Перед рассветом (книга Уэйда)
![]() | |
Автор | Николас Уэйд |
---|---|
Язык | Английский |
Предмет | Эволюция человека |
Издатель | Пингвин Групп |
Дата публикации | 2006 г. (первое издание, твердый переплет) 2007 г. (обновленное издание, мягкая обложка) |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке ) |
ISBN | 1-59420-079-3 (твердый переплет) ISBN 978-0-14-303832-0 (мягкая обложка) |
599,93'8-dc22 | |
Класс ЛК | ГН281.W33 2006 г. |
«Перед рассветом: восстановление утраченной истории наших предков» — научно-популярная книга Николаса Уэйда , научного репортера The New York Times . Он был опубликован в 2006 году издательством Penguin Group . Опираясь на исследования человеческого генома , книга пытается соединить воедино то, что Уэйд называет «двумя исчезнувшими периодами»: пять миллионов лет человеческой эволюции от развития прямохождения до поведенческой современности около 50 000 лет назад и 45 000 последующих периодов. годы предыстории .
Уэйд утверждает, что существует явная преемственность от более ранних обезьян, живших пять миллионов лет назад, до анатомически современных людей , которые отделились от них, ссылаясь на генетическое и социальное сходство между людьми и шимпанзе . Он объясняет расхождение этих двух видов от общего предка изменением их экологической ниши ; предки шимпанзе остались в лесах экваториальной Африки , тогда как предки человека переселились в открытые леса и подверглись различным эволюционным воздействиям . Хотя Уэйд утверждает, что большая часть человеческой эволюции может быть связана с физической средой, он также считает, что одной из основных сил, определяющих эволюцию, является природа самого человеческого общества .
После того, как люди мигрировали из своей древней среды обитания в Восточной Африке , они столкнулись с новым климатом и проблемами. Таким образом, утверждает Уэйд, человеческая эволюция не закончилась с поведенческой современностью, а продолжала формироваться под влиянием различной окружающей среды и образа жизни на каждом континенте. Хотя многие адаптации происходили параллельно в человеческих популяциях, Уэйд считает, что генетическая изоляция – либо из-за географии, либо из-за враждебного трайбализма – также способствовала определенной степени независимой эволюции , приводящей к генетической и культурной дифференциации от предковой популяции и дающей начало различным человеческим расам и языки .
Книга получила в целом положительные отзывы, при этом основная критика была сосредоточена на использовании в работе ценностной терминологии «расы» по сравнению с другими, более нейтральными альтернативами. В 2007 году он получил области журналистики «Наука в обществе» премию Национальной ассоциации научных писателей в .
Краткое содержание
[ редактировать ]Николас Уэйд делит «Перед рассветом» на двенадцать глав, которые примерно соответствуют хронологическому порядку человеческого прошлого. В первой главе «Генетика и Бытие » дается общий обзор тем, которые исследуются в книге. Центральная тема заключается в том, что человеческий геном обеспечивает запись человеческого прошлого, включая то, что Уэйд называет «двумя исчезнувшими периодами» человеческой эволюции и предыстории. [1] С помощью информации о человеческом геноме, утверждает Уэйд, можно определить, когда люди потеряли волосы на теле и начали носить одежду, проследить их миграцию из Африки , выяснить, скрещивались ли они с неандертальцами , и даже реконструировать эволюцию язык . [1]
Происхождение человека и языка
[ редактировать ]Вторая глава, «Метаморфоза» , посвящена эволюционному происхождению человека около 5 миллионов лет назад в экваториальной Африке . [2] Уэйд предполагает, что последний общий предок человека и шимпанзе жил в лесах. Некоторые из них из-за глобального изменения климата между 5 и 10 миллионами лет назад покинули сокращающиеся леса и переселились в открытые леса, и эта новая экологическая ниша дала начало человеческой линии. [2] Изменение доступности пищи привело к адаптации к способности есть мясо, и это питание способствовало эволюции более крупного мозга. Ходьба на костяшках пальцев общего предка уступила место прямохождению , которое более эффективно на больших расстояниях. Увеличенный мозг в сочетании со свободными руками привел к эволюции Homo habilis и первому использованию инструментов около 2,5 миллионов лет назад, а Homo ergaster с более похожим на человека и более крупным мозгом — около 1,7 миллиона лет назад. [3] Адаптация H. ergaster к жаркому и сухому климату включала внешний нос для конденсации воздуха и минимизации потери воды, а также потерю волос на теле, позволяющую потоотделению охлаждать тело и мозг. [4] Уэйд пишет, что мутация в гене рецептора меланокортина привела к благоприятному потемнению бледной, безволосой кожи. [5] Близкие потомки H. ergaster , Homo erectus и Homo heidelbergensis , мигрировали из Африки в Азию (около 1–1,66 миллиона лет назад) и Европу (около 500 000 лет назад) соответственно. В Европе ледниковые условия примерно 300 000–400 000 лет назад вынудили H. heidelbergensis эволюционировать в неандертальцев. [6]
Человеческая линия, которая осталась в Африке, в конечном итоге превратилась в анатомически современных людей с мозгом современного размера примерно 200 000 лет назад и стала обычным явлением около 100 000 лет назад, но стала поведенчески современной только примерно 50 000 лет назад. [6] Ссылаясь на палеоантрополога Ричарда Кляйна , Уэйд утверждает, что такое большое изменение, должно быть, произошло из-за неврологического изменения и, следовательно, было генетическим. Эта «генетическая революция», как ее называет Уэйд, способствовала появлению языка и, следовательно, способности делиться мыслями и инновациями. [6] Уэйд обсуждает эволюционное происхождение языка в третьей главе « Первые слова» . Он ссылается на » Ноама Хомского теорию « универсальной грамматики , которая касается как жесткой структуры мозга , позволяющей детям изучать грамматические правила, так и основных грамматических сходств всех человеческих языков. [7] Уэйд цитирует ряд эволюционных психологов для объяснения, в том числе Робина Данбара , который утверждает, что язык развился, потому что это был более эффективный способ установления социальных связей, чем уход ; Джеффри Миллер , который предполагает, что речь была сигналом интеллекта и, таким образом, развилась посредством полового отбора ; и Стивен Пинкер , который считает, что экологическая ниша людей требует обмена знаниями. [8] Уэйд пишет, что генетическая основа языка связана с геном FOXP2 , поскольку он демонстрирует признаки значительных изменений у людей, но не у шимпанзе, и что его мутации вызывают серьезные речевые нарушения. [9]
Предки людей и миграция из Африки
[ редактировать ]В четвертой главе «Эдем » обсуждается предковая популяция современных людей в Африке. С помощью Y-хромосомы и митохондриальной ДНК Уэйд дает основания полагать, что предковая популяция составляла не более 5000–10 000 особей на территории, соответствующей нынешней Эфиопии. Он предполагает, что небольшое население жило в непосредственной близости и, вероятно, говорило на одном языке. [10] Глядя на щелкающие языки генетически «древних» койсанских народов и на тот факт, что в языках щелчки чаще теряются, чем приобретаются, Уэйд предполагает, что щелчки присутствовали в этом древнем языке. Чтобы понять природу предкового населения, » Дональда Брауна теория « универсальных людей выдвигается ; то есть общее поведение всех современных человеческих обществ. [11] Небольшое меньшинство этого древнего населения, продолжает Уэйд в пятой главе «Исход» , пересекло Врата Скорби и покинуло Африку 50 000 лет назад, следуя вдоль берегов Индии и бывших континентов Сунда и Сахул . [12] Продвигаясь в глубь Евразии, они столкнулись с H. erectus и неандертальцами, что в конечном итоге вынудило их искать убежища и в конечном итоге привело к их исчезновению. [13]
Широкое расселение людей по разным средам обитания с разным эволюционным давлением , утверждает Уэйд, начало вызывать региональную дифференциацию. Он приводит примеры вариаций двух генов, связанных с развитием мозга: аллеля микроцефалина , появившегося около 37 000 лет назад и часто встречающегося у европейцев и жителей Восточной Азии, но редкого у африканцев к югу от Сахары; и аллель ASPM , который появился около 6000 лет назад и распространен у европейцев, жителей Ближнего Востока и, в меньшей степени, у жителей Восточной Азии, но почти не существует у африканцев к югу от Сахары. Уэйд считает, что быстрое распространение этих аллелей дало некоторое когнитивное преимущество, которого было достаточно, чтобы естественный отбор благоприятствовал ему . [14] Уэйд продолжает обсуждать различные человеческие траектории в шестой главе « Стазис» ; он пишет, что, хотя люди на территории Евразии подвергались столь же суровым ледниковым условиям во время верхнего палеолита , они постепенно начали расходиться между востоком и западом. [15] Именно в этот период собака была одомашнена людьми, живущими в Сибири , которые, в свою очередь, пересекли Берингов мост и заселили Америку. [16] Уэйд утверждает, что этой миграции, возможно, способствовала адаптация митохондриальной ДНК к холодным условиям. Более того, он предполагает, что « монголоидный » тип черепа и телосложения аборигенов Восточной Азии и коренных американцев был физической адаптацией к холоду, а также отчасти результатом генетического дрейфа , тогда как светлая кожа развивалась отдельно у аборигенов Восточной Азии и у « европеоидных » европейцев, чтобы лучше позволяют им синтезировать витамин D под действием солнечного света. [17]
Социальная эволюция, возникновение человеческих рас и разделение языков
[ редактировать ]
Глава седьмая, «Расселение» , касается оседлости – перехода от кочевого образа жизни к обществу, постоянно остающемуся на одном месте, – который начал возникать на Ближнем Востоке в конце Последнего Ледникового Максимума . Это потребовало нового образа мышления и социальной организации; Уэйд считает, что это изменение стало возможным благодаря эволюционной адаптации к меньшей агрессивности, отмечая, что скелеты предковой популяции были менее изящными, чем сегодняшние. [18] Оседлость способствовала развитию сельского хозяйства, включая выращивание и одомашнивание диких злаков и животных. Одомашнивание крупного рогатого скота в Северной Европе и некоторых частях Африки способствовало распространению генетической мутации, которая привела к толерантности к лактозе , и Уэйд считает, что это свидетельство взаимодействия культуры и эволюции. [19] В следующей главе « Социальность » основное внимание уделяется общей динамике человеческого общества, включая войны, религию, торговлю и разделение ролей между полами . Уэйд выдвигает теорию, что эти институты имеют эволюционную основу, и в поисках доказательств обращается к тесно связанным обществам приматов, например, шимпанзе и бонобо . [20] Далее Уэйд предполагает, что каннибализм, возможно, был более распространен в человеческом прошлом, отмечая общую генетическую адаптацию, которая защищает от болезни Крейцфельдта-Якоба , которая связана с потреблением мозга. [21]
Уэйд пишет, что наряду с продолжающейся социальной эволюцией , которая произошла после того, как люди покинули Африку, физическая форма человека также продолжала развиваться. Этому посвящена девятая глава « Раса »; Поскольку люди были расселены по разным континентам, а расстояние и племенная враждебность ограничивали поток генов между ними, они следовали разными эволюционными путями. [22] По его словам, раса не совсем понятна, потому что ее исторические последствия заставляют ее избегать в современных академических исследованиях. Уэйд, однако, утверждает, что есть причины пересмотреть его изучение; генетические различия между расами могут свидетельствовать о различном эволюционном давлении, с которым они столкнулись, и эти различия могут иметь медицинское значение . [23] Цитируя Нила Риша , Уэйд утверждает, что существует пять континентальных рас – африканцы, европеоиды, азиаты, жители островов Тихого океана и коренные американцы. [номер 1] – которые состоят из более мелких подразделений, называемых этническими группами . Он явно избегает обсуждения причин различий в IQ между расами , но предполагает, что расовые различия могут влиять на спортивные достижения . [25] Глава десятая «Язык » посвящена распространению и разделению языков. Уэйд считает, что все языки в конечном итоге произошли от языка-прародителя и что многие из его потомков, например, протоиндоевропейские , возможно, распространились через сельское хозяйство. [26] Цитируя таких лингвистов, как Джозеф Гринберг , Уэйд показывает, что почти все современные языки принадлежат семьям , которые, в свою очередь, могут принадлежать к суперсемействам , таким как евразийские . [27]
Понимание истории и предсказание будущего
[ редактировать ]В одиннадцатой главе «История » Уэйд демонстрирует, как генетика может быть связана с записанной историей . В качестве примера можно привести значительное генетическое наследие Чингисхана и его родственников-мужчин. История соотносится с этим, поскольку писатели того периода утверждали, что у него были сотни жен. [28] Затем Уэйд рассказывает о происхождении британцев ; Вопреки распространенному мнению, пишет он, ни англосаксы , ни викинги не искоренили коренное население, поскольку Y-хромосомы, общие для кельтских говорящих, носит большой процент мужского населения Британии. Маркеры в этих Y-хромосомах могут быть связаны с басками , и он предполагает, что британцы и ирландцы произошли от убежища в Испании, которое они делили во время последнего ледникового максимума. [29]
Уэйд также обсуждает происхождение евреев; они происходят с Ближнего Востока через свои Y-хромосомы, но их митохондриальная ДНК напоминает ДНК принимающих стран. Цитируя Грегори Кокрана и Генри Харпендинга , Уэйд утверждает, что евреи-ашкенази исторически были вынуждены заниматься интеллектуально требовательными профессиями со стороны своих европейских хозяев, и это избирательное давление благоприятствовало генам, которые повышали их интеллект. Следствием этого, однако, стал рост сфинголипидных заболеваний . [30] Последняя глава, «Эволюция» , дает краткое изложение эволюции человека от ее истоков до настоящего времени и заявляет, что маловероятно, что она когда-либо прекратится. Уэйд предполагает, куда эволюция приведет людей в будущем, предполагая дальнейшую грацилизацию скелета, увеличение интеллекта, адаптацию к изменяющемуся климату и даже возможность видообразования . [31]
Предыстория и публикации
[ редактировать ]
Уэйд пишет для The New York Times с 1981 года как автор редакционных статей, научный редактор и репортер. [32] включая статьи, поддерживающие идею недавней эволюции человека и расовой дифференциации. [33] [34] [35] [36] [37] [38] Его мотивация к написанию книги «Перед рассветом» возникла во время его репортажей о генетике, особенно после секвенирования человеческого генома в 2003 году, когда он начал понимать, как это может быть связано с прошлым человечества. Он стремился объединить все недавние исследования в области археологии , палеоантропологии и лингвистики в одно повествование, вращающееся вокруг генетики. [39] [40] «Перед рассветом» был опубликован в твердом переплете в 2006 году, а затем в обновленной мягкой обложке в 2007 году издательством Penguin Group . [41]
Одной из основных тем книги является непрерывная эволюция людей, особенно после их миграции из Африки около 50 000 лет назад. [42] В интервью журналу American Scientist в 2006 году Уэйд признал сопротивление этой идее в области антропологии и археологии, но подумал, что, поскольку «генетические данные [вынуждают] переоценить точку зрения о том, что эволюция остановилась в далеком прошлом», это приведет к облегчение со временем. [40] Однако более спорной является идея о том, что человеческие популяции разошлись настолько, что их можно считать «расами». Когда его спросили об «идее расы и о том, что ее часто считают просто социальной конструкцией», он ответил:
Что ж, я думаю, что тема расы настолько сложна и настолько загрязнена вредоносными идеями, что большинство людей просто оставили ее в покое, включая генетиков. … Большинство генетических вариаций нейтральны – они ничего не делают ни за фенотип, ни против него, и эволюция игнорирует их – поэтому большинство предыдущих попыток взглянуть на расу пришли к выводу, что между расами мало различий. Я думаю, что именно на этой позиции социологи основывают свою позицию. … Если вы посмотрите на гены, которые действительно имеют значение, на избранные гены, составляющие лишь небольшую горстку целого, вы действительно обнаружите ряд различий, не очень много, но ряд интересных различий между расами в отношении того, какие гены имеют был выбран. Это, конечно, имеет большой смысл, потому что, как только человеческая семья рассеялась со своей родины в Африке, люди столкнулись с разными условиями окружающей среды на каждом континенте, с разным климатом, с разными эволюционными проблемами, и каждая группа адаптировалась к своей среде по-своему.
Американский учёный в ответ предположил, что термин «раса» связан с историческим багажом, и спросил, возможно ли использовать другой термин. Уэйд ответил, сказав:
Я не уверен, как это закончится. Генетики, если вы читали их работы, уже давно используют кодовые слова. Примерно в 1980 году или раньше они как бы отказались от термина «раса», и вместо этого вы видите такие кодовые слова, как «население» или «структура населения». Теперь, когда они могут определять расу в генетических терминах, они склонны использовать другие слова, такие как «континентальные группы» или «континент происхождения», что действительно соответствует повседневному представлению о расе. Когда я пишу, я предпочитаю использовать слово «раса», потому что это слово понимают все. Это слово имеет большой багаж, но это не обязательно злобное слово. [40]
В книге «Перед рассветом » Уэйд предполагает, что генетические различия между человеческими популяциями или расами могут быть ответственны за различия в спортивных достижениях. Он избегает более спорной дискуссии о том, почему между ними существуют различия в IQ (помимо высокого IQ евреев-ашкенази). [30] ), однако, заявив, что «[т] его спор, достоинства которого выходят за рамки этой книги, уже давно сделал изучение расы спорным». [25]
Прием
[ редактировать ]
«Перед рассветом» получил в целом положительные отзывы. Э.О. Уилсон , часто известный как «отец социобиологии », [43] заявил, что это «[безусловно] лучшая книга о глубокой истории человечества, которую я когда-либо читал». [44]
Джеймс Уотсон , один из первооткрывателей двойной спирали ДНК и лауреат Нобелевской премии , [45] похвалил книгу за «мастерский обзор того, как изменения в наших соответствующих линиях ДНК позволяют нам начать понимать, как люди превратились из предков-охотников-собирателей в эффективных членов современных развитых человеческих обществ». [44]
Лайонел Тайгер , профессор антропологии в Университете Рутгерса , заявил, что «Уэйд представил безупречный, бесстрашный, ответственный и увлекательный отчет» и что книга «должна стать золотым стандартом в этой области на очень долгое время». " [44] Крейг Стэнфорд , профессор биологических наук и антропологии в Университете Южной Калифорнии , дал книге в целом положительную рецензию в журнале American Scientist , но выступил с критикой, предположив, что «[если] в этой тщательно написанной, проницательной книге есть изъян, дело в том, что Уэйд, возможно, приводит слишком много стандартных примеров человеческой эволюции. На мой взгляд, он тратит слишком много времени и места, пытаясь убедить читателя в том, что мы действительно произошли от обезьян (ага!) и что наше собственное социальное поведение и познание имеет корни в глубоком человеческом прошлом». [46]
С другой стороны, биологические антропологи Кеннет М. Вайс и Энн В. Бьюкенен, пишущие в журнале Nature (в котором Уэйд ранее был заместителем редактора) [47] дал книге весьма критическую рецензию, утверждая, что Уэйд совершает «различные хорошо известные ошибки, такие как приравнивание корреляции к причинно-следственной связи и экстраполяция индивидуальных черт на групповые характеристики». [48] Кроме того, они критикуют социальные и политические последствия, которые Уэйд извлекает из этого фундамента:
Но почему бы просто не насладиться причудливыми рассуждениями, даже если аргументы просачиваются, как решета? Потому что это не просто спорт. Позиции в отношении генетического детерминизма часто коррелируют с социальной политикой, и немногие из нас нейтральны или даже склонны к переменам в этих вопросах. Уэйд признает, что его идеи могут быть приемлемы не для всех, но предупреждает, что «ошибка в научных исследованиях будет означать отступление во тьму». Кажется, он предостерегает, и это вполне уместно, против невежественной политкорректности. Но мы никогда не должны относиться легкомысленно к тому, как сопоставимая «небрежная» наука и очень похожие спекулятивные эволюционные рассуждения ведущих ученых питали ядовитую тьму не так уж много десятилетий назад. Апостериорные рассказы Уэйда часто ставят его в ногу с длинным маршем социальных дарвинистов, которые, с комфортом отстранившись от (в настоящее время) доминирующей культуры, настаивают на том, чтобы мы смотрели на жизнь в чистом виде и не моргали тем, что видим. Но, учитывая сегодняшнее ограниченное понимание сложных черт, слишком часто человек видит самого себя. [49]
Питер Дизикес из The New York Times дал в основном положительный отзыв, назвав его «своевременным и информативным исследованием». Однако он раскритиковал утверждение Уэйда о том, что «развитие толерантности к лактозе в целом показывает, что «гены реагируют на культурные изменения»», и выдвинул альтернативную точку зрения, согласно которой это «случай, когда гены реагируют на изменения окружающей среды, вызванные обществом – обилие молочного скота, а не какой-либо абстрактной культурной практики». Дизикес также не согласился с использованием Уэйдом слова «раса», заявив, что «суждение о том, что эти региональные генетические тенденции составляют« расы », также не имеет глубокого научного обоснования. Такие ярлыки являются обобщениями, возникающими на основе сложного смешения популяций». [50] Washington Post Обозреватель Ричард Коэн заявил, что Уэйд «является решительным и свежим критиком научной политкорректности ». [51]
Еще один положительный отзыв поступил от крайне правого политического обозревателя Джона Дербишира , который заявил в National Review, что:
«Перед рассветом» — прекрасно сделанная грандиозная генеалогия современного человечества, основанная на фактах, но приправленная соответствующей долей спекуляций и гипотез. Даже для читателя, которому материал уже знаком – например, того, кто следил за репортажами Николаса Уэйда в «Нью-Йорк Таймс» – стоит потрудиться прочитать эту книгу из-за ее повествовательной ценности, из-за элегантного способа, которым Уэйд собрал все это в одну захватывающую историю. Это блестящая книга одного из наших лучших научных журналистов. [52]
Другие положительные отзывы были получены от Publishers Weekly ; [53] Kirkus Reviews , назвавший книгу «содержательной, хорошо написанной»; [54] и The New York Review of Books , которые сказали, что это «в целом увлекательный отчет о последних научных открытиях». [55]
В 2007 году книга была удостоена премии «Наука в общественной журналистике» Национальной ассоциации писателей-научных писателей. Судьи пришли к выводу, что сочинение Уэйда «умело» объединило множество выводов о происхождении человека в «увлекательной» форме. [56]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Уэйд определяет эти континентальные расы следующим образом: Африканцы - это те, чье основное происхождение происходит из стран Африки к югу от Сахары, включая афроамериканцев и афро-карибцев ; Кавказцы – народы Европы, Ближнего Востока, Северной Африки и Индийского субконтинента; Азиаты — это народы восточной Евразии, например, жители Китая, Японии, Индокитая, Филиппин и Сибири ; Жители островов Тихого океана — аборигены Австралии и народы Новой Гвинеи , Меланезии и Микронезии ; и коренные американцы — коренные народы Америки . [24]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Уэйд 2007 , стр. 1–5.
- ^ Jump up to: а б Уэйд 2007 , стр. 13–15.
- ^ Уэйд 2007 , стр. 18–19.
- ^ Уэйд 2007 , стр. 19–23.
- ^ Уэйд 2007 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б с Уэйд 2007 , стр. 27–32.
- ^ Уэйд 2007 , стр. 37–38.
- ^ Уэйд 2007 , стр. 44–45.
- ^ Уэйд 2007 , стр. 47–50.
- ^ Уэйд 2007 , стр. 58–64.
- ^ Уэйд 2007 , стр. 64–70.
- ^ Уэйд 2007 , стр. 72–82.
- ^ Уэйд 2007 , стр. 89–94.
- ^ Уэйд 2007 , с. 97.
- ^ Уэйд 2007 , стр. 100–102.
- ^ Уэйд 2007 , стр. 105–113.
- ^ Уэйд 2007 , стр. 118–122.
- ^ Уэйд 2007 , стр. 123–129.
- ^ Уэйд 2007 , стр. 134–137.
- ^ Уэйд 2007 , стр. 139–141.
- ^ Уэйд 2007 , стр. 154–158.
- ^ Уэйд 2007 , стр. 180–181.
- ^ Уэйд 2007 , стр. 182–183.
- ^ Уэйд 2007 , с. 184.
- ^ Jump up to: а б Уэйд 2007 , стр. 195–197.
- ^ Уэйд 2007 , стр. 202–209.
- ^ Уэйд 2007 , стр. 218–229.
- ^ Уэйд 2007 , стр. 234–237.
- ^ Уэйд 2007 , стр. 239–241.
- ^ Jump up to: а б Уэйд 2007 , стр. 253–256.
- ^ Уэйд 2007 , стр. 275–276.
- ^ Гитшир, Джейн (30 сентября 2005 г.). «Перемена ролей — интервью с Николасом Уэйдом» . ПЛОС Генетика . 1 (3). Публичная научная библиотека: e45. дои : 10.1371/journal.pgen.0010045 . ПМЦ 1239940 . ПМИД 16205791 .
- ^ Уэйд, Николас (8 октября 2002 г.). «Новый взгляд на старые данные может дискредитировать теорию расы» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 4 февраля 2016 года . Проверено 19 февраля 2013 г.
- ^ Уэйд, Николас (20 декабря 2002 г.). «Исследование генов идентифицирует 5 основных человеческих популяций, связывая их с географией» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 4 февраля 2016 года . Проверено 19 февраля 2013 г.
- ^ Уэйд, Николас (10 декабря 2006 г.). «Исследование обнаруживает недавний пример эволюции человека» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 25 февраля 2013 года . Проверено 19 февраля 2013 г.
- ^ Уэйд, Николас (26 июня 2007 г.). «Человек распространился по всему миру и эволюционировал локально» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 30 марта 2014 года . Проверено 19 февраля 2013 г.
- ^ Уэйд, Николас (1 марта 2010 г.). «Человеческая культура, эволюционная сила» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 19 февраля 2013 года . Проверено 19 февраля 2013 г.
- ^ Уэйд, Николас (14 февраля 2013 г.). «Восточноазиатские физические черты, связанные с 35 000-летней мутацией» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 13 августа 2021 года . Проверено 19 февраля 2013 г.
- ^ Флатов, Ира (28 апреля 2006 г.). « Автор «Перед рассветом» Николас Уэйд» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР. Архивировано из оригинала 26 октября 2013 года . Проверено 23 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Эсти, Амос (апрель 2006 г.). «Интервью с Николасом Уэйдом» . Американский учёный . Сигма Си. Архивировано из оригинала 15 июня 2013 года . Проверено 18 февраля 2013 г.
- ^ Уэйд 2007 .
- ^ Уэйд 2007 , с. 9.
- ^ Розенберг, Джон (март – апрель 2003 г.). «О муравьях и земле» . Гарвардский журнал . Harvard Magazine Inc. Архивировано из оригинала 17 октября 2021 года . Проверено 18 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Перед рассветом» . Николас-Уэйд.com. 2013. Архивировано из оригинала 3 января 2013 года . Проверено 18 февраля 2013 г.
- ^ Фредхольм, Лотта (30 сентября 2003 г.). «Открытие молекулярной структуры ДНК — двойной спирали» . Нобелевская премия.org . Нобель Медиа АБ. Архивировано из оригинала 7 марта 2018 года . Проверено 18 февраля 2013 г.
- ^ Стэнфорд, Крейг (сентябрь – октябрь 2006 г.). «Взгляд на все прошлое человечества» . Американский учёный . Сигма Си. Архивировано из оригинала 1 октября 2014 года . Проверено 18 февраля 2013 г.
- ^ «Николас Уэйд» . Лаборатория Колд-Спринг-Харбор. 2012. Архивировано из оригинала 7 марта 2022 года . Проверено 18 февраля 2013 г.
- ^ Вайс, Кеннет; Бьюкенен, Энн (15 июня 2006 г.). «По своему образу» . Природа . 441 (7095). Издательская группа «Природа»: 813–814. Бибкод : 2006Natur.441..813W . дои : 10.1038/441813а . S2CID 33663814 . (требуется подписка)
- ^ Вайс, Кеннет; Бьюкенен, Энн (15 июня 2006 г.). «По своему образу» . Природа . 441 (7095). Издательская группа «Природа»: 813–814. Бибкод : 2006Natur.441..813W . дои : 10.1038/441813а . S2CID 33663814 . (требуется подписка)
- ^ Дизикес, Питер (11 июня 2006 г.). «Научная хроника» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 4 февраля 2016 года . Проверено 18 февраля 2013 г.
- ^ Коэн, Ричард (2 мая 2006 г.). «От Чингисхана до донора 401» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 28 августа 2019 года . Проверено 22 февраля 2013 г.
- ^ Дербишир, Джон (20 июня 2006 г.). «Высшее в генеалогии» . Национальное обозрение . Национальное обозрение онлайн. Архивировано из оригинала 12 февраля 2012 года . Проверено 18 февраля 2013 г.
- ^ «Перед рассветом: восстановление утраченной истории наших предков» . Издательский еженедельник . ООО «ПВксиз». 20 февраля 2006 г. Архивировано из оригинала 26 октября 2014 г. . Проверено 23 февраля 2013 г.
- ^ «Перед рассветом» . Обзоры Киркуса . ООО «Киркус Медиа». 15 февраля 2006 г. Архивировано из оригинала 4 февраля 2016 г. . Проверено 23 февраля 2013 г.
- ^ Орр, Х. Аллен (21 сентября 2006 г.). «Говорящие гены» . Нью-Йоркское обозрение книг . NYREV, Inc. Архивировано из оригинала 19 апреля 2013 года . Проверено 23 февраля 2013 г.
- ^ «Лауреаты премии в области журналистики в области науки в обществе» . Национальная ассоциация научных писателей. 13 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 7 февраля 2013 г. Проверено 18 февраля 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Уэйд, Николас (2007). Перед рассветом: восстановление утраченной истории наших предков . Группа «Пингвин». ISBN 978-0-14-303832-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Перед рассветом , официальный сайт