Jump to content

Неоарамейские языки

неоарамейский
Современный арамейский
Географический
распределение
Ирак , Иран , Сирия , Турция , Ливан и ассирийская диаспора.
Лингвистическая классификация Афро-азиатский
Подразделения
глоттолог арам1259   (Арамейский)

Неоарамейские и или современные арамейские языки представляют собой разновидности , арамейского языка которые развились в периоды позднего средневековья и раннего Нового времени продолжаются по сей день как разговорные (разговорные) языки современных арамейскоязычных сообществ. [1] В области изучения арамейского языка [2] Классификация неоарамейских языков была предметом особого интереса среди ученых, которые предложили несколько разделений на две (западные и восточные), три (западные, центральные и восточные) или четыре (западные, центральные, северо-восточные и юго-восточные) первичные группы. . [3] [4]

С точки зрения социолингвистики , неоарамейские языки также классифицируются по различным этнолингвистическим и религиозно-лингвистическим критериям, охватывающим этнические и религиозные линии и охватывающим группы, придерживающиеся христианства , иудаизма , мандеизма и ислама . [5]

Христианские неоарамейские языки долгое время сосуществовали с классическим сирийским языком как литературный и литургический язык сирийского христианства . [6] Поскольку классический сирийский язык и подобные архаические формы, такие как таргумский арамейский (старая иудео-арамейская разновидность) и классический мандейский язык , больше не являются разговорными, они не классифицируются как неоарамейские языки. Однако классические языки продолжают оказывать влияние на разговорные неоарамейские языки.

Наиболее известные неоарамейские разновидности принадлежат центрально-неоарамейской и северо-восточной неоарамейской группам. На них говорят преимущественно (хотя и не полностью исключительно) этнические ассирийцы , являющиеся приверженцами Ассирийской Церкви Востока , Древней Церкви Востока , Сирийской Православной Церкви , Халдейской Католической Церкви и некоторых других конфессий. Среди других говорящих - мусульмане и христиане- арамейцы (сирийцы). [7] [8] [9] из Маалюлы и Джуббадина , говорящих на находящемся под угрозой исчезновения западном неоарамейском языке, мандеев и некоторых евреев-мизрахи . Сегодня число свободно говорящих на неоарамейском языке значительно меньше, а новые поколения ассирийцев, как правило, не овладевают языком в полной мере, тем более что многие из них эмигрировали и аккультурировались в своих новых странах проживания, а арамейские языки других меньшинств вытесняются местными языками. языки большинства. [10]

Распространение неоарамейских языков
на разновидностях северо-восточного неоарамейского языка Места, где говорят

В период поздней античности и на протяжении всего средневековья лингвистическое развитие арамейского языка было отмечено сосуществованием литературных и народных форм. Доминирующей литературной формой среди христиан, говорящих на арамейском языке, был эдесский арамейский язык (урхайя), который стал известен как классический сирийский язык (термин, придуманный западными учеными). В то же время арамейскоязычные евреи имели свои литературные языки ( иудео-арамейские языки ). Наряду с доминирующими литературными формами различные народные также использовались формы с характерными региональными вариациями. К периоду позднего средневековья литературные формы, используемые христианами, говорящими на арамейском языке, были в основном связаны с религиозной сферой жизни (литургическое использование), в то время как народные формы продолжали развиваться и в период раннего Нового времени. Постепенно некоторые из этих неоарамейских разговорных форм стали использоваться и в литературных целях. [11]

В XIX веке впервые началось систематическое изучение неоарамейских языков. [12] а к началу 20 века некоторые неоарамейские разновидности уже вступили в современную фазу своего языкового развития, отмеченную появлением различных неоарамейских публикаций, а также учреждением современных школ и других учреждений.

Это развитие было серьезно прервано началом Первой мировой войны (1914–1918 гг.) и зверствами, совершенными против арамейскоязычных общин во время Сейфо (геноцида). Вытеснение многих общин из родных регионов нарушило языковой континуум, а также создало новые группы носителей неоарамейского языка по всей диаспоре . Эти события оказали глубокое влияние на дальнейшее развитие неоарамейских общин, затронув все сферы жизни, включая различные культурные вопросы, связанные с их языком. [12]

Разновидности

[ редактировать ]
Красные маркеры представляют христианские неоарамейские варианты, синие — еврейские , а фиолетовые — оба языка, на которых говорят в одном городе.

На протяжении всей истории арамейского языка существовала диалектная граница, разделяющая западную и восточную разновидности, проходящая через Сирийскую пустыню с юго-востока на северо-запад. [13]

Только западный неоарамейский язык , на котором говорят в Маалуле и Джуббадине в Антиливанских горах христианские и мусульманские арамейские (сирийские) общины, остается свидетелем западных разновидностей, которые раньше были гораздо более распространены в Палестине (о чем свидетельствует в вариантах первого тысячелетия нашей эры, таких как самаритянский арамейский , еврейский палестинский арамейский и христианский палестинский арамейский ). [14]

Все остальные неоарамейские языки представляют собой восточные разновидности, но с небольшой однородностью. Наиболее отчетливым в этой группе является современный мандайский язык , который имеет низкую разборчивость по сравнению с другими разновидностями. Он является прямым потомком классического мандейского языка , который уходит своими корнями в персов находившийся под влиянием арамейский язык империи Аршакидов, . На современном мандайском языке свободно говорят не более нескольких сотен человек.

Число современных носителей неоарамейских языков оценивается примерно от 575 000 до 1 000 000, подавляющее большинство из которых — ассирийцы . Самая большая из подгрупп говорящих — это ассирийский неоарамейский язык , на котором говорят около 500 000 человек, халдейский неоарамейский язык , на котором говорят примерно 240 000 человек, туройо (сурайт), на котором говорят примерно 100 000 человек, и несколько тысяч человек, говорящих на других неоарамейских языках (т. е. на современном иудео-арамейском языке). разновидности и бохтанский неоарамейский язык и другие), что дает в общей сложности более 870 000 носителей неоарамейского языка. [15] [16] [17]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бейер 1986 , с. 53.
  2. ^ Брок 1989 , с. 11–23.
  3. ^ Йылдыз 2000 , с. 23–44.
  4. ^ Ким 2008 , с. 505–531.
  5. ^ Генрихс 1990 .
  6. ^ Мурре ван ден Берг 2008 , с. 335–352.
  7. ^ Семитское наследие северо-западной Сирии, с. 271
  8. ^ «… Сирийцы Маалюлы сохраняли свою сирийскую идентичность с древних времен, и существует множество свидетельств их сирийского происхождения, особенно в Маалюле, Айн-Тине, Бахе и Джубаадине…», переведенная цитата из книги إلياس أنطون نصر الله في معلولا, п. 45
  9. ^ «Помощь арамейской деревне Маалула эВ | проект помощи в Сирии» .
  10. ^ Терпение 2003 , с. 222–234.
  11. ^ Мурре ван ден Берг 2008 , с. 335-352.
  12. ^ Jump up to: а б Мачух 1990 , с. 214.
  13. ^ Бейер 1986 , с. 11.
  14. ^ Брок, Себастьян. 2017. Введение в сирийские исследования. стр. 12
  15. ^ Ассирийский неоарамейский язык от Ethnologue
  16. ^ «Халдейский неоарамейский язык | Этнолог» .
  17. ^ «Туройо | Этнолог» .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cdb36e1954dd186525ec87c68e2a7b2a__1710108180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cd/2a/cdb36e1954dd186525ec87c68e2a7b2a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Neo-Aramaic languages - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)