Jump to content

Патанджали

(Перенаправлено из Патанджали )

как аватар Шеши Патанджали

Патанджали ( санскрит : पताण्जली , IAST : Патанджали , Санскритское произношение: [pɐtɐɲdʑɐli] ), также называемый Гонардия или Гоникапутра , был индуистским писателем, мистиком и философом. Оценки, основанные на анализе его работ, позволяют предположить, что он, возможно, жил между 2 веком до нашей эры и 5 веком нашей эры. [ 1 ] Патанджали считается аватаром Ади Шеши . [ 2 ]

Считается, что он является автором и составителем ряда санскритских произведений. [ 1 ] Величайшими из них являются « Йога-сутры» , классический текст йоги . Существуют предположения относительно того, является ли мудрец Патанджали автором всех приписываемых ему произведений, поскольку существует ряд известных исторических авторов с таким же именем. В XX веке вопросу историчности или личности этого автора или этих авторов было посвящено большое количество научных исследований. [ 3 ]

Личности

[ редактировать ]

Среди наиболее важных авторов по имени Патанджали: [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]

  • Автор Махабхашьи , древнего трактата по санскритской грамматике , основанного на Аштадхьяи Панини и лингвистике . Жизнь этого Патанджали датируется серединой II века до нашей эры как западными, так и индийскими учеными. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Этот текст был назван как бхашья или «комментарий» к работе Катьяяны Патанджали -Панини, но он настолько почитаем в индийских традициях, что широко известен просто как Маха-бхасья или «Великий комментарий». Согласно Ганешу Шрипаду Хупарикару, Патанджали (II век до н. э.), предшественник среди древних грамматических комментаторов, «принял этимологический и диалектический метод объяснения во всей своей «Махабхашье» (Великом комментарии), и это предполагалось, в более поздняя комментаторская литература представляет собой определенную форму «Кханда-анвая». Его текст настолько энергичный, хорошо аргументированный и обширный, что этот Патанджали был авторитетом как последний грамматик классического санскрита на протяжении более 2000 лет, а его предшественниками были Панини и Катьяяна. Их идеи о структуре, грамматике и философии языка также повлияли на ученых других индийских религий, таких как буддизм и джайнизм . [ 11 ] [ 12 ]
  • Составитель Йога-сутр , текста по йоги . теории и практике [ 13 ] и известный ученый санкхья школы индуистской философии . [ 14 ] [ 15 ] По разным оценкам, он жил между 2 веком до нашей эры и 4 веком нашей эры, при этом многие ученые сужают этот период до 2-4 веков нашей эры. [ 16 ] [ 13 ] [ 17 ] Йогасутры один из важнейших текстов индийской традиции и основа классической йоги. [ 18 ] Это текст индийской йоги, который в эпоху Средневековья чаще всего переводился на сорок индийских языков. [ 19 ]
  • Автор медицинского текста под названием «Патанджалатантра» . Его цитируют, и этот текст цитируется во многих средневековых текстах, связанных с науками о здоровье, а Патанджали называют медицинским авторитетом в ряде санскритских текстов, таких как Йогаратнакара , Йогаратнасамуккая и Падартавиджняна . [ 20 ] Есть четвертый индуистский ученый, также по имени Патанджали, который, вероятно, жил в 8-м веке нашей эры и написал комментарий к Чарака Самхите , и этот текст называется Чаракаварттика . [ 21 ] По мнению некоторых современных индийских ученых, таких как П.В. Шарма, два ученых-медика по имени Патанджали могут быть одним и тем же человеком, но совершенно отличным от Патанджали, написавшего классическую санскритскую грамматику Махабхашью . [ 21 ]
  • Патанджали — один из 18 сиддхов тамильской традиции сиддхов ( шайвов ). [ 22 ]

По мнению Монье Монье-Вильямса , слово «Патанджали» представляет собой сложное слово. [ 23 ] название от «патта» (санскрит: पत, «падение, полет») [ 24 ] и «андж» (अञ्ज्, «честь, праздновать, красиво») или «анджали» (अञ्जलि, «благоговение, соединение ладоней»). [ 25 ] [ 26 ]

Многие ученые, в том числе Луи Рену, предположили, что Патанджали, писавший о йоге, был другим человеком, чем Патанджали, написавший комментарий к грамматике Панини. [ 27 ] [ 28 ] В 1914 году Джеймс Вуд предположил, что это один и тот же человек. [ 29 ] В 1922 году Сурендранатх Дасгупта представил ряд аргументов в пользу того, что знаменитый текст по грамматике и автор текста по йоге могут быть идентичными. [ 30 ]

Общепринято мнение, что это, вероятно, были два разных автора. [ 31 ] [ 32 ] но некоторые западные ученые считают их единым целым. [ 33 ] [ 34 ]

Некоторые представители индийской традиции считают, что некий Патанджали написал трактаты по грамматике, медицине и йоге. Это было увековечено в стихе Бходжи в начале его комментария к Йогасутрам под названием Раджамарттанда (11 век), а также в следующем стихе, найденном в тексте Шиварамы 18 века: [ 35 ]

Йогой ум очищается шагами речи и врачом тела. Я склоняюсь со сложенными руками перед тем, кто сверг Патанджали, величайшего из мудрецов.

Йогена читтасйа падена вачам малам шарирасья ча вайдьякена. Йопакароттам праварам мунинам патанджалим пранджалиранатосми

Английский перевод: Я склоняюсь, сложив руки, перед выдающимся мудрецом Патанджали, который очистил ум с помощью йоги, речь с помощью грамматики и тело с помощью медицины.

Эту традицию обсуждает Мейленбельд. [ 20 ] который возводит эту «относительно позднюю» идею к Бходже (11 век), на которого, возможно, повлиял стих Бхартрихари (ок. 5 век), в котором говорится об знатоке йоги, медицины и грамматики, имя которого, однако, не названо. Ни один известный санскритский текст до X века не утверждает, что за всеми тремя трактатами стоял один и тот же Патанджали. [ 36 ]

Говорят, что мудрец Патанджали достиг Самадхи посредством йогической медитации в храме Брахмапуришварар, расположенном в Тирупаттуре , Тамил Наду , Индия . Джива Самадхи мудреца Патанджали, которое сейчас представляет собой закрытый зал для медитации, можно увидеть возле святилища Брахмы в храмовом комплексе Брахмапурисварар . [ нужна ссылка ]

Грамматическая традиция

[ редактировать ]

Согласно грамматической традиции, Патанджали жил во втором веке до нашей эры. [ 37 ] Он написал Махабхасью на сутры Панини в форме, цитирующей комментарий Катьяяны варттикам к . Это крупная влиятельная работа по грамматике и лингвистике санскрита. [ 7 ] Датировка Патанджали и его «Махабхасьи» установлена ​​сочетанием свидетельств: периода империи Маурьев, исторических событий, упомянутых в примерах, которые он использовал для объяснения своих идей, хронологии древних классических санскритских текстов, уважающих его учение, и упоминание его текста или его имени в древнеиндийской литературе. [ 38 ] [ 39 ] Из трех древних грамматиков хронологическая датировка Патанджали серединой 2 века до нашей эры считается «достаточно точной» среди основных ученых. [ 40 ]

Текст оказал влияние на буддийскую грамматическую литературу. [ 41 ] а также воспоминания путешественников по Индии. Например, китайский паломник И-цинг упоминает, что Махабхасью изучают в Индии, и продвинутые учёные изучают её за три года. [ 42 ]

Традиция йоги

[ редактировать ]

Самообучение

Практикуйте самообучение,
общаться с
выбранное вами божество.

— Патанджали, Йогасутры II.44. [ 43 ] [ 44 ]

В традиции йоги Патанджали — почитаемое имя. Творчество Патанджали включает в себя сутры о йоге ( Йогасутра ) и комментарий, являющийся неотъемлемой частью сутр, называемый Бхашья . Некоторые считают, что у сутр и Бхашьи были разные авторы, а комментарий приписывается «редактору» (санскр. «вьяса»). По словам Филиппа Мааса, один и тот же человек по имени Патанджали написал сутры и комментарии к Бхашье . [ 45 ]

Радхакришнан и Мур приписывают текст грамматику Патанджали, датируя его II веком до нашей эры , во времена Империи Маурьев (322–185 до н.э.). [ 46 ] Маас оценивает дату Йогасутры Патанджали примерно в 400 году нашей эры, основываясь на комментариях к ней, опубликованных в первом тысячелетии нашей эры. [ 13 ] Эдвин Брайант, с другой стороны, исследует основных комментаторов в своем переводе Йога -сутр . [ 47 ] Он заявляет, что «большинство ученых датируют текст вскоре после начала нашей эры (примерно с первого по второй век), но что он был помещен еще за несколько столетий до этого». [ 48 ] Брайант заключает, что «ряд ученых датируют Йога-сутры четвертым или пятым веком нашей эры, но все эти аргументы были оспорены», а поздняя хронология этого Патанджали и его текста проблематична. [ 49 ]

Тамильская шиваитская легенда

[ редактировать ]
Статуя Патанджали, украшенная гирляндой

Что касается его ранних лет, тамильская традиция шайва-сиддханты примерно 10 века нашей эры утверждает, что Патанджали изучал йогу вместе с семью другими учениками у великого йогического гуру Нанди Дева ( Нанди (индуизм) ), как сказано в Тирумулара » «Тирумандираме (Тантра 1). . Говорят, что его самадхи находится в храме Рамешварам Шивы, и в храме до сих пор существует его святилище.

Нанди арулПетра Надхараи Наадином
Нандигал Налвар Шива Йога Маамуни
Мандру Тохуда Патанджали Вьякрамар
Эндривар Энноду (Тирумулар) Энмарумааме

Перевод [ 50 ]

Мы искали стопы Бога, удостоившего Нандикешвару
Четыре Нанди ,
Шивайога Муни, Патанджали, Вьяграпада и я (Тирумулар)
Нас было восемь.

Работает

[ редактировать ]
Патанджали – Рендеринг современного искусства в Патанджали Йогпит , Харидвар

Вопрос о том, написаны ли эти две работы, «Йога-сутры» и «Махабхашья» , одним и тем же автором, является предметом серьезных споров. Авторство обоих впервые приписывается одному и тому же человеку в «Раджамартанде» Бходжадевы , относительно позднем (10 веке) комментарии к «Йога-сутрам». [ 51 ] а также несколько последующих текстов. Что касается самих текстов, «Йога-сутра» III.44 цитирует сутру Патанджали по имени, но сама эта строка не из «Махабхашьи». Эта легенда X века об единоличном авторстве сомнительна. Литературные стили и содержание «Йогасутр» и «Махабхашьи» совершенно различны, а единственная работа по медицине, приписываемая Патанджали, утеряна. Источники сомнений включают отсутствие перекрестных ссылок между текстами и отсутствие взаимного знания друг друга, в отличие от других случаев множества работ (более поздних) санскритских авторов. Кроме того, некоторые элементы Йога-сутр могут датироваться еще 4 веком нашей эры. [ 6 ] но такие изменения могут быть связаны с разным авторством или с более поздними дополнениями, которые не являются нетипичными для устной традиции. Большинство ученых называют обе работы «Патанджали», не имея в виду, что они написаны одним и тем же автором.

XI века В дополнение к «Махабхашье» и «Йога-сутрам», комментарию к Чараке бенгальского ученого Чакрапани Датты и тексту XVI века Патанджаличарита приписывает Патанджали медицинский текст под названием «Чаракапратисамскртах» (ныне утерянный), который, по-видимому, является пересмотренным вариантом ( пратисамскртах) . ) медицинского трактата Чараки. Хотя в медицинском труде есть краткий трактат о йоге под названием «Чаракасамхита» (автора Чараки), ближе к концу главы, называемой «Шарирастхана», он примечателен тем, что не имеет большого сходства с «Йога-сутрами» и фактически представляет собой форму восьмичастной йога, совершенно отличная от той, которую Патанджали изложил в «Йога-сутрах» и комментариях. Йогасутрабхашья.

Йога-сутры

[ редактировать ]

Йога -сутры Патанджали представляют собой 196 индийских сутр ( афоризмов ) по йоге . Это был наиболее переводимый древнеиндийский текст в средневековую эпоху: он был переведен примерно на сорок индийских языков и два неиндийских языка: старояванский и арабский . [ 19 ] Текст оставался в безвестности почти на 700 лет, с 12 по 19 века, и вернулся в конце 19 века благодаря усилиям Свами Вивекананды и других. Он снова получил известность как классика возвращения в 20 веке. [ 52 ]

История показывает, что до 20-го века на индийской сцене йоги доминировали другие тексты йоги, такие как Бхагавад-гита , Йога Васиштха и Йога Яджнавалкья . [ 53 ] Ученые считают Йога-сутры формулировок Патанджали одной из основ классической йогической философии индуизма. [ 54 ] [ 55 ]

Махабхашья

[ редактировать ]

Махабхашья Аштадхьяи («великий комментарий») Патанджали к представляет собой Панини раннее изложение Панини, наряду с несколько более ранней Варттикой Катьяяны важное . Патанджали касается того, как связаны слова и значения – Патанджали утверждает шабдапрамаНаХ – что доказательная ценность слов присуща им, а не выводится извне. [ 56 ] – Словозначенная ассоциация естественна. Эти вопросы в отношении значения слова ( символа ) будут разработаны в санскритской лингвистической традиции в дебатах между школами Мимамса , Ньяя и буддизмом в течение следующих пятнадцати столетий. [ нужна ссылка ]

Патанджали также определяет раннее понятие сфоты , которое будет значительно развито более поздними санскритскими лингвистами, такими как Бхартрихари . У Патанджали сфоТа (от sphuT — рывок/взрыв) — неизменное качество речи. Шумовой элемент ( дхвани , слышимая часть) может быть длинным или коротким, но на сфоТа не влияют индивидуальные различия говорящих. Таким образом, отдельная буква или «звук» ( varNa ), например k , p или a, представляет собой абстракцию, отличную от вариантов, возникающих при фактическом произнесении. [ 56 ] Эта концепция связана с современным понятием фонемы — минимального различия, определяющего семантически различные звуки. Таким образом, фонема — это абстракция ряда звуков. Однако в более поздних произведениях, особенно у Бхартрихари (6 век н.э.), понятие сфоТа меняется и становится скорее психическим состоянием, предшествующим фактическому произнесению, сродни лемме .

В трудах Патанджали также разрабатываются некоторые принципы морфологии ( пракрия ). В контексте развития афоризмов Панини он также обсуждает Катьяяны комментарии , которые также являются афористическими и похожими на сутры ; в более поздней традиции они были переданы как включенные в обсуждение Патанджали. В целом он защищает многие позиции Панини, которые в Катьяяне были истолкованы несколько иначе.

Метафизика как грамматическая мотивация

[ редактировать ]

В отличие от целей Панини в Аштьядхьяи, которые заключаются в различении правильных форм и значений от неправильных ( шабдаунушасана ), цели Патанджали более метафизичны. К ним относятся правильное чтение писаний ( агама ), поддержание чистоты текстов ( ракша ), разъяснение двусмысленности ( асамдеха ), а также педагогическая цель — обеспечение более легкого механизма обучения ( лагху ). [ 56 ] Эта более сильная метафизическая направленность также была указана некоторыми как одна из объединяющих тем «Йога-сутр» и «Махабхашьи», хотя более внимательное рассмотрение фактического использования санскрита Вудсом не выявило сходства в языке или терминологии.

Текст Махабхашьи был впервые критически отредактирован востоковедом XIX века Францем Кильхорном, который также разработал филологические критерии, позволяющие отличить «голос» Катьяяны от голоса Патанджали. Впоследствии вышел ряд других изданий, причем текст и перевод 1968 года, сделанные С.Д. Джоши и Дж.Х.Ф. Рудбергеном, часто считаются окончательными. К сожалению, последняя работа не завершена.

Часто утверждается, что Патанджали утверждал, что между ортодоксальными группами брахманов ( астика ) и неортодоксальными группами астика ( буддизм , джайнизм и атеисты) существовала враждебность, подобная враждебности между мангустом и змеей. [ 57 ] Натан Макговерн утверждает, что Патанджали никогда не использовал аналогию мангуста и змеи. [ 58 ]

Патанджали также проливает свет на современные события, комментируя недавнее греческое вторжение, а также несколько племен, живших в северо-западных регионах субконтинента.

Патанджалатантра

[ редактировать ]

Патанджали также является известным автором медицинского текста под названием «Патанджала» , также называемого «Патанджала» или «Патанджалатантра» . [ 20 ] [ 59 ] Этот текст цитируется во многих индийских текстах, посвященных йоге и здоровью. Патанджали назван медицинским авторитетом в ряде санскритских текстов, таких как Йогаратнакара , Йогаратнасамукчая , Падартавиджняна , Чакрадатта бхасья . [ 20 ] Некоторые из этих цитат уникальны для Патанджалы , но другие также встречаются в крупных индуистских медицинских трактатах, таких как Чарака Самхита и Сушрута Самхита . [ 20 ]

Есть четвертый ученый, которого также зовут Патанджали, который, вероятно, жил в 8 веке и написал комментарий к Чарака Самхите , и этот текст называется Чаракаварттика . [ 21 ] Два учёных-медика по имени Патанджали могут быть одним и тем же человеком, но обычно считается, что это совершенно разные люди, чем Патанджали, написавший классическую санскритскую грамматику Махабхасью . [ 21 ]

Наследие

[ редактировать ]

Патанджали почитается заклинаниями и святынями в некоторых современных школах йоги, включая йогу Айенгара. [ 60 ] и Аштанга Виньяса Йога . [ 61 ] Ученый йоги Дэвид Гордон Уайт пишет, что подготовка учителей йоги часто включает «обязательное обучение». [ 62 ] в «Йога-сутре» . Уайт называет это «любопытным, если не сказать больше». [ 62 ] поскольку текст, по его мнению, по существу не имеет отношения к « йоге, как ее преподают и практикуют сегодня », [ 62 ] комментируя, что Йога-сутра «почти лишена обсуждения поз, растяжки и дыхания». [ 63 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Патанджали | Индуистский писатель, мистик и философ | Британника» . britannica.com . Проверено 26 марта 2022 г.
  2. ^ Дэвид Фроули (2014). Ведическая йога: Путь Риши . Лотос Пресс. п. 147. ИСБН  978-0-940676-25-1 .
  3. ^ Рагхаван, В.; и др. (1968). Новый Каталог . Том. 11. Мадрас: Мадрасский университет. стр. 89–90. перечисляет десять отдельных авторов по имени «Патанджали».
  4. ^ Ганери, Джонардон. Артха: Значение , Oxford University Press, 2006, 1.2, стр. 12
  5. ^ Радхакришнан, С.; Мур, Калифорния (1957). Справочник по индийской философии . Принстон, Нью-Джерси: Принстонский университет, гл. XIII, Йога, с. 453
  6. ^ Jump up to: а б Наводнение 1996 г.
  7. ^ Jump up to: а б Сурес Чандра Банерджи (1989). Спутник санскритской литературы: охватывающий период более трех тысяч лет, содержащий краткие отчеты об авторах, произведениях, персонажах, технических терминах, географических названиях, мифах, легендах и нескольких приложениях . Мотилал Банарсидасс. п. 233. ИСБН  978-81-208-0063-2 .
  8. ^ Шарф, Питер М. (1996). Обозначение родовых терминов в древнеиндийской философии: грамматика, ньяя и мимамса . Американское философское общество. стр. 1–2. ISBN  978-0-87169-863-6 .
  9. ^ Кардона, Джордж (1997). Панини: Обзор исследований . Мотилал Банарсидасс . стр. 267–268. ISBN  978-81-208-1494-3 .
  10. ^ «Приблизительная хронология индийских философов» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 21 февраля 2022 г.
  11. ^ Шарфе, Хартмут (1977). Грамматическая литература . Отто Харрасовиц Верлаг. стр. 152–154. ISBN  978-3-447-01706-0 .
  12. ^ Гарольд Г. Кауард; К. Кунджунни Раджа (2015). Энциклопедия индийской философии, том 5: Философия грамматиков . Издательство Принстонского университета. стр. 3–11. ISBN  978-1-4008-7270-1 .
  13. ^ Jump up to: а б с Маас, Филипп А. (2006). Самадхипада: первая глава Патанджалайогашастры, впервые подвергнутая критической редакции (на немецком языке). Ахен: Шейкер. ISBN  978-3832249878 .
  14. ^ Дасгупта, Сурендранатх (1992). История индийской философии , том 1, стр. 229 Публикации Мотилала Банарсидасса. ISBN   8120804120
  15. ^ Филлипс, Стивен Х. (2013). Йога, карма и возрождение: краткая история и философия , издательство Колумбийского университета. ISBN   0231519478
  16. ^ Брайант 2009 , стр. xxxiv, 510 с примечаниями 43–44.
  17. ^ Мишель Демарэ (2008), Изменение сознания: разум, сознание и идентичность в Йога-сутре Патанджали , Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120833364 , страницы 16–17 со сносками.
  18. ^ Демарэ, Мишель Мари (2008). Изменение сознания: разум, сознание и идентичность в «Йога-сутре» Патанджали и когнитивной нейронауке . Мотилал Банарсидасс . стр. 15–16. ISBN  978-81-208-3336-4 . , Цитата: «YS широко признан одним из наиболее важных текстов индуистской традиции и основным текстом для понимания классической йоги».
  19. ^ Jump up to: а б Белый 2014 , с. xvi.
  20. ^ Jump up to: а б с д и Меуленбельд, Г. Ян (1999). История индийской медицинской литературы, том. Я часть 1 . Гронинген: Э. Форстен. стр. 141–44. ISBN  978-9069801247 .
  21. ^ Jump up to: а б с д Меуленбельд, Г. Ян (1999). История индийской медицинской литературы, том. Я часть 1 . Гронинген: Э. Форстен. стр. 143–144, 196. ISBN.  978-9069801247 .
  22. ^ Фейерштейн, Георг . «Йога 18 Сиддхов Ганапати» . Традиционные занятия йогой . Архивировано из оригинала 23 сентября 2019 года . Проверено 17 марта 2019 г.
  23. ^ Монье Монье Уильямс, Патанджали , Санскритский словарь английского языка с этимологией, Oxford University Press, страница 582
  24. ^ Монье Монье Уильямс, пата , Санскритский словарь английского языка с этимологией, Oxford University Press, страницы 580–581
  25. ^ Монье Монье Уильямс, анджали , Санскритский словарь английского языка с этимологией, Oxford University Press, страница 11
  26. ^ БКС Айенгар (2009). Йога: мудрость и практика . Пингвин. п. 71. ИСБН  978-0-7566-5953-0 .
  27. ^ Луи Рену (1940). «О личности двух Патанджали». В Лоу Нарендра Натха (ред.). Мемориальный том Луи де ла Валле Пуссена . Калькутта. стр. 368–73. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  28. ^ Шарма, П.В. (1970). Чарак-чинтан (Историческое исследование Чаракасамхиты) (Carak-cintan. Carakasaṃhitā kā aitihāsik adhyayan) . Варанаси: Каукхамба Самскрт Самстхан. стр. 23–43. , Шарма, П.В. (1992). История медицины в Индии . Нью-Дели: Индийская национальная академия наук. стр. 181–82. ; Трипатхи, Йогендра Кумар (1987). Ньяя Сутра и Чарака-Самхита . Варанаси: Тривидха Пракашан. стр. 26–27. , Вудс, Джеймс Хотон (1914). Система йоги Патанджали: или древняя индуистская доктрина концентрации ума с использованием мнемонических правил, называемая Йога-сутрами Патанджали и Комментария, называемая Йога-бхашья, приписываемая Веда-Вьясе, и Объяснение, называемое Таттвайшаради, Вачаспати-мишры . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. xv – xvii. .
  29. ^ Вудс, Джеймс Хотон (1914). Система йоги Патанджали: или древняя индуистская доктрина концентрации ума, охватывающая мнемонические правила, называемая Йога-сутрами, Патанджали и Комментарий, называемая Йога-бхашья, приписываемая Веда-Вьясе, и Объяснение, называемое Таттваишаради, Вачаспати-мишры . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. введение.
  30. ^ Сурендранатх Дасгупта (1992). История индийской философии . Перепечатка: Мотилал Банарсидасс (Оригинал: издательство Кембриджского университета, 1922 г.). стр. 230–238. ISBN  978-81-208-0412-8 .
  31. ^ Джеймс Дж. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: Новая Зеландия . Издательская группа Розен. стр. 506–507 . ISBN  978-0-8239-3180-4 .
  32. ^ Дэвид Гордон Уайт (2014). «Йога-сутра Патанджали»: биография . Издательство Принстонского университета. стр. 34–38. ISBN  978-1-4008-5005-1 .
  33. ^ Дайан Коллинсон; Кэтрин Плант; Роберт Уилкинсон (2013). Пятьдесят мыслителей Востока . Рутледж. стр. 81–86. ISBN  978-1-134-63151-3 .
  34. ^ Майкл Эдвардс (2013). Оксфордский справочник гражданского общества . Издательство Оксфордского университета. стр. 273–274. ISBN  978-0-19-933014-0 .
  35. ^ Патанджали; Джеймс Хотон Вудс (перевод) (1914). Йога-сутры Патанджали . Опубликовано для Гарвардского университета компанией Ginn & Co., стр. xiv – xv.
  36. ^ Чандрамули С. Найкар (2002). Патанджали «Йогасутры» . Сахитья Академия. стр. 13–14. ISBN  978-81-260-1285-5 .
  37. ^ Мишра, Гиридхар (1981). «Введение» [Введение] Обсуждение . непанинианских обычаев в Адхьятма Рамаяне (доктор философии) (на санскрите) Варанаси, Индия: Университет санскрита Сампурнананд . Получено 21 мая.
  38. ^ Барт Дессейн; Вейджин Тенг (2016). Текст, история и философия: Абхидхарма в буддийских учебных традициях . Брилл Академик. стр. 32–34. ISBN  978-90-04-31882-3 .
  39. ^ Джордж Кардона (1997). Панини: Обзор исследований . Мотилал Банарсидасс. стр. 262–268. ISBN  978-81-208-1494-3 .
  40. ^ Питер М. Шарф (1996). Обозначение родовых терминов в древнеиндийской философии: грамматика, ньяя и мимамса . Американское философское общество. стр. 1 со сноской 2. ISBN  978-0-87169-863-6 .
  41. ^ Хартмут Шарфе (1977). Грамматическая литература . Отто Харрасовиц Верлаг. стр. 163–166, 174–176 со сносками. ISBN  978-3-447-01706-0 .
  42. ^ Хартмут Шарфе (1977). Грамматическая литература . Отто Харрасовиц Верлаг. стр. 153–154. ISBN  978-3-447-01706-0 .
  43. ^ Дэвид Карпентер; Ян Уичер (2003). Йога: индийская традиция . Рутледж. п. 34. ISBN  978-1-135-79606-8 .
  44. ^ Стивен Филлипс (2009), Йога, карма и возрождение: краткая история и философия , издательство Колумбийского университета, ISBN   978-0231144858 , страницы 151, 209, 215, 263.
  45. ^ Маас, Филип. А (2006). Самадхипада: первая глава Патанджалайогашастры, впервые подвергнутая критической редакции . Ахен: Шейкер. ISBN  978-3832249878 .
  46. ^ Радхакришнан и Мур 1957 , с. 453.
  47. ^ Брайант 2009 , с. [ нужна страница ] .
  48. ^ Брайант 2009 , с. xxxiv.
  49. ^ Брайант 2009 , с. 510, примечания 43–44.
  50. ^ Натараджан, Баласубрахманья (пер.) (1979). Тирумантирам = Святые гимны: с введением, кратким описанием и примечаниями . Мадрас: Публикации ITES. OCLC   557998668 .
  51. ^ Йога-сутры Патанджали , изд. Джеймс Хотон Вудс, 1914, с. xv
  52. ^ Белый 2014 , с. xvi–xvii.
  53. ^ Белый 2014 , с. xvi–xvii, 20–23.
  54. ^ Ян Уичер (1998), Целостность йога-даршана: пересмотр классической йоги, State University of New York Press, ISBN   978-0791438152 , стр. 49.
  55. ^ Стюарт Сарбакер (2011), Yoga Powers (редактор: Кнут А. Якобсен), Брилл, ISBN   978-9004212145 , стр. 195.
  56. ^ Jump up to: а б с Слово и мир: вклад Индии в изучение языка (1990). Бимал Кришна Матилал . Оксфорд. ISBN  978-0-19-562515-8 .
  57. ^ Ромила Тапар (1992): Интерпретация ранней Индии , Oxford University Press, стр. 63
  58. ^ Натан Макговерн (2019): Змея и мангуст. Возникновение идентичности в ранней индийской религии , Oxford University Press, стр. 3
  59. ^ Сурендранатх Дасгупта (1992). История индийской философии . Перепечатка: Мотилал Банарсидасс (Оригинал: издательство Кембриджского университета). п. 231. ИСБН  978-81-208-0412-8 .
  60. ^ «Обращение к Патанджали» . Айенгар-йога (Великобритания) . Проверено 31 августа 2019 г.
  61. ^ «Шарат Джойс» . Kpjayi.org . Архивировано из оригинала 10 января 2018 года . Проверено 31 августа 2019 г.
  62. ^ Jump up to: а б с Белый 2014 , с. 1.
  63. ^ Белый 2014 , с. 4.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b38fcca972a88fc1ec17457065b2f961__1723478400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/61/b38fcca972a88fc1ec17457065b2f961.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Patanjali - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)