Jump to content

Локхид YF-12

(Перенаправлено с YF-12 )

ЯФ-12
ЯФ-12А
Роль Самолет-перехватчик
Производитель Корпорация Локхид
Первый полет 7 августа 1963 г.
Статус Отменено
Основные пользователи ВВС США
НАСА
Количество построенных 3
Разработано на основе Локхид А-12

Lockheed YF-12 — американский , способный развивать скорость 3+ Маха высотного перехватчика прототип , разработанный и изготовленный американской аэрокосмической компанией Lockheed Corporation .

Перехватчик был разработан в конце 1950-х - начале 1960-х годов как потенциальная замена перехватчика F-106 Delta Dart для ВВС США (USAF). YF-12 представлял собой двухместную версию секретного на тот момент одноместного самолета-разведчика Lockheed A-12, эксплуатируемого Центральным разведывательным управлением (ЦРУ); В отличие от А-12, он был оснащен Hughes AN/ASG-18 РЛС управления огнем и мог быть вооружен AIM-47 Falcon (GAR-9) ракетами класса «воздух-воздух» . Его первый полет состоялся 7 августа 1963 года. О его существовании публично сообщил президент Линдон Б. Джонсон 24 февраля 1964 года; этот шаг должен был обеспечить правдоподобное отрицание существования парка А-12, управляемого ЦРУ, который очень напоминал прототип YF-12.

В 1960-е годы YF-12 прошел летные испытания в ВВС США, но финансирование для ввода его в эксплуатацию не поступило, отчасти из-за насущных требований войны во Вьетнаме и других военных приоритетов. Он установил и удерживал мировые рекорды скорости и высоты: более 2000 миль в час (3200 км/ч) и более 80 000 футов (24 000 м) (позже превзойденный близким родственником SR-71 Blackbird ). самый быстрый пилотируемый перехватчик. [1] После вывода из эксплуатации ВВС США он какое-то время служил исследовательским самолетом НАСА , которое использовало его для разработки нескольких существенных улучшений в управлении будущими сверхзвуковыми самолетами.

Дизайн и разработка [ править ]

В конце 1950-х годов ВВС США (USAF) искали замену своему перехватчику F-106 Delta Dart . В рамках программы Long Range Interceptor Experimental (LRI-X) был выбран North American XF-108 Rapier — перехватчик со скоростью 3 Маха. Однако программа F-108 была отменена Министерством обороны в сентябре 1959 года. [2] В это время компания Lockheed’s Skunk Works разрабатывала самолет-разведчик США А-12 для Центрального разведывательного управления (ЦРУ) по программе Oxcart . Келли Джонсон , глава Skunk Works, предложил построить компанией версию А-12 под названием AF-12; В середине 1960 года ВВС США заказали три AF-12. [3]

Изображение модифицированной скулы для размещения РЛС AN/ASG-18.

AF-12 заняли места с седьмого по девятое на конвейере А-12; они были обозначены как перехватчики YF-12A . [4] Основные изменения включали модификацию носовой части А-12 путем сокращения скул для размещения огромного радара управления огнем Hughes AN/ASG-18, первоначально разработанного для XF-108, с двумя инфракрасными датчиками поиска и сопровождения, встроенными в переднюю кромку скулы. и добавление второй кабины для члена экипажа, управляющего радаром управления огнем ракетного комплекса «воздух-воздух» . [5] Модификации настолько изменили аэродинамику самолета, что потребовалось установить подфюзеляж и мотогондолы подфюзеляжных килей для сохранения устойчивости. Три из четырех отсеков, ранее использовавшихся для размещения разведывательного оборудования А-12, были переоборудованы для размещения ракет Hughes AIM-47 Falcon (GAR-9). [6] Один отсек использовался для оборудования управления огнем. [7]

Lockheed YF-12A, серийный номер 60-6934, единственный YF-12A с маркировкой ADC.

Первый YF-12A поднялся в воздух 7 августа 1963 года. [6] Президент Линдон Б. Джонсон объявил о существовании самолета [А] [8] 24 февраля 1964 года. [9] [10] Было объявлено, что YF-12A продолжит скрывать A-12, его до сих пор секретного предка; Любые наблюдения ЦРУ/ВВС А-12, базирующихся в Зоне 51 в Неваде, можно отнести к широко разрекламированному YF-12A ВВС, базирующемуся на базе ВВС Эдвардс в Калифорнии. [8] Первый публичный показ самолета состоялся 30 сентября 1964 года в Эдвардсе. [11]

14 мая 1965 года ВВС разместили заказ на производство 93 F-12B для своего Командования ПВО (ADC). [12] Однако министр обороны Роберт Макнамара не выделял финансирование три года подряд из-за расходов на войну во Вьетнаме . [12] Обновленная разведка придала меньший приоритет обороне континентальной части США, поэтому F-12B был признан ненужным. Затем, в январе 1968 года, программа F-12B была официально завершена. [13]

История эксплуатации [ править ]

Испытания ВВС [ править ]

Вид сбоку на черный реактивный самолет, пролетающий над горой справа от фотографии.
YF-12A пролетает над горой.

В ходе летных испытаний YF-12A установил рекорд скорости 2070,101 миль в час (3331,505 км/ч). [14] и рекорд высоты 80 257,86 футов (24 462,60 м) - оба установлены 1 мая 1965 года, [9] и продемонстрировал многообещающие результаты с помощью своей уникальной системы вооружения. Завершено шесть успешных пусков ракет AIM-47 , а седьмой не удался из-за отказа гироскопа на одной из ракет. Последний был запущен с YF-12 на скорости 3,2 Маха на высоте 74 000 футов (23 000 м) по дрону-мишени JQB-47E на высоте 500 футов (150 м) над землей. [15] Ракета не имела боеголовки, но все же сумела поразить B-47 напрямую и оторвать от его хвостовой части секцию длиной 4 фута (120 см). ВВС сочли это успехом и заказали 96 самолетов с первоначальным бюджетом в 90 миллионов долларов на дальнейшие испытания, но министр обороны Макнамара отказался от этого, который 23 ноября 1967 г. [16] направили его на гораздо менее успешную программу F-106X, которая чуть не провалилась. [17]

Успешная ракета AIM-47 Falcon была увеличена в размерах и характеристиках и стала ракетой AIM-54 Phoenix для F-14 Tomcat . Радар AN/ASG 18 был модернизирован до AN/AWG-9 и APG-71, что добавило возможность отслеживать несколько целей.

Один из летчиков-испытателей ВВС, Джим Ирвин , впоследствии стал астронавтом НАСА и побывал на Луне .

Программа была прекращена после отмены производства F-12B, но YF-12 продолжали летать в течение многих лет в ВВС США и НАСА в качестве исследовательских самолетов.

НАСА Тестирование

Начальная фаза программы испытаний включала в себя задачи, направленные на ответ на некоторые вопросы о реализации B -1 . В задачи ВВС входило изучение возможности его использования в тактической обстановке, а также того, как бортовые системы раннего предупреждения и управления (АВАКС) будут управлять сверхзвуковыми самолетами. Часть ВВС была заложена в бюджет в 4 миллиона долларов США. Испытания НАСА дадут ответы на такие вопросы, как влияние входных характеристик двигателя на взаимодействие планера и силовой установки, шум пограничного слоя, теплообмен в условиях высоких Маха и удержание высоты на сверхзвуковых скоростях. Бюджет НАСА на 2,5-летнюю программу составил 14 миллионов долларов США (~ 37,4 миллиона долларов в 2023 году). [18]

У YF-12 и SR-71 изначально были серьезные проблемы с управлением, которые затронули как двигатели, так и физическое управление самолетом. В ходе ветровых испытаний в ходе исследовательских полетов NASA Dryden и YF-12 были разработаны компьютерные системы, которые почти полностью решили проблемы с производительностью. Испытания выявили вихри из носовых скул, мешающие впускному воздуху, что привело к разработке компьютерной системы управления воздухозаборниками двигателя. Также была разработана компьютерная система для уменьшения количества незапусков, что значительно повысило стабильность. Они также разработали компьютерную программу для летной инженерии под названием Central Airborne Performance Analyser (CAPA), которая передавала пилотам данные о двигателе и сообщала им о любых неисправностях или проблемах с производительностью, а также указывала на серьезность неисправностей. [19]

Другая система, названная «Совместная система управления планером и двигательной установкой» (CAPCS), значительно улучшила управление сверхзвуковыми самолетами в полете. На таких высоких скоростях даже незначительные изменения направления заставляли самолет менять положение на тысячи футов и часто приводили к серьезным изменениям температуры и давления. CAPCS сократила эти отклонения в 10 раз. Общие улучшения увеличили дальность полета SR-71 на 7 процентов. [19]

Из трёх YF-12A AF Ser. № 60-6934 был поврежден и не подлежал ремонту в результате пожара на авиабазе Эдвардс во время неудачной посадки 14 августа 1966 года; его задняя половина была восстановлена ​​и объединена с передней половиной планера Lockheed для статических испытаний, чтобы создать единственный SR-71C . [20] [21]

YF-12A, сер. ВВС. № 60-6936 погиб 24 июня 1971 года из-за пожара в полете, вызванного неисправностью топливопровода; оба пилота благополучно катапультировались к северу от авиабазы ​​​​Эдвардс. YF-12A, сер. ВВС. №60-6935 — единственный сохранившийся YF-12A; он был отозван с хранения в 1969 году для совместного исследования ВВС США и НАСА сверхзвуковой круизной технологии, а затем 17 ноября 1979 года доставлен в Национальный музей ВВС США на базе ВВС Райт-Паттерсон недалеко от Дейтона, штат Огайо . [9]

YF-12C на рампе

Четвертый самолет YF-12, «YF-12C», фактически был вторым SR-71A (серийный номер AF 61–7951). Этот SR-71A был переименован в YF-12C и получил вымышленный серийный номер ВВС 60-6937 от A-12 для сохранения секретности SR-71. Самолет был передан в аренду НАСА для испытаний силовой установки после потери YF-12A (серийный номер AF 60–6936) в 1971 году. YF-12C эксплуатировался НАСА до сентября 1978 года, когда он был возвращен в ВВС. [22]

YF-12 имел значение избыточного давления звукового удара в реальном поле от 33,5 до 52,7 Н/м. 2 (от 0,7 до 1,1 фунта/фута 2 ) – ниже 48 считалось «низким». [23]

Варианты [ править ]

ЯФ-12А
Предсерийная версия. Было построено три. [24]
Ф-12Б
Серийная версия YF-12A с различными улучшениями, такими как увеличенный боевой радиус с 1200 до 1350 морских миль и улучшенная система управления огнем с увеличенной дальностью обнаружения бомбардировщиков со 100 до 125 миль; [25] отменено до начала производства. [26]
ЯФ-12С
Вымышленное обозначение SR-71, предоставленное НАСА для летных испытаний. Обозначение YF-12 использовалось, чтобы скрыть информацию SR-71 от общественного достояния. [27] С 1971 по 1978 год 61-7951 был временно передан НАСА ВВС под номером «YF-12C № 06937». [28]

Операторы [ править ]

 Соединенные Штаты

Аварии и происшествия [ править ]

  • 24 июля 1971 года YF-12A 60-6936 (Артикул 1003) погиб в результате катастрофы возле базы ВВС Эдвардс, Калифорния, США.

Самолет на выставке [ править ]

YF-12A AF Сер. № 60-6935 в Национальном музее ВВС США.
ЯФ-12А

Технические характеристики (YF-12A) [ править ]

Ортогональная схема Lockheed YF-12.
Orthographically projected diagram of the Lockheed YF-12.

Данные семейства Lockheed SR-71 «Blackbird» [31]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2; пилот и офицер управления огнем (FCO)
  • Длина: 101 фут 8 дюймов (30,97 м)
  • Размах крыльев: 55 футов 7 дюймов (16,95 м)
  • Рост: 18 футов 6 дюймов (5,64 м)
  • Площадь крыла: 1795 кв. футов (167 м ). 2 )
  • Соотношение сторон : 1,7
  • Пустой вес: 60 730 фунтов (27 604 кг)
  • Полная масса: 124 000 фунтов (56 200 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 140 000 фунтов (63 504 кг)
  • Силовая установка: 2 Pratt & Whitney J58 (JTD11D-20A) турбореактивных двигателя с форсажной камерой с перепускным каналом от компрессора, тяга 20 500 фунтов силы (91 кН) каждый всухую, 31 500 фунтов силы (140 кН) с форсажной камерой.

Производительность

  • Максимальная скорость: 2275 миль в час (3661 км/ч, 1977 узлов) на высоте 80 000 футов (24 000 м). [6]
  • Максимальная скорость: 3,35 Маха.
  • Боевая дальность: 3000 миль (4800 км, 2600 морских миль)
  • Практический потолок: 90 000 футов (27 400 м)
  • Скорость набора высоты: 11 820 футов/мин (60 м/с).
  • Тяга/вес : 0,44

Вооружение

Авионика

  • Hughes AN/ASG-18 РЛС управления огнем обзора и сбивания

См. также [ править ]

Связанные разработки

Связанные списки

Ссылки [ править ]

Примечания [ править ]

  1. В речи Джонсона самолету был назван А-11, так называлась двухместная конструкция.

Цитаты [ править ]

  1. ^ Пейс, Стив (1995). X-Planes в Эдвардсе . Зенит Отпечаток. п. 11. ISBN  978-1-61060786-5 .
  2. ^ Пейс 2004, стр. 45–46.
  3. ^ Пейс 2004, стр. 46–47.
  4. ^ Лэндис и Дженкинс 2005, стр. 40–41.
  5. ^ Младший, JSB (ноябрь 1964 г.). «В девять раз лучше» (PDF) . Журнал ВВС . ВВС США.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Грин и Суонборо, 1988, с. 350.
  7. ^ «Хьюз AIM-47 Falcon» . Системы обозначений.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б МакИнинч 1996, с. 15.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фонд Музея ВВС, 1983, с. 133.
  10. ^ МакИнинч 1996, с. 14.
  11. ^ «Суперреактивный истребитель представлен США» Пресс-обзор . (Спокан, Вашингтон). Ассошиэйтед Пресс. 1 октября 1964 г. с. 1.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пейс 2004, с. 53.
  13. ^ Дональд 2003, стр. 148, 150.
  14. ^ Может ли это навсегда изменить авиаперелеты? , получено 5 января 2024 г.
  15. ^ Лэндис и Дженкинс 2005, с. 44.
  16. ^ Кнаак, 1978.
  17. ^ SR-71 Blackbird, автор Пол Ф. Крикмор. Блумсбери. ISBN   9781472813176
  18. ^ Дрендел 1982, с. 6.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «НАСА - Факты о технологии Драйдена НАСА - Программа летных исследований YF-12» . www.nasa.gov . Проверено 24 апреля 2020 г.
  20. ^ Лэндис и Дженкинс 2005, стр. 62, 75.
  21. ^ Пейс 2004, стр. 109–10.
  22. ^ Лэндис и Дженкинс 2005, стр. 49–55.
  23. ^ Дуган, Джеймс Ф. младший «Предварительное исследование сверхзвуковых транспортных конфигураций с низкими значениями звукового удара» , с. 18. НАСА Исследовательский центр Льюиса , март 1973 г. Дата обращения: март 2012 г. (PDF)
  24. ^ Лэндис и Дженкинс 2005, с. 40.
  25. ^ Роберт П. Лайонс (30 апреля 1986 г.). ПОИСКИ СОВРЕМЕННОГО ИСТРЕБИТЕЛЯ: ИСТОРИЯ ОТ XF-108 ДО СОВРЕМЕННОГО ТАКТИЧЕСКОГО ИСТРЕБИТЕЛЯ (PDF) (Отчет). Центр оборонной технической информации. п. 10. Архивировано (PDF) из оригинала 21 января 2019 г.
  26. ^ Лэндис и Дженкинс 2005, с. 46.
  27. ^ Лэндис и Дженкинс 2005, стр. 49–50.
  28. ^ «61-7951» . www.habu.org .
  29. ^ "YF-12A/60-6935." Архивировано 4 апреля 2013 года в Национальном музее Wayback Machine ВВС США. Проверено: 16 апреля 2013 г.
  30. ^ "YF-12A/60-6934." Архивировано 23 апреля 2013 года в Аэрокосмическом музее Wayback Machine Hill. Проверено: 16 апреля 2013 г.
  31. ^ Гудолл и Миллер, 2002.

Библиография [ править ]

  • Фонд музея ВВС США . Музей ВВС США . Дейтон, Огайо: авиабаза Райт-Паттерсон, 1983 год.
  • Дональд, Дэвид, изд. «Черные дрозды Lockheed: A-12, YF-12 и SR-71». Блэк Джетс . ЭРтайм, 2003. ISBN   1-880588-67-6 .
  • Дрендел, Лу. SR-71 «Блэкберд» в действии . Кэрроллтон, Техас: Публикации эскадрильи/сигнала, 1982 г., ISBN   0-89747-136-9 .
  • Гудолл, Джеймс и Джей Миллер. Семейство Lockheed SR-71 «Blackbird» . Хинчли, Англия: Midland Publishing, 2002 г., ISBN   1-85780-138-5 .
  • Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Полная книга бойцов . Нью-Йорк: Barnes & Noble, 1988, ISBN   0-7607-0904-1 .
  • Дженкинс, Деннис Р. Секретные проекты Lockheed: Внутри Skunk Works . Сент-Пол, Миннесота: MBI Publishing, 2001, ISBN   978-0-7603-0914-8 .
  • Дженкинс, Деннис Р. и Тони Р. Лэндис. Экспериментальные и прототипы реактивных истребителей ВВС США. Миннесота, США: Specialty Press, 2008 г., ISBN   978-1-58007-111-6 .
  • Кнаак, Марсель Сайз. Энциклопедия самолетов и ракетных систем ВВС США: Том 1. Истребители после Второй мировой войны 1945–1973 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС, 1978. ISBN   0-912799-59-5 .
  • Лэндис, Тони Р. и Деннис Р. Дженкинс. Локхид Блэкбердс . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press, исправленное издание, 2005 г., ISBN   1-58007-086-8 .
  • МакИнинч, Томас. « История бычьей повозки ». Центр изучения разведки Центрального разведывательного управления, 2 июля 1996 г. Дата обращения: 10 апреля 2009 г.
  • Пейс, Стив. Локхид SR-71 «Блэкберд» . Суиндон: Crowood Press, 2004, ISBN   1-86126-697-9 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 788439eb318c6fc7a0f4f116daa430ca__1716474240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/78/ca/788439eb318c6fc7a0f4f116daa430ca.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lockheed YF-12 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)