Отношения Югославии и Европейского сообщества
![]() | |
![]() Европейское экономическое сообщество |
![]() Югославия |
---|
С момента создания Европейского экономического сообщества (позже расширившегося до Европейского Союза ) в 1957 году и до распада Югославии в начале 1990-х годов, то есть в период холодной войны , Социалистическая Федеративная Республика Югославия была первым социалистическим государством , которое развивало отношения с Югославией. организация. Несмотря на периодические неофициальные предложения, поступающие с обеих сторон, Югославия так и не стала полноправным государством-членом ЕЭС.
ЕЭС, а затем и ЕС, называли распад Югославии причиной экзистенциальной вины за то, что не удалось предотвратить гуманитарный кризис на прилегающей территории, и это послужило трамплином для создания общей внешней политики и политики безопасности . [ 1 ]
Взаимное взаимодействие между двумя сторонами активизировалось в конце 1980-х - начале 1990-х годов, но весь прогресс был прерван 25 ноября 1991 года из-за войн в Словении и Хорватии . До прекращения поставок Югославия была вторым по величине торговым партнером ЕЭС в Средиземноморском регионе, сразу после Алжира , причем 90% промышленного импорта из Югославии в ЕЭС не облагалось никакими пошлинами . [ 2 ]
История
[ редактировать ]1948–1967
[ редактировать ]в 1948 году После раскола Тито и Сталина Югославия изменила свою внешнюю политику: от тесного союза с Советским Союзом к фактической западной ориентации, а затем к нейтралитету и, в конечном итоге, к курсу неприсоединения . Балканский пакт 1953 года, подписанный Грецией , Турцией и Югославией, позволил Югославии косвенно ассоциироваться с НАТО до 1956 года и конца периода Информбиро . [ 3 ] В 1950 году Югославское радио и телевидение стало одним из членов-учредителей Европейского вещательного союза прекратило свое членство в IBO и в том же году . В 1962 году Союзная Народная Республика Югославия стала первой восточноевропейской страной, для которой Совет Европейского экономического сообщества принял возможность начала технических переговоров о сотрудничестве. [ 3 ] 26 февраля 1964 года Министерство иностранных дел Югославии провело актуальное совещание по отношениям Югославии с западноевропейскими государствами, на котором пришел к выводу, что эти отношения постоянно улучшаются. [ 4 ] В ходе встречи особое внимание было уделено отношениям Югославии с Западной Германией , где министерство высоко оценило результаты во взаимной торговле, туристических визитах и научном сотрудничестве. [ 4 ] С другой стороны, министерство раскритиковало терпимость Германии к подрывной деятельности антиюгославской эмиграции после Второй мировой войны, кампании против Кочи Поповича и отсрочку судебного разбирательства против организаторов и исполнителей теракта на югославское представительство в Бад-Годесберге в ноябре. 29, 1962. [ 4 ] Министерство также подвергло критике нежелание выполнять обязательства и компенсации югославским жертвам Второй мировой войны . [ 4 ]
1968–1987
[ редактировать ]Благодаря развитым экономическим отношениям и большому сообществу эмигрантов отношения с Западной Германией играли особенно важную роль в комплексе двусторонних отношений Югославии со странами-членами ЕЭС. Официальные двусторонние отношения между Югославией и Западной Германией были отменены в соответствии с доктриной Хальштейна после признания Югославией Восточной Германии в 1957 году, ограничив отношения почти исключительно сферой экономики. [ 5 ] В 1965 году начались экспертные переговоры с ЕЭС, а также переговоры о масштабах будущего экономического сотрудничества и потенциального торгового обмена. [ 3 ] Отношения были восстановлены после избрания Вилли Брандта и его визита в Югославию в 1968 году в рамках его усилий по восточной политике . [ 5 ] Тито и Брандт обсудили военные репарации, что привело к созданию так называемой формулы Бриони, ориентированной на помощь в целях развития и кредиты на очень щедрых условиях вместо формальных репараций. [ 5 ] Эта формула позволила Югославии получить до 1 миллиарда немецких марок и впоследствии использовалась с Польшей. [ 5 ] Белград выразил недовольство неравным обращением с многочисленными югославскими рабочими в Германии по сравнению с итальянскими, испанскими и турецкими рабочими, а также деятельностью националистических эмиграционных групп. [ 5 ] Было также недовольство некоторым церемониальным аспектом восточной политики, в рамках которой Социалистическая Республика Румыния нормализовала свои отношения с Западной Германией до Югославии и в которой знаменитый Книфаль фон Варшау 1970 года в Варшаве не сопровождался жестом, аналогичным жестам жертвам резни в Крагуеваце во время его второй визит в Югославию в 1973 году. [ 5 ] Несмотря на некоторую внутреннюю напряженность, в центре внимания возобновленных двусторонних отношений были международные отношения, включая кризисы на Ближнем Востоке и во Вьетнаме, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе и разрядку в Европе, а также деятельность Движения неприсоединения . [ 5 ]
Уже в 1967 г. была подписана официальная Декларация об отношениях между СФР Югославией и ЕЭС . [ 3 ] В 1969 году, после вторжения Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году , было открыто Постоянное представительство СФРЮ при ЕЭС. [ 6 ] В 1977 году ЕЭС предоставило Европейскому инвестиционному банку доступ в Югославию. [ 2 ] В 1977-1978 годах Белград был местом проведения первой встречи по итогам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе . [ 7 ] К 1980 году Европейский инвестиционный банк предоставил два кредита на общую сумму 50 миллионов ЭКЮ для соединения югославской высоковольтной распределительной сети с сетями Греции и Италии, а также для строительства части трансюгославской дороги. [ 2 ]
В 1978 году Европейское сообщество и Югославия начали переговоры по Соглашению о сотрудничестве, которое было подписано в апреле 1980 года и вступило в силу в апреле 1983 года. [ 2 ] Соглашение о сотрудничестве содержало положения, касающиеся торговли , финансовой помощи и сотрудничества в сферах промышленности , науки и техники , энергетики , сельского хозяйства , транспорта , окружающей среды и туризма . [ 2 ] Это соглашение было третьим между двумя сторонами и стало возможным благодаря готовности Сообщества поднять свои тарифные потолки, которые в соответствии с предыдущим соглашением были намного ниже для сельскохозяйственной продукции. [ 8 ] Несмотря на некоторые оговорки некоторых из своих государств-членов, Сообщество было готово предложить Югославии более выгодные торговые условия из-за усиления торгового дисбаланса и увеличило экспорт Югославии на рынок СЭВ , который стал ее крупнейшим экспортным рынком в 1974 году и ее крупнейшим торговым партнером в целом в 1974 году. 1978 г., факт, вызвавший беспокойство как в Брюсселе, так и в Белграде. [ 8 ] Новое соглашение включало положения о более широком сотрудничестве в сферах промышленности, сельского хозяйства, науки и техники, энергетики, туризма и транспорта. [ 8 ] Особое внимание было уделено регулированию статуса временных югославских рабочих, в то время как Югославия была признана развивающейся страной, что означало, что торговые обязательства больше не были равными с обеих сторон, но налагали более высокое формальное бремя на сообщество. [ 8 ]
1988–1992
[ редактировать ]8 июня 1988 года государственный секретарь иностранных дел Будимир Лончар заявил членам коллективного президента Югославии , что существуют В Европе происходят значительные интеграционные процессы и единый рынок , который требует адаптации по сравнению с Югославией. создается [ 6 ] В конце 1989 года Югославия инициировала подписание соглашения об ассоциации, поскольку в то время около 70% югославской внешней торговли осуществлялось со странами ЕЭС. [ 6 ] Французский политик Клод Шейссон , который был членом Комиссии Делора, ответственной за средиземноморскую политику и отношения между Севером и Югом, был самым ярым сторонником интеграции Югославии, при этом итальянец Джанни Де Микелис и немец Ганс Дитрих Геншер не были против этой идеи. [ 6 ] Геншер считал, что Югославия может дополнительно укрепить авторитет ЕЭС среди стран, не входящих в НАТО, однако официальные переговоры тогда еще не начались. [ 6 ]
В мае 1991 года президент ЕС Жак Делор и премьер-министр Люксембурга Жак Сантер предложили подписать соглашение об ассоциации и соглашение о поддержке структурных реформ в размере 5,5 миллиардов долларов, однако в то время югославские войны уже находились в своей начальной фазе. [ 6 ] Две крупнейшие входящие в состав республики республики, Хорватия и Сербия, которые возглавляли сторонники жесткой линии Франьо Туджман и Слободан Милошевич соответственно, отклонили это предложение. [ 3 ] В июне 1991 года миссия ЕЭК, сформированная министрами иностранных дел Люксембурга , Италии и Нидерландов, посетила Белград , где они беседовали с премьер-министром Югославии Анте Марковичем , а также Загреб , где они беседовали с президентами Миланом Кучаном из Словении и Франьо Туджманом из Хорватии. . [ 9 ] Члены миссии заявили, что экономическая помощь почти на 1 миллиард долларов будет приостановлена, если югославское военное наступление продолжится, а также что ЕЭС выступает за сохранение Югославии как единого образования. [ 9 ] Обеспокоенность сообщества вызывала географическое положение Югославии, которая, как и Швейцария, делила северную и южную части Сообщества на две части. [ 10 ] Члены ЕЭС разделились во мнениях относительно важности, которую они должны придавать потенциально противоречивым принципам самоопределения и территориальной целостности . [ 9 ] Канцлер Германии Гельмут Коль решительно подчеркивает право на самоопределение, президент Франции Франсуа Миттеран выступает против немедленного прекращения помощи Югославии, а Испания , Италия и Великобритания настаивают на территориальной целостности Югославии. [ 9 ] 25 ноября 1991 г. из-за эскалации боевых действий и нарушений прав человека все соглашения о сотрудничестве между ЕЭС и СФР Югославия были расторгнуты. [ 3 ] Широко воспринимаемый провал ЕЭС в бывшей Югославии, который подорвал доверие к сообществу и вынудил его обратиться за поддержкой к Организации Объединенных Наций , США и России , повлиял на будущее развитие общей внешней политики и политики безопасности . [ 10 ] Вступление в силу Маастрихтского договора в ноябре 1993 года, согласно которому был создан ЕС и введена общая внешняя политика и политика безопасности, было глубоко символически отмечено неспособностью достичь общей позиции в Югославии. [ 1 ]
Признание новых независимых бывших югославских республик
[ редактировать ]После первоначальных усилий по обеспечению сохранения Югославской федерации Сообщество приняло два последовательных документа, меняющих политику, известных как « Руководящие принципы признания новых государств Восточной Европы и Советского Союза » от 16 декабря 1991 года и « Общая позиция по признанию Югославии». Югославских Республик » от 17 декабря 1991 года. [ 11 ] В то время как первая декларация подчеркивала важность приверженности демократии и нормам международного права в целом, вторая требовала от югославских республик, желающих добиться признания своей независимости, принять положения международного права, защищающие права человека, а также права национальных меньшинств . [ 11 ] Требование о гарантиях прав меньшинств было результатом опасений, что независимость югославских республик может представлять угрозу для этнических меньшинств в регионе, особенно в случае сербов Хорватии и сербов Боснии и Герцеговины , и убеждения, что надежные гарантии могут предотвратить стимулы для дальнейших насильственных конфронтаций. [ 12 ] Поэтому Европейское Сообщество решило использовать вопрос об условном признании независимости в качестве инструмента для деэскалации ситуации, причем предложение об условном признании ограничивается исключительно существующими югославскими федеральными единицами (республиками) в их административных границах и явно не поощряется в случае новых сепаратистских регионов ( Республика Сербская Краина , Республика Сербская , Республика Косова или Хорватская Республика Герцег-Босния ). [ 11 ] [ 12 ]
Постюгославские события
[ редактировать ]Бывшие югославские республики Словения ( 2004 г. ) и Хорватия ( 2013 г. ) присоединились к Европейскому Союзу как независимые государства, Северная Македония , Сербия и Черногория ведут переговоры о своем вступлении с 2020, 2012 и 2010 годов соответственно. Босния и Герцеговина подала заявку в 2016 году и получила статус кандидата в 2022 году. [ 13 ] Частично признанное Косово признано потенциальным кандидатом на членство и официально подано на вступление в ЕС в 2022 году. [ 14 ] Многие политики, ученые и общественные деятели прокомментировали предполагаемую упущенную возможность членства Югославии в ЕЭС, в том числе Степан Месич , [ 15 ] Киро Глигоров , [ 16 ] Милорад Додик , [ 17 ] Компания Яковина , [ 6 ] Клаудио Джерардини [ 18 ] Вук Драшкович , [ 19 ] Владислав Йованович , [ 20 ] и Корнелиус Адебар . [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]- Группа девяти
- Вступление Боснии и Герцеговины в Европейский Союз
- Вступление Хорватии в Европейский Союз
- Вступление Северной Македонии в Европейский Союз
- Вступление Черногории в Европейский Союз
- Вступление Косово в Европейский Союз
- Вступление Словении в Европейский Союз
- Вступление Сербии в Европейский Союз
- Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом
История до 1957 года
[ редактировать ]Связанные понятия и события
[ редактировать ]- Европейская политика соседства
- Внутренняя шестерка
- Восточная политика
- Альпийско-Адриатическая рабочая группа
- Югославия и Движение неприсоединения
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кутракос, Панос (2013). Общая политика безопасности и обороны ЕС . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . стр. 15–16, 170. ISBN. 978-0-19-969272-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и «Совет сотрудничества ЕЭК-Югославия; База данных пресс-релизов Европейской комиссии девятой сессии Совета сотрудничества ЕЭК-Югославия» . Европейская комиссия . Проверено 2 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джуканович, Драган. «СФР Югославия и Европейское экономическое сообщество: от успешного сотрудничества и потенциального членства к приостановке всех соглашений» . Проверено 30 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Милутин Томанович (1965) Хроника международных событий 1964 , Институт международной политики и экономики , стр. 254 (на сербско-хорватском языке )
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Косанович, Милан (2009). «Брандт и Тито: между восточной политикой и неприсоединением». В Финке, Кэрол; Шефер, Бернд (ред.). Восточная политика, 1969–1974: европейские и глобальные ответы . Нью-Йорк: Немецкий исторический институт в Вашингтоне и издательство Кембриджского университета . стр. 232–243. ISBN 978-0-521-89970-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Яковина, Компания. «ТВРТКО ЯКОВИНА Хорватия могла войти в Европу уже в 1989 году» . Утренняя газета . Проверено 30 июня 2018 г.
- ^ Чавошки, Йован (2012). «На пути к Белграду: вклад Югославии в определение концепции европейской безопасности и сотрудничества 1975-1977 гг.». В Биланджиче, Владимир; Дальманн, Диттмар; Косанович, Милан (ред.). От Хельсинки до Белграда: первая встреча по итогам СБСЕ и кризис разрядки . Геттинберг: Боннский университет Press и V&R unipress. стр. 83–106. ISBN 978-3-89971-938-3 .
- ^ Jump up to: а б с д Ф. Р. Артизьен, Патрик (январь 1981 г.). «Более тесные связи Белграда с Брюсселем». Мир сегодня . 37 (1). Королевский институт международных отношений : 29–38. JSTOR 40395227 .
- ^ Jump up to: а б с д Верховая езда, Алан. «Конфликт в Югославии; ЕВРОПЕЙЦЫ ПРИСЫЛАЮТ КОМАНДУ ВЫСОКОГО УРОВНЯ» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Наттолл, Саймон (август 1994 г.). «ЕС и Югославия – Deus ex Machina или Machina sine Deo?». Журнал исследований общего рынка . 32 : 11–25.
- ^ Jump up to: а б с Сиуссиурас, Петрос (2004). «Процесс признания новых независимых государств бывшей Югославии Европейским сообществом: пример бывшей Социалистической Республики Македонии» . Журнал политической и военной социологии . 32 (1): 1–18.
- ^ Jump up to: а б Каплан, Ричард (2002). «Условное признание как инструмент регулирования этнических конфликтов: Европейское сообщество и Югославия». Нации и национализм . 8 (2): 157–177. дои : 10.1111/1469-8219.00044 .
- ^ « Огромный исторический шаг»: ЕС предоставляет Боснии и Герцеговине статус кандидата» . Сараево Таймс . 15 декабря 2022 г. Проверено 14 сентября 2023 г.
- ^ "Косово официально подает заявку на вступление в ЕС" . Рейтер . 15 декабря 2022 г. Проверено 14 сентября 2023 г.
- ^ «Югославия могла бы войти в ЕС, если бы Милошевич не хотел великой Сербии» . Vijesti.ba. 3 июля 2013 года . Проверено 24 декабря 2018 г.
- ^ «Почему бывшая СФРЮ отказалась от предложения быстрого вступления в ЕС и помощи в 5 миллиардов, и чего хотели МИЛОШЕВИЧ И ТУДМАН» . Вспышка . Проверено 24 декабря 2018 г.
- ^ «Додик: Югославия могла бы войти в ЕС» . Радио Телевидение Сербии . 30 июня 2013 года . Проверено 24 декабря 2018 г.
- ^ «ДВЕ БОЛЬШИЕ ОШИБКИ ЕВРОПЫ: «Если бы Югославию приняли в Европейский Союз в 1990 году, не пролилось бы никакой крови» » . Нет.час. 30 мая 2017 года . Проверено 24 декабря 2018 г.
- ^ «Драшкович: Кто виноват в распаде Югославии» . Ежедневный лист . 30 апреля 2017 года . Проверено 24 декабря 2018 г.
- ^ «Югославия уже была бы членом ЕС» . Политика . 22 января 2009 года . Проверено 24 декабря 2018 г.
- ^ «Если бы Югославия была членом ЕС» . Карнеги Европа . 13 декабря 2013 года . Проверено 24 декабря 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Заккария, Б. (2016). Югославская политика ЕЭС в Европе в период холодной войны, 1968-1980 гг . Пэлгрейв Макмиллан . Лондон .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Международные отношения Югославии
- Европейское экономическое сообщество
- История европейской интеграции
- История Европейского Союза
- Отношения Европейского Союза с третьими странами
- Отношения Боснии и Герцеговины и Европейского Союза
- Хорватия и Европейский Союз
- Отношения Сербии и Европейского Союза
- Отношения Косово и Европейского Союза
- Отношения Черногории и Европейского Союза
- Отношения Северной Македонии и Европейского Союза
- Словения и Европейский Союз