Раджья Сабха
Раджья Сабха | |
---|---|
![]() | |
Тип | |
Тип | Парламента Индии |
Ограничения по срокам | 6 лет |
Лидерство | |
Прамод Чандра Моди с 12 ноября 2021 г. | |
Структура | |
Сиденья | 245 (233 избранных + 12 назначенных) |
![]() | |
Политические группы | Правительство (121)
Другая оппозиция (28) Свободно (8)
|
Выборы | |
238 членов с правом передачи одного голоса законодательными собраниями штатов, 12 назначены президентом | |
Первые выборы | 1952 |
Последние выборы | 2024 |
Следующие выборы | 2025 |
Место встречи | |
![]() | |
Палата Раджья Сабха, Сансад Бхаван , 118, Рафи Марг, Нью-Дели , Дели , Индия — 110001 | |
Веб-сайт | |
трезвый | |
Конституция | |
Конституция Индии | |
Правила | |
Правила процедуры и ведения дел в Совете штатов (Раджья Сабха) (английский) |
28°37′0″N 77°12′30″E / 28.61667°N 77.20833°E The Rajya Sabha (lit: "States' Assembly"), also known as the Council of States, is the upper house of the bicameral Parliament of India. As of 2023[update]Максимальное членство в нем составляет 250 человек, из которых 238 избираются законодательными собраниями штатов и союзных территорий с использованием единого передаваемого голоса путем открытого голосования, а президент может назначать 12 членов за их вклад в искусство, литературу, науку и социальную сферу. услуга. [ 1 ] Общая разрешенная вместимость составляет 250 человек (238 избранных, 12 назначенных) в соответствии со статьей 80 Конституции Индии . [ 2 ] Текущая потенциальная вместимость Раджья Сабхи составляет 245 человек (233 избранных, 12 назначенных) после принятия Закона о Джамму и Кашмире (реорганизации). Максимальное количество мест в 250 членов может быть заполнено по усмотрению и требованиям дома Раджья Сабхи.
Члены избираются в шахматном порядке продолжительностью шесть лет, при этом около трети из 238 избираются каждые два года, в четные годы. [ 3 ] В отличие от Лок Сабхи , Раджья Сабха является постоянной палатой и, следовательно, не подлежит роспуску. Однако Раджья Сабха, как и Лок Сабха, может быть приостановлена президентом.
Раджья Сабха имеет равные права в законодательстве с Лок Сабха, за исключением сферы снабжения , где последняя имеет преимущественную власть. В случае противоречия в законодательстве может быть проведено совместное заседание двух палат, на котором Лок Сабха будет иметь большее влияние из-за своего большего числа членов. Вице -президент Индии (в настоящее время Джагдип Дханкхар ) является по должности председателем Раджья Сабхи, который председательствует на ее заседаниях. Заместитель председателя , избираемый из числа членов палаты, занимается повседневными делами палаты в отсутствие председателя. Раджья Сабха провела свое первое заседание 13 мая 1952 года. [ 4 ]
Раджья Сабха собирается в одноименном зале парламента в Нью-Дели . С 18 июля 2018 года Раджья Сабха имеет возможность синхронного перевода на все 22 зарегистрированных языка Индии . [ 5 ] Заседания Раджья Сабхи транслируются в прямом эфире на канале Sansad TV, штаб-квартира которого находится в здании парламента. [ 6 ]
Квалификация
Статья 84 Конституции устанавливает требования для членства в Парламенте. Член Раджья Сабхи обязан: [ 7 ] [ 8 ]
- Быть гражданином Индии.
- Принесите и подпишитесь перед каким-либо лицом, уполномоченным в этом отношении Избирательной комиссией, присягу или заявление в соответствии с формой, установленной для этой цели в Третьем приложении к Конституции.
- Быть не моложе 30 лет.
- Быть избранным Законодательным собранием штатов и союзных территорий посредством одного передаваемого голоса посредством пропорционального представительства . [ 9 ]
- Не быть объявленным преступником.
- Не быть субъектом неплатежеспособности , т.е. они не должны иметь долгов, которые они не способны погасить в текущем порядке, и должны иметь возможность покрыть свои финансовые расходы.
- Не занимать никаких других коммерческих должностей при правительстве Индии.
- Не быть невменяемым.
- Обладать такими другими качествами, которые могут быть предписаны в этом отношении любым законом, принятым Парламентом.
Кроме того, двенадцать членов назначаются президентом Индии, имеющим специальные знания в различных областях, таких как искусство и наука. Однако они не имеют права голосовать на президентских выборах согласно статье 55 Конституции.
Ограничения
Конституция Индии налагает некоторые ограничения на Раджья Сабху, а Лок Сабха (нижняя палата, Народная палата) обладает большей властью в определенных областях.
Денежные купюры
Определение денежного векселя дано в статье 110 Конституции Индии. Законопроект о деньгах может быть внесен в Лок Сабху только министром и только по рекомендации президента Индии. Когда Лок Сабха принимает денежный счет, Лок Сабха отправляет денежный счет в Раджья Сабху на 14 дней, в течение которых он может дать рекомендации. Даже если Раджья Сабха не вернет денежный счет в Лок Сабху в течение 14 дней, этот законопроект считается принятым обеими палатами. Кроме того, если Лок Сабха отклоняет любую (или все) поправки, предложенные Раджья Сабхой, законопроект считается принятым обеими палатами парламента в той форме, в которой Лок Сабха его окончательно примет. Следовательно, Раджья Сабха может только давать рекомендации по денежному законопроекту, но Раджья Сабха не может вносить поправки в денежный законопроект. Это сделано для того, чтобы Раджья Сабха не добавляла к денежному счету никаких неденежных вопросов. Совместного заседания обеих палат по денежным законопроектам не проводится, поскольку все окончательные решения принимает Лок Сабха. [ 10 ] [ 11 ]
Совместное заседание Парламента
Статья 108 предусматривает совместное заседание двух палат парламента в определенных случаях. Совместное заседание может быть созвано президентом Индии, если одна палата либо отклонила законопроект, принятый другой палатой, либо не предприняла никаких действий по законопроекту, переданному ей другой палатой, в течение шести месяцев, либо не согласилась с поправками. предложено Лок Сабхой по принятому им законопроекту. Учитывая, что численная численность Лок Сабхи более чем в два раза превышает численность Раджья Сабхи, Лок Сабха имеет тенденцию иметь большее влияние на совместном заседании парламента. Совместное заседание проходит под председательством спикера Лок Сабхи. Кроме того, поскольку совместное заседание созывается президентом по рекомендации правительства, которое уже имеет большинство в Лок Сабхе, совместное заседание обычно созывается для того, чтобы законопроекты прошли через Раджья Сабху, в котором правительство имеет меньшинство. [ 12 ]
Совместные заседания парламента являются редкостью: за последние 71 год они созывались трижды для принятия конкретного законодательного акта, последний раз в 2002 году:
- 1961: Закон о запрете приданого 1958 года.
- 1978: Закон о Комиссии по банковским услугам (отмена) 1977 года.
- 2002: Закон о предотвращении терроризма 2002 года.
Вотум недоверия
В отличие от Лок Сабхи, члены Раджья Сабхи не могут внести в палату вотум недоверия правительству. [ 13 ]
Полномочия
В индийской квазифедеральной структуре Раджья Сабха представляет штаты и союзные территории в законодательном органе союза (отсюда и название — Совет штатов). По этой причине Раджья Сабха обладает полномочиями, защищающими права штатов от правительства Союза.
Союзно-государственные отношения
Конституция наделяет парламент Индии полномочиями принимать законы по вопросам, отнесенным к компетенции штатов. примет резолюцию, Однако это можно сделать только в том случае, если Раджья Сабха сначала большинством в две трети предоставляющую такие полномочия Союзному парламенту. Правительство Союза не может принять закон по вопросу, отнесенному к компетенции штатов, без какого-либо разрешения Раджья Сабхи.
Правительство Союза оставляет за собой право принимать законы, непосредственно затрагивающие граждан всех стран. Государства, тогда как одно государство само по себе оставляет за собой право устанавливать правила и регулирующие законы своего региона. Раджья Сабха играет жизненно важную роль в защите культуры и интересов штатов.
Создание общеиндийских сервисов
Раджья Сабха квалифицированным большинством в две трети может принять резолюцию, дающую индийскому правительству право создавать больше общеиндийских служб, общих как для профсоюза, так и для штатов.
Членство по партиям
Члены Раджья Сабхи по политическим партиям (по состоянию на 15 августа 2024 г.) [update]):
Альянс | Вечеринка | депутаты | Лидер этажа | ||
---|---|---|---|---|---|
Соглашение о неразглашении Мест: 121 |
БДП | 96 | Джагат Пракаш Надда | ||
JD(U) | 4 | Санджай Кумар Джа | |||
НКП | 3 | Даст Патель | |||
JD(S) | 1 | HD Деве Гауда | |||
СВС | 1 | Милинд Деора | |||
РЛД | 1 | Джаянт Чаудхари | |||
РЛМ | 1 | Упендра Кушваха | |||
ПМК | 1 | Анбумани Р. | |||
АГП | 1 | БП Байшья | |||
ТМК(М) | 1 | ГК Васан | |||
АЭС | 1 | В. Харлухи | |||
ИРЦ(А) | 1 | Рамдас Атавале | |||
УППЛ | 1 | Рунгвра Назара | |||
В | 2 | ||||
ИМЯ | 6 | Никто | |||
ИНДИЯ Мест: 88 |
ИНК | 27 | М. Харге | ||
АИТК | 13 | Дерек О'Брайен | |||
ААП | 10 | Санджай Сингх | |||
ДМК | 10 | Тиручи Шива | |||
РЖД | 5 | ПК Гупта | |||
ИПЦ(М) | 4 | Эламарам Карим | |||
СП | 4 | Рам Гопал Ядав | |||
ДММ | 3 | Сибу Сорен | |||
НКП(СП) | 2 | Шарад Павар | |||
СС(УБТ) | 2 | Санджай Раут | |||
ИПЦ | 2 | Биной Вишвам | |||
МИУМЛ | 2 | P.V. Abdul Wahab | |||
МДМК | 1 | Ребенок | |||
годовое общее собрание | 1 | Аджит Кумар Бхуян | |||
КС(М) | 1 | Джозеф К. Мани | |||
В | 1 | Капил Сибал | |||
Несогласованный Мест: 28 |
YSRCP | 11 | В. Виджаясай Редди | ||
БЖД | 8 | Сасмит Патра | |||
БРС | 4 | КР Суреш Редди | |||
АИАДМК | 3 | М. Тамбидурай | |||
БСП | 1 | Рамджи Гаутам | |||
МНФ | 1 | К. Ванальвена | |||
Вакантный | 8 |
| |||
Общий | 245 | — |
Состав
Места распределяются пропорционально численности населения каждого штата или союзной территории . Некоторые штаты могут даже иметь больше представителей, чем штаты с большей численностью населения, чем они, потому что в прошлом они тоже имели высокую численность населения. Например, Тамилнад имеет 18 представителей на 72 миллиона жителей (в 2011 году), тогда как Бихар (104 миллиона) и Западная Бенгалия (91 миллион) имеют только 16. Поскольку члены избираются законодательным собранием штата, некоторые небольшие союзные территории, не имеющие законодательные органы не могут иметь представительства. Следовательно, Андаманские и Никобарские острова , Чандигарх , Дадра и Нагар-Хавели, а также Даман и Диу , Ладакх и Лакшадвип не присылают своих представителей. Двенадцать членов назначаются президентом. [ 14 ] [ 15 ]
Согласно Четвертому приложению к Конституции Индии от 26 января 1950 года, Раджья Сабха должна была состоять из 216 членов, из которых 12 членов должны были быть назначены президентом, а остальные 204 избраны для представления штатов. [ 15 ] В настоящее время санкционированная численность Раджья Сабхи в Конституции Индии составляет 250 человек, и эта цифра может быть увеличена путем внесения поправки в конституцию. Однако нынешняя численность составляет 245 членов в соответствии с Законом о народном представительстве 1951 года , который может быть увеличен до 250 путем внесения поправок в сам закон, из которых 233 являются представителями штатов и союзных территорий, а 12 назначаются президентом. [ 15 ] 12 назначенных членов Раджья Сабхи - это выдающиеся личности в определенных областях и известные деятели в определенной области.
Количество членов по штатам / союзным территориям
Штат/Юта | Места для этого штата | Крупнейшая вечеринка | Соглашение о неразглашении | ИНДИЯ | Другие | Вак | Избирательный цикл | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Андхра-Прадеш [ 16 ] | 11 | YSRCP | 11 | YSRCP | 11 | 26 (4)
28 (4) | ||||||||||
Аруначал-Прадеш | 1 | БДП | 1 | БДП | 1 | 26 (1) | ||||||||||
Ассам | 7 | БДП | 4 | БДП | 4 | годовое общее собрание | 1 | 25 (2)
26 (3) 28 (2) | ||||||||
АГП | 1 | |||||||||||||||
УППЛ | 1 | |||||||||||||||
Бихар | 16 | РЖД | 6 | БДП | 4 | ИНК | 1 | 24 (4)
26 (4) 28 (4) | ||||||||
JD(U) | 5 | |||||||||||||||
Чхаттисгарх | 5 | ИНК | 4 | БДП | 1 | ИНК | 4 | 24 (1)
26 (2) 28 (2) | ||||||||
Дели | 3 | ААП | 3 | ААП | 3 | 30 (3) | ||||||||||
Гоа | 1 | БДП | 1 | БДП | 1 | 29 (1) | ||||||||||
Гуджарат | 11 | БДП | 8 | БДП | 8 | ИНК | 3 | 24 (4)
26 (4) 29 (3) | ||||||||
Харьяна | 5 | БДП | 3 | В | 1 | ИНК | 1 | 24 (1)
26 (2) 28 (2) | ||||||||
Химачал-Прадеш | 3 | БДП | 3 | БДП | 3 | 24 (1)
26 (1) 28 (1) | ||||||||||
Джамму и Кашмир | 4 | 4 | ||||||||||||||
Джаркханд | 6 | БДП | 3 | БДП | 3 | ДММ | 2 | 24 (2)
26 (2) 28 (2) | ||||||||
Карнатака | 12 | БДП | 6 | БДП | 6 | ИНК | 5 | 24 (4)
26 (4) 28 (4) | ||||||||
JD(S) | 1 | |||||||||||||||
Керала | 9 | цена за тысячу показов | 3 | ИНК | 1 | 24 (3)
27 (3) 28 (3) | ||||||||||
ИПЦ(М) | 3 | |||||||||||||||
МИУМЛ | 2 | |||||||||||||||
ИПЦ | 2 | |||||||||||||||
КС(М) | 1 | |||||||||||||||
Мадхья-Прадеш | 11 | БДП | 8 | БДП | 8 | ИНК | 3 | 24 (5)
26 (3) 28 (3) | ||||||||
Махараштра | 19 | БДП | 8 | БДП | 8 | ИНК | 3 | 24 (6)
26 (7) 28 (6) | ||||||||
ИРЦ(А) | 1 | НКП(СП) | 3 | |||||||||||||
НКП | 1 | СС(УБТ) | 3 | |||||||||||||
Манипур | 1 | БДП | 1 | БДП | 1 | 26 (1) | ||||||||||
Мегхалая | 1 | НПЭП | 1 | АЭС | 1 | 26 (1) | ||||||||||
Мизорам | 1 | МНФ | 1 | МНФ | 1 | 26 (1) | ||||||||||
Нагаленд | 1 | БДП | 1 | БДП | 1 | 28 (1) | ||||||||||
Одиша | 10 | БЖД | 8 | БДП | 1 | БЖД | 9 | 24 (3)
26 (4) 28 (3) | ||||||||
Пудучерри | 1 | БДП | 1 | БДП | 1 | 27 (1) | ||||||||||
Пенджаб | 7 | ААП | 7 | ААП | 7 | 28 (7) | ||||||||||
Раджастан | 10 | ИНК | 6 | БДП | 4 | ИНК | 6 | 24 (3)
26 (3) 28 (4) | ||||||||
Сикким | 1 | БДП | 1 | БДП | 1 | 30 (1) | ||||||||||
Тамил Наду | 18 | ДМК | 10 | В | 1 | ДМК | 10 | АИАДМК | 3 | 25 (6)
26 (6) 28 (6) | ||||||
ПМК | 1 | МДМК | 1 | ТМК(М) | 1 | |||||||||||
ИНК | 1 | |||||||||||||||
Телангана | 7 | БРС | 7 | БРС | 7 | 24 (3)
26 (2) 28 (2) | ||||||||||
Трипура | 1 | БДП | 1 | БДП | 1 | 28 (1) | ||||||||||
Уттар-Прадеш | 31 | БДП | 25 | БДП | 25 | СП | 3 | БСП | 1 | 24 (10)
26 (10) 28 (11) | ||||||
РЛД | 1 | |||||||||||||||
В | 1 | |||||||||||||||
Уттаракханд | 3 | БДП | 3 | БДП | 3 | 24 (1)
26 (1) 28 (1) | ||||||||||
Западная Бенгалия | 16 | ТМС | 13 | БДП | 2 | ИНК | 0 | 24 (5)
26 (5) 29 (6) | ||||||||
АИТК | 13 | |||||||||||||||
ИПЦ(М) | 1 | |||||||||||||||
Кандидаты в президенты | 10 | БДП | 5 | ИМЯ | 5 | 2 | 24(4)
26(1) 28(5) | |||||||||
Общий | 245 | БДП | 95 | 116 | 92 | 6 | 24 (69)
25 (08) 26 (73) 27 (04) 28 (75) 29 (10) | |||||||||
33 | ||||||||||||||||
116 | 92 | 33 | 6 |
Офицеры
Лидер Палаты
Помимо председателя (вице-президента Индии) и заместителя председателя, существует еще должность, называемая лидером Палаты представителей . Это член кабинета министров – премьер-министр, если он является членом Палаты представителей или другим назначенным министром. Лидер занимает место рядом с председателем, в первом ряду.
Лидер оппозиции
Помимо лидера Палаты представителей, который является главным представителем правительства в Палате представителей, есть еще лидер оппозиции (ЛОП), возглавляющий оппозиционные партии. Эта функция была признана только в Законе о зарплате и пособиях лидеров оппозиции в парламенте 1977 года. Обычно это лидер крупнейшей неправительственной партии, и он признается таковым председателем.
Секретариат
Секретариат Раджья Сабхи был создан в соответствии с положениями статьи 98 Конституции. Упомянутая статья, которая предусматривает отдельный секретарский состав для каждой палаты Парламента, гласит: 98. Секретариат Парламента – Каждая Палата Парламента должна иметь отдельный секретарский состав: При условии, что ничто в этом пункте не может быть истолковано как препятствующее создание постов, общих для обеих палат парламента. (2) Парламент может законом регулировать набор и условия службы лиц, назначенных на должность секретаря любой Палаты Парламента. [ 17 ]
Секретариат Раджья Сабхи функционирует под общим руководством и контролем председателя. Основная деятельность Секретариата , в частности, включает следующее:
(i) предоставление секретарской помощи и поддержки эффективному функционированию Совета штатов (Раджья Сабха); (ii) предоставление удобств, допустимых для членов Раджья Сабхи; (iii) обслуживание различных парламентских комитетов; (iv) подготовка исследовательских и справочных материалов и выпуск различных публикаций; (v) набор рабочей силы в Секретариат Сабхи и решение кадровых вопросов; и (vi) подготовка и публикация отчетов о повседневной работе Раджья Сабхи и выпуск таких других публикаций, которые могут потребоваться в отношении функционирования Раджья Сабхи и ее комитетов. [ 17 ]
В выполнении своих конституционных и уставных обязанностей председателю Раджья Сабхи помогает генеральный секретарь, имеющий ранг, эквивалентный секретарю кабинета министров правительства Индии. Генеральному секретарю, в свою очередь, помогают старшие должностные лица на уровне секретаря, дополнительного секретаря, совместного секретаря и другие должностные лица и сотрудники секретариата. Нынешний генеральный секретарь — Прамод Чандра Моди . [ 18 ] [ 19 ] Зимней сессией 2019 года униформа маршалов Раджья Сабхи была изменена с традиционной индийской одежды, состоящей из тюрбанов, на темно-синюю и оливково-зеленую одежду в стиле милитари с кепками. [ 20 ] [ 21 ]
СМИ
Sansad TV (STV) — круглосуточный парламентский телеканал, принадлежащий и управляемый совместно обеими палатами индийского парламента. Цель канала - обеспечить углубленное освещение и анализ деятельности парламента, особенно его функционирования и развития политики. Во время заседаний Sansad TV ведет прямую трансляцию и представляет анализ работы палаты, а также других ежедневных парламентских событий и событий.
Ранее обе палаты парламента имели свои каналы Rajya Sabha TV и Lok Sabha TV соответственно. [ 22 ]
См. также
- Лок Сабха
- Список нынешних членов Раджья Сабхи
- Государственные законодательные советы Индии
- Генеральный секретарь Раджья Сабха
Ссылки
- ^ Центр Национальной информатики. «Цифровой Сансад» . Цифровой Сансад . Проверено 9 января 2024 г.
- ^ «Введение в Раджья Сабху» . rajyasabha.gov.in . Архивировано из оригинала 15 августа 2020 года . Проверено 3 августа 2020 г.
- ^ Дешмукх, Яшвант (11 июня 2016 г.). «Важные опросы сегодня: Руководство по исчислению Раджья Сабхи для чайников» . Первый пост . Архивировано из оригинала 19 июня 2016 года . Проверено 20 июня 2016 г.
- ^ «НАШ ПАРЛАМЕНТ» . Индийский парламент. Архивировано из оригинала 17 мая 2011 года . Проверено 11 мая 2011 г.
- ^ «Депутаты Раджья Сабхи теперь могут говорить в Палате представителей на 22 индийских языках» . Таймс оф Индия . 18 июля 2018 года. Архивировано из оригинала 8 октября 2018 года . Проверено 18 июля 2018 г.
- ^ «СансадТВ Live» . СансадТВ . Архивировано из оригинала 24 июня 2023 года . Проверено 24 июня 2023 г.
- ^ «Совет штатов (Раджья Сабха) – rajyasabha.in» . Архивировано из оригинала 18 июня 2012 года.
- ^ Синха, Яшита (26 марта 2023 г.). «Каковы критерии отбора депутатов? – Знать о своих обязанностях и основаниях дисквалификации» . Джагран Джош . Джагран Пракашан . Архивировано из оригинала 27 ноября 2023 года . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ «Справочник для вернувшихся офицеров - для выборов в Совет штатов и законодательные советы штатов» (PDF) . Избирательная комиссия Индии. 1992. стр. 400–426. Архивировано (PDF) из оригинала 10 января 2017 года . Проверено 2 августа 2017 г.
- ^ «Веб-сайт Раджья Сабхи - Законодательство» . Архивировано из оригинала 19 октября 2017 года . Проверено 2 ноября 2017 г.
- ^ Хан, Хадиджа (4 августа 2023 г.). «Денежные и финансовые законопроекты: в чем разница, что постановил суд» . Индийский экспресс . Архивировано из оригинала 27 ноября 2023 года . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ «СОЗОВ И ПРОРОГАЦИЯ ОБЕИХ ПАЛАТ ПАРЛАМЕНТА И РОСПУСК ЛОК САБХА» (PDF) . Министерство парламентских дел . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ «Что такое вотум недоверия, как оно обсуждается и что произойдет, если партия/альянс проиграет или выиграет» . Экономические времена . 8 августа 2023 г. Проверено 25 августа 2024 г.
- ^ «Часто задаваемые вопросы о Раджья Сабхе» . Индийский парламент. Архивировано из оригинала 11 декабря 2016 года . Проверено 8 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с «Композиция Раджья Сабхи - Раджья Сабха за работой» (PDF) . rajyasabha.nic.in . Секретариат Раджья Сабхи, Нью-Дели. Архивировано из оригинала (PDF) 5 марта 2016 года . Проверено 20 октября 2015 г.
- ^ «Члены Раджья Сабхи закреплены за Теланганой, Андхра-Прадеш» . Экономические времена. 30 мая 2014 года. Архивировано из оригинала 9 февраля 2014 года . Проверено 21 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Введение в Секретариат» (PDF) . Цифровой Сансад . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2023 года . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «Генеральный секретарь Раджья Сабха» . Архивировано из оригинала 11 августа 2018 года . Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ «Бывший руководитель CBDT PC Моди назначил Раджью Сабху генеральным секретарем» . Индус . 12 ноября 2021 г. ISSN 0971-751X . Архивировано из оригинала 6 марта 2022 года . Проверено 7 марта 2022 г.
- ^ Харвант Сингх (в отставке), генерал-лейтенант «Прекратить безудержное копирование военной формы» . Трибуна . Архивировано из оригинала 26 декабря 2019 года . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ Сервис, Трибьюн Ньюс. «Найду распорядился пересмотреть новую форму маршалов военного образца» . Трибуна . Архивировано из оригинала 26 декабря 2019 года . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «О Раджья Сабха ТВ» . Раджья Сабха. Архивировано из оригинала 9 февраля 2014 года . Проверено 19 мая 2014 г.
Дальнейшее чтение
- Назначенные члены Совета штатов Индии: исследование определения ролей Дж. Х. Проктор, Legislative Studies Quarterly, Vol. 10, № 1, февраль 1985 г., стр. 53–70.
- Алистер, Макмиллан. «Законопроект о 91-й поправке к Конституции: конституционное мошенничество?» . nuff.ox.ac.uk. Проверено 19 мая 2014 г.