжего епископа. Некоторые плены, такие как «Cuando las mujeres quieren a los hombres» и «Santa María», известны по всему острову. В 1935 году эссеист Томас Бланко прославил плену - а не устаревшую и элитарную дансу - как выражение фундаментально креольского, таино или мулатского расового и культурного характера острова. Плены до сих пор часто исполняются в различных контекстах; группа друзей, присутствующих на параде или фестивале, может принести несколько пандерет и разразиться песней, или к знакомым мелодиям будут добавлены новые слова протестующими студентами или бастующими рабочими, что уже давно является регулярной формой протеста против оккупации и рабства. Хотя энтузиасты иногда могут танцевать под плену, плена не ориентирована на танец.

В 1920–30-е годы пленеры стали записываться на коммерческой основе, особенно Мануэлем «Эль Канарио» Хименесом , который исполнял старые и новые песни, дополняя традиционные инструменты аранжировками для фортепиано и валторны. В 1940-х годах Сезар Консепсьон популяризировал версию «плены» для биг-бэнда, придав этому жанру новый престиж, в некоторой степени за счет его пролетарской энергии и дерзости. В 1950-х годах появилась обновленная плена в исполнении небольшой группы Рафаэля Кортихо и вокалиста Исмаэля «Маэло» Риверы , достигшая беспрецедентной популярности и модернизировавшая плену, одновременно возвращая ей ее земную жизненную силу. Многие из пленаров Кортихо представляют собой красочные и запоминающиеся эпизоды из жизни баррио и дают новое признание динамичному вкладу афро-пуэрториканцев в культуру острова (и особенно в музыку). Этот период стал апогеем популярности Плены как коммерческой популярной музыки. К сожалению, Ривера провел большую часть 1960-х годов в тюрьме, и группа так и не обрела прежнюю силу. Тем не менее, необычайно массовое присутствие на похоронах Кортихо в 1981 году отражало непреходящую популярность любимого певца. К тому времени, однако, популярность плены сменилась популярностью сальсы, хотя некоторые группы возрожденцев, такие как Plena Libre продолжают выступать в своей оживленной манере, в то время как «уличная» плена также звучит по разным поводам.
Танец
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
![]() | |
![]() | |
![]() |

К концу 1700-х годов деревенский танец (французский contredanse, испанский contradanza ) стал процветать как популярный развлекательный танец, как в придворных, так и в праздничных народных формах, на большей части территории Европы, заменяя такие танцы, как менуэт. К 1800 году на Кубе процветала креолизованная форма этого жанра, называемая контраданса, и, похоже, этот жанр в аналогичных народных формах также существовал в Пуэрто-Рико, Венесуэле и других местах, хотя документация скудна. К 1850-м годам кубинская контраданса, которую все чаще называли данса , процветала и как салонная пьеса для фортепиано, и как танцевальная композиция для сопровождения социальных танцев, в стиле, развивающемся от коллективных фигурных танцев (например, кадрили) до независимые пары танцуют в бальном стиле (по типу вальса, но в парном, а не тройном ритме). По данным местных летописцев, в 1845 году из Гаваны прибыл корабль, на борту которого, среди прочего, находилась группа молодежи, которая популяризировала новый стиль контраданса/данса, ошибочно названный «меренге». Впоследствии этот стиль стал бешено популярен в Пуэрто-Рико, вплоть до того, что в 1848 году он был запрещен педантичным испанским губернатором. Хуан де ла Песуэла и Севальос . Этот запрет, однако, похоже, не имел длительного эффекта, и недавно ожививший жанр, который теперь чаще называют «данза», продолжал процветать в явно местных формах. Как и на Кубе, эти формы включали в себя музыкальные произведения, исполняемые танцевальными ансамблями, а также сложные произведения легкой классики для фортепиано соло (некоторые из которых впоследствии могли быть интерпретированы танцевальными коллективами). Данса как форма сольного фортепиано достигла наибольшего расцвета в музыке Мануэля Грегорио Тавареса (1843–1883), чьи композиции по изяществу и величию очень напоминают музыку Шопена, его образца. Большую популярность приобрели многочисленные дансы его последователя Хуана Мореля Кампоса (1857–1896), руководителя оркестра и необычайно плодовитого композитора, который, как и Таварес , умер в расцвете сил (но не раньше, чем сочинил более 300 дансов). Ко времени Мореля Кампоса пуэрториканская данза развилась в форму, совершенно отличную от формы ее кубинских (не говоря уже о европейских) собратьев. Особенно характерной была его форма, состоящая из начального paseo , за которым следуют две или три части (иногда называемые «меренге»), которые могут содержать насыщенную арпеджио мелодию «облигато», исполняемую на похожем на тубу бомбардино ( эуфониум ). Многие танцы достигли популярности на острове, в том числе пьеса « La Borinqueña », которая является национальным гимном Пуэрто-Рико. Как и в других карибских креольских жанрах, таких как кубинский дансон, в данзах использовалось настойчивое остинато, называемое «синкильо» (примерно: ОДИН-ДВА-ТРИ-ЧЕТЫРЕ-пять-ШЕСТЬ-СЕМЬ-восемь, повторяющееся).
Данса оставалась актуальной до 1920-х годов, но после этого десятилетия ее привлекательность стала ограничиваться латинофильской элитой. Дансы Мореля Кампоса , Тавареса , Хосе Кинтона и некоторых других до сих пор исполняются и слышатся в различных случаях, а несколько более поздних композиторов сочинили свои идиосинкразические формы дансов, но этот жанр больше не является популярной идиомой социального танца. Во время первой части танцевальной дансы под ровный темп музыки пары гуляют по комнате; во время второго, в живом ритме, они танцуют в закрытом бальном зале, и оркестр начинает с «пасео», элегантной прогулки по бальному залу, позволяющей джентльменам продемонстрировать грацию и красоту своей дамы. Это романтическое знакомство завершилось приветствием кавалеров и реверансом дам в ответ. Затем играл оркестр, и пары свободно танцевали по бальному залу в ритме музыки. [ 7 ]
Пуэрто-риканская поп-музыка и новая волна
[ редактировать ]Большая часть музыки в Пуэрто-Рико выходит за рамки стандартных категорий «латиноамериканской музыки» и ее лучше рассматривать как разновидность «латиноамериканской мировой поп-музыки». В эту категорию входят, например, Рикки Мартин (который занял первое место в Hot 100 в США с песней " Livin' La Vida Loca " в 1999 году), бойз-бэнд Menudo (с его меняющимся составом, участником которого когда-то был Мартин). of), Los Chicos , Las Cheris , Salsa Kids и Chayanne . Среди известных певцов - певец Despacito Луис Фонси . Кроме того, певец и гитарист-виртуоз Хосе Фелисиано, родившийся в Ларесе, Пуэрто-Рико , стал мировой поп-звездой в 1968 году, когда его версия латиноамериканского соула « Light My Fire » и пластинка Feliciano! добился больших успехов в американских и международных рейтингах и позволил Фелисиано стать первым пуэрториканцем, получившим премию Грэмми в этом году. » Фелисиано « Feliz Navidad остается одной из самых популярных рождественских песен.
Внешний звук | |
---|---|
![]() |
Реггетон и Дембов
[ редактировать ]Корни реггетона уходят в 1980-е годы пуэрториканским рэпером Вико Си. [ нужна ссылка ] . В начале 1990-х годов реггетон сформировался как более определенный жанр, в котором использовался риддим «Dem Bow», заимствованный из песни Shabba Ranks с таким названием, и который еще больше напоминал ямайский дэнсхолл своими куплетами, исполненными простыми мелодиями и звучным стилем, а также акцентом - через тексты песен, видео и образы исполнителей — о вечеринках, танцах, хвастовстве, «шикарстве» и сексуальности, а не о весомых социальных комментариях. Хотя реггетон, возможно, зародился как испаноязычная версия ямайского танцевального зала, в руках таких исполнителей, как Тего Кальдерон , Дэдди Янки , Дон Омар и других, он вскоре приобрел свой характерный оттенок и сегодня может считаться самой популярной танцевальной музыкой в мире. испанские Карибы, превосходящие даже сальсу. [ 8 ]
Реггетон — это музыкальный жанр, получивший широкое распространение в Пуэрто-Рико и во всем мире, сочетающий в себе латинские ритмы, дэнсхолл, хип-хоп и рэп. Реггетон часто ассоциируется с чертами мужественности , сильной или агрессивной мужской гордостью. С тех пор как женщины присоединились к этому жанру музыки, они были недостаточно представлены и боролись за изменение его имиджа. [ 9 ] Это неизбежно вызывает споры между тем, каким был этот жанр, и тем, чем он является сейчас. Реггетон превратился из музыкального выражения с ямайскими и панамскими корнями в новый стиль, изменивший игру. [ 10 ] который слушают в основном в Доминиканской Республике. Несмотря на успех, его неизменная репутация подчеркивает сексуальность в танцах, его откровенные тексты, в которых женщины выкрикивают сексуальные фразы на заднем плане, а также одежду, в которой представлены женщины. В 90-х и начале 2000-х годов реггетон подвергался преследованию и цензуре во многих странах. Страны Латинской Америки из-за его вульгарного и резкого характера. [ нужна ссылка ] . Цензуру можно рассматривать как способ правительства подавить людей и гарантировать, что связь между сообществом не будет сильной. [ нужна ссылка ] . С тех пор многие женщины присоединились к Реггетону в надежде изменить предубеждения. Многие из них проложили путь и сделали успешную карьеру, например, сама женщина-первопроходец Айви Квин , а также Кароль Джи , Бекки Джи и Розалия среди других. Под сильным влиянием Пуэрто-Рико и Ямайки дембоу происходит из Доминиканской Республики . Когда Shabba Ranks выпустили трек " Dem Bow " в 1990 году, название прижилось, и формирование жанра дембоу не заняло много времени. Основными элементами дембоу-музыки являются ее повторяющийся ритм, чем-то напоминающий музыку реггетон и дэнсхолл , но более быстрый. На основе песни были построены риддимы , и звук стал популярной частью реггетона . Ритм и мелодии в музыке дембоу имеют тенденцию быть простыми и повторяющимися. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]

Айви Куин родилась как Марта Ивелисс Песанте 4 марта 1972 года в Аньяско, Пуэрто-Рико. После написания рэпа в юности и участия в соревнованиях в 90-х в андеграундном ночном клубе The Noise, это привело к началу ее музыкальной карьеры. Ее считают «королевой реггетона». [ 15 ] В начале карьеры ей было очень трудно восприниматься всерьез в индустрии реггетона, потому что этот жанр считался женоненавистническим. Будучи первой женщиной, создавшей такие хиты, как «Quiero Bailar», «Yo Perreo Sola», «Pa' La Cama Voy», «Te He Querido, Te He Llorado», Айви Квин завоевала уважение как женщин, так и мужчин, что укрепило ее позиции. место как «Королева реггетона». возникали разногласия Однако в прошлом между ней и реггетонеро/рэпером Ануэлем А.А. относительно ее статуса «Королевы реггетона», поскольку у нее уже много лет не было хитов. [ 16 ] Он также намекнул, что его девушка Кароль Джи должна стать королевой реггетона. В ответ Айви Квин заявила, что ее карьера открыла путь женщинам-художницам к процветанию в этом жанре. [ 17 ] В ответ на комментарии, сделанные ее парнем Ануэлем А.А., Кароль Джи ответила видео, написав: «Для Бекки Джи , Натти Наташи, Анитты , Айви Квин и всех женщин, которые выказывали мне уважение во всех моих социальных сетях и интервью: я Я имел честь лично сказать им, как сильно я восхищаюсь их работой и карьерой, но мы все достойны того, что имеем, потому что никто никому ничего не дал». Далее она сказала: «Это корона, и никто не собирается им ее отдавать за то, что они сделали. Я не ищу ученую степень, я лишь ищу успеха в своей карьере, как все делают каждый день. Встаем ради мечты. Я просто хочу сказать своему парню спасибо, потому что знаю, что ты хотел сказать. Я ваша королева, и я очень рада, что вы видите меня такой большой, потому что вы меня мотивируете. Все мы будем делать то, что нам нравится, и работать для этого». [ 18 ] В конце концов, Ануэль А.А. помирилась с Ivy Queen, и после встречи с Ivy Queen Карол включила Айви в свой успешный альбом 2021 года « KG0516 » в треке с участием нескольких исполнителей «Leyendas» («Легенды»). Трек, в котором также участвуют Zion , Nicky Jam и Wisin y Yandel , начинается с того, что Ivy Queen поет запоминающиеся части своей самой популярной песни на сегодняшний день «Yo Quiero Bailar» («Я хочу танцевать»), прежде чем к ней присоединяется Кароль.
Ivy Queen оказала влияние на других женщин, таких как Карди Би и Фарина. Даже мужчины, такие как Bad Bunny , [ 19 ] указали, что она оказала влияние на их тексты. Ее способность конкурировать среди мужчин, доминировавших в реггетоне, дала надежду другим женщинам, имевшим схожие интересы в музыкальной индустрии. Ее влияние и доминирование в этом жанре позволили женщинам легче проникнуть на сцену реггетона. Она положила начало расширению прав и возможностей женщин, не только для пуэрториканских женщин, но и для всех женщин, которые впервые участвуют в этой игре. [ 20 ]
Кароль Джи — колумбийская певица в стиле реггетон, сотрудничавшая с такими артистами, как Bad Bunny , Anuel AA и колумбийскими исполнителями реггетона J Balvin и Maluma . [ 21 ] На протяжении всей своей карьеры у Кароль Джи были проблемы в индустрии, потому что реггетон — это жанр, в котором доминируют мужчины. Она вспоминает, как, начиная свою карьеру, она заметила, что у нее не так много возможностей в этом жанре, потому что в реггетоне доминируют исполнители-мужчины. [ 22 ] В 2018 году сингл Кароль Джи «Mi Cama» стал очень популярным, и она сделала ремикс с Джей Бэлвином и Ники Джемом. Ремикс Mi cama вошел в десятку лучших латинских песен и занял первое место в чартах Latin Airplay. [ 23 ] В этом году она сотрудничала с Малумой в ее песне "Creeme" и со своим возлюбленным Ануэлем А.А. в песне "Culpables". Сингл "Culpables" входил в десятку лучших латинских песен две недели подряд. [ 21 ] 3 мая 2019 года Karol G смогла выпустить свой новый альбом под названием «Ocean». [ 24 ]
Натти Наташа - доминиканская певица в стиле реггетон, которая также присоединилась к индустрии реггетона и назвала Ivy Queen одной из тех, кто повлиял на ее музыку. [ 25 ] В 2017 году она выпустила сингл «Criminal» с участием исполнителя реггетона Озуны. Ее сингл «Criminal» стал очень популярным на YouTube, набрав более 1,5 миллиардов просмотров. [ 26 ] В 2018 году Натти Наташа сотрудничала с пуэрториканским дуэтом RKM и Ken Y в их сингле «Tonta». Позже она также сотрудничала с мексиканской исполнительницей реггетона Бекки Джи в песне «Sin Pijama», которая вошла в десятку лучших в чартах Hot Latin Songs, Latin Airplay и Latin Pop Airplay. [ 27 ] После всего сотрудничества Натти Наташа смогла выпустить свой альбом под названием illumiNatti 15 февраля 2019 года. [ 28 ] В 2021 году она обручилась и забеременела со своим давним менеджером Рафи Пиной, пуэрториканцем, основателем Pina Records, который также управляет Дэдди Янки . 22 мая 2021 года она родила дочь. Ее жених в настоящее время отбывает срок в три года и пять месяцев за незаконное хранение огнестрельного оружия.
Карибские влияния
[ редактировать ]Бачата и Бачатон
[ редактировать ]Бачата, родом из Доминиканской Республики , получила заметное признание в Пуэрто-Рико благодаря своим прочным культурным связям с Доминиканской Республикой, позволяющим смешивать музыкальные жанры. из основных влияний ранней бачаты включает кубинское болеро . , кубинский сын , американский рок , Одно блюз , мексиканское ранчера , корридо и доминиканскую меренге [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] Появление доминиканских музыкальных стилей, таких как бачата и меренге в реггетоне, совпало с прибытием в Пуэрто -Рико доминиканской продюсерской группы Luny Tunes , хотя заслуга в этом развитии принадлежит не только им. [ 32 ] В 2000 году они получили возможность работать в реггетон-студии DJ Nelson . Они начали выпускать ряд успешных релизов для исполнителей реггетона, включая Ivy Queen , Tego Calderon и Daddy Yankee . [ 32 ] "Pa' Que Retozen", одна из первых песен, сочетающих в себе бачату и реггетон, появилась на получившем признание Тего Кальдероне El Abayarde (2002). В нем присутствуют безошибочно узнаваемые гитарные звуки доминиканской бачаты, хотя он не был спродюсирован DJ Joe Luny Tunes. [ 32 ] Однако Luny Tunes в свой дебютный студийный альбом Mas Flow (2003) включил хит Кальдерона "Métele Sazón". В нем были представлены фирменные гитарные арпеджио бачаты, а также характерные фортепианные риффы меренге. [ 32 ] После первоначального успеха этих песен другие исполнители начали сочетать бачату с реггетоном. Такие артисты, как Ivy Queen, начали выпускать синглы, в которых использовалось фирменное гитарное звучание бачаты, более медленный романтический ритм и преувеличенно эмоциональный стиль пения. [ 32 ] Это отражено в хитах « Te He Querido, Te He Llorado » и «La Mala». [ 32 ] » Дэдди Янки « Lo Que Paso, Paso и » Дона Омара « Dile также отражают это. Дальнейшее использование бачаты произошло в 2005 году, когда продюсеры начали ремиксовать существующий реггетон с характерными для бачаты гитарными звуками, рекламируя его как бачатон, определяя его как «бачата, но в пуэрториканском стиле». [ 32 ]
Художники из Пуэрто-Рико и/или пуэрто-риканского происхождения, которые, как известно, экспериментировали с бачатой и/или бачатоном, включают Клан Требол , Дэдди Янки , Айви Квин , Дон Омар , Озуна , Ники Джем , Майк Тауэрс , Плохой Банни , Ромео Сантос , Тоби Лав , Алехандра Фелис , Иоландита Монж , Соня Кортес , Доменик Марте , Тего Кальдерон , Эктор эль Отец , Тито Эль Бамбино , Висин и Яндел , Анхель и Хриз , Чайанн , Рикки Мартин и многие другие. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]
Болеро
[ редактировать ]Хотя болеро зародилось на Кубе, оно уже достигло Пуэрто-Рико в 20 веке, где оно было популяризировано на острове благодаря первым радиостанциям в 1915 году, и его любили, а также сочиняли и исполняли пуэрториканцы, в том числе такие выдающиеся такие фигуры, как Рафаэль Эрнандес , Даниэль Сантос , Педро Флорес , Джонни Альбино , Одилио Гонсалес , Ноэль Эстрада , Хосе Фелисиано , Трио Вегабаженьо и Тито Родригес , среди многих других. Подобно жанру болеро на Кубе, болеро в Пуэрто-Рико обычно сочетается с другими жанрами кубинского и пуэрто-риканского происхождения, такими как бомба , данза , плена , джибаро , гуарача , мамбо , румба , ча-ча-ча и сальса. .
Меренге
[ редактировать ]Хотя меренге – это вид музыки и танца, который берет свое начало и имеет очень прочную связь с Доминиканской Республикой , он получил широкое распространение по всей Латинской Америке и Соединенным Штатам , включая Пуэрто-Рико . [ 35 ] [ 36 ] Хореография бальной меренге представляет собой базовый боковой двухшаг, но с трудным поворотом бедра вправо, что несколько затрудняет его исполнение. Два партнера по танцу принимают позицию вальса или вальса. Затем пара делает шаги в сторону, известные как Paso de la empalizada или «шаг изгороди», за которым следует поворот по часовой стрелке или против часовой стрелки. Во время всех танцевальных шагов бальной меренге пара ни разу не рассталась. Второй вид меренге называется меренге-фигурой или меренге-де-фигура. Исполняющая пара делает отдельные повороты, не отпуская рук партнера и сохраняя ритм такта. [ 37 ] Популярные исполнители меренге из Пуэрто-Рико включают Элвиса Креспо , Ольгу Таньон , Жизель , Мэнни Мануэля , Grupo Mania , Limi-T 21 и многих других. [ 35 ] [ 36 ] Меренхаус , поджанр меренге, сформированный рэпом и включающий в себя влияние хип-хопа , дэнсхолла и латиноамериканского хауса, был сформирован в Нью-Йорке в конце 1980-х годов. Лизе М. , первой крупной латинской рэперше, родившейся и выросшей в Сан-Хуане, Пуэрто-Рико, часто приписывают создание первой песни в жанре меренхаус. В основном упоминается в ее втором альбоме No Lo Derrumbes, выпущенном в 1990 году. [ 38 ]
Гуарача и сальса
[ редактировать ]
Сальса - это еще один жанр, форма которого возникла в результате слияния кубинского и пуэрто-риканского жанров, особенно кубинской танцевальной музыки 1950-х годов, но который в 1960–70-х годах стал международным жанром, культивируемым с особым рвением и совершенством в Пуэрто-Рико и Пуэрто-Рико. Риканцы в Нью-Йорке. Такие формы, как чаранга, пользовались огромной популярностью среди пуэрториканцев и нуйоринцев , которые, по сути, спасли этот жанр, который в 1960-е годы находился в застое и ограничивался только Кубой, дав ему новую жизнь, новую социальную значимость и множество новых стилистических новшеств. Сальса — это название, полученное от модернизированной формы танцевальной музыки в кубинско-пуэрториканском стиле, которая культивировалась и переосмыслялась, начиная с конца 1960-х годов, пуэрториканцами в Нью-Йорке, а затем в Пуэрто-Рико и других местах. Хотя сальса вскоре стала международным явлением, процветая в Колумбии, Венесуэле и других странах, двумя ее эпицентрами оставались Нью-Йорк и Пуэрто-Рико. Особенно заметными на острове были Эль Гран Комбо , Сонора Понсенья и Уилли Росарио , а также более поп-ориентированные звезды « романтической сальсы » 1980–90-х годов. (Для получения дополнительной информации см. статью « Музыка сальсы ».)
Другими популярными представителями этих жанров из Нуйорики и Пуэрто-Рико были Тито Пуэнте , Тито Родригес (певец гуарача и болеро), пианисты Эдди Палмьери , Ричи Рэй и Папо Лукка , конгеро Рэй Баррето , тромбонист и певец Вилли Колон , а также певцы Ла Индия , Энди. Монтаньес , Бобби Крус , Чео Фелисиано , Эктор Лаво , Исмаэль Миранда , Исмаэль Ривера , Тито Ньевес , Пит Эль Конде Родригес и Хильберто Санта Роза .
Регги и Дэнсхолл
[ редактировать ]В Пуэрто-Рико была своя музыкальная сцена как для исполнителей регги , так и для дэнсхолла , в дополнение к местному жанру реггетон , который развился в Пуэрто-Рико в первую очередь под влиянием регги и дэнсхолла из Панамы и Ямайки . [ 39 ] [ 40 ] Местные артисты и группы, такие как Cultura Profética , Millo Torres y El Tercer Planeta и Gomba Jahbari, получили заметное признание на острове, а также другие исполнители регги и дэнсхолла в Пуэрто-Рико. В регги в Пуэрто-Рико используются такие элементы, как сложные аранжировки духовых инструментов и последовательности аккордов, чтобы отличить его от других стилей регги, особенно от ямайского регги. Его также поют в основном на испанском и/или английском языках , хотя пуэрториканское регги можно петь и на других языках. На их вариацию регги также повлияли другие музыкальные жанры, такие как сальса , зародившаяся в Пуэрто-Рико, и джазовая музыка , пришедшая из Соединенных Штатов , поскольку местные музыканты, играющие в стиле регги и дэнсхолл, любят экспериментировать с другими жанрами и комбинировать их со своими стиль регги. [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ]
Классическая музыка
[ редактировать ]На острове расположены два основных оркестра: Синфонический оркестр Пуэрто-Рико и Филармонический оркестр Пуэрто-Рико. Фестиваль Казальс проходит ежегодно в Сан-Хуане, привлекая классических музыкантов со всего мира. С девятнадцатого века были различные пуэрториканские композиторы, в том числе Фелипе Гутьеррес Эспиноса, Мануэль Грегорио Таварес , Хуан Морель Кампос , Аристид Чавьер , Хулио К. Артеага и Браулио Дуэньо Колон . В начале 20-го века мы встречаем Хосе Игнасио Квинтона , Монситу Феррер и Хосе Энрике Педрейру . К середине 20 века появилась новая волна композиторов, некоторые из них отличались значительной степенью национализма. В эту группу входят Амори Верай, Эктор Кампос Парси , Джек Делано и Луис Антонио Рамирес . Вместе с более современными языками появляется музыкальная сцена Рафаэля Апонте-Леде и Луиса Мануэля Альвареса. Начиная с 1970-х годов список пополнился изрядным количеством музыкантов, и, хотя, несмотря на разные стили, все они имели впечатляющий международный колорит. Эрнесто Кордеро , Карлос Альберто Васкес, Альфонсо Фуэнтес, Раймонд Торрес-Сантос , Альберто Родригес, Уильям Ортис-Альварадо , Хосе Хавьер Пенья Агуайо, Карлос Каррильо и Роберто Сьерра К этой группе принадлежат .
Хип-хоп и рэп-музыка
[ редактировать ]Поскольку социальные условия и упадок городов сказались на проектах в Нью-Йорке в 1970-х годах, чернокожие и пуэрториканцы пострадали в равной степени. Чтобы справиться с беспорядком, который творился в Нью-Йорке, и пуэрториканцы, и чернокожие работали вместе над созданием рэп-музыки, которая помогла бы выразить их творческое искусство. Как написала Дебора Пачини Эрнандес в своей статье « Oye Como Va! Гибридность и идентичность в латиноамериканской популярной музыке», чернокожие и пуэрториканцы во многом справлялись со своими трудностями посредством «граффити, диджеинга, ведущего, брейк-данса и т. д. мода — культурные элементы, составляющие хип-хоп». (56) Когда музыка хип-хопа приобрела известность, стало ясно, что пуэрториканцы оказали влияние на индустрию хип-хопа, от брейк-данса до звучания музыки.
«Говорить о пуэрториканцах в рэпе — значит бросить вызов чувству мгновенной амнезии, которое охватывает популярное культурное выражение, когда оно попадает в логику коммерческой репрезентации. -хоп быть чем-то большим и отличным от смоделированных изображений, поз и формул, к которым стремится общественный дискурс медиа-развлечений. Сопровождающие его стилистические атрибуты рэп представляет собой пространство для артикуляции социального опыта. С этой точки зрения то, что возникло как «латинский рэп», сначала приняло форму как выражение культурной сферы, разделяемой и за которую боролись афроамериканцы и пуэрториканцы. на протяжении десятилетий они были соседями, коллегами и «родственниками» в городских общинах». - Хуан Флорес, Puerto Rocks: рэп, корни и амнезия [ 46 ]
Несмотря на то, что пуэрториканцы оказали огромное влияние на развитие хип-хопа в конце 1970-х, они изо всех сил пытались получить признание, поскольку в средствах массовой информации хип-хоп изображался как жанр, в котором преобладают чернокожие. Вместо того, чтобы менять жанры, им пришлось найти другие способы замаскировать свою культурную идентичность. Например, диджей Чарли Чейз был одним из первых пуэрториканских артистов, вышедших на сцену со своей группой Cold Crush Brothers , но был единственным человеком в первоначальной группе, который не был чернокожим. Он сказал, что знал, что ему нужно сменить имя, потому что, если бы он вышел выступать в роли Карлоса Мендеса, он, возможно, не получил бы того признания или внимания, которых заслуживал.
Однако такие рэперы, как DJ Charlie Chase, подготовили почву для большего успеха в будущем. Благодаря развитию пуэрториканцев в хип-хопе такие артисты, как Big Pun , Daddy Yankee , Fat Joe , Swizz Beats , Young MA , Calle 13 (группа) , стали более успешными. Лин-Мануэль Миранда добился всеобщего признания благодаря своей опере-мюзикле «Гамильтон» (мюзикл) , в котором сочетаются рэп и классические влияния.
Танец
[ редактировать ]
Танец – это исполнительское искусство, связанное с выражением своих идей и ценностей. Это занятие связано с упражнениями, поскольку для выполнения определенных танцевальных моделей требуются движения. В Пуэрто-Рико танец считается частью культуры, которая передается из поколения в поколение и практикуется на семейных и общественных вечеринках и праздниках.
Исторические влияния
[ редактировать ]
На танец повлияли различные культуры коренных жителей Таино, испанцев и африканских рабов. С доколумбовых времен танец всегда был частью культуры Пуэрто-Рико и развивался в соответствии с социальными и демографическими изменениями. Самыми ранними танцами, задокументированными ранними историками, были танцы тайно арейто , которые исполнялись хором, полагались на музыку и проводились под руководством гида. Они практиковались в рассказывании историй, а гид указывал шаги и песни, которые нужно было повторять, пока история не будет закончена. Танцы европейского происхождения также стали популярны среди деревенских жителей и поселенцев центральной части острова и быстро приобрели уникальные черты ритма, инструментовки, интерпретации и даже моды.
По мере того как население таино сокращалось, на острове появились испанские, африканские, а с 1898 года и североамериканские танцы, которые укоренились и получили развитие в горах, на побережье и в городах. [ 47 ]
После того, как остров был захвачен Испанией, музыка и танцы Пуэрто-Рико представляли собой сочетание гармоничных музыкальных стилей, заимствованных из испанской, африканской и других европейских культур, создавая фирменный стиль латиноамериканского танца Пуэрто-Рико. [ 37 ]
Сальса
[ редактировать ]Это относится к смеси различных ритмов, состоящих из разных латиноамериканских, африканских и карибских танцев. Говорят, что сальса была впервые создана примерно в 1960-х годах и стала резко популярной в нелатиноамериканском мире. Танец сальса похож на танец мамбо. [ 37 ] [ 48 ]
Танец сальсы состоит из шести шагов, составленных на 8 тактов музыки. 8 различных шагов включают 6 движений с 2 паузами. Схема танца: 1,2,3 и пауза на 4, движение на 5,6,7 и пауза на 8. Основные шаги: (1) движение вперед и назад: этот шаг состоит из двух рок-шагов. и из ходов. Второй шаг известен как базовый шаг бокового танца. Он аналогичен первому шагу, за исключением того, что движения выполняются в сторону. Ощущения и повороты из стороны в сторону — важные аспекты танца сальсы. [ 49 ]
Ча Ча Ча
[ редактировать ]Танец Ча Ча Ча зародился на Кубе . Прежде чем танец начнется, нужно научиться считать Ча-Ча-Ча. Ниже приведены первые основные шаги: (1) Считайте Ча Ча Ча «шаг рока, тройной шаг, а затем шаг рока». (2) В конце концов, сосчитайте до трех «1,2,3 Ча Ча Ча Ча», что дает три полных доли и две полудоли танца. Вторая категория известна как базовое боковое движение Ча-Ча-Ча, наиболее часто используемое основное движение в танце. Он аналогичен предыдущему, за исключением тройного шага в сторону, а не на месте. Третий шаг известен как «подмышки в ча-ча-ча» и показывает, как делать шаги под мышками женщины вправо. Судя по предыдущему шагу, мужчины могут не испытывать затруднений, но женщины должны знать точное место поворота. Танец назван в честь царапающих звуков, издаваемых ногами танцоров. [ 50 ]
См. также
[ редактировать ]- Бугабу
- Урбано музыка
- Музей пуэрто-риканской музыки
- Латинская ловушка
- Культурное разнообразие в Пуэрто-Рико
- История Пуэрто-Рико
- Качи Качи музыка
- Латинский фристайл
- Латинский дом
- Латиноамериканская музыка в США
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Солис, Тед (2005). «Вы слишком сильно трясете бедрами. Ценности диаспоры и танцевальная культура Гавайев и Пуэрто-Рико» (PDF) . Этномузыкология . 49 (1): 79. дои : 10.2307/20174354 . JSTOR 20174354 . Архивировано (PDF) из оригинала 19 июня 2018 года.
- ^ Музей пуэрто-риканской музыки. Архивировано 1 ноября 2015 г. в Wayback Machine видеогиде EyeTour.com. Понсе, Пуэрто-Рико. По состоянию на 26 октября 2015 г.
- ^ Четверки: Проект «Четыре». Архивировано 12 августа 2015 г. на сайте Wayback Machine Cuatro-pr.org, по состоянию на 26 октября 2015 г.
- ^ Инструменты: El Proyecto del Cuatro. Архивировано 9 июля 2015 года в Wayback Machine The Cuatro Project. Cuatro-pr.org, по состоянию на 26 октября 2015 г.
- ^ «Лос Пленерос де ла 21: афро-пуэрто-риканские традиции» . Смитсоновские народные записи . 1 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 7 августа 2020 г. . Проверено 5 сентября 2020 г.
- ^ Танец Пуэрто-Рико. Архивировано 15 мая 2018 года в Wayback Machine Caribya! По состоянию на 14 мая 2018 г.
- ^ «Культурный центр Пуэрто-Рико – музыка, танцы и культура Пуэрто-Рико» . прфданс . Архивировано из оригинала 15 мая 2018 года . Проверено 14 мая 2018 г.
- ^ «Внутри процветающего музыкального сообщества Пуэрто-Рико после урагана Мария: «Мы снова в деле» » . Рекламный щит . Архивировано из оригинала 11 июня 2019 года . Проверено 28 мая 2019 г.
- ^ «Женщины, которые стали пионерами реггетона – и женщины, изменившие его | AJ+» . 28 октября 2018 года. Архивировано из оригинала 9 января 2020 года . Проверено 10 мая 2019 г. - через YouTube.
- ^ поддержка, EYWA. «Пуэрто-Рико: Цензура в жанре реггетон» . Архивировано из оригинала 9 ноября 2020 года . Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ Дембов: городской звук момента
- ^ Краткая история ямайского регги, реггетона и дембоу
- ^ «Цифровой ритм: запутанное происхождение дембоу и запутанные танцевальные корни реггетона» .
- ^ Маршалл, Уэйн. Лук, Дембов, Дембо: перевод и перевод в реггетоне стр. 100-1 131–151.
- ^ Форбс.com [ мертвая ссылка ] on-Latin-hip-hop-history/#21fec27b3e6a
- ^ «Королева плюща реагирует на то, что Ануэль А.А. ставит под сомнение ее статус королевы реггетона. Вот что сказала дива парню Кароля Джи!» . Люди на испанском языке . Архивировано из оригинала 6 мая 2019 года . Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ «Королева плюща реагирует на то, что Ануэль А.А. ставит под сомнение ее статус королевы реггетона. Вот что сказала дива парню Кароля Джи!» . Люди на испанском языке . Архивировано из оригинала 6 мая 2019 года . Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ https://rnow.today/news/Karol-G-publicly-apologizes-to-Ivy-Queen-because-of-Anuel-AA-20200721-0005.html .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ «Как Bad Bunny завоевал популярность поп-музыки - поет исключительно на испанском языке» . Рекламный щит . Архивировано из оригинала 26 апреля 2019 года . Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ Экспозито, Сюзи (9 марта 2019 г.). «Впервые: Королева Айви в раннем реггетоне принимает своих поклонников ЛГБТК» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 10 мая 2019 года . Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Смотрите все коллаборации Кароля Джи в 2018 году (на данный момент)» . Рекламный щит . Архивировано из оригинала 11 июня 2019 года . Проверено 30 сентября 2019 г.
- ^ «Бекки Джи и Карол Джи о подъеме латиноамериканцев в музыке: «Есть место для всех нас» » . Рекламный щит . Архивировано из оригинала 10 июня 2019 года . Проверено 30 сентября 2019 г.
- ^ «Бекки Джи и Карол Джи о подъеме латиноамериканцев в музыке: «Есть место для всех нас» » . Рекламный щит . Архивировано из оригинала 10 июня 2019 года . Проверено 30 сентября 2019 г.
- ^ «Карол Джи представляет «Ocean», ее самый интимный альбом: это «My Heart and Soul» » . Рекламный щит . Архивировано из оригинала 17 июня 2019 года . Проверено 30 сентября 2019 г.
- ^ Диарио, Листин (7 марта 2012 г.). «Доминиканка Натти Наташа пробивается в реггетон с Доном Омаром» . списокиндиарио . Архивировано из оригинала 7 мая 2019 года . Проверено 30 сентября 2019 г.
- ^ «Натти Наташа открывает светлое будущее реггетона» . ФЕЙДЕР . Архивировано из оригинала 13 июля 2019 года . Проверено 30 сентября 2019 г.
- ^ «Почему 2018 год — год Натти Наташи» . Рекламный щит . Архивировано из оригинала 11 июня 2019 года . Проверено 30 сентября 2019 г.
- ^ «Натти Наташа о том, как излить всю свою душу в дебютном альбоме «ilumiNATTI»: «Все дело в расширении возможностей » . Рекламный щит . Архивировано из оригинала 11 июня 2019 года . Проверено 30 сентября 2019 г.
- ^ Брукс, Надя. «Африканские корни бачаты» . ЛАТВ . Проверено 7 декабря 2022 г.
- ^ «Справочник по жанрам: Бачата» . Доминиканская музыка . Проверено 7 декабря 2022 г.
- ^ Гильен, Хуан (28 октября 2022 г.). «Нити, связывающие бачату с блюзом» . Латинские тенденции . Проверено 7 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ракель З. Ривера, Уэйн Маршалл и Дебора Пачини Эрнандес. «Реггетон» . Издательство Университета Дьюка . 2009. стр. 143-
- ^ Ройз, Джессика. «20 латиноамериканских городских художников, экспериментировавших с бачатой» . Рекламный щит . Проверено 7 декабря 2022 г.
- ^ Сепеда, Эдвард. «Кто такой насос: история Luny Tunes, продюсеров, которые способствовали коммерческому взрыву реггетона» . Ремикс . Получено 7 декабря.
- ^ Jump up to: а б Ильич, Тияна. «История и распространение меренге» . LiveAbout . Проверено 12 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Тим, капитан (10 июня 2014 г.). «Рок под музыку меренге из Пуэрто-Рико» . Карибская торговля . Проверено 12 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с ИИВИНК. «Танец Пуэрто-Рико | Карибия!» . карибья . Архивировано из оригинала 15 мая 2018 года . Проверено 14 мая 2018 г.
- ^ Ривера, РЗ; Маршалл, В.; Эрнандес, ДП; Радано, Р.; Кун, Дж.; Флауэрс, Дж. (2009). Реггетон . Переосмысление американской музыки (на норвежском новонорвежском языке). Издательство Университета Дьюка. п. 141. ИСБН 978-0-8223-9232-3 . Проверено 7 января 2020 г.
- ^ «Вы любите реггетон, но знаете ли вы, откуда оно появилось?» . Шондаленд. 12 июня 2019 года . Проверено 18 мая 2022 г.
- ^ «В центре внимания культуры: музыка реггетон» . Музей КИД . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ Боначич, Драго. «Биография пророческой культуры» . Вся музыка . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ Боначич, Драго. «Биография Милло Торреса» . Вся музыка . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ Фарес, Хизер. «Ходячий обзор» . Вся музыка . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ «Биография Гомбы Джахбари» . Musica.com . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ Торрес, Хайме (14 декабря 2016 г.). «Подлинность Гомбы Джахбари» . Национальный фонд народной культуры . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ «ОпенАМ (Вход)» . северо-западное образование . Архивировано из оригинала 16 декабря 2018 года . Проверено 13 декабря 2018 г.
- ^ Знакомьтесь, Пуэрто-Рико. Архивировано 15 мая 2018 г. на Wayback Machine www.meetpuertorico.com. По состоянию на 14 мая 2018 г.
- ^ «Пуэрто-Рико, Сан-Хуан-Понсе, Карибская танцевальная музыкальная культура сальсы» . 29 ноября 2017 года. Архивировано из оригинала 9 ноября 2020 года . Проверено 18 июля 2019 г.
- ^ «Как танцевать сальсу для начинающих | 4 танцевальных шага сальсы» . Learntodance.com . Архивировано из оригинала 15 мая 2018 года . Проверено 14 мая 2018 г.
- ^ «Шапы танца ча-ча для начинающих — бесплатный видеокурс ча-ча-ча» . Learntodance.com . Архивировано из оригинала 16 мая 2018 года . Проверено 15 мая 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бартон, Хэл. «Проблемы пуэрто-риканской бомбы». Карибский танец от абакуа до зука , изд. Сюзанна Слоат. Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды, 2014.
- Уайт, Томас. «Похвала полная». В Revista del Instituto de Cultura Puertorriqueña, 2, 19792 (из Revista Ateneo Puertorriqueño, 1, 1935).
- Брау, Сальвадор. «Пуэрториканский танец». В «Очерках пуэрто-риканского танца» . Сан-Хуан: Институт пуэрто-риканской культуры, 1977a.
- Брилл, Марк. Музыка Латинской Америки и Карибского бассейна, 2-е издание, 2018 г. Тейлор и Фрэнсис. ISBN 1138053562
- Диас Диас, Эдгардо. 2008. «Антильский танец, военные ансамбли, музыкальный национализм и доминиканская идентичность: возвращение утраченных шагов меренге». Обзор латиноамериканской музыки 29 (2): 229–259.
- Диас Диас, Эдгардо и Питер Мануэль. «Пуэрто-Рико: взлет и падение данзы как национальной музыки». В книге «Креолизирующий контраст в Карибском бассейне » под редакцией Питера Мануэля. Филадельфия: Издательство Университета Темпл, 2009.
- Флорес, Хуан. Разделенные границы: очерки пуэрто-риканской идентичности . Хьюстон: Arte Público Press, 1993.
- Флорес, Хуан. От бомбы к хип-хопу: культура Пуэрто-Рико и латиноамериканская идентичность . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 2000.
- «Артисты Bomba и Plena предлагают живую музыку в Пуэрто-Рико» . Кафе Ла Салита. Архивировано из оригинала 25 июня 2014 года . Проверено 28 июня 2014 г.
- Леймари, Изабель (1993). Сальса и латино-джаз . Париж: ППУ. ISBN 2130453171 .
- Леймари, Изабель (1996). От танго до регги: черная музыка Латинской Америки и Карибского бассейна . Париж: Фламмарион. ISBN 2082108139 .
- Леймари, Изабель (1997). Латиноамериканская музыка: Ритмы и танцы континента . Барселона: БСА. ISBN 8440677057 .
- Леймари, Изабель (1998). Карибская музыка . Мадрид: Акал. ISBN 8440677057 .
- Леймари, Изабель (1998). Куба: Музыка богов . Париж: Éditions du Layeur. ISBN 2911468163 .
- Леймари, Изабель (2002). Кубинский огонь: история сальсы и латино-джаза . Нью-Йорк: Континуум. ISBN 0826455867 .
- Леймари, Изабель (2005). Джаз-латино . Барселона: Робинбук. ISBN 8496222276 .
- Малавет Вега, Педро. История популярной песни в Пуэрто-Рико (1493–1898). Сан-Хуан, 1992 год.
- Мануэль, Питер, с Кеннетом Билби и Майклом Ларджи. Карибские течения: Карибская музыка от румбы до регги (2-е издание). Издательство Темплского университета, 2006 г. ISBN 1-59213-463-7
- Мануэль, Питер, «Пуэрториканская музыка и культурная идентичность: творческое освоение кубинских источников от Данзы до Сальсы», Ethnomusicology 3/2, весна/лето 1994 г., стр. 249–80.
- Кинтеро Ривера, Анхель. «Понсе, Данза и национальный вопрос: заметки по социологии пуэрто-риканской музыки». [пер. 1986] В Верноне Боггсе, Сальсиология , Greenwood Press, 1992. и в Томпсоне, Дональде, изд., Музыка в Пуэрто-Рико: читательская антология . Лэнхэм, доктор медицины: Пугало, 2002.
- Кинтеро Ривера, Анхель. Сальса, вкус и контроль: социология тропической музыки . Мехико: двадцать первый век, 1998.
- Родригес Хулия, Эдгардо. Похороны Кортихо . Сан-Хуан: Huracán Editions, 1995.
- Ставанс, Илан , Латинская музыка: музыканты, жанры и темы. АВС-КЛИО. 2014. ISBN 0313343969
- Суини, Филип. «Не совсем 52-й штат». 2000. В Бротоне, Саймон и Эллингем, Марк с МакКонначи, Джеймсом и Дуэйном, Орла (ред.), World Music, Vol. 2: Латинская и Северная Америка, Карибский бассейн, Индия, Азия и Тихоокеанский регион , стр. 481–487. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN 1-85828-636-0
- Томпсон, Дональд, изд. |title=Музыка в Пуэрто-Рико: читательская антология. Лэнхэм, доктор медицины: Пугало, 2002.
- Томпсон, Энни Фигероа, Аннотированная библиография по музыке в Пуэрто-Рико . Сан-Хуан: Институт пуэрто-риканской культуры, 1977.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пуэрториканский проект Куатро
- La Parranda Puertorriquena: музыка, символизм и культурный национализм традиции рождественских серенад Пуэрто-Рико
- «Ради любви к Пуэрто-Рико»: 10 отличных треков сальсы от Boricuas
- Music Of Puerto Rico — сайт песен, исполнителей и другой сопутствующей информации.