Jump to content

Судано-сахельская архитектура

(Перенаправлено из Сахельской архитектуры )
Великая мечеть Дженне в Мали , самое большое здание из сырцового кирпича в Африке к югу от Сахары. [ 1 ]

Судано-сахельская архитектура относится к ряду аналогичных коренных архитектурных стилей, общих для африканских народов Сахеля , но и суданских луговых (географических) регионов Западной Африки , к югу от Сахары к северу от плодородных лесных районов побережья.

Для этого стиля характерно использование сырцовых кирпичей и глинобитной из деревянных бревен штукатурки, а также больших опорных балок , выступающих из лицевой поверхности стен больших зданий, таких как мечети или дворцы. Эти балки также служат подмостками для доработок, которые проводятся через регулярные промежутки времени и с участием местного сообщества.

Историческая справка

[ редактировать ]

Большие неолитические протогородские каменные поселения, обнесенные стеной, вероятно, построенные народами сонинке, говорящими на языке манде, датируются примерно 1600–400 гг. До н. э. в Дхар-Тичитте и близлежащих местах на юго-востоке Мавритании . [ 2 ] [ 3 ] Другие ранние примеры судано-сахельского стиля, вероятно, происходят из Диа около 600 г. до н.э. [ 4 ] и Дженне-Йено около 250 г. до н.э., оба в Мали , где обнаружены первые свидетельства постоянной архитектуры из сырцового кирпича в регионе, включая жилые дома и большую городскую стену. [ 5 ] Первая Великая мечеть Дженне (построена примерно с 1200 по 1330 годы). [ 6 ] ) в современном Мали, согласно традиционным сведениям, был построен на месте более старого доисламского дворца королем города. [ 7 ]

Начиная с 9 века нашей эры, мусульманские купцы стали играть жизненно важную роль в регионе западного Сахеля через транссахарские торговые сети. [ 8 ] Самые ранние мечети, обнаруженные в странах Африки к югу от Сахары, находятся в Кумби-Салехе (на территории современной южной Мавритании), бывшей столице империи Гана . [ 9 ] Здесь была обнаружена мечеть, состоящая из внутреннего двора, молитвенного зала и квадратного минарета , построенного из сухого камня, покрытого красной глиной, используемой в качестве штукатурки. Как снаружи, так и внутри мечети эта штукатурка была расписана цветочными, геометрическими и эпиграфическими мотивами. Подобная каменная мечеть того же периода была найдена в Авдагусте . [ 10 ] Обе мечети датируются обычно IX-XIV веками. Мечеть Кумби Салех, похоже, претерпела несколько этапов строительства с 10 века до начала 14 века. [ 10 ] В Кумби Салех местные жители жили в куполообразных жилищах в королевской части города, окруженных большим забором. Торговцы жили в каменных домах в районе, где было 12 мечетей (по описанию Аль-Бакри ), одна из которых была посвящена пятничной молитве . [ 11 ] Говорят, что королю принадлежало несколько особняков, один из которых имел длину 66 футов, ширину 42 фута, имел семь комнат, был двухэтажным и имел лестницу; стены и камеры заполнены скульптурой и живописью. [ 12 ]

Мечеть Санкоре в Тимбукту (16 век с более поздними реконструкциями) [ 13 ]

Было предложено множество возможных влияний на эту архитектуру. Архитектура Северной Африки и Андалузии на севере, возможно, была одной из них. [ 14 ] с существованием квадратных минаретов, возможно, отражающих влияние Великой мечети Кайруана . [ 8 ] По мере того, как исламизация прогрессировала по всему региону, в архитектуре мечетей развивалось больше вариаций, включая принятие традиционных местных форм, ранее не связанных с исламской архитектурой. [ 15 ] Под влиянием Сонгаи минареты приобрели более пирамидальный вид и стали ступенчатыми или трехуровневыми, примером чего является башня мечети -гробницы Аския аль-Хаджа Мухаммада в Гао (современное Мали). В Тимбукту находится мечеть Санкоре (основана в XIV-XV вв.). [ 16 ] и перестроен в 16 веке с более поздними дополнениями. [ 17 ] ), имел сужающийся минарет и молитвенный зал с рядами арок. [ 15 ] Наличие сужающихся минаретов также может отражать культурные контакты с северным регионом Мзаб. [ 15 ] тогда как украшение, найденное в Тимбукту, может отражать контакты с берберскими общинами на территории современной Мавритании. [ 18 ] Более местные или коренные языческие культуры, возможно, также оказали влияние на более позднюю исламскую архитектуру региона. [ 14 ]

Во время французской колониальной оккупации Сахеля французские инженеры и архитекторы сыграли роль в популяризации «неосуданского» стиля, основанного на местной традиционной архитектуре, но с упором на симметрию и монументальность. [ 19 ] [ 20 ] [ 1 ] Великая мечеть Дженне, которая ранее была построена в 14 веке, но снесена в начале 19 века. [ 20 ] был перестроен в 1906–1907 годах под руководством Исмаила Траоре и под руководством французских инженеров. [ 1 ] [ 19 ] Сейчас это самое большое земляное (глиняное) здание в Африке к югу от Сахары, оно послужило образцом для нового стиля и для других мечетей в регионе, включая Большую мечеть Мопти, построенную французской администрацией в 1935 году. [ 1 ] [ 19 ] Другие мечети 20-го века и более поздние мечети в Западной Африке, как правило, повторяют более общий стиль, похожий на стиль современного Египта. [ 20 ]

Мечеть Шингетти в Мавритании (13 век), построенная из песчаника с плоской деревянной крышей. [ 21 ]
Великая мечеть Дженне в Мали (ок. 1907 г.), большое здание из сырцового кирпича в «неосуданском» стиле. [ 22 ] башнями над стеной михраба с видимыми

Хотя архитектура этого региона имеет определенный стиль, в этом широком географическом диапазоне проявляется большое разнообразие материалов и местных стилей. [ 8 ] [ 23 ] В более засушливых регионах Западной Сахары и Северного Сахеля в качестве строительного материала преобладает камень, который часто ассоциируется с берберской культурой. В регионах южного Сахеля и саванны сырцовый кирпич и утрамбованная земля являются основным материалом и в настоящее время ассоциируются с наиболее монументальными образцами западноафриканской исламской архитектуры. В некоторых местах, таких как Тимбукту и Уалата , оба строительных материала используются вместе, при этом каменные конструкции либо покрываются, либо обвязываются глиняной штукатуркой. [ 24 ]

В земляной архитектуре региона ученый Эндрю Петерсен различает два общих стиля: «западный» стиль, который может иметь свои корни в Дженне (современное Мали), и «восточный» стиль, связанный с архитектурой хауса , который может иметь свои корни. в Кано (современная Нигерия ). [ 19 ] Восточный стиль или стиль хауса, как правило, более прост в экстерьере зданий, но характеризуется разнообразным внутренним убранством и гораздо большим использованием дерева. [ 19 ] В мечетях часто есть молитвенные залы с колоннами, поддерживающими плоские или слегка куполообразные крыши из дерева и глины. [ 15 ] [ 25 ] Исключительным примером является Великая мечеть Зарии (современная Нигерия), построенная в XIX веке, с параболическими арками и крышей из неглубоких куполов. [ 15 ] [ 26 ] Западный или «суданский» стиль характеризуется более сложными и украшенными внешними фасадами, композиции которых подчеркивают вертикальность. У них есть сужающиеся контрфорсы с конусообразными вершинами, мечети имеют большую башню над михрабом деревянные колья ( торон , а в стены часто встраиваются ) , которые используются для строительных лесов, но, возможно, также и для какой-то символической цели. [ 19 ]

Техники строительства глиняной архитектуры

[ редактировать ]

Традиционная технология строительства земляных зданий в Западной Африке имеет особое название «банко», что означает процесс мокрой глины, аналогичный концепции рулонной керамики. Поскольку технология банко по-прежнему является критерием строительства жилищ в районе саванны, альтернативным методом является использование земляного кирпича, а затем и влажной грязи. Кирпич отливается в прямоугольную форму и сушится на солнце. [ 27 ]

Одним из символов суданской архитектуры являются искусственные конические глиняные столбы. Уникально сочетаясь с самим зданием, они часто выступают горизонтально наружу, как соединенные колонны. Поскольку они настолько вездесущи в народных зданиях, их можно найти по отдельности или сгруппировать у нескольких входов. Будучи отличительной чертой архитектуры Судано-Сахеля, они указывают на преемственность и продуктивность.

Вариации

[ редактировать ]

Подстили

[ редактировать ]

Сам судано-сахельский архитектурный стиль можно разделить на четыре более мелких подстиля, типичных для разных этнических групп региона. [ 28 ] Примеры, использованные здесь, иллюстрируют строительство мечетей, а также дворцов, поскольку архитектурный стиль сконцентрирован вокруг мусульманского населения, проживающего внутри страны. Как и в случае с людьми, многие из этих стилей переплетаются и создают здания с общими чертами. Любой из этих стилей не является исключительным для границ одной конкретной современной страны, но связан с этнической принадлежностью его строителей или окружающего населения. Например, община малийских мигрантов в традиционном районе Гур может строить в стиле, характерном для их прародины, в то время как соседние здания Гура построены в местном стиле. К этим стилям относятся:

Разница между стилями Саванны и Сахеля

[ редактировать ]

Земляная архитектура региона зоны Сахеля заметно отличается от стиля застройки соседней саванны . «Старые суданские» земледельцы саванны строили свои поместья из нескольких домов с конусообразными крышами. В первую очередь это был стиль городской застройки, связанный с центрами торговли и богатства, характеризующийся кубическими зданиями с террасными крышами, составляющими типичный стиль.

Они придают характерный вид тесно застроенным деревням и городам. Вдали выделяются большие здания, такие как мечети, представительные жилые и молодежные дома. Это ориентиры на плоском ландшафте, указывающие на сложное общество фермеров, ремесленников и торговцев с религиозным и политическим высшим классом.

С расширением сахельских королевств на юг, в сельские районы саванн (населенных культурно или этнически схожими с жителями Сахеля группами), судано-сахельский стиль был зарезервирован для мечетей, дворцов, домов знати или горожан (как и сейчас). очевидно в стиле Гур-Вольта), тогда как среди простых людей наблюдалась смесь либо типично отличающихся судано-сахельских стилей для более богатых семей, либо старых африканских стилей круглых хижин для сельских деревень и семейных поселков.

Мечети в суданском стиле на севере Кот-д'Ивуара
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Историческая мечеть Конг , ныне Кот-д'Ивуар , 1892 год.
Расположение Кот-д’Ивуар
Критерии Культурные: (ii)(iv)
Ссылка 1648
Надпись 2021 г. (44-я сессия )
Область 0,13 га
Буферная зона 2,33 га

Сохранение

[ редактировать ]

Несколько выдающихся образцов религиозной и светской судано-сахельской архитектуры были удостоены ЮНЕСКО статуса объекта Всемирного наследия . Исторические центры Дженне (Мали) и Агадеса (Нигер) были внесены в Список всемирного наследия в 1988 году. [ 31 ] и 2013 г., [ 32 ] соответственно. В 2021 году в список всемирного наследия были также включены 8 небольших мечетей на севере Кот-д'Ивуара, представляющих особый тип религиозной архитектуры бассейна Вольты. [ 33 ] Эти мечети, вероятно, были первоначально построены между 17 и 19 веками, когда торговые пути из Малийской империи распространились на юг. [ 33 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д Bloom & Blair 2009 , Мали, Республика
  2. ^ Холл, Огюстен (2009). «Как справиться с неопределенностью: неолитическая жизнь в Дхар Тичитт-Валате, Мавритания (около 4000–2300 лет назад)» . CR Геонауки . 241 (8): 703–712. Бибкод : 2009CRGeo.341..703H . дои : 10.1016/j.crte.2009.04.005 .
  3. ^ Холл А (1985). «Предыстория Ганской империи: археологические исследования перехода к государственности в регионе Дхар-Тичитт (Мавритания)» . Журнал антропологической археологии . 4 (2): 90–94. дои : 10.1016/0278-4165(85)90005-4 .
  4. ^ Арази, Ноэми. «Отслеживание истории в Диа, во внутренней дельте Нигера в Мали - археология, устные традиции и письменные источники» (PDF) . Университетский колледж Лондона . Институт археологии.
  5. ^ Брасс, Майк (1998), Древность человека: сложные общества Восточной и Западной Африки
  6. ^ Буржуа 1987
  7. ^ «Когда султан стал мусульманином. Его дворец снесли и превратили это место в мечеть, посвященную Всевышнему Богу. Это нынешняя общинная мечеть. Он построил еще один дворец для себя и своей семьи рядом с мечетью на востоке. сторона." Ханвик 1999 , с. 18
  8. ^ Перейти обратно: а б с Блум и Блер 2009 , Африка
  9. ^ Блум и Блер 2009 , Африка
  10. ^ Перейти обратно: а б Инициалы 2022 , стр. 51-52.
  11. ^ Историческое общество Ганы. Труды Исторического общества Ганы, Общество, 1957, стр. 81
  12. ^ Дэвидсон, Бэзил. Затерянные города Африки. Бостон: Литтл Браун, 1959, с. 86
  13. ^ Блум и Блер 2009 , Тимбукту
  14. ^ Перейти обратно: а б Петерсен 1996 , стр. 306.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и Блум и Блер 2009 , Африка
  16. ^ Придины 2022 , с. 63.
  17. ^ Блум и Блер 2009 , Тимбукту
  18. ^ Петерсен 1996 , стр. 307.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Петерсен 1996 , стр. 308.
  20. ^ Перейти обратно: а б с Блум и Блер 2009 , Африка
  21. ^ Инициалы 2022 , стр. 37, 53–55.
  22. ^ Bloom & Blair 2009 , Мали, Республика
  23. ^ Петерсен 1996 , стр. 306–308.
  24. ^ Петерсен 1996 , стр. 306–307.
  25. ^ Придины 2022 , с. 84.
  26. ^ «Archnet > Сайт > Пятничная мечеть в Зарии» . www.archnet.org . Проверено 4 января 2023 г.
  27. ^ «Строительные технологии и архитектура | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 15 января 2023 г.
  28. ^ Команда, редакция (30 марта 2021 г.). «Народная архитектура: традиции и красота в региональных стилях» . РМДЖМ . Проверено 15 января 2023 г.
  29. ^ Кейн, Усман (01 апреля 2015 г.). «Создание и переделка мечетей в Сенегале» . Тетради по африканистике (на французском языке) (217). doi : 10.4000/studiesafricaines.18050 . ISSN   0008-0055 .
  30. ^ Умар, Гали Кабир; Юсуф, Данджума Абду; Ахмед, Абубакар; Усман, Абдуллахи М. (01 сентября 2019 г.). «Практика традиционной архитектуры хауса: на пути к сохранению и восстановлению пространственной морфологии и техник» . Научный африканский . 5 : e00142. doi : 10.1016/j.sciaf.2019.e00142 . ISSN   2468-2276 . S2CID   202901961 .
  31. ^ «Старые города Дженне» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 5 сентября 2021 г.
  32. ^ «Исторический центр Агадеса» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 5 сентября 2021 г.
  33. ^ Перейти обратно: а б «Мечети в суданском стиле на севере Кот-д'Ивуара» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 5 сентября 2021 г.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fcdd44e5b0f4859e1bcffc3805d610aa__1720101000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fc/aa/fcdd44e5b0f4859e1bcffc3805d610aa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sudano-Sahelian architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)