Линия Колдер-Вэлли
Линия Колдер-Вэлли | |||
---|---|---|---|
![]() Northern . Class 158 Экспресс-спринтер на Хебденском мосту в 2017 году | |||
Обзор | |||
Владелец | Сетевая железная дорога | ||
Местный | Западный Йоркшир Большой Манчестер Ланкашир Северо-Западная Англия Йоркшир и Хамбер | ||
Условия | |||
Услуга | |||
Оператор(ы) | Северный Гранд Сентрал | ||
Технический | |||
Количество дорожек | 2 | ||
Характер | Тяжелый рельс | ||
Ширина колеи | 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ( 1435 мм ) Стандартная колея | ||
|
Линия Колдер-Вэлли |
---|




Линия Колдер-Вэлли (также ранее известная как линия Колдервейл ) — железнодорожный маршрут в Северной Англии между городами Лидс и Манчестер, также морским курортом Блэкпул а . Это более медленный из двух основных железнодорожных маршрутов между Лидсом и Манчестером (второй - линия Хаддерсфилда ) и самый северный из трех основных транспеннинских маршрутов.
Услуги
[ редактировать ]Пассажирские поезда обслуживаются компанией Northern и курсируют по следующему графику:
- Развязка Брэдфорд – Галифакс – Хаддерсфилд ( класс 150 и иногда класс 158 )
- Лидс – Дьюсбери – Манчестер Виктория – Уиган Уоллгейт ( класс 158 , а иногда и класс 195 Civity )
- Лидс – Галифакс – Манчестер Виктория – Честер ( класс 195 городской )
- Йорк – Лидс – Галифакс – Престон – Северный Блэкпул ( класс 195 городской )
- Блэкберн – Бернли – Тодморден – Манчестер Виктория ( класс 150 или 156 )
- Галифакс – Брэдфордская развязка – Лидс – Халл ( класс 158 )
Эта линия, наряду с линией Хаддерсфилд , а также линиями Йорка и Селби, в прошлом объединялась в национальных расписаниях, чтобы показать сообщение от побережья до побережья, но с мая 2018 года была снова разделена на отдельные маршруты по эксплуатационным причинам и для повышения надежности обслуживания. . Сквозной рейс в Честер (с ограниченным перерывом в пиковую нагрузку до порта Элсмир через Хелсби) начался в мае 2019 года.
Услуги в Западном Йоркшире спонсируются компанией West Yorkshire Metro , чьи билеты (включая Metrocards) можно использовать до моста Хебден между Лидсом и Блэкпулом и до Уолсдена между Лидсом и Манчестером.
Маршрут
[ редактировать ]До объединения 1923 года первый участок линии (Лидс – Брэдфорд) принадлежал Великой Северной железной дороге (GNR); и вся остальная часть - Ланкаширско-Йоркширской железной дорогой (L&YR), за исключением последнего участка ветки, ведущей в Хаддерсфилд, которая принадлежала Лондонской и Северо-Западной железной дороге (LNWR).
На участке между Галифаксом и Бернли линия использует долину реки Колдер , которая фактически состоит из двух отдельных долин с одноименными реками, Западного Йоркшира и реки Колдер в Ланкашире , что дало этим службам свое название; он также следует по каналу Рочдейл из Тодмордена в Манчестер. Поскольку маршрут пересекает Пеннины приходится преодолевать множество туннелей , по пути .
Корпоративный план Совета Британских железных дорог на 1983–1988 годы обозначил маршруты между перекрестком Милнер-Ройд (к востоку от моста Соуерби ) и перекрестком Боулинг (к югу от развязки Брэдфорд); и перекрестки Милнер-Ройд и перекресток Хитон-Лодж (к западу от Мирфилда) будут «выделены» в списке «Предлагаемое устранение несущественных нескольких путей». [ 1 ] Сочетание факторов означало, что это так и не было реализовано: лучшие уклоны для грузовых перевозок, чем на транспеннинском маршруте Хаддерсфилда; а неопределенность середины 1980-х годов по поводу маршрута Сеттл-Карлайл привела к тому, что он стал предпочтительным маршрутом для грузов между Лидсом и Престоном/Карлайлом.
Сегодня Хебден-Бридж и Лидс - единственные станции, куда заезжают все службы, описание маршрута следует.
Лидс – Брэдфорд
[ редактировать ]Чтобы узнать о начальном участке маршрута между Лидсом и Брэдфордом , см. Линии Лидс – Брэдфорд .
Брэдфорд – Галифакс
[ редактировать ]Многие станции на этом маршруте закрыты. Станции, открытые в настоящее время, выделены жирным шрифтом. Оригинальные обслуживаемые места и примечания по маршруту:
- Боулинг был назван Bowling Junction из-за его связи с GNR на этом этапе.
- вот туннель для боулинга длиной 1648 ярдов (1483 м)
- Лоу-Мур , также перекресток с GNR. Закрыт в 1965 году и вновь открыт в апреле 2017 года.
- здесь был треугольный перекресток линии L&YR на Дьюсбери.
- вот два туннеля: туннель Нью-Фернес и туннель Уайк.
- Уайк и Норвуд Грин
- вот перекресток Пикл-Бридж на линии Пикл-Бридж, ведущей в Хаддерсфилд: сейчас закрыто, было две станции: Бэйлиф-Бридж и Клифтон-роуд.
- Лайтклифф
- вот туннель Лайтклифф
- Хипперхолм
- вот туннель Бикон-Хилл длиной 1105 ярдов (995 м)
- Галифакс
24 октября 1901 года, когда в 18.10 товарный поезд из Лоу-Мур в Лидс проходил через туннель для боулинга, задняя часть оторвалась. Он остановился в туннеле, и в 21:05 на него наехал товарный поезд, следовавший из Лоу-Мура в Лейстердайк. Обломки, частично блокирующие верхнюю линию, затем в 21:00 столкнулись с пассажирским поездом, следовавшим из Лидса в Манчестер. Никто не погиб, но подвижному составу был нанесен значительный ущерб. [ 2 ]
Галифакс – Хаддерсфилд
[ редактировать ]Этот маршрут был вновь открыт для пассажиров в 2000 году, когда была вновь открыта станция Бригхаус, и были восстановлены два коротких участка линии (после того, как они не использовались в течение 15 лет), чтобы поезда могли добираться до Хаддерсфилда.
- На перекрестке Драйклаф маршрут Хаддерсфилда отходит от основной линии.
- Станция Гретленд закрылась в 1962 году.
- Станция Элланд закрылась в 1962 году, но ожидается, что она вновь откроется в 2025 году. [ 3 ]
- Бригхаус
- Станция Брэдли закрылась в 1950 году.
- Дейтон используется поездами только на линии Хаддерсфилд; Поезда линии Колдер-Вэлли сюда не заходят.
- Хаддерсфилд
Галифакс – Манчестер Оксфорд Роуд
[ редактировать ]Многие станции на этом маршруте закрыты (или не обслуживаются поездами линии Колдер-Вэлли): первоначальные обслуживаемые станции:
- здесь находился треугольный перекресток линии, ведущей через Мирфилд в Дьюсбери; На этой линии находится станция Бригхаус.
- вот туннель Bank House
- здесь была Копли станция
- линия теперь поворачивает на запад, в долину Колдер, присоединяясь к первоначальной главной линии 1840 года на перекрестке Милнер-Ройд .
- Мост Сауэрби
- у моста Сауэрби, идущего на запад, линия раньше ответвлялась на Риппонден. Первоначально предполагалось, что он продолжит путь до Литлборо, но закончился в Ришворте . Закрыт для пассажиров 8 июля 1929 года.
- здесь была железнодорожная станция Ладденденфут, сейчас закрытая
- Митолмройд
- вот железнодорожный виадук Митолмройд
- Хебденский мост
- (все службы Calder Valley Line обслуживают Хебденский мост )
- вот туннель Weasel Hall
- здесь была Иствуд станция
- вот: Туннель Касл-Хилл ; Туннель Хорсфолл ; и Миллвудский туннель
- Холл-Ройд-Джанкшен : здесь поезда Блэкпула поворачивают на северо-запад, следуя по долине Колдер (см. Ниже).
- Здесь Тодморден линия идет на юг, в той же долине, что и канал Рочдейл.
- Уолсден
- после туннеля Уинтербатли следует туннель Саммит , длина которого составляет 2885 ярдов (2597 м), самый длинный на линиях L&YR. Здесь линия пересекает район Рочдейл Большого Манчестера.
- Литлборо
- Кузнечный мост
- Рочдейл : перекресток двух линий: на Бэкап (закрыт для пассажиров 16 июня 1947 г.) и на Олдхэм.
- Каслтон : перекресток линии на Бери.
- Миллс Хилл
- Перекресток Миддлтон-Джанкшен для двух линий: Миддлтон ответвление ; и Олдхэм (оба закрыты)
- Мост
- Ньютон Хит
- Майлз Платтинг
- Манчестер Виктория
- Поезд проезжает Центральную железнодорожную станцию Солфорда на бывшей линии L&MR, а затем пересекает Ордсолл-Хорд и присоединяется к бывшей линии CLC .
- Динсгейт
- Манчестер Оксфорд Роуд
28 февраля 1902 года товарный поезд Уэйкфилд — Роуз-Гроув развалился на две части из-за поломки сцепки, в результате чего задняя половина в конечном итоге на высокой скорости врезалась в переднюю половину в туннеле Миллвуд. Никто не погиб, но обломки заполнили туннель до самой крыши. [ 4 ]
Саммит-Туннель стал местом крупного пожара в 1984 году, вызванного тем, что грузовой поезд, перевозивший бензовозы, сошел с рельсов.
Маршрут Блэкпула
[ редактировать ]Поезда продолжают движение вверх по долине Колдер до Бернли и Блэкберна ; он также проходит параллельно каналам Лидс и Ливерпуль от Бернли. Участок от Тодмордена до Бернли (часто называемый линией Copy Pit ) был открыт железной дорогой Манчестера и Лидса (позже L&YR) 12 ноября 1849 года. Железная дорога Восточного Ланкашира (позже L&YR) построила линию Бернли-Престон, Бернли-Аккрингтон 18. Сентябрь 1848 г., от Аккрингтона до Блэкберна 19 июня 1848 г. и от Блэкберна до Престона 1. Июнь 1846 года.
Местное сообщение Роуз Гроув – Тодморден (Холл Ройд) по этому маршруту прекратилось в 1965 году, и после этого единственным пассажирским сообщением оставался ежедневный поезд Лидс – Блэкпул. В середине 1982 года по линии проехал последний поезд-цистерна, вскоре после чего ожидалось ее закрытие. Поворотный момент наступил, когда Национальное и провинциальное строительное общество перевело персонал из Бернли в Брэдфорд. Общество организовало движение пересадочного поезда Престон-Брэдфорд для перевозки сотрудников из их дома в офисы в Брэдфорде. В октябре 1984 года компания British Rail разработала пять поездов в каждом направлении между Лидсом и Престоном, а один продлился до Блэкпула. [ 5 ]
Кривая Тодмордена
[ редактировать ]Кривая Тодмордена - это участок пути длиной 440 ярдов (400 м) на перекрестке Холл-Ройд в Тодмордене, который был поднят в 1972 году. Первоначально перекресток Холл-Ройд был треугольным, а поднятая кривая позволяла службам из Бернли достигать Манчестера через Тодморден (регулярные рейсы). над ним прекратилось в ноябре 1965 года). Восстановление кривой было приоритетом для Совета графства Ланкашир и было признано самым важным проектом в его проекте отчета о схемах улучшения железных дорог за 2010 год. [ 6 ] В марте 2010 года правительство заявило, что восстановление линии обойдется примерно в 7 миллионов фунтов стерлингов, а любые новые железнодорожные перевозки потребуют первоначальных субсидий. [ 7 ] от Бернли Депутат парламента Китти Ашер написала письмо в Агентство развития Северо-Запада с просьбой заверить, что оно сможет найти деньги. [ 7 ] В октябре 2010 года Network Rail согласилась оплатить окончательную оценку планов. [ 8 ] Эта оценка, завершенная в мае 2011 года, пришла к выводу, что восстановление кривой возможно, хотя первоначальный маршрут нельзя было использовать, поскольку первоначальная кривая была сочтена слишком крутой. Вместо этого был предложен альтернативный маршрут, и было заявлено, что, если к началу 2012 года удастся получить средства для реализации проекта, кривую можно будет снова использовать к концу 2013 года. [ 9 ]
31 октября 2011 года заместитель премьер-министра объявил, что схема будет одобрена. [ 10 ]
Строительные работы начались летом 2013 года, и планировалось, что кривая будет доступна к изменению расписания в мае 2014 года. [ 11 ] Трасса была завершена и протестирована в мае 2014 года, а обслуживание началось 17 мая 2015 года. [ 12 ] [ 13 ]
Оригинальные станции
[ редактировать ]Многие станции на этом маршруте закрыты (или не обслуживаются поездами линии Колдер-Вэлли): первоначальные обслуживаемые станции и другие примечания по маршруту:
- Холл Ройд Джанкшен : см. выше; на маршруте до Бернли теперь нет станций; станции, когда-то обслуживавшиеся, и заметки о маршруте:
- вот перекресток с первоначальной линией от Тодмордена (до Бернли), образующий треугольник (закрыт в 1972 году, но вновь открыт в 2015 году).
- Стэнсфилд-Холл открылась в 1869 г., закрыта в июле 1944 г. Станция
- вот туннель Китсонвуд (290 ярдов)
- Виадук Нотт-Вуд (Лидгейт)
- Станция Корнхолм закрыта для движения транспорта 26 сентября 1938 г.
- Портсмут закрыт 7 июля 1958 г.
- Вершина Copy Pit (749 футов)
- Туннель Холма (265 ярдов)
- Холм : закрыт 28 июля 1930 г.
- Туннель Таунли (398 ярдов)
- Таунли : обслуживает близлежащий Таунли-холл , закрыт 4 августа 1952 года.
- Станция Бернли Манчестер Роуд : (есть также казармы Бернли и Сентрал Бернли , см. Ниже)
- Перекресток Ганноу, где соединяется линия, идущая от Колна, Нельсона, Брайерфилда, Бернли Сентрал и казарм Бернли.
- В Роуз-Гроув есть островная платформа с двумя заброшенными платформами-пролетами.
- здесь находился перекресток Роуз-Гроув на петле Северного Ланкашира , альтернативный маршрут в Блэкберн через Падихэм , Саймонстон и Грейт-Харвуд (закрыт для пассажиров 2 декабря 1957 г.)
- Хэптон
- шуба
- Аккрингтон
- здесь находился треугольный перекресток линии на Бери (закрыта 5 декабря 1966 г.)
- Церковь и Освальдтвистл
- Риштон
- Риштонский туннель
- вот другой конец линии от Бернли до Грейт-Харвуд-Джанкшен.
- Блэкбернский туннель
Блэкберн — Престон
[ редактировать ]Эта линия более подробно описана в линии Восточного Ланкашира .
- Блэкберн : пересечение линии с Болтоном.
- Милл Хилл
- Вишневое дерево
- здесь проходила совместная линия L&YR/LNWR ( Объединенная железная дорога Ланкаширского союза ) до Чорли и маршрута Западного побережья (открыта 1 ноября 1869 года и закрыта для пассажиров 4 января 1960 года).
- Плезингтон
- Хотон
- Бамберский мост
- здесь был перекресток, ведущий к прямому маршруту в Престон, сохранившийся маршрут продолжается в Престон через Лосток-холл , где есть дальнейшие перекрестки, в том числе один для первого, через маршрут в Ливерпуль .
Престон — Блэкпул
[ редактировать ]Более подробно этот маршрут описан в разделе «Ветки Блэкпула» .
- Престон : совместная станция LNWR/L&YR на маршруте Западного побережья.
- Леа Роуд
- Салвик
- Киркхэм и Уэшам
- здесь были развязки: прямой путь в Блэкпул; и прибрежный маршрут через Литам- Сент-Эннс-он-Си.
- Синглтон
- Поултон-ле-Филд
- здесь был перекресток на Флитвуд (линия закрыта для пассажиров 1 июня 1970 г.)
- Лейтон (открыт как Бисфам)
- Северный Блэкпул был назван Талбот-Роуд.
Инженерные работы в туннеле Холм
[ редактировать ]Туннель Холм, расположенный между Хебден-Бридж и Бернли-Манчестер-роуд, был закрыт на 20 недель с ноября 2013 года по март 2014 года. [ 14 ] Это должно было позволить провести масштабные инженерные работы по исправлению искаженной формы туннеля, вызванной движением грунта, через который он проходит. Бюджет проекта оценивался в 16,3 миллиона фунтов стерлингов. [ 15 ] Во время работ автобусы заменили поезда. Поезда теперь могут проходить со скоростью 45 миль в час. [ 16 ]
Будущее
[ редактировать ]![]() | Этот раздел необходимо обновить . ( август 2020 г. ) |

Усовершенствования линии были предложены в рамках планов Network Rail на 2010 год по Северному узлу , что позволило бы осуществлять более частые рейсы на линии. [ 17 ] Некоторые рейсы через Брэдфорд будут также распространены на Честер , Крю , Ливерпуль и аэропорт Манчестера . [ 17 ] Услуги Честера начались в декабре 2017 года под предложенным брендом «Northern Connect», от которого с тех пор отказались. К декабрю 2019 года эти услуги будут осуществляться новыми класса 195 со скоростью 100 миль в час. дизельными поездами [ 18 ] В 2018 году поезда аэропорта Манчестера ненадолго пересекли кривую Ордсолла . Однако и от этих услуг отказались. Модернизация путей и сигнализации между Хебден-Бридж и Лидсом (вслед за работами, уже проведенными между Литтлборо и Манчестером) позволит сократить время в пути к осени 2018 года. В ходе работ будут видны четыре существующих сигнальных поста между Хебден-Бридж и Милл-Лейн-Джанкшен в Брэдфорд закрылся, и управление сигнализацией было передано Железнодорожному операционному центру в Йорке . [ 19 ] ROC также возьмет на себя эксплуатацию частей линии через Бригхаус и Мирфилд, которые в настоящее время контролируются из панельных коробок Хаддерсфилда и Хили Миллс.
Станция Лоу-Мур , между Брэдфордской развязкой и Галифаксом, вновь открылась 2 апреля 2017 года после того, как первоначальное открытие, запланированное на 2005 год, было отложено из-за обнаружения заброшенных горных выработок под станцией. [ 20 ] [ 21 ] Разрабатывается экономическое обоснование повторного открытия станции Элланд между Галифаксом и Бригхаусом. [ 22 ]
Совет Колдердейла призвал электрифицировать этот маршрут в качестве альтернативы линии через Хаддерсфилд, если она будет закрыта для инженерных работ. Тим Свифт, лидер Совета Колдердейла в 2015 году, заявил: «С точки зрения долгосрочной сети не имеет логического смысла электрифицировать Транспеннинский маршрут, а не линию долины Колдер». [ 23 ] В марте 2015 года отчет «Северные искры» был подготовлен комитетом членов парламента от всех партий, посвященным экономическим выгодам электрификации на Севере. Линия Колдер-Вэлли в целом была приоритетом номер один. [ 24 ] Это было подтверждено в 2018 году. [ 25 ]
Интегрированный план железных дорог Севера и Мидлендса ( IRP ) — это правительственный документ, опубликованный 18 ноября 2021 года. В этом документе говорится, что линия от Лидса до развязки Брэдфорд будет электрифицирована. [ 26 ]
В рамках плана поставок TFGM планируется электрифицировать линию между Манчестером Викторией и Рочдейлом через Миллс-Хилл. [ 27 ] Это часть Стратегии 2040, и они стремятся завершить бизнес-обоснования для ее раннего начала с потенциальным завершением в 2026 году при условии финансирования. [ 28 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Rail Enthusiast , ноябрь 1983. стр. 6–13.
- ^ «Отчет о происшествии: туннель для боулинга» (PDF) . Совет по торговле. 1901.
- ^ «Железнодорожный вокзал Элланда получил добро на планирование – вот когда его можно будет построить» . Галифакс Курьер . Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ «Отчет о происшествии: туннель Миллвуд» (PDF) . Совет по торговле. 1902.
- ^ Бэтти, Стивен Р., British Rail на работе: Западный Йоркшир, 1987, стр. 70–71.
- ^ «Тодморден и Флитвуд возглавляют список железных дорог Ланкашира». Железнодорожный . № 641. Питерборо. 7 апреля 2010 г. стр. 16–17.
- ^ Jump up to: а б «Первоначальная цена в размере 7 миллионов фунтов стерлингов за железнодорожное сообщение с кривой Тодморден» . Пендл сегодня . Нельсон. 23 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 21 апреля 2013 г. Проверено 10 апреля 2010 г.
- ^ «Кратко о новостях Великобритании» (PDF) . Железнодорожный вестник . № 241. 4 октября 2010 г. с. 5. Архивировано из оригинала (PDF) 9 октября 2011 года . Проверено 6 октября 2010 г.
- ^ Мозли, Том (17 мая 2011 г.). «Кривая Тодмордена может заработать к 2013 году» . Ланкаширский телеграф . Блэкберн . Проверено 18 мая 2011 г.
- ^ Мэгилл, Питер (31 октября 2011 г.). «Бернли объявил о значительном увеличении в виде выплаты 9 миллионов фунтов стерлингов за железнодорожное сообщение» . Ланкаширский телеграф . Блэкберн . Проверено 2 ноября 2011 г.
- ^ «Путешествие по кривой Тодмордена начнется после мая 2014 года» . Ланкаширский телеграф . Блэкберн. 31 июля 2012 года . Проверено 4 июля 2013 г.
- ^ «Участники кампании надеются, что кривая оживет» . Тодморден Новости . 15 октября 2014 года. Архивировано из оригинала 22 января 2015 года . Проверено 22 января 2015 г.
- ^ «Новое прямое железнодорожное сообщение между Аккрингтоном, Бернли и Манчестером» . Северная железная дорога. Архивировано из оригинала 18 мая 2015 года . Проверено 17 мая 2015 г.
- ^ «Закрытие на 20 недель для модернизации туннеля Холм» . Современные железные дороги . 9 мая 2013 года . Проверено 15 сентября 2013 г.
- ^ «Сухопутные войска» . Инженер путей сообщения . 7 ноября 2013 года. Архивировано из оригинала 11 ноября 2013 года . Проверено 11 ноября 2013 г.
- ^ «Туннель Холма вновь открылся в понедельник, 24 марта» . Северная железная дорога . Проверено 12 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Северный узел» . Сетевая железная дорога . Проверено 10 апреля 2010 г.
- ^ «Усовершенствования северной франшизы — DfT» . Архивировано из оригинала 24 июля 2019 года . Проверено 18 декабря 2015 г.
- ^ «Работы по путям и сигнализации ориентированы на время и пропускную способность в пути» Галифакса и District Rail Action Group Новостная статья ; Проверено 10 августа 2017 г.
- ^ «Новая станция снова задерживается» . Брэдфорд Телеграф и Аргус . 14 июля 2016 года . Проверено 26 июля 2016 г.
- ^ «В Брэдфорде открывается новая железнодорожная станция стоимостью 10,8 миллиона фунтов стерлингов» . Новости Би-би-си . 2 апреля 2017 года . Проверено 2 апреля 2017 г.
- ^ «Работы по составлению расписания завершены и готовы к открытию Брэдфорд-Лоу-Мур в 2013 году». Железнодорожный . № 641. Питерборо. 7 апреля 2010 г. с. 20.
- ^ Бикердайк, Пол, изд. (декабрь 2015 г.). «Колдер Вэлли нужны провода». Железнодорожный экспресс . № 235. Хорнкасл: Mortons Media. п. 13. ISSN 1362-234Х .
- ^ «Северные искры - отчет оперативной группы по электрификации севера Англии» (PDF) . Транспорт для Севера . Март 2015.
- ^ Транспорт, Кампания за лучшее (4 июня 2018 г.). «Запускается Чартер электрических железных дорог, чтобы заставить Северные Спарки летать» . Кампания за лучший транспорт . Проверено 8 февраля 2022 г.
- ^ Департамент транспорта (18 ноября 2021 г.). Комплексный план железных дорог Севера и Мидлендса (PDF) . ISBN 978-1-5286-2947-8 . Архивировано (PDF) из оригинала 18 ноября 2021 года.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Наш пятилетний план поставок транспорта: 2021–2026» (PDF) . Downloads.ctfassets.net . Январь 2021 года . Проверено 10 апреля 2022 г.
- ^ «Наш пятилетний план транспортных поставок | Транспорт для Большого Манчестера» . Tfgm.com . Проверено 10 апреля 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фокс, Питер (декабрь 1984 г.). «Возрождение копировальной ямы». Железнодорожный энтузиаст . Национальные публикации EMAP. стр. 40–42. ISSN 0262-561X . OCLC 49957965 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]