Архитектура Германии
Архитектура Германии имеет долгую, богатую и разнообразную историю. все основные европейские стили, от римского до постмодерна Представлены , включая знаменитые образцы архитектуры Каролингов , романского стиля , готики , ренессанса , барокко , классического , современного и интернационального стилей .
Столетия раздробления Германии на княжества и королевства привели к большому региональному разнообразию и развитию народной архитектуры . Это привело к созданию неоднородного и разнообразного архитектурного стиля, архитектура которого различалась от города к городу. Хотя это разнообразие все еще можно наблюдать в небольших городах, разрушение архитектурного наследия в центрах крупных городов во время Второй мировой войны отчасти привело к обширной реконструкции, характеризующейся простой модернистской архитектурой. Однако в этом контексте следует подчеркнуть, что многие немецкие города уже изменили свое лицо в ходе индустриализации XIX и XX веков, когда такие города, как Мюнхен или Берлин, превратились из очень маленьких муниципалитетов в крупные города. В целом около 7 из 10 зданий до Второй мировой войны все еще стоят. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] при этом даже 40 % зданий Берлина были построены до 1950 года. [ 4 ]
Таким образом, немецкая городская культура является не только городской, но также формируется средними городами, сельскими городками и большими деревнями. С архитектурной точки зрения общепризнанным фактом является то, что основные центры не являются репрезентативными для всей страны.
Бранденбургские ворота , [ 5 ] Кельнский собор , церковь Святого Павла (Франкфурт-на-Майне) , замок Нойшванштайн , замок Хамбах , Вартбург и здание Рейхстага — одни из самых символичных сооружений Германии.
Доисторическая архитектура
[ редактировать ]было найдено одно из старейших зданий в мире В Билцингслебене , датируемое примерно 400 000 лет назад. [ 7 ]
Начиная с культуры линейной керамики, круглые ограждения и длинные дома , самые большие здания своего времени, были построены в Германии примерно с 5000 г. до н.э.
Унетицкая культура воздвигла большой курган, подобный кургану Лойбинген и могилам в Хельмсдорфе и Борнхеке .
Поле урн/кельтская архитектура
[ редактировать ]К позднему бронзовому веку ( культура поля урн ок . 1300 г. до н. э. – ок. 750 г. до н. э. ) заменила культуры колокольных кубков , унетице и курганов в Центральной Европе. [ 8 ] в то время как скандинавский бронзовый век развивался в Скандинавии и северной Германии. Гальштатская культура , развившаяся из культуры Урнфилда, была преобладающей культурой Западной и Центральной Европы с 12 по 8 века до нашей эры и в период раннего железного века (8-6 века до нашей эры). За ней последовала культура Ла Тен (V-I вв. до н. э.).
Люди, перенявшие эти культурные особенности в центральной и южной Германии, считаются кельтами . Каким образом и связаны ли кельты с культурой Урнфилда, остается спорным. Однако кельтские культурные центры возникли в Центральной Европе в период позднего бронзового века ( ок. 1200 г. до н.э. - 700 г. до н.э.). Некоторые, например, Хойнебург , старейший город к северу от Альп, [ 9 ] превратились в важные культурные центры железного века в Центральной Европе, которые поддерживали торговые пути в Средиземноморье . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
Италийские народы , в том числе латиняне , от которых произошли римляне , происходят из культуры Урнфилдов Центральной Европы. Позже римляне вернутся в Германию, чтобы возвести здания римской архитектуры. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Древнеримская архитектура
[ редактировать ]Римская империя когда-то простиралась на большую часть сегодняшней Федеративной Республики Германия до сих пор сохранились руины , и в Липах пограничной оборонительной системы Древнего Рима , датируемой примерно 100–150 гг. Н.э. , обозначающей границы Римской империи . Помимо пограничных укреплений, таких как форты и военные лагеря, римляне также строили парилки , мосты и амфитеатры .
Важным мегаполисом того времени был Трир , где расположены Порта-Нигра , крупнейшие римские городские ворота к северу от Альп, а также остатки различных термальных курортов , римский мост и (в значительной степени реконструированная) Аула Палатина .
С уходом римлян их городская культура и достижения в архитектуре (например, полы с подогревом, стеклянные окна) исчезли из Германии.
прероманский стиль
[ редактировать ]Дороманский примерно в 500 году , период в западноевропейской архитектуре обычно датируется либо возникновением королевства Меровингов либо эпохой Каролингского Возрождения в конце 8-го века, началом романского периода 11-го века. Немецкие постройки этого периода включают аббатство Лорш . В нем сочетаются элементы римской триумфальной арки (арочные переходы, полуколонны) с народным тевтонским наследием (безосновательные треугольники слепой аркады, полихромная кладка).
Одной из важнейших церквей этого стиля является аббатская церковь Св. Михаила , построенная между 1001 и 1031 годами под руководством епископа Бернварда Хильдесхаймского (993–1022) как часовня его бенедиктинского монастыря . Он построен в так называемом оттонском (раннероманском) стиле . Оттоновский Ренессанс был эпохой Возрождения, которая сопровождала правление первых трех императоров Саксонской династии , всех звали Отто: Отто I (936–973), Отто II (973–983) и Отто III (983–1002).
романский
[ редактировать ]Романский . период, с 10 по начало 13 века, характеризуется полукруглыми арками, массивным внешним видом, небольшими парными окнами и паховыми сводами Многие церкви в Германии датируются этим временем, в том числе двенадцать романских церквей Кельна . Самым значительным зданием этого периода в Германии является Шпайерский собор . Он строился поэтапно примерно с 1030 года и в 11 веке был самым большим зданием в христианском мире и архитектурным символом власти династии Салиан , династии четырёх немецких королей (1024–1125).
соборы Вормса и Майнца Еще одним важным примером романского стиля являются . В эту эпоху было основано множество церквей и монастырей, особенно в Саксонии-Анхальт . Рейнский романский стиль, например, в Лимбургском соборе , создавал произведения, в которых использовалась цветная окантовка. Особое значение имеют также церковь Св. Серватия в Кведлинбурге , а также Любекский собор , Брауншвейгский собор , соборы Св. Марии и Св. Михаила в Хильдесхайме , Трирский собор , Наумбургский собор и Бамбергский собор , последний этап строительства которых приходится на Готический период.
Аббатство Маульбронн считается ярким примером цистерцианской архитектуры . Он был построен между 12 и 15 веками и поэтому включает в себя элементы готики. В 11 веке здесь также началось строительство многочисленных замков, в том числе знаменитого замка Вартбург , который позже был расширен в готическом стиле.
Готика
[ редактировать ]Готическая архитектура процветала в период высокого и позднего средневековья . Он произошел от романской архитектуры. Первые готические здания в Германии были построены примерно в 1230 году, например Либфрауэнкирхе (по-немецки «Церковь Богоматери ») ок. 1233–1283 гг. в Трире , который является одним из важнейших соборов ранней готики в Германии и попадает в архитектурную традицию французской готики . [ нужна ссылка ]
Фрайбургский собор строился в три этапа: первый начался в 1120 году при герцогах Церингенских , второй — в 1210 году, а третий — в 1230 году. От первоначального здания сохранился только фундамент. Он известен своей 116-метровой башней, которая, по общему мнению, Якоб Буркхардт является самой красивой в христианской архитектуре. Башня почти квадратная в основании, а в ее центре находится двенадцатиугольная звездная галерея. Над этой галереей восьмиугольная конусообразная башня со шпилем наверху. Это единственная готическая церковная башня в Германии, построенная в средние века (1330 г.) и пережившая бомбардировки ноября 1944 года, в результате которых были разрушены все дома на западной и северной стороне рынка.
Кёльнский собор после Миланского собора является крупнейшим готическим собором в мире. Строительство началось в 1248 году и продолжалось с перерывами до 1880 года – период более 600 лет. Его длина 144,5 метра, ширина 86,5 метра, а высота двух башен составляет 157 метров. [ 19 ] Из-за огромных двойных шпилей у нее также самый большой фасад среди всех церквей в мире. Хор собор собора, измеренный между опорами, также отличается самым большим соотношением высоты к ширине среди всех средневековых церквей - 3,6: 1, что превосходит даже Бове , свод которого немного выше. [ 20 ]
Кирпичная готика ( нем . Backsteingotik ) — особый стиль готической архитектуры, распространенный в Северной Европе , особенно в Северной Германии и регионах вокруг Балтийского моря , где отсутствуют природные ресурсы горных пород. Здания построены более или менее из одного кирпича . Штральзунда Ратуша и церковь Св. Николая являются хорошими примерами этого стиля. Такие города, как Любек , Росток , Висмар , Штральзунд , Грайфсвальд, а также различные города, такие как Щецин , Колобжег , Гданьск на территории современной северной и западной Польши, регионы, которые были заселены немцами со средневековья, сформированы в этом региональном стиле. Образцом для многих северогерманских церквей послужила церковь Святой Марии в Любеке, построенная между 1200 и 1350 годами.
Строительство готических церквей сопровождалось строительством домов гильдий и строительством ратуш поднимающейся буржуазией . Хорошим примером является готическая ратуша (13 век) в Штральзунде . Есть также ратуша Бремена (1410 г.) и (реконструированная) ратуша Мюнстера (первоначально 1350 г.).
Жилища этого периода представляли собой в основном постройки с деревянным каркасом , которые до сих пор можно увидеть в Госларе и Кведлинбурге . В Кведлинбурге находится один из старейших фахверковых домов в Германии. Метод строительства, широко используемый для городских домов в периоды Средневековья и Возрождения (см. Дорнштеттен , изображенный выше), сохранялся и в 20 веке для сельских построек. В Германии около 2,4 миллиона деревянных каркасных зданий. [ 23 ]
Ренессанс
[ редактировать ]Архитектура эпохи Возрождения относится к периоду между началом 14 и началом 16 веков в разных частях Европы, когда произошло сознательное возрождение и развитие определенных элементов древнегреческой и римской мысли и культуры. Самым ранним примером архитектуры эпохи Возрождения в Германии является часовня Фуггеров в церкви Святой Анны в Аугсбурге . В то время Германия была разделена на многочисленные княжества, граждане, как правило, имели мало прав, а вооруженные конфликты, особенно религиозные конфликты протестантской Реформации , привели к тому, что большие участки земли оставались практически неосвоенными.
Некоторые князья, однако, пропагандировали современное искусство, например, в Торгау , Ашаффенбурге и Ландсхуте , где зародилась эпоха Возрождения. Примеры включают украшенный внутренний двор замка Траусниц и герцогскую резиденцию Ландсхут в центре города, построенную мастерами итальянского Возрождения.
Церковь Святого Михаила в Мюнхене (начатая около 1581 года) является важным зданием эпохи Возрождения. Здесь также находится Гейдельбергский замок с типичными фасадами эпохи Возрождения и Аугсбургская ратуша , построенная с 1614 по 1620 год аугсбургским архитектором Элиасом Холлом .
В районе Везера расположено множество замков и усадеб в стиле везерского ренессанса . В Вольфенбюттеле как особые образцы эпохи Возрождения стоит упомянуть замок гвельфов и евангелическую городскую церковь Беата-Мария-Виргинис. В Тюрингии и Саксонии построено множество церквей и дворцов в стиле ренессанс, например, замок Вильгельма с замком в Шмалькальдене, церковь Рудольштадта, замок Гота, Старая ратуша в Лейпциге, интерьер пресвитерии, Фрайбергский собор , замок в Дрездене или Шенхоф в Гёрлице. На севере Германии находится замок Гюстровер и богатый интерьер церкви Николая в Штральзунде .
Барокко
[ редактировать ]Архитектура барокко зародилась в начале 17 века в Италии, заново изобретая гуманистический словарь архитектуры эпохи Возрождения в новой риторической, театральной и скульптурной манере, выражая триумф абсолютистской церкви и государства. В то время как эпоха Возрождения опиралась на богатство и власть итальянских дворов и представляла собой смесь светских и религиозных сил, барокко напрямую связано с Контрреформацией , движением внутри католической церкви за реформирование в ответ на протестантскую Реформацию .
Стиль барокко пришел в Германию после Тридцатилетней войны . Барочная архитектура королевских и княжеских домов немецкого правительства была основана на модели Франции, особенно двора Людовика XIV в Версале . Примером может служить дворец Цвингер в Дрездене , построенный Маттеусом Даниэлем Пёппельманном с 1709 по 1728 год первоначально для проведения придворных празднеств. Архитектура абсолютизма всегда ставила правителя в центр, тем самым увеличивая пространственную композицию, например, власть правителя – возможно, в виде великолепной лестницы, ведущей к личности правителя.
Взаимодействие архитектуры, живописи и скульптуры является важной чертой архитектуры барокко. Важным примером является Вюрцбургская резиденция с Императорским залом и лестницей, строительство которой началось под руководством Иоганна Бальтазара Неймана в 1720 году. Фрески над лестницей были написаны Джованни Баттистой Тьеполо в период с 1751 по 1753 год.
Другими известными дворцами в стиле барокко являются Новый дворец в Потсдаме , замок Шарлоттенбург в Берлине , замок Вайсенштайн в Поммерсфельдене и замок Аугустусбург в Брюле , интерьеры которых частично выполнены в стиле рококо . Рококо — это поздняя фаза барокко, в которой украшения стали еще более обильными и большинство цветов проявилось в еще более ярких тонах. Например, дворец Сан-Суси , построенный с 1745 по 1747 год, бывший летним дворцом Фридриха Великого , короля Пруссии , в Потсдаме , недалеко от Берлина .
Наиболее известные примеры баварского барокко включают бенедиктинское аббатство в Оттобойрене , Вельтенбург и аббатство Этталь , а также церковь Асам в Мюнхене.
Другими примерами церковной архитектуры в стиле барокко являются базилика Вирценхейлиген в Верхней Франконии и перестроенная Фрауэнкирхе в Дрездене, созданная Джорджем Бэром между 1722 и 1743 годами.
Классицизм
[ редактировать ]Классицизм пришел в Германию во второй половине XVIII века. Он черпал вдохновение из классической архитектуры античности и был реакцией на стиль барокко как в архитектуре, так и в ландшафтном дизайне .
Садовое королевство Дессау -Вёрлиц — один из первых и крупнейших английских парков в Германии. Он был создан в конце 18 века при регентстве герцога Леопольда III Ангальт-Дессау (1740–1817) после возвращения из большого тура по Италии, Нидерландам, Англии, Франции и Швейцарии, который он совершил вместе со своим архитектором. друг Фридрих Вильгельм фон Эрдмансдорф . В отличие от формальных садов в стиле барокко , он прославлял натуралистическую манеру английского ландшафтного сада и символизировал обещанную свободу эпохи Просвещения .
Бранденбургские ворота , построенные по заказу прусского короля Фридриха-Вильгельма II в знак мира и завершенные Карлом Готхардом Лангансом в 1791 году, возможно, являются одним из самых известных памятников классицизма в Германии. Бранденбургские ворота реставрировались с 2000 по 2002 год Фондом охраны памятников Берлина Stiftung Denkmalschutz Berlin . [ 25 ] Сейчас он считается одной из самых известных достопримечательностей Европы.
Самым важным архитектором этого стиля в Германии, несомненно, был Карл Фридрих Шинкель . Стиль Шинкеля в его наиболее продуктивный период определяется обращением к греческой, а не римской архитектуре, избегая стиля, который был связан с недавними французскими оккупантами. Его самые известные здания находятся в Берлине и его окрестностях. К ним относятся Neue Wache (1816–1818), Шаушпильхаус (1819–1821) на Жандарменмаркте , который заменил более ранний театр, разрушенный пожаром в 1817 году, и Старый музей (старый музей, см. Фото) на Музейном острове (1823 г.). –1830).
Лео фон Кленце (1784–1864) — придворный архитектор баварского короля Людвига I , ещё один видный представитель стиля греческого возрождения . Страсть Людвига к эллинизму вдохновила архитектурный стиль фон Кленце, который построил множество неоклассических зданий в Мюнхене, в том числе Румешхалле и Моноптерос в Английском саду. На Кенигсплац он спроектировал, пожалуй, самый известный современный эллинистический архитектурный ансамбль.
Около Регенсбурга он построил храм Валгаллы , названный в честь Валгаллы , дома богов в скандинавской мифологии.
Еще одним важным зданием того периода является замок Вильгельма в Касселе (начат в 1786 году).
Историзм
[ редактировать ]Историзм , иногда известный как эклектика , — это архитектурный стиль, черпающий вдохновение из исторических стилей или мастерства. После неоклассического периода (который сам по себе можно было бы считать историцистским движением) в середине 19 века возникла новая историческая фаза, отмеченная возвратом к более древнему классицизму, в частности в архитектуре и в жанре исторической живописи .
Важным архитектором этого периода был Готфрид Земпер , который построил галерею (1855 г.) во дворце Цвингер и оперу Земпера (1878 г.) в Дрездене , а также участвовал в первом проекте Шверинского дворца . Здания Земпера имеют черты, заимствованные из стиля раннего ренессанса, барокко, и даже имеют колонны коринфского ордера, типичные для древнегреческой архитектуры . [ 26 ] [ 27 ]
В Германии существовали региональные варианты исторических стилей. Примерами могут служить курортная архитектура (особенно в МВ на немецком побережье Балтийского моря), Ганноверская школа архитектуры и нюрнбергский стиль.
Пристрастие к средневековым зданиям имеет свой самый известный образец в замке Нойшванштайн , который Людвиг II ввел в эксплуатацию в 1869 году. Нойшванштайн был спроектирован Кристианом Янком , театральным художником-декоратором, что, возможно, объясняет фантастический характер получившегося здания. Архитектурный опыт, жизненно важный для строительства здания в таком опасном месте, был предоставлен сначала мюнхенским придворным архитектором Эдуардом Риделем , а затем Георгом фон Доллманном , зятем Лео фон Кленце.
В конце периода также находится здание Рейхстага (1894 г.) работы Пола Валлота .
Модерн ( Югендстиль )
[ редактировать ]Немецкий модерн широко известен под немецким названием « Югендстиль» . Название взято из художественного журнала Jugend , который издавался в Мюнхене и поддерживал новое художественное движение. Два других журнала, Simplicissimus , издаваемый в Мюнхене, и Pan , издаваемый в Берлине, оказались важными сторонниками модерна. Двумя основными центрами искусства модерна в Германии были Мюнхен и Дармштадт.
Опираясь на традиционную немецкую гравюру , этот стиль использует точные и четкие края, элемент, который сильно отличается от плавных линий, наблюдаемых в стиле модерн в других местах. Генри Ван де Вельде , проработавший большую часть своей карьеры в Германии, был бельгийским теоретиком, который повлиял на многих других, чтобы они продолжили заниматься этим стилем графического искусства, включая Питера Беренса , Германа Обриста и Рихарда Римершмида . Август Энделл — еще один известный дизайнер в стиле модерн. [ 28 ]
Современный
[ редактировать ]Отличительной особенностью современной архитектуры является отсутствие ненужных украшений в здании и верность его структуре и функциям. Этот стиль обычно описывается четырьмя лозунгами: орнамент — преступление , верность материалам , форма следует за функцией и описание Ле Корбюзье домов как «машин для жизни». Он возник в начале 20 века. Он был принят многими влиятельными архитекторами и преподавателями архитектуры . Хотя в первой половине века было построено немного «современных зданий», после Второй мировой войны он стал доминирующим архитектурным стилем для институциональных и корпоративных зданий на три десятилетия.
Первоначальным толчком к модернистской архитектуре в Германии послужило главным образом промышленное строительство, в котором архитектурный дизайн не был так сильно подвержен преобладающему историзму, например Машинный зал AEG в Берлине Питера Беренса (1908–1909) и особенно Фагуса . Фабрика Вальтера Гропиуса в Альфельде-ан-дер-Лайне (1911–1914). В этот период (1915 г.) произошло строительство первого небоскрёба в Йене .
Так называемый «классический модернизм» в Германии по сути идентичен Баухаусу , основанному Вальтером Гропиусом в 1919 году, вскоре после того, как он сменил Генри ван де Вельде в Веймаре на посту директора Школы искусств и ремесел. Баухаус стал самой влиятельной школой искусства и архитектуры 20 века. Хотя поначалу здесь не было архитектурного отдела, Гропиус видел в архитектуре «конечную цель всей художественной деятельности».
Башня Эйнштейна (нем. Einsteinturm ) — астрофизическая обсерватория в Научном парке Альберта Эйнштейна в Потсдаме , спроектированная архитектором Эрихом Мендельсоном . Это был один из первых крупных проектов Мендельсона, завершенный, когда в его штате работал молодой Ричард Нейтра , и его самое известное здание. Во времена инфляции и экономических трудностей Баухаус искал экономичный, функциональный и современный дизайн жилья. Так в Веймаре в 1923 году возник Дом-ам-Хорн Георга Мухе и Адольфа Мейера . В 1925 году, через год после того, как националистические партии получили большинство в парламенте Тюрингии, Баухаус в Веймаре был закрыт. В том же году в Дессау Гропиус начал строительство новой школы, завершенной в 1926 году. Баухаус Дессау на сегодняшний день является самым известным памятником классического современного искусства в Германии.
Когда нацисты пришли к власти в 1932 году, Баухаус закрылся. После этого возникла диаспора мастеров и учеников Баухауза по всему миру, особенно в США, и стиль Баухаус распространился по всему миру, став известным как Международный стиль . В 1927 году одним из первых и наиболее определяющих проявлений международного стиля стало поместье Вайсенхоф в Штутгарте, построенное как часть выставки «Die Wohnung», организованной Deutscher Werkbund под руководством Миса ван дер Роэ . В число пятнадцати архитекторов, внесших вклад, входил Мис и другие имена, наиболее связанные с движением: Питер Беренс , Ле Корбюзье , Вальтер Гропиус , Дж. Дж. П. Уд , Март Стам и Бруно Таут . Выставка пользовалась огромной популярностью, ее ежедневно посещали тысячи людей.
Ряд жилых комплексов, построенных в этот период, сейчас являются одними из самых важных зданий модернистского периода. К ним относятся жилой комплекс «Подкова», построенный в Берлине в 1930 году Бруно Таутом и Мартином Вагнером во времена Веймарской республики , « Надел Даммершток» (1930) в Карлсруэ Гропиусом и « Цехе Цольферайн» в Эссене , построенный с 1927 по 1932 год Фрицем Шуппом и Мартином. Креммер .
Между 1926 и 1940 годами большинство радиовышек в Германии были построены из дерева, самой высокой из которых была башня передатчика Мюлаккера (190 метров). [ нужна ссылка ] Единственная сохранившаяся из них — Гливицкая радиобашня в Гливице (ныне Польша).
Национал-социализм
[ редактировать ]Нацистская архитектура (1933–1945) с главным архитектором Альбертом Шпеером служила пропагандистским целям. [ нужна ссылка ]
Послевоенное восстановление
[ редактировать ]Во время стратегических бомбардировок союзников во время Второй мировой войны исторические центры большинства городов понесли серьезные потери архитектурного наследия, причем в значительных случаях они были почти полностью уничтожены.
Яростно обсуждаемые усилия по восстановлению после войны значительно различались между Восточной и Западной Германией , а также между отдельными городами. В большинстве городов некоторые из наиболее важных достопримечательностей были восстановлены или реконструированы, часто в упрощенной форме. В целом города реконструировались не в соответствии с их историческим обликом, а в функциональном модернистском стиле, часто с большим упором на крайне необходимое жилье, чем на исторические постройки.
В 21 веке во многих немецких городах в последнее время наблюдается тенденция к возобновлению работ по реконструкции и новой классической архитектуре в основных районах. Примеры этого можно найти на Ноймаркте в Дрездене (включая знаменитую Фрауэнкирхе ), с реконструкциями в старом городе Франкфурта Берлина ( Дом-Рёмер , с дворцом Городским Проект и старым рынком и Городским дворцом Потсдама ) .
См. также
[ редактировать ]Часть серии о |
Культура Германии |
---|
Фестивали |
Музыка |
- Немецкий архитектурный музей
- Немецко-чилийская архитектура
- Ассоциация немецких архитекторов
- Список немецких архитекторов
- Список архитектурных школ в Германии
- Архитектура Берлина
- Архитектура Мюнхена
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Загрузка общих документов» (PDF) . www.zensus2011.de .
- ^ «Ронкардор Тильман фон» (PDF) . edoc.ub.uni-muenchen.de .
- ^ «Постановочная тяжелая работа: миф о женщинах-подвалах» . 8 августа 2022 г.
- ^ «Старое или новое здание? Так живет Берлин» .
- ^ Эллинг, Эльмар (29 декабря 2005 г.). «Национальный символ | bpb» . bpb.de (на немецком языке) . Проверено 6 января 2022 г.
- ↑ Памятники , Том 28 (2018), № 4, стр. 18–23, здесь стр. 21.
- ^ Homo erectus husemann.net (на немецком языке)
- ^ Иньиго Олальде (8 марта 2018 г.). «Феномен стакана и геномная трансформация Северо-Западной Европы» . Природа . 555 (7695). Национальный центр биотехнологии: 190–196. Бибкод : 2018Natur.555..190O . дои : 10.1038/nature25738 . ПМЦ 5973796 . ПМИД 29466337 .
- ^ «Кельтский город: Государственные дворцы и сады Баден-Вюртемберга» . www.heuneburg-pyrene.de . Проверено 3 мая 2024 г.
- ^ «Хойнебург (Гербертинген-Хундерзинген)» . Региональные исследования онлайн . Проверено 17 апреля 2020 г.
- ^ Геродот (1857 г.). Музы Геродота в библиотеке Ханяна.
- ^ Геродот (1829 г.). Геродота. Книга 9 Истории Г. о. Мейер. стр. 110–.
- ^ Гимбутас, Мария (25 августа 2011 г.). Культуры бронзового века в Центральной и Восточной Европе . Вальтер де Грюйтер. стр. 100–. ISBN 978-3-1116-6814-7 .
- ^ Милисаускас, Шарунас (30 июня 2002 г.). Европейская предыстория: обзор . Springer Science & Business Media. стр. 363–. ISBN 978-0-3064-7257-2 .
- ^ Рэнкин, Дэвид; HD Ранкин (1996). Кельты и классический мир . Психология Пресс. ISBN 978-0-4151-5090-3 .
- ^ Саупе, Тина; Монтинаро, Франческо; Скэджион, Чинция; Каррара, Никола; Кивисилд, Тоомас; Д'Атанасио, Евгения; Хуэй, Жоюнь; Сольник, Ану; Лебрассер, Офелия; Ларсон, Грегер; Алессандри, Лука (21 июня 2021 г.). «Древние геномы обнаруживают структурные сдвиги после прибытия степных предков на Итальянский полуостров» . Современная биология . 31 (12): 2576–2591.e12. дои : 10.1016/j.cub.2021.04.022 . hdl : 11585/827581 . ISSN 0960-9822 . ПМИД 33974848 . S2CID 234471370 .
- ^ Анели, Серена; Калдон, Маттео; Саупе, Тина; Монтинаро, Франческо; Пагани, Лука (1 октября 2021 г.). «Через 40 000 лет присутствия человека в Южной Европе: пример Италии» . Генетика человека . 140 (10): 1417–1431. дои : 10.1007/s00439-021-02328-6 . ISSN 1432-1203 . ПМЦ 8460580 . ПМИД 34410492 . Архивировано из оригинала 27 октября 2023 года . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ Саупе и др. 2021 «Результаты показывают, что компонент предков, связанный со степями, мог впервые прийти через группы поздних N / колокольчиков из Центральной Европы ».
- ^ «Официальный сайт Кёльнского собора» . Архивировано из оригинала 13 июня 2016 года . Проверено 18 октября 2009 г.
- ^ Банистер Флетчер, История архитектуры на основе сравнительного метода
- ^ Город всемирного наследия, Кведлинбург. «Музей фахверка в стендовой конструкции» . Кведлинбург – город Всемирного наследия . Проверено 3 мая 2024 г.
- ^ «Германия: 15 красивых фахверковых городов, которые вы должны увидеть» . phototravelers.de . 20 августа 2021 г. . Проверено 3 мая 2024 г.
- ^ Süddeutsche Zeitung (17 мая 2010 г.). «Шопинг в исторических дворах» (на немецком языке) . Проверено 7 сентября 2023 г.
- ^ Берингер, Вольфганг (2011). «Ядро и периферия: Священная Римская империя как коммуникационная вселенная». Священная Римская империя, 1495–1806 гг. (PDF) . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 347–358. ISBN 978-0-19-960297-1 . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года . Проверено 7 августа 2022 г.
- ^ «Бранденбургские ворота» (на немецком языке). Берлинский фонд охраны памятников. Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 14 мая 2011 г.
- ^ «Анфенге (на немецком языке)» . Земперопер. Архивировано из оригинала 5 июня 2009 года . Проверено 9 августа 2009 г.
- ^ «Маленький придворный театр (на немецком языке)» . Земпер Опера. Архивировано из оригинала 10 ноября 2007 года . Проверено 9 августа 2009 г.
- ^ «Ар Нуво – Искусство модерна» . Huntfor.com. Архивировано из оригинала 22 февраля 2013 года . Проверено 25 марта 2013 г.