Jump to content

Отношения Югославии и Европейского сообщества

Югославия и Европейское экономическое сообщество
Карта с указанием местонахождения Европейского экономического сообщества и Югославии

Европейское экономическое сообщество

Югославия

С момента создания Европейского экономического сообщества (позже расширившегося до Европейского Союза ) в 1957 году и до распада Югославии в начале 1990-х годов, то есть в период холодной войны , Социалистическая Федеративная Республика Югославия была первым социалистическим государством , которое развивало отношения с Югославией. организация. Несмотря на периодические неофициальные предложения, поступающие с обеих сторон, Югославия так и не стала полноправным государством-членом ЕЭС.

ЕЭС, а затем и ЕС, называли распад Югославии причиной экзистенциальной вины за то, что не удалось предотвратить гуманитарный кризис на прилегающей территории, и это послужило трамплином для создания общей внешней политики и политики безопасности . [ 1 ]

Взаимное взаимодействие между двумя сторонами активизировалось в конце 1980-х - начале 1990-х годов, но весь прогресс был прерван 25 ноября 1991 года из-за войн в Словении и Хорватии . До прекращения поставок Югославия была вторым по величине торговым партнером ЕЭС в Средиземноморском регионе, сразу после Алжира , причем 90% промышленного импорта из Югославии в ЕЭС не облагалось никакими пошлинами . [ 2 ]

в 1948 году После раскола Тито и Сталина Югославия изменила свою внешнюю политику: от тесного союза с Советским Союзом к фактической западной ориентации, а затем к нейтралитету и, в конечном итоге, к курсу неприсоединения . Балканский пакт 1953 года, подписанный Грецией , Турцией и Югославией, позволил Югославии косвенно ассоциироваться с НАТО до 1956 года и конца периода Информбиро . [ 3 ] В 1950 году Югославское радио и телевидение стало одним из членов-учредителей Европейского вещательного союза прекратило свое членство в IBO и в том же году . В 1962 году Союзная Народная Республика Югославия стала первой восточноевропейской страной, для которой Совет Европейского экономического сообщества принял возможность начала технических переговоров о сотрудничестве. [ 3 ] 26 февраля 1964 года Министерство иностранных дел Югославии провело актуальное совещание по отношениям Югославии с западноевропейскими государствами, на котором пришел к выводу, что эти отношения постоянно улучшаются. [ 4 ] В ходе встречи особое внимание было уделено отношениям Югославии с Западной Германией , где министерство высоко оценило результаты во взаимной торговле, туристических визитах и ​​научном сотрудничестве. [ 4 ] С другой стороны, министерство раскритиковало терпимость Германии к подрывной деятельности антиюгославской эмиграции после Второй мировой войны, кампании против Кочи Поповича и отсрочку судебного разбирательства против организаторов и исполнителей теракта на югославское представительство в Бад-Годесберге в ноябре. 29, 1962. [ 4 ] Министерство также подвергло критике нежелание выполнять обязательства и компенсации югославским жертвам Второй мировой войны . [ 4 ]

Благодаря развитым экономическим отношениям и большому сообществу эмигрантов отношения с Западной Германией играли особенно важную роль в комплексе двусторонних отношений Югославии со странами-членами ЕЭС. Официальные двусторонние отношения между Югославией и Западной Германией были отменены в соответствии с доктриной Хальштейна после признания Югославией Восточной Германии в 1957 году, ограничив отношения почти исключительно сферой экономики. [ 5 ] В 1965 году начались экспертные переговоры с ЕЭС, а также переговоры о масштабах будущего экономического сотрудничества и потенциального торгового обмена. [ 3 ] Отношения были восстановлены после избрания Вилли Брандта и его визита в Югославию в 1968 году в рамках его усилий по восточной политике . [ 5 ] Тито и Брандт обсудили военные репарации, что привело к созданию так называемой формулы Бриони, ориентированной на помощь в целях развития и кредиты на очень щедрых условиях вместо формальных репараций. [ 5 ] Эта формула позволила Югославии получить до 1 миллиарда немецких марок и впоследствии использовалась с Польшей. [ 5 ] Белград выразил недовольство неравным обращением с многочисленными югославскими рабочими в Германии по сравнению с итальянскими, испанскими и турецкими рабочими, а также деятельностью националистических эмиграционных групп. [ 5 ] Было также недовольство некоторым церемониальным аспектом восточной политики, в рамках которой Социалистическая Республика Румыния нормализовала свои отношения с Западной Германией до Югославии и в которой знаменитый Книфаль фон Варшау 1970 года в Варшаве не сопровождался жестом, аналогичным жестам жертвам резни в Крагуеваце во время его второй визит в Югославию в 1973 году. [ 5 ] Несмотря на некоторую внутреннюю напряженность, в центре внимания возобновленных двусторонних отношений были международные отношения, включая кризисы на Ближнем Востоке и во Вьетнаме, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе и разрядку в Европе, а также деятельность Движения неприсоединения . [ 5 ]

Уже в 1967 г. была подписана официальная Декларация об отношениях между СФР Югославией и ЕЭС . [ 3 ] В 1969 году, после вторжения Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году , было открыто Постоянное представительство СФРЮ при ЕЭС. [ 6 ] В 1977 году ЕЭС предоставило Европейскому инвестиционному банку доступ в Югославию. [ 2 ] В 1977-1978 годах Белград был местом проведения первой встречи по итогам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе . [ 7 ] К 1980 году Европейский инвестиционный банк предоставил два кредита на общую сумму 50 миллионов ЭКЮ для соединения югославской высоковольтной распределительной сети с сетями Греции и Италии, а также для строительства части трансюгославской дороги. [ 2 ]

В 1978 году Европейское сообщество и Югославия начали переговоры по Соглашению о сотрудничестве, которое было подписано в апреле 1980 года и вступило в силу в апреле 1983 года. [ 2 ] Соглашение о сотрудничестве содержало положения, касающиеся торговли , финансовой помощи и сотрудничества в сферах промышленности , науки и техники , энергетики , сельского хозяйства , транспорта , окружающей среды и туризма . [ 2 ] Это соглашение было третьим между двумя сторонами и стало возможным благодаря готовности Сообщества поднять свои тарифные потолки, которые в соответствии с предыдущим соглашением были намного ниже для сельскохозяйственной продукции. [ 8 ] Несмотря на некоторые оговорки некоторых из своих государств-членов, Сообщество было готово предложить Югославии более выгодные торговые условия из-за усиления торгового дисбаланса и увеличило экспорт Югославии на рынок СЭВ , который стал ее крупнейшим экспортным рынком в 1974 году и ее крупнейшим торговым партнером в целом в 1974 году. 1978 г., факт, вызвавший беспокойство как в Брюсселе, так и в Белграде. [ 8 ] Новое соглашение включало положения о более широком сотрудничестве в сферах промышленности, сельского хозяйства, науки и техники, энергетики, туризма и транспорта. [ 8 ] Особое внимание было уделено регулированию статуса временных югославских рабочих, в то время как Югославия была признана развивающейся страной, что означало, что торговые обязательства больше не были равными с обеих сторон, но налагали более высокое формальное бремя на сообщество. [ 8 ]

Будимир Лончар

8 июня 1988 года государственный секретарь иностранных дел Будимир Лончар заявил членам коллективного президента Югославии , что существуют В Европе происходят значительные интеграционные процессы и единый рынок , который требует адаптации по сравнению с Югославией. создается [ 6 ] В конце 1989 года Югославия инициировала подписание соглашения об ассоциации, поскольку в то время около 70% югославской внешней торговли осуществлялось со странами ЕЭС. [ 6 ] Французский политик Клод Шейссон , который был членом Комиссии Делора, ответственной за средиземноморскую политику и отношения между Севером и Югом, был самым ярым сторонником интеграции Югославии, при этом итальянец Джанни Де Микелис и немец Ганс Дитрих Геншер не были против этой идеи. [ 6 ] Геншер считал, что Югославия может дополнительно укрепить авторитет ЕЭС среди стран, не входящих в НАТО, однако официальные переговоры тогда еще не начались. [ 6 ]

В мае 1991 года президент ЕС Жак Делор и премьер-министр Люксембурга Жак Сантер предложили подписать соглашение об ассоциации и соглашение о поддержке структурных реформ в размере 5,5 миллиардов долларов, однако в то время югославские войны уже находились в своей начальной фазе. [ 6 ] Две крупнейшие входящие в состав республики республики, Хорватия и Сербия, которые возглавляли сторонники жесткой линии Франьо Туджман и Слободан Милошевич соответственно, отклонили это предложение. [ 3 ] В июне 1991 года миссия ЕЭК, сформированная министрами иностранных дел Люксембурга , Италии и Нидерландов, посетила Белград , где они беседовали с премьер-министром Югославии Анте Марковичем , а также Загреб , где они беседовали с президентами Миланом Кучаном из Словении и Франьо Туджманом из Хорватии. . [ 9 ] Члены миссии заявили, что экономическая помощь почти на 1 миллиард долларов будет приостановлена, если югославское военное наступление продолжится, а также что ЕЭС выступает за сохранение Югославии как единого образования. [ 9 ] Обеспокоенность сообщества вызывала географическое положение Югославии, которая, как и Швейцария, делила северную и южную части Сообщества на две части. [ 10 ] Члены ЕЭС разделились во мнениях относительно важности, которую они должны придавать потенциально противоречивым принципам самоопределения и территориальной целостности . [ 9 ] Канцлер Германии Гельмут Коль решительно подчеркивает право на самоопределение, президент Франции Франсуа Миттеран выступает против немедленного прекращения помощи Югославии, а Испания , Италия и Великобритания настаивают на территориальной целостности Югославии. [ 9 ] 25 ноября 1991 г. из-за эскалации боевых действий и нарушений прав человека все соглашения о сотрудничестве между ЕЭС и СФР Югославия были расторгнуты. [ 3 ] Широко воспринимаемый провал ЕЭС в бывшей Югославии, который подорвал доверие к сообществу и вынудил его обратиться за поддержкой к Организации Объединенных Наций , США и России , повлиял на будущее развитие общей внешней политики и политики безопасности . [ 10 ] Вступление в силу Маастрихтского договора в ноябре 1993 года, согласно которому был создан ЕС и введена общая внешняя политика и политика безопасности, было глубоко символически отмечено неспособностью достичь общей позиции в Югославии. [ 1 ]

Признание новых независимых бывших югославских республик

[ редактировать ]

После первоначальных усилий по обеспечению сохранения Югославской федерации Сообщество приняло два последовательных документа, меняющих политику, известных как « Руководящие принципы признания новых государств Восточной Европы и Советского Союза » от 16 декабря 1991 года и « Общая позиция по признанию Югославии». Югославских Республик » от 17 декабря 1991 года. [ 11 ] В то время как первая декларация подчеркивала важность приверженности демократии и нормам международного права в целом, вторая требовала от югославских республик, желающих добиться признания своей независимости, принять положения международного права, защищающие права человека, а также права национальных меньшинств . [ 11 ] Требование о гарантиях прав меньшинств было результатом опасений, что независимость югославских республик может представлять угрозу для этнических меньшинств в регионе, особенно в случае сербов Хорватии и сербов Боснии и Герцеговины , и убеждения, что надежные гарантии могут предотвратить стимулы для дальнейших насильственных конфронтаций. [ 12 ] Поэтому Европейское Сообщество решило использовать вопрос об условном признании независимости в качестве инструмента для деэскалации ситуации, причем предложение об условном признании ограничивается исключительно существующими югославскими федеральными единицами (республиками) в их административных границах и явно не поощряется в случае новых сепаратистских регионов ( Республика Сербская Краина , Республика Сербская , Республика Косова или Хорватская Республика Герцег-Босния ). [ 11 ] [ 12 ]

Постюгославские события

[ редактировать ]

Бывшие югославские республики Словения ( 2004 г. ) и Хорватия ( 2013 г. ) присоединились к Европейскому Союзу как независимые государства, Северная Македония , Сербия и Черногория ведут переговоры о своем вступлении с 2020, 2012 и 2010 годов соответственно. Босния и Герцеговина подала заявку в 2016 году и получила статус кандидата в 2022 году. [ 13 ] Частично признанное Косово признано потенциальным кандидатом на членство и официально подано на вступление в ЕС в 2022 году. [ 14 ] Многие политики, ученые и общественные деятели прокомментировали предполагаемую упущенную возможность членства Югославии в ЕЭС, в том числе Степан Месич , [ 15 ] Киро Глигоров , [ 16 ] Милорад Додик , [ 17 ] Компания Яковина , [ 6 ] Клаудио Джерардини [ 18 ] Вук Драшкович , [ 19 ] Владислав Йованович , [ 20 ] и Корнелиус Адебар . [ 21 ]

См. также

[ редактировать ]
Европейский Союз взял на себя обязательство принять страны Западных Балкан в качестве полноправных членов ЕС.

История до 1957 года

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Кутракос, Панос (2013). Общая политика безопасности и обороны ЕС . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . стр. 15–16, 170. ISBN.  978-0-19-969272-9 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и «Совет сотрудничества ЕЭК-Югославия; База данных пресс-релизов Европейской комиссии девятой сессии Совета сотрудничества ЕЭК-Югославия» . Европейская комиссия . Проверено 2 июля 2018 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Джуканович, Драган. «СФР Югославия и Европейское экономическое сообщество: от успешного сотрудничества и потенциального членства к приостановке всех соглашений» . Проверено 30 июня 2018 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д Милутин Томанович (1965) Хроника международных событий 1964 , Институт международной политики и экономики , стр. 254 (на сербско-хорватском языке )
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Косанович, Милан (2009). «Брандт и Тито: между восточной политикой и неприсоединением». В Финке, Кэрол; Шефер, Бернд (ред.). Восточная политика, 1969–1974: европейские и глобальные ответы . Нью-Йорк: Немецкий исторический институт в Вашингтоне и издательство Кембриджского университета . стр. 232–243. ISBN  978-0-521-89970-3 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г Яковина, Компания. «ТВРТКО ЯКОВИНА Хорватия могла войти в Европу уже в 1989 году» . Утренняя газета . Проверено 30 июня 2018 г.
  7. ^ Чавошки, Йован (2012). «На пути к Белграду: вклад Югославии в определение концепции европейской безопасности и сотрудничества 1975-1977 гг.». В Биланджиче, Владимир; Дальманн, Диттмар; Косанович, Милан (ред.). От Хельсинки до Белграда: первая встреча по итогам СБСЕ и кризис разрядки . Геттинберг: Боннский университет Press и V&R unipress. стр. 83–106. ISBN  978-3-89971-938-3 .
  8. ^ Jump up to: а б с д Верховая езда, Алан. «Конфликт в Югославии; ЕВРОПЕЙЦЫ ПРИСЫЛАЮТ КОМАНДУ ВЫСОКОГО УРОВНЯ» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 июля 2018 г.
  9. ^ Jump up to: а б Наттолл, Саймон (август 1994 г.). «ЕС и Югославия – Deus ex Machina или Machina sine Deo?». Журнал исследований общего рынка . 32 : 11–25.
  10. ^ Jump up to: а б с Сиуссиурас, Петрос (2004). «Процесс признания новых независимых государств бывшей Югославии Европейским сообществом: пример бывшей Социалистической Республики Македонии» . Журнал политической и военной социологии . 32 (1): 1–18.
  11. ^ Jump up to: а б Каплан, Ричард (2002). «Условное признание как инструмент регулирования этнических конфликтов: Европейское сообщество и Югославия». Нации и национализм . 8 (2): 157–177. дои : 10.1111/1469-8219.00044 .
  12. ^ « Огромный исторический шаг»: ЕС предоставляет Боснии и Герцеговине статус кандидата» . Сараево Таймс . 15 декабря 2022 г. Проверено 14 сентября 2023 г.
  13. ^ "Косово официально подает заявку на вступление в ЕС" . Рейтер . 15 декабря 2022 г. Проверено 14 сентября 2023 г.
  14. ^ «Югославия могла бы войти в ЕС, если бы Милошевич не хотел великой Сербии» . Vijesti.ba. 3 июля 2013 года . Проверено 24 декабря 2018 г.
  15. ^ «Почему бывшая СФРЮ отказалась от предложения быстрого вступления в ЕС и помощи в 5 миллиардов, и чего хотели МИЛОШЕВИЧ И ТУДМАН» . Вспышка . Проверено 24 декабря 2018 г.
  16. ^ «Додик: Югославия могла бы войти в ЕС» . Радио Телевидение Сербии . 30 июня 2013 года . Проверено 24 декабря 2018 г.
  17. ^ «ДВЕ БОЛЬШИЕ ОШИБКИ ЕВРОПЫ: «Если бы Югославию приняли в Европейский Союз в 1990 году, не пролилось бы никакой крови» » . Нет.час. 30 мая 2017 года . Проверено 24 декабря 2018 г.
  18. ^ «Драшкович: Кто виноват в распаде Югославии» . Ежедневный лист . 30 апреля 2017 года . Проверено 24 декабря 2018 г.
  19. ^ «Югославия уже была бы членом ЕС» . Политика . 22 января 2009 года . Проверено 24 декабря 2018 г.
  20. ^ «Если бы Югославия была членом ЕС» . Карнеги Европа . 13 декабря 2013 года . Проверено 24 декабря 2018 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9b286c2d5f1bd1fdf0002f8a79879a72__1709728440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9b/72/9b286c2d5f1bd1fdf0002f8a79879a72.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yugoslavia–European Communities relations - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)