Эсминец Дуглас Б-66
Эсминец Б-66 | |
---|---|
Дуглас B-66B (53-506) в полете | |
Роль | Легкий бомбардировщик |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Дуглас Эйркрафт Компани |
Первый полет | 28 июня 1954 г. |
Введение | 1956 |
Ушедший на пенсию | 1975 [ 1 ] |
Основной пользователь | ВВС США |
Количество построенных | 294 [ 2 ] |
Разработано на основе | Дуглас А-3 Скайвоин |
Развитый в | Нортроп X-21 |
Douglas B-66 Destroyer — лёгкий бомбардировщик , разработанный и выпускаемый американской авиастроительной компанией Douglas Aircraft Company .
B-66 был разработан для ВВС США (USAF) и является производной от США ВМС A-3 Skywarrior , тяжелого палубного штурмовика. Официальные лица намеревались сделать этот самолет простой разработкой более раннего А-3, используя преимущества строго наземного базирования и избавившись от ненужных военно-морских функций. Поскольку ВВС США предъявляли обширные и существенно различающиеся требования, возникла необходимость внести значительные изменения в конструкцию, в результате чего значительная часть B-66 оказалась оригинальной. B-66 сохранил трехместную схему экипажа, как у A-3 ВМС США; Отличия включали установку катапультных сидений , которых не было в А-3.
Совершив свой первый полет 28 июня 1954 года, самолет был принят на вооружение ВВС США в 1956 году. Стандартная модель, получившая обозначение B-66, представляла собой модель бомбардировщика, закупленную для замены устаревшего Douglas A-26 Invader ; параллельно фоторазведчика модель РБ-66 выпускалась и . Были разработаны дальнейшие варианты этого типа, что привело к использованию самолета в радиоразведке , радиоэлектронном противодействии , радиорелейной и метеорологической разведке.
Самолеты обычно перебрасывались на базы в Европе , где им было легче приблизиться к воздушному пространству Советского Союза . Несколько вариантов были развернуты вокруг Кубы во время кубинского ракетного кризиса . Они летали во время войны во Вьетнаме , обычно действуя в качестве самолетов поддержки других самолетов, действовавших в небе Северного Вьетнама и Лаоса, а также выполняя задачи по нанесению на карту объектов ЗРК и ПВО в обеих странах. Последние экземпляры этого типа были сняты с производства в 1975 году.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Когда A-3 Skywarrior находился в разработке для ВМС США , проект привлек внимание старших офицеров ВВС США (USAF), которые скептически относились к заявлениям о характеристиках и возможностях конструкции. В частности, ВВС США поставили под сомнение заявленную взлетную массу в 68 000 фунтов, предположив, что достичь ее невозможно. [ 3 ] Генерал ВВС США Хойт Ванденберг высмеял предложенный А-3 как «безответственные заявления». [ 4 ] Было высказано предположение, что это было частью оппозиции внутри ВВС США предложенным ВМФ «суперавианосцам»: классу Соединенных Штатов , который, среди других самолетов, мог бы нести А-3. [ 5 ]
Хотя проект суперавианосца не был реализован, [ 5 ] летные испытания А-3 подтвердили его летно-технические характеристики. Было признано, что этот тип способен выполнять профили задач, практически идентичные профилям гораздо более крупного Boeing B-47 Stratojet , эксплуатируемого ВВС США. Это включало в себя боевой радиус без дозаправки почти 1000 миль. Эти характеристики в сочетании с тем фактом, что затраты на разработку уже были оплачены ВМФ, а также насущными потребностями, выявленными Корейской войной , сделали А-3 привлекательным для ВВС США. [ 3 ] Следовательно, в начале 1950-х годов ВВС США начали проявлять интерес к закупке наземного варианта. [ 3 ]
Редизайн
[ редактировать ]Официальные лица ВВС США изначально предполагали, что переоборудование будет относительно простым вопросом удаления специфических особенностей авианосца и установки авионики ВВС США, но в остальном максимально приближенного к оригинальной конструкции А-3. [ 3 ] По этой причине, когда ВВС США заключили контракт с Дугласом в июне 1952 года, прототипы не были заказаны, вместо этого они выбрали поставку пяти предсерийных моделей RB-66A , причем миссия по воздушной разведке считалась высокоприоритетной для этого типа. . В этот контракт были внесены поправки, включающие несколько новых вариантов, которые были добавлены и заменены местами. [ 3 ] Кроме того, список искомых модификаций быстро расширился. Чтобы соответствовать меняющимся требованиям, якобы простая переоборудование превратилось, по сути, в совершенно новый самолет. [ 3 ]
Часть внесенных изменений была результатом требования ВВС США к B-66 для выполнения операций на малых высотах, что является полной противоположностью A-3 ВМС США, который разрабатывался и эксплуатировался как высотный ядерный ударный бомбардировщик. . Однако авторы авиации Билл Ганстон и Питер Гилкрист считают, что многие изменения в конструкции были внесены «просто для того, чтобы отличаться друг от друга», что вызвано ожесточенным соперничеством между двумя службами. Они приходят к выводу, что «объективная оценка может прийти к выводу, что 98 процентов изменений, внесенных в RB-66A, были ненужными». [ 6 ] И фюзеляж, и крыло были полностью переработаны с нуля, а не просто сняты с флота. [ 7 ] А-3 был оснащен парой двигателей Pratt & Whitney J57 турбореактивных , тогда как B-66 использовал два двигателя Allison J71 . Ганстон и Гилкрист отмечают, что эта замена двигателя «не давала явного преимущества», создавая меньшую тягу и более требовательный к топливу, чем двигатель J57, который уже использовался ВВС США. [ 7 ]
Из-за замены двигателя потребовалась также полная переработка силовых систем, перемещение всех гидравлических насосов и генераторов на сами двигатели вместо подачи отбираемого воздуха изнутри фюзеляжа. [ 7 ] Герметичное было боевое отделение получило другую конструкцию: очень глубоким застекленным переднее положение пилота . Шасси . было переработано, даже реализована совершенно другая геометрия дверей [ 8 ] Важным отличием стало решение оснастить B-66 катапультными креслами - особенность, которой полностью отсутствовала у A-3. [ 7 ] Ганстон и Гилкрист отмечают о B-66 следующее: «История авиации наполнена самолетами, которые в целях экономии денег задумывались как просто модифицированная версия существующего типа. В очень немногих случаях это действительно происходило именно так. ...B-66 — классический пример». [ 3 ]
В полет
[ редактировать ]28 июня 1954 года первый из предсерийных самолетов RB-66A совершил свой первый полет , разработка которого лишь немного отставала от графика, несмотря на существенную работу по модернизации. [ 9 ] Программа испытаний, проведенная на пяти предсерийных самолетах, во многом способствовала усовершенствованию серийных самолетов. 4 января 1955 года первый серийный самолет B-66B , отличавшийся увеличенной полной массой и множеством других доработок, совершил свой первый полет. [ 9 ] Поставки B-66B начались 16 марта 1956 года. Однако ВВС США решили сократить закупки варианта бомбардировщика, отменив еще 69 B-66B и в значительной степени оставив эту модель для использования в различных программах испытаний. [ 9 ]
После ввода в эксплуатацию конструкция самолета оказалась относительно универсальной. Основной серийной моделью был РБ-66Б, включавший в себя модернизацию версии бомбардировщика. [ 9 ] Он либо производился, либо модернизировался во множество других версий, включая EB-66 , RB-66 и WB-66 . Точно так же было произведено множество вариантов A-3 Skywarrior ВМС США.
Операционная история
[ редактировать ]В 1956 году начались поставки в ВВС США. Всего было выпущено 145 РБ-66Б. На вооружении RB-66 в этот период функционировал как основной ночной самолет-фоторазведчик ВВС США. Соответственно, многие экземпляры служили в эскадрильях тактической разведки, базирующихся за рубежом, обычно дислоцированных в Великобритании и Западной Германии . В ноябре 1957 года 9 B-66 были переправлены из Калифорнии на Филиппины в ходе операции «Мобильная зебра», но только 3 сумели долететь до конца; остальные не смогли это сделать из-за отсутствия встречи с танкером или механических проблем. [ 10 ] Всего было построено 72 варианта бомбардировщика B-66B , что на 69 самолетов меньше, чем планировалось изначально.
В общей сложности 13 самолетов B-66B позже были модифицированы в самолеты электронного противодействия (ECM) EB-66B, сыгравшие передовую роль в холодной войне между Соединенными Штатами и Советским Союзом . Они дислоцировались на авиабазе Королевских ВВС в Челвестоне в составе 42-й тактической разведывательной эскадрильи , которая провела переоборудование в начале 1960-х годов. Они покинули боевую площадку во Франции в то время, когда они находились в составе 42-й дивизии.
Эти самолеты вместе с RB-66C, которые получила 42-я дивизия, приняли боевую службу во время войны во Вьетнаме . В отличие от самолета A-3 Skywarrior ВМС США, который выполнял бомбардировки на театре военных действий, Эсминец не выполнял бомбардировки Вьетнама. [ нужна ссылка ]
RB -66C представлял собой специализированный самолет радиотехнической разведки и радиоэлектронного противодействия (РЭБ). По словам Ганстона и Гилкриста, это был первый самолет, изначально предназначенный для электронной разведки (ELINT). задач [ 1 ] Им управлял расширенный экипаж из семи человек, в который входили дополнительные специалисты по радиоэлектронной борьбе. Всего было построено 36 таких самолетов. Дополнительные члены экипажа размещались в помещении, которое использовалось для размещения фото-бомбового отсека других вариантов. Эти самолеты были оснащены характерными контейнерами на законцовках крыла, в которых размещались различные приемные антенны, которые также находились на блистере, установленном на брюхе. [ 1 ] Несколько РБ-66С эксплуатировались в окрестностях Кубы во время Кубинского ракетного кризиса . Они также были развернуты над Вьетнамом. В 1966 году эти самолеты были переименованы в EB-66C .
Невооруженные самолеты EB-66B, EB-66C и EB-66E совершили множество вылетов во время войны во Вьетнаме. Они помогали собирать электронную информацию об обороне Северного Вьетнама и обеспечивали защиту бомбардировок республиканских F-105 Thunderchiefs, подавляя радиолокационные системы Северного Вьетнама. Вначале B-66 летали по овальной схеме «гоночной дорожки» над Северным Вьетнамом, но после того, как один B-66 был сбит МиГом, уязвимым самолетам было приказано летать сразу за пределами воздушного пространства Северного Вьетнама. [ нужна ссылка ]
10 марта 1964 года 19-й ТРС RB-66C, летевший с фоторазведывательной миссией с авиабазы Туль-Розьер во Франции , был сбит над Восточной Германией советским после МиГ-21 Микояна-Гуревича того, как пересек границу. из-за неисправности компаса . Экипаж катапультировался из самолета и после непродолжительного задержания был репатриирован в США. [ 11 ]
Последним вариантом Douglas B-66 стал WB-66D самолет- разведчик погоды . было построено 36. [ нужна ссылка ]
К 1975 году последний самолет EB-66C/E был выведен из эксплуатации ВВС США. Большинство самолетов было списано на металлолом, другие временно хранились в ожидании возможной утилизации. [ нужна ссылка ]
Варианты
[ редактировать ]- РБ-66А
- (Douglas Model 1326) Всепогодный фоторазведывательный вариант, построено пять штук.
- РБ-66Б
- (Douglas Model 1329) Вариант RB-66A с серийными двигателями J71-A-13 и большей полной массой, построено 149 штук.
- Б-66Б
- (Douglas Model 1327A) Вариант тактического бомбардировщика RB-66B, построено 72 экземпляра.
- НБ-66Б
- Один B-66B использовался для испытаний, а один RB-66B использовался для испытаний радара F-111.
- РБ-66С
- Вариант радиотехнической разведки РБ-66Б, включавший дополнительный отсек для четырех операторов техники, построено 36 штук.
- ЕВ-66С
- Четыре РБ-66С с модернизированными средствами радиоэлектронного противодействия.
- ВБ-66Д
- Вариант электронной разведки погоды с боевым отделением, модифицированным для двух наблюдателей, построено 36 штук, два позже модифицированы до X-21A.
- ЭБ-66Э
- Специализированная переоборудование радиотехнической разведки В-66Б.
Нортроп X-21
[ редактировать ]Northrop X-21 представлял собой модифицированный WB-66D с экспериментальным крылом, предназначенным для проведения исследований по управлению ламинарным потоком. Считалось, что управление ламинарным потоком потенциально снижает сопротивление на целых 25%. Контроль будет осуществляться путем удаления небольшого количества воздуха из пограничного слоя путем всасывания через пористые материалы, многочисленные узкие поверхностные щели или небольшие перфорации. Компания Northrop начала летные исследования в апреле 1963 года на базе ВВС Эдвардс, но, несмотря на все возникшие проблемы и деньги, потраченные на войну, X-21 стал последним экспериментом с этой концепцией. [ 12 ]
Операторы
[ редактировать ]- Авиабаза Шпангдалем , Западная Германия, 1957-59 гг.
- Королевские ВВС Олконбери , Англия , 1959–66 гг.
- 9-я тактическая разведывательная эскадрилья (RB/WB-66)
- База ВВС Шоу , Южная Каролина, 1956–66 гг.
- 12-я тактическая разведывательная эскадрилья (РБ-66)
- Авиабаза Йокота , Япония , 1956-60 гг.
- 19-я тактическая разведывательная эскадрилья (EB/RB-66)
- Королевские ВВС Скалторп, Великобритания, 1956–59 гг.
- Авиабаза Шпангдалем, Западная Германия, 1959 г.
- Королевские ВВС Брантингторп , Великобритания, 1959–62 гг.
- Авиабаза Туль-Розьер, Франция, 1962-65 гг.
- Авиабаза Шамбли-Бюссьер , Франция , 1965-66 гг.
- Авиабаза Шоу, Южная Каролина, 1966–67 гг.
- Авиабаза Шоу, Южная Каролина, 1967–68 гг.
- Авиабаза Итазуке, Япония, 1968-69 гг.
- Авиабаза Кадена , Япония, 1969-70 гг.
- 30-я тактическая разведывательная эскадрилья (РБ-66С)
- Авиабаза Зембах , Западная Германия, 1957-58 гг.
- 39-я тактическая эскадрилья радиоэлектронной борьбы EB-66E/RB-66C
- Шпангдалем, авиабаза, Германия, 1969–72 гг.
- 39-я учебная эскадрилья тактической радиоэлектронной борьбы (EB / RB-66)
- Авиабаза Шоу, Южная Каролина, 1969–74 гг.
- 41-я тактическая разведывательная эскадрилья (EB/RB-66)
- Авиабаза Шоу, Южная Каролина, 1956–59 гг.
- Авиабаза Тахли, Таиланд, 1965-67 гг.
- 41-я тактическая эскадрилья радиоэлектронной борьбы (EB/RB-66)
- Авиабаза Тахли, Таиланд, 1967-69 гг.
- 42-я тактическая разведывательная эскадрилья (B/EB/RB/WB-66)
- Авиабаза Шпангдалем, Западная Германия, 1956-59 гг.
- Королевские ВВС Челвестон , Великобритания, 1959–62 гг.
- Авиабаза Туль-Розьер, Франция, 1962-63 гг.
- Авиабаза Шамбли-Бюсьер, Франция, 1963-66 гг.
- 42-я тактическая эскадрилья радиоэлектронной борьбы (EB/RB-66)
- Авиабаза Тахли, Таиланд, 1968-70 гг.
- Авиабаза Корат, Таиланд, 1970-74 гг.
- 43-я тактическая разведывательная эскадрилья (РБ-66)
- Авиабаза Шоу, Южная Каролина, 1956–59 гг.
- 4411-я группа подготовки боевых расчетов (B/EB/RB/WB-66)
- Авиабаза Шоу, Южная Каролина, 1959–66 гг.
- 4416-я испытательная эскадрилья (EB/RB-66)
- Авиабаза Шоу, Южная Каролина, 1963–70 гг.
- 4417-я эскадрилья подготовки боевых расчетов (EB / RB-66)
- Авиабаза Шоу, Южная Каролина, 1966–69.
Самолет на выставке
[ редактировать ]- РБ-66Б
- 53-0466 – Линейный аэродром Дайс, авиабаза Дайс , Техас [ 13 ]
- 53-0475 – Национальный музей ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон , Огайо. [ 14 ]
- РБ-66С
- 54-0465 – авиабаза Шоу , Южная Каролина. [ 15 ]
- ВБ-66Д
- 55-0390 – Музей наследия летчиков ВВС США на авиабазе Лэкленд , Техас. [ 16 ]
- 55-0392 — Музей авиации , авиабаза Робинс , Джорджия. [ 17 ]
- 55-0395 — Музей авиации и космонавтики Пима , расположенный рядом с авиабазой Дэвис-Монтан в Тусоне , Аризона. [ 18 ]
Технические характеристики (Б-66Б)
[ редактировать ]Данные самолетов McDonnell Douglas с 1920 года: Том I. [ 19 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3 человека (пилот, штурман и EWO)
- Длина: 75 футов 2 дюйма (22,91 м)
- Размах крыльев: 72 фута 6 дюймов (22,10 м)
- Высота: 23 фута 7 дюймов (7,19 м)
- Площадь крыла: 780 кв. футов (72 м 2 )
- Пустой вес: 42 549 фунтов (19 300 кг)
- Полная масса: 57 800 фунтов (26 218 кг)
- Максимальный взлетный вес: 83 000 фунтов (37 648 кг)
- Силовая установка: 2 Allison J71-A-11 (позже Allison J71-A-13 ) с тягой 10 200 фунтов силы (45 кН) каждый. турбореактивных двигателя
Производительность
- Максимальная скорость: 548 узлов (631 миль в час, 1015 км/ч) на высоте 6000 футов (1800 м)
- Крейсерская скорость: 459 узлов (528 миль в час, 850 км/ч)
- Боевая дальность: 782 морских миль (900 миль, 1448 км)
- Перегоночная дальность: 2146 миль (2470 миль, 3974 км)
- Практический потолок: 39 400 футов (12 000 м)
- Скорость набора высоты: 5000 футов/мин (25 м/с).
- Нагрузка на крыло: 74,1 фунта/кв. футов (362 кг/м). 2 )
Вооружение
- Орудия: 2 × 20-мм пушки М24 в радиолокационной/дистанционно-управляемой хвостовой башне.
- Бомбы: 15 000 фунтов (6 800 кг)
Авионика
- РЛС АПС-27 и К-5
Заметные выступления в СМИ
[ редактировать ]Сбитие EB-66 над Северным Вьетнамом и последующее спасение одного из его экипажа стали темой книги Летучая мышь*21» « Уильяма Чарльза Андерсона , а затем и киноверсии (1988) с Джином Хэкманом и Дэнни Гловером в главных ролях .
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ганстон и Гилкрист 1993, с. 164.
- ^ "Эсминец Дуглас B-66". Архивировано 16 ноября 2007 года в Wayback Machine Национальном музее ВВС США . Проверено: 5 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ганстон и Гилкрист 1993, с. 161.
- ^ Ганстон и Гилкрист 1993, с. 129.
- ^ Jump up to: а б Ганстон и Гилкрист 1993, с. 128.
- ^ Ганстон и Гилкрист 1993, стр. 161-162.
- ^ Jump up to: а б с д Ганстон и Гилкрист 1993, с. 162.
- ^ Ганстон и Гилкрист 1993, стр. 162-163.
- ^ Jump up to: а б с д Ганстон и Гилкрист 1993, с. 163.
- ^ «Лаборатория авиации холодной войны» . 20 января 2017 г.
- ^ «СОВЕТСКИЙ ОСВОБОЖДАЕТ ТРАВЕННОГО ЭКИПАЖА Сбитого РБ-66; задерживает еще двух американцев — ответ на туманный протест США по поводу угрозы судебного разбирательства» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк . 22 марта 1964 года . Проверено 5 апреля 2021 г.
- ^ "Информация о B-66". Архивировано 14 сентября 2007 года на Wayback Machine B66.info , дата обращения: 5 августа 2010 года.
- ^ "Эсминец B-66/53-0466." aerialvisuals.ca , дата обращения: 4 июня 2015 г.
- ^ "Эсминец Дуглас RB-66B". Национальный музей ВВС США , дата обращения: 24 августа 2015 г.
- ^ "Эсминец B-66/54-0465." aerialvisuals.ca , дата обращения: 4 июня 2015 г.
- ^ "Эсминец B-66/55-0390." aerialvisuals.ca , дата обращения: 4 июня 2015 г.
- ^ "Эсминец B-66/55-0392." Музей авиации , дата обращения: 18 декабря 2017 г.
- ^ "Эсминец B-66/55-0395." Архивировано 3 апреля 2015 г. в Wayback Machine Музее авиации и космонавтики Pima , дата обращения: 4 июня 2015 г.
- ^ Франсильон, Рене Дж. (1988). Самолеты McDonnell Douglas с 1920 года: Том I. Лондон: Издательство Военно-морского института. стр. 498–505. ISBN 0870214284 .
Библиография
[ редактировать ]- Баугер, Джо. «Эсминец Дуглас Б-66». Бомбардировщики USAAC/USAAF/USAF: третья серия бомбардировщиков USAAC/USAAF/USAF , 2001 г. Дата обращения: 27 июля 2006 г.
- Дональд, Дэвид и Джон Лейк, ред. Энциклопедия мировой военной авиации . Лондон: Издательство AIRtime, 1996. ISBN 1-880588-24-2 .
- Ганстон, Билл и Питер Гилкрист. Реактивные бомбардировщики: от Мессершмитта Me 262 до Стелса B-2 . Оспрей, 1993 год. ISBN 1-85532-258-7 .
- «Дуглас РБ-66Б «Разрушитель».» Национальный музей ВВС США. Проверено: 27 июля 2006 г.
- Винчестер, Джим, изд. «Дуглас А-3 Скайвоин». Военные самолеты холодной войны (Факты об авиации). Лондон: Grange Books plc, 2006. ISBN 1-84013-929-3 .