Гуру Гобинд Сингх
Гуру Гобинд Сингх | |
---|---|
Гуру Гобинд Сингх | |
![]() Современная живопись Гуру Гобинд Сингх (сидящий), найденная в рукописи Дасам Грант Анандпур Сахиб | |
Личный | |
Рожденный | Это так 22 декабря 1666 г. [ 1 ] |
Умер | 7 октября 1708 г. | (в возрасте 41 года)
Причина смерти | Убийство [ 19 ] [ 20 ] |
Религия | Сикхизм |
Супруг | Мата Аджит Каур Мата Сундар Каур Мата Сахиб Каур [ 2 ] |
Дети |
|
Родители | |
Известен для |
Составили следующее:
|
Other names | Tenth Nanak[21] Tenth Master Dashmesh Pita |
Pen name | Shyam Ram Kaal Gobind Das Nanak Gobind Singh Shah Gobind[16][17][18] |
Signature | ![]() |
Military service | |
Commands | ![]() ![]() ![]() |
Battles/wars | Wars
Battles
|
Organization | |
Founder of | ![]() ![]() |
Religious career | |
Predecessor | Guru Tegh Bahadur |
Successor | Guru Granth Sahib |
Part of a series on |
Sikhism |
---|
![]() |
Гуру Гобинд Сингх ( PageSively: [GːSːsːsɪtin´ ‟ Bells SeC⪳ctors , Родился Gobed Das ; [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ А ] 22 декабря 1666 - 7 октября 1708 г.) [ 1 ] [ 29 ] был десятым и последним человеческим сикхским гуру . [ 9 ] [ B ] Он был воином, поэтом и философом. В 1675 году, в возрасте девяти лет он был официально установлен в качестве лидера сикхов после того, как его отец Гуру Тех Бахадур был казнен императором Аурангзебом . [ 9 ] [ C ] Его отец был девятым сикхским гуру. Его четыре биологических сына погибли в течение своей жизни - два в битве и два казнили губернатором Вазиром Моголов Ханом . [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]
Среди его примечательного вклада в сикхизм - основание сикхского воина под названием Халса в 1699 году. [ 4 ] [ 38 ] [ 39 ] и представляя пять KS , пять статей веры, которые Халса сикхи всегда носят. Гуру Гобинд Сингх приписывают Дасам Грант , чьи гимны являются священной частью сикхских молитв и ритуалов Халса. [ 40 ] [ 41 ] Ему также приписывают как тот, кто завершил и закрепил Гуру Грант Сахиб как главное святое религиозное Писание Сикхизма и Вечный Гуру . [ 42 ] [ 43 ]
Семья и ранняя жизнь



Гобинд Сингх был единственным сыном Гуру Теха Бахадура , девятого сикхского гуру и Маты Гуджри . [ 44 ] Он родился в клане Содхи в общине Пенджаби Хатри . Он родился в Патне , Бихар , 22 декабря 1666 года, когда его отец посещал Бенгалию и Ассам . [ 1 ] Согласно Desi Calender, дата его рождения составляет семь дней после дня новолуния в лунный месяц POH (также называемый Poh Sudi 7 ਪੰਜਾਬੀ ਪੋਹ ਸੁਦੀ ੭ ੭ ੭). Его родовое имя было Гобинд Дас и храм по имени Тахт Шри Патна Харимандар Сахиб отмечает место дома, где он родился, и провел первые четыре года своей жизни. [ 1 ] В 1670 году его семья вернулась в Пенджаб, а в марте 1672 года они переехали в Чакк Нанаки в Гималайских предгорьях Северной Индии, называемой директором Сивалька, где его обучали. [ 1 ] [ 38 ]
Тех Бахадур был ходатай [ 45 ] В 1675 году для защиты от фанатического преследования Ифтикаром Ханом, губернатором Моголов Кашмира под руководством императора Моголов Аурангзеб . [ 1 ] Тег Бахадур считал мирное решение, встречаясь с Аурангзебом, но его советники предупредили, что его жизнь может подвергаться риску. Молодой Гобинд Дас - быть известным как Гобинд Сингх после 1699 года [ 29 ] - посоветовал отцу, что никто не был более достойным вести и приносить жертву, чем он. [ 1 ] Его отец предпринял попытку, но был арестован, а затем публично обезглавлен в Дели 11 ноября 1675 года по приказу Аурангзеба за то, что он отказался обратиться в ислам и продолжающиеся конфликты между сикхизмом и Исламской империей. [ 46 ] [ 47 ] Перед смертью Тег Бахадур написал письмо Гобинд Дасу (письмо называлось Махаллой Дасен, и оно является частью Гуру Грант Сахиб ) в качестве последнего теста, чтобы найти следующий гуру, после того Вайсахи 29 марта 1676 года. [48]
The education of Gobind Singh continued after he became the 10th Guru, both in reading and writing as well as martial arts such as horse riding and archery. The Guru learned Farsi in a year and at the age of 6 started training in martial arts.[49] In 1684, he wrote the Chandi di Var in Punjabi language – a legendary war between the good and the evil, where the good stands up against injustice and tyranny, as described in the ancient Sanskrit text Markandeya Purana.[1] He stayed in Paonta, near the banks of river Yamuna, until 1685.[1]

Guru Gobind Singh had three wives:[2][50]
- At age 10, he married Jito on 21 June 1677 at Basantgaṛh, 10 km north of Anandpur. The couple had three sons: Jujhar Singh (b. 1691), Zorawar Singh (b. 1696), and Fateh Singh (b. 1699).[51]
- At age 17, he married Sundari on 4 April 1684 at Anandpur. The couple had one son, Ajit Singh (b. 1687).[52]
- At age 33, he married Sahib Devan on 15 April 1700 at Anandpur. They had no children, but she had an influential role in Sikhism. Guru Gobind Singh proclaimed her as the Mother of the Khalsa.[53] The Guru initially rejected her marriage proposal as he was already married and had four sons. The Sangat and the Guru's family agreed to the marriage. However, Gobind Singh made it clear that his relationship with Sahib Diwan will be spiritual and not physical.[54]
The life example and leadership of Gobind Singh have been of historical importance to the Sikhs. He institutionalized the Khalsa (literally, Pure Ones), who played the key role in protecting the Sikhs long after his death, such as during the nine invasions of Panjab and the attacks by Ahmad Shah Abdali from Afghanistan between 1747 and 1769.[29]
Birth name
While his birth name is commonly acknowledged as being "Gobind Rai", J.S Grewal and W.H McLeod, among other scholars, point out that hukamnamas and documents issued by his father, Guru Tegh Bahadur, mention him as "Gobind Das". According to McLeod, "Gobind Rai" was an exonym used within Muslim sources.[57][58][59][60][61]
Founding the Khalsa

In 1699, Guru Gobind Singh requested the Sikhs to congregate at Anandpur on Vaisakhi (the annual spring harvest festival).[62] According to the Sikh tradition, he asked for a volunteer. One came forward, whom he took inside a tent. The Guru returned to the crowd alone, with a bloody sword.[62] He asked for another volunteer, and repeated the same process of returning from the tent without anyone and with a bloodied sword four more times. After the fifth volunteer went with him into the tent, the Guru returned with all five volunteers, all safe. He called them the Panj Pyare and the first Khalsa in the Sikh tradition.[63]
Gobind Singh then mixed water and sugar into an iron bowl, stirring it with a double-edged sword to prepare what he called Amrit ("nectar"). He then administered this to the Panj Pyare, accompanied with recitations from the Adi Granth, thus founding the khande ka pahul (baptization ceremony) of a Khalsa – a warrior community.[62][64] The Guru also gave them a new surname "Singh" (lion). After the first five Khalsa had been baptized, the Guru asked the five to baptize him as a Khalsa. This made the Guru the sixth Khalsa, and his name changed from Guru Gobind Das to Guru Gobind Singh.[62] This initiation ceremony replaced the charan pahul ritual practiced by the previous gurus, in which an initiate would drink the water either the Guru or a masand of the guru had dipped their right toe in.[65][66]
Gobind Singh initiated the Five K's tradition of the Khalsa,[67]
- Kesh: uncut hair.
- Kangha: a wooden comb.
- Kara: an iron or steel bracelet worn on the wrist.
- Kirpan: a sword.
- Kacchera: short breeches.
He also announced a code of discipline for Khalsa warriors. Tobacco, eating 'halal' meat (a way of slaughtering in which the animal's throat is slit open and it is left to bleed before being slaughtered), fornication and adultery were forbidden.[67][68] The Khalsas also agreed to never interact with those who followed rivals or their successors.[67] The co-initiation of men and women from different castes into the ranks of Khalsa also institutionalized the principle of equality in Sikhism regardless of one's caste or gender.[68] Gobind Singh's significance to the Sikh tradition has been very important, as he institutionalized the Khalsa, resisted the ongoing persecution by the Mughal Empire, and continued the defence of dharma, by which he meant True Religion, against the assault of Aurangzeb.[69]

He introduced ideas that indirectly challenged the discriminatory taxes imposed by the Mughal authorities. For example, Aurangzeb had imposed taxes on non-Muslims that were collected from the Sikhs as well, the jizya (poll tax on non-Muslims), pilgrim tax, and Bhaddar tax – the last being a tax to be paid by anyone following the Hindu ritual of shaving the head after the death of a loved one and cremation.[4] Guru Gobind Singh declared that Khalsa does not need to continue this practice, because Bhaddar is not dharam, but a bharam (illusion).[4][70] Not shaving the head also meant not having to pay the taxes by Sikhs who lived in Delhi and other parts of the Mughal Empire.[4] However, the new code of conduct also led to internal disagreements between Sikhs in the 18th century, particularly between the Nanakpanthi and the Khalsa.[4]
Gobind Singh had a deep respect for the Khalsa and stated that there is no difference between the True Guru and the sangat (panth).[71] Before his founding of the Khalsa, the Sikh movement had used the Sanskrit word Sisya (literally, disciple or student), but the favored term thereafter became Khalsa.[72] Additionally, prior to the Khalsa, the Sikh congregations across India had a system of Masands appointed by the Sikh Gurus. The Masands led the local Sikh communities, local temples, and collected wealth and donations for the Sikh cause.[72] Gobind Singh concluded that the Masands system had become corrupt, he abolished them and introduced a more centralized system with the help of Khalsa that was under his direct supervision.[72] These developments created two groups of Sikhs, those who initiated as Khalsa, and others who remained Sikhs but did not undertake the initiation.[72] The Khalsa Sikhs saw themselves as a separate religious entity, while the Nanakpanthi Sikhs retained their different perspective.[73][74]
The Khalsa warrior community tradition started by Guru Gobind Singh has contributed to modern scholarly debate on pluralism within Sikhism. His tradition has survived into the modern times, with initiated Sikh referred to as Khalsa Sikh, while those who do not get baptized referred to as Sahajdhari Sikhs.[75][76][77]
Sikh scriptures

Piara Singh Padam in his Sri Guru Gobind Singh Ji de Darbari Ratan highlights that Guru Gobind Singh gave as much regard to the pen as to the sword.[80]
Guru Gobind Singh is credited in the Sikh tradition with finalizing the Kartarpur Pothi (manuscript) of the Guru Granth Sahib – the primary scripture of Sikhism.[42] The final version did not accept the extraneous hymns in other versions, and included the compositions of his father Guru Tegh Bahadur.[42] Gobind Singh also declared this text to be the eternal Guru for Sikhs.[43][81]
Гобинд Сингх также приписывают Дасам Грант . [ 40 ] Это противоречивый религиозный текст, который считается вторым Писанием некоторых сикхов и оспариваемой власти для других сикхов. [ 82 ] [ 41 ] Стандартное издание текста содержит 1428 страниц с 17 293 стихами в 18 разделах. [ 82 ] [ 83 ] Dasam Granth включает гимны, мифологические сказки из индуистских текстов , [ 40 ] Празднование женского в форме богини Дурга , [ 84 ] басни, касающиеся сексуальности , [ 40 ] Автобиография, светские истории из Пуранаса и Махабхараты , письма другим, таким как Император Моголов , а также благоговейное обсуждение воинов и богословия. [ 82 ] [ 85 ] [ 86 ]
В своих трудах Гуру Гобинд Сингх использует различные перо, такие как Шьям, Раам, Каал, Гобинд Дас, Гобинд Сингх, Нанак и Шах Гобинд. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Согласно Bansavlinama, написанной в 1755 году Кесаром Сингхом Чиббаром, [ 87 ] Сикхи попросили, чтобы Gobind Singh объединил Дасам Грант с Гуру Грант Сахиб. Гобинд Сингх отреагировал на просьбу, сказав: «Это Ади Гуру Грант; Корневая книга. Эта (Дасам Грант) предназначена только для моей диверсии. Пусть это будет сохранено в уме и пусть двое останутся отдельными». [ 88 ] [ 89 ]
Дашам Грант играет значительную роль в посвящении и повседневной жизни набожных сикхов Халса. [ 90 ] [ 91 ] Части его композиций, такие как Jaap Sahib , Tav-Prasad Savaiye и Benti Chaupai ,-это ежедневные молитвы ( Nitnem ) и священные литургические стихи, используемые в начале Khalsa Sikhs. [ 41 ] [ 92 ] [ 93 ]

Войны
Когда все другие средства не удались,
Это только законно перейти на меч.
Период после казни Гуру Теха Бахадура - отца Гуру Гобинда Сингха, был периодом, когда империя Моголов под Аурангзебом была все более враждебным врагом сикхского народа. [ 96 ] Сикх сопротивлялся, во главе с Гобиндом Сингхом, и мусульманские конфликты достигли пика в течение этого периода. [ 96 ] И администрация Моголов, и армия Аурангзеба активно интересовались Гобинд Сингх. Аурангзеб издал приказ уничтожить Гобинд Сингх и его семью. [ 97 ]
Гобинд Сингх верил в дхарамюдх (война в защиту праведности), что -то, что сражается как последнее средство, ни из желания мести, ни ради жадности. [ 98 ] Гуру нужно быть готовым умереть, чтобы остановить тиранию, положить конец преследованиям и защитить свои религиозные ценности. [ 98 ] Он вел четырнадцать войн с этими целями, но никогда не принимал пленников и не повреждал никого места поклонения. [ 98 ]
Сражения

Гуру Гобинд Сингх вступил в 21 сражение против Империи Моголов и царей Сивалик -Хиллз .
- Битва при Анандпуре (1682) Бхим Чанд нападает на Гобинд Сингх.
- Битва при Анандпуре (1685) Бхим Чанд снова нападает на Гобинд Сингх
- Битва при Бхангани (1688) Гобинда Сингха , в которой говорится в главе 8 о Биситра Натаке , когда Фатех Шах вместе с командирами наемника Хаят Хан и Наджабат Хан, [ 99 ] атаковал его силы без какой -либо цели. Гуру помогали силы Крипала (его дядя по материнской линии) и брахман по имени Дайя Рам, оба из которых он хвалит как героев в своем тексте. [ 100 ] Двоюродный брат Гуру по имени Санго Шах был убит в битве, двоюродный брат от Гуру Харгобинд . дочери [ 99 ]
- Битва при Надауне (1691) , против исламских армий Миана Хана и его сына Алифа Хана, которые были побеждены союзными силами Гобинд Сингх, Бхима Чанда и других индуистских королей Гималайских предгорий. [ 101 ] Немусульмане, выровненные с Гуру, отказались отдать дань уважения исламским чиновникам, базирующимся в Джамму. [ 99 ]
- В 1693 году Аурангзеб боролся с индуистскими маратхами в Деканском регионе Индии, и он издал приказы о том, что Гуру Гобинд Сингх и сикхи должны предотвратить собрание в Анандпуре в большом количестве. [ 99 ] [ 102 ]
- Битва за Ананпур (1695) Моголы нападают на Гобинд Сингх в Анандпуре
- Битва при Гюлере (1696) , сначала против сына мусульман Дилавара Хана Рустам Хан, недалеко от реки Сатлейдж, где гуру объединился с индуистским королем Гюлера и разгромил мусульманскую армию. [ 103 ] Командир послал своего генерала Хуссейна Хана против армий Гуру и Королевства Гюлера, войны, ведущей недалеко от Патханкота, а Хуссейн Хан был побежден и убит совместными войсками. [ 103 ]
После создания Халсы Хилл Раджас, который ранее проиграл в бою Гуру Гобинд Сингх, отправил ходатайство в Дели с просьбой, чтобы они действовали немедленно, и присоединяются к ним в борьбе против Гуру. [ 104 ]
- Битва при Анандпуре (1699) была против двух раджаров холмов.
- Битва при Анандпуре (1700) против Армии Моголов Аурангзеба, которая послала 10 000 солдат в ответ на письмо Хилл Раджас под командованием Пейнда Хана и Дины Бег. [ 105 ] В прямом бою между Гобинд Сингх и Пейнда -ханом последний был убит. Его смерть привела к тому, что армия Моголов покинула поле битвы. [ 105 ]
- Первая осада Анандпура , Хилл Раджас из Северного Пенджаба перегруппировался после поражения в Анандпуре в предыдущем году и возобновил свою кампанию против Гобинд Сингх, присоединившись к усилиям с Гуджаром и другими племенами, чтобы осадить Анандпур, к северо -востоку от Лудхианы. Лидер Гуджара Джагатулла был убит в первый день, и Раджас были отведены после блестящей защиты во главе с сыном Гуру Аджитом Сингхом. [ 105 ] [ 106 ] [ 102 ]
- Битва при Тарагархе была битвой, сражающейся в обороне во время осады Анандпура.
- Битва при Базоли (1702), против армии Моголов; Назван в честь Королевства Басоли, раджа Дхарампул поддержал Гуру в битве. [ 107 ] Армия Моголов была поддержана соперником Королевством Калур во главе с Раджа Аджмером Чандом. Битва закончилась, когда две стороны достигли тактического мира. [ 107 ]
- Первая битва за Чамкаур (1702) , армия Моголов была отбита. [ 105 ]
- Битва при Анандпуре (1703) велась между сикхами и холмом Раджасом. Сикх выиграл.
- Первая битва при Анандпуре (1704) Император Моголов Аурангзеб послал свежую силу в северный Пенджаб под руководством генерала Сайяда Хана, который позже заменил Рамджан Хан. Рамджан был смертельно ранен в дальнейшей очень тяжелой борьбе вокруг сикхской оплот в Анандпуре, к северо -востоку от Лудхианы, и его силы снова ушли. [ 105 ]
- Вторая осада Анандпура , по словам ученых, эта осада была вызвана пролиферацией вооруженных сикхов в Анандпуре, увеличивающиеся числа, создающие нехватку припасов. Это привело к набеганию на местных деревнях на поставки, еду и корм, что, в свою очередь, сильно разочаровало местных Пахари Раджас, которые подделали альянсы и совершили атаку на патринент Гуру Гобинда Сингха. [ 108 ] [ 99 ] Генерал Моголов был смертельно ранен сикхскими солдатами, и армия вышла. Затем Аурангзеб послал более крупную армию с двумя генералами, Вазир Хан и Забердаст Хан в мае 1704 года, чтобы уничтожить сопротивление сикх. [ 105 ] Подход, который исламская армия приняла в этой битве, заключался в том, чтобы затянуть затяжную осаду против Анандпура с мая по декабрь, отрезав все продукты питания и другие припасы, въезжающие и выходят, наряду с повторными битвами. [ 19 ] Некоторые сикхские мужчины покинули Гуру во время осады Анандпура в 1704 году и сбежали в свои дома, где их женщины стыдили их, и они присоединились к армии Гуру и погибли, сражаясь с ним в 1705 году. [ 109 ] [ 110 ] В конце концов, Гуру, его семья и последователи приняли предложение Аурангзеба о безопасном проходе из Анандпура. [ 111 ] Однако, когда они покинули Анандпур в двух партиях, они подверглись нападению, и одна из партий с Мата Гуджари и двумя сыновьями Гуру - Зоравар Сингх в возрасте 8 лет и Фатех Сингх в возрасте 5 лет - были взяты в плен Армией Моголов. [ 106 ] [ 112 ] Оба его детей были казнены, заканчивая их живыми в стену. [ 19 ] [ 113 ] Бабушка Мата Гуджари тоже умерла там. [ 106 ]
- Битва при Сарса (1704), против армии Моголов во главе с генералом Вазиром Ханом; Мусульманский командир передал обещание Аурангзеба о безопасном проходе Гуру Гобинд Сингху и его семье в начале декабря. [ 112 ] Однако, когда Гуру принял предложение и ушел, Вазир Хан взял пленников, казнил их и преследовал Гуру. [ 114 ] Отступные войска, с которыми он был, были неоднократно нападали сзади, с тяжелыми жертвами для сикхов, особенно во время пересечения реки Сарса. [ 114 ]
- Битва за Чамкаур (1704) считается одним из самых важных битв в сикхской истории. Это было против армии Моголов во главе с Нахаром Ханом; [ 115 ] Мусульманский командир был убит, [ 115 ] В то время как на стороне сикха оставшиеся два старших сына Гуру - Аджит Сингх и Джуджхар Сингх, вместе с другими сикхскими солдатами были убиты в этой битве. [ 116 ] [ 106 ] [ 117 ]
- Битва при Муктсаре (1705 г.) армия Гуру была переотвечена армией Моголов, которую преследовал генерал Вазир Хан, в засушливом районе Хидрана-Ки-Драб. Моголы были снова заблокированы, но со многими потерями сикхских жизней - особенно знаменитой Чалис Мукте (буквально, «сорок освобожденных»),), [ 110 ] И это была последняя битва во главе с Гуру Гобинд Сингх. [ 20 ] Место битвы под названием Хидрана было переименовано в около 100 лет спустя Ранджитом Сингхом Мукту-сар (буквально «Озеро освобождения») после термина «Мукт» ( мокша ) древней индийской традиции, в честь тех, кто тех, кто, кто, кто, кто, кто, кто, кто дали свои жизни за дело освобождения. [ 118 ]
- Битва при Багхаре (1707) велась против Раджа Бхгаура и местных жителей района. Это началось из -за спора, когда некоторые верблюды Гуру пошли и съели деревья местного садовника. Садовник взял верблюдов и заложников. Сикх договорился о выпуске, но он отказался, что привело к битве. [ 119 ]
- Битва при Джаджау (1707) велась между Азамом Шахом и Бхадуром Шахом над троном Моголов. Бахдур Шах обратился за помощью Гуру Гобинда Сингха. Гобинд Сингх оказал помощь и, как говорят, убил Азама Шаха в битве. [ 120 ]
Учетные записи Моголов
Мусульманские историки суда Моголов писали о Гуру Гобинд Сингх, а также о геополитике тех времен, в которых он жил, и эти официальные персидские отчеты были легко доступны и основой описания английского языка колониальной эры истории сикхов. [ 121 ] [ 122 ]

По словам Дхавана, персидские тексты, которые были составлены историками суда Моголов в течение жизни Гобинда Сингха, были враждебными по отношению к нему, но представляли перспективу Моголов. [ 121 ] Они полагали, что религиозная традиция гуру сикхов была испорчена им путем создания военного порядка, желающего сопротивляться имперской армии . [ 121 ] Дхаван пишет, что некоторые персидские писатели, которые написали десятилетия или столетие после смерти Гобинда Сингха, превратились в полную личность на судебные истории моголов, которые унижают Гуру, до включения историй из текста сикх -Гурбиласа , которые восхваляют Гуру. [ 121 ] [ 123 ]
Рассказы Моголов предполагают, что мусульманские командиры рассматривали сикх -Пант как один, разделенный на секты с различной лояльностью. [ 124 ]
Отношения с другими религиозными группами
В результате насильственной враждебности между сикхами и армиями Моголов Гуру Гобинд Сингх приказал социальную сегрегацию между Халсой и мусульманами, чувства которых подтверждаются в современных и посмертных Рахит-Намах. В меньшей степени были также сделаны судебные запреты, запрещающие участие в некоторых индуистских ритуалах и убеждениях, а также против расколотичных сикхских групп, противоположных православным сообществам Халса. [ 129 ] [ 135 ]
Послевоенные годы

После второй битвы за Анандпур в 1704 году Гуру и его оставшиеся солдаты переехали и остались в разных местах, в том числе спрятаны в таких местах, как Джунгли Мачхивара на юге Панджаба. [ 112 ]
Некоторые из различных мест на севере, западе и центральной Индии, где Гуру жил после 1705 года, включают Хехар с Кирпалом Дасом (дядей по материнской линии), Мануке, Мехдиане, Чаккар, Тахтупуре и Мадхе и Дине ( Малва регион ). Он остался с родственниками или доверял сикхам, такими как три внука Рай Джод, преданный Гуру Хар Гобинд . [ 136 ]
Сумерки
Гуру Гобинд Сингх рассматривал войну Аурангзеба и его армии против его семьи и его народа как предательство обещания, неэтичного, несправедливого и нечестивого. [ 112 ] После того, как все дети Гобинд Сингха были убиты армией Моголов и битвой при Мукцчаре, Гуру написал неподходящее письмо на персидском языке Аурангзебу под названием Зафранама (буквально «Послание победы»), которое сикхское традиция считает важным К концу 19 -го века. [ 112 ] [ 137 ] [ 138 ]
Письмо Гуру было строгим, но примирительно с Аурангзебом. Он обвинил императора Моголов и его командиров в духовных терминах и обвинил их в отсутствии морали как в управлении, так и в ведении войны. [ 139 ] В письме предсказано, что империя Моголов скоро закончится, потому что оно преследует и полна злоупотреблений, лжи и безнравственности. Письмо духовно укоренилось в убеждениях Гобинд Сингха о справедливости и достоинстве без страха. [ 139 ]
Смерть членов семьи

Четыре сына Гуру Гобинда Сингха, также называемые Чааром Сахибзааде (четыре принца), были убиты в течение его жизни - старшие два в битве с Моголами , а младшие двое казнены губернатором Моголов Сирхинда . [ 35 ] Гуру и два его старших сыновья сбежали из осады Анандпура в декабре 1704 года и достигли Шамкаур , но их преследовали крупная армия Моголов. [ 141 ] В последующей битве старшие сыновья Гуру также назывались «Вааде Сахибзаад», смело сражались, но армия Моголов была намного больше и хорошо оборудована. [ 142 ] В то время как Гуру был доставлен в безопасное место, его старшие сыновья, Сахибзада Аджит Сингх в возрасте 17 лет, а в декабре 1704 года Джуджхар Сингх были убиты в битве при Чамкауре против Армии Моголов. [ 19 ]
Мать Гобинда Сингха Мата Гуджри и его два младших сыновья были отделены от него после того, как сбежали из осады Моголов Анандпура в декабре 1704 года; и позже были арестованы силами Вазир Хана , губернатора Моголов Сирхинда. [ 141 ] Младшая пара, называемая «Chotte Sahihzaade», вместе со своей бабушкой была заключена в открытую башню (Танда Бурдж) в холодные зимние дни. [ 142 ] Около 26 и 27 декабря 1704 года младшим сыновьям, Sahihzada Fateh Singh 6 в возрасте 6 лет и Зоравар Сингх 9 в возрасте 9 лет получили безопасный проход, если они приняты в ислам, от которого они отказались; и впоследствии Вазир Хан приказал им быть заживо заживо в стене. [ 143 ] [ 144 ] Гуджри потеряла сознание, услышав о смерти своих внуков и вскоре умер. [ 141 ]
Его приемный сын Зоравар Сингх Палит, чье настоящее имя неизвестно, умер в 1708 году возле форта Читторгарх в стычке с местными солдатами. [ 3 ] По словам Сайнапати, Зоравар Сингх Палит удалось сбежать в битве при Чарамкауре, а затем встретил Гуру в Раджпутане, после чего он попал в незначительную драку в Читторгархе и умер. [ 145 ]
По словам сикхских историков, Гуру Гобинд Сингх (Фатех Сингх и Зоравар Сингх получил резкие новости о исполнении своих сыновей, Фатех Сингха и Зоравара Сингха, и написал: «Что такое использование, чтобы выпустить несколько искры, когда вы поднимаете могущественное пламя вместо этого? ". [ 146 ]
Последние дни

Аурангзеб умер в 1707 году, и между его сыновьями, которые напали друг на друга. [ 147 ] Гуру Гобинд Сингх поддержал Бахадур Шах I в битве при Джаджау, отправив 200–300 сикхов под Бхай Дхарам Сингхом, а затем присоединившись к битве. [ 148 ] Согласно источникам сикхов, именно Гуру Гобинд Сингх убил Азама Шаха . [ 149 ] [ 150 ] Официальный преемник Бахадур Шах пригласил Гуру Гобинда Сингха со своей армией, чтобы встретиться с ним лично в Деканском регионе Индии для примирения. Гуру Гобинд Сингх надеялся вернуть Анандпура, его бывшего оплота, и почти год оставался рядом с имперским лагерем. Его обращение к восстановлению его земель оказалось неэффективным, однако, поскольку Бахадур Шах отправился откладывая какую -либо восстановление в статус -кво, поскольку он не хотел обидеть ни гуру, ни на холм Раджас. [ 19 ] [ 147 ] [ 151 ] [ 152 ]
Вазир Хан , командир армии Великих Моголов и Наваб Сирхинда , , против армии которой Гуру вел несколько войн [ 20 ] поручил двум афганцам, Джамшеде Хан и Василу Бегу следовать за армией Гуру, когда она переехала на встречу с Бахадуром Шахом, а затем убил Гуру. Двое тайно преследовали Гуру, чьи войска находились в Деканском районе Индии, и вошли в лагерь, когда сикхи были размещены недалеко от реки Годавари в течение нескольких месяцев. [ 153 ] Они приобрели доступ к Гуру, и Джамшед Хан зарезал его два раза, что привело к смертельной ране в Недед . [ 19 ] [ 154 ] [ 155 ] Некоторые ученые заявляют, что убийца, который убил Гуру Гобинда Сингха, возможно, не был послан Вазир Хан, но вместо этого был послан армией Моголов, которая осталась поблизости. [ 20 ]
По словам Шри Гур Собха , писателя начала 18-го века, роковые раны Гуру начала 18-го века, смертельные раны Гуру были под его сердцем. Гуру отбивался и убил убийцу, в то время как спутник убийцы был убит сикхскими охранниками, пытаясь сбежать. [ 153 ]
Гуру умер от своих ран, через несколько дней, 7 октября 1708 года. [ 156 ] Его смерть питала долгую и горькую войну сикхов с Моголами. [ 153 ]
Согласно Бансавалинаме Кесара Сингха Чиббера, написанного в 1768 году, последние слова Гуру были: «Грант - это гуру, и он принесет вас в Акал . Гуру - это халса, а Халса - гуру. Шри Мата . Деви Сахиб [ 157 ]
Дохрама Махалла Дасван (10)

Хотя обычно считается, что Гуру Гобинд Сингх не добавил ни одной из своих собственных композиций Гуру Грант Сахиб , есть некоторые, кто утверждает, что один рифмованный куплет, известный как Дохра , десятого гуру, называемого Донха Махаллой (10 ), ближе к концу Писания на странице 1429, находится работа Гуру Гобинд Сингх. [ 6 ] [ 158 ] [ 159 ]
Композиция в вопросе заключается в следующем: [ 160 ] [ 161 ]
Махла 10:
Махалла 10:
Голубая облигация Позвольте Hoti Yowai.
Моя сила была восстановлена, и мои связи были разорваны; Теперь я могу сделать все.
O Нанак, все одно и вино столько .54.
Нанак: Все в твоих руках, Господь; Ты мой помощник и поддержка. || 54 ||
По словам Трилочана Сингха, Гуру Тег Бахадур отправил письмо в форме шлоки молодому гобинд -дасу, когда Аурангзеб заключил в Дели, лично доставляемый маленьким ребенком Бхай Уда и Пундитом Кирпа Рам: [ 162 ]
Вся человеческая сила не удалась,
Человечество стонет в цепях;
Моральные усилия бесполезны;
Господи, спаси их
С твоей милосердной помощи,
Как ты спас
Утопающий слон, который молился!- Учитель Tegh Bahadur, учитель Грант Сахиб
Это было испытанием потенциального преемника Гурушипа. Гобинд Дас, который писал от Анандпура, ответил с Дохрарой , которая подтвердила его готовность к успеху в качестве следующего сикхского гуру и успокоил любые опасения, которые сикхи того времени чувствовали в отношении перспективы. [ 162 ] Гуру Тег Бахадур знал, что его сын был готов к браздам и возглавил сикхскую общину после его смерти. [ 162 ] Прочитав ответ своего сына, Гуру Тег Бахадур послал последнее сообщение своему сыну: [ 162 ]
Слово Божье когда -либо будет придерживаться,
Святые когда -либо выживут;
Слава Гуру Гобинда когда -нибудь останется;
Немногие и редкие - это o nanak,
Кто созерцает его имя- Учитель Tegh Bahadur, учитель Грант Сахиб
Эта история записана в рассказе о Бхай Мани Сингх, написанном в его композиции Сикхан Ди Бхагат Мал . [ 162 ] История далее рассказывается в других исторических источниках, таких как Сурадж Пракаш , Мехма Пракаш Кесар Сингха Чиббера и Бансавалинама . [ 162 ] SGPC , по неизвестным причинам, решил не приписать Дору Гуру Гобинд Сингху, когда он стандартизировал Гуру Грант Сахиб, который он впоследствии публикует без него, несмотря на то, что Дохрана приписывается десятым гуру во многих 17 -м и 18 -м веке рукописями Гуру Грант Сахиб, в том числе многие из которых несут подпись десятого гуру. [ 162 ]
В популярной культуре
В то время как сикхизм, как правило, не изображаются на экране из -за определенных убеждений в сикхизме, [ Цитация необходима ] Был сделан ряд индийских фильмов, окружающих жизнь Гуру Гобинда Сингха. К ним относятся: [ 163 ]
- Сарбанс Дани Гуру Гобинд Сингх , индийский пенджабский драматический фильм 1998 года, снятый Рам Махешвари. Фильм следует за жизнью Гуру, но он не изображается актером.
- Chaar Sahihzaade , индийский компьютерный фильм 2014 года Гарри Бавеи . Он основан на жертвах сыновей Гуру Гобинда Сингха - Аджита Сингха , Джуджара Сингха , Джоравара Сингха и Фатех Сингха .
- Chaar Sahihzaade: Rise of Banda Singh Bahadur , индийский компьютерный фильм 2016 года Гарри Бавеи. Это продолжение Chaar Sahibzaade и следует за борьбой Бабы Банды Сингха Бахадура с моголами под руководством Гуру Гобинд Сингха.
Смотрите также
- Список мест, названных в честь гуру Гобинд Сингх
- 52 Hukams of Guru Gobind Singh
- Бхай Дживан Сингх
- Банда Сингх Бахадур
Ссылки
Информационные заметки
- ^ Его имя при рождении - Гобинд Рай апокриф.
- ^ В 1708 году Гурушип был передан в святое сикхское Писание, Гуру Грант Сахиб , который теперь считается живым гуру последователями сикхской веры. [ 30 ]
- ^ Jenkins, Grewal и Olson State Tegh Bahadur были казнены за отказ обратиться в ислам. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] Принимая во внимание, что Трушке заявляет, что Тег Бахадур был казнен за то, что вызвал беспорядки в Пенджабе. [ 34 ]
Цитаты
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Ганда Сингх. «Гобинд Сингх, Гуру (1666–1708)» . Энциклопедия сикхизма . Пенджабский университет Патиала. Архивировано с оригинала 29 июля 2017 года . Получено 7 марта 2016 года .
- ^ Jump up to: а беременный Dhillon, Dr Dalbir Singh (1988). Сикхизм - происхождение и развитие . Атлантические издатели и дистрибьюторы. п. 144. Архивировано с оригинала 17 сентября 2016 года.
- ^ Jump up to: а беременный Сингх, Харбанс (1992–1998). Энциклопедия сикхизма . Тол. 4. Патиала: Пенджабский университет. С. 463–464. ISBN 9788173805301 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Мандайр, Арвинд-Пал Сингх; Стинка, Кристофер; Сингх, Гурхарпал (2013). Сикхская религия, культура и этническая принадлежность . Routledge. С. 25–28. ISBN 978-1-136-84627-4 .
- ^ Jump up to: а беременный «Дискуссия Дасам Грант» . Aarweb.org . Получено 20 января 2024 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Сикхское искусство и литература . Керри, Браун. Лондон: Routledge. 1999. с. 198. ISBN 0-415-20288-4 Полем OCLC 39765536 .
{{cite book}}
: Cs1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Dilgeer, Harjinder Singh (1997). Сикхский справочник . Сикхский образовательный траст для сикхского университетского центра, Дания. п. 94. ISBN 9780969596424 В
Некоторые сикхи, из -за невежества, начали использовать «Deh Shiva Bar Mohe Ihai Shubh Karman T Kabhoon Na Taron ...» как сикхский национальный антии.
- ^ Rinehart, Robin (2011). Обсуждая Дасам Грант . Издательство Оксфордского университета. С. 31–32. ISBN 978-0-19-984247-6 .
- ^ Jump up to: а беременный в Ганди, Сурджит Сингх (2007). История сикхских гуру пересказ: 1606-1708 гг . Тол. 2. Атлантические издатели и расстояние. С. 833–834. ISBN 9788126908585 Полем Ошибка цитирования: названная ссылка ": 0" была определена несколько раз с различным контентом (см. Страницу справки ).
- ^ Дхарам Сингх (2001). Перспективы на сикхизм . Бюро публикации, Пенджабский университет. п. 158. ISBN 978-8-1738-0736-7 .
- ^ Уильямс, Виктория (2016). «Дастаар Банди и Амрит Санчар, сикхизм». Празднование жизненных обычаев по всему миру: от детских душ до похорон . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio. п. 70. ISBN 978-1-4408-3658-9 Полем OCLC 956633929 .
Во время церемонии Амрит сопровождается торжественной клятвой в присутствии Шри Гуру Грант Сахиб и Пандж Пхаре, или пяти любимых. Panj Pyare - это квинтет инициированных сикхских мужчин или женщин, которые действуют как лидеры в сикхской общине. Panj Pyare наблюдает за церемонией Амрит Санчар, подготовив инициативы и введя Амрит для тех, кто готов к началу
- ^ Сингх, Балавиндара (2004). Пятьдесят две заповедь Гуру Гобинд Сингх . Мичиган, США: Singh Bros. p. 9
- ^ Сингх, Сатбир (1991). Аад Сикх Те Аад Сакхиан . Джаландхар: новая книжная компания.
- ^ "Что такое Кирпан?" Полем Мировая сикхская организация Канады . Архивировано с оригинала 2 апреля 2015 года . Получено 18 марта 2015 года .
- ^ «Боле так нихал | азиатская этническая религия | Религиозное сравнение» . Получено 7 декабря 2017 года - через Scribd.
- ^ Jump up to: а беременный Ганди, Сурджит Сингх (1978). История сикхских гуру: всеобъемлющее исследование . Гур Дас Капур. П. 607
- ^ Jump up to: а беременный В последней строфе Чаупай Сахиб Гуру Гобинд Сингх называет себя Гобинд Дас
- ^ Jump up to: а беременный Сингх, Камалруп (2015). Грэнт Гуру Гобинд Сингх: очерки, лекции и переводы . Гуриндер Сингх Манн (1 -е изд.). Нью -Дели. с. 66, 68, 77. ISBN 978-0-19-945897-4 Полем OCLC 932463542 .
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Фенеч, Луи Э.; WH McLeod (2014). Исторический словарь сикхизма . Роуман и Литтлфилд. п. 9. ISBN 978-1-4422-3601-1 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый JS Grewal (1998). Сикхи Пенджаба . Издательство Кембриджского университета. С. 78–79 . ISBN 978-0-521-63764-0 .
- ^ Сингх, Пашаура; Фенеч, Луи Э. (2014). Оксфордский справочник сикхских исследований . Издательство Оксфордского университета . п. 311. ISBN 978-0-19-969930-8 .
- ^ Grewal 1998 , p. 70 : «Хотя историки обычно называют молодого Гобинда Гобинд Рай, в Хукамнамах Гуру Тех Бахадур его называют Гобинд Дас».
- ^ Grewal, JS (2019). Гуру Гобинд Сингх (1666–1708): Мастер Белого Ястреба . Издательство Оксфордского университета. п. 45. ISBN 978-0-19-099038-1 .
- ^ [ 22 ] [ 23 ]
- ^ Коул, В. Оуэн (2004). Понимание сикхизма . Dunedin Academic Press Ltd. P. 68. ISBN 978-1-906716-91-2 Полем
Гуру Гобинд Сингх звали Гобинд Дас или иногда говорили, что он был Гобинд Рай, но из основания Халсы он, как известно, Гуру Гобинд Сингх.
- ^ McLeod, WH (1997). Сикхизм . Книги пингвинов. п. 47. ISBN 978-0-14-025260-6 Полем
Гобинд Дас был оригинальным именем десятого Гуру, по крайней мере, так кажется. Мусульманские источники, как правило, называют его Gobind Rai, но документы, выпущенные его отцом, Гуру Тегом Бахадуром, дают его имя как Гобинд Дас.
- ^ Гуру Гобинд Сингх в последнем стихе своей композиции, Чаупай Сахиб , называет себя Гобинд Дас.
- ^ Холт, Джеймс Д. (2022). Понимание сикхизма: руководство для учителей . Bloomsbury Publishing. п. 164. ISBN 978-1-350-26319-2 .
- ^ Jump up to: а беременный в Оуэн Коул, Уильям; Пиара Сингх Самбхи (1995). Сикхи: их религиозные убеждения и практика . Сассекс Академическая пресса. п. 36
- ^ Сикхи: вера, философия и народ . Luster Press. 1998. ISBN 9788174360373 .
- ^ Jenkins 2000 , p. 200
- ^ Grewal 1998 , p. 72
- ^ Олсон 2007 , с. 23
- ^ Truschke 2017 , с. 54–55.
- ^ Jump up to: а беременный Сейпл, Крис; Гувер, Деннис; Отис, Паулетта (2013). Справочник по религии и безопасности Routledge . Routledge. п. 93. ISBN 978-0-415-66744-9 . ;
Ричардс, Джон Ф. (1995). Империя Моголов . Издательство Кембриджского университета. С. 255–258. ISBN 978-0-521-56603-2 . - ^ «Сикхский обзор». Сикхский культурный центр . 20 (218–229): 28. 1972.
- ^ Хардип Сингх Сиан (2013). Сикхская боевика в семнадцатом веке: религиозное насилие в Моголах и ранней современной Индии . Ib tauris. С. 218–222. ISBN 978-1-78076-250-0 .
- ^ Jump up to: а беременный «Религии BBC - сикхизм» . Би -би -си. 26 октября 2009 г. Архивировано с оригинала 23 января 2011 года . Получено 30 июля 2011 года .
- ^ Дхаван П. (2011). Когда Воробья стали ястребами: создание сикхской традиции воина, 1699–1799 . Издательство Оксфордского университета. С. 3–4. ISBN 978-0-19-975655-1 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «Дасам Грант | Сикхские сочинения | Британская» . www.britannica.com . Получено 29 марта 2023 года .
- ^ Jump up to: а беременный в McLeod, WH (1990). Текстовые источники для изучения сикхизма . Университет Чикагской Прессы. ISBN 978-0-226-56085-4 Полем , стр. 2, 67
- ^ Jump up to: а беременный в Мандайр, Арвинд-Пал Сингх; Стинка, Кристофер; Сингх, Гурхарпал (2013). Сикхская религия, культура и этническая принадлежность . Routledge. С. 11–12, 17–19. ISBN 978-1-136-84627-4 .
- ^ Jump up to: а беременный Шелке, Кристофер (2009). Божественный завет: радуга религий и культур . Грегорианская пресса. п. 199. ISBN 978-88-7839-143-7 .
- ^ «Счастливого гуру Гобинд Сингх Джаянти: Желания, фото, сообщения на Facebook, которыми можно поделиться» . Ndtv.com . Получено 20 января 2021 года .
- ^ Сингх, Пашаура; Fenech, Louis (2014). Оксфордский справочник сикхских исследований . Оксфорд: издательство Оксфордского университета. п. 445. ISBN 978-0-19-969930-8 .
- ^ Seiple, Chris (2013). Справочник по религии и безопасности Routledge . Нью -Йорк: Routledge. п. 96. ISBN 978-0-415-66744-9 .
- ^ Пашаура Сингх и Луи Фенех (2014). Оксфордский справочник сикхских исследований . Оксфорд: издательство Оксфордского университета. С. 236–237. ISBN 978-0-19-969930-8 .
- ^ Хансра, Харкират С. (2007). Свобода поставлена на карту: сикхи: наиболее заметный . iuniverse. С. 28–29. ISBN 978-0-595-43222-6 .
- ^ Сингх, Кесар (1997). Бансавалинама (в пенджаби). Братья Сингх. Стр. 125–126. ISBN 81-7205-175-1 .
- ^ Джонс, Констанс А.; Райан, Джеймс Д. (2007). Энциклопедия индуизма . Нью -Йорк: Факты на файле, Inc. с. 417. ISBN 978-0-8160-5458-9 Полем Архивировано с оригинала 23 сентября 2016 года.
- ^ Ашок, Шамшер Сингх. "Джитоджо Мата" . Энциклопедия сикхизма . Пенджабский университет Патиала. Архивировано с оригинала 29 июля 2017 года . Получено 14 сентября 2016 года .
- ^ "Сундари Мата" . 9 декабря 2019 года . Получено 17 августа 2022 года .
- ^ Ашок, Шамшер Сингх. «Сахиб Деван» . Энциклопедия сикхизма . Пенджабский университет Патиала. Архивировано с оригинала 29 июля 2017 года . Получено 16 августа 2016 года .
- ^ «Сахиб Деван» . Сикхская энциклопедия . 19 декабря 2000 года . Получено 25 марта 2022 года .
- ^ Grewal 1998 , p. 70 : «Хотя историки обычно называют молодого Гобинда Гобинд Рай, в Хукамнамах Гуру Тех Бахадур его называют Гобинд Дас».
- ^ Grewal, JS (2019). Гуру Гобинд Сингх (1666–1708): Мастер Белого Ястреба . Издательство Оксфордского университета. п. 45. ISBN 978-0-19-099038-1 .
- ^ [ 55 ] [ 56 ]
- ^ Коул, В. Оуэн (2004). Понимание сикхизма . Dunedin Academic Press Ltd. P. 68. ISBN 978-1-906716-91-2 Полем
Гуру Гобинд Сингх звали Гобинд Дас или иногда говорили, что он был Гобинд Рай, но из основания Халсы он, как известно, Гуру Гобинд Сингх.
- ^ McLeod, WH (1997). Сикхизм . Книги пингвинов. п. 47. ISBN 978-0-14-025260-6 Полем
Гобинд Дас был оригинальным именем десятого Гуру, по крайней мере, так кажется. Мусульманские источники, как правило, называют его Gobind Rai, но документы, выпущенные его отцом, Гуру Тегом Бахадуром, дают его имя как Гобинд Дас.
- ^ Гуру Гобинд Сингх в последнем стихе своей композиции, Чаупай Сахиб , называет себя Гобинд Дас.
- ^ Холт, Джеймс Д. (2022). Понимание сикхизма: руководство для учителей . Bloomsbury Publishing. п. 164. ISBN 978-1-350-26319-2 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Махмуд, Синмтия Кеппли (1996). Борьба за веру и национальные диалоги с сикхскими боевиками . Филадельфия: Университет Пенсильвании Пресс. С. 43–45. ISBN 978-0-8122-1592-2 Полем OCLC 44966032 .
- ^ Маколифф, Макс Артур (2009). Сикхская религия . Кембридж: издательство Кембриджского университета. doi : 10.1017/cbo9781139506595 . ISBN 978-1-139-50659-5 .
- ^ Дхаван П. (2011). Когда Воробья стали ястребами: создание сикхской традиции воина, 1699–1799 . Издательство Оксфордского университета. п. 49. ISBN 978-0-19-975655-1 .
- ^ Сингх, Пашаура; Фенеч, Луи Э. (2014). Оксфордский справочник сикхских исследований . Издательство Оксфордского университета. п. 595. ISBN 978-0-19-100411-7 .
- ^ Хоули, Джон Страттон; Манн, Гуриндер Сингх (1993). Изучение сикхов: проблемы для Северной Америки . Государственный университет Нью -Йорк Пресс. п. 176. ISBN 978-1-4384-0619-0 .
- ^ Jump up to: а беременный в Коул, В. Оуэн; Самбхи, Пиара Сингх (1978). Сикхи: их религиозные убеждения и практики . Routledge. п. 37 ISBN 0-7100-8842-6 .
- ^ Jump up to: а беременный Джон М Коллер (2016). Индийский путь: введение в философию и религии Индии . Routledge. С. 312–313. ISBN 978-1-315-50740-8 .
- ^ Коул, В. Оуэн; Самбхи, Пиара Сингх (1978). Сикхи: их религиозные убеждения и практики . Лондон: Routledge & Kegan Paul. 36-37 . ISBN 0-7100-8842-6 .
- ^ Дхаван П. (2011). Когда Воробья стали ястребами: создание сикхской традиции воина, 1699–1799 . Издательство Оксфордского университета. С. 43–44. ISBN 978-0-19-975655-1 .
- ^ Коул, В. Оуэн; Самбхи, Пиара Сингх (1978). Сикхи: их религиозные убеждения и практики . Лондон: Routledge & Kegan Paul. С. 38–39 . ISBN 0-7100-8842-6 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Oberoi, Harjot (1994). Строительство религиозных границ: культура, идентичность и разнообразие в сикхской традиции . Университет Чикагской Прессы. С. 59–62. ISBN 978-0-226-61592-9 .
- ^ Oberoi, Harjot (1994). Строительство религиозных границ: культура, идентичность и разнообразие в сикхской традиции . Университет Чикагской Прессы. С. 24, 77–78, 89–90. ISBN 978-0-226-61592-9 .
- ^ Mandair, Arvind-Pal S.; Стинка, Кристофер; Сингх, Гурхарпал (2013). Сикхская религия, культура и этническая принадлежность . Routledge. С. 30–33. ISBN 978-1-136-84634-2 .
- ^ Сингх, Пашаура; Фенеч, Луи Э. (2014). Оксфордский справочник сикхских исследований . Издательство Оксфордского университета. С. 23–24. ISBN 978-0-19-100411-7 .
- ^ Фенеч, Луи Э.; WH McLeod (2014). Исторический словарь сикхизма . Роуман и Литтлфилд. С. 84–85. ISBN 978-1-4422-3601-1 .
- ^ Jacobsen, Knut A.; Myrvold, Кристина (2012). Сикхи через границы: транснациональные практики европейских сикхов . Bloomsbury Publishing. С. 142–147, 156–157. ISBN 978-1-4411-0358-1 .
- ^ Rinehart, Robin (2011). Обсуждая Дасам Грант . Издательство Оксфордского университета. С. 59–62. ISBN 978-0-19-975506-6 .
- ^ Мерфи, Энн (2012). Материальность прошлого: история и представление в сикхской традиции . Издательство Оксфордского университета. п. 96. ISBN 978-0-19-991629-0 .
- ^ Grewal, JS Guru Gobind Singh (1666–1708) Мастер Белого Ястреба .
- ^ «Ади Грант | Сикх Священное Священное Писание» . Энциклопедия Британская . Получено 20 января 2021 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Rinehart, Robin (2014). Pashaura Singh и Louis E Fenech (ред.). Оксфордский справочник сикхских исследований . Издательство Оксфордского университета. С. 136–138. ISBN 978-0-19-969930-8 .
- ^ Singha, HS (2000). Энциклопедия сикхизма (более 1000 записей) . Hemkunt Press. ISBN 978-81-7010-301-1 Полем , стр. 53–54
- ^ Несбитт, Элеонора (2016). Сикхизм: очень короткое введение . Издательство Оксфордского университета. С. 107–109. ISBN 978-0-19-106277-3 .
- ^ Кристофер Шекл и Арвинд Мандайр (2005), Учения сикхских гуру, Routledge, 978-04156048 , с. XX
- ^ Deol, J (2013). Арвинд-Пал Сингх Мандайр; и др. (ред.). Сикхская религия, культура и этническая принадлежность . Routledge. С. 30–34. ISBN 978-1-136-84627-4 .
- ^ Гуджарат, Маниндер С. (19 декабря 2000 г.). «Бансавалинама Дасан Патшахиан ка» . Сикхская энциклопедия . Получено 1 октября 2022 года .
- ^ Сингх, Кесар. Бансавалинама . П. 161.
- ^ Gujral, Maninder S. (19 декабря 2000 г.). "Дасам Грант" . Сикхская энциклопедия . Получено 1 октября 2022 года .
- ^ Кристофер Шекл и Арвинд Мандайр (2005), Учения сикхских гуру, Routledge, ISBN 978-041526048 , стр. XVII - XX
- ^ J Deol (2000), Сикхская религия, культура и этническая принадлежность (редакторы: как мандайр, C Shackle, G Singh), Routledge, ISBN 978-0700713899 , стр. 31-33
- ^ Jacobsen, Knut A.; Myrvold, Кристина (2012). Сикхи через границы: транснациональные практики европейских сикхов . A & C Black. С. 233–234. ISBN 978-1-4411-1387-0 .
- ^ Роберт Захнер (1988), Энциклопедия живых вероисповеданий Хатчинсона, Хатчинсон, ISBN 978-0091735760 , стр. 426-427
- ^ Сингх, Мохиндер (1988). История и культура Панджаба . Атлантические издатели. п. 10
- ^ Сингх, Пашаура (2012). Ренар, Джон (ред.). Боевые слова: религия, насилие и толкование священных текстов . Калифорнийский университет. С. 211–218. ISBN 978-0-520-95408-3 .
- ^ Jump up to: а беременный Brekke, Torkel (2014). Грегори М. Рейхберг и Хенрик Сисе (ред.). Религия, война и этика: источник текстовых традиций . Издательство Кембриджского университета. С. 673–674. ISBN 978-1-139-95204-0 .
- ^ JS Grewal (1998). Сикхи Пенджаба . Издательство Кембриджского университета. п. 62 ISBN 978-0-521-63764-0 Полем , Цитата: «Аурангзеб проявил активное интерес к вопросу о преемственности, принял приказы для исполнения Гуру Теха Бахадура и в свое время приказано полной вырубке Гуру Гобинда Сингха и его семьи».
- ^ Jump up to: а беременный в Кристофер Дж.Х. Райт (2003). Бог и мораль . Издательство Оксфордского университета. п. 153. ISBN 978-0-19-914839-4 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и JS Grewal (1998). Сикхи Пенджаба . Издательство Кембриджского университета. С. 73–74 . ISBN 978-0-521-63764-0 .
- ^ Никки-гундер Каур Сингх (2012). Рождение халсы, феминистская переосмысление сикхской идентичности . Государственный университет Нью -Йорк Пресс. С. 26–28. ISBN 978-0-7914-8266-7 .
- ^ Jaques, Tony (2007). Словарь сражений и осады: F - O. Гринвуд. п. 704. ISBN 978-0-313-33538-9 .
- ^ Jump up to: а беременный Фенеч, Луи Э. (2013). Сикх Зафар-Нама Гуру Гобинд Сингх: дискурсивное лезвие в самом сердце империи Моголов . Издательство Оксфордского университета. п. 14. ISBN 978-0-19-993145-3 .
- ^ Jump up to: а беременный Jaques, Tony (2007). Словарь сражений и осады: F - O. Гринвуд. п. 420. ISBN 978-0-313-33538-9 .
- ^ Сингх, учитель Гобинд (2015). Зафарнама . Пингвин Великобритания. ISBN 978-81-8475-595-4 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Jaques, Tony (2007). Словарь сражений и осадков: a - e . Greenwood Publishing. С. 48–49. ISBN 978-0-313-33537-2 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Rinehart, Robin (2011). Обсуждая Дасам Грант . Издательство Оксфордского университета. С. 22–23. ISBN 978-0-19-975506-6 .
- ^ Jump up to: а беременный Jaques, Tony (2007). Словарь сражений и осады: F - O. Гринвуд. п. 112. ISBN 978-0-313-33538-9 .
- ^ Малхотра, Аншу; Мир, Фарина (2012). Пенджаб пересмотрел: история, культура и практика . Издательство Оксфордского университета. п. 135. ISBN 978-0-19-908877-5 .
- ^ Фенеч, Луи Э. (2000). Мученичество в сикхской традиции: игра в «игру любви» . Издательство Оксфордского университета. п. 92. ISBN 978-0-19-564947-5 .
- ^ Jump up to: а беременный WH McLeod (2009). А до z сикхизма . Чучело. п. 43. ISBN 978-0-8108-6344-6 .
- ^ Сингх, Прити Пал (2007). История сикхских гуру . Лотосовые книги. С. 128–147. ISBN 978-81-8382-075-2 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Хардип Сингх Сиан (2013). Сикхская боевика в семнадцатом веке: религиозное насилие в Моголах и ранней современной Индии . Ib tauris. С. 220–222. ISBN 978-1-78076-250-0 .
- ^ Никки-гундер Каур Сингх (2011). Сикхизм: введение . Ib tauris. С. 84–85. ISBN 978-0-85773-549-2 .
- ^ Jump up to: а беременный Jaques, Tony (2007). Словарь сражений и осадков: a - e . Greenwood Publishing. п. 914. ISBN 978-0-313-33537-2 .
- ^ Jump up to: а беременный Фенеч, Луи Э.; WH McLeod (2014). Исторический словарь сикхизма . Роуман и Литтлфилд. п. 218. ISBN 978-1-4422-3601-1 .
- ^ Раджу, Карам Сингх (1999). Гуру Гобинд Сингх: Пророк мира . ISBN 9380213646 .
- ^ Фенеч, Луи Э.; WH McLeod (2014). Исторический словарь сикхизма . Роуман и Литтлфилд. п. 79. ISBN 978-1-4422-3601-1 .
- ^ Сэр Лепель Генри Гриффин (1898). Ранджит Синх и сикхский барьер между нашей растущей империей и Центральной Азией . Издательство Оксфордского университета. С. 55–56 .
- ^ Сингх, Далип (2015). Жизнь Шри Гуру Гобинд Сингх Джи (6 -е изд.) CSJS. п. 174 ISBN 978-81-7601-480-9 .
- ^ Ганди, Сурджит (2023). Подход истории к Гуру Гобинд Сингху . Singh Bros. П. 323. ISBN 978-8172053062 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Дхаван П. (2011). Когда Воробья стали ястребами: создание сикхской традиции воина, 1699–1799 . Издательство Оксфордского университета. С. 165–167, 13–24. ISBN 978-0-19-975655-1 .
- ^ Мерфи, Энн (2012). Материальность прошлого: история и представление в сикхской традиции . Издательство Оксфордского университета. С. 110–113. ISBN 978-0-19-991629-0 .
- ^ Мерфи, Энн (2012). Время, история и религиозный воображаемый в Южной Азии . Routledge. С. 47–50. ISBN 978-1-136-70729-2 .
- ^ Дхаван П. (2011). Когда Воробья стали ястребами: создание сикхской традиции воина, 1699–1799 . Издательство Оксфордского университета. С. 51–53. ISBN 978-0-19-975655-1 .
- ^ Несбитт, Элеонора М. (2016). Сикхизм: очень короткое введение . Издательство Оксфордского университета. с. 59–60, 118. ISBN 978-0-19-874557-0 .
- ^ Морган, Пегги (2007). Этические проблемы в шести религиозных традициях . Эдинбургский университет издательство. п. 120. ISBN 978-0-7486-3002-8 Полем
С момента времени Гуру Гобинд Сингх (ум. CE 1708), кодексы поведения (Rakitnamas), например, Рахитнама Бхай Чаупа и Прем Сумарг, были в обращении. Они изложили поведение, необходимое для сикхов. Рахитнамас восемнадцатого и девятнадцатого века отразил их период, и одной из явных целей была социальная сегрегация сикхов и мусульман.
- ^ Фенеч, Луи Э.; McLeod, WH (2014). Исторический словарь сикхизма . Роуман и Литтлфилд. п. 214. ISBN 978-1-4422-3601-1 .
- ^ Oberoi, Harjot (1994). Строительство религиозных границ: культура, идентичность и разнообразие в сикхской традиции . Университет Чикагской Прессы. п. 68. ISBN 978-0-226-61593-6 .
- ^ [ 125 ] [ 126 ] [ 127 ] [ 128 ]
- ^ Куш, Дениз; Робинсон, Кэтрин; Йорк, Майкл (2012). Энциклопедия индуизма . Routledge. п. 792. ISBN 978-1-135-18979-2 .
- ^ Трус, Гарольд Г. (1987). Современные индийские реакции на религиозный плюрализм . Государственный университет Нью -Йорк Пресс. п. 283. ISBN 978-0-7914-9992-4 .
- ^ Кук, Майкл (2016). Древние религии, современная политика: исламский случай в сравнительной перспективе . ПРИЗНАЯ УНИВЕРСИТЕТА ПРИСЕТА. п. 238. ISBN 978-0-691-17334-4 .
- ^ Grewal, JS (2019). Гуру Гобинд Сингх (1666–1708): Мастер Белого Ястреба . Издательство Оксфордского университета. п. 96. ISBN 978-0-19-099038-1 .
- ^ Малхотра, Аншу; Lambert-Hurley, Siobhan (2015). Говоря о себе: пол, производительность и автобиография в Южной Азии . Герцогский издательство Университета Герцога. п. 195. ISBN 978-0-8223-7497-8 Полем
Со времени создания Халсы в 1699 году некоторые из сикхов, в частности, Халса, пытались создать религиозные нормы и кодексы поведения, которые работали над тем, чтобы придать особую сикхскую идентичность частично путем дистанции от мусульман. Поток в Халсе начал создавать кодексы поведения, литературы Рахита, которая начала «другой» мусульманина/турака (использовался взаимозаменяемо), проходящие принципы, которые включали избегание мяса халяльного, связанного с мусульманами, и сна с мусульманскими женщинами.
- ^ [ 130 ] [ 131 ] [ 132 ] [ 133 ] [ 134 ]
- ^ Джохар, Суриндер Сингх (1998). Святые сикхские святыни . Нью -Дели: MD Publications. п. 63. ISBN 978-81-7533-073-3 Полем OCLC 44703461 .
- ^ WH McLeod (2009). А до z сикхизма . Чучело. С. XXV, 52, 214–215. ISBN 978-0-8108-6344-6 .
- ^ Мерфи, Энн (2012). Материальность прошлого: история и представление в сикхской традиции . Издательство Оксфордского университета. п. 73. ISBN 978-0-19-991629-0 .
- ^ Jump up to: а беременный Хэдли, Майкл Л. (2001). Духовные корни восстановительного правосудия ,. Государственный университет Нью -Йорк Пресс. С. 20, 207–214. ISBN 978-0-7914-9114-0 .
- ^ Dahiya, Amardeep (2014). Основатель Халсы: жизнь и времена Гуру Гобинд Сингх . Hay House, Inc. с. 183. ISBN 9789381398616 .
- ^ Jump up to: а беременный в Ананд, Т.К. (2005). Сущность сикхизма - 7 . Мадхубун книги. п. 63. ISBN 9788125919483 .
- ^ Jump up to: а беременный «Chaar Sahihzaade: незабываемая история сикхского героизма и жертвы» . Государственный деятель . 23 декабря 2021 года.
- ^ Сингх, Притипал (2006). История сикхских гуру . ISBN 9788183820752 .
- ^ Dahiya, Amardeep (2014). Основатель Халсы: жизнь и времена Гуру Гобинд Сингх . Hay House, Inc. с. 186. ISBN 9789381398616 .
- ^ Кулвант Сингх, подводящей главу Гур Собхи в его английском переводе Гура Собхи, сказал: «Зоравар Сингх сбежал из битвы при Чарамкаур и встретил Гуру в Раджпутане. Именно этот Зоравар Сингх был убит в Читторе в незначительном драке. . "
- ^ Сингх, Хушвант (1977). История сикхов, том 1: 1469–1839 . Оксфордская Индия Коллекция. п. 81. ISBN 9780195606003 .
- ^ Jump up to: а беременный Дхаван П. (2011). Когда Воробья стали ястребами: создание сикхской традиции воина, 1699–1799 . Издательство Оксфордского университета. С. 45–46. ISBN 978-0-19-975655-1 .
- ^ Ганди, Сурджит (2004). Подход истории к Гуру Гобинд Сингху . Стр. 323, 324. ISBN 8172053061 .
- ^ Подход историка к Гуру Гобинд Сингху . п. 324.
- ^ Гурбилас Паташахи 10 Глава 19
- ^ Grewal 1998 , p. 79
- ^ Меткалф, Барбара Д.; Metcalf, Thomas R. (2012). Краткая история современной Индии . Издательство Кембриджского университета. п. 33. ISBN 978-1-139-53705-6 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Хардип Сингх Сиан (2013). Сикхская боевика в семнадцатом веке: религиозное насилие в Моголах и ранней современной Индии . Ib tauris. С. 222–223. ISBN 978-1-78076-250-0 .
- ^ Сингх, Прити Пал (2007). История сикхских гуру . Lotus Press. п. 158. ISBN 978-81-8382-075-2 .
- ^ Сингх, Санток. Сурадж Грант (в Пенджаби). Перевод Сингха, Содхи Теджа. CSJS. п. 486.
- ^ Однако Хардип Сингх Сиан дает дату 18 октября 1708 года. [ 153 ]
- ^ Сингх, Кесар. Бансавалинама (в пенджаби). Братья Сингх. Стр. 189–190.
- ^ Сингх, Анураг (декабрь 2018 г.). «Пенджаб: колыбель индийской цивилизации и халсы Гуру Гобинд Сингх» (PDF) . Гьянкош: междисциплинарный электронный журнал . 1 : 29.
- ^ Сингх, Пашаура. «Бесстрадание и человеческая справедливость: исследование учения и жертвы Гуру Теха Бахадура с новой точки зрения». Сикхские формации 17.4 (2021): 409–434.
- ^ «Гуру Грант Сахиб» . www.searchgurbani.com . п. 1429 . Получено 18 января 2023 года .
- ^ Халса, Харджиндер Сингх (17 февраля 2017 г.). ' ' Dohra 'Mahalla 10 " . Сикхнет . Получено 18 января 2023 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Сингх, Трилочан (1967). «Глава XXIV». Гуру Тех Бахадур, Пророк и Мученик: биография . Гурдвара Парбандхак комитет. Стр. 317, 325.
- ^ Сингх, Пашаура; Фенеч, Луи Э. (2014). Оксфордский справочник сикхских исследований . УП Оксфорд. п. 478. ISBN 978-0-19-969930-8 .
Библиография
- Grewal, JS (1998). Сикхи Пенджаба . Тол. 2–3. Издательство Кембриджского университета. п. 72. ISBN 978-0-521-63764-0 .
- Дженкинс, Эверетт (2000). Мусульманская диаспора (том 2, 1500–1799): полная хронология распространения ислама в Азии, Африке, Европе и Америке . Макфарланд. п. 200. ISBN 978-1-4766-0889-1 .
- Олсон, Карл (2007). Многие цвета индуизма: тематическое историческое введение . Рутгерс Университет Пресс.
- Трушке, Одри (2017). Аурангзеб: жизнь и наследие самого противоречивого короля Индии . Издательство Стэнфордского университета.
Дальнейшее чтение
- Deora, Man Singh (1989). Гуру Гобинд Сингх: литературное обследование . Нью -Дели: публикации Anmol. ISBN 978-81-7041-160-4 Полем OCLC 21280295 .
- Сингх, Гобинд; Джасбир Каур Ахаджа (1996). Зафранама Гуру Гобинд Сингх . Мумбаи: Бхаратия Видья Бхаван. OCLC 42966940 .
- Сингх, профессор Суриндерджит, трансляция Гуру Гобинд Сингха Зафарнаната и поэтический рендеринг на английском языке. Братья Сингх, Амритсар. 2003. ISBN 81-7205-272-3 .
- Шри Дасам Грант Сахиб: Вопросы и ответы: книга о Шри Дасам Грант Сахиб
Внешние ссылки
СМИ, связанные с Гуру Гобинд Сингх в Wikimedia Commons
Цитаты, связанные с Гуру Гобинд Сингх в Wikiquote