Очередь М/М/Ц
В теории массового обслуживания , дисциплине математической теории вероятностей , очередь M/M/c (или модель Эрланга – C) [1] : 495 с несколькими серверами ) — это модель массового обслуживания . [2] В обозначениях Кендалла оно описывает систему, в которой поступления формируют единую очередь и управляются процессом Пуассона , имеется c серверов, а время обслуживания заданий распределено экспоненциально. [3] Это обобщение очереди M/M/1 , учитывающее только один сервер. Модель с бесконечным количеством серверов — это очередь M/M/∞ .
Определение модели
[ редактировать ]Очередь M/M/c — это случайный процесс, пространство состояний которого представляет собой набор {0, 1, 2, 3, ...}, где значение соответствует количеству клиентов в системе, включая всех, кто в данный момент обслуживается.
- Поступления происходят со скоростью λ в соответствии с процессом Пуассона и переводят процесс из состояния i в i +1.
- Время обслуживания имеет экспоненциальное распределение с параметром μ . Если заданий меньше c , некоторые серверы будут простаивать. Если заданий больше c , они помещаются в очередь в буфере.
- Буфер имеет бесконечный размер, поэтому количество клиентов, которые он может содержать, не ограничено.
Модель можно описать как цепь Маркова с непрерывным временем и матрицей скорости перехода.
в пространстве состояний {0, 1, 2, 3, ...}. Модель представляет собой тип процесса рождения-смерти . Мы пишем ρ = λ /( c µ ) для обозначения загрузки сервера и требуем ρ < 1, чтобы очередь была стабильной. ρ представляет собой среднюю долю времени, в течение которого каждый из серверов занят (при условии, что задания, обнаруживающие более одного свободного сервера, выбирают свои серверы случайным образом).
Диаграмма пространства состояний для этой цепочки показана ниже.
Стационарный анализ
[ редактировать ]Количество клиентов в системе
[ редактировать ]Если интенсивность трафика больше единицы, то очередь будет неограниченно расти, но если загрузка сервера тогда система имеет стационарное распределение с функцией массы вероятности [4] [5]
где π k — вероятность того, что система содержит k клиентов.
Вероятность того, что пришедший клиент будет вынужден встать в очередь (все серверы заняты), определяется выражением
которая называется формулой Эрланга C и часто обозначается C( c , λ / μ ) или E2 , c ( λ / μ ). [4] Среднее количество заявок в системе (в обслуживании и в очереди) определяется выражением [6]
Период занятости сервера
[ редактировать ]Период занятости очереди M/M/c может относиться к:
- период полной занятости: период времени между прибытием, в результате которого обнаруживается c в системе -1 клиентов, до момента отправления, в результате которого система покидает систему с c -1 клиентами.
- период частичной занятости: период времени между прибытием, при котором система оказывается пустой, и отъездом, в результате которого система снова остается пустой. [7]
Писать [8] [9] T k = min( t: k заданий в системе в момент времени 0 + и k − 1 рабочих мест в системе в момент времени t ) и η k ( s ) для преобразования Лапласа – Стилтьеса распределения T k . Затем [8]
- Для k > c и T k имеет то же распределение, что T c .
- Для k = c ,
- Для k < c ,
Время ответа
[ редактировать ]Время ответа — это общее количество времени, которое клиент проводит как в очереди, так и в процессе обслуживания. Среднее время реагирования одинаково для всех трудосберегающих дисциплин обслуживания и составляет [6]
Клиенты в порядке очереди
[ редактировать ]Клиент либо получает немедленное экспоненциальное обслуживание, либо должен дождаться обслуживания k клиентов, прежде чем обслужит свое собственное обслуживание, таким образом испытывая распределение Эрланга с параметром формы k + 1. [10]
Клиенты в дисциплине совместного использования процессоров
[ редактировать ]В очереди с общим процессором служебная мощность очереди распределяется поровну между заданиями в очереди. В очереди M/M/c это означает, что когда в системе имеется c или меньше заданий, каждое задание обслуживается со скоростью μ . Однако, когда в системе имеется более c заданий, скорость обслуживания каждого задания уменьшается и составляет где n — количество рабочих мест в системе. Это означает, что прибытия после интересующей работы могут повлиять на время обслуживания интересующей работы. Было показано, что преобразование Лапласа – Стилтьеса распределения времени отклика является решением интегрального уравнения Вольтерра, из которого можно вычислить моменты. [11] Было предложено приближение для распределения времени отклика. [12] [13]
Конечная емкость
[ редактировать ]В очереди M/M/ c / K только K клиентов могут стоять в очереди одновременно (включая тех, кто находится в обслуживании). [4] ). Любые дальнейшие поступления в очередь считаются «потерянными». Мы предполагаем, что K ≥ c . Модель имеет матрицу скорости перехода
в пространстве состояний {0, 1, 2, ..., c , ..., K }. В случае, когда c = K , очередь M/M/ c / c также известна как модель Эрланга–Б. [1] : 495
Переходный анализ
[ редактировать ]См. Такач для временного решения. [14] и Стадже за результаты напряженного периода. [15]
Стационарный анализ
[ редактировать ]Стационарные вероятности определяются выражением [16]
Среднее количество клиентов в системе [16]
а среднее время пребывания клиента в системе равно [16]
Среднее время пребывания клиента в очереди составляет [16]
Среднее количество клиентов в очереди можно получить, используя эффективную скорость поступления. Эффективная скорость поступления рассчитывается по формуле [16]
Таким образом, мы можем получить среднее количество клиентов в очереди по формуле [16]
Реализацию приведенных выше вычислений на Python можно найти. [17]
Ограничения на интенсивный трафик
[ редактировать ]Записав X ( t ) для числа клиентов в системе в момент времени t , можно показать, что при трёх различных условиях процесс
сходится к диффузионному процессу. [1] : 490
- Зафиксируйте µ и c , увеличьте λ и масштабируйте на n = 1/(1 − ρ ) 2 .
- Зафиксируйте µ и ρ , увеличьте λ и c и масштабируйте на n = c .
- Зафиксируйте как константу β, где
и увеличьте λ и c, используя шкалу n = c или n = 1/(1 − ρ ) 2 . Этот случай называется режимом Халфина–Уитта . [18]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Гаутам, Натараджан (2012). Анализ очередей: методы и приложения . ЦРК Пресс. ISBN 9781439806586 .
- ^ Харрисон, Питер ; Патель, Нареш М. (1992). Моделирование производительности сетей связи и компьютерных архитектур . Аддисон-Уэсли. п. 173.
- ^ Кендалл, генеральный директор (1953). «Стохастические процессы, возникающие в теории массового обслуживания, и их анализ методом вложенной цепи Маркова» . Анналы математической статистики . 24 (3): 338–354. дои : 10.1214/aoms/1177728975 . JSTOR 2236285 .
- ^ Jump up to: а б с Кляйнрок, Леонард (1975). Системы массового обслуживания Том 1: Теория . стр. 101–103, 404. ISBN. 0471491101 .
- ^ Болч, Г.; Грейнер, С.; де Меер, Х.; Триведи, Канзас (1998). «Одностанционные системы массового обслуживания». Сети массового обслуживания и цепи Маркова . стр. 209 –262. дои : 10.1002/0471200581.ch6 . ISBN 0471193666 .
- ^ Jump up to: а б Барбо, Мишель; Кранакис, Евангелос (2007). Принципы создания одноранговой сети . Джон Уайли и сыновья. п. 42 . ISBN 978-0470032909 .
- ^ Арталехо-младший; Лопес-Эрреро, MJ (2001). «Анализ периода занятости очереди M/M/c: алгоритмический подход». Журнал прикладной вероятности . 38 (1): 209–222. дои : 10.1239/яп/996986654 . JSTOR 3215752 . S2CID 123361268 .
- ^ Jump up to: а б Омахен, К.; Марат, В. (1978). «Анализ и применение цикла задержки для системы массового обслуживания M/M/c» . Журнал АКМ . 25 (2): 283. дои : 10.1145/322063.322072 . S2CID 16257795 .
- ^ Дэйли, диджей; Серви, Л.Д. (1998). «Периоды простоя и занятости в стабильных очередях M/M/k». Журнал прикладной вероятности . 35 (4): 950. дои : 10.1239/jap/1032438390 . S2CID 121993161 .
- ^ Иверсен, Вилли Б. (20 июня 2001 г.). «Справочник МСЭ/ITC по проектированию телетрафика» (PDF) . Проверено 7 августа 2012 г.
- ^ Брабанд, Дж. (1994). «Распределение времени ожидания для очередей совместного использования процессоров M/M/N». Коммуникации в статистике. Стохастические модели . 10 (3): 533–548. дои : 10.1080/15326349408807309 .
- ^ Брабанд, Дж. (1995). «Распределение времени ожидания для закрытых очередей совместного использования процессоров M/M/N». Системы массового обслуживания . 19 (3): 331–344. дои : 10.1007/BF01150417 . S2CID 6284577 .
- ^ Брабанд, Йенс; Шассбергер, Рольф (21–23 сентября 1993 г.). «Случайное квантовое распределение: новый подход к распределению времени ожидания для очередей совместного использования процессоров M/M/N». В Уоке, Бернхард Х .; Спаньол, Отто [на немецком языке] (ред.). Измерение, моделирование и оценка вычислительных и коммуникационных систем: 7-я конференция ITG/GI . Ахен, Германия: Springer. стр. 130–142. ISBN 3540572015 .
- ^ Такач, Л. (1962). Введение в теорию очередей . Лондон: Издательство Оксфордского университета. стр. 12–21.
- ^ Стадже, В. (1995). «Периоды занятости некоторых систем массового обслуживания» . Случайные процессы и их приложения . 55 : 159–167. дои : 10.1016/0304-4149(94)00032-О .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Аллен, Арнольд О. (1990). Вероятность, статистика и теория массового обслуживания: с приложениями в области информатики . Профессиональное издательство Персидского залива. стр. 679–680 . ISBN 0120510510 .
- ^ «Базовый калькулятор для теории массового обслуживания» . Гитхаб .
- ^ Халфин, Шломо; Уитт, Уорд (1981). «Ограничения интенсивного трафика для очередей с множеством экспоненциальных серверов» (PDF) . Исследование операций . 29 (3): 567–588. дои : 10.1287/опре.29.3.567 . JSTOR 170115 .