Масляная лампа





Масляная лампа — это лампа, используемая для непрерывного освещения в течение определенного периода времени с использованием источника топлива на основе нефти. Использование масляных ламп началось тысячи лет назад и продолжается по сей день, хотя в наше время их использование менее распространено. Они работают так же, как свеча , но с топливом, жидким при комнатной температуре, поэтому требуется емкость для масла. Текстильный фитиль падает в масло и на конце зажигается, сжигая масло по мере того, как оно поднимается вверх по фитилю.
Масляные лампы представляют собой форму освещения и использовались в качестве альтернативы свечам до использования электрического освещения. Начиная с 1780 года, лампа Арганда быстро заменила другие масляные лампы, все еще сохранявшие свою древнюю форму. Они, в свою очередь, были заменены керосиновой лампой примерно в 1850 году. В небольших городах и сельской местности последняя продолжала использоваться вплоть до 20 века, пока такие районы не были окончательно электрифицированы и не стало возможным использовать лампочки.
Источниками топлива для масляных ламп являются самые разнообразные растения, такие как орехи ( грецкие орехи , миндаль и кукуи ) и семена ( кунжут , оливковое масло , клещевина или лен ). Также широко использовались животные жиры (сливочное масло, топленое масло , рыбий жир, печень акулы , жир кита или тюленя ). Камфин , изготовленный из очищенного скипидара , и горючая жидкость, смесь скипидара и спирта, продавались в качестве топлива для ламп, начиная с 1830-х годов, когда промышленность китового жира пришла в упадок. Горящая жидкость стала дороже во время Гражданской войны, когда федеральный налог на алкоголь был вновь введен в действие . [ 1 ] [ 2 ] Продажи камфена и горючей жидкости снизились в конце 1800-х годов, поскольку стали преобладать другие источники освещения, такие как керосин , получаемый из нефти, газовое освещение и электрическое освещение .
Большинство современных ламп (таких как фонари, работающие на топливе ) были заменены топливом на основе газа или нефти для работы в тех случаях, когда требуется аварийное неэлектрическое освещение. Масляные лампы в настоящее время используются в первую очередь из-за их атмосферы.
Компоненты
[ редактировать ]
Ниже приведены основные внешние части терракотового светильника:
- Плечо
- Заливное отверстие
- Отверстие, через которое топливо заливается внутрь топливной камеры. Ширина обычно колеблется в пределах 0,5–5 см (0,20–1,97 дюйма). Может быть одно отверстие или несколько отверстий.
- Отверстие для фитиля и насадка
- Это может быть как отверстие в корпусе лампы, так и удлиненное сопло. В некоторых типах ламп на верхней части сопла имеется канавка, идущая вдоль сливного отверстия для сбора вытекающего масла из фитиля.
- Ручка
- Лампы могут комплектоваться ручкой. Ручка может иметь разную форму. Наиболее распространенным является кольцо в форме указательного пальца, увенчанное пальметтой , на которую нажимается большой палец для стабилизации лампы. Другие ручки могут быть серповидными, треугольными или овальными. Лампы без ручек обычно имеют удлиненное сопло, а иногда и выступ, поднимающийся по диагонали от периферии. Выступ может действовать как небольшая ручка, на которую опирается большой палец. Некоторые выступы проколоты. Было высказано предположение, что проколотые наконечники использовались для установки ручки или соломинки, называемой по-латыни : acus или festuca , которой обрезался фитиль. Другие полагают, что проколотые ушки использовались для подвешивания лампы на металлический крючок, когда она не использовалась. [ нужна ссылка ]
- Дискус
- Топливная камера
- Топливный резервуар. Средний объем типичной терракотовой лампы составляет 20 куб.см (20 мл). [ нужна ссылка ]
Типы
[ редактировать ]Лампы можно классифицировать по разным критериям, включая материал ( глина , серебро , бронза , золото , камень , шликер ), форму, структуру, дизайн и образы (например, символические, религиозные, мифологические, эротические, сражения, охота).
Типологически светильники Древнего Средиземноморья можно разделить на семь основных категорий:
- Колесный
- В эту категорию входят греческие и египетские лампы, датируемые периодом до III века до нашей эры. Они характеризуются простотой, небольшим декором или его отсутствием, широким отверстием для заливки, отсутствием ручек и пробитым или непросверленным выступом . Проколотые выступы произошли ненадолго между 4 и 3 веками до нашей эры. Непробитые выступы существовали до I века до нашей эры.
- Волюта, ранний имперский
- Эти лампы со спиральными, похожими на свитки орнаментами, называемыми волютами, выходящими из сопел, преимущественно производились в Италии в раннеримский период. Они имеют широкий диск, узкое плечо, отсутствие ручки, сложную графику и художественную отделку, широкий выбор узоров декора.
- Высший Империал
- Эти лампы позднеримские. Плечо шире, диск меньше и украшен меньшим количеством украшений. У этих ламп ручки, короткие простые сопла и менее художественная отделка.
- Лягушка
- Это лампа регионального стиля, производимая исключительно в Египте и встречающаяся в прилегающих к нему регионах, между ок. 100 и 300 годы нашей эры. Лягушка ) — египетский ( Хекет символ плодородия.
- Африканская Красная Слип
- Лампы, произведенные в Северной Африке, но широко экспортируемые, украшены красной накладкой. Они датируются 2-7 веками нашей эры и имеют самые разнообразные формы, включая плоское, богато украшенное плечо с небольшим и относительно неглубоким диском. Их украшение либо нерелигиозное, либо христианское , либо еврейское . Канавки идут от сопла обратно к заливочному отверстию. Предполагается, что [ кем? ] что это для того, чтобы вернуть разлитую нефть. Эти лампы часто имеют более одного отверстия для заливки.
- Скользкий
- Эти лампы имеют овальную форму и встречаются в основном в Леванте . Они производились между 3 и 9 веками нашей эры. Украшения включают в себя свитки виноградной лозы, пальмовые венки и греческие буквы .
- Заводские лампы
- Также называемые по-немецки Firmalampen , они универсальны в распространении и просты на вид. У них желобчатая насадка, простой диск и две-три шишки на плече. Первоначально производившиеся на фабриках Северной Италии и Южной Галлии между I и III веками нашей эры, они экспортировались во все римские провинции. Подавляющее большинство было проштамповано внизу для идентификации производителя. [ нужна ссылка ]
В религиозном контексте
[ редактировать ]иудаизм
[ редактировать ]
Лампы появляются в Торе и других еврейских источниках как символ «освещения» пути праведным, мудрым, любви и другим положительным ценностям. Хотя огонь часто описывался как разрушительный, свету придавалось положительное духовное значение. Масляная лампа и ее свет были важными предметами домашнего обихода, и это может объяснить их символику. Масляные лампы использовались для многих духовных ритуалов. Масляная лампа и ее свет также стали важными ритуальными предметами с дальнейшим развитием еврейской культуры и религии. Храмовая Менора , ритуальная масляная лампа с семью ветвями, используемая во Втором Храме , составляет центр истории Ханукки .
христианство
[ редактировать ]
есть несколько упоминаний о масляных лампах В Новом Завете . В Восточной Православной Церкви , Римско-Католической Церкви и Восточно-Католической Церкви масляные лампы ( греч . «kandili» , церковно-славянский : lampada ) до сих пор используются как на Священном Столе (алтаре), так и для освещения икон на иконостасе и вокруг храма (церкви). здание). Православные христиане также будут использовать в своих домах масляные лампады для освещения уголков с иконами . Традиционно лампадой в православном храме является масляная лампада. Его зажигает епископ при церкви освящении , и в идеале после этого он должен гореть постоянно. Традиционно во всех этих лампах сжигается оливковое масло . Масляные лампы также упоминаются как символ во всем Новом Завете, в том числе в притче о десяти девах .
индуизм
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2015 г. ) |
Масляные лампы обычно используются в индуистских храмах , а также в домашних святынях. Обычно светильники, используемые в храмах, имеют круглую форму с местами для пяти фитилей. Они сделаны из металла и либо подвешиваются на цепочке, либо прикручиваются к постаменту. Обычно в каждом храме есть хотя бы одна лампа, а в главном храме может быть несколько. Обычно зажигается только один фитиль, а все пять горят только по праздникам. Масляная лампа используется в индуистском ритуале Аарти .
В домашнем святилище обычно используется другой светильник, содержащий только один фитиль. Обычно задняя часть лампы представляет собой кусок металла, изображение индуистского божества на котором выбито . Во многих домах лампа горит весь день, а в других домах ее зажигают с заходом солнца. Лампу в домашнем храме следует зажигать перед тем, как в ночное время зажигают другие огни.
Ручная масляная лампа или ароматические палочки (зажженные от лампы) также используются во время индуистской церемонии пуджи . На севере Индии используют лампу с пятью фитилями, обычно заправленную топленым маслом . В особых случаях для пуджи можно использовать и другие лампы, самые сложные из которых имеют несколько ярусов фитилей.
В Южной Индии есть несколько типов масляных ламп, которые распространены в храмах и традиционных ритуалах. Некоторые из меньших также используются для подношений.
- Дипалакшми
- Латунный светильник с изображением богини Шри Лакшми над спинкой. Обычно они небольшие и имеют только один фитиль.
- Нилавилакку
- Высокая латунная или бронзовая лампа на подставке, фитили которой расположены на определенной высоте.
- Паавай вилакку
- Латунный или бронзовый светильник в виде дамы, держащей в руках сосуд. Лампы этого типа бывают разных размеров: от очень маленьких до почти в натуральную величину. Есть также большие каменные версии этой лампы в индуистских храмах и святилищах Карнатаки , Тамил Наду и Кералы , особенно у основания колонн и по бокам входа в храмы. У них только один фитиль.
- Туку вилакку
- Латунная или бронзовая лампа, подвешенная на цепочке, часто с несколькими фитилями.
- Начиаркойл лампа
- Декоративная латунная лампа, изготовленная из серии дий , ремесленного изделия, которое изготавливается исключительно общиной Патер ( Каммалар ) в Начияр-Койле , Тамил Наду , Индия. [ 3 ]
китайский
[ редактировать ]
Масляные лампы зажигаются в традиционных китайских святынях либо перед изображением божества, либо перед мемориальной доской с классическими китайскими иероглифами, дающими имя божества. Такие лампы обычно изготавливаются из прозрачного стекла (что придает им внешний вид, похожий на обычные стаканы для питья) и наполнены маслом, а иногда и водой под ним. Пробковый или пластиковый поплавок с фитилем кладется поверх масла, при этом нижняя часть фитиля погружается в масло.
Такие лампы горят в святилищах, частных или общественных, и благовония или благовония от лампы зажигаются .
История
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2012 г. ) |
Изогнутые каменные светильники были найдены в местах, датированных 10 тысячелетием до нашей эры ( мезолит , период среднего каменного века , ок. 10300–8000 до н. э.). Самая старая каменно-масляная лампа была найдена в Ласко в 1940 году в пещере, которая была заселена 10–15 тысяч лет назад. [ 4 ] [ 5 ]

Некоторые археологи утверждают, что первые светильники-ракушки существовали более 6000 лет назад ( неолит , поздний каменный век , ок. 8500–4500 до н.э.). раскопанные на шумерских датируемые 2600 годом до н форме ракушек , , что Они полагают . стоянках алебастровые светильники в до нашей эры).
Принято считать, что эволюция светильников ручной работы перешла от чашеобразной к блюдцеобразной, затем от блюдца с насадкой к закрытой чаше с изливом. [ нужна ссылка ]
Эпоха энеолита (4500–3300 до н.э.)
[ редактировать ]Первые изготовленные красные керамические масляные лампы появились в эпоху энеолита . Они были типа круглой чаши.
Бронзовый век (3200–1200 до н. э.)
[ редактировать ]Лампы бронзового века представляли собой простые чаши на колесах с небольшим защемлением с четырех сторон для фитиля. Более поздние лампы имели только одну ножку. Эти лампы различаются формой обода, общей формой чаши и формой основания.
Промежуточный бронзовый век (EBIV/MBI)
[ редактировать ]Конструкция с четырьмя носиками для фитилей появилась в эпоху промежуточного бронзового века (2300-2000 гг. до н. э.). Лампы состоят из больших чаш с уплощенными основаниями для устойчивости и четырьмя неглубокими зажимами по краю для фитилей, расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга, хотя также были обнаружены лампы только с одним зажимом. Конструкция с четырьмя изливами была разработана для обеспечения достаточного освещения при заправке рыбьим или животным жиром, которые горят менее эффективно, чем оливковое масло. [ 6 ] [ 7 ]
Лампы среднего бронзового века (МБ)
[ редактировать ]Масляные лампы с четырьмя фитилями сохранились и в этот период. Однако сейчас большинство ламп имеют только один фитиль. В начале этого периода щепотка неглубокая, позже она становится более заметной, и рот выступает из тела лампы. Основания простые и плоские. грубый гончарный круг Представлен , превращающий чаши ручной работы в более однородную емкость. Стиль блюдца превращается в форму с одним носиком.
Лампы позднего бронзового века (LB)
[ редактировать ]Развит более выраженный, глубокий одиночный излив, почти закрытый по бокам. Форма становится более треугольной, более глубокой и крупной. Все лампы теперь изготавливаются на колесах, с простыми и обычно плоскими основаниями.
Железный век (1200–560 до н.э.)
[ редактировать ]В эпоху железного века края ламп стали шире и плонее, с более глубоким и высоким изливом. Кончик излива более вертикальный, в отличие от остальной части обода. [ 8 ] Лампы становятся разнообразными по форме и расположению, хотя некоторые из них остаются похожими на лампы периода поздней бронзы. Кроме того, развиваются и другие формы, такие как маленькие лампы с плоским основанием и большие лампы с круглым основанием. Более поздняя форма продолжается до II железного века .
В более позднем железном веке появляются варианты форм. Один распространенный тип — маленький, с широким ободом и широким основанием. Другой тип — небольшая неглубокая чаша с толстым и высоким основанием для диска.
Арктика
[ редактировать ]
Куллик (лампа с тюленьим жиром) давала тепло и свет в суровых условиях Арктики , где не было леса и где редкое население почти полностью полагалось на тюлений жир. Эта лампа была важнейшим предметом мебели инуитов , юпиков и других инуитских народов. [ 9 ]
Лампы делались из камня, размеры и форма светильников могли быть разными, но чаще всего имели форму эллипса или полумесяца. Фитили в основном делались из высушенного мха или пушицы и зажигались вдоль края лампы. Кусочек тюленьего жира можно было оставить плавиться над лампой, напитывая его еще большим количеством жира. [ 10 ]
персидский
[ редактировать ]Персидские лампы были большими, с тонкими сторонами и глубоким вырезом, который сплющивал горлышко и заставлял его выступать наружу.
греческий
[ редактировать ]Греческие лампы более закрыты, чтобы не проливать. Они меньше и изысканнее. Большинство из них без ручек. Некоторые из них имеют выступ, который может быть проколот или не проколот. Сопло удлиненное. Обод сгибают так, чтобы он перекрывался, чтобы получилось сопло, а затем зажимают, чтобы образовалось отверстие для фитиля.
Они имеют круглую форму и сделаны на колесиках.
китайский
[ редактировать ]Самые ранние китайские масляные лампы датируются периодом Воюющих царств (481–221 гг. До н.э.). Древние китайцы создали масляные лампы с многоразовым резервуаром и волокнистым фитилем, придающим лампе контролируемое пламя. Лампы изготавливались из нефрита , бронзы, керамики, дерева, камня и других материалов. Самая большая масляная лампа, раскопанная на данный момент, обнаружена в гробнице IV века, расположенной в современном Пиншане, Хэбэй. [ 11 ] [ 12 ]
Ранний римский
[ редактировать ]

Производство масляных ламп переместилось в Италию как основной источник поставок в раннеримскую эпоху. Стали использоваться формы, и на фабриках стали производить лампы в больших количествах. Все светильники закрытого типа. Лампа состоит из двух частей: верхняя часть с носиком и нижняя часть с топливной камерой. Большинство из них имеют характерный «императорский тип» — круглые, с насадками различной формы (спиральные, полуспиральные, П-образные), закрытым корпусом, центральным диском, украшенным рельефами, и заправочным отверстием.
Поздний римский
[ редактировать ]Позднеримские светильники относились к типу «Высокий имперский». Они включали больше украшений и производились на месте или импортировались в больших количествах. В этот период появились многосопловые лампы. Было создано множество различных сортов.
В этот период также появились лампы типа лягушки. Они имеют форму почки, сердца или овала, имеют мотив лягушки или ее абстракцию, а иногда и геометрические мотивы. Они были произведены около 100 г. н.э. Они настолько разнообразны, что редко можно встретить две одинаковые лампы.
Позднее Средневековье
[ редактировать ]
Раннехристианские и позднеантичные масляные лампы были разнообразны. Одними из наиболее примечательных из них были средиземноморские сигиллатные («африканские») лампы. Мотивы были преимущественно геометрическими, растительными и графическими (монограммы), с фигурным изображением животных и человеческих фигур, часто Христа. [ 13 ] Те, что изображают Христа или Чи Ро, часто относят к типу Хейса II.
византийский
[ редактировать ]Масляные фонарики Византии имели форму туфелек и отличались высокой декоративностью. Продолжалась конструкция с несколькими соплами, и большинство ламп имели ручки. Некоторые имеют сложный экстерьер.
Ранний исламский
[ редактировать ]
Наступает переходный период от византийских светильников к исламским. Украшение светильников этого переходного периода изменилось от крестов, животных, человеческих изображений, птиц или рыб до простых линейных, геометрических узоров и узоров из рельефных точек.
Ранние исламские лампы продолжили традиции византийских ламп. Изначально украшения представляли собой стилизованную форму птицы, зерна, дерева, растения или цветка. Позже они стали полностью геометрическими или линейными с рельефными точками.
Раннее описание керосиновой лампы принадлежит Багдада (Разису) из ар-Рази 9-го века . Он назвал ее арабской : наффата в своей «Китаб аль-Асрар» («Книга тайн»). [ 14 ]
В переходный период на некоторых лампах была арабская надпись. Позже письменность исчезает до периода мамлюков (13-15 века нашей эры).
Индустриальный век
[ редактировать ]Масляные каретные лампы послужили моделью первых велосипедных фонарей в 1860-х годах. [ 15 ]
Региональные вариации
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2015 г. ) |
Земля Израиля/Палестинский регион
[ редактировать ]- Иерусалимская масляная лампа: глина имеет характерный черный цвет, потому что ее обжигали без кислорода. Обычно высокого качества. [ нужна ссылка ]
- Масляная лампа сделана
- Джераш масляная лампа
- Набатейская масляная лампа
- Масляная лампа Ирода : считается, что ею пользовались в основном евреи. Колесо выполнено закругленным, имеет насадку с вогнутыми сторонами. Лампы обычно не украшены; если есть украшение, то оно обычно простое. Очень распространены по всей Палестине, некоторые лампы были также найдены в Иордании . Датируется I веком до нашей эры - концом I века нашей эры.
- Масляная лампа Меноры , семь сопел: редка и связана с иудаизмом из-за числовой связи с семью ветвями или рукавами Меноры.
- Самаритянская масляная лампа: характеризовалась герметичным заливным отверстием, которое должен был сломать покупатель. Вероятно, это делалось для обеспечения ритуальной чистоты. У них более широкий излив, а вогнутости по бокам насадки почти всегда подчеркнуты лестничной полосой. В целом лампы без покрытия. Орнаменты бывают линейными или геометрическими. [ 16 ]
- Тип I: От сливного отверстия к соплу проходит отдельный канал. У них есть небольшая ручка, лесенка вокруг насадки и отсутствие орнамента на нижней части основания.
- Тип II: грушевидной формы, удлиненной формы, с облицованным каналом, идущим от заливного отверстия к насадке. Продолжал использоваться вплоть до раннего мусульманского периода.
- Масляная лампа Candle Stick: на сопле изображена менора, на плечах - гроздь винограда.
- Византийская масляная лампа: Верхние части и ручки покрыты плетеными узорами. Все они изготовлены из темно-оранжево-красной глины. Внутри обведенного основания появляется закругленная нижняя часть с отчетливым знаком X или крестом. [ 17 ]
- Ранняя исламская масляная лампа: ее доминирующими элементами являются большая ручка и канал над соплом. Ручка имеет форму язычка, декор богатый и элегантный. Нижние части чрезвычайно широкие, сопла заострены.
Индия
[ редактировать ]
В ведические времена огонь в той или иной форме поддерживался в каждом доме и носил его с собой при переселении в новые места. Позднее наличие огня в домашнем или культовом сооружении гарантировалось с помощью масляной лампы. На протяжении многих лет вокруг масляной лампы сплетались различные ритуалы и обычаи.
Для Дип Даана подарок лампы был и до сих пор считается лучшим дааном («пожертвованием»). Во время бракосочетания старые старые девы стоят позади жениха и невесты, держа в руках масляную лампу, чтобы отогнать зло. Наличие масляной лампы — важный аспект ритуального поклонения ( Шодашопачар Пуджа ), предлагаемого божеству. Более того, в насыщенном праздничном календаре отведен день для поклонения лампе, в один амавасья (безлунный) день в месяце Шраван . Это почтение к бездне основано на символизме путешествия от тьмы и невежества к свету и познанию высшей реальности – « тамасо ма джйотиргамайя ». [ 18 ]
Раньше светильники делались из камня или ракушек. Форма напоминала круглую чашу с выступающим клювом. Позже их заменили глиняные и металлические светильники. В эпосах «Рамаяна» и «Махабхарата» также есть упоминания о золотых и серебряных лампах. Простая форма развивалась, и лампы были созданы в форме матсьи ( «рыбы»), курмы («черепахи») и других воплощений бога Вишну . Лампы также создавались в форме множества эмблем богов, таких как раковины или лотосы . Птицы, такие как лебеди, павлины или попугаи, а также животные, такие как змеи, львы, слоны и лошади, также были фаворитами при украшении лампы. Для освещения множества ламп были созданы деревянные и каменные дипастамбхи («башни света»).

Возведение дипастамбхи перед храмом до сих пор является общепринятой практикой в западной и южной Индии. В некоторых храмах Южной Индии приподнятые башни с медными лампами, называемые Камба Вилакку можно увидеть . Чтобы адаптировать дизайн к домам и небольшим помещениям, была создана дипаврикша («дерево света»). Как следует из названия, это металлический контейнер для лампы с криволинейной формой. [ нечеткий ] линии, ответвляющиеся от основания, каждая держит лампу. Дипалакшми — еще один распространенный дизайн, в котором богиня Лакшми держит лампу в руках. Кутувилакку — еще одна типичная лампа, традиционно используемая в домашних целях в Южной Индии.
Масляные лампы также вошли в пословицы . Например, пословица Браджа (дохинди) гласит: « Чирааг сказ андхера », «[крайняя] тьма находится под масляной лампой ( чирааг )», что означает, что то, что вы ищете, может быть близко, но незаметно (прямо под вашим нос или ноги), в различных смыслах (контейнер лампы отбрасывает сильную тень).
Налог
[ редактировать ]Когда в 1010 году нашей эры был построен Большой храм в Танджавуре, штат Тамил Наду , были приняты тщательно продуманные меры по обеспечению освещения храма. Земли были пожертвованы храму или завоеваны для этой единственной цели. Доход от этих земель пойдет на обеспечение маслом для освещения. [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вич, Майкл Р. «Налогообложение виски, часть вторая: Гражданская война в США и после нее» . История Бурбона . ООО Бурбон Вич . Проверено 23 марта 2024 г.
- ^ Эдвардс, Фил (7 августа 2015 г.). «Ужасающий скачок цен на виски во время Гражданской войны на одном графике» . Вокс Медиа . Проверено 15 марта 2024 г.
- ^ «Премьер-министр Нарендра Моди подарил Си Цзиньпину лампу Аннам и картину Танджавура» . Времена Индии . 11 октября 2019 г.
- ^ Папатзанакис, Нуфрис (2012). «История древних масляных ламп» . Художественная мастерская Эпалладио .
- ^ «Пристенное искусство: Освещение» . Ласко . Национальный музей археологии. Архивировано из оригинала 8 августа 2020 г. Проверено 7 августа 2020 г.
- ^ Херриотт, Коннектикут (январь 2015 г.). Илан, Дэвид; Шапира, Хананель; Файнберг-Вамош, Мириам (ред.). «Артефакты из гробниц среднего бронзового века» (PDF) . НГСБА Археология . 3 . Колледж Еврейского союза : 112–120.
- ^ Дуглас, Дэвид А. «Развитие и упадок ближневосточной масляной лампы раннего бронзового века, 2300–2000 гг. До н.э.» Взгляд на древние ближневосточные масляные лампы . Проверено 25 февраля 2021 г.
- ^ Биран, А.; Гопна, Р. (1970). «Погребальная пещера железного века в Тель-Халифе». Израильский журнал исследований . 20 (3). Израильское исследовательское общество: 156–169. JSTOR 27925230 .
- ^ Джойс, Томас Атол; Далтон, Ормонд Мэддок (1910). «Эскимос» . Справочник по этнографическим коллекциям . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 249 - через Интернет-архив.
- ^ Брокс, Джейн (29 июня 2010 г.). «Новый век, последнее пламя» . Великолепно: эволюция искусственного света . Хоутон Миффлин Харкорт. ISBN 978-0547487151 . Архивировано из оригинала 25 января 2020 г. - на сайте ralphmag.org.
- ^ Китай: рассвет золотого века, 200–750 гг . н.э. Метрополитен-музей. 2004. стр. 182–183. ISBN 978-1-58839-126-1 .
- ^ Хэндлер, Сара (2001). Строгая яркость китайской классической мебели . Издательство Калифорнийского университета (опубликовано 1 октября 2001 г.). стр. 308–309. ISBN 978-0520214842 .
- ^ Юкич Буча, Венди (2016). «Светильники верхних слоев участка квартала Святого Теодора в Пуле» . Histria археологическая: журнал Археологического музея Истрии . 46/2015: 169–194.
- ^ Билкади, Зейн (январь 1995 г.). «Нефтяное оружие» . Саудовская Арамко Мир . Том. 46, нет. 1. Иллюстрировано Бобом Лэпсли. стр. 20–27.
- ^ Клемитсон, Сьюз (2017). История езды на велосипеде в 100 объектах . Лондон: Издательство Блумсбери. п. 114. ИСБН 9781472918901 . Проверено 22 апреля 2018 г.
Первые велосипедные фонари 1860-х годов были основаны на масляных каретных фонарях.
- ^ Сассман, Варда (1983). «Самаритянские масляные лампы из Аполлонии-Арсуфа» . Тель-Авив . 10 (1): 71–96. дои : 10.1179/tav.1983.1983.1.71 . ISSN 0334-4355 .
- ^ «Древние масляные лампы, коллекции археологии и антропологии, библиотека - Уэслианский университет» . www.wesleyan.edu . Проверено 17 июня 2024 г.
- ^ Оливель, Патрик (1998). Упанишады . Издательство Оксфордского университета. стр. 12–13. ISBN 978-0-19-283576-5 .
- ^ Васудеван, Гита (2003). Королевский храм Раджараджи: инструмент имперской силы колы . Публикации Абхинава. ISBN 8170173833 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бейли, DM (1972). Греческие и римские керамические лампы . Британский музей. ISBN 0-7141-1237-2 . Отличный вводный буклет, хорошо иллюстрированный.
- Бейли, DM (1975–1996). Каталог ламп Британского музея . Британский музей. ISBN 0-7141-2206-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с масляными лампами , на Викискладе?
- RomQ.com , Древние лампы
- Steve-Adler.com , Масляные лампы из Святой Земли, из коллекции Адлера Масляные лампы древности
- Мюррей, Александр Стюарт (1911). Британская энциклопедия . Том. 16 (11-е изд.). (включает 5 диаграмм) .
- Римская императорская керамическая масляная лампа , Государственный музей Аризоны
- Средиземноморские масляные лампы , Общественный музей Милуоки
- Масляная лампа
- Древнегреческая керамика
- Древнегреческая технология
- Древние глиняные предметы Ближнего и Среднего Востока
- Древнеримская керамика
- Древнеримская технология
- Типы археологических артефактов
- Китайские изобретения
- Восточно-христианские литургические предметы
- Греческие изобретения
- Керамические формы
- Династия Чжоу