Jump to content

Хороший

(Перенаправлено с «Хорошо »)
Во многих авраамических религиях ангелы считаются добрыми существами и противопоставляются демонам , которые считаются их злыми современниками.

В большинстве контекстов понятие добра обозначает поведение, которому следует отдать предпочтение, когда перед ним стоит выбор между возможными действиями. Добро обычно считается противоположностью зла и связано с этикой , моралью , философией и религией . Конкретное значение и этимология этого термина и связанные с ним переводы на древних и современных языках демонстрируют существенные различия в его изменении и значении в зависимости от обстоятельств места и истории, а также философского или религиозного контекста.

История западных идей

[ редактировать ]

В каждом языке есть слово, выражающее добро в смысле «обладать правильным или желаемым качеством» ( ἀρετή ) и плохое в смысле «нежелательно». Чувство морального суждения и различие между «правильным и неправильным, хорошим и плохим» являются культурными универсалиями . [1]

Платон и Аристотель

[ редактировать ]
Бюст Сократа в музее Ватикана

Хотя история возникновения употребления понятия и значения «добро» разнообразна, заметные дискуссии Платона и Аристотеля на эту тему имели значительный исторический эффект. Первые упоминания о в «Государстве» форме блага Платона встречаются в разговоре Главкона и Сократа (454c–d). Пытаясь ответить на такие трудные вопросы, касающиеся определения справедливости , Платон указывает, что мы не должны «вводить все формы различия и сходства в природе», вместо этого мы должны сосредоточиться на «одной форме сходства и различия, которая имела отношение к конкретной ситуации». сами образы жизни», что является формой Добра. Эта форма является основой для понимания всех других форм, именно она позволяет нам понять все остальное. Через разговор Сократа и Главкона (508а–в) Платон проводит аналогию. форма Добра с солнцем, поскольку оно позволяет нам видеть вещи. Здесь Платон описывает, как солнце позволяет видеть. Но он делает очень важное различие: «солнце — это не зрение», а «причина света». само зрение». Как солнце находится в видимой сфере, так и форма Добра находится в понятная сфера. Это «то, что дает истину известным вещам и силу познания знающему». Это не только «причина познания и истины, но и объект познания».

Платон определяет, как форма Добра позволяет познанию понять такие сложные понятия, как справедливость. Он считает знание и истину важными, но через Сократа (508d – e) говорит: «Добро ценится еще больше». Затем он продолжает объяснять, что «хотя добро не является бытием», оно «превосходит его по рангу и силе», это то, что «обеспечивает знание и истину» (508e). [2]

В отличие от Платона, Аристотель несколько раз обсуждает формы добра в критических терминах в обоих своих основных сохранившихся этических трудах — « Эвдемовой» и «Никомаховой этике» . Аристотель утверждает, что форма добра Платона не применима к физическому миру, поскольку Платон не приписывает «добро» чему-либо в существующем мире. Поскольку Форма Добра Платона не объясняет события в физическом мире, у людей нет оснований полагать, что Форма Добра существует и, следовательно, Форма Добра не имеет отношения к человеческой этике. [3]

Платон и Аристотель не были первыми, кто в Древней Греции внес свой вклад в изучение «добра», и предшествующие им дискуссии можно найти среди философов-досократиков. В западной цивилизации основные значения κακός и ἀγαθός — «плохой, трусливый» и «добрый, храбрый, способный», а их абсолютный смысл возникает лишь около 400 г. до н.э., у досократовской философии , в частности у Демокрита . [4] Мораль в этом абсолютном смысле закрепляется в диалогах Платона вместе с возникновением монотеистической мысли (особенно у Евтифрона , который размышляет над концепцией благочестия ( τὸ ὅσιον ) как морального абсолюта). Эта идея получила дальнейшее развитие в поздней античности , неоплатониками гностиками и отцами церкви .

Древние западные религии

[ редактировать ]
Фаравахар (или Ферохар), один из основных символов зороастризма, считается изображением фраваши ( духа-хранителя).

Помимо древнегреческих исследований «добра», более двух с половиной тысяч лет назад в восточной части древней Персии религиозный философ по имени Зороастр упростил пантеон ранних иранских божеств. [5] на две противостоящие силы : Ахура Мазда ( Просветляющая Мудрость ) и Ангра-Майнью ( Разрушительный Дух ), которые находились в конфликте.

В западном мире эта идея превратилась в религию, которая породила множество сект , некоторые из которых придерживались крайне дуалистической веры в то, что материального мира следует избегать, а духовный мир следует принимать. Гностические идеи оказали влияние на многие древние религии. [6] которые учат, что гнозис (по-разному интерпретируемый как просветление , спасение , освобождение или «единство с Богом») может быть достигнут путем практики филантропии до уровня личной бедности, сексуального воздержания (насколько это возможно для слушателей и полностью для посвященных ) и усердно искать мудрость , помогая другим. [7]

Это развитие от относительного или привычного к абсолютному очевидно также в терминах этика и мораль , которые произошли от терминов «региональных обычаев», греческого ἦθος и латинских нравов соответственно (см. также siðr ).

Средневековый период в западных культурах

[ редактировать ]
Витраж Фомы Аквинского в католической церкви Святого Иосифа ( Центральный город, Кентукки )

Средневековая христианская философия была основана на работах епископа Августина Гиппопотама и богослова Фомы Аквинского , которые понимали зло с точки зрения библейской непогрешимости и библейской безошибочности , а также под влиянием Платона и Аристотеля в их оценке концепции Summum bonum. . Безмолвное созерцание было путем к пониманию идеи добра. [8]

Многие средневековые христианские богословы как расширяли, так и сужали основную концепцию Добра и Зла, пока не появилось несколько, иногда сложных определений, таких как: [9]

Современные концепции

[ редактировать ]

Важным контекстом Просвещения для изучения «добра» было его значение в изучении « добра, истины и прекрасного », как оно встречается у Иммануила Канта и других философов Просвещения и религиозных мыслителей. Эти дискуссии были предприняты Кантом, особенно в контексте его «Критики практического разума» .

Джона Ролза В книге «Теория справедливости» приоритет социальных механизмов и благ определяется их вкладом в обеспечение справедливости . Ролз определил справедливость как справедливость , особенно в распределении социальных благ, определил справедливость с точки зрения процедур и попытался доказать, что справедливые институты и жизнь хороши, если блага каждого разумного человека рассматриваются справедливо. Решающим изобретением Ролза была исходная позиция — процедура, в которой человек пытается принять объективные моральные решения, отказываясь позволить личным фактам о себе войти в свои моральные расчеты.

Противостояние злу

[ редактировать ]

В религии, этике и философии « добро и зло » — очень распространенная дихотомия . В культурах с манихейским и авраамическим религиозным влиянием зло обычно воспринимается как антагонистическая противоположность добру . Добро – это то, что должно преобладать, а зло должно быть побеждено. [10]

Как религиозная концепция, основные идеи дихотомии добра и зла развились в западных культурах, так что сегодня:

  • Добро — это широкое понятие, но оно обычно связано с жизнью, благотворительностью , непрерывностью, счастьем, любовью и справедливостью.
  • Зло обычно ассоциируется с сознательными и преднамеренными проступками, дискриминацией, направленной на причинение вреда другим, унижением людей, направленным на умаление их психологических потребностей и достоинства, деструктивностью и актами ненужного и/или неизбирательного насилия. [11]
  • дилемма человеческого состояния и его способности совершать как добрые, так и злые поступки [12]
На одной из пяти картин « Истребление зла» изображен один из восьми блюстителей буддийского закона , Сендан Кендацуба, изгоняющий зло.

В буддизме

[ редактировать ]

В культурах с духовным влиянием буддизма сама эта антагонистическая двойственность должна быть преодолена посредством достижения шуньяты , или пустоты. Это признание того, что добро и зло не являются чем-то несвязанным, а являются двумя частями большего целого; единство, единство, монизм . [10]

В области биологии

[ редактировать ]

Мораль рассматривается некоторыми биологами (особенно Эдвардом О. Уилсоном , Джереми Гриффитом , Дэвидом Слоаном Уилсоном и Франсом де Ваалем ) как важный вопрос, который должен быть решен в области биологии. [13] [14] [15] [16]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Дональд Браун (1991) Человеческие универсалии . Филадельфия, издательство Temple University Press ( онлайн-сводка ).
  2. ^ Платон (1992). Республика . Перевод CDC Reeve (2-е изд.). Индианаполис, Индиана: Hackett Publ. компании ISBN  978-0-87220-136-1 .
  3. ^ Хорошо, Гейл (2003). Платон о познании и формах . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 350 . ISBN  0-19-924559-2 .
  4. ^ Чарльз Х. Кан , Демокрит и истоки моральной психологии , Американский филологический журнал (1985)
  5. ^ Бойс 1979 , стр. 6–12.
  6. ^ Джон Хиннел (1997). Религиозный словарь Penguin . Книги Пингвинов, Великобритания.
  7. ^ Чертон, Тобиас (2005). Гностическая философия: от древней Персии до наших дней . Внутренние традиции – Медведь и компания. ISBN  978-159477-035-7 .
  8. ^ А. Кожев, Введение в чтение Гегеля (1980), с. 108
  9. ^ Фарли, Э. (1990). Добро и зло: интерпретация человеческого состояния . Фортресс Пресс / Университет Вандербильта. ISBN  978-0800624477 .
  10. ^ Jump up to: а б Пол О. Ингрэм, Фредерик Джон Стренг . Буддийско-христианский диалог: взаимное обновление и трансформация . Гавайский университет Press, 1986. С. 148–149.
  11. ^ Эрвин Стауб. Преодоление зла: геноцид, насильственные конфликты и терроризм . Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: Издательство Оксфордского университета, стр. 32.
  12. ^ Гриффит, Джереми (2011). «Состояние человека» . Книга реальных ответов на все вопросы! . ISBN  9781741290073 .
  13. ^ Уилсон, Эдвард Осборн (2012). Социальное завоевание Земли . WW Нортон и компания. ISBN  9780871404138 .
  14. ^ Гриффит, Джереми (2011). «Добро против Зла» . Книга реальных ответов на все вопросы! . ISBN  9781741290073 .
  15. ^ Уилсон, Эдвард Осборн (2007). Эволюция для всех: как теория Дарвина может изменить наше представление о нашей жизни . Издательство Random House. ISBN  9780385340922 .
  16. ^ де Ваал, Франс (2012). Моральное поведение животных . Архивировано из оригинала 17 апреля 2012 г. Проверено 20 ноября 2012 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Аристотель. «Никомахова этика». 1998. США: Издательство Оксфордского университета . (1177а15)
  • Бентам, Джереми. Принципы морали и законодательства . 1988. Книги Прометея.
  • Бойс, Мэри (1979). Зороастрийцы: их религиозные верования и практики . Лондон: Рутледж/Кеган Пол. Исправленный респ. 1984 год; представитель с новым предисловием 2001 г.
  • Дьюи, Джон. Теория оценки . 1948. Издательство Чикагского университета.
  • Гриффин, Джеймс. Благополучие: его значение, измерение и моральное значение. 1986. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Хьюм, Дэвид. Трактат о человеческой природе . 2000. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Хурка, Томас. Перфекционизм . 1993. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Кант, Иммануил. Основы метафизики морали . 1996. Издательство Кембриджского университета. Третий раздел, [446]-[447].
  • Кьеркегор, Серен. Либо/Или . 1992. Классика пингвинов .
  • Ролз, Джон. Теория справедливости . 1999. Белкнап Пресс.
  • Росс, В. Д. Право и добро . 1930. Издательство Оксфордского университета.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d74403b91a8a2963cd40b25c90933d22__1720640460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d7/22/d74403b91a8a2963cd40b25c90933d22.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Good - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)