Jump to content

Колыбелька

(Перенаправлено с доски Cradle )
Колыбелька в стиле Навахо
Мать скольт-саама с ребенком в йыткаме.

Колыбельки ( шайенны : pâhoešestôtse , северно-саамские : gietkka , сколт-саамские : ٩iõtkâm , инари-саамские : kietkâm , пите-саамские : gietkam , казахские : бесік , кыргызские : бешік ) являются традиционными защитными переносками для младенцев, используемыми во многих культурах коренных народов Северной Америки по всей территории. северной Скандинавии среди саамов и в традиционно кочевых культурах Центральной Азии . Существует множество стилей колыбели, отражающих разнообразные ремесленные практики коренных культур. Многие общины Центральной Азии и некоторые общины коренных народов Северной Америки до сих пор используют люльки.

Структура

[ редактировать ]
Колыбелька Атикамекв

Колыбельки используются в первые несколько месяцев жизни ребенка, когда необходима переносная переноска для ребенка. Некоторые люльки плетеные, как у Apache . Тканые люльки изготавливаются из волокон ивы, кизила, тюля или рогоза. Деревянные колыбели изготавливают ирокезы и пенобскоты . Колыбельки навахо изготавливаются из рамы из сосны Пондероза , через которую проходят шнурки из оленьей кожи. [1]

Какие бы материалы ни использовались для изготовления люльки, у них есть общие структурные элементы. Колыбельки имеют широкий и прочный каркас, защищающий позвоночник ребенка. Подставка для ног встроена в нижнюю часть люльки, а также закругленная крышка над головой ребенка, которая выдается дугой из люльки, подобно навесу или капюшону современной детской коляски. Цель этого головного убора — обеспечить тень младенцу, поскольку зимой его можно накрыть шкурой животного или одеялом для защиты от непогоды в холодном климате. Головной убор также обеспечивает дополнительную защиту головы на случай, если что-нибудь ударится о люльку. К головному убору также часто прикрепляют украшения и священные амулеты, например, «чехолы для пуповины из бисера, ловцы снов или лечебные колеса», чтобы развлечь ребенка и помочь ему развить зрение. [2]

Внутренняя часть люльки покрыта подкладкой из свежих растительных волокон, таких как мох сфагнум , пух рогоза или измельченная кора можжевельника или скальной розы . Подкладка служит одноразовым подгузником , хотя навахо могли очистить и повторно использовать подкладку, сделанную из измельченной коры можжевельника или скальной розы. Эти растительные волокна обладают антисептическими свойствами и, таким образом, питают здоровую кожу ребенка. [2] Традиция чиппева заключалась в том, чтобы делать подкладку для люльки обычно из мха, растущего на клюквенных болотах, который коптили на огне, чтобы убить насекомых, затем натирали и растягивали, чтобы смягчить его. В холодную погоду ноги ребенка можно обернуть кроличьей шкурой мехом внутрь. Подкладка из мха окружена вставкой из берестяного лотка , помещенной в люльку, которую можно снимать для чистки. [3]

Колыбельки, используемые в Центральной Азии, часто стоят отдельно, разной высоты и часто изготавливаются из орехового дерева. Деревянные рамы часто украшены декоративной резьбой и росписью, а также тканевой драпировкой, защищающей младенца от света. [4]

Использовать

[ редактировать ]
Ирокезская колыбельная доска
Джеймс Кесаче, его жена и их ребенок на северо-западе Манитобы , Канада, в 1886 году.
Доска-колыбель кайова в Детском музее Индианаполиса

Колыбельки использовались в различных культурах: от субарктических регионов современной Канады до Мексики и Центральной Америки. В арктических регионах холодная погода не позволяет использовать колыбель для выживания младенца, и младенцев носят, помещая в слинг, который надевают под парку матери. [5] Колыбельки широко использовались коренными народами современной Северной Америки. Колыбельки используются народом кикапу в Мексике. [6] и использовались ацтеками [7] и люди Сери [8] и общины майя на юге, вплоть до Белиза . [9] В современной Южной Америке большинство коренных народов использовали для ношения младенцев слинги или мешочки, иногда называемые ребозо , а не колыбели. Колыбели использовались как в Америке, так и на юге, вплоть до региона Патагонии . [5]

Колыбельки использовались в периоды, когда матери младенца приходилось путешествовать или иным образом передвигаться по работе, и ей было необходимо защитить младенца. Колыбельку можно было носить на спине матери, используя поддержку «наклонов» или «бремней», которые обхватывали бы ее лоб, грудь или плечи; если бы она несла и рюкзак, и люльку, ремень рюкзака обвивал бы ее грудь, а ремень люльки - вокруг лба. [3] [10] Колыбельку также можно поставить у большого дерева или камня, если ребенок маленький, или повесить на шест (как внутри длинного дома ирокезов), или даже повесить на прочную ветку дерева. Их также использовали, когда требовалось более длительное путешествие, поскольку люльку можно было прикрепить к лошади для транспортировки.

На юго-западе США и в северной Мексике, среди таких культур, как хопи и апачи, младенцы проводили большую часть дня и ночи в колыбели, вынимая из нее все более длительные периоды времени, до пяти раз в день. Когда младенец достигает возраста, когда он может сидеть без поддержки, его постепенно отучают от использования люльки, и он проводит в ней все меньше времени. В это время младенец может использовать вторую, более крупную колыбельку, которая заменяет первую. К тому времени, когда ребенку исполняется год и он начинает ходить, использование люльки обычно прекращается. [11]

Использование колыбели и ее влияние на взаимодействие матери и ребенка изучалось в общинах навахо. Было показано, что использование люльки не оказывает существенного негативного влияния на это развитие. В первые несколько месяцев младенчества колыбельки оказывают на младенцев успокаивающее действие. После 6-месячного возраста и старше младенцы начинают более энергично сопротивляться помещению в люльку, поскольку они становятся более подвижными, и их часто помещают в люльку со свободными руками, чтобы они могли играть с предметами, подвешенными к люльке. для их развлечения. [12]

Современные мнения об использовании кыргызского бешика собраны в Кыргызской Республике. В столице Бишкеке существовала прямая корреляция между уровнем русификации и вероятностью использования традиционной колыбели там, где домохозяйства, говорящие дома по-русски, реже всего ею пользовались. [13] В дополнительном исследовании, сравнивающем эти отношения с южными регионами Кыргызстана, такими как Джалал-Абад и Ош, первоначальные результаты были подтверждены дополнительными данными, показывающими, что семьи, которые не говорят дома по-русски, гораздо чаще использовали традиционную колыбельку.

Дисплазия развития тазобедренных суставов

[ редактировать ]

Использование люльки связано с увеличением случаев дисплазии тазобедренного сустава . [14] [15] [16] Техника требует выпрямления ног, что способствует вывиху бедренной кости и деформации вертлужной впадины . Этого можно избежать, поместив между ножками ребенка подушечку, которая будет держать колени слегка согнутыми, а бедра — под углом наружу. Некоторые современные пользователи колыбели утверждают, что небольшое исследование младенцев навахо, проведенное в 1968 году, было намеренно задумано, чтобы очернить традиционную культурную практику. [17] хотя исследование 2012 года вызвало дисплазию тазобедренного сустава у лабораторных крыс, подвергнув их аналогичным условиям. [16] Среди всех участников опроса в Жалалабадской и Ошской областях Кыргызской Республики, аргументировавших отказ от использования традиционной люльки, ни один не упомянул о риске развития дисплазии тазобедренного сустава. Более 90% опрошенных матерей в южных областях Кыргызской Республики использовали традиционную колыбельку. [13]

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  1. ^ Каваш, Э. Барри и Карен Баар (1999). Искусство исцеления американских индейцев . Бантамские книги. п. 14 . ISBN  0-553-37881-3 .
  2. ^ Jump up to: а б Каваш, Э. Барри и Карен Баар (1999). Искусство исцеления американских индейцев . Бантамские книги. п. 15 . ISBN  0-553-37881-3 .
  3. ^ Jump up to: а б Денсмор, Фрэнсис (1929). Таможня Чиппева . Пресса Исторического общества Миннесоты . п. 49 . ISBN  978-0-87351-142-1 .
  4. ^ Завлацкий, Джейк; Деррик, Мэтью. «ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КОЧЕВОЙ ДЕТСКОЙ ЛЮЛЫЧКИ (БЕШИК) СРЕДИ КЫРГЫЗОВ БИШКЕКА, КЫРГЫЗСТАН Международный журнал российских исследований» . www.ijors.net . Архивировано из оригинала 17 января 2024 года . Проверено 31 октября 2023 г.
  5. ^ Jump up to: а б Уайтинг, Джон Уэсли Мэйхью и Элеонора Холленберг Часди (1994). Культура и человеческое развитие: избранные статьи Джона Уайтинга: Том 6 публикаций Общества психологической антропологии . Издательство Кембриджского университета. п. 114 . ISBN  978-0-521-43515-4 .
  6. ^ Латорре, Фелипе А.; Латорре, Долорес Л. (1991). Мексиканские индейцы кикапу . Издательство Техасского университета. п. 166 . ISBN  978-0-486-26742-5 .
  7. ^ «Ацтекская фигурка-колыбелька и рисунок (предмет)» . Дети и молодежь в истории . Центр истории и новых медиа Роя Розенцвейга . Архивировано из оригинала 7 июля 2012 года . Проверено 5 февраля 2023 г.
  8. ^ «2010.50.1.132-t — Исторический центр Сан-Диего — Сан-Диего, Калифорния — Наш город, наша история» .
  9. ^ Хаммонд, Норман (2009). Куэльо: Ранняя община майя в Белизе . Издательство Кембриджского университета. п. 156. ИСБН  978-0-521-11767-8 .
  10. ^ Каваш, Э. Барри и Карен Баар (1999). Искусство исцеления американских индейцев . Книги Бантома. стр. 14–5. ISBN  0-553-37881-3 .
  11. ^ Хрдличка, Алесь (2005). Физиологические и медицинские наблюдения среди индейцев юго-запада США и Северной Мексики . Издательство Кессинджер. п. 81. ИСБН  978-1-4179-3837-7 .
  12. ^ Чисхолм, Джеймс С. и Кэри Майкл Карни (2009). Младенчество навахо: этологическое исследование развития ребенка . Издатели транзакций. п. 187. ИСБН  978-0-202-36251-9 .
  13. ^ Jump up to: а б Завлацкий, Джейк; Деррик, Мэтью (08 октября 2020 г.). «Сохраняемость использования традиционной колыбели (бешик) среди постсоветских матерей в Центральной Азии: анализ опроса из южного Кыргызстана» . Глобальный журнал исследований социальных наук . 6 (2): 96–105. дои : 10.20448/807.6.2.96.105 . ISSN   2518-0614 .
  14. ^ Коулман, СС (1968). «Врожденная дисплазия тазобедренного сустава у младенца навахо». Клиническая ортопедия и связанные с ней исследования . 56 : 179–93. дои : 10.1097/00003086-196801000-00020 . ПМИД   5652776 .
  15. ^ Махан, Северная Каролина; Кассер, младший (2008). «Влияет ли пеленание на дисплазию тазобедренного сустава?». Педиатрия . 121 (1): 177–8. дои : 10.1542/пед.2007-1618 . ПМИД   18166571 . S2CID   37598276 .
  16. ^ Jump up to: а б Ван, Энбо; Лю, Тяньцзин; Ли, Цзяньцзюнь; Эдмондс, Эрик В.; Чжао, Цюнь; Чжан, Лицзюнь; Чжао, Сяомин; Ван, Канг (2012). «Влияет ли пеленание на дисплазию тазобедренного сустава?». Журнал костной и суставной хирургии . 94 (12): 1071–7. дои : 10.2106/JBJS.K.00720 . ПМИД   22573131 .
  17. ^ «Возрождение традиции: по одной колыбели за раз» . www.culturalsurvival.org . Архивировано из оригинала 17 января 2024 года . Проверено 28 сентября 2019 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8db0d2cb9230c332bd81a444fb7d53e9__1705503360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/e9/8db0d2cb9230c332bd81a444fb7d53e9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cradleboard - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)